Верхний баннер
08:34 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Время Ч

22.07.2012 | 17:00
2010 год. Проблема водоснабжения Краснокамска

Анастасия Сечина: Мы сейчас меняем тему на...

Игорь Лазарев: ...на Краснокамск. Вспоминаем февраль 2010 года, коммунальный коллапс, который в очередной раз поднял одну из самых таких ключевых коммунальных проблем региона.

Анастасия Сечина: И послушаем справку на эту тему.

 

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

Водоснабжение Краснокамска – одна из главных коммунальных проблем Пермского края. Она насчитывает не один десяток лет, но только за последние годы город по разным причинам несколько раз оставался без воды.

В январе 2008 года из-за аварии на подстанции без электричества остались очистные сооружения Перми. Неочищенные воды попали в Каму, и водоснабжение всего Краснокамска, который находится ниже по течению, было отключено на три дня. В городе объявили ЧП, жителям трое суток доставляли воду в цистернах. Это подтолкнуло краевые власти к поиску новой схемы. Комиссия правительства, обсудив четыре варианта, остановилась на «нытвенском» - Краснокамск предлагалось запитать более чистой водой из подземных источников Нытвы.

Впрочем, после этого вопрос еще два года оставался без конкретных подвижек. Это выяснилось после новой аварии, вновь оставившей Краснокамск без воды в феврале 2010 года. Тогда на территории предприятия «Промхимпермь» разлилось более 2 тонн растворителя, который попало в Каму через канализацию. Мастера установки приговорили к условному сроку.

История 2008 года повторилась в 10-м почти один в один – загрязнение Камы, отключение Краснокамска, подвоз воды. Губернатор Олег Чиркунов признал, что власти действовали слишком медленно: «В прошлом году поставили эту проблему в ранг приоритетных, провели предварительные исследования, но скорость продвижения неудовлетворительная». На этот раз о качестве краснокамской воды резко высказался и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, прямо заявив, что для питья она не годится.

Определились два основных варианта новой схемы – из подземных источников Нытвы и с Чусовских очистных сооружений через Пермь. За «чусовской» выступал ряд краевых чиновников, компания «НОВОГОР-Прикамье», мэр Краснокамска. «Нытвенский» вариант отстаивали глава Краснокамского района, городские и районные депутаты. Народные избранники даже закрепили схему «Нытва-Краснокамск» совместным голосованием «за». В городе прошел многолюдный митинг с требованием чистой воды. Тем не менее, краевые власти остановились на схеме с ЧОС. При этом единого мнения о том, какой способ дешевле, так и не сложилось.

Полтора месяца назад была утверждена программа «Чистая вода», которая позволяет получить деньги из федерального бюджета, но ответа на заявку пока нет. Пока чиновники искали оптимальный вариант, а проекты проходили всевозможные экспертизы, коммунальные аварии в Краснокамске уже стали дурной традицией. Последний раз весь город вновь оставался без воды в апреле – теперь из-за аварии на коллекторе.

Анастасия Сечина: Мы связываемся с Олегом Сергеевым, депутатом Краснокамскойгородской думы и директором краснокамского правозащитного центра, он у нас уже на связи. Олег, добрый вечер.

Олег Сергеев: Добрый вечер.

Игорь Лазарев: Олег, насколько известно, вы относитесь к той группе депутатов, которая поддерживает вариант запитки города с нытвенских подземных вод.

Олег Сергеев: Да, конечно.

Игорь Лазарев: Всё-таки хочется понять. Как мы услышали из справки, в 2008 году экспертная комиссия при правительстве края выбрала именно нытвенский вариант. Потом , видимо, проблему на два года замылили. В 2010 году она снова всплывает из-за того, что случилось в феврале 2010 года, снова город остался без воды на три дня. И теперь уже получается, что власти выбирают чусовской вариант, а не нытвенский. С чем это связано?

Олег Сергеев: Это связано с решением краевых властей. Потому что оператором подачи воды через Чусовской водозабор будет компания «Новогор», а здесь ещё оператор не определён. И, в принципе, здесь лоббирование краевых властей налицо. Предпочтение этому оператору отдают на водоснабжение города Краснокамска.

Игорь Лазарев: То есть это связано исключительно с лоббистскими возможностями «Новогора»?

Олег Сергеев: Да, я так считаю, это моё мнение.

Игорь Лазарев: Олег, всё-таки, решение вроде бы принято, с другой стороны, в регионе поменялось руководство, правительство. Как вам кажется к нытвенскому варианту возможно ещё возвращение?

Олег Сергеев: Стратегически для Пермского  края нытвенский водозабор необходим. И для Краснокамска. Потому что это всё-таки подземный источник водоснабжения. Мы можем запитывать не только Краснокамск, но и Кировский район Перми, а также Пермь этой водой. Потому что Чусовской водозабор – это открытый источник водоснабжения города Перми. Что имеет определённую опасность. Вам любой специалист в области санитарной гигиены и санитарной защиты скажет, что подземный водоисточник всегда надёжен и более эффективен и чист, чем открытые водоисточники.

Игорь Лазарев: По крайней мере, как я понимаю, от таких аварий, как была в 2008 году, когда очистные сооружения остановились, или от того, что было в 2010, «Промхимпермь» – от этого при нытвенском варианте Краснокамск будет защищен. Я правильно понимаю?

Олег Сергеев: Да, потому что Чусовской водозабор, он тоже имеет определённую долю риска загрязнения. Потому что он открытый. Также наверху в течение Чусовой находится Кизеловский район, где кислотные воды из шахт, подземные, они же попадают в Чусовую, и может быть превышен ПДК загрязнённости кислотными водами. Или какая-то другая ситуация с загрязнением воды Чусовой, и город Пермь останется, и город Краснокамск без воды.

Анастасия Сечина: Вообще, краснокамцы, вы народ насколько привычный к коммунальным коллапсам водоснабженческим?

Олег Сергеев: Вы знаете, я в Краснокамске живу 51 год, и эти проблемы уже постоянно. То есть люди, которые здесь долго живут, они к ним уже привыкли. Сейчас несколько киоском в каждом районе Краснокамска по продаже воды. Люди покупают для употребления в пищу воду из коммерческих киосков, а эта вода, которая течёт из крана, она используется, в основном, для санитарных нужд.

Анастасия Сечина: То есть проблема существует полвека? Как минимум.

Олег Сергеев: Да. Если вы обратитесь к специалистам-медикам краевой больницы детской экопатологии, они вам скажут, что большинство пациентов из Краснокамска, детей, с различными заболеваниями – это всё связано с качеством питьевой воды, вот этой воды, которая течёт из крана.

Анастасия Сечина: А как настолько прямую причинно-следственную связь можно установить?

Олег Сергеев: У нас до 2008, даже до 2010 в детских учреждениях, в больницах, детсадах, яслях, детском доме пищу готовили из воды из водопровода, её не привозили, не закупали.

Анастасия Сечина: До 2010 года?

Олег Сергеев: Да. И не все же могут идти покупать. Есть малоимущие люди, которые до сих пор в Краснокамске эту воду пьют. Как-то отстаивают, но всё равно она по вкусу отличается. И чувствуется, что она тяжёлая, невкусная эта вода. Она хлорируется.

Анастасия Сечина: Сейчас для питания всех учреждений социальной сферы используется другая вода?

Олег Сергеев: Привозная.

Анастасия Сечина: А фильтры? Не существуют в этом мире?

Игорь Лазарев: Или не справляются?

Олег Сергеев: Не во всех детских садах были фильтры. Я не знаю. Знаю, что в некоторых стоят фильтры, в некоторые воду привозят.

Анастасия Сечина: Полвека существует проблема, это точно проблема не «времени Ч.»

Игорь Лазарев: Скажем так, не только «времени Ч.». Хочется важную штуку понять. Мы точкой отсчёта взяли 2008, условный восьмой, в нашей справке, начали с аварии 2008. После этого авария 2010, потом недавняя. Ну, я так помню, что чуть ли не по нескольку раз в год Краснокамск пусть на сутки, но остаётся без воды. Это так и было раньше?

Анастасия Сечина: Усугубилась ли проблема за эти полвека?

Олег Сергеев: Да. Совсем недавно у нас не было воды около суток во всём городе.

Игорь Лазарев: В апреле.

Олег Сергеев: Была авария на водопроводе. У нас изношен водопровод сам. Сети, по которым подаётся вода из Камы в районе промышленной зоны ЦБК стоит фильтровальная станция, стоит насос, который подаёт воду из Камы на фильтровальную станцию, потом эта вся вода разливается по трубам... Эти трубы уже не меняли лет 10. Потому что пришёл «Новогор», 7 или 8 лет назад, оператор водоснабжения города Краснокамска. И он эти трубы не менял. Почему-то администрация города Краснокамска с ним заключила договор, где не было пункта о том, чтобы проводить капитальный ремонт каких-то даже участков, хотя бы 10-20% замены... Не произошло замены старых труб на новые. Только они латали и ремонтировали. Труба прорвётся где-то там, сделают заплатку, поставят «чопики».... И дальше водоснабжение города Краснокамска идёт. Вся изношена сеть. Нужен капитальный ремонт.

Анастасия Сечина: Если у Березников проблема, они под землю потихоньку уходят, то ваша горячая точка – то водоснабжение. В этом смысле  братья по несчастью в Пермском крае у вас есть или ваш случай уникален?

Олег Сергеев: Наш случай уникален, потому что сейчас единственный источник водоснабжения – это река Кама. Мы находимся внизу по течение, наверху миллионник Пермь, все промышленные предприятия, неконтролируемые сбросы канализационных коллекторов и ещё какие-нибудь сбросы в Каму – мы становимся заложниками этих всех ситуаций.

Анастасия Сечина: Брат по несчастью ваш Березники в том смысле, что там тоже идёт латание дыр. Но не принимается некого решения...

Игорь Лазарев: На опережение.

Анастасия Сечина: И на перспективу. Во всяком случае, жители этого не видят и не ощущают. И в вашем случае то же самое. Что-то подлатывалось, но кардинального решения не принималось. Вариант с «Новогором» принят...

Игорь Лазарев: Да, можно, говорить о том, что он принят.

Анастасия Сечина: Это лучшее, чем никакого варианта, или это всё-таки плохой вариант, и он не решает всех проблем?

Олег Сергеев: Конечно, не решает всех проблем. Необходима замена труб водоснабжения, хотя бы частично, в год по 5-10 процентов заменять старые трубы на новые. Потому что качество воды ухудшается тем, что трубы ржавые, старые.

Анастасия Сечина: Ну это как раз общая проблема, а не ваша уникальная. А вот именно с вашем уникальным географическим положением...

Игорь Лазарев: Как-то можно справиться?

Анастасия Сечина: Вариант с «Новогором» - лучше, чем ничего, или вы намерены продолжать борьбу за нытвенский вариант?

Олег Сергеев: Я лично буду бороться за нытвенский вариант, и мои коллеги, и жители города. Большинство жителей города за нытвенский вариант, мы подписи собирали, там десятки тысяч. Мы это отправляли президенту, в различные инстанции федеральные.

Анастасия Сечина: Был ответ?

Олег Сергеев: Ответ был, всё на краевые власти ссылка.

Анастасия Сечина: А ответ краевых властей?

Олег Сергеев: «Новогор», Чусовской водозабор.

Анастасия Сечина: Круг замкнулся. Суд здесь не вариант?

Олег Сергеев: А что суд?

Анастасия Сечина: Не знаю, каждый житель нашей прекрасной страны имеет право на благоприятные экологические условия жизни, согласно Конституции.

Игорь Лазарев: В 2010 году вообще Роспотребнадзор всем советовал идти в суд и жаловаться на качество воды.

Олег Сергеев: Человек идёт в суд, судебное решение – признаём некачественную воду. практика какая в этом смысле судебная? Что там, 1000 рублей вам морального ущерба заплатят за это? Я не понимаю, что просить-то у суда?

Анастасия Сечина: Не знаю, вы у нас Правозащитный центр! Всё, у нас на подходе федеральные новости. Это проект «Время Ч.», у нас на связи был Олег Сергеев.

 


Обсуждение
1714
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.