Верхний баннер
22:51 | ВТОРНИК | 18 МАЯ 2021

$ 73.7 € 89.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

21.10.2014 | 15:29
«Тетрадка дружбы» - технология очень простая сама по себе. Тетрадка стала универсальным средством объединения детей», - Юлия Новоселова

Ведущий: Катерина Шафиева.

Гости: Юлия Новоселова, руководитель молодежных проектов организации учащейся молодежи и детей Пермского края «Вектор дружбы», исполнительный директор всероссийской программы для школьников «Тетрадка дружбы».

- Где-то неделю назад в Пензе прошел форум.

- Да, 14-15 октября, прошел большой форум ОНФ под названием «Качественное образование во имя страны». Я туда была приглашена от Пермского края как экспонент, то есть участник выставки. В рамках форума проходила серьезная выставка образовательных технологий. Программа была представлена как одна из технологий выставки и вызвала очень большой интерес не только педагогического сообщества, но и, как оказалось по итогам форума, президента России Владимира Владимировича Путина.

- Да, мы уже знаем, что президент высоко оценил работу «Вектора дружбы» и сам проект «Тетрадка дружбы». Расскажите, пожалуйста, сколько раз я читала, и от пресс-службы городской думы, и все время идет упор на то, что «Тетрадка дружбы» была придумана пермскими студентами и школьниками для объединения юных жителей региона идеями детских социальных инициатив. В основном эта фраза о социальных инициативах повторяется везде, но нигде не написано, что это такое. Вас сегодня я и хочу спросить, чем конкретно занимаются школьники и студенты, для чего они это делают.

- Я думаю, что нужно сказать о механизме, структуре программы «Тетрадка дружбы», ее основных целях, и тогда мы постепенно придем к тому, что же такое социальная инициатива школьников, в чем состоит результат программы. Когда спрашивают о программе «Тетрадка дружбы», я всегда начинаю с того, что всегда очень важно объединить детей, школьников независимо ни от чего. Очень часто в современной школе мы видим, что  выделяют особенно одаренных детей, уделяют им особенное внимание, выделяют детей, у которых ограничены физические возможности, такие сейчас благодаря инклюзивному образованию тоже учатся в школах. Но какие бы ни были дети, это дети. Каждый ребенок индивидуален, очень важно для каждого ученика самоидентификация как личности, гражданина России. На такую самоидентификацию  направлена основная технология проекта «Тетрадка дружбы» - это непосредственно сами тетради и то, что дети в них работают помимо тетрадей учебных. Но заполнение тетрадок дружбы – это только вершина айсберга. Это система воспитания подрастающего поколения с 1 класса, а иногда и с детского садика. Бывает, что в тетрадках дружбы пишут ребята из детских садов. В чем заключается эта система? Для начала ребенку в руки попадает тетрадь. Эта тетрадь внешне отличается от обычной учебной тетради только обложкой. На обложке ребенок может прочитать, что это тетрадка дружбы, определенная тема года в рамках программы. Например, культурное наследие, за здоровое будущее тема, связанная со спортом, мода на чтение. Видит перечень номинаций, выбрав одну из которых, он может заполнить свою тетрадку. Но не все дети готовы сразу заполнять тетради по номинациям. Это скорее для активных детей, которые готовы что-то о себе рассказать. Сначала ребенок просто со своим классом планирует писать в этих тетрадках что-то по русскому языку, математике или любым другим учебным предметам. Таким образом, он может поддержать свой класс, потому что если класс активно заполняет тетрадки дружбы, то класс может выиграть приз. Таким образом, это работает на сплочение классного коллектива. После того, как класс получил диплом, грамоту или подарок, ребенок внимательнее присматривается к тетрадке дружбы. Может быть, он рассматривает ее вместе со своими родителями, выбирает тему, в которой он может писать в тетрадке. Для ребенка тетрадка становится пространством для самовыражения. Он может выбрать любую тему, которую предложит организатор. Сейчас я открою тетрадку дружбы в студии и прочитаю те самые номинации, которые предлагают организаторы детям. Это цитаты.

- Я вижу, тема года «Мода на чтение».

- Если вы перевернете страничку, то увидите: «Быть добрым благородно, но показывать другим, как быть добрым, еще благороднее. Марк Твен. Тетрадь добровольческих поступков, в рамках номинации проводится конкурс на лучшие идеи в рамках социально значимых проектов и мероприятий. Или, например, «Не надо рая, дайте Родину мою. Сергей Есенин». Исследовательская работа связана с историко-культурными традициями малой Родины. И многие другие, их 12, если я не ошибаюсь. Каждая номинация решает определенную педагогическую задачу. Мы постарались охватить большинство таких педагогических задач. Это и развитие патриотизма, формирование социальной ответственности, уважение к семейным ценностям, приобщение к искусству и творчеству, здоровый образ жизни.

- Есть интересная номинация, «Человек с именем». Эта тетрадь адресована известному человеку, лучшие работы будут отправлены адресатам. Я могу сделать тетрадь о любом известном человеке в стране и мире?

- Да, мы постараемся передать тетрадку адресату. Почему возникла такая идея, могу рассказать. Это новая номинация, раньше ее у нас не было, попробовали сделать. Ученица одной из пермских школ адресовала послание на страницах тетрадки дружбы к Антону Богданову, известному пермскому актеру.

- Который снимался в «Реальных пацанах». Это для тех, кто, возможно, его не знает. Или знает как Антоху.

- Девочка адресовала ему послание, что ей нравится творчество Антона Богданова. Так получилось, что мы подружились в рамках наших проектов, «Вектора дружбы» и пермского центра развития добровольчества, и показали ему эту тетрадку. Это было очень приятно и самому актеру, девочке мы передали автограф актера и пожелания от него. Это приятно самому ребенку, он получает ответную реакцию на свои старания и труды. Быть может, девочка мечтала познакомиться с актером, и такая возможность была ей предоставлена. Будем стараться исполнять детские желания и мечты с помощью «Тетрадки дружбы».

- А если захочет передать тетрадку герою не из России? Например, любят дети смотреть «Железного человека», захочет познакомиться с Робертом Дауни-младшим.

- Что ж, это будет хороший повод вывести «Тетрадку дружбы» на новый международный уровень.

- Тем более проект из городского стал всероссийским.

- Да, мы подошли к истории «Тетрадки дружбы».

- Сколько лет существует этот проект?

- Как полноценный механизм социализации – события 2006 года. Достаточно серьезные для социального проекта. Долгое время программа «Тетрадка дружбы» реализовывалась благодаря энтузиазму, активной молодежи Пермского края, автору программы Ольге Викторовне Зубковой, педагогу по призванию. Сейчас она является председателем Пермского центра развития добровольчества и генеральным директором организации «Вектор дружбы». Сейчас наша организация, конечно же, занимается не только программой «Тетрадка дружбы». Очень много различных проектов и мероприятий. Но «Тетрадка дружбы» стала тем самым базовым проектом, благодаря которому была зарегистрирована наша организация, и благодаря которому такая большая команда, которая проводит очень много вещей, в том числе международных. Мы работаем с ООН, получили специальный консультативный статус, «Тетрадка дружбы» - можно сказать, это наша гордость. В 2007 году «Тетрадка дружбы» получила поддержку от администрации Перми, комитета по молодежной политике. Очень большую поддержку программе оказал тогда и оказывает сейчас Евгений Ильдусович Хузин, я не могу не назвать это имя, потому что для программы его поддержка значит очень много. Бывает так, что поддерживают что-либо, какую-то инициативу, но не вдаются в подробности, глубинное содержание. Евгению Ильдусовичу удалось увидеть перспективу программы для воспитания жителей Пермского края. Именно поэтому программа такая долгосрочная. Можно сказать, что выросло целое поколение детей, которые когда-то во 2-3 классе писали в тетрадках. Сейчас они заканчивают школу и становятся волонтерами, руководителями содержательных компонентов программы. И конечно, глава города Перми Игорь Вячеславович Сапко поддерживает программу «Тетрадка дружбы». Я вхожу в молодежный совет при Пермской городской думе, в совете реализуется очень интересный проект, «Добрая Пермь». Это добровольческий проект, мы сейчас в основном говорим о тетрадке, не буду вдаваться в подробности, но он был рожден именно на базе «Тетрадки дружбы». Именно участники программы создали этот добровольческий проект.

- Но как он стал именно всероссийским? Я смотрю тетрадки, они разные, к примеру, есть Иркутская область, виды Байкала. Удивительно. Я полагаю, что у вас есть еще тетрадки из других городов и регионов. Как дети из других регионов узнали об этом, почему стали участвовать в том числе?

- В 2008 году мы стали принимать активное участие в различных конференциях, форумах для саморазвития. Нас в принципе приглашали, потому что услышали о технологии «Тетрадка дружбы». В 2008 году мы представили тетрадку, и сразу же откликнулись Челябинская область, Ставропольский край и республика Карелия. Мы провели семинар, и 2008 год стал отправной точкой по трансляции технологии тетрадки в регионы России. Почему пользуется такой популярностью программа у других организаций, образовательных учреждений в регионах? Дело в том, что технология очень простая сама по себе. В тетрадках пишут все дети, и тетрадка стала универсальным средством объединения детей независимо ни от чего. Общественные организации, которые являются ресурсными центрами в регионах России, тоже работают с детьми и школами, тоже привлекают детей в очень хорошие и добрые свои проекты. «Тетрадка дружбы» становится средством, через которое они могут общаться с детьми, развивать их в нужных им направлениях. Скауты в республике Карелия сделали специальную скаутскую тетрадку, в которой дети писали о вопросах экологии, своих подходах, каких-то социальных акциях и проектах, которые скауты помогали им реализовывать. В «Тетрадках дружбы» пишут ребята из 20 регионов, и есть еще желание присоединиться еще 23 регионам. Я веду переговоры с 43 регионами нашей страны, особенно после форума ОНФ у нас появилось так много желающих. Я думаю, что если есть заинтересованные лица, в регионах эту программу легко осуществить.

- То есть это такой способ объединения детей в какую-то коммуникацию из разных городов, не обращая внимания, что, возможно, они разной национальности, возраста, социального положения. Мне все равно, я не вижу разницы между этими детьми в тетрадках.

- Вы правильно говорите, «Тетрадка дружбы» предполагает, помимо заполнения в тетрадках, живое общение, непосредственную коммуникацию детей друг с другом. В рамках программы в течение года проводится огромное количество мероприятий – творческие, спортивные, интеллектуальные, благотворительные, фестивали театров. У проекта «Тетрадка дружбы» есть принципы реализации всех мероприятий, которые обязательны для всех регионов. Первый – обязательное включение родителей в процесс, участие в мероприятиях, заполнение тетрадей. Не у всех родителей есть время, чтобы общаться со своими детьми, что интересно детям, о чем бы они хотели поделиться с этим миром.

- Родители здесь включаются не для того, чтобы контролировать ребенка, а для того, чтобы принимать участие посильное.

- В этом уникальность. Ребенку интересно общаться со своим родителем и педагогом как интересным человеком. Например, фестиваль школьных и семейных театров предполагает обязательную постановку спектаклей с участием родителей. Может быть, это непрофессиональные спортивные команды. В этом опять же уникальность проекта. Если раньше ребенок не выходил на большую сцену, он может выйти на сцену ТЮЗа и попробовать себя в качестве актера. Возможно, это станет первым шагом в его будущей профессии. Таких принципов придерживаются все мероприятия в рамках тетрадки. Дети, которые видят, что нужны и интересны, могут получить подарок просто хотя бы за то, что у них красивый почерк, они нестандартно мыслят, они впервые попробовали себя в какой-то роли, они понимают, что настал их черед подарить и отдать этому миру что-то. Начинают создавать в своих школах, это происходит уже без нашего участия, инициативные команды. Для того, чтобы координировать проект в конкретной школе, необходим активный педагог, который будет этим заниматься, в качестве его помощника ученики. Это инициативная группа из детей, 1-11 классы. Представитель каждой параллели входит в инициативную команду и на своей параллели отслеживает участие класса в программе «Тетрадка дружбы». Старшие помогают младшим заполнять тетрадки, выступают с классными часами о том, о чем можно писать свою тетрадь. Тут мы видим преемственность поколений, сотрудничество семьи и школы в этом, казалось бы, простом, но многогранном проекте, видим возможности для личностной реализации каждого ребенка. Каждого, а не только того, кто входит в совет старшеклассников, актива школы или класса.

- Понятно, что вовлечение идет всех. Но вы сказали, что в проектах должны участвовать родители. Повезло тем детям, у которых есть эти родители, но вы лучше меня знаете, что есть у нас пока дети, у которых нет родителей. Как они обходятся в этой ситуации, они же тоже заполняют тетради?

- Да, спасибо, что вы сказали об этом. Самые лучшие тетрадки к нам приходят из детских домов, для детей из интернатов. Это особенные дети, которые больше других нуждаются в самовыражении. Допустим, если необходимо поучаствовать в мероприятии, спортивном празднике, в команду входят воспитатели. Что очень важно, я слышу, в некоторых регионах в Пермском крае проводятся специальные мероприятия. Допустим, соревнования между детскими домами, праздники. Дети из детских домов включаются в общее дело вместе с детьми, которые учатся в общеобразовательных школах. Дети с ограниченными возможностями здоровья так же включаются в эти мероприятия. Приведу пример. У нас в пятницу на этой неделе уже состоится краевой спортивный праздник в рамках программы «Тетрадка дружбы», примут участие 25 команд из образовательных учреждений Пермского края. Одна из этих команд – школа-интернат для детей с нарушением слуха, которая очень активно у нас принимает участие во всех мероприятиях, предоставляет творческие номера на награждениях и так далее.

- Со школьниками мы разобрались, а как же здесь включаются студенты?

- Студенты становятся координаторами различных направлений программы. Именно студенты со старшими школьниками, которые являются волонтерами программы, проводят мероприятия, проверяют тетрадки, награждают победителей. Например, координацией программ «Тетрадка дружбы» в Пермском крае занимается организация «Вектор дружбы». В команду тетрадки входят студенты из разных образовательных учреждений. Они получают опыт проведения мероприятий, общения с людьми и детьми, становятся непосредственно организаторами. В Алтайском крае полностью координирует программу «Тетрадка дружбы» педагогическая академия. Студенты получают специальные компетенции и компетенции педагога, руководя мероприятиями программы.

- Здесь студенты все-таки выступают как волонтеры, а не как участники заполнения тетрадок.

- В большинстве случаев. Но социально-педагогический факультет пермского государственного педагогического университета, который я закончила, тоже пишет в «Тетрадках дружбы» и сдает их нам. Это важно для них как социальных педагогов, тоже интересно поучаствовать в конкурсе и получить подарок. А многие ребята, которые поступают в вуз, по привычке продолжают писать в «Тетрадках дружбы», мы точно так же их сдаем, принимаем, по привычке проверяем, как все остальные.

- Вы говорили, что проверяете тетрадки. Не понимаю смысл проверки тетрадки, в котором ребенок пишет свои абсолютно какие-то вещи. Что вы там проверяете в этих тетрадках, пунктуацию и орфографию?

- Как раз они нас не интересуют при проверке. Что касается грамотности, с ребенком работают в школе, а нам важна индивидуальность. И поэтому проверять тетрадки несложно, у нас есть определенная система критериев. Например, искренность, творческий подход, оформление. Но как вы только что совершенно правильно заметили, каждая тетрадка индивидуальна. Мы просматриваем каждую, исходя из возраста ученика, стараний, того, что он вложил в тетрадь. Мы вряд ли наградим ребенка, который вклеил в тетрадку распечатанные из «Википедии» статьи, если он захотел написать о достопримечательностях своего города. Но если он написал от руки, добавил свое отношение об истории и культуре малой родины, нарисовал иллюстрации, скорее всего, такой ребенок получит приз.

- Сейчас мы свяжемся с Евгением Хузиным, начальником отдела молодежной политики министерства культуры Пермского края. Здравствуйте. Юля у нас как человек общественный, а вы начальник отдела минкульта. Программа «Тетрадка дружбы», 10 лет ей, какое будущее ее ждет, особенно после одобрения президента?

Евгений Хузин: Я надеюсь, что коллеги из «Тетрадки дружбы» как минимум оставят темпы работы на должном уровне. Мне очень хочется, чтобы проект, который родился  в Пермском крае, который по всем параметрам очень гуманитарен, нашел свое продолжение если не во всех, то в большинстве регионов России, чтобы каждый мальчишка и девчонка, учась в школе либо училище, даже вузе, могли снять самый основной дефицит молодых людей – дефицит нормального человеческого общения на почве спорта, искусства, просто человеческих отношений, все то, что проект «Тетрадка дружбы» дает сегодня молодому человеку.

- Понятно, что ребята из общественной организации не будут бросать этот проект. С ними это отдельно. А все-таки представители власти каким-то образом будут содействовать развитию программы?

- Мы сотрудничаем с 2007 года планомерно и последовательно, начиная с Перми, где я имел возможность поработать, продолжая Пермским краем. В этом году мы выделяем целевую субсидию на реализацию проекта «Тетрадка дружбы» в Пермском крае. Есть общая договоренность с коллегами, что мы реализуем его не только в Перми, но и кустовым способом в территориях Пермского края, чтобы была возможность в удаленных территориях детям и учителям участвовать в проекте. На последующий бюджет субсидия также предусмотрена, сейчас мы активно думаем, как быть, потому что получив столь высокое одобрение главы государства, нам волей-неволей придется стать штабом от Пермского края, что будет накладывать  определенные обязательства по проведению федеральных семинаров по обучению кураторов проекта, это как раз в стадии обсуждения мы с коллегами находимся.

- Евгений, я услышала слово «субсидия», программа будет субсидироваться и в ближайшие три года, но буквально несколько месяцев назад мы прекрасно поняли, что у нас дефицитный бюджет, идет секвестирование именно культурной и социальной части. Не попадет ли ненароком программа под это же секвестирование?

- Если говорить таким чиновничьим языком, (неразборчиво) бюджетные ограничения доведены, в рамках этого мы сочли возможным и необходимым оставить финансирование проекта, это около 3 млн рублей, но следующий и последующие годы. Равно как мы сохранили проект по студенческим отрядам, реабилитации молодых инвалидов, все социально ориентированные проекты общественных объединений и реализации Пермского края сохранены в полном объеме.

Юлия Новоселова: на самом деле приятно осознавать, что программа «Тетрадка дружбы» как инициатива общественности поддерживается властью. Очень хочется, чтобы она так и осталась общественной инициативой, выросла снизу.

- Евгений озвучил одну из важных вещей. Так как проект был высоко оценен на федеральном уровне, разрастается на регионы страны достаточно стихийно, они идут к вам, не вы к ним обращаетесь, и возможно, Пермь придется сделать штаб-квартирой программы, проводить какие-то сборы, семинары и еще что-то – вам эта идея кажется реализуемой?

- На самом деле Пермь уже несколько лет является штаб-квартирой программы. Мы раз в год собираем всех координаторов на площадке Пермского края, всероссийские слеты, к нам приезжает около 20 регионов России ежегодно. Причем мы собираем не только активных педагогов, которые реализуют программу на местах, но и старшеклассников, которые являются кураторами и активными участниками программы. Самые активные – для них это как поощрение, как замечательный подарок, чтобы приехать в Пермь и участвовать в российском слете. Мы провели юбилейный слет весной 2014 года, в 2016 году готовится еще слет. Если все будет хорошо и мы получим поддержку в виде президентского гранта, этот слет, осмелюсь заявить, пройдет в республике Крым.

- Не в Перми?

- Мы будем стараться собирать ребят не только в Пермском крае, но и для того, чтобы показать богатство России, уникальность разных регионов, следующий слет как раз запланирован в республике Крым. Многие крымские школы как раз выходят со мной на связь, потому что они тоже хотят участвовать в программе, так что мы будем формировать ресурсные центры в Крыму, такие же, какие ресурсные центры сейчас работают в других регионах.

- И потом слеты можно делать в этом году в Перми, в следующем году в Крыму, через год северо-запад, по федеральным округам разделять. Многие фестивали так проходят, передается эстафетная палочка тем городам, которые хотели бы принять у себя мероприятия. Понятно, о слете мы поговорили. А вот ближайшие планы на ближайшие месяцы у проекта каковы?

- У нас есть утвержденный план мероприятий, как я говорила, для пермской аудитории. В эту пятницу у нас большой спортивный праздник, в ноябре планируется интеллектуальный турнир в институте искусств и культуры. В декабре нас ожидает большое полугодовое награждение, на которое будет приглашено около 700 детей, педагогов и родителей, чтобы они получили свои подарки за свою активность в рамках программы. Кстати, очень важно, мы обязательно награждаем педагогов. Педагоги – это наши представители в школах, проводники, которые приносят детям «Тетрадки дружбы», мы собираемся поощрять педагогов и благодарственными письмами, призами и подарками. Всегда очень приятно, когда педагог понимает, что «Тетрадка дружбы» - не дополнительная нагрузка, а помощник в процессе воспитания подрастающего поколения, их учеников.

- А подарки какие? Предновогодние, раз декабрь?

- Знаете, не всегда. Мы, конечно же, стараемся дарить и елочные игрушки, и обязательно стараемся приводить деда Мороза и Снегурочку. Подарки самые разные. Есть у нас бизнес-партнеры, компании Пермского края, которые предоставляют подарки. Это и наборы с качественной косметикой, и ювелирные изделия, мы дарим учителям сертификаты на приобретение, дети у нас получают право поездки, катания на лошадях с помощью федерации конного спорта. Совершенно разные подарки и призы для разных детей в разных номинациях. Но так или иначе, ежегодно мы награждаем около 300 человек. Это не считая классов, индивидуальные призы. Также мы стараемся награждать классы и экскурсиями куда-то, и спортинвентарем, и развивающими играми, чтобы появился еще один повод сделать что-то со своим классом, укрепить командный дух.

- А какова система отбора победителя? Я смотрю, тетрадки разные, не могу сказать, какая лучше, а какая хуже.

- Я уже говорила, что существуют критерии, мы смотрим индивидуально на старания, искренность, на то, что ребенок пережил, чтобы написать эту тетрадку, что ему нужно было обдумать и так далее. Что касается участия классов, здесь безусловна активность. Если класс выполнил множество тетрадок дружбы, классный руководитель поставил учебную задачу заполнить тетрадки без единой тройки, класс с этой задачей справился, и учитель нам об этом сообщает, этот класс мы награждаем.

- То есть нет такого четкого – эта тетрадка хорошая, потому что… И сколько уходит времени на то, чтобы рассмотреть каждую?

- Мы оцениваем тетрадки две недели. Сидим командой, все просматриваем. Конечно, это очень непросто. Но мы уже привыкли, справляемся, несмотря на то, что с каждым годом тетрадок становится больше. Но и наша команда растет.

 


Обсуждение
6565
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.