Верхний баннер
22:33 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Цех

06.08.2013 | 22:00
Почему проекты лесопромышленного производства в Пермском крае остаются только "на бумаге"


Компания Krono Group – один из мировых лидеров в области переработки древесины. Виктор Басаргин заявил, что ведутся переговоры с этой компанией. У них в планах есть строительство завода по переработке древесины и выпуску ДСП в Пермском крае. Хотелось бы эту новость обсудить. Если вы следите за темой лесной промышленности в Пермском крае, то таких компаний, которые бы в разные годы предлагали осуществить подобный проект, была не одна и не две. Причем, как правило, называется конкретная компания, которая должна прийти. Это был и российский холдинг «СВЕЗА», и Krono Group, конкретно компания Krono Span даже когда-то звучала. Называется конкретное место, где теоретически появится производство… Проект доходит до уровня технико-экономического обоснования, а вот дальше -  ни одного реализованного нет. Я, будучи журналистом печатных СМИ и занимаясь темой промышленности, припоминаю, что году в 2005-2006-2007 такие проекты уже были. И все время про них рассказывают в одном ключе – вот он сейчас уже, уже в ближайшие два-три года это произойдет. Мы решили разобраться, в чем проблема? Почему проекты не реализуются?

Давайте поиграем в конспирологов. У нас есть такие слушатели.

На проводе у нас экс-министр лесного хозяйства Пермского края Дмитрий Клейн. Он видел ситуацию со стороны органов власти, может немного ее прокомментировать.

 

Добрый день.

 

Мы сейчас как раз говорили об очередном заявлении, прозвучавшем со стороны региональной власти, по поводу желания заполучить в Пермский край крупного инвестора, предприятие с мировым именем, для переработки леса. При этом я помню, что подобных проектов было очень много, и ни один не дошел до финальной стадии реализации. Можете как экс-министр лесного хозяйства пояснить, что является проблемой для всех этих проектов? Почему они не приходят к реализации?

 

Если придет инвестор, который будет заниматься переработкой низкосортной лиственной древесины, то это, конечно, большой плюс для края. Основная проблема лесопромышленного комплекса Пермского края – это наличие большого объема лиственной древесины, которая сейчас практически не используется. Исторически сложилось так, что все основные предприятия нашего края направлены, в первую очередь, на переработку хвойной древесины. Это и производство и газетной бумаги, и деревянного домостроения. Мелкое предпринимательство тоже, в первую очередь, заточено под переработку хвойных, в то время как лиственная древесина оказывается не востребованной. У нас в последние годы процент освоения расчетной лесосеки колебался в районе 50, в лучшем случае 55.

 

Это как раз и за счет лиственных пород.

 

Да, это использование хвойной древесины, в то время как лиственная остается невостребованной. Она, по сути, остается на делянке, и вы понимаете, что если использовать только хвойную древесину, лиственную оставлять, то рентабельность бизнеса будет небольшой. Если в переработку вовлекаются лиственные, то рентабельность будет значительно выше. Тут есть еще экологический аспект. Если мы говорим, что используется только хвойная древесина, а листва остается в лесу, она гниет, невозможно сдать лесосеки после того, как пройдет рубка. Это лес, который остается, он гниет и создает не очень благоприятные экологические условия. Наши леса, в основном, смешанные.
Рентабельность переработки хвои, безусловно, выше. Это более понятный рынок, потому что газетная бумага. Производства из низкосортной лиственной древесины – не такая рентабельная вещь. Этим могут заниматься либо крупные инвесторы, либо это какие-то производства, которые идут комплексно по переработке хвои и одновременно лиственной древесины. Инвесторов, которые готовы вкладывать, не так много, поэтому все регионы, у которых большой лесной фонд, заинтересованы в том, чтобы привлекать на свою территорию этих инвесторов.

 

А вот тот же Краснокамский ЦБК? Они недавно в газетах о себе писали, что смогли освоить технологии, которые удешевляют переработку лиственных пород и приближают их к хвойным по рентабельности. Но при этом говорят, что у них нет потребителя на конечный продукт.

 

На самом деле это нормально. Во-первых, все понимают, что хвои у нас остается не так много. Весь мир заточен на том, чтобы в производство газетной бумаги вовлекать как можно больше лиственных пород. Технологии, которые сейчас прорабатываются и внедряются и на западе, и в Российской Федерации, направлены на то, чтобы менять процентное содержание сырья, уменьшать долю хвойной древесины.

 

Дмитрий, а если мы попробуем взять проект с Krono Group, который сейчас обсуждается? Вы говорите, что инвестора можно поддержать некоторыми преференциями со стороны региона. Какие бы это могли быть преференции?

 

Для меня совершенно очевидны два основных направления. Первое – это вопросы поддержки в части субсидирования процентных ставок по кредитам на создание производства переработки лиственной древесины. Второе – это вложение в инфраструктуру. Конечно, дороги.

 

Krono Group – это компания международная, которая явно имеет доступ к более дешевым кредитным деньгам, чем кредиты российских банков.

 

Они могут взять кредит у себя.

 

Я так понял, что вряд ли Пермский край сильно поможет Krono Group при кредитовании в каком-нибудь швейцарском банке.

 

Да, соглашусь. В первую очередь их здесь интересует наличие свободного лесного ресурса, наличие достаточно дешевого лиственного сырья.

 

Оно есть у нас?

 

Конечно, я об этом и говорю.

 

А кадровый вопрос насколько может быть точкой преткновения? Многие в промышленности жалуются, что с кадрами беда, а про лесной комплекс вообще предубеждение, что там все давно спились.

 

Это не так. Предубеждение только потому, что, к сожалению, зарплаты в лесопромышленном комплексе не так велики. А так, существуют профильные специальности в Пермском государственном техническом университете, среднеспециальных учебных заведениях. Я не вижу особых проблем с кадрами.

 

В статье, которую «Новый компаньон» написал по этой теме, вы высказываете предположение, что есть риск перепроизводства, что предприятие, которые пока обсуждаются Krono Group и администрацией Пермского края, может оказаться слишком большим по мощности.

 

Для меня совершенно очевидно, что дальнейшее развитие лесопромышленной отрасли Пермского края невозможно без внедрения производства по переработке лиственной низкосортной древесины. Приход любого инвестора – это благо для Пермского края. Если это будет Krono Group – что ж, это хорошо. Другое дело, что такие инвесторы, надо полагать, будут делать достаточно крупное производство. Может быть, я ошибаюсь, но, наверное, ежегодная переработка будет миллион и больше кубометров. Было бы более интересно, если бы инвестировали не только такие крупные компании, но еще и какой-то средний бизнес в переработку и создание плитных, фанерных производств с объемом переработки 200, 300, 500 тысяч кубометров. Для таких производств Пермский край мог бы помочь что-то сделать. А так любое производство – это благо.


Обсуждение
1932
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.