Какими были любимые игрушки вашего детства? Вспомните. Совсем не обязательно это были шикарные, дорогие львы-куклы-заводные машины. Вполне возможно, в любимцах ходил старенький облезлый мишка или крошечный пупс.
Процитирую дневник одно многодетной мамы с сайта BabyBlog: «Для меня игра, придуманная Соней, где она из чемодана и зонтика делает домик, дороже и ценнее, чем сложное лото или парные пазлы. Сегодня хорошей считается игрушка, которая необычайно навороченная либо потрясающе развивающая. Мы забыли истинное назначение игрушки – быть материальным воплощением в мире детской фантазии», конец цитаты.
Наш постоянный эксперт, педагог Людмила Крылова с автором этих строк не знакома, но согласна:
- Игрушка должна будить фантазию. Современная индустрия игрушки очень чётко воспитывает из наших детей целое поколение потребителей.
Вообще, это надо наблюдать: когда у куклы очень тщательно, мелко всё вылеплено, она, скорее, напоминает коллекционный экспонат, чем объект для игры.
Я могу привести ещё один потрясающий пример. Марина Ивановна Цветаева. Она говорила о том, что не может писать на белой бумаге, её это стопорит. Она предпочитает писать свои стихи на серой, какой-нибудь обёрточной бумаге.
Так вот, ребёнок, когда получает игрушку, в которой нет завершённости, а есть только намёк, он больше фантазию включает.
Сколько должно быть игрушек? Людмила Крылова считает, что их не должно быть мало или много, а должно быть достаточно. Это самое «достаточно» у каждого своё, душа – мера. Но помните: игрушки надо именно выбирать, а не собирать.
Людмила знает оригинальный способ, как оградить свой дом от заваливания игрушками:
- Надо понять, что любая игрушка должна быть оживлена образом. Это значит, что если я принесу в дом такой цветочек, то скажу: «Вырос весною цветок на поляне, утром весенним раскрыл лепестки, всем лепесткам красоту и дыханье дружно дают под землёй корешки». Это стихотворенье из великолепной книги Щетинина «Объять необъятное». Всё - цветок становится живым для ребёнка. Можно придумать целую сказку, если это какая-то кукла или машинка. И если вы привнесли вот это живое, то предмет ребёнку будет уже не безразличен. А если вы поймете, что каждый предмет надо вот так обыграть, у вас не будет искушения слишком много игрушек покупать.
Ещё один способ: когда ребёнок будет способен формулировать желания, стоит дать ему возможность выбирать игрушки самому. И не форсировать события, покупая кукольный дом до того, как о нём попросили.
Что до самых маленьких. В начале жизни деткам больше интересны предметы взрослого мира, нежели игрушки сами по себе. Крышка от кастрюли, пульт от телевизора, мамины бусы – всё идёт в дело. Учтите это, и, возможно, дорогому мобилю не придётся пылиться в кладовке. В конце концов, самые первые игрушки можно сделать самому. Главное, чтобы их было интересно щупать и приятно грызть.