Верхний баннер
16:12 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

09.09.2012 | 15:05
Колледжи в составе вузов

Ведущий: Мы продолжаем прямой эфир на 91,2 FM. Это пермское «Эхо». Меня зовут Роман Попов. Мария Зуева за звукорежиссерским пультом работает для вас. И у нас в гостях Светлана Бельмас, заведующая отделением среднего профессионального образования в  Пермском национально-исследовательском политехническом университете. Говорим   мы о колледжах в составе вузов, и не только. На самом деле мы пытаемся понять прелести или недостатки заочного образования. Светлана, здравствуйте.

Светлана Бельмас: Здравствуйте.

Ведущий:  Для начала давайте несколько слов о вас и о вашем учебном заведении,  чтоб было понятно примерно, в каких мы рамках находимся. Итак, Светлана Бельмас заведует отделением  среднего профессионального образования в ПНИПУ и помимо прочего вы еще и в колледже там что-то,  где-то,   как-то.

С.Б.: Ну, «что-то, где-то, как-то» это можно сказать Институт повышения квалификации РМЦПК, то есть это дополнительное образование  для взрослых, для студентов, для школьников. И в техническом университете, который сейчас  называется, как вы правильно сказали, Пермский национально-исследовательский политехнический университет я руковожу средним профессиональным образованием. Что это такое?  Это колледж в составе вуза. Для нашего технического университета  это достаточно новая программа. Но многие университеты на сегодняшний день имеют либо  отдельную структуру -  колледж, либо  отделения среднего профессионального образования.  То есть мы  говорим о ступенчатом образовании. После 11-го класса или после училища, то есть после начального профессионального  образования абитуриент может поступить сразу   на высшее образование, а может поступить  сначала на среднее профессиональное, получить диплом о среднем профессиональном образовании, и дальше  либо так и остаться с этим дипломом  и  трудоустраиваться, либо продолжить образование  на ускоренном высшем образовании в сокращенные сроки.

Ведущий: То есть у нас колледж в составе вуза – это  не есть часть системы Болонской, да? То есть мы  не говорим про то, что колледж это, условно, специализация, а потом после колледжа можно получить степень магистра, а потом еще какой-нибудь.

С.Б.:  После среднего профессионального  образования, если вы хотите продолжить образование, можно сначала получить  диплом бакалавра, а потом уже  идти в магистратуру, в аспирантуру и так далее.

Ведущий: В любом случае после колледжа я на первый курс иду.

С.Б.: Нет. Вы можете на первый курс идти, если  хотите, но   во многих учебных заведениях, в  университетах есть  такая система, как ускоренное высшее образование.

Ведущий: А что это значит?

С.Б.:  Это значит, что группы формируются  только из тех, у кого уже есть среднее профессиональное  образование, то есть диплом колледжа. В группе больше нет никаких других учащихся, а набор ведется сразу на базе среднего профессионального образования.

Ведущий: Это отдельная образовательная программа?

С.Б.:  Да, это отдельная образовательная программа. Политехнический университет одним из первых в  городе создал в рамках гуманитарного факультета высшей школы бизнеса и экономики такую структуру,  которая позволяла тем, кто  уже имеет среднее профессиональное образование продолжить.  Это еще было до  болонизации, скажем так. То есть  тогда это был специалитет. Можно было поступить после колледжа  на высшее образование, и в более  короткие сроки, на год, на два короче, получить высшее образование, диплом специалиста.  Раньше это было 4 с половиной года  заочно.  Сейчас мы принимаем на бакалавриат, это  три с половиной года  заочно. 

Ведущий: То есть мы должны отдавать себе отчет, что колледж в составе вуза – это не есть программа первого, второго курсов, после которой, допустим, можно получить промежуточный  диплом и поступить на третий курс. Колледж – это самостоятельная программа. И потом по выпуску из колледжа можно поступить на программу  высшего образования, учитывая то, что все-таки образование, данное в колледже, оно более профессиональное, но выше, оно сложнее, нежели образование школьное. Для таких студентов  высшее образование будет просто  получаться короче. 

С.Б.:  Да.

Ведущий:  Но это будет самостоятельная образовательная программа.

С.Б.: Да, совершенно правильно.

Ведущий: То есть никакого пересечения не будет, потому что изначально, я еще раз  говорю, у многих, и у меня, в том числе, создавалось ощущение,   что у нас есть школа, потом, допустим, колледж, который равняется, условно говоря, первому, второму, третьему курсам университета, а потом якобы там можно сразу на четвертый и вперед, тебе там в руки диплом. Ничего подобного у нас нет? 

С.Б.:  Это не так. Совершенно правильно вы сейчас задаете вопросы. Выпускники  среднего профессионального образования не добавляются в группы  тех, кто на базе 11-х классов поступил,  на третий курс, это не так.  Они как своей группой учатся, выпускаются, они могут  дальше продолжить образование  на специальной, для них  организованной группе с ускоренной программой.  Но на эту ускоренную программу принимаются и выпускники  колледжей  города и области, то есть те, кто имеют  диплом государственного образца.

Ведущий: Давайте тогда разбираться. Итак, из колледжа при ПНИПУ выпускается специалист, который может что?

С.Б.: У нас на сегодняшний день три специальности: это прикладная информатика по  областям, а область у нас экономика, то есть прикладная информатика в экономике, вторая специальность это экономика и бухгалтерский учет, и специальность «менеджмент», которую сейчас государство отменило. Поэтому в этом году  набор мы уже не делаем на менеджмент, но выпускники  в этом  году еще будут. Поэтому в основном мы сейчас ведем речь о двух специальностях - это   экономика и бухгалтерский  учет и прикладная информатика в экономике.

Ведущий: По выходу из колледжа специалист  может что? Допустим,  прикладная информатика  в экономике, кто он такой?

С.Б.:  Сфера применения достаточно широкая на сегодняшний день. Этот специалист знает основы  программирования баз данных, знает  основы компьютерных сетей, соответственно, это  больше технарь, можно так сказать, один из вариантов, когда он идет, допустим, в компьютерные фирмы, в  веб-студии, и в другие отрасли, такие как системный администратор, специалист по обслуживанию  техники и так далее.  Второе направление  это все-таки больше экономика, это прикладные программы, которые сейчас повсеместно используются в бизнесе, в экономике.

Ведущий: Послушайте, я  не совсем  тогда сейчас точно себе представляю. Лирическое отступление. Я раньше был уверен, что высшее образование – это некое какое-то общее образование,  вот именно общее, и после высшего образования необходимо еще на производстве  поспециализироваться, чтоб быть заточенным специалистом под что-то. А про среднее образование я был уверен буквально в том, что, когда я спрашиваю – кто выйдет из вашего колледжа? – вы мне скажете: «Из  нашего колледжа выйдет сис.админ. квалификации такой-то, такой-то, такой-то, в состоянии работать там-то, там-то, там-то». я был уверен, что среднее образование – это такая сразу заточка, моментальная заточка. А вы говорите «нет». Вы говорите «нет, мы даем образование    такого-то и такого-то уровня, и туда-то они могут выйти». У меня неправильное представление в голове? Нет  заточки в колледже?

С.Б.: У вас правильное представление.  Это зависит от самой специальности. Например,  экономика и бухучет – выходит бухгалтер. Бухгалтер, очень просто.

Ведущий:  Как в песне.

С.Б.: Да. А вот бухгалтер тоже может быть разный. После среднего профессионального образования это, скорее,  не главный бухгалтер, а это помощник бухгалтера,   бухгалтер по какому-то  отдельному виду  бухгалтерского учета: по зарплате, по материалам и так далее. Но это человек, который отлично знает бухучет, знает    основы экономики, и такой выпускник очень ценен. А вот дальше, если он захочет, он может в родном вузе поступить на ускоренное высшее, например, на кафедру управления финансами.  И тогда из него уже может получиться  главный бухгалтер, финансист и так далее.

Ведущий: То есть главным бухгалтером выпускник  колледжа в реальности может стать  на конторе из 25 человек.

С.Б.:  Да.

Ведущий:  То есть,  вот он поработает  там год, второй, третий,  потом станет главным  бухгалтером.  Но для того, чтобы возглавить бухгалтерию предприятия из 4 тысяч  человек, было бы неплохо поучиться на высшем образовании.

С.Б.:  Да, совершенно правильно.

Ведущий: Все понятно. Разница в масштабах, что называется.  И много у нас желающих в колледж идти при живом-то вузе рядом тут стоящем?

С.Б.: Немного, наверное. Мы не ставим задачу набрать очень  большое количество студентов, потому что все-таки в вузе основная программа  - это, конечно, высшее образование. Но на высшее образование, например,  прием уже сейчас закончен, и на заочное отделение, и на дневное. На среднее профессиональное набор еще продолжается,  до 15 сентября можно еще подать документы и поступить  на заочную форму.

Ведущий:  Ну и, конечно, за большие деньги.

С.Б.:  Нет,  совершенно за бесплатно, потому что государство  на сегодняшний день выделяет  бюджетные места. И  мне кажется, что это уникальная возможность поступить в хорошее учебное заведение, получить  качественное образование бесплатно.

Ведущий:  Вот сейчас давайте еще раз. Пермский национально-исследовательский политехнический университет  абсолютно официально словами Светланы Бельмас, заведующей отделением среднего  профессионального  образования, говорит - ребята, до 15 сентября у нас есть бесплатные места в колледже  при ПНИПУ, по окончании этого колледжа вы можете  абсолютно спокойно поступить  на ускоренную программу  высшего и  так далее, и эти бесплатные места вот они у нас до 15 сентября существуют. А почему они у нас есть, Светлана?

С.Б.: Во-первых, государство выделяет достаточно много  бюджетных мест. Если, например, на высшее образование может быть пять мест  бесплатных и все остальные коммерческие, то у нас на среднее профессиональное образование  на экономику и бухгалтерский учет 25 бюджетных мест.  

Ведущий: 25 бюджетных мест на экономику и бухучет

С.Б.: Да.

Ведущий: И это при всем при том, что  у  нас все уже  заколебались с каждого угла говорить – государству не нужны экономисты, государство требует рабочих.   25 бюджетных мест.

С.Б.:  Да. На среднее профессиональное бюджетных мест выделяется  больше, потому что на самом деле вот  мы  оцениваем, работодатели к нам обращаются, оцениваем рынок труда – такие специалисты нужны.  То же самое по специальности «прикладная  информатика в экономике». Сегодня у нас есть 15  бюджетных мест. Сейчас набор идет,  уже часть бюджетных мест закрыта. И если по конкурсу человек не пройдет на  эти бюджетные места, то он  может учиться по контракту. Но среднее профессиональное  образование по контракту тоже  дешевле, чем высшее образование. Например, высшее заочное сейчас в техническом университете 42 тысячи в год, а среднее профессиональное – 25 тысяч в год.

Ведущий:  Быстренько переводим  это в количество месяцев…

С.Б.: Мы делим обычно на две части, то есть  платеж за полгода  стандартно обычно бывает.

Ведущий: Полтора бака бензина в месяц.

С.Б.: То есть дешевле, чем высшее образование, это плюс. Какие еще есть плюсы того, что среднее профессиональное образование в составе вуза? Это, прежде всего, кадры.

Ведущий:  Нет, здесь вы даже можете  не объяснять. Естественно, вы не со стороны берете преподавателей в колледж. У вас, я так подозреваю, что, условно, историю читает тот же самый преподаватель, который читает ее студентам.

С.Б.:  Да, совершенно верно.

Ведущий: И то же самое касается  остальных предметов, мне кажется, это абсолютно естественно.  Существует ли такой плюс, как возможность не сдавать ЕГЭ?

С.Б.: Есть два варианта: либо вы  приносите ЕГЭ, который у вас есть – это русский, математика,  либо, если вы давно уже закончили 11 классов и работали, а сейчас пришли  к тому, что вы хотели бы учиться, то вы можете  сдать экзамен по русскому и по математике.

Ведущий: Не ЕГЭ?

С.Б.:  Не ЕГЭ. 

Ведущий: То есть нормальный вступительный экзамен?

С.Б.:  Это письменный диктант, тест по русскому языку и письменный экзамен, где вы решаете уравнения не очень сложные.

Ведущий: Я просто к тому, что я знаю  достаточно много людей, которые заканчивали школы  в доегэшную  эпоху, и сейчас в силу  разных причин – либо получивших не то  образование, которое бы  они хотели,  либо  не получивших, либо начавших, но не закончивших, в силу разных причин они сейчас бы   были очень даже  не против, допустим, и рабочий график позволяет, дети подросли, но их отпугивают вот эти три страшных буквы ЕГЭ,  да куда так, да тут вся школа на ЕГЭ заточена, да я учился по-другому,  да это было черт знает, когда. То есть у вас в колледж  можно просто сдать экзамены, по старинке.

С.Б.: Да. Если есть ЕГЭ, мы принимаем ЕГЭ, тогда  экзамен  сдавать не нужно. Если вы закончили много лет назад, например, и никогда к ЕГЭ не готовились, то прямо у нас в университете вы сдаете экзамен по математике, по русскому языку.

Ведущий: Сколько лет обучение в колледже длится у вас?

С.Б.:  Обучение, так как у нас только заочная форма, заочное всегда на год дольше. Если вы поступаете на базе 11  классов,  то на специальности «экономика и бухгалтерский учет»   это 2 года 9 месяцев,  то есть это три учебных года. Если на базе начального профессионального, например, вы лицей закончили или училище,  тогда получается 1 год 9 месяцев. Специальность «прикладная информатика» на год длиннее. Так обусловлено ГОСТом, потому что  там больше практических дисциплин в компьютерном классе. Если на базе 11  классов, то это 3 года 9 месяцев, если на  базе начального  профессионального – 2  года 9 месяцев. Это на год  дольше, чем  дневная форма обучения.  Но плюс еще какой. Если вы учитесь на заочной форме, то вы можете работать, и к моменту, когда у вас появляется диплом  государственного образца, у вас уже есть трудовая книжка, опыт работы. И  работодатели очень часто  обращаются к нам за выпускниками, которые  не только имеют знания, но еще имеют стаж работы, опыт работы. Недостаток, скажем так, того же бакалавра, который выпускается то, что  он никогда не видел реальный бизнес, не общался с какими-то работниками  предприятия   прямо на предприятии. То есть человек без опыта работы не может сазу втянуться  в рабочий процесс, ему нужно какое-то время.

Ведущий: Есть,  конечно, такой огромный минус в заочном  обучении, особенно для парней, не достигшим  27-летнего возраста  - от армии такое обучение не освобождает.

С.Б.:  Да, совершенно правильно. Но у нас  уже есть опыт. Ребята проучились год, два,  ушли в армию, сейчас это всего один год, они вернулись,  то есть они написали заявление, ушли в академ.отпуск, и через год вернулись. И мы их в такую же группу на такую же специальность восстанавливаем, как положено, и они учатся дальше. Причем, если они учились на  бюджете,  то они могут и дальше продолжить после армии учиться тоже бесплатно.  Это сейчас стандартная практика. Есть ребята, которые возвращаются и дальше учатся.

Ведущий: Просто история, допустим, с высшим образованием, как мне кажется, вот такого, наверно, практически не приемлет, да. То есть, если вдруг по каким-то причинам нужно отчислиться, а потом  отчисленного заметил военкомат,  то тут уже, скорее всего, потом, после армии нужно будет заново поступать.

С.Б.:  Вообще, сейчас официально можно уйти в академ. Вы просто должны правильно обратиться в деканат, вовремя,  написать заявление, чтоб вас не просто так отчислили,  потому что вы перестали ходить. И на высшем образовании, в принципе, это возможно. На заочной форме у нас тоже есть ребята, которые в армию ушли,  вернулись. Поэтому тут на сегодняшний день я не вижу никакой проблемы. Главное потом прийти вовремя в  деканат, написать снова заявление,  и мы вас с удовольствием примем обратно.

Ведущий: А сколько лет вы уже существуете? Я имею в виду, сколько лет существует такой колледж.

С.Б.:  На самом деле не очень долго. У нас эта структура молодая в политехническом университете. Три года мы существуем. И у нас были уже первые выпускники…

Ведущий: А откуда вы их взяли, если у вас 2 и 9  это минимум?

С.Б.: Да. Вот мы набирали группу одну в сокращенные сроки – 1 год 9 месяцев, то есть  они уже выпустились. Это специальность одна только -  экономика и бухгалтерский учет.  По специальности  «прикладная информатика» первый выпуск будет в конце этого учебного года.  То есть по прикладной информатике мы еще пока  ни  одного человека не выпустили. Но  вот этот год уже четвертый, они выпускаются. Опыт показывает, что  выпускники наши, вот специальность «экономика и бухгалтерский учет», 90 процентов поступили на высшее образование    в сокращенные сроки, о котором я говорила, в родной вуз на заочную форму обучения. Это были экономика и бухучет выпускники, поэтому  они поступили на кафедру управления финансами.

Ведущий: Но экономике и бухучету не только вы учите.  У нас есть высшая школа экономики,  у нас есть ПГНИУ, то есть у нас есть еще несколько вузов, которые дают высшее образование по схожим. После вашего колледжа  туда можно, вот в высшую школу экономики, например, поступить,  или в ПГНИУ? У вас сопоставимые программы.
 
С.Б.:  Конечно, мы работаем в рамках ГОСТа так же, как и другие государственные университеты. И как раз уже после политехнического университета многие университеты тоже открыли отделения ускоренного высшего образования…

Ведущий: Взлет, посадка…

С.Б.: …для тех,  у кого есть  среднее профессиональное. Поэтому и Высшая школа  экономики, и классический университет сегодня предлагают ускоренное высшее образование для тех, у кого есть диплом  колледжа.

Ведущий:  То есть, по большому счету, мы  можем поступить в колледж ПНИПУ, но это  не привяжет нас к обязательному высшему образованию потом именно в Политехе. Если вдруг по каким-то причинам «вышку» захочется получать    в любом другом вузе, я так понимаю,  даже не только пермском,  в любом другом вузе, где есть  группы ускоренного обучения высшего образования,  пожалуйста, Екатеринбург, Москва.

С.Б.: Совершенно верно. Вы получите  диплом  государственного образца, диплом университета, который рейтинговый остаточно, и с этим дипломом вы можете трудоустроиться и вообще больше не получать высшее образование. Можете получать высшее образование в ускоренные сроки в любом другом городе страны.

Ведущий:  Вот ведь песня для тех, кто к вам провалился, или не только к вам, на соответствующие специальности высшего образования.  Это же реально песня. Если завалил экзамены в силу каких-то причин, самых разных, всегда есть шанс не гонять  балду  год, а поступить в колледж.

С.Б.: Да. При этом можно поступить  бесплатно, то есть это плюс, или совсем за недорого учиться в том вузе, в котором ты и планировал, но  не поступил, не прошел по конкурсу. Те же преподаватели тех же кафедр будут учить по тем же  программам. И сейчас есть разные абитуриенты. Есть абитуриенты очень умные, скажем так. Они просят – дайте посмотреть учебный план,  дайте посмотреть, кто будет  вести, преподаватели каких  кафедр, какая   там есть база, например, компьютерные классы, какие есть методические пособия.  Не все, конечно, абитуриенты, но многие перед тем, как выбрать программу, они тщательно  изучают. И тут у нас есть практически все такие же возможности, как и у высшего образования. 

Ведущий: Опять же, заочная форма, допустим, не приемлет общаги.

С.Б.: Нет, это не так.  Общежитие мы предоставляем, это общежитие Политеха на 9 мая, и для студентов среднего профессионального образования, поэтому у нас  много из области ребят: из Березников, из Соликамска, из городов края. Они приезжают, и на период, когда они сдают  экзамены, на период сессий, у нас получается три сессии в год по две недели,  мы предоставляем  общежитие Политеха,

Ведущий: На период  сессии?

С.Б.: Да.

Ведущий:  Ну это же очевидный плюс. Потому как я, опять же, сталкивался с ситуацией, когда иногородние ребята просто  не могут позволить себе заплатить  для них очень большие деньги за квартиру на те самые… а это ведь не только две недели сессии.  Это же по большому счету где-то в районе месяца.

С.Б.: Да. Пожалуйста, вы сами и указываете, на какой срок вы бы хотели. И в Политехе есть и профилакторий, и стандартное общежитие, поэтому  за все годы работы ни разу не было никаких вопросов к общежитию.

Ведущий: Давайте о некоторых общих вещах. Насколько я понимаю, у нас текущая политика государства в сфере постшкольного образования, она, конечно, все больше и больше разворачивается в сторону колледжей. Создается ощущение, что  министерство образования вольно или невольно, ставя задачу или не ставя задачу, но начинает заточку после школьного образования вот заточку на специалистов. Вот специалисты нам нужны,  а учены не совсем. Вот есть такое    ощущение или нет?

С.Б.: Нет, я бы с вами, наверно, не согласилась, потому что я работаю в университете, и у меня есть знакомые в колледжах.  Я не могу сказать, что на сегодняшний день среднее профессиональное образование как-то  лоббируется государством по сравнению с высшим. У меня, напротив, даже есть ощущение, что сейчас  действительно передовые вузы, передовые университеты, те, которые получили статус национального  исследовательского университета… у нас в Перми это классический университет, высшая школа экономики  и  наш политехнический университет, они, на мой взгляд, я не могу сказать, что обласканы государством, но, тем не менее, для них созданы условия для того, чтобы  они развивались. Эти условия, конечно, имеют и свои ограничения, и свои требования. Наоборот, сейчас любой преподаватель университета  находится в таких достаточно напряженных условиях. Он должен  обязательно заниматься наукой. И национально-исследовательский университет, само по себе  название предполагает, что, с одной стороны, есть бюджет на науку, а с другой стороны, сотрудники этого университета должны соответствовать  статусу. Они должны писать статьи в ВАК, они должны читать  на английском языке по своей специальности, что есть сейчас, какие исследования  есть за рубежом. Они должны ездить на конференции, повышать свою квалификацию,  участвовать в конференциях российских и зарубежных. Поэтому  мне кажется, что есть все возможности сейчас для занятий наукой  для тех преподавателей, которые хотели бы заниматься наукой. Но просто так отсидеться, скажем так, не получится. Надо, действительно, заниматься,  активно  развиваться самому.

Ведущий: Хорошо. Я понимаю, что  государство в национальных исследовательских университетах дает возможность  работать преподавателям. Я просто  говорю, что риторика, современная риторика, которая у нас есть с экранов  относительно образования,  она вся сводится к тому, что нам нужны специалисты, заколебали ваши высшие образования по 20 штук на брата,  нам нужны специалисты.  Мы  должны подготовить высокопрофессионального спеца. И вот  об этом только ленивый сейчас не говорит с экранов  телевизоров. И отсюда, еще раз говорю, у меня создается ощущение, что машина должна  развернуться лицом к колледжам, то есть по полной программе,  к тем, кто выпускает специалистов. Не главный бухгалтер предприятия в 4 тысячи человек, а  бухгалтер. 

С.Б.:  Да, тут я соглашусь.

Ведущий: Не старший инженер, а рабочий на станке с числовым программным  управлением. Вот есть у меня это ощущение, я не отделаюсь от него. Но соответствует ли оно истине?

С.Б.: Да, здесь вы правы, потому что рынок труда требует  как раз таких специалистов. Мы сотрудничаем с центром занятости. Можно взять бесплатную газету  какую-нибудь типа «Есть работа», и посмотреть, какие вакансии сейчас есть, например, в Перми и  Пермском крае. Не секрет, что достаточно немного вакансий топ-менеджеров, руководителей.  Они тоже бывают, конечно, бесспорно, но…

Ведущий: Но не в газете «Из рук в руки».

С.Б.:  …но массово нужны, ну, хорошо, в Интернете,  допустим, может быть, их меньше, но действительно массово нужны рабочие профессии и  профессии, связанные с какими-то отраслями  деятельности. Например,  связанные с информационными технологиями, достаточно много сейчас требуется выпускников. И на такие специальности не всегда должно быть высшее образование. Главное  - это опыт работы и  те знания, которые человек может показать. Если вам нужен веб-дизайнер, вы можете  не спросить вообще, какой у него диплом, он  должен принести портфолио, показать сайт, который он сделал, например.

Ведущий: Скажем так, опять же, в отрасли, в которой я нахожусь сейчас, портфолио гораздо  главнее всех остальных документов. Портфолио – больше ничего. Меня даже не интересует по большому счету, какой у вас опыт работы. Меня просто интересует, как вы это сделаете. Последние несколько месяцев я достаточно плотно  был вынужден заниматься решением кадрового вопроса в своей опять  же отрасли, я столкнулся с тем,  что… да мне плевать на ваш диплом, ну правда.

С.Б.: Да,  то есть у вас должны быть определенные компетенции, то есть набор каких-то знаний, умений, которые вам  ежедневно придется выполнять  на вашем рабочем месте.

Ведущий: Мне даже на ваши статусы, по большому счету, наплевать, прошлое, на ваши звания, на ваши должности. Мне  не  наплевать только на одно: вот я вам даю листок бумаги, вот я вам даю ручку, я сажу за компьютер, вот мне не наплевать на то время, с которым вы выполните задание и на то качество, которое у вас получится на выходе.  Потом я сталкиваюсь с тем, что люди,  в основном,  те люди, которые  предъявляют дипломы, должности, опыт, люди, которые предъявляют это все, не справляются с тем, что я от них хочу. И зачастую люди, которым очень мало, что есть предъявить, но которые  предъявляют мне фанатизм, желание, стремление,  они через неделю-другую   элементарно делают работу, которую я от них прошу. Иногда  мне кажется,  что среднее профессиональное образование – это настолько важная штука, просто недооцененная, может быть, в нашей стране, а, может быть, на всей планете. Ну зачем тебе знать такую массу материала, который тебе дадут в Высшей школе экономики или в университете на высшем образовании? Зачем тебе все это знать, чтобы  быть по моему профилю, чтобы быть корреспондентом? Научись хорошо писать, научить  грамотно писать, научись хорошо думать, последовательно думать. Я напишу 5-6 предметов, которые ты обязан знать. Если ты их знаешь хорошо, ты будешь отличным корреспондентом. А потом, если вдруг ты  захочешь сам, ты пойдешь дальше. Ощущение, что среднее  профессиональное образование у нас в стране только-только вообще начинает появляться,   только-только возникает запрос, такой профессиональный бизнес-запрос: ребята, дайте же нам таких людей. Зачем вы даете дипломы тем, кто не может работать  у нас бухгалтером?

С.Б.: Да.  Здесь правильно вы говорите. Конечно, любой работодатель хочет увидеть специалиста, который  вот может сесть на вакантное место и начать хорошо  делать свою работу, поэтому очень важен практический опыт.  Любая профессия предполагает, что есть  так называемая практика: производственная практика, учебная практика. И здорово, что у нас  есть выпускники сейчас в университете, которые готовы предоставить эти места практик. Они говорят: дайте нам своего специалиста.   Более того, вот у нас есть место вакантное, мы бы хотели, чтоб  на практику ваш студент пришел, поработал у нас с возможностью дальнейшего трудоустройства. То есть, будучи  еще студентом, у человека есть шанс  трудоустроиться в хорошее место.

Ведущий: Да. Особенно, если учесть, что даже бухгалтерия, при всем при том, что огромное  количество базовых знаний должно быть у человека, который будет бухгалтером, но даже бухгалтерия – это то место, где поначалу было бы неплохо, чтоб ты побегал за сигаретами и колой и посмотрел на то, как люди работают.

С.Б.: По крайней мере, работа с первичными документами, так называемая,  то есть простым оператором, простым кассиром, простым менеджером по работе с клиентами предполагает, что появляется опыт  работы с первичной документацией, например.  Да, совершенно верно, практический опыт, мне кажется,  это очень важно на сегодняшний день. И здорово, что на заочной форме обучения есть такая возможность пройти практику. И  работодатель, получается, ничем не  рискует. Ведь если он берет на практику студента, по окончании практики, если  студент ему не понравился, он не обязан его приглашать на работу. Но  для работодателя это шанс успеть познакомиться с человеком, понять его возможности, и приобрести ценного  работника. 

Ведущий: А вот когда вы говорите про колледж и про свои специальности, там бухгалтерия и прикладная информатика, нет ощущения того, что вам  список-то специальностей  рано или поздно придется расширять? Запрос есть такой на расширение  среднего специального специалитета?

С.Б.: Возможно, со временем. Пока на сегодня так вопрос не стоит. Почему? Во-первых, мы только начали.  У нас была аккредитована специальность экономика и бухгалтерский учет», в этом  году мы выпускаем первых специалистов по прикладной информатике. Почему выбраны именно эти специальности? Во-первых, потому что, как мы уверены, они востребованы на рынке  труда. Во-вторых, потому что именно эти специальности мы дальше  готовы взять на высшее образование. То есть у нас есть педагогический состав, методматериалы, программы компьютерные необходимые. То есть  у нас есть  хорошая база для того, чтобы именно эти специальности вести. Естественно, вот если вы сказали там оператор станков с ЧПУ. То есть, если у нас нет таких лабораторий на сегодняшний день  для среднего профессионального образования, то мы и не стремимся открыть все подряд…

Ведущий: Да, в общем-то, и швецовский техникум вам дублировать совершеннейшим образом  не зачем, тем более, что он уже есть.

С.Б.: Каждый должен заниматься своим  делом. Вот те специальности, которые сейчас есть, это, как правило, специальности, связанные с экономикой, в том числе, и прикладная информатика   в экономике. Наши преподаватели – это преподаватели, имеющие опыт  работы в бизнес-школе, это центр переподготовки кадров РМЦПК. Это преподаватели, которые,  в том числе,   умеют работать со взрослыми, знают потребности рынка, потребности   бизнеса, и готовы подготовить специалистов, которые будут востребованы  именно на рынке труда.

Ведущий: Ну у  нас ведь есть еще  такие специальности, которые, наверно, вам были бы под силу, которых рынок буквально  требует, вот требует, высасывает, перекупает. Специалисты по этим направлениям получают неплохие деньги, если это неплохие специалисты, но их пока толком не готовят.  Например, никто не готовит продавцом рекламы.  Я имею в виду профессионально вот так вот. Менеджеров рекламного отдела.   У меня возникает вопрос: почему?  Но никто мне  не может на этот вопрос ответить. Всегда менеджер рекламного отдела это человек, который  научился чему-то в рекламном отделе. Но он никогда не придет со специальностью «менеджер  рекламного отдела». Никто не будет готовить. А это, казалось бы, вот, пожалуйста, возьмите,  полтора-два года. Пусть он знает основы бизнеса, основы  рекламы, основы  работы с людьми, психологию, что-нибудь еще. Подготовьте. Рынок требует продавцов рекламы. Рынок требует вообще  продавцов. Если смотреть на объявления тех же самых «Из рук в руки», то мы увидим, что продавцы – это самые востребованные специалисты на данный момент, я имею в виду в гуманитарной сфере.

С.Б.:  Да, возможно, такая специальность как раз будет у нас в дальнейшем, потому что  у нас как раз есть ускоренное высшее  образование по специальности «маркетинг», то есть менеджмент и специализация «маркетинг». Гуманитарный факультет нашего университета готовит  маркетологов. Они как раз знают хорошо рекламу, продвижение товаров и так далее. Ответственно, мы могли бы организовать тоже такое направление, чтобы наших же выпускников потом приглашать  на высшее. Нам ведь очень нравится приглашать  на высшее своих выпускников.

Ведущий: Еще бы вам это не нравилось. Потому что как раз вот  в этом-то случае вы выпускаете  настолько стопроцентных специалистов, вы в них уверены, у них опыт работы, ни уже задействованы на  предприятиях. Если вы их включаете в свои отчеты, а вы их все равно включаете  в отчеты -  наши выпускники трудоустроились…

С.Б.: Да.

Ведущий:  …наши выпускники заняли то-то, наши выпускники  занимают столько-то ниш,  и так далее и тому подобное.  То есть во всех статистических отчетах вы можете  включать  своих выпускников. Естественно, для статистики это просто супер брать тех, кто уже прошел ваш же колледж.

С.Б.: Да. Мы знаем, кто их учил, чему их учили, и мы очень  заинтересованы учить их хорошо,   потому что они  к нам же потом и придут учиться дальше. Поэтому здесь качество  нельзя сказать, что вдвойне высокое, но очень высокое.

Ведущий: Если возьмем еще ваши гуманитарные специальности, высшие, я имею в виду, какие  бы еще направления могли бы   быть перспективно представлены  на  каком-то начальном  уровне в вашем колледже? То есть бухгалтер – управление финансами, менеджер  по продаже рекламы – маркетиг.

С.Б.:  Это зависит, в том числе, от нашего государства, потому что есть перечень специальностей  среднего профессионального  образования.  Например, менеджмент государство исключило из этого списка. Может быть, это и правильно. Менеджер должен быть, может быть, специалист с высшим образованием. Есть такие специальности, как  коммерция, дизайн. Их достаточно много, сейчас  сложно перечислять все. Но, по крайней  мере, те специальности, которые нас интересуют для того, чтобы продолжить обучение  на высшее образовании, это менеджмент,  маркетинг, управление финансами. На гуманитарном факультете   вот такие специальности.

Ведущий: PR-специалистов вы, по-моему, еще выпускаете.

С.Б.: Да, есть специалисты по связям с общественностью, совершенно верно, но это уже высшее образование.

Ведущий: Да, мне сложно представить  некий начальный уровень PR-специалиста, которого можно обучить в колледже.  То есть это как раз та самая история,  когда, наверно,  нужно уже студентов только с высшим образованием выпускать.

С.Б.: Ну а дальше тоже можно ведь получить диплом бакалавра, и  остановиться на этом уровне, а можно пойти в магистратуру. И опять же на родной кафедре можно, например, поступить в магистратуру на менеджмент инноваций.  Это уже, скажем так, высший пилотаж. Дальше уже аспирантура. То есть это люди, которые, если они  хотят преподавать, если они хотят заниматься  наукой,  то они могут также, начав вот с первой ступени среднего профессионального  образования, постепенно вырасти до специалиста, который преподает, занимается наукой, учится в магистратуре, аспирантуре, и при этом  есть преподаватели, которые, как бы, ведут его по этим ступеням, и из простого выпускника 11-го класса постепенно готовят  качественного специалиста.

Ведущий: Давайте еще  немного поговорим о тех ребятах, которые  к вам вообще приходят в колледж, он три года существует. Что это за ребята, какого они возраста, мальчиков больше, девочек больше, что у них за плечами, почему они выбрали колледж? Вы же наверняка с ними со всеми,  так или иначе, общаетесь.

С.Б.: Мальчиков и девочек примерно поровну.  На экономике и бухучете чуть побольше  девочек, на прикладной информатике чуть  побольше мальчиков. Есть дисциплины некоторые, где они объединяются вместе, типа истории,  например, то есть они дружат, они общаются  друг с другом. В целом нет таких групп, где одни мальчики,  одни девочки. Мне кажется, это очень хорошо, это очень важно для учебного процесса. Есть ребята, которые сразу после 11-го класса  пришли, есть ребята,  их достаточно много, которые поступают  сразу в сокращенные сроки.  Вот те, которые учатся на год короче, это  те, у кого есть училище, то есть начальное профессиональное образование. У них диплом о начальном профессиональном  образовании. Зачастую они просто даже не знают, куда им пойти, потому что  в том учебном заведении, где они учились, их, как бы, вот проучили на какой-то специальности, например оператор ЭВС,  и не всегда бывает этого достаточно, потому что на базе 9 классов не так много им дали, чтоб они уже могли идти и работать даже оператором ЭВМ. Поэтому, конечно, такие ребята у нас  тоже учатся.  Ну не знаю, я с ними плотно общаюсь, мне кажется, они хорошие, они толковые, у них блеск в глазах, когда они  учатся. И со временем они трудоустраиваются, и они, как бы, немножко взрослее даже выглядят на втором, на третьем курсе, чем просто выпускники 11-го класса. Я тоже преподаю, например, на бакалавриате у студентов-очников.  То есть наши студенты со временем,  получая опыт работы, какой-то жизненный опыт, чуть-чуть старше кажутся,  чуть взрослее.  

Ведущий: Вы не сказали про возраст этих ребят. Вернее  так. Пока из того, что вы сказали, я понял,  что это примерно один и тот же возраст. Это возраст под окончание школы. Взрослых нет?

С.Б.: Взрослые  есть.

Ведущий: Много?

С.Б.:  Процентов 30, то есть больше тех, кто помоложе. Но есть по несколько человек в  каждой группе, это люди, которые давно закончили. Ну истории простые, например,  женщина поступила в какой-то университет,  родила одного ребенка, второго ребенка, третьего  ребенка, приходит, говорит:  - Светлана Михайловна, посоветуйте, как мне быть? Вот я мать троих  детей, дети уже  сейчас в садике и в школе, и я бы хотела получить образование. Естественно, я не пойду сейчас  снова поступать  на базе 11 классов  учиться с молодыми ребятками. И как раз они находят тоже здесь у нас  возможность учиться заочно, работать, а такие взрослые люди  уже, как правило, всегда работают. И заочно они получают   профессию, которую они хотят, например, бухгалтер.
 
Ведущий: То есть они уже работают бухгалтером, скорее всего, да?

С.Б.:  Или где-то близко, около  этого. То же самое прикладная  информатика. Ребята работают уже веб-дизайнерами, программистами. Допустим, продавец в компьютерной фирме, он продает компьютеры, но ему бы хотелось  уже что-нибудь  еще, кроме того, что вот он сидит и каждый день общается с  клиентами. Поэтому есть ребята, которые уже работают, и  хотели бы повысить свою квалификацию,  практически не отрываясь от работы.

Ведущий:  А много у вас в таком случае запросов в течение года к вам приходит? Вот сейчас, я так понимаю, вы продолжаете набор. До  15 сентября есть возможность пройти эти самые экзамены, да?

С.Б.: Экзамены будут 17-го  и 19-го. До 15 непосредственно надо подать документы, потому что 17-го уже будет экзамен по математике.

Ведущий: До 15 сентября есть возможность подать документы, вы  формируете эту абитуриентскую базу. Но потом, в любом случае,  начиная в октябре, в ноябре, скорее всего, даже в марте, апреле к вам будут поступать звонки с вопросом: есть ли у вас то, есть ли  у вас… Много  ли интереса в течение года в такому колледжу со стороны проявляется?

С.Б.: Интерес есть. Мы работаем, естественно, весь год, и  всегда бывают звонки и по высшему образованию, точно также, когда  прием уже закончен, и по среднему профессиональному, когда  прием уже закончен. У нас  государственный вуз, и, конечно, есть сроки  приема документов, поэтому мы работаем в рамках законодательства.  В течение года мы документы, конечно, не принимаем. Но дать квалифицированную какую-то консультацию, рассказать о том,  что у нас есть, мы можем, потому что те люди,  которые  работают в приемной комиссии, они потом также весь год работают со студентами.

Ведущий: То есть и интерес есть, и народ, собственно, к вам готов идти. Что у нас с конкурсом примерно, приблизительно, чтоб представить себе конкурс на бюджетное место? Сейчас вы говорите – 25 бюджетных мест.

С.Б.:  Конкурс небольшой, я вам буду говорить честно. В прошлом году человек пять не поступили на бюджет, хотя очень сильно  хотели, и они согласились учиться по контракту. В прошлом году у нас было побольше бюджетных мест, в этом – чуть поменьше, соответственно, полтора человека на место, не 10 человек на место. То есть по меркам университета конкурс  небольшой. На высшее образование бывает на некоторые специальности конкурс 10-8 человек на место, у нас конкурс меньше.

Ведущий: Если конкурс меньше,  то, соответственно, и качество  студента, наверно, тоже несколько падает, или нет? Двоечников берете, условно  говоря?

С.Б.: Нет, если у вас ЕГЭ на нули, то мы вас не возьмем,  поэтому тут, конечно, есть все равно правила, которые тоже, если вы не ЕГЭ сдаете, а если вы придете и напишете  на два математику,  русский язык, мы вас  не возьмем. У вас не будет возможности и пересдать  этот экзамен, только в следующем году. Поэтому  на входе мы, конечно, делаем отсев. Есть люди, которые не поступили, потому  что  сдали экзамен почти на ноль, решили все неправильно. И если у вас нет ЕГЭ, то, конечно,  тоже мы не возьмем. Поэтому все равно есть отсев, он на входе, но, учитывая то, что   мы учим достаточно долго, качество выпускника, оно получается, может быть, не в первый год, но в последний год выпускной.  То есть все-таки, если учить один-два года, то  не всегда можно успеть за это время вложить  достаточное количество знаний, практики  в студента. Именно поэтому заочное образование на год дольше, чтобы успеть  вложить все необходимое.

Ведущий: И когда 17-го, 19-го у вас пройдут  экзамены,  где-то в октябре у них пойдет первая установочная?

С.Б.: Да, совершенно верно, 25 сентября у нас зачисление, и сначала октября  начинается первая сессия.

Ведущий: И дальше уже,  как у всех заочников, да, учебные планы, вопросы, расписание, подготовка к следующей сессии. И встречаться они с вами  будут вот также – октябрь, потом…
 
С.Б.:  Да, совершенно верно, у них сессия одна осенью, одна  зимой и одна весной. Мы выдаем всегда в распечатанном виде методматериалы. Сейчас есть возможность электронные учебники, электронные ресурсы использовать. Кроме того, у нас есть сайт, где, например, студент  может увидеть расписание, расписание всех преподавателей, своей группы, параллельной группы, если вдруг он пропустил занятие, допустим, в своей подгруппе, он может увидеть в Интернете  расписание.  Это достаточно удобно. Мы  не теряем связь с нашими студентами на период, пока они не с нами. У всех преподавателей есть консультации. В часы консультаций любой студент может и вне сессии  обратиться в деканат и на кафедру к конкретному преподавателю. То есть те  домашние задания, которые они должны выполнять, они могут выполнять и совместно под руководством  преподавателя, если есть такая необходимость.

Ведущий: Еще раз  напомню, что до 15 сентября продолжается прием документов на две специальности – это бухучет и…

С.Б.: Экономика и бухгалтерский учет и прикладная информатика в экономике в главном корпусе Политеха, аудитория 152. 

Ведущий: И самое главное, что говорили мы, это важно, о  бюджетных местах.

С.Б.: Да, то есть можно бесплатно успеть.

Ведущий: И не упускайте возможности, если вдруг вам что-то и  нашего разговора понравилось, приглянулось, как минимум, зайдите и  возьмите больше информации  или позвоните. Есть возможность позвонить

С.Б.:  Да, есть возможность, можно назвать телефоны: 204-88-55 – это  телефон приемной комиссии  и 220-36-49 – это телефон  деканата.

Ведущий: На этом спасибо вам большое.

С.Б.: Спасибо.


Обсуждение
3402
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.