Верхний баннер
16:15 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Цех

15.05.2013 | 11:00
Кадры "под ключ"

Андрей Скутин: Добрый день, друзья. В эфире программа «Цех» с вами Андрей Скутин. Сегодня тема в очередной раз затрагивает не только промышленные предприятия. Это проект «Кадры под ключ». С нами директор департамента профессионального развития Пермской торгово-промышленной палаты Юлия Леонидовна Зинченко. Здравствуйте.

 

Юлия Зинченко: Здравствуйте Андрей, здравствуйте, уважаемые слушатели.

 

Андрей Скутин: И еще с нами представитель Министерства образования. Это начальник управления профессионального образования Минобразования Пермского края Илья Валерьевич Бочаров.

 

Илья Бочаров: Добрый День.

 

Андрей Скутин: Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о проекте. Зачем он нужен?

 

Юлия Зинченко: Та инициатива, с которой Пермская Торгово-промышленная палата вышла в 2012 году – это решение кадрового вопроса экономики Пермского края.  Сегодня наша палата объедет представителей малого, среднего и крупного бизнеса. Одна из ключевых проблем, которые находятся в рейтинге ТОП-3 – это кадровый голод.  Инициатива, с которой мы вышли – это подготовка кадров под запрос предприятий. Тот проект, о котором мы сейчас будем разговаривать, имеет основную цель – обеспечить экономику Пермского края высококвалифицированными кадрами.  Вторая цель, тоже важная, вопросы, связанные с переориентацией системы профессионального образования под запрос экономики нашего края.

 

Андрей Скутин: Почему именно Торгово-промышленная палата? Почему не центр занятости населения?

 

Юлия Зинченко: Торгово-промышленная палата – это та структура, которая представляет интересы бизнеса разных категорий, во-вторых, это структура, которой бизнес сегодня доверяет. В-третьих, деятельность нашей палаты регулируется Федеральным законом. Один из его основных пунктов связан с развитием системы образованием и подготовки кадров для бизнеса.

 

Андрей Скутин:  Откуда вы вообще вяли этот проект? Какой опыт вы взяли за основу?

 

Юлия Зинченко: Начнем с того, что не самоцель где-то подсмотреть, самоцель – реализовать те вопросы и задачи бизнеса, которые сегодня представляет наша структура. Вопрос, связный с подготовкой кадров, активный, он обсуждается на разных уровнях.   Имея практику и опыт, структуру Торгово-промышленной палаты, мы понимаем, что это ключевые вопросы. Мы изучали опыт разных стран, смотрели эффективность работы той или иной системы. Один из интересных фактов, опытов – это система профессиональной подготовки в Германии. Вопросы, связанные с подготовкой кадров, с трудоустройством выпускников и с минимальным процентом безработицы – это ключевые показатели эффективности. Мы познакомились с разным уровнем опыта, взяли лучшее, что есть, в том числе и на международной арене. Пытаемся применить у нас.

 

Илья Бочаров: В центре занятости вынуждены работать с последствиями неправильного выбора, который сделали дети и их родители, когда поступали на ту или иную специальность. Торгово-промышленная палата предлагает работать с причинами.

 

Юлия Зинченко: Если говорить про Германию, на мой взгляд, важный аспект, что дети, выпускники школ, по большому счету, выбирают не учебное заведение, а свою будущую профессию, своего будущего работодателя.  Они четко понимают, где будут работать. А у нас, когда мы изучали этот вопрос, дети, по большому счету, идут за компанию – это первый фактор. Второе – идут учиться по территориальному признаку, в учреждения, которые находятся рядом с домом. О том, где будет работать выпускник, как он будет развиваться, об это сегодня говорится очень мало.

 

Андрей Скутин: Предприятия часто занимаются обучением, переобучением кадров. Проводят какие-то мероприятия. В этом отношении, какова была инициатива предприятий? Это они к вам вышли, пожаловались, что у них кадровый голод?

 

Юлия Зинченко: Давайте, по  порядку. Есть проект «Кадры под ключ». Его цель понятная – обеспечить экономику высокоэффективными кадрами. Я бы здесь развернула в таком ключе: что конкретно необходимо сделать, чтобы у предприятия была возможность получить именно те кадры, на которые у него сегодня есть спрос. Алгоритм действий прост. Предприятие сегодня четко понимает, что у него есть потребность в конкретных специалистах. Формулирует данный запрос в Пермскую торгово-промышленную палату. Со специалистами нашего департамента мы обрабатываем данный запрос. Следующий шаг – это инициирование трёхстороннего соглашения. Это инструмент, который позволяет объединить всех участников процесса. Это бизнес, который выступает в качестве потенциального работодателя. Это учебное заведение и студент, который должен понимать, для чего он учится, какие бонусы и плюсы он получит.

 

Андрей Скутин: Что касается конкуренции с теми же  кадровыми агентствами, учебными заведениями, которые  активно рекламируют себя, как место подготовки юристов и экономистов. У вас есть определенные проблемы конкурентной борьбы с ними?

 

Юлия Зинченко: Наша задача решить кадровый вопрос предприятий Пермского края. У каждого задачи свои. Вопрос, связанный с формированием спроса на кадры, не только по количеству, но и по качеству,  критериям подготовки, это важно.

 

Андрей Скутин: Получается, что вы это оставляете самим ВУЗам, СУЗам, которые свою конкурентную борьбу ведут и своих студентов переориентируют?

 

Юлия Зинченко: Если разворачивать вопрос конкуренции именно в сторону учебных заведений, я считаю, здесь конкуренция должна быть. Потому что так рождается качество услуги.  Если мы говорим о конкуренции Торгово-промышленной палаты и кадровых агентств – у нас разные цели.

 

Андрей Скутин: Допустим, заключило предприятие трёхстороннее соглашение. Грянул кризис, и оно не может принять такое количество специалистов. Это соглашение будет его к чему-то обязывать?

 

Юлия Зинченко: Кризис – это ситуация, которая с точки зрения экономики, малоуправляема. С другой стороны, сегодня есть предприятия, у которых есть планы и до 2017 года, это здорово. Предприятие четко понимает роль кадров в планирование. Соглашение, это тот механизм, который объединяет участников. Но у нас не самоцель кого-либо обязать трудоустроить. Мы сегодня предприятию предлагаем вариант решения проблемы. Безусловно, ситуации бывают разные и говорить о том, что это единственное правильное решение, наверное, это будет не правильно.

 

Андрей Скутин: Что конкретно было сделано, что будете делать?

 

Илья Бочаров: Чуть-чуть подробнее по целям. Мне кажется, проект – это попытка восстановить плюсы распределения выпускников. Но не привязываться к тем минусам, которые в советском периоде были.

 

Юлия Зинченко: И это получение бизнесом именно тех кадров, на которые они сегодня делают заказ. Если возвращаться к вопросу о том, почему Палата этим занялась, то есть 2 причины. Во-первых, сегодня работодатели говорят, что нет такого количества выпускников по тем профессиям, которые нужны нам. Существует определенный дисбаланс на рынке спроса и предложения. И вторая причина, я ее уже озвучивала, переориентация профессионального образования на запрос работодателей. Если ее раскрывать на подцели, речь идет о том, чтобы чётко выстроить формат системного взаимодействия от начала спроса со стороны работодателей. Выдать заказ системе образования, который будет отвечать потребностям экономики региона.

 

Андрей Скутин: Чтобы выпускников не надо было переучивать?

 

Юлия Зинченко: Совершенно верно.

 

Илья Бочаров: Более того, новые федеральные образовательные стандарты дают возможность работодателям участвовать в процессе. В формировании вариативной части основной образовательной программы.

 

Андрей Скутин:  А не ограничит ли это уровень образования? Человек с высшим образованием выходит, знает всего понемножку. А тут его готовили под конкретное предприятие, за 10 леи потребности рынка изменились, а он ничего другого не знает.

 

Илья Бочаров: Грамотный работодатель заказывает не только умение работать на станке, но и определенный уровень компетенций. В том числе, предполагающий возможность непрерывного  образования в течение всей жизни. 

 

Андрей Скутин:  То есть, философию вы тоже отменять не будете?

 

Илья Бочаров: Ни в коем случае.

 

Андрей Скутин: Возник вопрос, я представитель предприятия. Как мы должны собирать эту информацию, какие нам кадры нужны?

 

Юлия Зинченко: Все очень просто. На мой взгляд, у каждого предприятия, у которого сегодня есть интерес в кадрах. У него есть служба персонала. В ее компетенции формирование кадровой политики предприятия. Эта службы должна знать потребность предприятия в кадрах. Механизм очень прост. Это коммуникация между сотрудниками нашего департамента и службой управления персоналом предприятия.

 

Андрей Скутин: Есть не очень крупные предприятия. У них кадровые службы состоят из 1 – 2 человек. У них есть заказ на токарей, но на каких конкретно? Придется отвлекать технологов, еще кого-то, в общем, пол предприятия, чтобы этот список составить. Как быть малому бизнесу?

 

Юлия Зинченко: Здесь вопрос не в отрыве специалистов от производства, а в формировании реальной потребности. Если организация испытывает кадровый голод, она понимает, кто ей нужен. По какой профессии или специальности нужны специалисты. Вопрос в том, как задать критерии. Здесь готова помочь торгово-промышленная палата.

 

Андрей Скутин: С точки зрения бюрократии. Предприятие, может, и хочет поучаствовать в проекте, но нужно собирать бумажки какие-то, что-то кому-то доказывать полгода. А потом уже получить государственную услугу. Это ведь государственная услуга?

 

Юлия Зинченко: Благодаря Торгово-промышленной  палате речь идет о том, чтобы упразднить все бюрократические процессы и сделать этот механизм рабочим. Самое главное, оперативным для бизнеса. Потому что бизнес – это постоянно изменяющаяся среда. Это не проблема.

 

Андрей Скутин: Давайте о примерах поговорим. Есть предприятия, на которые все равняются. Сколько у вас в проекте предприятий?

 

Юлия Зинченко: Если говорить о результатах, то 2012 год – это был год старта. Был год проработки всех механизмов и возможных вариантов развития событий. В прошлом году у нас в проект включились 22 предприятия. Сегодня их число гораздо больше. Сегодня мы сформировали заказ от предприятий края уже на 9 000 специалистов.

 

Андрей Скутин: А Торгово-промышленная палата готова к тому, что у нее будет огромный пласт работы, которую нужно будет делать, если число предприятий будет сильно расти?

 

Юлия Зинченко: Мы готовы реализовывать тот спрос, который есть сегодня от предприятий. Если спрос будет расти, я буду только радоваться, что предприятия сегодня понимают ценность и важность решения кадрового вопроса.

 

Андрей Скутин: Перспективы проекта. Что будет происходить дальше?

 

Юлия Зинченко: Я бы здесь говорила о тех планах, которые мы в этом году хотим реализовать. Мы сейчас активную работу ведем с представителями Министерства образования, с руководителями образовательных учреждений, вопрос связан с формированием кластерного подхода. Образовательного кластера. Это один из инструментов, который сегодня помогает повысить качество подготовки. В этом году мы планируем провести рейтинг образовательных программ. Это интересная инициатива, потому что работодателям сегодня важно понимать, где готовят лучших поваров, лучших слесарей, токарей. Еще одна задача, помочь бизнесу, который еще думает о том, чтобы включаться в проект.

 

Андрей Скутин: А какова роль Министерства образования. Что они будут делать?

 

Илья Бочаров: Министерство образования является партнером в рамках этого проекта. С одной стороны проект инициирован бизнесом, с другой стороны, мы понимаем, что необходимо привести в соответствие качество, объёмы выпуска специалистов с потребностями муниципальной и региональной экономики. Изучение этой потребности, составление прогноза, приведение к этим стандартам – это задача невозможная для выполнения внутри системы образования. Но, более чем логично, ложащаяся на работодателей и Торгово-промышленную палату.

 

Андрей Скутин: Рейтинг специальностей для абитуриентов будет? Они ведь, наверняка не знают, куда идти? Или это только для взаимодействия с ВУЗами и СУЗами?

 

Юлия Зинченко: Здесь первый вопрос связан с профориентационными моментами. Второй вопрос – это вопрос о востребованных специальностях и профессиях,  о которых нам сегодня говорит бизнес. Сегодня максимальный спрос именно в рабочих профессиях. Это сварщики, повара, токари.

 

Андрей Скутин: А что относительно малого бизнеса? Предприятия, где меньше 50 сотрудников, они могут участвовать в проекте?

 

Юлия Зинченко: Малый бизнес может участвовать в проекте. Никаких ограничений нет. Другое дело, что малый бизнес сегодня заинтересован в развитие той продукции и тех услуг, которые он реализует. Соответственно, у малого бизнеса голова болит о другом. Где наработать контракты, партнёров. На вторую ступень уходит кадровый вопрос. Если такой вопрос возникает, то малому бизнесу, скорее всего, интересен специалист с опытом работы. У любого предприятия есть возможность выбора. Либо взять специалиста с рынка труда, подготовить самому за счет собственных средств, либо сформировать корректный заказ через Палату.

 

Андрей Скутин: А надо быть членом Торгово-промышленной палаты. Чтобы участвовать?

 

Юлия Зинченко: Членство в нашей Палате – это самостоятельное решение предприятия. Я бы не уходила в конкретику этого вопроса.

 

Андрей Скутин: Допустим, 2 конкурирующих предприятия. Им нужно 50 одинаковых специалистов. А система образования смогла подготовить только 20. Одно предприятие готовило, старалось, а второе их перекупило за небольшую копеечку.

 

Юлия Зинченко: Конкуренция за кадровый ресурс – это нормальная история. Другое дело, чтобы система образования могла подготовить нужное количество специалистов. Это одна из задач нашего проекта. Прежде всего, проект «Кадры под ключ» заточен на систему работы. Это заказ от предприятия на кадры и по количеству и по качеству. Чтобы предприятия не толкались локтями, когда идет выпуск специалистов. Второе – это включенность бизнеса в процесс подготовки. Третий этап – выход подготовленного специалиста на конкретное предприятие. То соглашение, о котором я говорила ранее – здесь речь идет о персонифицированной подготовке кадра под конкретный запрос.

 

Андрей Скутин: Покупка рабов идет?

 

Юлия Зинченко: Здесь не идет речь о покупке рабов. Речь идет о возможности гарантированного трудоустройства для студента. А учебное заведение выполняет свою прямую функцию.

 

Андрей Скутин:  А может быть так, что специалиста готовил «Авиадвигатель», а он берет и уходит в «Боинг»?

 

Юлия Зинченко: Наверное, это вопрос к «Авиадвигателю». Здесь еще важно сформировать бренд работодателя. Если сегодня работодатель готов платить столько, чтобы этот выпускник пришел к нему.

 

Андрей Скутин:  Я имею в виду, вы  договором его не обязываете, что он отучился и 2 года должен отработать на предприятии?

 

Илья Бочаров: Ему предоставляется возможность. А для работодателя, чем активнее он включается в процесс, чем раньше он это делает, тем больше возможностей отобрать лучшие кадры для себя. Рабством я бы это не называл. А вот цивилизованный рынок рабочей силы – да.

 

Андрей Скутин: Некоторые предприятия давно идут в этом направлении. Например, компания «Прогноз». Они целую кафедру под себя содержат. Они тоже включаются в проект?

 

Илья Бочаров: Компания «Прогноз» нуждается в специалистах не только с высшим, но и со средним профессиональным образованием. Они не так давно ходили к нам с предложением целый техникум создать.

 

Юлия Зинченко: Мы никакой велосипед не изобретаем. Мы, по большому счету, сегодня говорим о том реальном спросе со стороны бизнеса и экономики.

 

 


Обсуждение
2257
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.