Верхний баннер
10:49 | ВТОРНИК | 18 МАЯ 2021

$ 73.85 € 89.66

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

10.02.2015 | 13:51
"Школа не может себе позволить быть обыкновенной, она должна быть из будущего", - Ирина Категова, замдиректора по инновациям школы №10

Тема: Стенд «Уникальный класс» на выставке «Образование и карьера-2015»

Гости: Организаторы стенда «Уникальный класс» на выставке «Образование и карьера-2015» - Анна Деменева, директор школы дизайна №43; Никита Семенов, директор школы дизайна «Точка»; Ирина Категова, заместитель директора по инновациям школы №10

Дата выхода: 10 февраля 2015 года

Программа:  «Дневник отличницы»

Ведущий:  Юлия Балабанова

- Программа посвящена проекту, который будет представлен на выставке «Образование и карьера-2015». Расскажите в двух словах, что за стенд «Уникальный класс», что посетители смогут увидеть и попробовать своими руками на модели, которая будет представлять класс в натуральную величину.

Анна Деменева: Идея показать уникальный класс возникла летом, когда мы встречались с директором «Пермской ярмарки» Сергеем Аркадьевичем Климовым и рассказывали о том, что удалось наработать за год сотрудничества с профессиональными дизайнерами. Мы к этому проекту пригласили присоединиться наше сетевое сообщество уникальных школ Перми. Проект развивался по трем направлениям – представление образовательных программ, разработанных коллективами школ в сотрудничестве с профессиональными сообществами различной направленности – IT, дизайн, инженерная. Будут мастер-классы, пробы из других школ, чтобы познакомиться с тем, что нам удалось наработать.

- Дети будут приходить организованно? Или можно просто прийти на выставку «Образование и карьера-2015» и поучаствовать в чем-то?

Анна Деменева:  Это и организованное посещение, чтобы получилось больше участников. И мастер-классы будут с утра и до вечера. Если дети пойдут самостоятельно, получится присоединиться. Получается, что мы работаем с 12 по 14 число. Будут активно идти мастер-классы, у каждой школы свои, от освоения отдельных ремесел (керамика, фотодело) до 3D-моделирования. Изготовление продуктов с помощью Lego-конструкторов и других приспособлений. Еще два направления – технологические подходы к изменению школы. Ребята из дизайн-сообщества будут рассказывать другим школам, как можно изменить школу с помощью единого стиля, шрифтового пространства. Эти подходы мы нашли в изменении школьного интерьера, оформлении кабинетов. Здесь выступят различные дизайнерские фирмы, партнеры других школ, каждый по своему направлению.

- «Уникальный класс» фактически пройдет под лозунгом «До чего дошел прогресс». Все штуки, которые можно предложить школьникам. А что является основным двигателем для прогресса в школьной среде? Почему администрация идет на освоение все новых технологий?

Ирина Категова: Дети, которые учатся сейчас, будут жить, работать через 10-20 лет. Школа не может себе позволить быть обыкновенной, она должна быть из будущего, потому что она учит людей будущего. Источник прогресса в школе – как раз сами дети. Педагоги понимают, что они должны идти на шаг впереди всего общества, потому что дети, которые выпустятся, будут другими, и мы должны давать им самые современные знания, чтобы они дальше двигали развитие общества.

Анна Деменева: Когда в школу пришли профессионалы с иными компетенциями, чем педагоги, это позволяет школе развиваться более динамично. Мы как педагоги, наша компетентность в сфере образования. А тут получается интеграция, когда пришли к детям, получаются инженеры, дизайнеры, IT-специалисты, это очень мощный толчок, чтобы обогатить и среду, и уклад школы.

- А если мы говорим о будущем, есть уверенность, что школа должна быть форсайт-проектом, который мыслит на 20-30 лет вперед? Вот именно сугубо технологизированный характер.

Анна Деменева: Уверенность не в этом совсем. Школа носит гуманитарный характер, все сотрудничающие с ней специалисты как раз пытаются сформировать технические вещи под запросы и развитие каждого ребенка.

Никита Семенов: Мы приходим к тому, что не думаем, что будущее будет техническим или гуманитарным. Наша задача научить ребенка мыслить, чтобы он адаптировался под любое будущее.

Профессии IT-сферы сегодня представлены очень широко. Не только увлеченный математик может стать программистом, но и увлеченный социолог может стать специалистом по социальным сетям

Анна Деменева: Согласна. Но мы никуда от техники не уйдем, она как-то будет развиваться. Поэтому мы просто представляем с самыми разными школами разные направления – техношкола, IT, дизайн-школа, киокушинкай. Мы просто в нашем сообществе рассматриваем все возможные направления жизни, а как будет в будущем, никто не может предсказать.

Ирина Категова: Может быть, у вас сложилось такое ощущение от того, что школа была очень предметной по знаниям. Знания переходили от уст к устам, а здесь акцент в развитии наших школ сделан на том, что пришли профессионалы и передают детям технологии. Это уже интегрированные вещи, поэтому такое ощущение технологизации.

- Давайте пообщаемся со школой №10, IT-школой. Что это за технологии, кроме привычного проектора, интерактивной доски?

Ирина Категова: Дело не в доске, проекторе, материальных вещах, которые дети встречают на уроках. Хотя есть и smart-доска, и сенсорные панели, но дело в информационных технологиях, которыми дети могут пользоваться и на уроках, и при работе с профессионалами. Те «айтишники», которые приходят и показывают детям свою работу, то показывают, какие современные технологии развиваются, интернет, программирование, как развивается виртуальная торговля, виртуальная жизнь, социальные сети. Профессионалы из «Прогноза», например, стараются показать детям, насколько легко и вместе с тем сложно создать какой-то новый продукт в той новой информационной среде, в которой мы с вами живем. Ведь мы все сталкиваемся со свободно распространяемыми программами, которые пишут энтузиасты. Но в то же время с теми, которые стоят дорого, позволяют работать всем, от экономистов до дизайнеров, в информационной среде. Важно то, что дети и на уроках встречаются с информационными технологиями как инструментом для создания мира, так и на уроках дополнительного образования они постигают основы различных профессий. Программист, создатель web-страниц, технический дизайнер, тестировщик… Профессии IT-сферы сегодня представлены очень широко, не только увлеченный математик может стать программистом, но и увлеченный социолог может стать специалистом по социальным сетям.

- Мне понятно, когда дети осваивают в режиме проб различные специальности из IT-сферы. А вот не очень понятно, я знакома с продукцией наших крупных разработчиков, они ориентированы на очень подготовленного взрослого пользователя из сфер бизнеса, экономики, государственного управления. Каким образом они могут быть применимы в рамках школьного урока?

Ирина Категова: Нет, я не сказала, что в рамках урока. На уроках мы применяем обычные информационные технологии, которые может применить и найти любой учитель.

- Что за технологии, с которыми школьники работают на уроках?

Ирина Категова: Геомоделирование, использование цифровых карт на географии, интеллект-карт, в современном представлении масса сервисов, позволяющих детям создать интеллект-карту на разных уроках. Либо когда готовятся анализировать литературное произведение, либо когда готовятся к соревнованию или событию. Интеллект-карта – особый способ организации мыслей, когда мы выделяем мысли главные и второстепенные, показываем между ними связи. Понимаете, мы привыкли, что на бумаге наша мысль линейна, а на самом деле процесс мышления не линеен, а объемен. Вам хочется сказать все сразу, но чтобы подготовить хорошее выступление, понять, что ты сейчас читаешь. Проанализировать сначала свои мысли, и как раз интеллект-карта – способ это сделать. Когда готовимся к Дню матери, они создают интернет-карту, которая является объединением мыслей многих людей. И они сразу же видят, какие могут пойти ветки, возможности в подготовке события. сразу же, переписываясь в сети, они могут договариваться, кто за какое направление отвечает и какое направление будем реализовывать. Всем известны Mindmeister, Mind42, Realtimeboard, это наша пермская разработка, хорошо известная. Это те простые инструменты, которые может использовать любой учитель на своих уроках. Их большое количество, и мы ими пользуемся на уроках.

- Надо ли для этого, чтобы у каждого был персональный компьютер или планшет?

Ирина Категова: Нужно, чтобы был гаджет, можно даже работать с телефоном. Есть у нас даже класс, который учится по электронным учебникам, у каждого есть собственный планшет. Но это прерогатива учителя, как он организует работу на уроке. Если это фронтальная, групповая работа, то как-то по-другому обеспечиваются технологии.

- Теперь пара слов о магическом для меня понятии «дополненная реальность».

Ирина Категова: Это тоже новая технология. Если вы хотите себе представить, что это такое, представьте рекламные ролики очков Google Glass и вы поймете, что это картинка, которая накладывается на ту реальность, которую вы видите. Сейчас такие разработки существуют. Но в рекламных роликах мы видим, что реальные задания, люди получают дополнительные свойства и описания. А в дополнительных разработках нужен специальный знак. QR-коды – пример дополненной реальности, первый шаг к ней. Сейчас новый контент можно прицепить к любому рисунку. У вас написано «Эхо Москвы», мы можем навести свой телефон, возникнет рассказ о вашем радио или несколько фотографий. Это то, что ваш телефон, глядя на ваш знак, получит дополнительный контент из интернета. Это то, что заставляет детей работать, мотивирует, это очень увлекательно, здорово, а где это применить – это уже учителя решают сами. Нам показывают, как это работает в современных профессиональных системах. Сейчас это современные технологии рекламы, что очень близко к пиару, дизайну, стыкуется между собой хорошо.

- Сфера применения очевидна. Я навожу смартфон на цветок, он мне выдает абзац из курса ботаники, что это за семейство, вид, подвид, как за ним ухаживать. Дети – потребители технологий или они могут сами создавать дополнительные контексты?

Ирина Категова: Есть хорошо проработанные инструменты для младших школьников, где контент уже создан, и они каким-то образом влияют на него. Старшие школьники сами создают контент дополненной реальности, сами решают, на какой знак они ее создадут, сами определяют содержание контента, сами создают дополненную реальность. Пусть она получается не такой красивой, как в рекламе, но это собственное производство, собственные руки, а значит, саморазвитие ребенка, что очень ценно.

- И на 100% усвоенный материал. Все эти технологии будут представлены на стенде «Уникальный класс»?

Ирина Категова: Мы покажем Lego-конструирование и Lego-программирование для младших школьников, покажем возможность использования электронной биологической лаборатории, будет очень много мастер-классов.

- Раз уж мы начали говорить о них, давайте подробнее остановимся на том, что предлагает школа №43, 3D-принтер.

Никита Семенов: В последнее время все чаще сталкиваюсь с мнением, что идея ничего не стоит, пока не будет реализована, показан как минимум прототип. И наша задача – создать те условия, чтобы школьники смогли реализовать идею, чтобы у них были все необходимые технологии. Мы столкнулись с технологией, которая активно осваивается, называется 3D-печать. Она уже тоже освоена и будет представлена. В советских столярных мастерских делали табуретки топориком, пилой, теперь все автоматизировано – ЧПУ-оборудование, ЧПУ-фрезеры, ЧПУ-пилы и так далее. Точно так же, как на 3D-принтер, отправляете 3D-модель, у вас из дерева, либо пластика, либо стекла вырезается необходимый вам объект. Точно так же происходит на 3D-принтере, вы можете напечатать что угодно, кружку, столовый прибор, украшение, а все это приходит к тому, что мы просто отправляем принтер на Луну и он нам печатает дома, в которых мы будем жить.

Идея ничего не стоит, пока не будет реализована, показан как минимум прототип. И наша задача – создать те условия, чтобы школьники смогли реализовать идею

- Вот так. И это все есть в вашей школе (смеются). А откуда это вы берете?

Никита Семенов: Источников информации сегодня как никогда много. Есть интернет, заходите и не перестаете удивляться, как мы все-таки далеко развились на нашей с вами планете.

- Одно дело ходить по страницам и удивляться, другое дело заиметь такое чудо техники у себя в школе, в кабинете технологии.

Анна Деменева: У нас сложилась технология, что при школе есть экспертный совет, который объединяет ведущих дизайнеров Перми и страны. Мы советуемся, какое оборудование приобретать в первую очередь, прислушиваемся к советам, насколько это будет полезно детям, получается, таким образом накапливаем технологическую составляющую школы.

- Насколько уникальные школы, которые работают с разными технологиями, оторвались от обычной? Насколько критичен разрыв, что все остальные будут стоять и нервно завидовать?

Анна Деменева: Все, что будет происходить, построено на том, что школы для других школ демонстрируют наработки, будут делиться, самое главное – просветительский посыл, приходят и поставщики уникального оборудования, и партнеры, которые участвуют в экспертной оценке оборудования для школ. Мы создали условия, когда на площадке «Уникальный класс» будет уникальная образовательная программа не только для детей, но и для всех пермских школ. Приглашены даже учреждения края. Наоборот, это разворот.

- Не могу не спросить. Оборудование, которым вы пользуетесь, зарубежного или отечественного производства?

Анна Деменева: Оно оценивается по тем критериям, насколько это расходные материалы, насколько доступно для образования и детей.

- По факту что у вас стоит?

Анна Деменева: Импортное оборудование очень разное, начиная от китайских, европейских, российских поставщиков. Мы вышли на мебель лучших мировых поставщиков, показываем на мебель, которую привезли из Германии, фирма VIC, которая использует уникальные материалы, работают европейские дизайнеры над созданием. Это мобильные классы, эргономичные стулья. Но наша задача – показать такую мебель, чтобы поставщики видели, к чему стремиться. Мы нисколько не хотим продемонстрировать, что мебель только в одной школе, мы хотим, чтобы мебель поставили…

Никита Семенов: Мы ее покупаем для того, чтобы посмотреть, как оно устроено.

- А потом, как китайцы, будем радостно все копировать.

Никита Семенов: Усовершенствовать.

- А насколько пермские школы испытывают интерес к вашему опыту? Насколько они готовы его перенимать и использовать?

Анна Деменева: По встрече с другими руководителями видно, что тот опыт, который мы получили от общения, в частности, я с дизайнерами – конечно, он уникален. Здесь и световое оборудование, и мебель, и интерьерное решение, и создание фирменного стиля в школе. Эти знания для меня были непостижимы. Я даже не могла подумать о том, что в этом направлении школа должна развиваться. Когда мы говорим об этом с коллегами, это вызывает огромный интерес. В том числе коллеги просят, чтобы были организованы семинары, площадка обмена опытом. Я думаю, это очень полезное дело.


Обсуждение
10091
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.