Верхний баннер
03:45 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

30.09.2012 | 16:00
Стоимость школьного образования
Теги: дети

Ведущий: Мы продолжаем воскресные эфиры на радиостанции «Эхо Перми». У микрофона Анастасия Сечина. Мария Зуева за звукорежиссерским пультом. В этой студии сейчас со мной Галина Гутник, начальник Госинспекции по надзору и контролю в сфере образования по Пермскому краю. Здравствуйте, Галина.

Галина Гутник: Добрый день.

Ведущий: И Олег Заяц, в анонсе на сайте представили, как   руководитель общественного совета за права на дошкольное образование. Олег, здравствуйте  и вам.

Олег Заяц: Здравствуйте всем.

Ведущий: Насколько я понимаю, вас  можно уже так означать как определенного активиста  от родительского сообщества, а в сфере образования вы, в общем-то, проявляете себя  не только ведь в дошкольных каких-то вещах, да?

О.З.: То, что касается образования, мы затрагиваем несколько разных тем, которые носят актуальность для родителей в первую очередь.

Ведущий: Сфера ваших интересов не ограничивается  дошкольным образованием, я об этом  хочу сказать.

О.З.: Сфера интересов, она вокруг прав детей на образование, вообще, в принципе.

Ведущий: Мы сегодня   о платности образования, о платных услугах, о том, что разрешает закон, о том, что он допускает, о том, чего быть не должно, о том, что есть на самом деле, о том, какие есть проблемы вот в этом отношении. На самом деле тема такая,  я думаю, многих волнующая, интересующая. Олег, насколько я понимаю, вы готовы заявить свою точку зрения на существующую проблему.

О.З.: Проблема, я считаю, это моя собственная позиция, позиция очень многих родителей в том, что на сегодняшний день  платное образование у нас в городе Пермь существует. Что под  этим подразумевается. Это в первую очередь  наличие поборов от родителей, как в детских садах, так и в школах, это наличие появившихся частных садов, это   платные услуги для детей.  В этой связи хотелось бы эту тему и поднять, и обсудить ее. То есть, какова причина…  На самом деле мы знаем и понимаем,  какова причина в первую очередь поборов.  Это те,  якобы, добровольные средства, которые вносят родители в школы, детские сады. Связано это в первую очередь с тем, что  на сегодняшний день все-таки недостаточно средств, которые выделяет учредитель на деятельность школ и детских садов.

Ведущий: Все-таки хотелось бы в данном случае понять. Вас в данном случае волнует то, что у нас в конституции написано, что образование является бесплатным, да,  однако,  при этом в реальности  обучение школьника,  так или иначе, какие-то деньги из кармана  родителя достают. И вы считаете, что  этого не  должно быть в принципе. То есть вы упомянули частные детские сады.  Они ведь являются альтернативой, они ведь  являются  дополнительными учреждениями.

О.З.: Давайте смотреть на эту ситуацию  более глубоко. Частные детские сады  могут появиться только в том случае, и появились  только в том случае в своем массовом порядке, когда у родителей  нет возможности  повести в муниципальный детский сад. Детских садов муниципальных не было, нет. У нормального родителя есть потребность  давать образование  качественное ребенку. И он ведет в частный детский сад. Это одна категория родителей. Другая категория родителей есть, увы, но это факт, которых не устраивает качество образования в муниципальной сфере. И они ведут в частный детский сад, потому что там другие условия для детей созданы.

Ведущий: А вы хотите идеальную картинку, как говорится, сферический шар в вакууме, чтоб  были только муниципальные детские сады, и чтобы качество образования в муниципальных детских садах всех устраивало.

О.З.: Я сторонник,  первое: моя позиция – любая услуга, которая оказывается, она должна быть, качественной,  неважно, муниципальный  или частный детский сад. Второе: у родителей на самом деле  должен быть выбор. Но на сегодняшний день выбор без выбора. Родитель хочет получить качественное образование  для своего ребенка, и он вынужден идти в частный детский сад. Если бы на его территории был муниципальный детский сад,  оказывающий качественную образовательную услугу, он, наверняка бы туда повел. Если бы в этой группе было 20 человек, а не 30,  то, наверняка бы,  он повел в муниципальный детский сад, а не в частный детский сад.

Ведущий: Мне бы хотелось поделить  то, что вы  обозначаете, как проблему, на несколько частей. Детские сады – это один момент. Второй  момент, вы сказали, поборы. Расшифруйте.

О.З.: У нас есть группа «ВКонтакте», так и называется «Общественный совет за права детей на дошкольное образование», и к нам приходят сообщения от родителей, где и на что собирают. Последнее сообщение, которое пришло, детский сад Туристов, 5, там тысячу рублей на тетради для обучения детей, плюс попросили купить туалетную бумагу, моющие средства, и так далее, и тому подобное. То есть,  почему родитель должен еще что-то покупать? Вот тут возникает вопрос. Есть родители, которые, пардон,  могут позволить, а которые не могут позволить себе. И получается ситуация: разделение по статусу – малообеспеченных и обеспеченных родителей. А если одна мама, она работает, грубо говоря, уборщицей, она может себе позволить   купить эти моющие средства? Скорее всего, нет.

Ведущий: Теперь у меня вопрос ко второму участнику этого разговора. Я думаю, что вы не будете отрицать, что существует  проблема, да?  Проблема с поборами, то, что называют родители поборами, есть, и о ней говорится  довольно давно. Никуда она за это время как-то не исчезла у нас. Как вы можете прокомментировать сейчас  сказанное нашим гостем?

Г.Г.:  Я должна сказать, что, действительно, вы об этом уже упомянули, о том, что  конституцией гарантируется бесплатность всех уровней образования. И в то же время законодательство предусматривает и платное для родителей образование. Оно вообще все платное для государства и для населения. Но в данном  случае мы говорим о платности применительно к родителям, к самим  обучающимся. Так вот законодательство предусматривает и создание сферы негосударственных образовательных учреждений, и они у нас есть: и  детские сады, и школы, лицеи. У нас достаточно  солидная сеть негосударственных высших учебных заведений, среднего профессионального образования. И это нормально. Это  тот рынок услуг, который формируется в 21-м веке. И есть платные  образовательные услуги, которые оказываются в муниципальных и государственных образовательных учреждениях. И корень зла вот как раз здесь, потому что  от непонимания одной стороны, от несоблюдения законов другой стороной  мы    наблюдаем, действительно, нарушения. И я, как руководитель инспекции, констатирую, что за три  года нашей деятельности мы выявили немало таких нарушений  по оказанию платных  образовательных услуг. В какой части? Прежде всего, договоры, которые  заключаются с родителями по  образовательным программам, они с нашей стороны получили очень много замечаний, потому что порой услуга оказывается взамен основной программы, то есть взамен стандартов. Например, не буду называть номер школы,  потому что мы выписали предписание, она уже по-своему наказана, но в одной из пермских школ 11 позиций платных спецкурсов мы выявили. И когда специалисты инспекции проанализировали содержание программ  этих спецкурсов, то оказалось,   что это части стандартной программы по математике, по русскому языку, то есть то, что   бесплатно для родителей и для детей  должно оказываться в рамках основной образовательной программы. Мы с вами понимаем, что платная услуга по программе, она  за рамками стандарта. Это первое нарушение. Второе, мы широко этот вопрос обсуждаем, и я думаю, нужно к нему возвращаться вновь и вновь, это то, что в договорах не прописано вообще, какого  качества образование  получит ребенок, и что родители с этого будут иметь, внося деньги.  Они порой нам задают вопрос: а вот как отозвать, что называется, эту услугу, вернуть деньги? Мы смотрим договор, а договор не предусматривает  защиту прав потребителей услуг.  То есть неграмотно составленные договоры.  Это  нарушение. И я хотела бы сказать еще о том, что выявлены нарушения  за рамками  образовательных программ, это о чем и Олег говорит, это, так называемая, благотворительная помощь, которая должна оказываться добровольно, а она носит принудительный характер.  Я, по-моему, приводила такой пример у вас в эфире, но не могу его  не привести вновь, когда в уставах образовательных учреждений, это основной документ, который регулирует деятельность, мы читаем такую фразу парадоксальную.  Написано, что «родители  должны  добровольно  оказывать благотворительную  помощь».  

О.З.: Должны.

Ведущий: Да,  потрясающая формулировка.

Г.Г.:  Я считаю, что нормален тот факт, что оказываются  платные услуги. Действительно, если  есть потребность, почему нет? Если вы хотите, чтоб ваш ребенок изучил по какой-то причине японский язык, а он стандартом нашим не предусмотрен, почему нет? Вы имеете возможность это сделать, да. Но нарушения, они есть.  Причина нарушений, по моему убеждению,  не только в правовой неграмотности родителей. Причина нарушений еще в их не информированности о том,   какого рода услуги можно получить и за что  в благотворительной сфере можно вносить плату. И причина в том, что они боятся навредить своему ребенку.

Ведущий: Естественно. И все-таки, Галина Васильевна, давайте разберемся по поводу того, что же  может быть   за дополнительную плату, а что ни в коем случае? Родитель,  если с него просят деньги на туалетную бумагу, должен ли он по этому поводу как-то реагировать, бежать к вам жаловаться?  То есть за что можно, за что точно нет?

Г.Г.:  Вот две линии мы берем: платность по  образовательной программе, дополнительной образовательной программе, и платность в виде благотворительной помощи на содержание образовательного учреждения,  на улучшение условий пребывания детей и так далее.  Так вот то, что касается образовательной программы. И в детских садах, и в школах, и в училищах, и  в вузах  есть понятие «основная образовательная программа».  Основная образовательная программа обеспечена бюджетом. Это тот перечень предметов в школе, это перечень программ развивающих в детском   саду, которые не требуют дополнительной оплаты родителей.

Ведущий:  Он ведь устанавливается на федеральном уровне, да?

Г.Г.: Совершенно верно  Программа формируется на основе  государственного федерального образовательного стандарта.

Ведущий: В ней прописано детально и количество часов, предположим, по определенному предмету, да, которые обязаны выполнять?

Г.Г.: Конечно.  Более того, я вам даже скажу такую вещь: программа предусматривает как часть обязательную, так и вариативную, то есть по выбору самого учреждения, детей, родителей. Вариативная также обеспечена бюджетом. У нас впервые в истории российского образования,  стандарт с прошлого в начальной школе запущен, так вот впервые внеклассная работа, внеурочная, стала частью стандарта. То есть государство  гарантирует деятельность образовательного учреждения по воспитанию, по досуговой части, по  развитию ребенка.  Я  даю себе отчет, что не все родители  могут понять тонкости   образовательной программы и понять, где же эти рамки, которые обеспечены бюджетом, и за которыми деньги  нужно вносить, если они этого хотят.  Здесь дело чести моих коллег-педагогов разъяснять и утверждать программу  на общем собрании,  как устав того предусматривает, и разъяснять  родителям, из чего складывается основная программа, какова  ее структура. Я думаю, что  можно  достаточно доступно это рассказать.  Это первое.

Ведущий: По крайней мере, мы можем сказать, что русский язык, математика…  любой  сознательный родитель может зайти в Интернет, найти этот перечень или найти федеральный стандарт…

Г.Г.: Конечно.

Ведущий: …прочитать его и сравнить с тем, что имеется у него в школе, да, это доступно? 

Г.Г.: Да. Но другое дело, что читать сам стандарт, наверное, тяжело. И вы прекрасно знаете, что некоторое время тому  назад   ломались копья вокруг стандарта по старшей ступени – 10-11 классы. С подачи, кстати, разработчиков, которые  не очень грамотно преподнесли населению  особенности этого стандарта (это очень интересный  стандарт), и ваши коллеги, извините, журналисты, стали интерпретировать по-своему, население было взбудоражено тем, что  третья ступень платная. И пришлось потом   опровергать это и министру федеральному, и нам, работникам сферы образования. Действительно все образование общее 37 предметов, они все бесплатные.

Ведущий: Какой пункт трактовали неверно?  Откуда возникла эта тема про платность?

Г.Г.:  Хороший вопрос. Возникло вот почему. Что такое третья ступень? Это  период, когда человек уже самоопределяется с выбором техникума, вуза, будущей профессии. И в стандарте предложено три уровня освоения программы: базовый -   для части предметов, углубленный, интегрированный. И пошла интерпретация, что вот базовый – это всего три-четыре предмета, остальное, дескать,  все за деньги. Вовсе не так. Просто сам человек выбирает. Вот он, допустим, математику  на базовом уровне, а  обществознание, гуманитарные предметы на углубленном уровне. Какой-то предмет, возможно,   интегрированный, то есть  в зависимости от того, куда он будет поступать. Согласитесь, это замечательно. Мы говорим, что ЕГЭ не должен быть  одинаков для всех. Вот и готовься в соответствии со стандартом. Мы сейчас обсудили с вами вот эту часть платности за рамками стандарта и основной программы,  где надо разбираться всем. А вы, простите, сказали о туалетной бумаге, обо всем прочем. Действительно, очень много  здесь нарушений, когда на охрану собирают, на ремонт образовательного учреждения… 
 
Ведущий: На шторы.

Г.Г.: …на шторы. На что только ни собирают. И я привела пример, как это даже в уставе предлагается интерпретировать. Что я могу  здесь сказать. Вы  знаете, инспекция занимается, помимо прочих полномочий, как вы знаете,  лицензированием образовательной деятельности. Так вот в чем парадокс. Если школа, детский сад, техникум, училище имеет лицензию, это значит,  надзорные  органы зафиксировали безопасность условий, а инспекция фиксирует достаточность  библиотечных фондов, педагогических  кадров. Тогда у меня возникает вопрос: а  на что мы дополнительно собираем,  если   лицензия у образовательного учреждения имеется? Недавно начался учебный год. И, по-моему, прекрасные цифры мы предъявили и населению, и вышестоящим властям о том, что у нас готовность  очень хорошая к новому учебному году.  Готовность констатирует Пожнадзор, Роспотребнадзор, комиссии целые.  Готовы учреждения. Так вот  оснований для сбора средств на что-то  еще нет. Конечно, хотелось бы, наверно,  диван мягкий или стулья. Но зачем? Давайте жить по средствам. Возможно вот еще где проблема. Что греха таить – часть учреждений   без лицензий.  И вот здесь тогда вопрос  деятельности учредителя и образовательного учреждения по обеспечению лицензии. 

Ведущий: Часть учреждений без лицензий, и они работают  без лицензий?

Г.Г.:  Те, кто работают, они нарушают закон, и мы это констатируем в своих предписаниях.

Ведущий: Мы сказали по поводу лицензии, мы сказали по поводу того, что если у школы лицензия есть, это значит, что  она готова для того, чтобы учить детей. То есть парты у нее есть, доски у нее есть, есть определенный стандарт, который предусматривает какие-то вещи. Компьютерный класс предусматривает этот стандарт?

Г.Г.:  Да, обязательно.

Ведущий:  Лабораторию химическую  предусматривает?

Г.Г.:  Обязательно.

Ведущий: Нормальные окна предусматривает?

Г.Г.:  Да.

Ведущий: Штукатурка с потолка не сыплется, с проводкой все хорошо. Охранная сигнализация?

О.З.: Пожарная  охрана.

Ведущий: Пожарная, да, там  закоммутировано все в одно, насколько я понимаю, тревожная кнопка и охранная сигнализация.

Г.Г.: Кстати, бесплатные учебники, по которым тоже проблемы возникают, родители порой покупают.

Ведущий: Бесплатные учебники  предусматривает,  то есть библиотечные фонды должны быть в порядке.  А чего там нет.  Вот вы сказали: штор там нет, да?  То есть шторы, они  на  лицензию  влияния не оказывают, да? 

Г.Г.: Да.

Ведущий: Какие-нибудь излишества вроде… проход родителей  в школу по отпечатку пальцев. Я знаю, что такие штуки сейчас начали появляться.  Но это понятно, что оно не является обязательным. Что еще является таким моментом, на который теоретически с родителей  денег могут попросить? Попросить в качестве благотворительного пожертвования.

О.З.: Лицензия выдается ведь  на 5 лет.

Г.Г.:  Нет, лицензия сейчас бессрочная. Через год просто проверяется, соблюдаются ли лицензионные требования.

Ведущий: Лицензия бессрочная, но проверяется каждый год.

О.З.:  Но, допустим, в школе нужно отремонтировать класс, провести текущий ремонт, освежить, покрасить пол, стены. На это ведь не влияет лицензия, наличие или отсутствие ее.  На это родители тоже ведь сдают деньги, если это не заложено в бюджет.  Тут просто нужно задать вопрос  конкретно родителю, если с него собирают деньги на ремонт, и спросить у директора: а вот то, что мы сдаем, вот эти деньги,  на это выделяет бюджет деньги или нет? 

Ведущий: Я думаю, что в данном случае  надо не директору вопрос задавать, а департаменту.

О.З.: Начинать надо сначала  с директора.  Он распоряжается финансовыми ресурсами, которые выделяет департамент. После того, как родитель поймет, что таких денег не выделяется, такой статьи  расхода нет, или их недостаточно, нужно собраться родителям и идти в  департамент и говорить: почему  так?

Ведущий: Все-таки  по поводу вот этой само благотворительной помощи. Как часто школы злоупотребляют? Школа имеет право  запрашивать благотворительную помощь на какие-то свои нужны?  Ну, чтобы сделать компьютерный класс  не так, как по стандарту, а еще круче.  Она может сказать: родители, вот у нас по стандарту предусмотрено  это, это и это, а мы еще хотим, чтоб было совсем хорошо, и для этого нам нужно  дополнительно столько-то  денег?

Г.Г.: Да, конечно, на  любые нужды дополнительные средства могут потребоваться, и  для  этого и существуют в образовательных учреждениях попечительские советы, управляющие советы. Я считаю, что очень важно, чтобы эти формирования общественные занимали принципиальную позицию. Вот, действительно,   какого характера компьютеры или те же   шторы нужны сейчас?  Может быть, можно ограничиться тем, что есть.  Если нет, то тогда  принимается, на мой взгляд, очень такое тонкое решение с точки зрения возможности внесения средств всеми категориями родителей. Если  кто-то не может, стало быть, надо  предусматривать, как компенсировать  это, чтобы не ставить  эту семью в неловкое положение. Я знаю достаточно много примеров…  (кроме того, что мы проверяем,  к нам ведь идут обращения граждан) знаю очень много примеров, когда  говорят, что вот мы отказались внести средства, и  не только воспитатель или учитель  косо стал смотреть  на ребенка,  но и сами ребята показывают пальцем и говорят: ага, вот он бедный,  он не внес деньги.  То есть дома, видимо, это обсуждается. Вы понимаете, какая сложная проблема межличностных отношений,  проблема, действительно, позиции управляющих, попечительских  советов, когда нужно очень аккуратно  эти вопросы решать.

Ведущий: Тем не менее, с благотворительной помощью чтобы закончить, у меня просто есть,  например, внутреннее ощущение, что если вдруг все  родители, более менее, как-то сообща решают, что они хотят установить систему пропуска в школу по отпечатку пальцев,  то на это дело нужно  будет скидываться им. А могут  ли с ним на шторы-то попросить  в качестве благотворительной помощи, или не имеет на это права школа?

Г.Г.: Если управляющий совет, как я уже сказала, принимает соответствующее решение, и все родители согласны, вот те, кто согласны, они…

Ведущий:  То есть препятствия этому нет.

Г.Г.:  Этому нет препятствия. Но только, я повторяю, есть такая тонкость, когда 30 человек согласны, один не согласен, вот тогда  нужно смотреть, как в этой ситуации  быть, чтобы человек-то не чувствовал себя ущемленным.

Ведущий: А на ремонт проводки просить благотворительную  помощь не имеют право?

Г.Г.: Нет.

Ведущий: Всё, с этим разобрались. Олег, у нас есть на сайте такое сообщение: «Поборы в школах и детсадах нормальным явлением стали только лишь потому, что родители платят. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования (смотри  такой ФЗ такую статью),  а поборы процветают».  То есть выделяется основная проблема: не  то, что школа просит, а то, что родители дают.  Вот как вы считаете?

О.З.: Тот, кто написал это сообщение, он тоже прав. Если бы  не просили, поверьте, никто бы не  принес. Это первое. Второе: родители платят только потому, что они боятся. Но  если родители, грамотные родители, просвещенные родители,  объединившись в классах,  в школах, начнут разбираться в этой теме, им станет много понятно. Что именно? Каждый родитель должен понимать и  знать, сколько денег выделяется в школе  на то или иное. То есть, сколько  денег на ремонт, и хватает ли  этих денег на ремонт, выделяются деньги ли на шторы или  не выделяются деньги на шторы, на туалетную бумагу. И после этого задавать конкретные и прямые вопросы  заведующим и директорам школ: вам хватает денег или нет?

Ведущий: Они говорят: «Не хватает». И что?

О.З.: Дальше они идут к учредителю и задают такой же вопрос: в связи с чем не хватает  денег? Почему не выделяются? И, поверьте, есть примеры, я не буду озвучивать школы, когда   родители приходят в департамент отстаивать права своих детей, и  находятся деньги. Привлекают депутатов. К ним, кстати, тоже отдельный вопрос по этой части. И находятся деньги. Но  деньги эти  откуда-то берутся, с кого-то перетягиваются. Получается, кому-то не хватит, но этим хватит.  То есть этой школе дополнительно выделят деньги.

Ведущий:  Вы считаете, что, тем не менее, проблема нехватки, в принципе, денег, она существует, и когда деньги находятся, то это  означает лишь,  что   кому-то другому, другой школе, в которой менее активные родители, им повезет  меньше.

О.З.: Тут вопрос такой риторический. Вот спросите любого прохожего, знает ли он  бюджет города, и на какие статьи выделяется сколько денег? Никто вам не ответит. Потому что, первое,  общественные слушания, которые должны  проводиться в том объеме, в котором проводятся, не проводятся. Второй момент: родители настолько смирились уже с ситуацией, что им порой уже безразлично. Вот они заплатили тысячу,  две...

Ведущий: По поводу «смирились», я, наверно, тут не соглашусь, потому что, мне кажется,  что как раз сейчас  появляются те родители, которые  к этому подходят более менее сознательно.

О.З.: Вот поэтому мы и говорим.

Ведущий: А вот со страхом проблема более серьезная. Когда  родитель  решает:  я лучше заплачу,  но мой ребенок будет чувствовать себя здесь комфортно. И вот с этим непонятно, как быть.

Г.Г.: Позвольте мне, по поводу сказанного Олегом. Когда мы говорим о том, что представители  родительской общественности должны идти к учредителю, кто-то пойдет, кто-то не пойдет. Вы посмотрите, сейчас закон требует от каждого образовательного учреждения на сайте в открытом доступе  размещать отчеты  ежегодные о деятельности, в том числе, о финансово-хозяйственной деятельности: сколько средств поступило, и на что эти средства  были расходованы. Вы знаете, мне кажется, пора перейти от  таких умозрительных дискуссий, когда – ах, вот денег не хватает, давайте тогда… 

Ведущий:  Разбираться конкретно.

Г.Г.: Да. Мы  пригласим конкретных руководителей  разных типов учреждений, снимем с сайта их информацию, и руководителям  зададим вопрос: вот по смете столько, вот  таким образом вы распределили, вот ваши дальнейшие действия – где благотворительность, где работа с учредителем и так далее. Потому что, понимаете,  просто разговор ни о чем  получается.

Ведущий: Как с ТСЖ, ну вот с управляющими компаниями, в конце концов.

О.З.: Все должно быть конкретно.

Ведущий: Мы учимся сейчас этому. Да, мы еще не умеем, но мы же учимся, мы  же пытаемся понять, в конце концов, мы начали  это делать, пытаться понять, куда  наши деньги пошли,  на что пошли, а почему на это пошло так много, а была ли целесообразной покупка вот этого. Мы начали задавать эти вопросы. Это ж хорошо.

О.З.: Это отлично.  Надо развивать эту тему, чтоб таких родителей  было как можно больше.

Ведущий: Ну вот, например, вопросы, которые тоже приходят по нашим интерактивным сервисам. «А что мне делать, если к моему ребенку подходят в школе и говорят, что  он должен за то-то и за то-то? Какую ответственность несет директор или учитель, который предъявляет необоснованные ни законом, ни договором требования заплатить какую-то сумму?» Вопрос делится на две части: что делать и несут ли какую-то ответственность конкретные люди?

Г.Г.: Я думаю, что, прежде всего,  попытаться внутри, как мы уже неоднократно сегодня  упомянули,  поразбираться на уровне управляющего  или попечительского совета. Если родители видят, что   беззубые, так скажем, эти формирования, то тогда вполне можно  апеллировать и к учредителю, и в инспекцию. К нам много идет обращений, как я уже сказала, но они  зачастую анонимные. А  каким образом навести порядок, если анонимное обращение, даже не всегда указывается адрес  образовательного учреждения. Просто бессмысленно это обращение. Поэтому, я думаю, что  необходимо, чтобы очень четко требования учредителем были предъявлены к органам управления образовательного учреждения, в том числе, и к  общественным формированиям. У них должны быть ценности  и должны быть гражданские позиции по этому поводу.

Ведущий: Еще один вопрос от Сергея: «В школе такой-то  заключили договор на питание детей с частным предпринимателем, всё понятно, вопросов нет. Но учительница  предъявляет требование оплатить охрану, в фонд класса и учебники. Законно ли это?»

Г.Г.: Незаконно.

Ведущий:  То есть ни охрана, ни учебники не являются законными.

Г.Г.: Нет.

Ведущий: Помимо этого вот тоже на сайте один из родителей затрагивает  такой аспект, мимо которого мы прошли. Это поступление в статусные известные школы. Процитирую: «В статусные и известные школы не поступить без блата и больших денег. Шесть лет назад в одной гимназии в центре города  директор даже не посмотрел на результаты тестов по итогам обучения в прогимназии и в домашних условиях. Уровень знаний и результаты были выше, чем у большинства».  Я так понимаю, что родитель  дает оценку собственному ребенку. У меня есть пример родителя, это сотрудник нашей радиостанции, у которого тоже дочь определенным образом выполнила задание, и результат был в числе наилучших, и. по-моему, там по географическому признаку тоже все подходило, и, тем не менее, девочку приняли в школу только после того, как  он, грубо говоря, воспользовался своим служебным положением.  То есть позвонил туда, как журналист, и сказал: ну, друзья,  давайте хотя бы в отношении меня вы коррупционную схему использовать не будете.  Вот тот аспект. Много у вас по этому поводу жалоб?

Г.Г.: Да. То, что я скажу, я предполагаю, что возможно вызовет у наших радиослушателей скептическую реакцию, но, тем не менее. В этом году вышли новые правила приема в образовательные учреждения, прежде всего, в общеобразовательные школы. И вновь и вновь подчеркивается, что прием без всякой конкурсной основы, даже если это учреждение с углубленным изучением предметов, повышенного уровня, без всякого конкурса, подчеркиваю, в порядке очереди. То есть  по мере заполнения. Мы с вами прекрасно отдаем себе отчет в том, что  лицеев,  гимназий, школ с углубленным изучением гораздо меньше, чем желающих попасть в эти образовательные учреждения. Но опять-таки  закон регулирует это таким образом: прежде всего, по месту жительства, и если остаются свободные места, добираются из других микрорайонов. Нарушения эти идут. Если они зафиксированы, мы также принимаем меры административного воздействия по отношению к руководителям таких учреждений. Кстати,  хочу заметить, что  новый закон об образовании, который в октябре будет в Государственной думе рассматриваться, и мы думаем, в 13-м году  он вступит в силу, он предполагает отмену видов учреждений – лицеи, гимназии, школы с углубленным… общеобразовательные школы, а лицей, гимназия – это только  твое имя, твое название.  То есть ты будешь предлагать  населению, действительно, свои эксклюзивные  услуги, но это не будет статусом учреждений.  Я не знаю, изменит ли это   что-то при поступлении, но, по крайней мере, вот таким образом  принимается решение об отмене видового разнообразия в общеобразовательных учреждениях.

Ведущий: Всё равно все школы разные. И нельзя сказать, что  в какой-то школе более сильный преподавательский состав,  ну ведь так?

Г.Г.: Конечно.

Ведущий: И в этом смысле, по-моему, как-то госпожа Гаджиева  здесь говорила: да, там вот в этом смысле  школы, которые  отличаются от других,  находятся на более высоком уровне, они постоянно идут на   определенные нарушения. Но скажите мне, как же они иначе могут поступить  для того, чтобы удовлетворить повышенный спрос   на собственную услугу? Почему, действительно, не узаконить вот этот момент?  Почему не узаконить момент  о том, что школы с определенным статусом, у них есть  какой-то конкурсный отбор? 

Г.Г.: Закон не предусматривает. Кстати, вы начали свою мысль о том, что, разные, действительно,    образовательные учреждения. Возможности сейчас у любого образовательного учреждения, даже если это не лицей и не гимназия, в оказании вариативных услуг очень широкие.

Ведущий: И мы опять приходим к тому, что  должна  возрастать роль родителей в том плане, что делать со школой.

Г.Г.:  Конечно. Мы вот на бренд как-то реагируем, да. Хотя надо бы поразбираться. Я не буду  называть номера, но огромное количество школ в крае,  которые не имеют статуса лицея и  гимназии,  но они  дают  очень высокие, приличные результаты, в том числе, в олимпиадном движении.

Ведущий:  Олег, все-таки, ответственность за именно просвещение родительское, чья это должна быть задача?

О.З.: Задача, скорее всего, должна быть самих родителей.  Департамент особо не занимается этим.

Ведущий: Но вы вините его в том, что он    этим не занимается? Или это не его задача?

О.З.: Я считаю, что это его прямая задача. Но  департамент этого делать не будет в полном объеме, в котором он должен  это делать: донести до каждого  родителя информацию,  разъяснить. На это очень много, во-первых, ресурса надо, этим должны заниматься конкретные люди.

Г.Г.: Департамент не сможет до каждого родителя…

Ведущий:  Естественно.

Г.Г.:  Это задача образовательного учреждения, Олег.

Ведущий:  Департамент физически, наверно…  Это физически непосильная задача  донести до каждого родителя.

Г.Г.:  Другое дело, что он требовать от своих подведомственных учреждений это должен.

О.З.: Да, он должен  простроить систему, но не лично сотрудники департамента, я это имею в виду.  Должна быть простроена система, которая бы позволила информировать  и просвещать родителей. Это один момент. Второй момент:  должны быть организации общественные, их должно быть много, которые именно независимые и имеют право и возможность выступать открыто и в  средствах массовой информации, и лично приходить  в образовательные учреждения вот по поводу того ребенка,   которому учитель говорит. Как один из вариантов, должна существовать организация, которая может прийти и спокойно переговорить. На самом деле, может быть, у этой мамы или  папы  тяжелая жизненная ситуация. Что тогда делать ребенку?    Вот такая организация, наверно, должна быть.  Родительская в первую очередь.

Ведущий: Я  думаю, что запросы времени, они как-то удовлетворяются обычно. Если  сейчас существует определенный запрос на подобного рода  организацию, он будет  удовлетворен, в конце концов. Но почему бы вам ее не создать, правозащитную организацию в сфере образования? Раиса Кассина, новый министр была  не так давно в рамках «Внеклассного чтения», и, кстати, она очень много  говорила то, о чем вы  говорите, Олег, о чем вы говорите. Галина Васильевна, о роли  родителей, о том, что  не быть безразличными, о том, что смотреть  запрашивать, требовать, считать и так далее.  Не только в отношении денег, но и в отношении  образовательной программы.  Она говорила об этом много. Если мы зайдем на сайт, например, департамента образования, сможет ли  там обычный человек, обыватель,  родитель   разобраться, найти информацию  достаточную для того, чтобы понять, какую роль он  сегодня играет в этом процессе?

Г.Г.: Я не могу сказать о департаменте, я не анализировала специально. Но вот я хочу сказать о сайте инспекции,  не сочтите за саморекламу. Мы, размещая информацию, подразумеваем, что иметь дело с нами будут не только  наши коллеги-педагоги, управленцы, но и родители. Поэтому, я думаю, что и  органы управления образования районов наших,  они такую информацию периодически представляют. А, кроме того, мы в блогах своих пытаемся  разъяснить, что к чему   в связи с новым законодательством и в связи  с принимаемыми решениями. Кстати, к нашему разговору, в новом законе об образовании будет новая статья, которой не было в действующем законе по защите прав  участников отношений. Так теперь это будет называться   в сфере образования. То есть в каждом учреждении образования должны будут создаваться по урегулированию споров.    Кроме того, что, заметьте, управляющий, попечительский  совет, совет, который направлен именно на снятие конфликтов, которые возникают, конечно, и в связи  с платностью, бесплатностью.

Ведущий:   Кем будет представлен  этот совет?

Г.Г.: Вот в статье закона сказано том, что там будут и представители педагогической  общественности, родительской, и от учащихся. Как в уставе, как  в локальном акте пропишут школа или детский сад, тех людей и включат. Если это  техникум, я думаю, что там и представители работодателей будут в этих советах. Посмотрим, может быть, это тоже  один  из механизмов снятия проблем, о которых мы сегодня с вами говорили.

Ведущий: В оставшиеся 4 минуты, по просьбе, которая  пришла нам по ICQ,   хотелось бы вернуться еще и к теме детских садов.  Вот Олег вначале  говорил о платных детских садах, о том, что есть выбор, но без выбора. На самом деле, я, конечно, не вижу никакой проблемы в платных детских садах  как в факте. Второй момент: позвучали уже определенные обещания  о том, что будут новые  детские сады построены.  То есть, с одной стороны, здесь  тоже острота будет, надеемся,  некоторым образом снята. Но вот какой момент: Олег сказал такую  штуку, что  нередко в частный детский сад родитель  отведет своего ребенка, потому что его не устраивает  качество услуги в муниципальном  детском саду. Мы можем вот это самое словосочетание «качество услуги» охарактеризовать языком опять же каких-то  нормативных документов?  То есть, есть  стандарт, по которому я могу, грубо говоря, протестировать, насколько, действительно, качественно мне услугу оказывают? Вот это есть, это есть, это есть, а вот  этого нет.  И это уже несоответствие, и это то, чего я могу потребовать.

Г.Г.: Да. Мы, кстати, пристально проверяем систему  внутренней диагностики в детских садах. И я должна сказать, что  везде до родителей доводится информация о  продвижении ребенка в развитии: как речь  развивается, как он с логопедом поработал, какие  коммуникативные навыки он приобрел. В программах результаты понятным языком  для родителей прописаны. И родители имеют возможность  не только на выходе из детского сада, но и на промежуточных этапах с этим ознакомиться.  И вот если они, конечно, неудовлетворенны тем, каким  образом с ребенком занимаются воспитатели,  они имеют возможность поискать услугу и в другом месте.

Ведущий: Скажите. Олег, вы, наверно, больше в курсе, а зарплаты у нас воспитателей в детских  садах по-прежнему  такие же низкие?

О.З.:  Средняя зарплата озвучена была министром на августовской конференции – от 7 до 12 тысяч.  То есть  средняя получается 10 тысяч у воспитателей зарплата.

Ведущий: Галина Васильевна согласитесь, что это  низкий уровень зарплаты.

Г.Г.: Сейчас поэтапно эта проблема, вы знаете, решается. Я вот только что вернулась со Всероссийского  совещания, и министр Ливанов  говорил о том,  что сейчас в школах на конец года мы повышаем зарплату. И в поле зрения дошкольные образовательные учреждения.   То есть политическая воля есть, и решения соответствующие принимаются.

Ведущий:  Потому что, действительно, сложно требовать от человека чего-то там, когда уровень зарплаты, ну простите меня, 10 тысяч – это не то, на что сейчас  можно нормально жить, правильно?

О.З.: Перезагрузка воспитателей. Порой работают на полторы ставки, из чего зарплата складывается, и за нянь работают.  Виктор Федорович озвучил, что в ближайшее время повысится  зарплата  на 30 процентов. Будем ждать этого результата.

Ведущий: 30 тоже мало на самом деле.

О.З.: Понятно, что 30 тоже мало. Это, по крайней мере, какое-то  начало уже будет в этом вопросе.

Ведущий: Спасибо вам, дорогие гости. Галина Гутник, начальник Госинспекции по надзору и контролю в сфере образования по Пермскому краю была в этой студии,   Олег Заяц, руководитель общественного совета за права на дошкольное образование. Это программа «Внеклассное чтение». Мы говорили о платности  в образовании, вот как явлении: что можно, что нельзя, что доступно, что правильно, а что неправильно, что законно, что нет.


Обсуждение
1612
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.