Каждый ребенок – особенный. Да и каждый человек вообще. Но кто-то особеннее других – о «белых воронах» сегодня и поговорим.
«Мой ребенок – белая ворона. Он не такой, как все, и я учу его спокойно к этому относиться» - мне не раз доводилось слышать подобные реплики от молодых мам. При этом если вы думаете, что речь о детях-аутистах, о детях с задержками в развитии, о детях с нарушениями опорно-двигательной системы или другими ограничениями здоровья – вовсе нет! Вполне здоровые дети. На общих основаниях посещают образовательные учреждения – детский сад, школу. Но вот – «особенные». Что стоит за этой особостью и стоит ли культивировать подобную позицию в отношении себя в ребенке? Попробуем разобраться.
В любом детском сообществе бывает тот, кто оказывается в стороне от общих шумных затей, у кого мало друзей и приятелей, кто сложнее и болезненнее социализируется. Как правило, это просто дети-интроверты. Степень интроверсии зависит от темперамента и, во многом, является врожденной. И хотя ярко выраженных интровертов не так уж много, это – норма. Но на нее часто накладывается мамина тревожность, которая естественным образом передается ребенку. И вот мы имеем тревожного интроверта – ранимого, травимого, от того еще больше замыкающегося в себе. А тут добрая мама подливает масла в огонь – «Да, ты не такой, как все. Но относись к этому философски. Ты лучше их всех!». Облегчает ли она ему жизнь? Сомневаюсь. Скорее, обрекает на одиночество. Почему бы вместо акцента на различиях не сделать акцент на сходствах? Почему бы не помочь замкнутому ребенку найти себе единомышленников с теми же интересами? В следующий раз, сокрушаясь над ребенком-белой вороной, подумайте о тех, кого заслуженно называют «особыми детьми» - о ком мы говорили в начале. И о том, что для них создают системы инклюзивного образования специально, чтобы они не чувствовали себя особыми. Потому что вместе – лучше, чем врозь.