Пермский центр гражданского образования провел ряд исследований, пытаясь выяснить, готовы ли пермские педагоги к внедрению новых образовательных стандартов? Поговорим об этом сегодня. ?xml:namespace>
Одно из отличий нового образовательного стандарта в том, что он более чётко развернут на воспитательный результат. То есть: предъявляет требование не только к знаниям, но и к воспитанию. Второе отличие заключается в том, что школа сама определяет конкретику результата – в чём он заключается? В этом, говорит руководитель Центра гражданского образования Андрей Суслов, сложность - педагоги не привыкли сами для себя определять результат, они привыкли, что он спускается сферу. Задача становится ещё сложнее, учитывая, что воспитательный эффект не измерить в баллах и цифрах.
Рамка требований задаётся новым образовательным стандартом, но она довольно общая. В ней описывается воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к отечеству и многонациональному народу России. Есть освоение социальных ролей, есть развитие морального сознания, проблема личностного выбора и так далее.
«Если мы спрашиваем, должна ли школа воспитывать? Любой скажет, что да, – говорит Андрей Суслов. – Но следующий вопрос: за какой конкретный результат воспитания вы готовы ответить? И на этот вопрос ответ сформулировать никто не может». В результате воспитательная работа сводится к некому набору мероприятий, хотя должна быть основой. «Смысл в том, чтобы школа не просто заявляла, что демократия бывает такая-то и такая-то, – говорит Андрей Суслов. – Необходимо, чтобы школа сама была демократией».
И, кроме того, по новому стандарту, школа должна включать в образовательную деятельность родителей, именно они могут сформулировать тот самый запрос на воспитательный результат, но и здесь проблема. «Очень часто родители из школы просто уходят, сдают ребенка, как в камеру хранения», - говорит директор гимназии №7 Дмитрий Поносов.
Итого: задачи, которые формулируются через образовательные стандарты сегодня – правильные, посыл – хороший, но вот готовность реализовывать этот посыл на уровне конкретных педагогов и конкретных родителей – близка к нулевой.
Разговор об этой проблеме состоялся на «Эхе Перми» в рамках программы «Дневник отличницы», расшифровку вы можете прочитать на здесь.