Верхний баннер
19:18 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

23.09.2012 | 15:00
Новые образовательные стандарты

Ведущий: Программа «Внеклассное чтение». Мы сейчас говорим с Андреем Сусловым, директором  Центра гражданского образования и прав человека, профессором педагогического университета. Андрей Борисович, добрый вечер.

Андрей Суслов:  Добрый вечер.

Ведущий: И мы говорим о новых образовательных стандартах. Собственно, разговор этот сейчас вы слышите в эфире радиостанции «Эхо Перми» по инициативе Андрея Борисовича. Андрей Борисович в один из приходов  на нашу радиостанцию в качестве  эксперта по другой теме сказал: «Вот, надо  поговорить, об этом не говорят, надо, давайте, ребята». Мы сказали: «Так какие проблемы?  Давайте». И вот Андрей Борисович здесь. И мы будем говорить про новые образовательные стандарты. Какая у меня возникла проблема при подготовке к этому эфиру. Я поняла, что, в принципе,  так вот с наскоку, и довольно-таки быстро, и не погружаясь очень сильно в материал, найти материал, статью или что угодно, который бы аккумулировал, обобщал, анализировал всю информацию, связанную с новыми стандартами, нет. Есть какие-то отдельные записи в блогах, интервью, за и против, высказывания, комментарии. Но вот именно этой аккумуляции, ее почему-то нет. Это  тот пробел, который мы сейчас с вами  будем, Андрей Борисович, восполнять. Нашей программой мы постараемся за этот час все по полочкам разложить, я надеюсь. Так вот, новые образовательные стандарты у нас есть для начальной школы, для средней и  для старшеклассников. 

А.С.:  Точно.

Ведущий:  Для начальной школы переходный период закончился, и с  этого года они начали действовать, да?

А.С.: Да.

Ведущий:  Для средней школы в этом году начался переходный период.  Для старших классов все пока еще в будущем, все пока еще предстоит, все это случится. Даже еще переходный период не начался, начнется через пять минут. Тем не менее,  и для старшеклассников новые образовательные стандарты  приняты. Вот давайте разберемся с тем, что является фундаментом, лежащим под всеми  этими ступенями, то есть и под  начальной, под средней и под старшей, и под старшими классами. С фундаментом разберемся, а потом, может быть, несколько слов о специфике каждого. Есть специфика, наверно, у образовательных стандартов для начальных, для средних, для старших. Должна быть, куда без этого.  Но с фундамента начнем.

А.С.: Мне кажется, что самая большая проблема в том, что, когда осуществляется такой переход к этим стандартам,  общество плохо понимает, что вообще происходит.

Ведущий: Информация  обрывочная, это совершенно точно. 

А.С.: Да. И вот то, как вы пытались  найти  эту информацию, просто четко свидетельствует, что  так оно и есть. Эти стандарты можно найти на сайте министерства  образования, но  это достаточно пространные документы. И это ведь не только вот  три стандарта, там есть еще  ряд сопровождающих вещей вроде фундаментального ядра  образования, концепции идейно-нравственного воспитания. Все это вместе взятое и есть  стандарт.

Ведущий: Попробуй разберись.

А.С.: И  не только, мне кажется, профессионалы в образовании должны это понять,  но и общество должно понять, что  сейчас,  в принципе, новый стандарт может означать  революцию с точки зрения того перехода, который  он может дать.

Ведущий: Андрей Борисович, а родителям все-таки для чего  это надо понимать?

А.С.: Дело в том, что, если есть такая возможность, то может представиться,  что  родители могут предъявить какие-то особые  требования к  результатам образования. И новый стандарт это позволяет. То есть он сам включает в себя  то, что могут эти требования учитываться. И, кроме того,  от предыдущего  этот стандарт отличается еще  тем, что сама рамка  еще более приблизительна. То есть вот сам ориентир, он весьма  приблизителен, не столь конкретизирован.  То есть сама школа может определить, какая будет образовательная программа именно у этой школы.  И в этом и есть сложность. А к этому не очень готовы, педагоги к этому не очень готовы, чтобы  дойти до конца.

Ведущий: Подождите,  вы не бегите впереди телеги, лошади и всего остального, обо всем по порядку.  О проблемах, о неготовности мы поговорим  тоже, успеем, поверьте. Все-таки,  образовательный стандарт. Во-первых, из чего он все-таки складывается? Можете перечислить документально?

А.С.:  Это сами стандарты и ряд концептуальных документов. В первую очередь, я бы назвал те же самые два: то, что касается фундаментального ядра  образования, концепция, и концепция  духовно-нравственного воспитания.

Ведущий:  Вот это  основное.

А.С.: Как ориентиры.

Ведущий: Хорошо. Вы сказали то, что основное отличие  новых стандартов от того, что  ?????? (неразборчиво) ранее то, что ориентир стал еще более размыт. Давайте этот тезис конкретизируем. Что это значит? Что значит «более размыт»? Что означает на практике?
А.С.: Мы предполагаем, что получит школа какое-то конкретное указание, и вот точно, согласно этим указаниям,  будут действовать все педагоги.  Но новый стандарт как раз не все дает. Сами ориентиры оказываются более общими,  а конкретизировать-то их надо именно школам. И это сложнее.

Ведущий: И  здесь, естественно, начинают очень важную роль играть, наверно, родительские  сообщества, да?

А.С.: Кроме того, новый  стандарт   в большей степени делает акцент как на воспитательную работу, как таковую,  то есть  здесь больший акцент переносится на внеурочную работу, и, кроме того,  на взаимодействие с местным сообществом. И это даже  требование, чтобы было это взаимодействие.

Ведущий: Вы можете  тезисно обозначить основные посылы  этих стандартов?  То есть они нам диктуют определенные правила поведения, я правильно понимаю?

А.С.: Они задают некоторые  рамки. Есть требования к  результатам  образования.

Ведущий: Что это за требования?

А.С.: Здесь  разные результаты. Результаты личностные,  это касается личностного развития ребенка, результаты, так называемые, метопредметные, вещь такая, что заслуживает…

Ведущий: Связь всего со всем, если упростить, да?

А.С.:  Не совсем так. Это то, что касается общих умений, которые формируются в целом  всем процессом. Но это  заслуживает отдельного разговора вообще. И к предметным результатам.  Вот к последнему мы, в общем-то, привыкли, и это мы представляем. Это  что  в рамках какого  предмета  необходимо сформировать, с точки зрения  компетенций.
 
Ведущий:  То есть стандарты обозначают определенным образом те результаты, которые должны быть достигнуты? 

А.С.:  Да, да. Кроме того, это требование к содержанию и   требование к процессу, то есть к условиям. 

Ведущий: Вернемся все-таки к результатам. Можно сказать, что новые стандарты обозначают: что в результате  реализации  нас, стандартов, из  школы должен выйти ребенок такой, такой и такой, с такими навыками, такими умениями, такими компетенциями?

А.С.: Ну вот давайте по результатам  несколько личностных результатов  зачитаю. Это будет понятнее.  Это для основной образовательной программы, то есть для среднего образования, как мы обычно говорим. «Воспитание  российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлого и настоящего многонационального народа России,  осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа,  своего края, основ культурного наследия  народов России и человечества, усвоение  гуманистических,  демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». Это один, допустим, вот так  результат формулируется, например. Еще один для примера. «Освоение социальных норм правил поведения, ролей и форм социальной  жизни в группах и сообществах, включая взрослые  социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом  региональных,  этнокультурных, социальных и экономических особенностях». И так далее.  То есть там достаточно много всего.  
 
Ведущий:  Звучит вроде неплохо. Значит,  по поводу результатов.  То, что нам привычно,  это  результаты по предметам, да?

А.С.: Да.

Ведущий:  Тут все понятно. А вот два других момента: личностные и метопредметные. Метопредметные – отдельный разговор,   ладно, забыли. Личностные – это тоже то, чего мы не знали до этого. И вроде бы звучит хорошо. Непонятно, как оцениваться будет. Достигнут результат или нет? 

А.С.:  В этом есть большая проблема. Поскольку ориентир, действительно, существует, и образовательным учреждениям нужно думать над тем,  как до этого  ориентира добираться, как выполнить это требование.  В частности, допустим, это должно делаться, стандарт на это нацеливает, в рамках программы воспитания и социализации обучающихся. То есть школа обязана   сделать такую программу. И эта программа должна много, что обеспечить. Опять же дается ряд некоторых ориентиров. Ну, например, один прочитаю: «Усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение   начального опыта  нравственной общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивация способностей к духовно-нравственному развитию». И  так далее.    То есть ряд таких достаточно много разных ориентиров. Вот ориентиры есть.
 
Ведущий: А глупости в этих ориентирах есть? 

А.С.: В некоторых случаях мы можем, конечно, найти. Например, мне не очень понятно, что такое именно «российская гражданская  идентичность», поскольку  можно по-разному к этому подходить,  что, собственно, есть такой ориентир. Также где-то в другом месте видел «формирование гордости  за прошлое и настоящее России». А между прочим в нашем прошлом были…

Ведущий: Поводы не только для гордости.

А.С.: …не только для гордости. И в этом смысле  лучше, может быть, говорить о знании прошлого и настоящего…

Ведущий: О принятии.

А.С.: …о принятии на себя ответственности, сопричастности и так далее.  То есть можно это увидеть. Но  не это, мне кажется, главное, это вот какие-то отдельные моменты. Главное то, что  непонятно и принципиально, как я понимаю,  с точки зрения разработки  этих  стандартов,   и не будет дано конкретного указания, а каким именно образом каждая школа должна  дойти до этих  результатов, и каким образом она  будет их измерять.

Ведущий: Цель показали, дорогу  нет.

А.С.: Да. А дорогу каждый  сам найдет, и это правильно, на мой взгляд.  Другое дело, что  надо бы обучить в широком и в хорошем смысле слова  тому, как находить этот результат, эту дорогу. Более того,  эту дорогу точно надо  находить всему педагогическому коллективу школы вместе, а не, допустим, директору и  нескольким завучам.

Ведущий: Вот у меня сразу возникает вопрос:  а как будет проверяться соответствие этим стандартам  вот тех же личностных результатов?  Что какая-то комиссия будет выезжать, и каким-то своим мерилом замерять  гражданскую самосознательность пяти учеников 6-го «а» класса? Ну я сейчас, понятно, бред сказала,  но механизм. Как  будет контролироваться: следует школа, не следует? 

А.С.: По идее  это тоже должно более  детально разрабатываться в требованиях,  которые предъявляются к аттестациям, аккредитации школы, и, соответственно, проверяющий орган ведет контроль качества образования,  рассматривает не только  результат ЕГЭ или  еще что-то, но и  это тоже… 

Ведущий: Какие-то другие вещи.

А.С.: Другое дело, что это может быть  достаточно формализовано, и при нашем умении  имитировать  все может быть с точки  рения отчетности сымитировано. И есть такая опасность, что это может произойти, поскольку, действительно, не очень   понятно в широком смысле слова, как это можно делать. Я скажу еще, что любопытно, что это…  вроде бы  школа, она, конечно, по стандарту должна делать, но не очень понятно, каков объем этой работы.  Это ж тоже надо посчитать.  Вот, допустим, по поводу  объема работы. Обычно у нас в часах считают, и эти часы  обычно отводятся на  предметы или на какие-то типы понятных работ: проверка контрольных, классное руководство, в смысле воспитательной работы. А когда мы возьмем там, как некий результат,  например, социальную  самоидентификацию  обучающихся посредством личностно-значимой  общественно-приемлемой деятельности…

Ведущий: Сколько мы должны? Сколько вешать в граммах?

А.С.:  Вот мы смотрим этот  результат, мы его должны расписать, что мы будем иметь в виду, как мы это измерим. Причем, я уверен, что  каждая школа должна по-своему его увидеть, по-своему прийти и по-своему оценить, потому что это будут  разные вещи.  А эта же работа, получается, сегодня как-то рассматривается вместе взятая. А ведь надо  отдельно делить и оценить, и оплатить.

Ведущий: Мы поделили наш разговор на несколько частей.  Результаты. А впереди у нас еще процесс и… вы сказали.

А.С.:  Там есть процесс условия, есть там еще содержание.

Ведущий: Процесс содержания. Что же у нас с процессом нового?

А.С.:  Здесь все, в принципе,  вещи, мне кажется,  более или менее известные, устоявшиеся. Мы говорим,  что  в определенных условиях должен вестись процесс  образования и воспитания. То есть оборудование   определенное должно быть…

Ведущий:  То есть химическая лаборатория, так химическая лаборатория, да?  

А.С.: В принципе, да. Квалификация   должна быть должная у тех, кто этим занимается, и так далее. Конечно, для меня-то интересней говорить о  результате. Содержание тоже, кстати,  здесь может быть  и любопытно.  То есть тут речь идет о том, что там может быть внутри: урочная деятельность, внеурочная, проекты могут делаться. Кстати, по поводу проектной деятельности, как одна из составляющих работы,  это показывается, но,   между тем, я не скажу, что  это достаточным образом освоено. Тоже надо ведь учиться. Кстати, необходимо и осваивать определенные педагогические  техники, которые тоже,  мне кажется,  не до конца еще освоены педагогами.

Ведущий:  Ну вот что, например, говорят?  То есть, что сейчас  педагог это не тот, кто вышел… точнее, согласно новым стандартам, педагог не должен быть  человеком, который вышел к доске, прочитал  какие-то сведения, влил всю эту информацию в уши, этот человек, он должен вовлекать в процесс класс  разными методами. То есть это не  ментор,  это не лектор, это и организатор при этом, и человек, который как-то по-другому действует. Не тем способом, которым мы привыкли, может быть.

А.С.: В принципе, даже и  в стандарте указано, что  системный ?????? (неразборчиво) подход должен лечь в основу процесса обучения. Но, на мой  взгляд, не все еще владеют методами того, как вовлекать учащихся  в деятельность, а не только  требовать  репродукции того, что   было.

Ведущий:  Вот эта популярная фраза «научить научиться». То есть говорит ли новый образовательный стандарт,   насколько я понимаю,  говорит,  он говорит о том, что мы должны не только, не столько влить в человека статичные знания, поскольку это знание сейчас  меняется с той скоростью, с которой мы не знали  десятилетия назад, а обучить его  тому, где, каким образом, каким способом  сведения  добывать, как их анализировать, как  работать с информацией.  Это тоже содержательный посыл?

А.С.:  Этого очень много, кстати, в новом стандарте. И вот то, что  называют метопредметными  результатами, с этим во многом связано. То есть это вопрос о том... научить ставить цель, научить  достигать этой цели, научить  планировать свою деятельность,  анализировать,  обобщать,  действовать самостоятельно, искать информацию и так далее. То есть вот этому достаточно много посвящено в новом стандарте. И, на мой взгляд, это само по себе правильно. И  вот этому, мне кажется, последнее время  в нашей педагогике уделяется значительное внимание. И этому, мне кажется, начинают все больше и больше обучаться педагоги, что не может не радовать.  Хотя, конечно, скажу, что, может быть, пока еще недостаточно, но все равно  здесь процесс идет. А вот с точки зрения воспитательных результатов, мне кажется, возникает  целый ряд проблем, как этот результат  формулировать, кто его должен формулировать, каким образом, естественно, одновременно с этим, как измерять, какое участие может в этом  принимать сообщество, в том числе,  родители. 

Ведущий: Я еще вспоминаю, что ваш коллега Михаил Плаксин, например, демонстрируя определенные посылы  нового стандарта, Михаил Плаксин из госуниверситета, он мне стихи читал про подкову: «не было подковы, лошадь захромала… конница разбита…,

А.С.: Потому что в кузнице не было гвоздя.

Ведущий: …потому что в кузнице не было гвоздя». Вот таким образом фрагментарно прочитала я стихи,  потому что с памятью все плохо у меня. Но я  думаю, что все прекрасно помнят эти стихи. И он говорил о том, что вот эта самая связь со всем… арабская весна и ее влияние на цены на нефть в России.  Эффект бабочки, отдаленное,  конечно, к этому имеет отношение, но, тем не менее. О  том,  как событие где-то там может повлиять на меня, человека  здесь за тысячи километров от этого самого события. Это  тоже, насколько я понимаю, посыл  новых образовательных стандартов.

А.С.: Я вижу там достаточно много в этом направлении ориентиров.

Ведущий: Вот. И вроде бы все   это мы проговариваем, и вроде бы  со всем вы соглашаетесь, что да,  хорошо, да, соответствует современным  требованиям, требованиям современного мира. А говорите  только,  что мы к этому не готовы. Может быть, ну, не готовы. А как мы будем готовы, если мы не начнем? Сейчас начали, и  постепенно, как говорится, учителя в этом направлении  будут себя подтягивать. Это же нормально. Разве нет?  

А.С.: То, что касается последнего, это учителя начинают  осваивать, и уже идут практически  в этом направлении, поскольку здесь есть больше определенности. А вот по поводу конкретизации воспитательных результатов и совместного педагогического творчества в этом направлении,  здесь определенности меньше. И совершенно верно. Невозможно сначала  подготовиться потом начать. Это надо все делать в процессе.  Но сложно это делать изолированно. И важно, чтобы такие  проблемы становились предметом дискуссии. Чем шире она,  тем лучше. А ее-то нет.

Ведущий: То есть, на ваш взгляд основная проблема с этими новыми образовательными стандартами – это  вот этот компонент: воспитательные результаты,  и непонятность пути их достижения, непонятность способов их измерения и   отсутствие  дискуссии в этом направлении, да?

А.С.: Да. Думаю, что  здесь больше проблема. И  вот  отсутствие дискуссии, оно еще и усугубляет все,   поскольку трудно искать эти подходы. Люди, к сожалению, привыкли отчитываться  тогда, когда им скажут, а когда отчитываться только бумагой, а не делом. Ну вот может и возникнуть проблема. Написать, что проведено 20, 30, 40 мероприятий – это, пожалуйста. Но показать, что вот этими комплексными мероприятиями конкретно  достигнут результат, и вот он измерен,   это другое.  Так еще и выделить то, что  все-таки труд педагогов,  вообще-то,  его  надо оплачивать. А вот с этим тоже проблема. Пока не предъявлен тот конкретный результат, и не показано, насколько он затрачен с точки зрения труда, никто не будет  готов выделить средства для того, чтобы оплатить. Скажут: а вот вы объясните,  за что же я должен заплатить. Вот за час урока, я понимаю, что я плачу. А здесь за что? И скажут: да, вот час урока, он связан с тем, что там  на ЕГЭ будет достигнут  результат. А вот здесь  где будет та самая аттестация, которая покажет  этот результат? Тоже надо представить, что это такое.

Ведущий: Я думаю, что  тут  есть поле для раздумий и действий  образовательным профсоюзам, они у нас, насколько я знаю, есть, и, по крайней мере, подключиться к какому-то процессу в этом формате было бы им тоже   нелишне. Тем более, что речь  здесь идет о конкретной нагрузке  и оплате этой нагрузки.   Хорошо. Делать-то что? Вот сейчас  стандарты есть,  где-то переходный период, где-то уже начали действовать.  Что делать, во-первых, педагогам, во-вторых, что делать  родителям?

А.С.: Мне кажется, что первый шаг:  познакомиться  повнимательней с тем, что за требования дает стандарт, и  попробовать их осмыслить. А далее уже обсуждать с коллегами, с какими-то  группами,  как это может делаться. 

Ведущий: Технологию какую-то вы можете презентовать? Технологически, что это такое? Я все стараюсь переводить в  технологии, потому что  пытаюсь представить, что родители пришли, инициативная группа родителей   собралась, пришла в кабинет к директору и сказала: «Давайте  с вами обсудим, а как мы будем реализовывать вот это, вот это, вот это?» Так?

А.С.: Технологии,  они, в принципе, в  школе отработаны. Есть и методические объединения в школе, есть и педагогический совет. В принципе, эти инструменты могут работать, если, соответственно, будет желание. 

Ведущий: Сейчас вы говорите об участии родительского  сообщества.

А.С.: А родители могут подключаться как члены лучше всего управляющих советов, но хотя бы родительских комитетов. И, соответственно, смотреть, а что в этих стандартах  может быть востребовано в первую очередь ими, и предлагать, чтобы на эти результаты каким-то образом отреагировала  школа. Как школа может реагировать? Здесь тоже очень известный и требуемый стандартом результат. Это  образовательная программа школы. Это составляет сама школа, и, соответственно, в этой программе и должны быть сформулированы конкретные результаты, ну и дальше можем  смотреть, как их достигать.
 
Ведущий: Андрей Борисович, а какая мотивация у родителей? Ну, я не знаю,  мотивация…  родителям, наверно, будет понятна мотивация, чтоб их ребенок получил хорошие  оценки по определенным предметам, хорошо сдал единый государственный экзамен, потом  имел возможность поступить в хороший вуз. А какая мотивация, вообще, пытаться каким-то образом влиять на вещи, которые связаны с гражданственностью, самоуправлением школьным и каким-то еще вещами? Мне кажется, что  родительское сообщество ценность этих вещей в основной массе не осознают и не признают. И  большая часть скажет: боже мой, что за чушь, зачем  вы еще и этим грузите ребенка?

А.С.:  То, что касается  гражданских ценностей, с этим-то я могу еще согласиться.  Для части это так. Но есть ведь такие вещи, о которых мы уже говорили: это то самое умение учиться, умение коммуницировать, умение    ставить цели и достигать их.

Ведущий: А что, тут тоже есть  только общие ориентиры, и нет конкретики?

А.С.: С этим надо тоже отдельно работать. И, более того, мне кажется,  у меня такое ощущение, что в последнее время родители все больше думают именно  о такого типа результате образования, даже не о  чисто  конкретных знаниях в предметной области. Они, конечно, важны, безусловно, особенно для тех, кто  видит своего ребенка,  поступившим в какой-то вуз. Это да.  Но другое тоже видится, как важное содержание образования. И мне кажется, растет еще  доля тех, кто считает, что важно и формировать  практическое мышление. В семье  на эти вещи, может быть, недостаточно, да. важно формировать те самые  гражданские качества, которые   для кого-то, может быть, не имеют    значимость, но, в конце концов, это вопросы в освоении культуры нашей страны.  А с этим уже многие будут  солидарны. В принципе, это может быть и значимо.

Ведущий:  То есть все-таки  новый образовательный стандарт явился реакцией на спрос. Или это все там, может быть, шло параллельно и совпало.

А.С.: И реакцией на спрос отчасти, но и, я думаю, что  во многом  реакцией на то, как изменился мир, какие требования предъявляются уже в изменившемся мире. В этом смысле Россия   не единственное государство, которое идет по этому пути. И я скажу,  что  оно здесь и не опережает.

Ведущий: Не пионер.

А.С.:  Не пионер, явно. И этот путь, конечно, он сам по себе значим. Сейчас есть возможности, чтобы можно было более или менее серьезно  повлиять на то, как будет освоен  этот стандарт.   Но дело в том, что возможность   в том и возможность, что  она может быть реализована, а может  быть упущена. 

Ведущий:  То есть я   правильно понимаю, что  основной именно  революционный компонент в данном случае заключается в том, что  нам спускают лишь  какие-то очень  общие ориентиры и общие рамки, а каким образом они, в какую  конкретику они воплощаются,  решает школа  при непосредственном и желательно активном участии  родительского сообщества.

А.С.:  Это одна из таких революционных вещей. А другая – это,  вот, допустим,  это то, о чем мы уже говорили, это особые требования как вы назвали: учить учиться. Такого типа результаты, они в большей степени присутствуют  в этом стандарте. И, кроме того, еще один из важных,  на мой взгляд, компонентов – это то, что больше предлагается сделать упор не на урочные занятия, а на внеурочные, на   создание особой среды образования…

Ведущий: Школьной, да?

А.С.:  Да. На это делается больший упор, чем ранее. И это тоже важно. И это менее освоено. Как действовать на  уроке – это более понятно педагогу. Это и родителю более понятно. Как действовать  вне урока – это не так понятно. И, тем более, не очень понятно, как формировать такую среду  образовательного учреждения, которая бы работала  на целый ряд результатов.  В том-то все и дело,  что не должно все разводиться, что вот на этом уроке этот кусочек мы  сделали, а на другом уроке  другой.  На каком-то мероприятии, допустим,  на экскурсии ??????? (неразборчиво)  необходимо создавать такой комплекс, когда одно, другое и  третье будут сочетаться, и  давать тот самый результат, который будет для  школы ориентиром. А он  должен быть вписан в ее    образовательную программу. А программа, естественно, сориентирована на стандарт.

Ведущий: Понятно. Из ваших слов я все-таки делаю вывод  о том,  что мы к этим  стандартам  готовы морально, просто потому, что такого  требование времени.  Ну вот не могло быть иначе. И  не знаю, может быть, немного позже, может быть, немного раньше к этому пришли.  Но готовы и подготовлены  - ведь разные вещи. 

А.С.: Я думаю, готовы морально  далеко не все к этому,  только какая-то отдельная часть  сообщества.

Ведущий: Естественно, не все. Просто эта готовность, она   начинает проявляться,  правильно, а это уже является  сигналом о том, что в этом направлении  движемся. Готовность не у всех, подготовленность – тоже.

А.С.: С подготовленностью еще хуже.

Ведущий: Вот что подразумевает в себе подготовленность, владение чем, какими техниками, может быть, навыками? И кто сейчас за эту подготовленность,   по сути, несет ответственность?

А.С.: Это подготовленность,  которая  требуется, вот помимо того, что касается предметных вещей, достижений  вот того,  как вы сказали, просто учиться или, может быть, если мы по-другому скажем, достигать   вот этих метопредметных результатов, какая-то подготовка  помаленьку идет. То, что касается и  других  вещей, в том числе, связанных с  достижением воспитательных результатов, это тоже немножко делается.

Ведущий:  А делается это кем? Кто это делает?

А.С.: Это делают разные структуры, как  государственные, так и негосударственные. Хуже с тем, что тоже идет, но  в меньшей степени,  это то, как должны конструироваться по-новому программы школ в соответствии  со стандартами.  И тоже  это делается, но делается крайне, на мой взгляд, медленно и, не знаю… я не готов экспертно сказать,  не знаю, не мерил, с каким качеством   идет эта подготовка. Выделяются специальные средства на это  министерством образования Российской Федерации, но даже,  судя по тому, как  это сделано в этом году, что с 1 сентября должны осваивать… средняя школа должна осваивать этот стандарт,  нор деньги были выделены, как я понимаю, на все это только по-моему чуть ли не в сентябре. По идее, все необходимо развивать  раньше для того, чтобы  людей готовить к тому, как соответствовать  тем требованиям, которые стандарт предъявляет. И, естественно, вовлеченность в эти программы педагогов, на мой взгляд, недостаточно. То же касается  ряда других…

Ведущий: Кто ответственен за то, чтобы  вот здесь подстегнуть опять же-таки?  То есть это задача директора?  Он должен быть  заинтересован и вдохновлен?

А.С.:  Я не знаю, как здесь быть точно с   ответственностью, если все равно она разделенная.  То есть, отчасти, я думаю, это ответственность, конечно, и федерального министерства, что, в принципе, необходимо вести работу и с точки  зрения подготовки педагогов, но и плюс информирование, собственно, широкого сообщества. От образования все зависят и все должны знать, что  происходит в этой сфере, понимать, что    ждет, в связи со стандартами  давать такие-то требования. И директора, естественно, тоже  идет определенное освоение этих стандартов, но пока вот  в основном на уровне того, чтоб    их прочитать, увидеть  эти требования, схватиться за голову – а как же все это можно сделать?

Ведущий: Я думаю, что  нередко,  нередко… увы,  это закончится  формальным действием  либо никаким, особенно, я не знаю, малокомплектные сельские  школы,  которым вообще не до всей этой лирики. 

А.С.:  Это может так закончиться.  Я не исключаю, что к тому можем и прийти. И это печально.   Но наша, мне кажется, еще возможность – это то, что и общество может  внимательнее отнестись к проблеме перехода  на новый стандарт, увидеть  возможность получить больше от этого перехода в том числе, имея  в виду, что,  в конечном счете, молодое  поколение больше получит, если будут эти требования  предъявляться всерьез.   

Ведущий: В общем, не упускать возможность.

А.С.: Да.

Ведущий: Возможность предоставлена,  не упускать. А все эти классические,  уже навязшие в зубах истории вокруг новых образовательных стандартах с историями то ли  фейковыми,  то ли  реальными про то, что  в школе висит  расписание, там стоят уроки физкультуры, а на самом деле во время уроков физкультуры детей тайно учат русскому языку, свистопляска вокруг уроков ОБЖ и уроков «Россия в мире», с той же профилизацией в старших классах, про то, что профиль ты выбрал, а все остальное  будет только поверхностно, какие из этих страхов и опасений имеют  что-то общее с  реальностью?  

А.С.:  Я думаю, что конкретные случаи-то, они могут везде  происходить. И это как раз, если такой случай происходит, это  значит, администрация  школы что-то не отработала, и  поэтому пошла по какому-то пути фальсификации  по существу. А некоторые вещи возникают  объективно. Вот, например,  тот же стандарт, который мы обсуждаем, он больше  предлагает  уделять внимание  на внеурочные формы работы. Но ведь если представить реальную школу, она должна найти  время и помещение для того, чтобы  перенести  этот акцент.  И одновременно еще кое-где,  в общем-то, много, где предъявляются требования уйти в  односменную работу.  Где искать новые помещения, если, собственно,  здание одно, а надо   организовывать еще и  внеурочную работу. Соответственно, это надо  совмещать еще тем расписанием, которое есть. По идее, надо вписывать  внеурочную работу, перемежать ее с уроками.  Так будет правильно. И вот наталкиваясь на конкретные проблемы с этим пространством школы, надо обо всем задумываться.
 
Ведущий: И надо быть готовым к тому, что вся эта штуковина будет еще какое-то время очень сильно хромать, потому что по многим, по большому количеству разных причин – от материальных до психологических, и человеческих  факторов.

А.С.: И самое важное, последнее скажу, что  вот важно  хотя бы обсуждать и увидеть, где же эти проблемы  возникают. То,  что   мы здесь  об этом говорим,  это уже хорошо.

Ведущий: Не быть в стороне – вот основной посыл сегодняшней программы.


Обсуждение
2085
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.