Ролевая игра - это игра в кого-то, то есть воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в приключения Муми-троллей или звёздные войны. В принципе - во что угодно. Но зачем ребёнку ролевые игры? Поговорим об этом сегодня.
Во-первых, ролевая игра – это путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка. Что происходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу? Ребёнок примеряет на себя не только действия, но и чувства: заботу и нежность, ласку и строгость. Испытав эмоции «понарошку», ребёнок приобретает способность переживать эти чувства и в «реальной» жизни. То есть игра – это первая школа человеческих чувств.
Во-вторых, игра – это способ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций. Обуревающие эмоциональные впечатления можно «отыграть», чтобы они улеглись. Кроме того, играя в маленького зайчонка, который боится лисы, малыш проживает свои реальные страхи и преодолевают их.
Наконец, в-третьих, ролевые игры - школа общения: ролевого, делового и дружеского.
Интересно, что ролевая игра появляется в ходе истории тогда, когда усложнение жизни общества делает невозможным непосредственное включение маленького ребёнка в занятия взрослых. Чем сложнее общество - тем сложнее и многообразнее сюжеты детских игр. Но с ребёнком важно играть. Если этого не делать, то место сюжетно-ролевой игры начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера... Как следствие: неразвите воображение, неспособность самостоятельных решений, самостоятельного выражение позиций и принятия чужой позиции.
Также от ролевых игр стоит отличать игры-имитации – это игры с машинами, поездами, роботами, бытовой техникой, одеванием и переодеванием кукол и так далее. Ролевые игры знакомят ребёнка с миром людей, их занятий и взаимоотношений, то игры-имитации знакомят с миром человеческих вещей и помогают этот мир освоить.
Более подробно читайте тут.