Верхний баннер
22:35 | ВТОРНИК | 18 МАЯ 2021

$ 73.7 € 89.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

03.02.2015 | 17:42
«Не все дети у нас технари, но у всех есть потребность делать что-то красивое, красочное», - Ольга Дюпина

Темы: "Лего-педагогика", дощкольное образование, конкурс "Проект года"

Гости: Ольга Дюпина, заведующая детским садом №397, почетный работник общего образования РФ; Юлия Кожевникова, заместитель заведующего детского сада №397 по учебно-воспитательной работе

Программа: "Дневник отличницы"

Дата выхода: 27 января 2015 года

Ведущий: Юлия Балабанова 

- Говорим о «Лего-педагогике» – направлении в дошкольном образовании. В прошлом году впервые в Перми департамент образования провел конкурс «Проект года» с тремя победителями – статусная школа, муниципальная школа, детский сад. Вы победили с проектом «Создай свой техномир». Проект завязан на «Лего», робототехнике, инженерии, которой вы занимаетесь с детишками.

Ольга Дюпина: Наш проект – это создание в детском саду условий для моделирования и конструирования, чтобы дети могли не только конструировать, а создавать собственные проекты самостоятельно или вместе с педагогами, родителями, уметь презентовать их, научить сверстников создавать таких же роботов, фантазийные вещи, которые они умеют сами. В этом суть проекта.

- Когда мы говорим «проект», то какую степень реализованности имеем в виду? Когда он начался, в какой стадии прямо сейчас находится?

Ольга Дюпина: Задумка произошла летом 2014 года, это время для фантазий.

- Ремонты делаются, трубы меняются.

Ольга Дюпина: Но это еще и интересная пора, когда на нашей территории детства проходят различные интересные мероприятия. Диафестивали, Олимпийские игры… В диафестивалях участвуют и взрослые, и дети. Они создают интересный диафильм на основе игрушек, сказок. Летом мы использовали конструктор «Лего», семьи создавали историю, фотографировали ее покадрово, составляли комментарии к кадрам, показывали на фестивале диафильм всем участникам.

- Мое детство произошло с настоящими диафильмами, а у вас какая техника использовалась?

Ольга Дюпина: Наверное, диафильмы – это громко сказано. Но родители делают это в презентациях.

Юлия Кожевникова: В дошкольном учреждении есть интерактивная доска. Но так как нужно для летней поры мобильное оборудование, есть проектор, экран, мы выносим все на главную площадку перед учреждением. Вся летняя жизнь проходит у детей на улице.

- Да, хотя у вас и не пленочный, а цифровой диафильм.

Ольга Дюпина: Он озвучен, есть музыка, конкурсанты, жюри, номинации, выявляется лучший диафильм, все по-настоящему.

- В этом году диафильмы делались с помощью конструктора «Лего».

Ольга Дюпина: Это и послужило толчком для воспитателей, чтобы создать в группах Лего-центры. Воспитатели стали интересоваться конструкторами «Лего». Несмотря на то, что он очень красочный, прочный, но дорогой. Аналоги уступают в цене и немного в качестве, но сюжетные истории достаточно интересны. Родители тоже начали приносить интересные вещи, обмениваться постройками и конструкторами. Второй этап – в группе появились «Лего-центры». Затем мы включились в проект департамента образования по «Лего-конструированию» и робототехнике, стали приобретать конструкторы. Здесь уже сложнее было, потому что у воспитателей другая функция, техническими способностями они не обладают. Нужно было их зажечь, показать, что это классно, что дети могут это делать.

Юлия Кожевникова: Мы приобрели конструктор «Lego Education WeDo», самый главный, доступный детям дошкольного возраста.

- Для создания роботов.

Юлия Кожевникова: Только он. Предшествующий этап – мы приобрели конструкторы «Первые механизмы», это тоже «Лего».

Ольга Дюпина: Там детали не программируются, а приводятся в движение. Нужно покрутить какую-нибудь втулочку, чтобы глазки бегали или кран поднимался.

Юлия Кожевникова: И получается, возник вопрос, что воспитатель без курсов, без подготовки не может этого делать. Мы стали искать и смотреть, как донести до воспитателей дошкольного возраста, как это можно делать. Но программа в наборе с «Лего» доступна для восприятия взрослым человеком, все понятно и расписано. Книги, в которых расписаны этапы занятий.

- Вы устраивали педагогам повышение квалификации? Или они взяли инструкции, посидели вечерок и разобрались?

Ольга Дюпина: Существуют еще детские сады, которые заразились робототехникой. 409-й детский сад активно участвует в проекте и досконально разбирается в этом. Мы учимся у коллег. Кроме того, нас курирует Павел Крендель.

- Недавно был в нашем эфире, кстати, сегодня начался фестиваль «Робофест», послезавтра будет номинация «Роботенок», где ваши дети тоже отправляются. На уральском конкурсе есть детская номинация, на всероссийском нет. Вы чувствуете, что вспахиваете целину?

Ольга Дюпина: Это очень пионерская нагрузка. Это неизведанная страна, если брать во внимание психологические особенности детей дошкольного возраста, ребенок до такой степени фантазировать, как ребенок 2-3 класса, не совсем может. Есть иные  дети, которые проявляют больший интерес, они и окружили наших воспитателей. В чем фишка? Ребенок может сам создавать робота, смотря на экран, он все делает шаг за шагом. Есть еще кроме роботов «Лего», роботы фирмы «Хуга», она уступает по качеству, мягкая пластмасса. Но в чем фишка тех конструкторов? Дети могут сделать инерционного робота, робота-крокодила, который может двигаться с пульта, лампочки горят, робот может начинать движение со звуком. Альтернатива такая есть.

- В среднем в группе 25 детей. Когда начинается занятие по «Лего-моделированию», как вы решаете вопрос по обеспечению каждого ребенка необходимым материалом?

Ольга Дюпина: У нас есть «Лего-час» каждый день. Дети знают и ждут это время.

- 60 минут?

Ольга Дюпина: Фактически примерно да. В это время воспитатель погружается в «Лего»-среду. Дети не сидят целый час, они идут потоком, занимаются своими делами. Они же могут долго конструировать, а воспитатель может помочь одному сделать робота, другому построить планету, пятый элемент, не знаю. Следующему из другого конструктора. Воспитатель выступает источником знаний, тьютором, как хотите.

- Получается, что все вместе организованно что-то дети не делают. Выбор того, чем заниматься, за какой конструктор браться, остается за ребенком.

Ольга Дюпина: В этом и фишка – не надо заставлять ребенка делать то, что он не хочет делать. Он выберет сам, наши дети – дети поколения будущего.

- Дети с какого возраста практикуют?

Ольга Дюпина: Мы представляем модули для детей с 1,5 до 3 лет, у нас есть программка «Лего-старт», она представляется для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителей. Она предусматривает, что весь учебный процесс идет на основе «Лего-конструктора». Математика, сенсорика, вы представляете, что он красочный, красивый, много деталек, красная, зеленая, синяя и так далее. окружающий мир – можно сделать собачку и так далее. Следующий модуль «Лего-сад», программа по конструированию для детей наших воспитанников от 3 до 7 лет по возрастам. Нашим детям дошкольного возраста от 3 до 7 предоставляются практики по «Лего-конструированию», это отдельная тема.

Юлия Кожевникова: Краткосрочные практики – тоже приоритетное направление департамента образования, практические занятия, которые непродолжительны по времени. Но ребенок должен овладеть конкретными действиями, занятия, как правило, носят личностные практикоориентированный подход. После каждого занятия ребенок должен уйти с результатом своей деятельности.

Ольга Дюпина: То есть за 20-40 минут он должен получить навык, который не просто скажет «ой, у меня получилось», а поймет, как это сделать, и скажет: «У меня получилось, я могу и тебя научить». Это наша задача. Ребенок приходит к педагогу, педагог выступает мастером, говорит, что я умею делать вот это и вот это, хочешь, я тебе расскажу? И показывает. Получилась собачка из конструктора, ты хочешь попробовать так же сделать? Все, педагог больше ничего не делает. Мастер показал свое дело, дальше уже дети перенимают дело мастера. Ребенок должен уйти с четким навыком, что умеет делать эту собаку, и научит Машу, Петю, Колю. Вот это практика краткосрочная.

- Вы уже сказали, что производители конструкторов «Лего» снабжают продукцию очень подробными инструкциями. Я как мама двух мальчиков 6 и 11 лет понимаю, что мои дети сами совершают выбор. Когда они заходят на сайт, смотрят каталоги, говорят «я хочу это или это», по мере возможности получают. После этого сами распаковывают инструкции, им понятен интерфейс, с какого-то момента им вообще не нужна помощь взрослых. С конструктором они один на один. Какова помощь детского сада в посредничестве между ребенком и «Лего-конструктором».

Ольга Дюпина: Ребенок может из предложенного в «Лего-центре» в группах делать выбор, но основной акцент мы как педагоги делаем на детей, которые только входят в этот процесс. Таких детей очень много. Достаточно дорогой конструктор, иметь дома его не каждый сможет. В детском саду еще есть модуль «Леготека». Там много конструкторов, в том числе робототехнических.

Ольга Дюпина: 50 разных. «Сити», «Техник» - различные. В это время ребенок может не на сайте смотреть, а сказать: «Мама, пойдем, у нас работает «Леготека», возьмем домой конструктор или построим прямо там».

- Это как читальный зал и абонемент.

Ольга Дюпина: Да, обязательное условие – с родителями или со взрослыми. Выбирает себе конструктор, начинает конструировать, создает постройки, удовлетворил потребности, зафотографировал ее и ушел. Другое дело, если он говорит: «Все классно, я еще хочу, чтобы у меня дома поиграть». Семья может взять конструктор домой на определенный срок.

- «Леготека» - уникальная находка, детям постоянно хочется нового, никаких семейных бюджетов не хватит. Как потом комплектность-то проверяете, есть такая проблема?

Юлия Кожевникова: В «Леготеке» работает мастер, который следит за сохранностью. Есть картотека, в которой прописана, какой конструктор, сколько деталей, можно реализовывать постройки, если взял конструктор, все под наблюдением.

- Насколько это востребовано?

Ольга Дюпина: Не сказать, что это пользуется успехом. В декабре открыли, пока посетителей было всего 3.

- Они брали с собой?

Ольга Дюпина: Две семьи брали домой, там был большой конструктор. Запланировано в «Лего-классе» обучение родителей, интенсив для них, где мы намерены рассказать, какие есть конструкторы, как можно завлечь ребенка, что выбрать. Принесут конструкторы, покажут, попробуют поиграть, мы хотим разрекламировать еще больше этот конструктор, привлечь родителей в «Леготеку». Дети испытывают огромную потребность в конструировании. У некоторых есть потребность, но они не знают, как. Не все дети у нас технари, но потребность что-то сделать красивое, красочное есть. «Научи меня, пойдем со мной».

- Бесплатная возможность взять конструктор, пособирать с ребенком – почему родители на это не ведутся?

Ольга Дюпина: Мы разговаривали с коллегами, в чем причина. Очень небольшой процент родителей, которые включаются в образовательную деятельность. Активных родителей не очень много. Из наблюдателей они переходят очень быстро, если родитель смог заинтересовать своих детей. Для ребенка они сделают что угодно. Если ребенок говорит «слушай, там так классно, пожалуйста, пойдем со мной», тогда детское желание становится родительским, и ребенок может что-то сделать. Большая задача у нас стоит, как научить педагога привлечь родителей в образовательный процесс. Мы привлекаем их уже 100 лет, с каждым годом потребности меняются, меняется мир, денежная ситуация, работа, образ жизни. Привлекаешь-привлекаешь, находишь интересные моменты, потом раз, потерял.

- Сколько в диафестивале принимало участие семей?

Юлия Кожевникова: 27 семей, педагоги с детьми делали тоже, 11 групп.

- Какой процент родителей вы бы хотели привлечь? 20 семей – наверное, не очень большое число.

Ольга Дюпина: Они же проходят отборочные туры.

- Все-таки интерес к мероприятию был.

Ольга Дюпина: Ставить задачу, что в диафестивале должны участвовать все 328 родителей – это было бы смешно. У каждого свой интерес. У нас еще есть модуль «Лего-парк», буквально 2 числа мы закончим набор заявок, в пятницу будут представлены проекты. Как раз пройдет «Лего-парк» на территории дошкольного образовательного учреждения, где родители и дети будут представлять совместные проекты, планета «Пятый элемент», дети делают с родителями нереальную реальность. центральный житель планеты – робот, который может приводиться в движение либо механическим способом, либо при помощи роботехнических компонентов. Мы предлагаем родителям различные варианты.

- Что такое «Лего-парк»?

Юлия Кожевникова: Конкурс, в котором участвуют семьи, педагоги с детьми, в двух номинациях, семейная и групповая лего-история. В первой номинации строят всей семьей по тематике, во второй педагоги с детьми аналогичную.

- Это двухдневное мероприятие?

Ольга Дюпина: Родители представляют 30 числа фотографии своей будущей постройки, они готовят огромную постройку. Все, что может быть на планете, это может быть горы, здания. Они это фотографируют и присылают 30 числа в оргкомитет, готовят схемы построек всех элементов своей планеты. Сам фестиваль организуется в музыкальном зале, задействуем физкультурный зал, получается много-много моделей, планет, к которым прилагается инструкция, сюжет, любой ребенок может подойти, взять любой чертеж, посмотреть, как это делалось. Если он захотел, то взял эти чертежи домой, будет внимательно смотреть, как родители создавали эту историю. Как раз направлено на то, чтобы привлечь внимание детей и родителей, чтобы захотеть это делать. Это наша первая ласточка, мы очень переживали за это, но делаем, так что приходите к нам.

- Мероприятие только для детей, посещающих ваш детский сад. Насколько у вас есть интерес сделать его открытым городским?

Ольга Дюпина: Проект и предусматривает проведение «Лего-парков» два раза, зимой и весной-летом. Сейчас мы пробуем свои силы, смотрим, как это может пойти. Летом-весной мы приглашаем воспитанников семей микрорайона Рабочий поселок и детские сады, которые тоже работают по робототехнике.

- Будет уже сетевое мероприятие.

Ольга Дюпина: С привлечением дошкольных образовательных учреждений.

- А есть те, которые не посещают ваш детский сад, родители послушали программу, проявили интерес. Есть для них формы деятельности?

Ольга Дюпина: Традиционно проходят конкурсы «Прояви себя», где педагоги представляют нам программы образования для детей и взрослых. В апреле будут представлены педагогами программы по «Лего-конструированию», они пройдут очень жесткий контроль, будет дана экспертиза. Тогда мы уже сможем говорить, что на базе дошкольного образовательного учреждения работает такой «Лего-парк». Сегодня мы создаем условия, чтобы наш проект работал. Но сегодня мы можем пригласить родителей детей от 1,5 до 3 лет, детей от 3 до 7 лет в «Леготеку», мастер сможет построить роботов, заняться моделированием. Детки могут стать участниками нашего процесса вот в таком формате.


Обсуждение
12684
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.