Верхний баннер
18:38 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 06 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Семейный совет

07.10.2013 | 02:29
Почему не надо говорить «Молодец»

Во времена, когда росла, у родителей была установка «Не перехвали – испортишь». Сейчас все наоборот: «Хвалите, дорогие, похвала лишней не бывает!». И все-таки есть несколько причин избегать в общении с ребенком слова «Молодец». 

У нас сформировано стойкое представление, что лучший способ поддержать ребенка в его благих начинаниях – это похвалить. Известный психолог Элфи Коэн, автор книги "Безусловные Родители. Как уйти от поощрений и наказаний к любви и пониманию", дает несколько очевидных вредных последствий регулярной похвалы.

Слово «Молодец», произносимое так часто, что может сойти уже за слово-паразит, действительно носит разлагающий характер. Во-первых, это явная манипуляция. Ребенок слышит его, когда делает что-то, соответствующее нашим ожиданиям. То есть выполняет условие – получает результат. Психологи называют это «подслащенным контролем». Да, дети легко поддаются на подобную уловку, хотя и чувствуют подвох. Но это не повод для нас ей злоупотреблять.

Кроме того, регулярная похвала формирует зависимость. Ребенок, которого часто хвалят, постоянно оглядывается на взрослых в ожидании одобрения. Он быстрее отступает от своего мнения, если взрослый с ним не согласен, и вообще не склонен делиться мнением и упорно решать трудные задачи. В итоге «похвалозависимость» не снижает уровень тревожности, а наоборот повышает его. Причем ее часто можно наблюдать и во взрослом возрасте!

Есть и еще одна ловушка: похвалой мы лишаем ребенка удовольствия самому оценивать собственные поступки, определять, насколько серьезны эти достижения. Вечный «молодец» никогда не скажет «Я сделал это!», потому что он не ориентирован на преодоление, у него нет вкуса и интереса к победе. А есть стремление быть оцененным со стороны. Поэтому он лишь растерянно посмотрит по сторонам – а заметил ли кто-нибудь?

Как же поддержать ребенка в его маленьких победах, если не хвалить? Можно молча – просто приобнять. Объятие – это ведь не оценка! Можно вместо того, чтобы воскликнуть «Какой прекрасный рисунок!», спросить – «А почему ты выбрал именно эти краски?», «А как ты хочешь нарисовать продолжение истории?» Тогда интерес к любимому занятию только усилится. А можно просто описывать то, что вы видите: например, реакцию другого человека, для которого ваш ребенок сделал что-то хорошее: «Посмотри, как радуется бабушка твоей помощи!».

Да, от привычки хвалить и оценивать избавиться очень непросто. Ведь вся наша детская литература, от Маяковского и Барто, построена на оценочности. Но надо. Потому что гораздо больше, чем похвала, нашим детям нужно уважительное и вдумчивое отношение к их поступкам. И поддержка без всяких условий, аннексий и контрибуций.


Обсуждение
1041
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.