С 1 сентября во всех пермских школах вводится новый предмет - основы религиозных культур и светской этики. Что это за предмет, кто и как его будет преподавать – об этом поговорим сегодня в программе.
Основная особенность курса в том, что родителям вместе с детьми и учителем надо выбрать один из шести возможных модулей. Модули следующие: православие, ислам, буддизм, иудаизм, основы мировых религий, основы светской этики. Ситуация непривычная, соглашается наш эксперт, Наталья Горбацевич, декан педагогического факультета регионального института непрерывного образования Пермского госуниверситета
- Это непривычно для нас, поэтому и возникают сложности. Ведь всегда школа вопрос решала однозначно: Министерство образования спускает, школа принимает – вот, математику столько часов, там, русский язык столько часов и так далее. Сегодня непривычно. Родителям отдается на откуп решение, какой курс они будут изучать вместе со своими детьми. Нет, образование – это общественный договор - родители, ученики, государство и школа. И вот этот предмет является вот таким первым примером общественного договора, когда школа спрашивает родителей: а какой курс вы бы хотели выбрать?
Собрания с родителями должны были пройти ещё в мае. Тогда же они должны были сделать выбор. И пока не очень понятно, как быть в ситуации, когда среди родителей согласья нет. Оптимальный вариант в такой ситуации – когда для прохождения курса формируются группы из разных классов. Например, в 4а есть 10 человек на ислам и 5 на православие, а в 4б есть 10 на православие и 5 на ислам. Тогда могут быть сформированы 2 группы: 10 человек из одного класса, 5 из другого.
В течение двух лет предмет «откатывали» в 21 регионе России. Интересно, что большинство на сегодня (42% учащихся) выбирают «Основы светской этики». Это нейтрально и нестрашно. В отношении непосредственно религиозных направлений пока есть опасения и неуверенность. Тем не менее, на втором месте по популярности православие — 30%, на третьем основы мировых религий — 18%, на четвёртом ислам — 9%. Меньше всего «буддистов» и «иудеев» — по 1%. Как уже показала практика, родители далеко не всегда выбирают изучение того религиозного направления, которое исповедают сами.
- Мы спрашивали у учителей Барды: какой курс у вас выбрали дети и родители? На что мне учителя ответили: «Родители сказали – ислам, это дело наше внутреннее, нашей семьи. И с культурой ислама наши дети познакомятся в семье и в мечети. А жить им в светском государстве. Поэтому мы выбрали светскую этику». Буквально вчера у нас приезжали учителя из Барды, и мне проговорили о том, что у них выбрали светскую этику и «Основы мировых религиозных культур».
Отметим, что совершенно не представлена в предмете католическая вера, и это вызывает вопросы критиков курса. Равно как и само наличие 6 модулей. Если задача, которая ставится министерством – это знакомство с другими религиями и культурами, то почему не сделать один общий курс, который бы рассказывал обо всём понемногу? Ответа на этот вопрос нет. Но эксперты склоняются к мнению, что через пару лет практической реализации новшества, именно к единому курсу мы в результате придём.
Выпуск подготовлен по материалам программы «Внеклассное чтение», полную расшифровку эфира вы можете прочитать здесь.