Первая настоящая еда ребёнка. Обычно её представляют в виде баночки пюре. То есть чего-то специфично детского. Хотя способ кормления детей особыми продуктами привнесён цивилизацией. Совсем необязательно перетирать пищу в пыль, чтобы познакомить с ней ребёнка.
Прикорм, первая пища малыша, бывает разный. Бывает педиатрический, а бывает педагогический. Педиатрический – это когда с шести месяцев ребёнку начинают давать по ложечке овощного или фруктового пюре, постепенно увеличивая дозу и расширяя рацион. Такой прикорм показан детям, которые находятся на искусственном вскармливании. Педагогический прикорм им не подходит. А вот грудничкам – это именно то, что надо.
Ребёнок, находящийся на педприкорме, ест то же самое, что и мама. Что у неё в тарелке – то у малыша во рту. Начинается такой прикорм с микроскопических доз, размером со спичечную головку. Сегодня дали ребёнку одну рисинку, крошечный кусочек огурца, хлебную крошку. Это позволяет малышу очень постепенно знакомиться с взрослой едой. Понемногу дозы увеличиваются.
Особенности педприкорма в том, что нет точного возраста, когда именно его начинать, говорит Екатерина Костоусова, педиатр, мама троих детей:
- Можно идти от ребёнка. То есть вот нет такого: что мы начинаем педприкорм в 6 месяцев. Это теоретическая цифра. Есть дети, которые хотят попробовать всё, что у вас на столе, уже в 5 месяцев, а есть те, которые не хотят пробовать месяцев до 8. И в этой ситуации можно спокойно расслабиться и сказать: да пожалуйста! Ты хочешь – на, не хочешь – не надо. То есть надо подождать, когда ребёнок искренне заинтересуется тем, что у мамы в тарелке, и дать ему попробовать.
Как отличить пищевой интерес от обычного любопытства? Наблюдайте. Потянулся к содержимому тарелки? Попробуйте дать ребёнку какой-нибудь предмет. Если он им заинтересовался и отвлёкся – значит, пищевого интереса пока нет. Если продолжает тянуться к еде – значит, можно начинать педприкорм. Думаю, не надо объяснять, что еда на семейном столе при педагогическом прикорме должна быть здоровая.
Главный вопрос мам (и, конечно, бабушек): как же давать этому крохе неперемолотую твёрдую пищу? Он же подавится! Вот ответ Екатерины Костоусовой:
- У ребёнка есть очень выраженный рефлекс, который не даёт ему подаваться. То есть когда большой кусочек попадает в область мягкого нёба и язычка, возникает очень сильный кашлевой рефлекс. Все дети, которые постепенно знакомятся с твёрдыми кусочками, они проходят через стадию, что – вот, ой, поперхнуться, что-то откашлялось. Пугаться не надо. То есть тактика мамы такая: ребёнку можно дать кусок яблока, но сидеть рядом. Подавиться ребёнку под контролем взрослого практически нереально. А навык работы со своим жевательным аппаратом очень важен. Потому что сейчас появляются дети, которые не умеют жевать и глотать твердую пищу в 3-4-летнем возрасте.