Верхний баннер
16:36 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

18.11.2012 | 15:05
Гендерный элемент в воспитании детей. Родитель как человек "идущий рядом". Путь из детства в счастье.

Вера Геннадьевна, давайте начнем с вопроса о концепции «Школы рыцарей и принцесс». Наверняка была какая-то задумка, изначальная идея. В чем она заключается?

 

Вера Пупырева: Наша идея очень проста. Она связана с тем, что у любого человека, независимо от того, кто это - мужчина или женщина, есть желание быть счастливым в этой жизни. И то образование, которое мы даем нашим детям, не всегда обучает тому, чтобы, действительно, понять и раскрыть тот потенциал, который есть у каждого из нас, как у мужчин, так и у женщин.

 

А именно с раскрытием потенциала связано счастье?

 

Вера Пупырева: Да, именно с раскрытием потенциала связано счастье. Всем нам хорошо знакома идея и в какой-то степени даже расхожая фраза о том, что все мы родом из детства, что все идет из семьи. «Школа рыцарей и принцесс», когда мы ее задумывали, когда мы ее начинали и сейчас, когда мы ее развиваем, то отталкиваемся от этих простых человеческих истин: все мы родом из детства, и поэтому в детстве всё должно быть максимально разумно, здОрово и здорОво. Мы хотим, чтобы наши дети, которые очень быстро, очень незаметно становятся взрослыми, были успешными.

 

«Школа рыцарей и принцесс» - сразу есть некое разделение, как это у нас называется, по гендерному признаку: есть мальчики, есть девочки. Это важно? Это ключевой момент?

 

Вера Пупырева: На самом деле, это миф и стереотип, который существует в обществе, и мы с ним регулярно сталкиваемся, про рыцарей и про принцесс - что это раздельно. Когда мы говорим о понимании рыцарей и принцесс, которое мы формируем в наших программах, мы как раз говорим об интеграции, о соединении, потому что в нашей современной жизни и мужчины, и женщины, независимо от возраста, они настолько сильно разделены! И это некая цена нашей современной цивилизации.

Девочки - все мы это проходили, я думаю, в том или ином виде в своей жизни – хотят себя почувствовать принцессами и королевами. А наши мужчины, они, конечно же, хотят быть королями и рыцарями на белых конях. И когда мы говорим о наполнении этих стандартных, привычных образов, то имеем в виду то, что каждый человек - и мужчина, и женщина - должны принимать свою самость, свою индивидуальность. И мужчина, и женщина, должны обладать очень важным навыком, которым мы не всегда обладаем, даже будучи очень умными, взрослыми и успешными – умение принимать другую культуру, мужскую или женскую.

Когда мы начинали работать с нашими педагогами, для нас было большим открытием, что именно в нашем великом русском языке есть понятие «противоположный пол». Во всех языках, даже восточных, такого определения нет. Оно на самом деле формирует отношение, мы часто злоупотребляем этим простым словом, не задумываясь о том, какой психологический контекст за ним стоит. Везде во всех культурах говорят об ином, о другом поле. Поэтому очень важно дать ребенку возможность почувствовать и сформировать свой собственный опыт, что вообще другой имеет право быть другим, потому что он другой.

И третья позиция, которая для нас важна, она присутствует в наборе наших программ: мы хотим научить эти два мира, эти два разных взгляда на мир, две миссии, если хотите, находить точки соприкосновения на основе взаимного уважения собственных различий. Мы хотим научить создавать общее пространство, где и мальчику, и девочке, мужчине, и женщине в будущем действительно будет очень комфортно, очень душевно друг с другом. Именно такие программы мы стараемся предлагать нашим родителям, которые приводят своих детей.

 

Вы говорите о точках соприкосновения, и вы говорите о понимании и принятии другой культуры, в данном случае имея в виду принятие мужчиной женского мира, женщиной или девочкой мужского, мальчишеского мира. Соответственно, вы придерживаетесь, в таком случае, концепции о том, что есть женская роль, есть женская епархия, какие-то женские задачи, и женские особенности, и есть мужские особенности. И нет универсализации, к которой мы последнее время приходим, это доходит порой до каких-то абсурдных вещей. В немецком языке, например, есть Student и Studentin. Обязательно, в любой профессии, в любом статусе есть мужское и женское, и если ты, не дай бог, студентку назвал Student, то будет иск.

 

Вера Пупырева: Это некие, конечно, крайние варианты, которые иногда европейская цивилизация современная дает нам в качестве примеров. Мы, знакомясь с гендерными исследованиями современными, и российскими, и зарубежными, пришли к пониманию, которое перекладываем в итоге в наши программы для детей. Гендер сегодня как определенный социальный опыт, который приобретает мальчик или девочка, мужчина или женщина, связан как раз таки с универсальным умением проявлять в определенных ситуациях определенные качества. В гендерных исследованиях есть такое понятие – «андрогиния». За этим понятием стоит простая вещь: в каждом из нас, независимо от биологического пола, есть и мужское, и женское...

 

...начало?

 

Вера Пупырева: Да. И, соответственно, когда мы говорим о счастье, об успешности, о здоровье во всех его аспектах, мы говорим в гендерном контексте о том, что, например, современный мужчина должен уметь пользоваться традиционно мужскими качествами, такими, как настойчивость, целеустремленность, смелость, стремление осваивать новые пространства. Это традиционно мужские качества. Но при этом, если мы обратимся к опыту разных образовательных систем, в том числе, к тому, что существовало в России, например, при воспитании детей в царской семье: мальчиков обязательно учили тому, что многие современные родители считают ненужным.

 

Девчачьим.

 

Вера Пупырева: Да, девчачьи занятия. Это танцы, это музицирование, это разные виды художественного творчества. А именно через эти виды деятельности мальчик приобретает способность чувствовать. Вообще, способность чувствовать почему-то мы, современные, взрослые люди, стереотипно относим к уделу женщин, это их слезы, сопли, истерики, и не более того. На самом деле это ничего не имеет общего с тем, что мы называем «культура эмоции», «культура чувств». Или то, что сегодня современный мир называет «эмоциональным интеллектом».

Есть очень интересные исследования, с которыми мы тоже знакомились, которыми мы делимся, например, с нашими родителями - исследования успешных мужчин. Если мне память не изменяет, Гарвардский университет проводил такие исследования. Они изучали мужчин, которые, по мнению других людей, были успешны. Плюс сами эти люди себя субъективно оценивали как состоявшиеся, как счастливые, как успешные личности. И ученые задали им один простой вопрос: чем они занимались в детстве? И выяснилось, что как раз эти мужчины, помимо того, что гоняли мячи и занимались традиционно мальчишескими делами, занимались также тем, про что некоторые папы говорят «Да я ни за что туда не отдам своего сына». Например, на танцы или пение, вообще, мужику это, что называется…

 

Не пристало.

 

Вера Пупырева: …да, не пристало мужику этим заниматься. Вот если обратиться к этим примерам, то есть к опыту воспитания цесаревичей и современным исследованиям, то мы видим, что такие мужчины получают большой ресурс для себя и для формирования своего гармоничного личного пространства. Сегодня, по-моему, это такая общая тема: женщины не могут устроить свою личную жизнь, а мужчины, тоже часто приходится сталкиваться, говорят: «Ну где нормальных женщин найти? Их интересует только…

 

Деньги.

 

Вера Пупырева: …деньги, мой статус или еще что-то». То есть, эти гендерные противоречия, на самом деле являются продуктом нашей гендерной нечувствительной образовательной системы, которая до сих пор таковой, к сожалению, остается.

Отрадным фактом является то, что в современных образовательных стандартам, которые пока не очень понятны даже самим педагогам, есть позиция, которая так и сформулирована: любая организация, которая предоставляет услуги дошкольного образования, должна позаботиться о том, чтобы в программах была гендерная составляющая. И когда этот документ вышел в 2010-м году, мы с коллегами очень улыбались. Во-первых, мы порадовались, что вообще в этом документе федерального уровня есть гендерная составляющая. Наконец-то. Мы очень порадовались, что у нас прогресс какой-то наступает все-таки. И второй момент очень иронично отметили наши воспитатели, они сказали: «Ну вот прошло всего лишь 7 лет с того момента, когда мы начали наш проект, тему рыцарей и принцесс, и мы сталкивались с непониманием, что придумали какое-то гендерное воспитание...» Один наш коллега вообще сказал: «Как вы в Перми до этого додумались? Это удел Москвы и Питера. И что это вы в Перми такое напридумывали, прямо европейское?» Вот прошло семь лет, и теперь это некий ориентир, потому что стандарт – это всегда ориентир, всегда определенная планка для всех. И мы действительно очень рады, что в нашем государстве такая планка для детей дошкольного возраста появилась.

 

Вы в самом начале говорили о том, что своей работой пытаетесь задать направление от маленького человека к человеку взрослому и счастливому. А у сегодняшних маленьких людей есть родители. Вы уже говорили о том, что родитель-то тоже должен быть человеком счастливым, свободным. С родителями тех детей, которые сегодня посещают ваш детский сад, вы, получается, должны как-то работать.

 

Вера Пупырева: Вообще, это то, что мы, действительно, стремимся делать, то, что мы любим делать, потому что мы убеждены в том, что, если мы хотим реально помочь детям в их гармоничном, здоровом развитии, очень важно помогать их родителям быть разумными и компетентными. Пока у нас хотя бы продекларировали в таком документе, как «Национальная стратегия развития России в интересах детства», потребность в программах, развивающих родителей. У нас никто, по сути дела, не задумывается, что это самое главное. Конечно же, в наших программах и семинарах для родителей мы отталкиваемся от того, что наблюдаем в детях. То есть мы не берем что-то с потолка, общие какие-то темы, а смотрим, что происходит с детьми, и мы понимаем, что с детьми происходит ровно то, что мы предлагаем им, как взрослые, и в первую очередь родители. Соответственно, делясь каким-то знаниями, навыками, человеческими и профессиональными, мы стараемся помогать родителям лучше понять собственных детей, лучше научиться их слушать, слышать, а не просто воспитывать на уровне своего авторитета. Потому что я же родитель твой, я так сказал, значит, так должно быть. Конечно, можно действовать таким образом, но вопрос в том, что будет в результате. А в результате будет то, что неизбежно приходит родитель, который используют такую модель взаимодействия с собственным ребенком…

 

Утрата доверия?

 

Вера Пупырева: …утрата доверия, в первую очередь. И второе - неизбежный протест. И он может возникнуть в совершенно, казалось бы, благополучных условиях, и, казалось бы, в том месте, где его быть не должно, и в совершенно непредсказуемых формах.

Что связано сегодня с самыми большими страхами родителей? Чтобы мой ребенок, когда достигнет подросткового возраста, не попал в плохую компанию, чтобы он не увлекся наркотиками и так далее. Эти страхи связаны с нашим неумением понять детей на том этапе, когда их очень важно понять и поддержать. То есть тогда, когда нашим детям год, два, три, четыре, пять и так далее.

Для всего мира и, слава богу, для нас тоже, становится очевидным тот факт, что 90 процентов человеческого потенциала, с которым мы дальше идем в жизнь - из нашего очень раннего детства. И поэтому все, что мы задавили из лучших же побуждений (понятно, мы же не враги собственным детям), вся эта пружина, срабатывает тогда, когда у ребенка появляется достаточное количество своих личных сил для того, чтобы это сделать. И он может выбрать любую форму протеста. И, в том числе, страшную, разрушающую и для ребенка, и для семьи, и для общества в целом.

 

Вы согласны с той точкой зрения, что парадигма воспитательная менторская, заменяется на несколько иные ориентиры, которые можно обозначить словосочетанием «идти рядом»? Родитель идет рядом.

 

Вера Пупырева: Да. Вообще, для нашей любимой системы и технологии, которую придумала более 100 лет Мария Монтессори - это главная позиция. И, на наш взгляд, она является самой разумной, самой здоровой, потому что действительно позволяет двум близким людям в итоге стать хорошими друзьями и партнерами по жизни. Когда мы идем рядом, когда мы действуем по принципу, который в системе Монтессори называется «помоги мне это сделать самому», мы очень сильно укрепляем доверие к жизни, доверие к миру. Через этот принцип у ребенка формируется то уникальное состояние, без которого счастье и успех невозможны. И оно формулируется очень коротко: я могу все в этой жизни, потому что это моя жизнь, и я ее творец.

 

Есть еще такая точка зрения, что ребенок, лишенный достаточного количества проявления любви в свой адрес… У нас же распространено: отец суров с ребенком, потому что мужчине так положено…

 

Вера Пупырева: Потому что его так воспитывали самого.

 

…лишний раз не обнимет, а мать лишний раз не похвалит, дабы не перехвалить. И получается такая ситуация, что ребенок тратит очень много сил на то, чтобы доказывать: он достоит любви. И от этого сил на все остальное не остается. Как вы прокомментируете такую позицию? Слушатели этого не видят, но вы кивали всю дорогу, пока я говорила.

 

Вера Пупырева: На самом деле, эта ситуация очень распространена, когда мы сами, того не понимая, формируем в ребенке очень глубокую убежденность... И это самый большой комплекс людей, который ведет только к ограничениям, к какому-то даже, может быть, жизненному неудовольствию, неудовлетворению. То, что меня любят за что-то. Знаете, если есть божья кара, то, наверно, это одна из самых сильных мер негативного воздействия родителей на ребенка.

 

А формируется-то это все очень просто: ты не поел кашу, я тебя не люблю.

 

Вера Пупырева: Да.

 

Всё.

 

Вера Пупырева: Совершенно верно. И вот здесь хочется вспомнить еще одну известную всем фразу: мы не знаем, как слово наше отзовется. И действительно, иногда мы не задумываемся, что одна-единственная фраза, которую мы бросили невзначай, может так глубоко запасть в душу ребенка и повлиять на всё следующее формирование его личности. И он действительно будет всю жизнь жить только ради того, чтобы доказать собственным родителям, что он чего-то в этой жизни стоит, и, прежде всего, стоит родительской любви и похвалы. Поэтому, конечно, большое внимание в тех программах, которые мы предлагаем для родителей, мы уделяем вопросам, связанным с тем, чтобы открыть в себе эту способность, которая есть в каждом из нас - способность любить просто так. Любить, потому что тебе жизнь подарила великое счастье быть мамой или папой этого чуда.

 

Слушая вас, я, конечно, прекрасно понимаю, как много здесь зависит от родителей, и как важно в данном случае делать ту работу, которую вы делаете - именно работать с родителями. Только способами, существующими в формате детского сада, все эти вещи просто не сотворить, потому что ребенок приходит в семью, и любая фраза может разрушить то, что вы привнесли на своих занятиях.

 

Вера Пупырева: Совершенно верно.

 

Несколько раз вы уже сказали «в наших программах мы реализуем все эти вещи», и поэтому сейчас нужно коснуться конкретики: как именно вы реализуете все посылы, которые только что прозвучали? Можно пойти прямо по списку. Например, воскресная Монтессори-школа. Для тех, кто вообще не знаком с фамилией Монтессори, поясните.

 

Вера Пупырева: Для нас это уже норма, для многих родителей это открытие своего рода. Без занудства, без надоедания ребенок осваивает очень серьезные, очень разноплановые материалы из совершенно разных областей: тут и то, что связано с речью, и то, что связано с окружающим миром, и так далее.

 

Сразу сопутствующий вопрос: насколько актуальна на сегодня проблема перегрузки различным интеллектуальным материалом детей до школы?

 

Вера Пупырева: Это очень актуальная проблема, потому что на самом деле, если мы посмотрим и проанализируем даже рынок услуг предлагаемых, то на этом рынке больше всего того, что понятно для родителей. Кто покупает услугу? Родитель. И, конечно, на рынке доминируют программы, которые учат чтению, счету и так далее.

Работая в системе Монтессори, мы развиваем базовые позиции, которые важны не только здесь и сейчас, но и с точки зрения последующего школьного обучения. Важно раскрыть в ребенке его восприятие, его внимание, его мышление, его фантазию. И если это все сделано вовремя, то есть в возрасте двух, трех, четырех, пяти лет, то научить ребенка педагогическим навыкам - чтению, счету - это вообще вопрос очень простой.

 

И он учится с желанием.

 

Вера Пупырева: И он учится с желанием, потому что ресурсы его организма, ресурсы его личности, подготовлены к тому, чтобы ребенок с желанием начинал узнавать язык символов. Потому что цифры и буквы – это символы. А для того, чтобы прийти к символической картине мира, ребенку нужно создать хорошую почву, чтобы потом он на эту почву посадил красивые цветы собственных достижений в этой сфере. И мы это видим по тем детям, которые посещают и детский сад, и наши дополнительные программы, которые предлагаем всем, кто интересуется разумной и здоровой педагогикой.

 

Если продолжать разговор о программах - это программы дополнительного образования, и они же вписаны в основную работу детского сада, в общую работу детского сада. Все правильно?

 

Вера Пупырева: Все зависит от того, в каком формате оказывается услуга. То есть когда ребенок посещает детский сад полный день, у него все эти направления и виды деятельности есть в образовательной программе детского сада. Сегодня есть семьи, которые по разным позициям, рассматривают формат семейного воспитания, им нужны просто разовые услуги, которыми они могли бы воспользоваться для развития собственного ребенка или для саморазвития, как родителя. И поэтому у нас есть программы дополнительного образования…

 

И тут же есть формат индивидуальных занятий.

 

Вера Пупырева: …и есть формат индивидуальных занятий, который связан с услугами традиционными, такими, как психолог, логопед, воспитатель. Также сегодня мы готовы говорить об индивидуальных маршрутах сопровождения семьи.

 

Если о программах. Танцевальный, вокальный классы - с этим вроде бы понятно, хотя, если есть какие-то особенности, вы о них скажете. Вот слово «логоритмика» непонятно, за него решила прежде уцепиться.

 

Вера Пупырева: Логоритмика - это на самом деле распространенная и востребованная программа и услуга у родителей. Она связана с тем, чтобы научить ребенка чувствовать ритм, и на основе развития чувства ритма активизировать его речевое развитие. Потому что, действительно, сегодня очень большой процент детей с разного рода речевыми сложностями, нарушениями и так далее. Уникальность нашего предложения заключается в том, что эту программу ведут замечательных два специалиста в паре – логопед и музыкальный руководитель.

 

На мои слова об особенностях танцевальных и вокальных классов вы закивали, значит, особенности есть.

 

Вера Пупырева: Особенности есть, то, что связано с предложениями по этому направлению, не выпадает из общего контекста: нельзя ребенка муштровать. То, что мы предлагаем в плане развития этих навыков (танцевальных, певческих, музыкальных) связано с тем, чтобы ребенок учился делать это с удовольствием и делал свободно. Здесь направленность программ, прежде всего, связана с личностным развитием.

 

То есть это не когда мы, например, предлагаем ребенку заучить некую схему танца…

 

Вера Пупырева: Да.

 

…а когда мы пытаемся сделать так, чтобы танец пошел изнутри?

 

Вера Пупырева: Да, когда мы делаем танец инструментом роста ребенка. И здесь мы опять-таки опираемся на то, что связано с базовыми вещами, очень важными для здоровья, для развития – это ритм, это чувство ритма, это умение чувствовать, умение выражать эмоции, умение проявлять себя, презентовать, продвигать себя. Это все сегодня чрезвычайно важно тогда, когда мы говорим о потребности взрослых людей, связанных с собственной успешностью. Она закладывается здесь.

 

Театр моды. Такое ощущение, что вы здесь идете на поводу, может быть, у каких-то модных веяний, когда мамы хотят, чтоб девочки их были моделями, и так далее, и тому подобное.

 

Вера Пупырева: В нашем Театре моды есть не только девочки. Там есть и мальчики.

Красота должна быть везде. И ребенка нужно учить быть красивым и внешне. И когда мы говорим о нашем Театре моды - да, возможно, где-то это связано с тем, что направление востребовано родителями. Но то, что мы предлагаем в рамках деятельности направления - это, прежде всего, умение себя проявить, презентовать и умение порадовать другого человека тем, как ты здорово, красиво можешь выглядеть, можешь красиво себя подать и преподнести. То есть это тоже такой разворот в сторону личности, в сторону ее проявлений, потому что, опять-таки возвращаемся к нашей народной мудрости, все равно встречают по одежке, а провожают уже по уму. Это ведь тоже определенная культура, которую важно воспитать в человеке. И поэтому Театр моды – это, прежде всего, культура, связанная с тем, что мой внешний вид, красивый внешний вид – это вообще знак уважения к другим людям.

 

Вы знаете, это наша дискуссия с мужем о том, нужно ли перед приходом гостей прибирать бардак  в квартире. Он говорит: «Ну что ты хочешь показать себя лучше, чем ты есть на самом деле. Есть бардак, значит, есть бардак». Я говорю: «Ну, это ж мы не уважаем человека, который к нам в гости придет».

 

Вера Пупырева: Это на самом деле из этой оперы, из этой серии.

 

Едем дальше. Школа уверенного поведения.

 

Вера Пупырева: Школа уверенного поведения – это программа, которая направлена на развитие, понятно из названия, навыков уверенного поведения. Но это не просто обучение каким-то механическим вещам, а это определенная, если хотите, философия, которая дает ребенку возможность понять, что в мире мы можем проявлять себя по-разному. И мы можем вести и решать какие-то вопросы в разных формах. Мы можем проявлять агрессию, но будет результат такой-то, такой-то неизбежно, мы можем идти на поводу у собственных страхов и чувствовать себя неуверенно. Но с точки зрения тех ресурсов, которые нам даны природой, родителями и так далее, у каждого из нас есть большой потенциал разумного, здорового поведения, который укладывается в понятие «уверенность». Неслучайно в этом слове есть корень «вера». Я в себя верю. То есть эта программа работает на то, чтобы усилить в каждом ребенке ощущение, убеждение и дать ему, кроме всего прочего, такие мелкие навыки, которые помогут ребенку поддержать в себе это состояние.

 

Я просто пытаюсь это представить в какой-то конкретике. Можете пример привести?

 

Вера Пупырева: Естественно, это игра, это сказки, это ролевые игры, прежде всего, потому что это такой инструмент, который дети очень любят, он для них понятен, он для них знаком. Неслучайно «сказка ложь, да в ней намек». И мы на примере сказкотерапии (а именно этом подход мы используем в программе) помогаем ребенку сделать собственное открытие - как верить в себя, как проявлять себя, как уверенного человека, опять-таки, понимая, что только так мы проявляем уважение к другим людям. А если мы проявляем нечто позитивное, то в ответ имеем больше шансов получить позитивное и от других, и от жизни, это очень важно сегодня в детях поддерживать. Пространство, порой негативное, в котором мы живем, чисто фоновое, оно иногда может сформировать уже у достаточно юного создания пятилетнего, шестилетнего ощущение, что мир ужасен, верить никому нельзя. Такому ребенку нужно срочно помогать.

 

Студия креативного мышления. Слово «креативный», с одной стороны, несколько подзатерто, а, с другой стороны, не так давно появилось словосочетание «креативный класс», новая формулировка, которую мы пытаемся применить к какой-то совершенно иной прослойке людей, появившейся в нашем обществе. Про студию расскажите.

 

Вера Пупырева: Студия креативного мышления связана с тем, чтобы через простые и доступные для ребенка вещи, прежде всего, продукты его собственного творчества, сформировать у ребенка ощущение, что я могу что-то делать красивое, полезное, я это делаю. Это то, что важно для креативного класса: я могу это сделать, я хочу это делать и я это делаю. Именно в этом же концепте выстроена программа Студии креативного мышления. Естественно, мы используем универсальный и любимый инструмент – это сказки, которые развивают и фантазию, и воображение, то есть основу любого креатива. Тем самым мы даем ребенку прожить очень важный опыт, который формулируется нашей любимой сегодня фразой в «Школе рыцарей и принцесс»: «Возможно всё! На невозможное просто требуется чуть больше времени».

 

У нас осталось еще два пункта в нашем списке. Мастерская декоративно-прикладного творчества. Здесь что?

 

Вера Пупырева: Мастерская декоративно-прикладного творчества – это действительно мастерская, которую ведет один из наших уникальных замечательных воспитателей. Она обучается у живых мастеров, у ремесленников, которые владеют разными ремеслами, существующими в Пермском крае, и соответственно она обучает этому детей. И это не просто что-то слепить, что-то сшить или что-то еще сделать своими руками. Это творчество, которое основано на народных традициях, поэтому здесь очень серьезный сильный духовный компонент. Потому что все прикладное творчество - это огромный пласт культуры не только народной, это культура, в которой очень сильно проявлена гендерная составляющая. Здесь очень ярко проявляется то, что важно для женщины - это умение быть Марьей Искусницей, которая может создать вокруг себя красивое пространство для семьи, свить уютное гнездо.

 

Но мы здесь говорим только о русской декоративно-прикладной культуре? Или об этническом компоненте тоже?

 

Вера Пупырева: В принципе, мы говорим об этническом компоненте тоже, потому что здесь у нас много детей из семей совершенно разных культур.

 

Ну и последнее, очевидно, продиктованное веяниями времени, Академия юного предпринимателя. Может быть, режет слух, когда мы говорим об этом в контексте детского сада. Но мы все, наверное, сейчас уже прекрасно понимаем то, насколько это необходимо. И тот самый класс, который в западных странах составляет большинство, у нас по-прежнему очень неразвит. Как эта тематика именно в контекст детского сада интегрирована?

 

Вера Пупырева: На самом деле к этой программе нас привели наши родители, среди которых очень много предпринимателей. И это уже у нас одна из таких титулованных программ, то есть у нее есть много всяких регалий. Она выставлялась на разные конкурсы, и получала дипломы региональные и городские. Сейчас она выставлена на Всероссийский конкурс авторских образовательных программ, ждем результатов.

Предпринимательство – это, прежде всего, внутренняя активность человека и понимание, что его жизнь – это его жизнь, и она творится им самим. Вот это заложено в программу.

 

То есть это не про то, как быть бизнесменом? Это про другие категории?

 

Вера Пупырева: Это и про то, как быть бизнесменом. Дети знакомятся с понятиями рынок, цена, деньги, услуги, товары. Они играют во все это. И они поражают собственных родителей. Родители приходили где-то в середине программы с квадратными глазами, говорили: «Откуда наши дети пятилетние взяли слово «налоги», «таможня» и так далее? Вы когда им это все рассказывали?» Мы сами были удивлены, потому что мы им об этом не рассказывали. Дети играли в город, в котором нужно было обустроить жизнь и сделать город процветающим. И детям просто была дана такая сказочная тема. Дети, которые живут в современном пространстве, они же все считывают. И этот впитывающий разум, который в свое время открыла Мария Монтессори, здесь проявляется. Когда мы начали спрашивать детей, дети сказали: «Понимаете, город же должен жить. И поэтому нужны налоги, которые нужно собирать, их нужно платить. Мы же будем торговать с другими городами и с другими странами, поэтому нужна таможня». И эти открытия, понимаете, их никто не заставлял делать. Они просто играючи вытащили из себя эти знания. И сама программа нацелена на то, чтобы сформировать у ребенка здоровое понимание предпринимательства, как жизненной позиции, как определенного уклада жизни. Потому что есть у нас этот вопрос, мы его не любим, мы всячески его избегаем, но - сегодня кто у нас предприниматель в общественном сознании?

 

Делец.

 

Вера Пупырева: Делец. Это тот, кто ворует, это тот, кто нечестно зарабатывает. И при этом совершенно упускается из виду, что среди этого слоя людей... Он немногочисленный, но он развивается, потому что диалектика жизни неуклонна... Там очень много талантливых, интересных, думающих людей. Мы их видим каждый день среди наших родителей. И это всегда было в российском, в русском предпринимательстве. Мы просто утратили эту культуру. И когда мы говорим об этой программе, мы говорим о том, что нужно просто вспоминать о том, что есть наши корни. И что, в принципе, у нас были и Строгановы, и Демидовы, и так далее. А кто сказал, что их не может быть сейчас? И важно, чтобы у ребенка в этом месте сформировалась своя разумная и культурная позиция, а не какой-то стереотип типа того, что… а, предприниматель, ну дак понятно все с тобой!

 

Вера Геннадьевна, спасибо большое за этот разговор.


Обсуждение
2917
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.