Верхний баннер
09:47 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Человек года

08.01.2014 | 22:00
"Наша миссия - производство будущего", - Михаил Мальцев, основатель книжного магазина "Пиотровский"

- Алевтина, Михаил, вы догадывались, что выиграете, как следили за конкурсом, как вас поддерживали ваша компания, друзья?

 Алевтина Тютикова: У нас, например, с сестрой, это уже опыт второго года. Очень приятно, что на «Эхе» мы тоже второй раз. В принципе, мы не скрываем, что было приятно призвать к голосованию друзей с помощью наших публичных страниц в интернете. Мы просто попросили поддержать нас. В сущности, итоги голосования показали, что все те, кто помог нам победить, это публика, которая на короткой ноге с интернетом и там мы получили большинство голосов. Попросили и там «Пиотровский» очень интересную компанию провел по поводу нашей политической борьбы с промо-ботом. Это действительно было как выборы, нам было интересно в них участвовать, интернет сделал все за нас.

Михаил Мальцев: Я надеюсь, что посетители наших пабликов и «Аптеки Бартминского» понял, что с нашей стороны это был некий юмор, потому что мы лично ничего не имеем против ни промо-бота, ни человека, который профинансировал его создание. Но нам было интересно. Мы восприняли это соревнование, как соревнование между нами, людьми и роботами. Поэтому всю избирательную кампанию мы проводили в этом ключе.

- Роботами называют, напомню, что с серебром финишировал генеральный директор «Интеллект-строй» Алексей Южаков. Именно его роботов называют роботами, промо-ботов, которые получили 8% голосов в интернете. Напомню, что «Аптека» получили абсолютно большинство в интернет-голосовании 51%. Есть второй победитель, команда сети магазинов кофе на вынос «Red Cup». В том году Алевтина у нас была на эфире, потому что победила в номинации 2012. В номинации 2013 продолжается такая традиция. Но за это время, за это время было сделано много. Насколько я помню, когда ты приходила в 2013 году, «Арбузный сахар» был уже закрыт. Шли судебные разбирательства, и было не понятно о судьбе «Арбузного сахара».

Алевтина Тютикова: Ну, для нас внутри себя уже было понятно, что видимо, ничего из этого не выйдет. Мы тогда уже работали на лыжном комплексе «Иван-гора». Это был такой снежный проект. Не будет называть его даже проектом от общепита. Мы даже тогда хотели это как-то не афишировать в прессе, но с сестрой решили, что все, «Арбузному сахару» пришел конец. С момента нашего знакомства с другими партнерами по «Аптеке Бартминского», тогда уже можно, мне кажется, говорить о том, что мы вынашивали этот проект не то, чтобы объединения, а поиска тех, кто смог бы объединиться.

- Я правильно понимаю, что вас объединила общая беда. Проблема с хозяйствующими субъектами, как у «Пиотровского», так и у «Арбузного сахара».

Алевтина Тютикова: Это тоже совпало во времени.

- Ну, до этого вы все равно общалась.

Михаил Мальцев: В редкие минуты свободного времени.

- Вот этот процесс объединения как прошел? Кто вышел вперед и сказал, давайте вместе?

Михаил Мальцев: Алевтина, конечно. Иваном Калитой в этом объединении выступили, конечно, сестры Тютиковы. В этом вопросе, кто первый, кто это придумал, я сразу же хочу сказать, что мы отдаем это первенство им, респект сестрам.

Алевтина Тютикова: Это просто, мне кажется, повод говорить об этом. На самом деле, когда мы первые разговоры и предложения друг другу сделали, провели эти разговоры, мы никогда не называли это объединением. Тогда, учитывая те проблемы, которые «Арбузный сахар» пережил, что случилось с «Пиотровским», нам объективно просто важно было найти место. Мы не думал, что это будет какое-то пространство, мы будем его как-то называть, продвигать, было важно просто найти место своему бизнесу, и просто продолжать его развивать. Возможно, если бы другие партнеры к нам не присоединились, это был бы просто «Пиотровский» и просто «Sister’s bar» под одной крышей. И до сих пор мы как-то особого значения объединению не придаем, в том смысле, что мы, безусловно, получили преимущество экономическое, в том смысле, что у нас совместный и качественный трафик. Обмен потоками. Это очень важно.
 
- То есть, кто пришел пообедать к вам, зашел, посмотрел, что нового…

Михаил Мальцев: Да, здесь возникла некая синергетика. Но я хочу подчеркнуть, что это не подключение доп услуг в «Пиотровскому» и не подключение доп услуги к «Sister’s bar». Все точки основные «Аптеки» они автономны, у каждой есть своя логика развития. И каждый в той или иной степени относится к понятию бизнеса.  Потому что магазин «Пиотровский» мы бы все-таки так категорично не стали называть бизнесом. Потому что это все-таки не совсем бизнес. Мы об этом очень долго говорили, я бы предлагал на эту тему сейчас не переходить. Потому что она у нас очень долгая. 

- Дмитрий, как случилось, что вы предложили помещение? Или к вам пришла Аля с флагом и сказала, дом для хипстеров, как случилось, что вы предоставили?

Дмитрий Вергелес: Не дом мы для хипстеров. Ходите к нам. Началось-то это давно. Еще в бытность «Арбузного сахара». Летом. Не очень много народу было. Аля сидела за бокальчиком. Я тоже, мы зацепились языками про архитектуру в городе Перми. Я сказал, о, пошли, покажу. Не так далеко идти, мы прогулялись, я показал камины, которыми сейчас обладает «Пиотровский».

Михаил Мальцев: Изразцовая печь. Та самая изразцовая печь.

Дмитрий Вергелес: Да. Пошли, показали. Мало ли что, приходите ко мне.

Алевтина Тютикова: Ну, да. Речь тогда для нас не шла о переезде. А просто Дима показал помещения, которыми он обладает. Мы тогда особо не рассматривали возможность переезда. У нас в «Арбузном сахаре», и правда, неплохо шли дела.

- А были мысли, что сделать на этом помещении? Что должно было быть в планах, как у собственника?

Дмитрий Вергелес: Если честно, мысли не было, там всегда были офисы. И это было не особо эффективно и мне это было не особо по душе.

- То, что находится сейчас, это идеальное пространство, для того, чтобы это там находилось?

Дмитрий Вергелес: Если доработать, то да.

- В смысле - "доработать"?

Дмитрий Вергелес: Там много еще можно что сделать.

- Например?

Дмитрий Вергелес: Да, планов громадье. Переделка крыши. Задействовать внутреннюю территорию двора, потому что у нас есть своя земля. И двери нам надо менять. Это такие бытовые вопросы. Думаю, что они сейчас не важны.

- Но вы дружите с собственником?

Алевтина Тютикова: Можно сказать и так.

- Угощаете его кофе?

Алевтина Тютикова: Нет, он за все платит. (смеются).

- Он говорит, я же собственник…

Алевтина Тютикова: Нет, нет, нет. Мы могли бы тогда вычитать из арендных платежей. У нас с Димой в этом плане совершенно понятные отношения в этом смысле. Поэтому мы просто приятельствуем, все нормально.

- В этом смысле повезло с собственником?

Алевтина Тютикова: Мы не знаем. Как говорят, все до первого кризиса. Все эти вещи проверяются тогда, когда приходит беда или что-то в этом духе. Я надеюсь, что с семьей Вергелес у нас этого не случится.

Михаил Мальцев: В целом я бы хотел сказать, что если сравнивать наш опыт предыдущий, наш и «Арбузного сахара», Дмитрий для нас представляет… Во всяком случае, мы бы хотели, чтобы так было, некий новый тип собственника, который по-другому относится к вопросу о том, чем он владеет и как он этим распоряжается.

- Основные назовите плюсы, преимущества. Вы говорили, новый вид собственника, в чем?

Михаил Мальцев: Во-первых, в понимании некой нашей специфики. Когда собственник понимает, что…. Условно говоря, когда собственнику не все равно, что там расположено. Детский проект или магазин, продающий алкоголь. Это само по себе уже важно. Во-вторых, это собственник, который сам активно участвует в хозяйственной, в создании архитектуры и дизайна, потому что Дмитрий в этом участвует. Хотя он изначально не собирался этого делать, но он в этом участвует. Например, прекрасный дощатый пол в коридоре, в котором сейчас лекции проходят и кинопоказы. Это вот, собственно, инициатива Дмитрия.

- То есть, любой негативный опыт, который был когда-то с собственниками, сейчас нивелировался. И в этом смысле вам повезло?

Алевтина Тютикова: Мне кажется, благодаря ли это совпадению в возрасте, или бог знает чему, но мы имеем возможность договариваться как два одновозрастных парня в одной курилке. То есть, я не пойду к большому дядьке бизнесмену просить его о чем-то. Мне достаточно Диму найти или попросить что-то рассчитать на двоих, в каких-то совершенно партнерских ситуациях. Боюсь, что с другим типом бизнесмена это бы не вышло. Для них действительно наши проблемы – слишком мелкие проблемы, мне кажется, как-то так.

- Аля, основные достижения за этот год?

Алевтина Тютикова: Я быстро скажу про других, потому что их здесь нет. Беспрецедентный детский проект «Море». Он выделился из уже тогда, наверное, умирающего тела музея современного искусства Марата Гельмана. Девочки ушли, смогли сделать совершенно другой, на мой взгляд, более качественный проект. Проекты «Нюансы» текстиль и «Мир ретро» антикварная лавка, смогли выйти из сферы интернет-продаж в сферу реального розничного магазина. Пробуют себя сейчас там. И Настя Зуева с дизайнерскими вещами. Это стартап в чистом виде. Важно, что это стартапы в чистом виде, которые у нас на территории «Аптеки» свершились. До сих пор живы, в разной степени экономически успешны, и развиваются. Что касается «Sister’s bar», то теперь мы рады не вспоминать «Арбузный сахар» просто потому что мы смогли увеличить свой бизнес в среднем в 4 раза. Это касается и клиентского потока, и оборота, и предоставления новых услуг, и территорию мы увеличили в среднем в 4 – 5 раз, не считая летней террасы. И не скрою, уже близки к полной окупаемости своего проекта с точки зрения первоначальных затрат. В общем, платим Диме Вергелесу аренду вовремя, не испытываем с этим проблем.

Михаил Мальцев: Если говорить о каких-то цифрах, то наше главное достижение – это восстановление того потока, который был у нас с момента закрытия на Луначарского. Если говорить о продажах декабря, они примерно равны продажам декабря прошлого года, что с учетом инфляции говорит о том, что они стали чуть-чуть ниже, но это общая тенденция. У Олега Чиркунова точно такая же ситуация в «Семье». Просто это причины общие. Это не наш какой-то провал. А в целом, мы восстановили поток, и уже этому рады.

- Вы знаете, сколько читателей в месяц к вам приходят?

Михаил Мальцев: В целом, да, наверное, мы по головам и по шапкам не считаем. Но по цифрам продаж мы можем это отслеживать.

- В новогодние дни была у вас, очень много людей было. Что было приятно вдеть. Но, общаясь с коллегами, почему такие высокие цены? Задают вам эти вопросы?

Михаил Мальцев: На самом деле, эти цены даже немного ниже, чем мы можем себе это позволить. Потому что мы единственные, кто за всю историю своего существования не поднимал цены, я имею в виду, не поднимал процент наценки. То есть, цены, естественно, растут. Издательства поднимают цены. Некоторые московские, питерские издательства делают цены на книги такие, что, в общем-то, встает вообще вопрос о возможности их продажи в провинции. Потому что цены на книги стремятся к европейским. Ситуация вообще очень сложная с книгоизданием. У нас цены, во-первых, ниже, чем где бы то ни было в Перми, кроме букиниста, который, понятно, торгует не современной букинистической литературой. И чаще всего, чуть ниже, чем на «Озоне», например.

- Вы считает своим прямым конкурентом интернет-магазин?

Михаил Мальцев: Нет. Понимаете, в плане ценообразования, как сказать, прямым конкурентом. Если мы сделаем цены слишком большими, они станут слишком большими, выше, чем на «Озоне», например, то часть наших покупателей уйдет туда. Но, тем не менее, уйдет, потеряв целый ряд преимуществ, которые они имеют, будучи покупателями в «Пиотровском». Потому что, все-таки это не одно и то же, книжный магазин, который существует онлайн и офлайн, с продавцами, с методом отбора и так далее. Это все равно вещи разного порядка.

- Вот вы были в 2013 году «Пиотровский». Сейчас в новом помещении. Что изменилось?

Михаил Мальцев: На самом деле, изменилось очень многое. Магазин «Пиотровский» стал меньше. Он стал меньше по горизонтали, но он стал выше по вертикали. У нас стеллажи стали выше. Изменилось пространство самого магазина. Во-вторых, он, это, к сожалению, отрицательный момент, по которому мы до сих пор скорбим, это то, что на Луначарского был очень большой отдел художественных альбомов. Мы его накануне закрытия сделали и запустили. Это было очень здорово. Мы в его прежнем виде в этом пространстве запустить не можем просто потому, что нам не хватает места здесь. С другой стороны, мы за последние буквально несколько месяцев уходящего года трансформировали коридор, который прилегает к магазину в лекционное пространство, теперь у нас есть такой маленький зал, где мы можем показывать кино, обсуждать кино, устраивать лекции. Этого не было, например, на Луначарского. Есть какие-то плюсы, есть какие-то минусы, но в целом мы довольны, безусловно.

- Игорь спрашивает, журнальную подборку в этом году будете обновлять? Всякие журналы об искусстве появятся ли в этом году?

Михаил Мальцев: Я вам могу просто перечислить журналы, которые обновляются и будут обновляться. Это «Новое литературное обозрение», «НЗ», «Теория Моды», «Логос», может быть, еще что-то забыл. В целом, история с журналами очень тяжелая. То, что я перечислил, мы держим скорее из принципа, нежели из какого-то коммерческого соображения. Поэтому, если будет поклонник толстых журналов литературных и прочее, то, наверное, какой-то другой способ их доставать неразборчиво

- Михаил поднял тему, что «Пиотровский» нельзя назвать бизнесом, если был бы бизнес, то другими вещами тогда бы занимался. В чем тогда миссия?

Михаил Мальцев: Производство будущего. Мы производим будущее альтернативное. Есть какие-то государственные учреждения, министерство культуры Пермского края, оно производит один вектор будущего, связанный с православием, со смыканием с церковью, а мы производим другую линию будущего.

- Как ее назвать можно?

Михаил Мальцев: Это общество, в котором знания играют очень высокую роль, очень большую роль. В том числе в повседневности. Получение знаний, образование, самообразование, культура книжная, чтение, слово, они играет очень важную роль в повседневности человека. Именно на этом сейчас все наши усилия сосредоточены, чтобы сделать книжную культуру органичной, важной частью повседневности жителя Перми.

- Если рассматривать книжный бизнес, как бизнес, то, как должно было это выглядеть?

Михаил Мальцев: Если рассматривать это как бизнес, понимаете, дело в том, что, наверное, если совсем абстрагироваться, то это должно выглядеть как сеть «Читай город» или еще что-то. Но дело в том, что эту модель выстроили эти люди. А мы предлагаем совершенно другую модель. возможно, это как бизнес будет функционировать лет через 5, а может быть, через 10. Я имею в виду, такой бизнес, в который можно будет идти людям с экономическим образованием. Чтобы там применять какие-то экономические знания, стратегии и прочее. Сейчас это все немножко по-другому выглядит.

- Аля миссия ваша?

Алевтина Тютикова: Для нас никогда особенно с сестрой она и не формулировалась, кроме как… Да, «Арбузный сахар» был не очень обычным рестораном, ну и «Sister’s bar» до сих пор, слава богу, не очень обычный. Продолжая мысль Михаила, что мы не совсем бизнес, всем своим клиентам, которые расспрашивают меня о ценообразовании, я поясняю, как оно происходит в «Sister’s bar». И мы до сих пор не достигли классической ресторанной наценки хотя бы в 2,5 раза. Мы 1,5 – 1,8.. 
 
- А люди спрашивают, почему так дорого?

Алевтина Тютикова: Нет, не спрашивают, почему так дорого. Но приезжающие сюда на какие-либо мероприятия москвичи, говорят, ой, почему так дешево, им страшно это есть, потому что так дешево. Им страшно это есть. Пермяки часто сравнивают цену, приведу в пример сэндвич, почему он такой, он такой же, как в «Макдональдс», но ты сидишь на дизайнерском стуле при этом. Поясняем тем, кому это действительно важно. Ну, и мне кажется, продвигаем, может быть, пока внешнюю, но все-таки, модель классического европейского места, где удобно провести поздний завтрак, который у нас действует до 12 часов ночи. Те предложения, которые у нас не делает ни одни другой пермский ресторанный проект. И в этом смысле мы просто показываем людям, тем, кто живет в Перми, и редко позволяют себе выбраться, как это может быть. И мы делаем очень комфортное место для трех, кто часто путешествует, прекрасно знает, как это устроено во всем мире. В этом смысле, да, есть некая симпатичная для меня и для моей сестры картинка. Кроме того, это семейный бизнес. Опять не очень крутой бизнес и не бизнес с большой буквы, но, слава богу, он работает, и, в общем-то у нас еще есть куда развиваться в этом пространстве.

Дмитрий Вергелес: Думаю, что любой европейский ресторатор, который к этому относится как к делу, я не то, чтобы думаю, я знаю, он всегда будет поправлять человека, который будет говорить ваш бизнес. Он будет говорить, у меня не бизнес, у меня дело.

Алевтина Тютикова: Это кстати, для меня, если рисовать какую-то идеальную картинку, место, где, прежде всего, хозяева работают сами, они прекрасно знают, как, где, что происходит. Стоит такому человеку с таким бизнесом выйти из него, просто на день, все покатится к черту, совершенно точно.

- Катится к черту? Иногда ведь все равно уезжаешь, оставляешь?

Алевтина Тютикова: Бог послал сестру, во-первых, мы в этом смысле взаимозаменяемы, есть два управляющих, две взаимозаменяемых посудомойки, два взаимозаменяемых бармена и так далее. Мы в состоянии прикрыть любую из позиций в своем деле. А пока нет, конечно, пока доверить некому.

- В «Арбузном сахаре» вы буквально вдвоем начинали. Сейчас сколько человек работает?

Алевтина Тютикова: В твердой сцепке 5 человек. Плюс те официанты, которые проводят не полный рабочий день у нас в ресторане. Это очень небольшой коллектив, но благодаря этому и тому, что каждый из нас имеет не одну ставку, а в среднем, три, это опять же помогает нам расплатиться с долгами.

- Тщательно относились к людям? Потому что шли именно пообщаться с сестрами Тютиковыми. И шли часто, были клиентами, стали друзьями, большую часть вы знаете в лицо. Потом приходят, раз, занято, уехали, появились новые лица.

Алевтина Тютикова: В принципе, изменились объемы, изменился поток клиентов, которые теперь не только наши друзья, но и люди, которые с улицы Ленина заходят. И бессмысленно им рассчитывать на общение с девушками, которых они не знают. Они думают, просто официантка к ним подошла. Бог его знает, кто это такая. Это сложно разобрать с точки зрения внешности, как там люди решают. А те, кто ходили в «Арбузный сахар», безусловно, рассчитывают на общение, нам с сестрой радостно сейчас осознавать то, что мы прикрыли все ставки по кухне, и теперь мы больше времени проводим в зале. Что позволяет подойти, за кем-то убрать грязную посуду, кому-то сказать привет, в этом смысле, спустя полгода, уже в общем, дела идут так, что мы возвращаемся, слава богу.

- Были планы на второй этаж. Отрыт, не открыт?

Алевтина Тютикова: Это не второй этаж. Это будет продолжение летнего проекта. И мы тот месяц ремонта, который нам Дима предоставил в качестве арендных каникул, неразборчиво, туда большую, красивую лестницу, сейчас думаем, как сделать ее до конца безопасной. Я надеюсь, что в этом году мы стартанем с немного отдельным проектом летним. Там будет возможность получать солнечные ванны, бар, что-то такое, в этом духе. 

- Хочется немного о будущем поговорить. Успокойте нас, что все будет хорошо, а может быть, появится что-то новое?

Михаил Мальцев: Мы, как я уже сказал, в конце года запустили программу лектория. В ближайший год будем работать в первую очередь над ним, потому что в плане работы с издательствами, книгами, мы, наверное, уже в общем и целом все охватили, себя исчерпали. Есть необходимость как-то это все поддерживать, но нет необходимости как-то это все менять и трансформировать. А в плане деятельности лектория и киноклуба, мы как раз сейчас все усилия сосредоточим на этом. И для нас сейчас очень важно собрать вокруг лектория и магазина, «Аптеки Бартминского» некую общественность, которая бы постоянно участвовала в жизни этого предприятия, делала бы замечания, предложения,  чтобы сами люди, может быть, выступали, читали лекции, устраивали дискуссии. Это, во-первых. Во-вторых, мы уже сами намечаем в разговорах друг с другом, что нам сейчас важно осознать себя не по-отдельности, а как общий проект. Как раз та область, где происходят связи одного с другим. Именно ей заняться в первую очередь. Потому что очень талантливый проект детский «Море», к которому, мы уже давно это запланировали и займемся этим, если подсоединить какие-то программы детских издательств, сопровождаемые мастер-классами, это бы действительно пошло бы на пользу всем, и было бы интересно для всех. Мы сейчас учимся взаимодействовать друг с другом.

- Пример взаимодействия? Как можно соединить книжный, ресторан и детский проект?

Алевтина Тютикова: В каком-то смысле, мы сейчас для многих бизнесов, которые внутри работают и делают проекты на сторону, назовем их так, являемся столовкой на аутсорсинге, это понятно, это удобно для предоставления услуги для каких-то мероприятий, все в этом направлении двигать, для нас это естественно. С точки зрения проведения детских мастер-классов, мы еще не все дыры по производству закрыли, мы понимаем, как это должно работать, мы не можем пока мероприятия в зале проводить. Мы все были полгода заняты тем, что мы закрывали дыры в своих бизнесах, вставали на ноги, теперь, в сущности, встали, есть время днем сесть на попу и обсудить, как мы это будем делать. Признаться, времени не было ни черта в 2013 году об этом думать, мы все пахали.

Михаил Мальцев: Я бы еще хотел вспомнить об одном участнике, который больше ассоциируется с «Пиотровским», но на самом деле это тоже отдельный проект лавка винила Бориса Бейлина «Spin», которая тоже все это время развивается, на самом деле делает большой вклад в это пространство, например, устраивает музыкальные мероприятия внутри «Аптеки Бартминского», которые очень любопытные, очень качественные. Я бы тоже хотел вспомнить, такой был момент, когда картина меня очень сильно порадовала. Когда одновременно проходил блюзовый вечеру нас в коридоре, который организовал Боря Бейлин, в этот же момент проходил день рождения для детей в «Море», папы, мамы из которого переместились в «Sister’s bar» и тусовались там, и все это вместе выглядело потрясающе. Когда здесь играет музыка, бегают дети под ногами, выселяться, папы, мамы шумно обсуждают какие-то дела, и при этом еще книги продаются. Примерно это мы хотим, чтобы постоянно было так. 


Обсуждение
3788
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.