Верхний баннер
22:44 | ВТОРНИК | 18 МАЯ 2021

$ 73.7 € 89.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

17.02.2015 | 17:24
"Тех, кто занимается интеллектуальными играми – их можно по пальцам пересчитать", - Андрей Летягин, президент пермского интеллектуального клуба IGC

Тема: Интеграция интеллектуальных игр в образовательный процесс

Гость: Андрей Летягин, президент пермского интеллектуального клуба IGC, организатор интеллектуальных игр

Дата выхода: 17 февраля 2015 года

Программа:  «Дневник отличницы»

Ведущий:  Юлия Балабанова

- Интересно, как интеллектуальные игры встраиваются в систему образования, если мы говорим о том, что она становится менее формализованной, более индивидуализированной. Какими играми вы занимаетесь сейчас, что мы будем понимать под интеллектуальными играми?

- В контексте этого эфира это игры викторинного типа. Мы не берем игры настольные, «Мафию» и так далее. Это игры вроде «ЧГК», «Своя игра», «Пентагон», «Рискуй», интеллектуальный биатлон и так далее. Даже ЧГК и «Своя игра» играются по-другому, нежели чем в телевизионном формате. Игры основаны на «вопрос-ответ» или логических заданиях, как в игре «десяточка».

- Сколько сегодня этими играми в Перми охвачено народа?

- Я не скажу, но как минимум за 1000. Играет работающая молодежь, «Мотовилихинские заводы», «Инкар», «Протон-ПМ», «ПМЗ» и так далее. Проводятся чемпионаты города, открытый чемпионат завода, «Машиностроитель», играют педагоги, учащиеся, инвалиды по зрению. Специальных подсчетов не вел, но понятно, что это очень большой объем людей. Они проходят где-то раз в год, где-то 3 раза в год, где-то как чемпионат города среди работающей молодежи, где-то уже 6 игр в рамках чемпионата, как на «Мотовилихинских заводах» или «Инкаре», мини-игры в рамках семейных и молодежных фестивалей.

- Это очень востребованный формат. А если попытаться в двух словах объяснить, в чем привлекательность?

- Я выделил три мотивации игроков. Первая – чисто спортивно-игровая, люди соревнуются и играют на победу, самоутверждение. Второе – это уровень интеллектуального общения, когда интеллектуалы собираются где-то до и после игры, когда тем же подросткам нужно не дворовое общение. Третий момент – когда даже те, кто не занимает призовые места, занимаются развитием. Многие остаются и в качестве авторов вопросов, потом сами проводят игры, это объем знаний в неформальном стиле, когда надо не зазубривать, но ты слышишь вопрос, ищешь ответ, пишешь вопрос, апелляцию и так далее. Огромный пласт знаний остается в памяти, получается неформальное образование через игры.

- А вообще к играм как-то готовятся люди? Как можно подготовиться к игре, если ты не представляешь, какие будут вопросы?

Пласт знаний – не главное. Главное – это логика, образное мышление, ассоциативное мышление, кратковременная память, умение вычленять.

- Очень часто педагоги спрашивают, какая тематика. Я всегда говорю, что по любой тематике могу сделать так, что вы эту тематику не учтете. Грубо говоря, биология, я могу загадать сокола через хоккейную команду «Сокол», вряд ли вы об этом догадаетесь. А важнее готовятся, проводят тренировки те, кто занимается профессионально, это все-таки тренируют определенный пласт знаний, но не это главное. Главное – это логика, образное мышление, ассоциативное мышление, кратковременная память, умение вычленять главное. Вещи, связанные не столько со знаниями, сколько с умениями мыслить и размышлять, нарабатывать варианты ответов, выбирать из них правильный.

- Кто и в каком виде проводит тренировки?

- Сами тренеры, играющие, организаторы, кто знает, что такое интеллектуальные игры. Сейчас уже многие, кто прошел через интеллектуальные клубы, инициаторами были мой клуб и «Гиперборей», выпускники того или иного клуба. Читаются и разбираются вопросы, даются задания чисто на логику, где-то на образное мышление, играются тренировочные игры, тренируются компоненты, которые необходимы для успешной игры.

- Насколько я понимаю, это укладывается в часть стандартов с метапредметными навыками.

- Специально с этим образовательным стандартом не знакомился, но скорее всего.

- Интеллектуальные игры должны быть востребованными в современной школе. Чувствуете ли вы запрос?

- Запросы есть. Школьниками по большей части сейчас занимался человек, кто тренировался и играл, когда я сам школьником был, потом работал. Теперь школьники практически полностью у него, Сергей Михайлович Егоркин. Но запросы есть, я знаю, что у него проходит очень большое количество игр. Даже игры в Ленинском районе среди школьников, которые провожу я, игры в Пермском районе – я понимаю, что запрос есть, он реален. Некоторые школьники те проекты, которые у меня были с Дворцом молодежи, общественным телевидением в режиме онлайн выкладываются в интернет, первый проект транслировался, второй выкладывался в записи. Я брал викторину совместно с турцентром «Прикамье-тур», и то там играют в основном педагоги, и в той же викторине играет школьник, который сам изъявил желание. Запрос на это есть, кроме даже официальных игр.

- Давайте немножко ретроспективную справку, чем был клуб IGC, в каком виде он существует, как это жило и развивалось в рамках допобразования.

- Он возник в 1992 году на базе одной гуманитарной школы, очень интересный проект, потом она превратилась в школу №15, а сейчас ее нет вообще. Начиналось вообще человек с 5 одного класса и так далее, потом стали играть в Суворовской школе, сейчас кадетский корпус, потом киноакадемия (135-я школа), потом в рамках района. Постепенно стали участвовать в городских и краевых турнирах, стали проводить соревнования. В основном клуб стал существовать на базе учреждений допобразования. Сначала «Шанция», потом центр детского творчества «Ритм», это было общение интеллектуальное, не только тренировки. К сожалению, оптимизация, введение сертификатов, карточек персонального учета, обучающихся, введение понятия «образовательная услуга», общение уходит вообще из допобразования. Это если судить по клубам «Радуга», «Ровесник», по моему, в той форме, в которой было, уходит.

- А может быть, это закономерно, востребованы другие формы? Дети пропадают в социальных сетях, клубные формы работы перестают быть актуальными.

- Честно говоря, у меня нет однозначного ответа. Мое мнение разделилось бы 50 на 50 внутри меня самого, потому что я себя считаю публичным закрытым человеком. С одной стороны, я интернетчик, с другой, провожу массовые мероприятия, такой парадокс. По большому счету, в реальной жизни нужно сочетание того и другого. Те же подростки должны уметь общаться с разными людьми, в жизни они встречаются с разными темпераментами, политическими и церковными взглядами, и это нормально – понять, что люди разные, и находить компромиссы. Интернет – всего лишь такой же инструмент, как телевизор, книга, и книги бывают разные, и в телевизоре разные программы. В интернете так же есть много разного, и плохого, и хорошего.

- Огромное количество школьников сегодня не смотрят телевизор, его аудитория стремительно стареет. Вы называли «Свою игру», ЧГК, «Брейн-ринг» - они остаются в прошлом веке. Как ваше движение отвечает этому времени?

- Судя по тому, что интерес не падает, а был период спада, но последние года 1,5-2 некий ренессанс. Так же, как КВН особо не меняется, постепенные и не резкие изменения, как в ЧГК.

- КВН все меньше становится общенациональным достоянием, способом досуга, развлечения, занимает какую-то нишу. И вы уходите в нишу.

- Это неизбежные процессы. Когда было два канала, второй показывал повторы первого, и сейчас, когда мало у кого есть меньше 60 каналов, а если добавить еще интернет…

- Развлекательных форматов существует много, но в интеллектуальных играх я не вижу жесткую конкуренцию.

- Ее даже в городе нет, потому что те, кто занимается интеллектуальными играми – их можно по пальцам пересчитать, и нам точно всего хватает. Наверное, это подтверждается и жизнью, тот же «Брейн-ринг» зрелищен, но его не стало в телевизоре, в него не играют в городе. Как говорят, не выдержал проверку временем. А в ЧГК и «Свою игру» играют и играют, интерес не пропадает – значит, выдержали проверку временем. Плюс ряд других игр. Сложно сказать, почему.

- Форматы особо не меняются, а содержание?

Даже автор может считать, что написал новый вопрос, но до него написали на эту тему уже. Понятно, что присутствует актуальность. Плутон был и перестал быть планетой, и это тоже тема для вопросов.

- Когда движение существует несколько десятков лет, если мы не говорим о современности, а для этого должно происходить что-то интересное, все равно все ходят по одним энциклопедиям, журналам, повтор вопросов – проблема. Даже автор может считать, что написал новый вопрос, но до него написали на эту тему уже. Понятно, что присутствует некая актуальность за счет происходящих событий. Плутон был и перестал быть планетой, даже в науке происходят изменения, и это тоже тема для вопросов как на чистые знания, так и это же, но в ЧГК, где важнее логика.

- Когда я общаюсь с подростками, школьным учительским сообществом, у меня ощущение, что пропадает вес обычных предметных знаний, которые были раньше. Сейчас нет у школьников ценности много знать, энциклопедических знаний.

- Я не вижу в этом чего-то плохого. Всегда была, есть и будет проблема личности в образовании. Ребенка можно увлечь хоть чем, вопрос, как это делают. Если из серии «прочитать и запомнить параграф» – вряд ли возникнет интерес. А если активные формы обучения… Я помню, была школа на окраине, 58-я, микрорайон Костарево, но математик у нас была очень сильная. У нее был индивидуальный подход, она никогда не давала теорему сама. Класс вместе с ней, ее подсказками доходил сам, вот это развитие! Плюс у нее был разный подход – кому дано, кому нет. Как раз здесь интеллектуальные игры в тему – знания разные, интегрированные, но кроме этого нужны еще вещи, в игровой форме всегда интереснее, чем заучить и рассказать. Даже если они не выиграли, у них что-то остается.

- А по вашему опыту, как часто сами педагоги используют формат интеллектуальных игр на уроке?

- Одно из моих достижений – проще поднять школьников, работающую молодежь, но сложнее поднять педагогов. Плюс есть комплекс – не дай бог что-то сказать, я же педагог…

- Они играют при детях или это закрытое мероприятие?

- Закрытое, но если комплекс есть, то там уже без разницы, с детьми или без детей. Он есть! Но педагоги играют, минимум 60% образовательных учреждений дошкольного и основного образования в городе играет – это точно!

- Вот даже так. Больше половины.

- В каждом районе, за исключением Мотовилихи, проходят чемпионаты, и в каждом чемпионате не меньше половины образовательных учреждений – это 100%.

- Наверное, там 1-2 человека от учреждения.

- Нет, команда 6 человек. От некоторых бывает и по 2 команды.

- А какой возраст?

- Разный. Понятно, молодежи чуть побольше, но люди в возрасте тоже играют, им интересно. Плюс я по той же викторине «Прикамье-тур» - там в основном играют педагоги, хотя нет там обязательного чемпионата. Некоторые команды даже стали играть в чемпионате города, выходя за рамки педагогических турниров!

- А почему так происходит, у вас есть объяснение?

- Это же может быть феноменом самой игры, она затягивает. Как спортсмены играют, погонять мяч во дворе, заканчивая интеллектуальными играми. Плюс все понимают, что знаний у них реально становится больше, они умеют по-другому мыслить, там разные логические ходы, нестандартное мышление. А школа же учит мыслить стандартно.

- Раньше не было повального увлечения интеллектуальными играми среди педагогов. Это за какой временной промежуток?

- Лет 7. Первым стал играть Свердловский район. Тут же принцип – если провел у одних и им понравилось, информация распространяется дальше. По линии профсоюзов пригласили следующий район, играют все. Среди работающей молодежи первым проводил «Машиностроитель», им понравилось, стали приглашать другие предприятия, и так во всех секторах.

- Итак, педагоги, сарафанное радио. Играют во что?

- Основная игра везде и всюду – спортивный вариант ЧГК. «Своя игра», «Пентагон» (это дается определение и последовательно 5 подсказок – первая более сложная, за нее 5 баллов, за каждый неправильный минус 1 балл, неограниченное количество ответов, последняя подсказка дает 1 балл). Есть игра «Рискуй», «Десяточка», я назвал основные. Еще есть игры более мелкие – «Эрудит лото» и так далее.

- Педагоги сами выбирают, во что будут играть?

- Сочетание того и другого. Есть некая классика, если проводится одна игра, то ЧГК. Если три, то это классика из одного, из нескольких туров и так далее. А если 5-6 туров, то остальные игры могут варьироваться. Есть еще «Алфавит» и так далее, появляется какой-то выбор.

Проигравший не должен уйти, не взяв ни одного очка, а победитель не должен взять 100%. Команды должны как-то расходиться, и вопросы закладываются – определенный процент достаточно легких, сложных, средних.

- Какого уровня сложности и тематики вопросы?

- Тут что учителям, что учащимся, что еще кому-то. Есть общие правила, что проигравший не должен уйти, не взяв ни одного очка, а победитель не должен взять 100%. Команды должны как-то расходиться, и вопросы закладываются – определенный процент достаточно легких, сложных, средних. Понятное дело, учитывается география, потому что легкий вопрос для пермяков не будет таким даже для тех, кто приезжает из области.

- Краеведение?

- Это может быть даже исторический вопрос. Другое дело, что взрослым с определенным опытом это легко, школьникам сложно. Учитывается очень много факторов, и в одной аудитории это может быть вопрос легким, а в другой сложным.

- Смешиваете аудиторию? Школьники играют с учителями?

- Бывает. Официальных форматов таких нет, но не возбраняется. В Свердловском районе команда педагогов брала школьника к себе. Был проект с Дворцом молодежи, играли школы из Бершети, смешанные команды.

- По опыту кто оказывается успешнее?

- С моей точки зрения здесь важен уровень общения. Успешной команда оказывается тогда, там и первая школа, и бершетская школа, там личности педагогов. Педагоги на равных умеют общаться с учащимися. Есть команда. И то, что я считаю прогрессивным, те успешны, и педагоги, и учащиеся.

- Может быть, создание смешанных команд – и есть путь развития игры?

-  В том числе. Я сторонник того, что чем больше интегрированных форм, выпускают ли вместе газету, играют ли в интеллектуальные игры, когда те же подростки и те же взрослые – очень важен индивидуальный путь. В неформальной обстановке ты лучше понимаешь подростка, подросток – тебя. Очень мало педагогов такого склада, которые умеют понимать учащихся. Мы говорили, что 15-летний человек уже свой путь выбрал, редактор федеральной программы «Ревизорро», он выпадает из учебного процесса. Но я так понимаю, образовательные учреждения идут ему навстречу. Он приезжает и сдает, но я уверен, что не каждый педагог пойдет на это.

- А есть у вас такие фанаты, которые задвигают учебу ради интеллектуальных игр?

- Ради интеллектуальных игр – нет. Выезды есть, но не так часто у школьников, 2-3. Понятно, что на выезд разрешение дается, особых проблем нет. Выезжают за пределы края, выпадают из учебного процесса, но они и так ездят по Олимпиадам. Не думаю, что они от этого страдают, они тоже получают плюс, потому что ездят из элитных продвинутых школ. А те, кто на этот уровень не выходит, игры проходят не за счет учебы.

В растениях может быть зашифрована ива, но через микрорайон или речку Ива в Перми. Все биологические знания вряд ли помогут. Моя личная специфика – не меньше 10% в любом турнире все равно краеведение.

- Какая основная тематика для педагогов? Специфика подбора вопросов, если играют учителя?

- Тематические игры – исключение, в основном это общие знания. При любой тематике может быть из разных областей. В растениях может быть зашифрована ива, но через микрорайон или речку Ива в Перми. Все биологические знания вряд ли помогут. Моя личная специфика, все уже знают – не меньше 10% в любом турнире все равно краеведение.

- Учителя требуют особого подхода?

- Уже нет. Раньше они, не понимая сути, пытались оспаривать, подходить. Когда играют несколько лет, то уже вопросов не по делу не возникает.

- А кто готовит вопросы?

- Редактор пакета всегда я. Иногда беру готовые вопросы из базы, иногда пишу сам, вот сейчас «Пентагон» для Индустриального района. Иногда что-то из старого, что не игралось.

- А велик риск того, что в команде окажется человек, который слышал раньше этот вопрос?

- Не больше и не меньше, чем тот, что вчера человек где-то прочитал эту информацию. В свое время Козлов, который вел «Брейн-ринг», играл в ЧГК, сказал, что база вопросов исчисляется столькими тысячами, что это все равно что взять и прочитать Большую советскую энциклопедию. Те, кто играет много, имеют информацию, но у них и другой объем знаний, уровень умения мыслить, что больше шансов, что они эти вопросы возьмут.

- Все-таки как часто учителя используют эту форму как образовательную?

- Большая часть, которая играет, или сама, или приглашает, но использует. Но это те, кто сам играет. В Пермском районе уже 10 лет традиции. Кстати, интеллектуальные игры легко интегрировать, это и детям интересно, и легко оценить уровень знаний. Другое дело, я не уверен, что это используют те, кто не играет в интеллектуальные игры.

- А что это дает педагогу?

- Раскрепощение, самоутверждение, объем знаний, выброс эмоций, педагог часто поставлен в рамки, боится лишний раз улыбнуться. Плюс общее развитие знаний, логики и всего.

- Как у педагогов выстраиваются команды? Они же обычно выступают соло.

- Могут быть проблемы, которые решает тренер у школьников. Но на самих играх у взрослых вообще не бывает проблем, видимо, потому что взрослые умеют работать в команде.

- Есть ли ресурсы в интернете, куда можно обратиться, чтобы поучаствовать?

- Не столько в интернете. Педагогические чемпионаты проходят по линии профсоюза работников образования. Игры учащихся под разными эгидами, но это как правило, все равно или образовательное учреждение, или учреждение допобразования, в Ленинском районе под эгидой администрации, управления образования.


Обсуждение
9766
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.