Верхний баннер
03:03 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 21 ИЮНЯ 2021

$ 72.22 € 85.99

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

02.09.2012 | 15:05
Министр образования на "Эхе Перми"

Ведущий: Раиса Алексеевна Кассина, министр образования Пермского края на «Эхе». Раиса Алексеевна, добрый вечер. 

Раиса Кассина: Добрый вечер.

Ведущий:  В новом статусе вы точно у нас впервые. Я при подготовке к этому эфиру нашла на одном из сайтов, это сайт «ФедералПресс», такую цитату. Когда состоялось ваше назначение, журналист писал: «Новым министром образования назначена многолетняя заместитель министра  Раиса Кассина. Это назначение  оценивается наблюдателями положительно.  Бывший замминистра обладает огромным опытом работы. И, к слову, она регулярно и подробно сообщала  о своих планах  и публиковала отчеты в своем блоге на ВордПресс. И не прекратила делать этого, не взирая на смену  главы региона, который,  в общем-то,  на работе в блогах не настаивал». То есть вот многолетний заместитель министра, огромный опыт, оценивается положительно, блог продолжает вести. В общем,  эпитеты сплошь  положительные в ваш адрес.   Что касается блога, вы ведь и сейчас его… вы продолжаете в нем что-то писать? Я, по-моему, заглядывала,  были там  обновления.

Р.К.:  Да, стараюсь каждую неделю что-то написать. Увы, к сожалению, не совсем то, что хотелось бы писать.  Хочется писать про содержание, хочется общаться, задавать вопросы, реагировать как-то, а пока больше такая статика: была там-то, сделала то-то. Не успеваю совершенно ничего.  Но обязуюсь исправиться.

Ведущий: Выходите на новый уровень общения, я думаю, пора. Самый первый вопрос, поскольку  в новом статусе вы в этой студии впервые, все-таки насколько полностью или не полностью вы разделяете подход к сфере  образования теперь уже бывшего министра Николая Карпушина? 

Р.К.: Если кратко, то в основном разделяю, потому что мы вместе за образование детей, за то, что все должно быть во имя детей, и совместно с родителями.  То есть все основные позиции разделяю.

Ведущий:  Долгое время вы проработали в связке. Наверное,  сложно представить   здесь какой-то иной ответ. Вы сказали «в основном  разделяю». То есть, есть какие-то  нюансы, где вы, может быть,  не совсем сходились,  и где ваша позиция будет отличаться?

Р.К.: Я не знаю насчет… нюансы это, не нюансы. Просто, скажем, как человек, который немножечко  занимался наукой,  Николай Яковлевич занимался  экономическим мышлением, а я занималась в основном средовым подходом, я больше верю в  то, что все в жизни может сделать среда. Вот так скажем.  А управленческие подходы схожи.

Ведущий: «Все в жизни может сделать среда» - можете расшифровать этот тезис, что это значит?

Р.К.: Конечно. Потому что, на мой взгляд, главным механизмом в развитии ребенка может быть среда,  та среда, в которой он воспитывается,  в которой он обучается, в которую он попал вольно или невольно. Среда очень много значит в  жизни каждого ребенка. Я бы сказала  так, что я верю в то, что   это главное в ситуации его развития.

Ведущий:  То есть среда, она может перечеркнуть усилия родителей, можно так перефразировать?

Р.К.:  Бывает, к сожалению. Понятно, что  родители – это тоже среда, семья – это тоже среда. И тут важнее, кто лидером больше оказался, значимым  лидером для этого ребенка: та внешняя среда, либо семейная среда. То есть  насколько значима роль родителей для этого ребенка.  Это очень важно.

Ведущий:  А как это может быть, вот важность роли и  того, и другого отражена  именно в управленческих задачах, которые стоят перед министерством образования? Как оно может   на это влиять?

Р.К.: Среда вообще действенный механизм, управленческий механизм. Я уверена в этом точно также, как и в роли среды в воспитании  ребенка, скажем,  домашнем.  Потому что важно понимать, что  для того, чтобы  обеспечить какое-то действо, какую-то деятельность, обязательно должна  быть создана среда, состоящая из определенных ячеек. Мы называем это нишами. То есть, чтобы, например, учителю  было куда приходить, где-то насыщаться какими-то знаниями,  где-то с коллегами говорить об этом, и обязательно, чтоб была создана  определенная атмосфера. Вот это в среде очень важно: атмосфера  ли доверия,  либо инновационное мышление. В общем, та среда с той атмосферой,  которая создана в данном коллективе,  она и будет основополагающей для  развития этого коллектива. И правильное создание среды  - это вообще полдела.

Ведущий:  О системе образования мне бы сегодня  хотелось  поговорить в общем и целом. То есть, начиная от яслей, заканчивая высшим образованием. И мы пойдем, как говорится, с начала. Вот что касается яслей. Насколько я понимаю, сегодня среди горожан бытует справедливая точка зрения о том, что в ясли ребенка устроить в муниципальные практически  нереально. Ребенка реально устроить в детский сад с трех лет. До трех лет возможности крайне невелики. Насколько я опять же могу судить, это  связано, в том числе, со сложностью лицензирования такого вида деятельности, как ясли. Может быть, я ошибаюсь, вы меня сейчас поправите.  Действительно, как у нас в этом смысле  обстоит ситуация?

Р.К.:  Действительно, лицензировать ясельные группы  труднее, но дело абсолютно  не в этом. Просто ясельки принимают меньше детей, чем группы с детьми от трех лет. Поэтому понятно, что в  этой ситуации, когда у нас страшно не хватает мест для дошкольного образования, все  детские сады пытаются создать группы с трех лет, для того, чтоб больше детей могли получить услугу тогда, когда она  более всего  востребована, с трех лет. Почему более всего востребована, потому что с трех лет,  на мой взгляд, все-таки дети преимущественно должны  быть в детском саду, потому что  они получают определенное образование, они учатся общаться друг с другом, и так далее.  А до трех лет дети могут преимущественно находиться с родителями.

Ведущий: Я-то с вами согласна.

Р.К.: Слава богу.

Ведущий: То есть, как мама двухлетнего сына, которая  не собирается  отдавать  ребенка до трех лет в детский сад точно, я с вами согласна. Но мне повезло с работодателем, я могу выстраивать свою  работу  довольно гибко, посвящая время и тому, и другому. Есть мамы, которые   в этом смысле оказываются… у них нет выбора.  Они бы, может быть, и хотели  начать работать,  но не имеют возможность, потому что  не имеют возможность устроить ребенка в ясли. Насколько это сейчас министерством  образования осознается как   проблема?

Р.К.:  Это точно осознается как проблема, потому что, когда мы  не предоставляем выбор, а  говорим – до трех лет все  сидите дома, а с трех лет  - все в детский сад, это не есть выбор. Либо мы  до трех лет предоставляем такую возможность. Есть возможность у мамы, она сидит с ребенком  дома, а мы  государственными средствами ей  в этом помогаем. Нет такого выбора, например, воспитывает  ребенка  одна, и ей надо обязательно выходить на работу, иначе будут сложности на работе, значит, ребенку надо   помочь с детским садом, то есть с яслями в данном случае.

Ведущий:  То есть у нее должна быть возможность   выбор сделать?

Р.К.: Да.

Ведущий: Какие планируются,  видятся шаги по решению этой проблемы, раз она как проблема  осознается?

Р.К.: Я бы сказала так, что уже не только видится.  Довольно уже более менее четкая программа:  у нас будет за два года,  два с воловиной,  правильней сказать,  то есть до конца 14-го года построен  91 детский сад. Это не то, что мы придумали, это вместе с главами  абсолютно четко просчитано и абсолютно четко измерено – 91 детский сад. И 56 возвращено в систему ранее закрытых  детских садов.

Ведущий:  Это по всему Пермскому краю, по всему региону?

Р.К.: По всему Пермскому краю, да.

Ведущий: 91 - построен, 56 – возвращено в систему, это до 2014-го года. У нас просто есть на сайте вопрос.  Наш  слушатель Иосиф просит сказать, сколько детсадов построят до 2015-го. Ну вот я понимаю, что есть цифра до 2014-го.

Р.К.: Да, до 2014-го точно определенно. Далее уже по тому, как  дальше будут обстоять дела, потому что, когда  появляется реальный выбор, тогда  только можно посмотреть, а сколько реально  родителей хотели бы сидеть с детьми дома. Не вынуждены оставаться дома, а реально  воспитывать  ребенка до определенного возраста дома.

Ведущий: То есть пока мы даже  реальной картинки не имеем.

Р.К.:  В общем-то, мы проводили огромное количество соцопросов. Я не могу так  сказать, что не имеем. Все-таки я этим делом и раньше занималась. Ну вот в разных территориях по-разному. Например, в сельской территории, где нет работы,  до 70 процентов готовы сидеть с детьми дома. А в Перми  - до 30 процентов. Ну это соцопрос.

Ведущий: И, соответственно, вот какой  здесь должен быть подход? Он должен быть дифференцированным?  То есть в сельских тогда местностях  не будет создаваться излишнее количество мест ясельных, а в городской местности будут создаваться под потребности.  То есть вы будете исходить в этом смысле из потребностей?

Р.К.: Муниципалитет будет исходить. То есть это они должны реально определить, сколько мест потребуется реально в данном муниципалитете.

Ведущий: С детскими садами вообще оцените тему с очередью, потому что мне непонятно. Была у нас новость, когда сотрудник пермского городского департамента образования говорила о том,  что  нынче 3 тысячи детей в Перми  останутся  без  места в детском саду. То есть вот такая очередь, она называла эту цифру. А потом госпожа Гаджиева говорила, что  около 3 тысяч путевок  в детские сады оказались не востребованы.

Р.К.: Вот как раз это та ситуация, когда родители, поняв, что все-таки «Мамин выбор» остается, не пришли  за путевками, и не стали  забирать путевку, оставаясь  на пособии, как мы говорим.

Ведущий:  То есть они вставали в очередь на всякий случай.

Р.К.:  Нет. У нас не встают сейчас в очередь. Это наше достижение.  У нас встают на учет по дате рождения, чтобы им просто посчитали, что такой ребенок есть. Ведь мы должны знать, сколько на самом деле будет определено в детский сад. Очередь совсем другое. Очередь – это когда  они пишут заявление, что в этом  году я не хочу в детский сад, мы его в очереди не считаем. Я хочу своего  ребенка  отдать на следующий год. Вот на следующий год он будет считаться в очереди, а в этом  году он не в очереди.  Он заявился на пособие. У нас есть понятие «актуальная очередь» и «общая очередь», то есть учет. Вот если говорить про учет, то у нас  порядка 30 тысяч стоят  на учете. А если  про  реально, сколько хотели бы пойти в детский сад в том  году, то это порядка 18 тысяч.
 
Ведущий:  Ну вот вы проясните. То есть была цифра о том,  что 3 тысячи  детей  останутся без места, потом  3 тысячи путевок в детские сады остались невостребованными, то есть, получается, что  у нас  обеспеченность местами, если мы сейчас не считаем ясельных детишек,  обеспеченность местами практически   стопроцентная?

Р.К.: С трех лет.

Ведущий: С трех лет, да, если мы не считаем ясельных.

Р.К.:  Примерно так.  В разных районах по-разному, потому что в некоторых районах есть даже  два с половиной обеспеченные  местами, а в некоторых районах примерно три с половиной. То есть в местах полной застройки   они не могут получить место, скажем, на Пролетарке, но им предлагают место в Свердловском районе.  Это не очень удобно, но все-таки, согласитесь, что когда надо, то  это тоже вариант.

Ведущий:  Да, есть ситуации, когда определенные районы, микрорайоны или новые жилищные комплексы  не обеспечены инфраструктурой.

Р.К.:  Да.

Ведущий: И в результате это становится проблемой.  То есть средняя температура по больнице, она такова. 

Р.К.: Да.

Ведущий:  Хорошо. В рамках  детских садов проясняем ситуацию с «Маминым выбором», вокруг которого последнее время  очень много разной шумихи, митинги. И до этого люди  говорили: «Долой «Мамин выбор»,  даешь муниципальные детские сады». Здесь поднялись люди, которые сказали «оставьте «Мамин выбор», мы его хотим». То есть, каким образом здесь будет поставлена  точка какая-то во всех этих спорах, домыслах? Как  дальше ситуация будет развиваться?

Р.К.: В любом случае, пока не построены детские сады,  ни о каком выборе речи идти  не может, поэтому точно «Мамин выбор» будет оставаться, потому что  и детский сад не дать, и деньги в качестве компенсации не дать – это точно неправильно. И Виктор Федорович Басаргин сразу это обозначил.  Причем, он сразу говорил, что это  неправильно. Вот когда будет насыщено полностью детскими садами, тогда  надо уже смотреть: если еще остаются  родители, которые готовы воспитывать дома,  либо это, например, больные дети, и  желательно их еще подержать  дома, в три года им рано  идти,  либо дети, например, инвалиды, то  тогда вот уже  начинается  ситуация выбора: либо – либо. А пока не построим   детские сады, компенсация, конечно, будет.

Ведущий: Предположим ситуацию – детские сады построены, предположим ситуацию – муниципальные учреждения дошкольного образования удовлетворяют потребность полностью, потребность в детских садах, но остаются   единицы или не единицы  даже, но  остаются люди, которые, скажем так, нет проблемы, что они не могут устроиться в муниципальный детский  сад, но они не хотят, хотят в частный. И раньше для них доплата «Мамин выбор» была хорошим подспорьем  для того, чтобы они в частный  детский сад   ребенка устроили.  Вот при полной удовлетворенности.

Р.К.: Варианты развития событий могут быть несколько. Первое,  можно, по-прежнему, если они хотят идти в детский сад в частный,  получать на руки пособие. Может быть субсидия ровно по стоимости  ребенка муниципального детского сада, например, 5 с половиной тысяч стоит  ребенок, если  бы он ходил  в детский сад, мы бы на него ведь заложили бы эти деньги, значит, они вслед уходят в частный детский сад, за ним сразу же уходят.  Второй вариант развития событий, то есть через субсидию  этому частному детскому саду.  Они должны быть точно такие же. Мне вот очень нравится, как однажды замминистра Финляндии, когда ее спросили – у вас есть частные школы? – она  ответила: «Да у нас есть частные школы, только  родители  об этом не  догадываются».  То есть по идее, наступит время, я в этом нисколько не сомневаюсь, что    услуга в частных детских садах будет стоить столько же, сколько и в государственных. Поэтому, какая разница, куда идет  ребенок.  За ним идут государственные деньги.

Ведущий: Какая разница, где я получаю услугу по полису ОМС?  Вот мы реализовали же здесь  эту систему.

Р.К.: Да.

Ведущий: И многим она нравится, но возникают там другие вопросы. То есть, я правильно  понимаю, что   в идеале мы стремимся к тому, чтобы  обеспеченность детей местами в детских садах  была стопроцентной,  но при этом возможность выбора – муниципальный детский сад или выплата оставалась.

Р.К.: Абсолютно точно.

Ведущий:  То есть, чтобы родитель не находился в вынужденной ситуации, когда он берет деньги, потому что не может устроить ребенка.

Р.К.: Да, все правильно.  То  есть возможность должна быть стопроцентная, хотя количество мест, скорее всего, в муниципальных детских садах не будет сто процентов, потому что понятно, что  часть уйдут. И надо сказать, что уже очередь в частные детские сады, потому что эта услуга тоже востребована.

Ведущий:  Вот вы назвали цифру – 91 построен, 56 возвращены,  это цифра, вы сказали, посчитана, она посчитана в каком смысле?

Р.К.:  То есть главы территорий за нее подписались.  Они рассчитали ресурс, они рассчитали свои возможности, они  посмотрели, где у них есть место, они посчитали потребность в детских садах.

Ведущий: А посчитано ли то, насколько вот это количество  детских садов в результате удовлетворит существующие потребности? 

Р.К.: Конечно.

Ведущий:  То есть, когда эти детские сады появятся, это будет стопроцентная удовлетворенность?

Р.К.:  В большинстве территорий да, но не во всех.

Ведущий: Есть проблемные?

Р.К.: Я считаю, что все равно проблемной, на наш взгляд, может остаться Пермь.

Ведущий: Почему?

Р.К.:  Потому что на самом деле потребность в детских садах в Перми – это в центральных районах. В  центральных районах просто очень мало земли, на которой можно строить.  Это  главная проблема.  То есть построить на окраине это не 0начит решить проблему  с детскими  садами…

Ведущий:  Ну, конечно, мы можем на окраинах построить.

Р.К.: Конечно. И это большая проблема.  Хотя на самом деле  по  разным оценкам  это по-разному. Понимаете, сейчас народ очень переживает, что не будет ни детского сада, ни «Маминого выбора». И вот это главное, что ни того и ни того,  это сейчас всех двигает в  какую-нибудь сторону.  То все бросаются за «Маминым выбором»,  то все бросаются на всякий случай получить  путевку. Вот у меня вчера  знакомые сказали: «А что  теперь делать? Мы путевку получили, а в детский сад не хотим, нам еще рано, но боимся  отдать».

Ведущий:  Ну на всякий случай.

Р.К.: Да,  на всякий случай. И такие сейчас есть. То есть этот вот ажиотаж, и очень много звонят и советуются: «Ну скажите, посоветуйте, что сделать». То есть на всякий случай. И поэтому надо, чтоб народ успокоился и точно знал, что   строить будем, и «Мамин выбор» сохраняем.  Вот тогда,  может быть,  мы как-то сможем более правильно посчитать. А сейчас  народ просто не понимает, в  какую сторону  лучше кинуться, чтоб не опоздать.

Ведущий: Мы приступаем к  тому, чтобы отвечать и на вопросы наших слушателей.  Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Анатолий. У меня вопрос такой. Мне кажется, не совсем корректно  говорить о «Мамином выборе». То есть выбор – это когда выбирают. Правильно? Моему ребенку сейчас два года, осенью будет три. Место в детском саду не дали. Дадут только на следующий  год, через год. Я знаю точно, что в Кировском районе нет мест,   в Дзержинском  нет мест. Частный детский сад, он стоит, сами знаете, порядка 15 тысяч, а ?????? (неразборчиво) 5 тысяч. О каком можно  говорить выборе?

Ведущий: Анатолий, мы же уже это проговорили. Спасибо вам за звонок.

Слушатель: Можно по школам? У меня такая проблема еще по школам, нехватка мест ??????? (неразборчиво), то есть будут ли строиться школы, в том числе
специализированные ?????? (неразборчиво)?

Ведущий: Спасибо. По поводу «Маминого выбора» мы проговорили. Позиция, которую Раиса Алексеевна уже обозначила, если вы ее не услышали, да, сейчас по-другому. Сейчас  то, что называется выбором, порой не совсем является выбором. А порой является вынужденной ситуацией, когда  родители берет деньги, потому что не может  устроить ребенка в детский сад. Позиция, которая была озвучена,  и то, к чему мы по идее стремимся,  посмотрим, насколько получится к этому прийти, это дать и стопроцентную  обеспеченность муниципальными  детскими садами, и сохранить возможность выбирать для тех, кто хочет  выбрать другую систему, то есть семейное воспитание, либо частный детский сад. Мы переходим сейчас к школьной теме.  Есть ли такая проблема, как возможная потенциальная нехватка мест в школе?

Р.К.: Вы знаете, она не фактическая нехватка мест.  Каждый ребенок, который придет  в школу, он, конечно, будет  обязательно устроен в школу, и такой формально проблемы нет. Сейчас объясню, в связи с чем она становится  более жесткой. Первое, это  главное, мы внедряем  новые стандарты.  Новые стандарты подразумевают, что  вся вторая  половина дня отдана под дополнительное образование. А значит второй смены в школе просто  не должно быть. Сейчас у нас уже второй класс идет по новым стандартам, потом третий, на следующий год уже подключается пятый. То есть  все  больше вторая смена становится  неправильной организацией,  неправильно, если есть вторая смена в школе.  Вот это главное, что нас подвигает к тому, что мест явно не хватает. 

Ведущий: По второй смене мне приятно это слышать, потому что я считаю, что это вообще негуманно  детей заставлять учиться во вторую смену. Совсем другой ритм дня у ребенка.

Р.К.: Конечно. 

Ведущий:  Это что у нас тогда будет в классе  по 30 человек и больше?

Р.К.: Почему? Нет. Конечно, нет. Во-первых, сейчас  30 процентов школ имеет вторую смену. То есть  две трети все-таки не имеют вторую смену. Во-вторых, все-таки строить надо. Это абсолютно точно, потому что есть школы, которые больше нельзя привести в порядок, и строить их надо просто-напросто. Потом  нужно строить совершенно современные комплексы, потому что у нас, например, в Перми нет ни одного современного комплекса,  нет ни одной школы, которая бы  полностью отвечала современным требованиям.

Ведущий: Что это такое – современный комплекс?

Р.К.: Это означает, что  не только один спортзал. Например, сейчас обязательное требование три урока физкультуры  должно быть.  Одного спортзала явно не хватит ни в какой школе для того, чтоб правильно организовать  этот процесс. Это точно  должны быть настоящие физические лаборатории,  такие же химические лаборатории.  То есть это совсем по-другому организованный процесс. Вот таких современных комплексов  у нас все-таки нет.

Ведущий: Вопросы, которые нам по Интернету тоже  приходят: «Сколько  школ построят в Перми с 2012 по 2015-й годы?»

Р.К.: Сейчас строится гимназия 11-я, расширяется. Это как раз школа очень востребованная, куда  огромное количество детей  хотело бы попасть. То есть расширяется этот комплекс.  Будет достраиваться лицей 10-й, тоже  очень востребованное образовательное учреждение. Ну и понятно, что сейчас формируются планы, я вам точно не назову, потому что  это нужно просто додумывать. Явно нужна школа на Пролетарке,  потому что  там  опять же массовая застройка, просто не входит то количество детей, которое там проживает, в эти школы.  И вообще в Пермском крае порядка 12 школ будет за это время построено.  В этом году три школы мы сдаем.

Ведущий: Вы сказали, что пока не можете назвать цифру. Все-таки 12?

Р.К.: 12 по краю точно строится. В Перми пока нет точного прогноза и  точного обозначения, где школы будут строиться. Во всех остальных территориях  более менее уже понятно. Просто  очень трудно спрогнозировать, потому что все завязано на земле.

Ведущий:  12 строится, вот вы сказали – две школы расширяются, процесс расширения также будет идти   параллельно с постройкой, да? 

Р.К.: Да.

Ведущий: Мы примем еще один телефонный звонок. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Меня  зовут Наталья.  Я не очень поняла. Вы говорите, что все второклашки уже в этом году пойдут в первую смену?  Просто у меня  ребенок идет во второй класс в 123-ю школу во вторую смену.

Р.К.:  Тут вступают в противоречие как бы две формальных вещи. Согласно СанПиНа, дети 2, 3, 4 классы  могут учиться во второй смене, поэтому,  согласно СанПиНа,  мы ничего не нарушили. Однако поскольку вторые классы  уже занимаются по новым стандартам, то должно быть организовано дополнительное образование.  Чтоб правильно организовать дополнительное образование,  в соответствии с новыми стандартами, конечно, конечно, требуется  их обучение в первую смену.

Ведущий:  Тогда вот как в данном случае  расценивать и как действовать  родителю? Она может ли  здесь каким-то образом влиять  на школу? И я до конца не поняла: все-таки школа,  которая оставляет вторую смену, она  не нарушает СанПиН, хорошо, но она, получается, идет вразрез  с новыми образовательными стандартами? То есть она нарушает? 

Р.К.: Я не знаю, нарушает  или нет, потому что   нужно посмотреть, как же  тогда они смогли организовать вот этот процесс  дополнительного образования в первую смену, потому что четко не говорится, что он  должен быть организован только в первую смену. Насколько я понимаю, раз их поставили во вторую смену,  заниматься класс, то в первую смену  должно быть организовано дополнительное образование.  Где ж они его организуют, когда первая смена вся занята?  То есть это просто нелогично. Ну вот посмотрю, разберусь точно. 

Ведущий:  То есть с этой ситуацией вы разберетесь.  А что можно порекомендовать родителям, которые, может быть, оказались в аналогичной ситуации со второй сменой?

Р.К.: Родители должны понимать, что они очень  сильно могут влиять на образовательный процесса  в школе. Сейчас совсем другое дело. Управляющие советы должны быть в каждой школе. И как раз дело управляющего совета  - четко смотреть, чтоб не нарушались права  ребят, чтобы  была организована вот эта вторая смена  так, как положено ей быть организовано. Меня вообще смущает  эта ситуация, потому что я тогда не понимаю, где у них допобразование. Если нет допобразования  10 часов на каждый класс,  это означает, что стандарт не выполняется.

Ведущий: Сейчас с сайта вопрос от Николая: «Принципиально не хочу и не буду отдавать ребёнка в школу. Как правильно перейти на домашнее образование?» 

Р.К.: Вообще, вопрос уже не редкий.

Ведущий: Это тенденция?

Р.К.: Я не сказала бы, что  тенденция. Она пока единичный случай, но это уже не один, и не два. Достаточно сказать, что у нас уже  есть   три группы родителей,  объединившихся друг с другом, которые  решили, что будут образовывать ребенка  на дому. У нас есть теперь такое понятие «семейное образование». Оно  записано во всех документах.

Ведущий: В законе «Об образовании» есть.

Р.К.: Да, в законе «Об образовании», причем, в старом варианте и в новом варианте. Мы сейчас готовим документы, совсем скоро они будут приняты, которые  позволят родителям  при определенных условиях (но это, конечно,  отдельная тема),  в общем-то, образовывать ребенка дома.

Ведущий: Но ведь закон и сейчас позволяет образовывать ребенка дома.

Р.К.: Правильно. Просто  не было ни на каком уровне  никаких регламентирующих документов. В течение этого года с помощью родителей, общественных организаций мы его разработали.  Это будет постановление правительства, которое регламентирует…

Ведущий: То есть технология, да, как ребенку сдавать, отчеты…

Р.К.: Да, конечно.  Как  часто  приходить в школу, какой договор должен быть заключен, то есть это довольно серьезное дело. Как должны перечисляться деньги, кому они идут эти деньги.

Ведущий: Какие деньги?

Р.К.:  Ну постольку,  поскольку за каждым ребенком  по нормативу идут деньги,  то понятно, что, если родители образовывают его дома…

Ведущий: Как с пособием в детском саду.

Р.К.: Конечно.  За ребенком идут и деньги. В семью так в семью.

Ведущий: Слушайте, раньше это было. Мне  была интересна эта тема, я поднимала. Раньше родителям, которые занимаются семейным   образованием, действительно, платили  такую денежку.  Это, по-моему,  даже на федеральном уровне  закреплено было. А потом  это отдали на откуп регионам. Вот как решите, так и будет. Конечно, никто из регионов  не делал выбор в пользу того, чтобы  еще и деньги платить   за семейное обучение.

Р.К.: Сейчас уже все регионы,  так или иначе, в эту сторону двигаются. У нас  регион активный в плане общественности, поэтому мы одни из первых переходим. Даже не могу так сказать, что одни из первых. В Москве это есть, в Питере это есть, в Самаре это есть. 

Ведущий: А вот это постановление, оно когда будет?

Р.К.: Скоро.  Думаю, что в  начале сентября  мы все сделаем.  Проходит уже режим согласования.

Ведущий:  Для меня это прямо новость, новость, новость. Так что  не забудьте отправить пресс-релиз.

Р.К.: Замечательно.

Ведущий: Еще последний вопрос вдогонку по семейному образованию. Все-таки вот эта тенденция, которая  намечается, наметилась, может быть,  она вас беспокоит, или вы считаете  нормальной?

Р.К.: Я считаю ее абсолютно нормальной. Беспокоит меня только в одном случае, чтоб не получилось так, что сейчас это тысячи захотели.  То есть вот пока у нас это десятки, мы хотели бы отработать всю технологию, чтоб посмотреть, что это за родители,  которые хотят своих детей воспитывать дома, насколько  они то будут делать сами либо привлекать других людей, как правильно денежные потоки направить. То есть  технологию отработать, а потом, я считаю, до 5 класса это,  может быть, вообще…  скажем, обычным делом,  не массовым, но обычным. 

Ведущий: И по ICQ вдогонку спрашивают: «Три группы родителей, что за три группы?»  О чем вы говорите?

Р.К.: Просто как-то так получилось, что  они объединились по  группам. Одна группа у нас приходит по семейному воспитанию, другая  группа родителей по семейному воспитанию.  То есть они друг с другом   не связаны,  но вопросы у них одни и те же.

Ведущий:  Очень интересно.

Р.К.: Мы отрабатываем с теми и с другими.

Ведущий: Мы примем телефонный звонок.  Здравствуйте.

Слушатель: Добрый вечер. Игорь. Вопрос такой.  Вот министр говорит, что будем строить  школы с тремя спортивными зданиями, а  как рассматриваете вопрос,  допустим, с 12-й школой,   где она  вообще не достроена, вообще нет спортзала? Это раз. Второе прозвучало:  будем строить детские сады  где-то на окраинах и прочее. На окраинах, если посмотреть, полным-полно брошенных детских садов. А ведь на все это надо деньги, и немалые. Как это мы все будем строить, строить, строить, а все, что было раньше построено,  брошено, и всё.

Ведущий: Игорь, спасибо. По поводу 12-й школы. Мне кажется, это вопрос все-таки к госпоже Гаджиевой, я не знаю,   что вы можете ответить?

Р.К.: На самом деле то, что  нет спортзала у 12-й школы, равно как у некоторых других, спортзалы строить надо.  Без спортзала нормального образования  получить нельзя. Либо они должны, как минимум, заключать договор с теми комплексами спортивными, где  дети будут получать соответствующую  подготовку.

Ведущий: Это обязательство школы?

Р.К.: Это обязательство муниципалитета, обеспечить спортзал в каждой школе. 

Ведущий: А является ли обязательством школы  обеспечить уроки физкультуры, и  если  спортзала нет, то где-то  на?..

Р.К.: Да, конечно.

Ведущий:  То есть это обязательство школы прямое.

Р.К.: Да, да.

Ведущий: Что касается школ на окраинах, то Игорь нас услышал неправильно. Как раз мы говорили о том, что на окраинах  можно, но  не хватает-то мест в центре.

Р.К.: Да,  я сказала бы, знаете, как. Вот по брошенным зданиям   нужно  подходить по-разному.

Ведущий: Вот у нас недалеко  тут есть брошенное здание  детского сада с заколоченными окнами. 

Р.К.: Да, сейчас я проговорю.  56 детских садов будем восстанавливать, можно было бы и больше. Например, здание – четыре группы. После того, как его реконструируют, оно  закрыто. Четыре группы – это 100 человек. После того,  как оно будет восстановлено,  оно превращается в двухгрупповку, потому что  оно уже действует по новым СанПиНам,  принимать его  надо по новым СанПиНам,  а это значит огромный медицинский блок с изолятором и так далее, это совсем по-другому выстроена система  питания и так далее. То есть   две группы. Мы вкладываем денег как на новое строительство  большого 12-групповогодетского сада, а в результате получаем только две  группы.  То есть нужно каждый раз смотреть, что рациональнее.

Ведущий: Построить новый большой или восстановить старый маленький?

Р.К.: Да.

Ведущий: Еще один телефонный звонок мы примем. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Владимир. У меня ребенок учится в 122-й школе. Теперь она является специализированной.  По  всем рейтингам на сегодняшний день  среди специализированных школ  она  ушла в самый низ всех школ со всякими уклонами. Директор господин Терехин. С его приходом школа скатилась ниже всякого уровня. На сегодняшний день заставляют приобретать учебники по алгебре, геометрии. И комплектация по преподавателям, вчера мы узнали, что  у ребенка не будет уроков технологии, уроков биологии, не определен учитель по  русскому языку, и еще по какому-то, я сейчас  не вспомню. То есть с приходом господина Терехина школа опускается все ниже,  ниже, ниже.  И директор впрямую заявляет, что  он не является учителем, а он является чисто прорабом и завхозом. Вопрос такой: по персоналиям как-то вопросы решаются? Именно по 122-й школе по директору, который пришел 5 лет назад.

Р.К.: В 122-й школе, действительно, в течение нескольких лет… она, кстати, является  школой с углубленным  изучением иностранных языков,  действительно, по сравнению с аналогичными школами – 7-й, 77-й, 50-й школой, у них действительно очень невысокие результаты. То есть, если в другие школы есть отбор, в эту школу нет никакого отбора,  ребята  приходят просто по месту жительства, и им предлагается программа углубленного изучения.  Это изначально неправильно.  Не могут все дети,  проживающие в этом микрорайоне,   желать заниматься  углубленно вот этими предметами, то есть  английским, немецким, и давать высокие результаты.

Ведущий: А каковы действия министерства образования, и в данном случае, наверно, департамента  образования в таких ситуациях, когда  школа с уклоном, а дает низкие результаты?  То есть дальше что идет: анализ причин,  почему  эти результаты низкие?

Р.К.: Конечно. Нужно обязательно провести аудит образовательной деятельности, как это делается во всех цивилизованных странах, например, Европы и Америки, и так далее,  чтоб понять  причины. А -  неэффективный  менеджмент, то, на что намекает родитель, например, управленческая команда не справляется просто ни с программами, ни с набором кадров и так далее. Б – не те учебники, не те программы используют. Мы все время  забываем, что на самом деле  очень часто причина бывает именно в этом, что  замахиваются на те программы, которые  для данных детей просто точно не те. Ну, и  так далее.    То есть нужно посмотреть, в чем тут дело.  В – внутренний менеджмент. Внутренний уже, не только с точки зрения, там кто является директором, выстроен неправильно.

Ведущий:  Родители могут  инициировать такой аудит?

Р.К.: Конечно.

Ведущий: А технология? Технология инициирования.

Р.К.: В каждом образовательном учреждении есть управляющий совет.  В одних он настоящий управляющий совет…

Ведущий: А есть формальный?

Р.К.: А есть, да, лишь бы был на  бумаге.  Очевидно, раз родитель обращается, ему  легче обратиться на радио, нежели в свой управляющий совет, который может инициировать все эти  процессы,  но вот очевидно такой у них  там управляющий совет.  Но точно дело муниципалитета,  то есть департамента образования города Перми. Я точно знаю, что за этой школой  они внимательно смотрят, и уверена, что предпримут все для того, чтобы  там ситуация изменилась.

Ведущий:  Результатом аудита может быть смена руководства…

Р.К.: Да.

Ведущий: … или снятие статуса?

Р.К.: И то, и то.  Только  статус снимает инспекция по контролю и надзору в сфере образования. У нас есть такая инспекция.  Но понятно, что сама она туда зайдет раз в пять лет для того, чтобы аккредитовать эту школу на этот  статус. А если есть какие-то жалобы, это может происходить чаще. 

Ведущий: У нас не так давно работала, так называемая, экспертная  группа по сфере  образования, и затем было мероприятие наподобие круглого стола, на котором, в частности, выступал Александр Дическул, и он говорил о проблемах, существующих  в сегменте профессионального образования. А губернатор затем, резюмируя, говорил о том, что «начальное профессиональное и среднее профессиональное непосредственно   находится в зоне ответственности  краевой власти. И это на сегодня самый заваленный сегмент, насколько я понял».  Это цитата Виктора Басаргина. Прокомментируйте эту цитату, и обозначьте, действительно ли ситуация  здесь настолько  кризисная, и в чем этот кризис  проявляется в первую очередь?

Р.К.: Ситуация кризисная, сразу так с конца отвечу, потому что  нет понимания, куда двигаться. Ситуация  такая вот сейчас. Все знают,  какая она. И нет общего понимания, куда двигаться.  Двигаться ли по пути так называемых кластеров, не буду сейчас говорить,   что это такое, кратко только: когда объединяются, одни специальности концентрируются   как-то вместе, в определенных местах располагаются и так далее.  Либо главное это,  чтоб  было рационально  здание заполнено, это вот то, что было раньше, потому что тогда, когда здание заполнено  на 30 процентов, на 40 процентов, то понятно, что это  дешевая рабочая сила,  работники мало получают, мало детей в здании просто-напросто. И все это ведет к тому, что   идет отток кадров, нет хороших кадров, нет хороших результатов. Примерно так.  То есть не выработана  вот эта позиция; должны ли они прикреплены быть к каким-то предприятиям, должны ли они сотрудничать с алогичными вузами.

Ведущий:  Должна ли быть система заказа от предприятий. 

Р.К.: Да. И  насколько он формальный должен быть.  А если они заказали, что мы на самом деле пытались делать,  и не взяли, то несут ли  они за то ответственность?
 
Ведущий: А были такие ситуации, да?

Р.К.: Да, конечно.

Ведущий: Заказали и не взяли.

Р.К.: А потому что это все не очень формализованно. Предприятия  же, как вы понимаете, они не принадлежат системе образования, поэтому заказать могут, а потом  могут отказаться  от своего заказа.  То есть настолько много  вот этих точек, что кажется конечно, что ситуация  полностью разбалансирована.  На самом деле не совсем так, как вот я бы сказала относительно системы среднего профессионального образования. Они сами по себе очень сильные. То есть там настолько крепки старые вещи, то есть связи  с предприятиями большинство сохранили. Кадры в большинстве своем сохранили.  База вся устарела,  но та старая база была очень крепкая.

Ведущий: Поддерживается в хорошем состоянии.

Р.К.: Пытаются, да.  Надо сказать, что  у нас довольно много ребят идет в систему НПО. СПО по сравнению с другими территориями, например, с Нижним Новгородом, все-таки довольно много. Я не скажу, что престиж  рабочей профессии там велик, но какой-то есть. То есть что-то сохранилось. Поэтому   начинать нам сейчас придется    не с начала, а где-то так  с середины. То есть  до дна не упала система.

Ведущий: Но штука в том, что концепции нет, позиции нет.

Р.К.: Да, позиции нет.

Ведущий: И у вас лично она  тоже  на сегодня не сформирована.

Р.К.:  За два месяца моей работы, я бы сказала так, что у меня она появляется. Другое дело что мало, чтоб  она появилась  у меня,  это потом моя позиция, я пока только так  избранно с людьми разговариваю.  Надо, чтоб всей системой профессионального образования  выработали эту позицию. Не у меня у одной появилось или еще у кого-то из чиновников, а чтоб  мы всей системой профессионального образования выработали эту позицию.

Ведущий: Во всяком случае, мы  формулировки этой позиции будем ожидать. Примем еще один телефонный звонок. Алло. Добрый день.

Слушатель:   Здравствуйте. Владимир. Вот с самого детства я всегда спал долго, то есть мне удобнее было вставать в 10,  в 11 часов.  Вот теперь я слышу, что  переводят всех на первую смену.   Особенно маленьких. Учитывается ли статистика «сов» и «жаворонков» при переводе на эту смену?

Ведущий: Я думаю, что не учитывается,  Владимир.

Слушатель: Или всех под одну  гребенку?

Ведущий: А вы как себе предполагаете возможность… как ее вообще можно учесть?

Р.К.: И жизни в дальнейшем. На работу, например, не приходить в 9 утра?

Слушатель: Может, надо ориентироваться на людей, наверно,  а не на удобства чиновников. Взяли всех в первую смену поставили. И что? А мне, например, удобнее вот во вторую смену учиться всегда было с детства. 

Ведущий: Спасибо вам за звонок. Что я могу сказать? Вообще, я знаю, что в вопросе с «совами» и «жаворонками»  есть разные позиции.  Есть люди, которые поддерживают  эту точку зрения, что да, есть те, и другие, а есть люди, которые  говорят:  «совы», это такие люди, обманутые временем, есть такая формулировка. И на самом деле  организм человека заточен на то, чтобы просыпаться с солнышком. Другой вопрос, что у нас на Урале с солнышком свои отношения: оно у нас позднее встает, и зимой, например, темно долго. Я просто не вижу возможности это учесть. 

Р.К.: Я тоже не очень считаю это правильным, потому что на самом деле  нужно во время школьной жизни суметь себя настроить на всю   будущую жизнь. А это означает, что утром  надо идти на работу, и независимо от того, «жаворонок» ты или  не «жаворонок», ты  должен вообще-то  в 8, 9 утра  быть на работе.

Ведущий:  Есть те, которые работают в свободном  графике или по  ночам.

Р.К.:  Думаю, что не очень часто совпадает, если ты «сова»,  то ты обязательно творческий  работник, и  можешь вставать, когда угодно. Как правило, это не так.  И потом, как биолог, должна вам сказать, что  здесь очень много надуманного.

Ведущий: А вы у нас биолог по образованию?

Р.К.: По первому образованию, да,  Госуниверситет, биолог, чем очень горжусь.

Ведущий:  Надуманного, что вы имеете в виду?  То есть тут миф какой-то что ли?

Р.К.: Да, конечно. Потому что какое-то время, конечно,  ребенок  реагирует  вот на эти  свои биологические часы, а потом все дело в воспитании, в режиме дня. И организм человеческий легко  приспосабливается к тому режиму  дня, к которому его подготовили. 

Ведущий: Мне кажется, что это можно даже   на маленьких детях посмотреть.

Р.К.: Конечно.

Ведущий: Если родители встают поздно, то ребенок с ними встает поздно обычно.

Р.К.: Конечно.

Ведущий:  Наш эфир заканчивается с Раисой Алексеевной Кассиной.  Раиса Алексеевна была  в этой студии впервые в новом качестве. Впервые, но я думаю, что не последний раз точно, и  через некоторое время будем ожидать вас   здесь снова. И будем ожидать  непосредственно в блоге на ВордПресс перехода на качественно иной уровень  общения.

Р.К.: Постараюсь, хорошо.
 
Ведущий: Спасибо вам.

Р.К.: Спасибо. 


Обсуждение
1360
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.