Верхний баннер
08:44 | ВТОРНИК | 18 МАЯ 2021

$ 73.85 € 89.66

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

03.02.2015 | 12:59
"Компетенции, которые даются высшим образованием, важны для жизни и успешности", - Илья Бочаров

Тема: О первом пермском краевом чемпионате рабочих профессий, о том, что происходит с профессиональным образованием

Гость: Илья Бочаров, начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Пермского края; Евгения Щепина, консультант отдела содержания профессионального образования управления профессионального образования министерства образования и науки Пермского края.

 

Программа: «Дневник отличницы»

Дата выхода: 03.02.15

Ведущий: Юлия Балабанова

 

- Сегодня мы поговорим о первом пермском краевом чемпионате рабочих профессий, который у нас пройдет в рамках выставки «Образование и карьера-2015», о том, что же такое Worldskills. Но для начала о том, что же происходит с профессиональным образованием. Во времена моей юности слова «пэтэушник», «пэтэушница» были несколько ругательны. Как с этим обстоят дела сегодня?

 

Илья Бочаров: Система профессионального образования Пермского края сегодня находится на острие модернизации и общего, и профессионального образования. Единственное, что нужно говорить – дисбаланс между социальным спросом, куда хотят детей отправить родители, и какие профессии и специальности востребованы на рынке труда. Это не всегда совпадает.

 

- Для начала куда у нас сегодня хотят попасть дети? Мне кажется, существует стойкое убеждение, что без высшего образования ты вообще нигде работать не сможешь.

 

 

 

«Есть дисбаланс между социальным спросом, куда хотят детей отправить родители, и тем, какие профессии и специальности востребованы на рынке труда. Это не всегда совпадает».

 

 

 

Илья Бочаров: И оно поддерживается и родителями, и значительной частью работодателей. В качестве требований часто предъявляется высшее образование, причем неважно какое. Мы считаем, что это не совсем правильно. Компетенции, которые даются высшим образованием, особенно общие, гуманитарные, важны для жизни и успешности. Но умение работать руками и нехватка рабочих рук в экономике восполняются как раз системой профессионального образования, не высшего. Количество лиц, встающих на учет на бирже труда, показывает, что гораздо больше шансов для успешного старта карьеры у выпускников профессионального образования. Значительная часть из них идет, но уже более осознанно, получать высшее образование. А когда они поступают и уже на 1 курсе понимают, что не будут работать после вуза по выбранной профессии, встает вопрос о трате государственных денег.

 

- Это у вас о государственных деньгах, а у меня встает вопрос о трате личного времени, усилий и целых лет жизни. Куда хотят поступить?

 

Илья Бочаров: Статистика приемной кампании показывает, что больше 5 человек на место – Пермский строительный колледж, Пермский нефтяной колледж, медицинский колледж, педагогический, техникум профессиональных технологий и дизайна и так далее.

 

- Это заведения, а специальности? В той же ПГСХА одна из востребованных специальностей – экономист, хотя она не является профильной. Все хотят на экономический если не в ПГНИУ, не в частный вуз, то хотя бы в ПГСХА.

 

Илья Бочаров: Традиционно востребованы специальности социальной сферы – здравоохранение, образование, педагогика. В последние годы все больше идет машиностроение, металлообработка, культура и искусство.

 

- А кто нужен рынку?

 

Илья Бочаров: Собственно рабочие руки. Традиционно высокий дефицит строителей, станочники, слесари, причем как универсальные, так и с числовым программным управлением. Очень высок дефицит в сельскохозяйственной отрасли, причем как по всему спектру, и агрономия, зоотехния, и обработчик птицы и кролика, и механизаторы, то есть дефицит практически по всему.

 

- А не хватает специалистов по какой причине? Не хватает людей, получающих соответствующие образование? Или люди по специальности не работают по разным причинам?

 

Илья Бочаров: В разных отраслях по-разному. В сельском хозяйстве отпугивает низкий уровень оплаты труда. На обработку сельхозпродукции не поступают изначально, в том числе пугает само название, хотя востребованность и уровень возможной оплаты труда достаточно высокие. Мы пытаемся привести систему в соответствие, в том числе с помощью мониторинга Торгово-промышленной палаты. Пермский край стал федеральной экспериментальной площадкой по профориентации, разрабатывать муниципальные модели профориентации, ориентированные на муниципальные рынки труда.

 

 

 

«В качестве требований часто предъявляется любое высшее образование. Эти компетенции, особенно гуманитарные, важны для жизни и успешности. Но умение работать руками и нехватка рабочих рук в экономике восполняются как раз системой профессионального образования».

 

 

 

- Что стоит за фразой про «острие модернизации»?

 

Илья Бочаров: С детскими садами все понятно, они должны быть, детям в них должно быть хорошо. Вузы методом проб и ошибок нашли свою нишу, в полной мере используют преимущества, в честной конкурентной борьбе борются за выпускников, выживут сильнейшие, уйдут неэффективные, с ними все понятно. Со школами с точностью до наоборот. Менять ситуацию и уходить от классно-урочной системы надо, но чем это заменять, пока не очень понятно. А вот в ситуации профессионального образования есть очень четкий неудовлетворенный заказчик-работодатель, и он готов сотрудничать, формулировать компетенции, которые ему необходимы, участвовать совместно в процессе подготовки. На этом строится система дуального образования. Теоретическую подготовку студенты получают внутри образовательного учреждения, а все занятия по освоению практических навыков компетенций выносятся на площадку работодателя.

 

- То есть это уже фактически начало стажировки. А в каких долях теория и практика?

 

Илья Бочаров: Мы планируем выйти 50 на 50, сейчас пока в зависимости от уровня, программы, 30 – практика, 70 – теория.

 

- В скольких заведениях это уже введено?

 

Илья Бочаров: Это не тот случай, когда бросаться надо всем. 6 образовательных организаций получили статус официально федеральных инновационных площадок, с 2015 года мы добавляем 6 региональных экспериментальных площадок, и пока будем на этом наборе. Порядка 70% пермские, остальные распределены по территориям. Всего в крае 62, занята примерно пятая часть.

 

- Раз уж мы говорим о трендах, какие новые специальности появляются, какие уходят? Как вообще выглядит динамика в этой сфере?

 

Евгения Щепина: В последние годы многие учреждения ушли в сферу машиностроения, энергетики, получают лицензии на эти специальности. Часть профессий устаревает, например, оператор ЭВМ, некоторые в сельхозпродукции.

 

- Доярки-то никогда не уходят?

 

Евгения Щепина: Тоже преобразуются. Оператор машинного доения, уже не ручной труд.

 

- А операторы ЭВМ уходят, потому что у всех теперь есть минимальный уровень компьютерной грамотности? Или нет запроса у рынка? Почему специальность уходит?

 

 

 

«Многие работодатели запрашивают у нас именно людей со средним образованием. Может быть, надеются, что можно будет чуть меньше платить. Может быть, потому, что срок подготовки меньше. Система профессионального образования все-таки гибче отвечает на запрос работодателя, учебный план в вузе изменить сложнее».

 

 

 

Евгения Щепина: Сейчас с пеленок каждый ребенок умеет пользоваться гаджетами. С первых классов идет информатика, как таковой потребности нет.

 

- А есть профессии, связанные с компьютерами, техникой?

 

Евгения Щепина: Безусловно, и программирование в компьютерных системах.

 

- Чтобы быть сисадмином, не обязательно оканчивать политех.

 

Илья Бочаров: Многие работодатели запрашивают у нас именно людей со средним образованием. Может быть, они надеются, что можно будет чуть меньше платить. Может быть, потому, что срок подготовки меньше, и они быстрее к ним придут. Кроме того, на мой взгляд, система профессионального образования все-таки гибче отвечает на запрос работодателя, учебный план в вузе изменить сложнее.

 

- Если мы говорим о статистике за год, сколько в год появляется новых специальностей, сколько уходит?

 

Илья Бочаров: Сейчас больше связано с федеральным трендом. Министерство образования готовит проект приказа об исключении из перечня рабочих профессий и специальностей тех неактуальных, по которым либо не ведется прием, либо они сформулированы очень узко, их пытаются объединить. Изначально планировалось порядка 100, сейчас он сокращен до 60.

 

- И перед эфиром вы сказали, что все равно около 150 специальностей можно получить в учебных заведениях. Получается, что он секвестируется почти вдвое?

 

Илья Бочаров: Он долго готовился, запрашивались регионы, сокращение идет на основе списка.

 

- Видимо, люди готовились осторожно. Теперь поговорим про Worldskills.

 

Евгения Щепина: Worldskills Internanionals – это международное движение, которое своей основной целью ставит проведение конкурсов профессионального мастерства, повышение качества подготовки специалистов среднего звена. Страну я не назову, но появилось в 1946-м, сейчас в него включено более 60 стран, Россия включилась в 2012 году. Пермский край тоже начал подключаться, участвуя в чемпионатах в Казани, Тольятти. Официально мы тоже на стадии вхождения в движение, готовим официальные документы. Наш чемпионат, к которому мы постоянно возвращаемся, как этап участия в окружных и национальных чемпионатах. Мы хотим понять по-настоящему, как это проводится, как участвовать и побеждать.

 

- Если представители края участвовали в подобных мероприятиях…

 

Илья Бочаров: Иван Голдобин участвовал даже в Лейпциге на международном уровне.

 

Евгения Щепина: Впервые попав на чемпионат в Тольятти, представитель колледжа Славянова занял первое место в направлении «Автомеханика», кузовной ремонт, попал на чемпионат в Лейпциг. Он выступил на среднем уровне, все-таки первый опыт, языковые барьеры имеют очень большое значение. Другой уровень оборудования, с которым ребята сталкиваются на таких чемпионатах впервые. Была у нас команда в Казани, посерединке, лучший наш результат – участие в компетенции «Дизайн одежды», третье место.

 

- По каким еще проводятся специальностям, в каких соревнованиях мы участвуем? В чем мы сильны?

 

Евгения Щепина: Чемпионаты Worldskills проводятся более чем по 30 компетенциям – дизайн, флористика, станочники с программным числовым управлением, электрики, повара, парикмахеры.

 

- Я читала, что Worldskills называют олимпиадой для тех, кто работает руками. Все специальности, которые связаны с ручным трудом, входят в перечень квалификации по Worldskills.

 

Евгения Щепина: Я такое название не слышала, но думаю, что оно достаточно четко отражает название конкурсов. Нужно действительно что-то уметь делать своими руками, причем за короткий промежуток времени и по расписанному заданию.  Пермяки участвовали в направлении каменщиков, автомехаников, дизайн костюма, парикмахеры, электрики. Мы по 7 направлениям, все не перечислю.

 

- У меня возникает вопрос. По всем ли, не знаю, но по многим специальностям (дизайн костюма, поварское дело, парикмахерское мастерство) есть профессиональные конкурсы самых разных масштабов. Зачем проводить еще один, где все вместе? Какова в этом логика?

 

Илья Бочаров: Скажу ощущения после чемпионата в Казани. В отличие от традиционных конкурсов мастерства, это прежде всего ощущение праздника, когда большое количество участников в разноцветной форме, в обстановке, с заданиями, инструментами, выполненными работами с точки зрения профориентации это очень мощно. Потом международные стандарты, ниже которых нельзя опускаться. Потом в конкурсах профмастерства у нас традиционно, как и вся система была заточена, большой блок теоретических знаний. Конкурсы чемпионата Worldskills только руками, никакой теории, умеешь – делаешь. Другое дело, что без теоретической подготовки ты не сможешь этим пользоваться.

 

 

 

«На международных соревнованиях студенты, чаще всего в пример приводят немцев, с закрытыми глазами могут сказать, что и где лежит, содержат в чистоте рабочее место. У нас с этим небольшие проблемы».

 

 

 

- Аналогия с олимпиадой подчеркивает особый характер. Это так же, как сравнивать чемпионаты по разным видам спорта и олимпиаду, где сходится все вместе. Worldskills – большой праздник ручного труда. Краевой чемпионат пройдет в какие даты?

 

Евгения Щепина: С 12 по 15 февраля в рамках выставки «Образование и карьера».

 

- Прообразом для него являются соревнования Worldskills. Вы сказали, что существуют строгие международные стандарты для проведения, в чем они?

 

Евгения Щепина: В каждой компетенции свое содержание. Я могу сказать общие вещи – строгое соответствие технике безопасности, заданному времени, очень строго, что несвойственно для наших студентов, соблюдение регламента работы на рабочем месте. Для нас пока это недостижимо и сложно. Если на международных соревнованиях студенты, чаще всего в пример приводят немцев, с закрытыми глазами могут сказать, что и где лежит, содержат в чистоте рабочее место, то у нас с этим небольшие проблемы. По содержанию очень много различий, я не узкий специалист…

 

- Какого рода задания могут быть?

 

Илья Бочаров: На изготовление той или иной детали. Само количество параметров, по которым оценивается, мы с трудом 10-15 параметров определяем. В стандартах Worldskills нормой считается даже не 100, а 500-700 параметров, по которым оценивается. Мы теперь понимаем, чему нужно будет учить студентов.

 

- Получается, что участие в этих соревнованиях задает новую планку образовательного мастерства в принципе. Насколько учебные заведения готовы к такому качественному росту?

 

Илья Бочаров: Точно готовы включаться, на равных конкурировать со сверстниками из других стран – мы пока не можем. А вот необходимость целенаправленной подготовки – абсолютно точно. По стандартам Worldskills федеральным министерством организована работа по координации федерального образовательного стандарта и тех стандартов, которые применяются в Worldskills.

 

- Вы сказали о сверстниках. О каком возрасте идет речь?

 

Евгения Щепина: По стандартам Worldskills участник должен быть от 18 до 23 лет. Причем это не только обучающиеся техникумов и колледжей, участие молодых рабочих даже приветствуется.

 

- Еще можно претендовать на участие в конкурсе?

 

Евгения Щепина: Если говорить о краевом чемпионате, то как раз вчера был последний день подачи заявок на краевой чемпионат. Оргкомитет провел работу по отбору участников, так как у нас площадки чемпионата не позволяют принять всех желающих, у нас будет по 5 рабочих мест на каждой из 4 площадок, 6 рабочих мест на площадке «Поварское место». Всего 21 участник. 44 заявки.

 

- У вас даже конкурс на участие. По каким основаниям отбираете?

 

Евгения Щепина: Предполагая, что заявок будет больше, мы попросили указывать достижения потенциальных участников. На этом основании проводили отбор. Есть некоторое количество выпускников, молодых рабочих, их немного. В основном студенты.

 

- У вас заявлено 4 компетенции, дизайн костюма, облицовка плитки, поварское дело, электромонтаж. Почему именно эти?

 

Евгения Щепина: При принятии движения по развитию этого направления в Пермском крае мы создали региональный координационный центр, в Worldskills есть своя специфика и терминология. И образовательное учреждение, которое ведет подготовку, специализированный центр компетенции. Они у нас созданы на базе определенных учреждений, и выбраны компетенции, с которых мы начинаем развитие движения в крае. Мы исходили из возможности «Пермской ярмарки» и нашей возможности. Например, организовать все для автомехаников очень сложно, надо выставлять реальные автомобили, сложно и по площадям, и с финансовой точки зрения.

 

- По дизайну костюма какие параметры для соревнования? За сколько времени какой продукт надо предоставить?

 

Евгения Щепина: У участников будет 3 модуля по 3,5 часа. Они должны будут выполнить задание, экспертный совет – оценить его. Я не узкий специалист, мне сложно говорить о внутреннем содержании заданий, они вывешены и на сайте министерства, и на сайте регионального координационного центра.

 

- На это стоит просто прийти и посмотреть? Или это междусобойчик?

 

Илья Бочаров: Параметр зрелищности учитывался при отборе компетенций. Например, мы не стали брать web-дизайн, сидеть и смотреть за работой человека на клавиатуре не очень интересно. Предполагаем, что это будет достаточно зрелищно.

 

- Можно просто прийти на «Пермскую ярмарку» и посмотреть, как ребята будут друг с другом соревноваться?

 

Евгения Щепина: Я думаю, что это нужно сделать. Именно «Пермская ярмарка» была выбрана площадкой, чтобы облегчить доступ родителей, школьников, абитуриентов, которые смогли бы посмотреть вживую, не так, как это у нас проводится в закрытых помещениях, что это интересно, полезно, выгодно.

 

- А что светит победителям, кроме призов и дипломов?

 

Евгения Щепина: Думаем над этим вопросом. Это всегда первые кандидаты на участие в национальном чемпионате, это тоже большой опыт и большая награда для студентов, побывать в другом городе.

 

Илья Бочаров: Я думаю, если в портфолио будет сама запись, я уже не говорю о победе, с таким чемпионатом, то работодатели должны будут обратить на это внимание.

 

- Вы говорите, 21 человек. Это получается 3 дня по 3 часа.

 

Евгения Щепина: Нет, именно 13 и 14. 13-го открытие с 10-30 до 11-00, поэтому приглашаем всех желающих. И примерно с 11-30 до 17-00 будет проходить первый день соревнований. 14 числа рабочий день будет немножко длиннее, с 10 до 17 часов. Разное количество модулей, времени на выполнение, все желающие могут, повторю, зайти на сайт министерства образования Пермского края и ознакомиться с примерными заданиями.

 

- На самом деле это мало, даже в первый пробный год заявок было в 2 раза больше. До какого числа участников вы бы хотели расшириться?

 

Евгения Щепина: Мы предполагаем, что каждое образовательное учреждение Пермского края, которое преподает ту или иную профессию, приняло бы участие. Это достаточно обширный перечень. Если говорить о компетенциях, это 20 участников в одной.

 

- Получается, вы готовы довести примерно до 100.

 

Евгения Щепина: Вероятно, мы к этому будем стремиться.

 


Обсуждение
9427
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.