Верхний баннер
11:11 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

10.03.2013 | 16:00
Качество дошкольного образования

Юлия Балабанова: Добрый день, это «Внеклассное чтение»  на «Эхе Перми» у микрофона Юлия Балабанова. Сегодня поговорим о качестве дошкольного образования. В информационном пространстве  нашего края традиционно активно обсуждается проблема нехватки мест в детских садах и строительство новых. Какого детям и родителям, которые, якобы, оказались в числе счастливчиков, таки попали в детский сад, никто обычно не говорит. А иногда там бывает весьма и весьма несладко. Этот вопрос решили поднять инициаторы круглого стола, который прошел в конце февраля, во-первых, это Майя Горбунова, мать троих детей детсадовского возраста, сегодня она у нас в студии, здравствуйте, Майя.

 

Майя Горбунова: Здравствуйте

 

Ю. Балабанова: И  специалист аналитического центра «Грани», от лица которых сегодня в нашей студии Татьяна Грищукова.

 

Татьяна Грищукова: Здравствуйте

 

Ю. Балабанова: Добрый день, Татьяна. Спасибо, что вы пришли. К сожалению, на вашем круглом столе не смогли присутствовать представители пермского городского департамента образования, но, зато, сегодня с нами на телефонной связи будет начальник сектора дошкольного образования департамента образования администрации Перми Вера Васильевна Спаданейко, сейчас она должна слушать наш эфир и она собиралась присоединиться к нам с комментариями минут через 10. Давайте сначала определимся, когда мы будем говорить о качестве дошкольного образования, что мы будем в первую очередь иметь в виду, то есть это непосредственно собственно образование: подготовка к школе, развитие навыков счета, чтения. Или же мы будем говорить о питании и уходе? В новом законе об образовании, насколько я понимаю, эти составляющие будут принципиально разделены.  По итогам вашей аналитической работы, которую вы проводили перед круглым столом, какая из этих составляющих оказалась наиболее проблемной?

 

Т. Грищукова: Ну, наверное, я начну.

 

Ю. Балабанова: Да, Татьяна начнет.

 

Т. Грищукова: Я хотела сказать, что, безусловно, большие опасение и у родителей, и по итогам того, что мы смотрели, нормативно-правового, конечно, меньше упакован нормативкой, это процесс ухода и присмотра за детьми. Потому что, все, что касается качества образования, так или иначе, за этим наблюдают контрольно-надзорные органы, изучают эту ситуацию.  Делают срезы и так далее. А вот все, что касается присмотра и надзора за детьми, то, ради чего родители приводят в детский сад детей, чтобы там за ними, как следует, наблюдали и дети были здоровы, упитаны и счастливы, как раз с этим есть большие проблемы.

 

Ю. Балабанова: Майя, я так понимаю, что вы, как раз, сама мама, кроме того, вы общались с большим количеством родителей, которые столкнулись с теми же проблемами, что и вы. Вы согласны, что сегодня самая большая головная боль как раз касается содержания ребенка в детском саду?

 

М. Горбунова: Я могу рассказать на собственном опыте, что в последние 4 года, по крайней мере, в нашем детском саду, я сталкиваюсь с проблемой, когда постоянно уходят воспитатели. За 4 – 5 лет у нас сменилось порядка 9 воспитателей. Причем, как они сами говорят, они уходят из-за маленькой заработной платы.

 

Ю. Балабанова: А куда они уходят?

 

М. Горбунова: Наша последняя воспитательница, которая нам очень нравилась, она воспитатель начальных классов была, она ушла в частный детский сад. Ей там предложили зарплату в 2 раза больше и, так оказалось, что садик рядом с домом, и мы не смогли ее удержать, потому что она работала одна с 7 утра до 7 вечера, дети взрослые, перед школой, с ними надо постоянно заниматься, у нее своих двое детей.

 

Ю. Балабанова: А почему она работала одна? Потому что не хватает кадров или она намеренно брала 2 ставки, как это делают многие воспитатели?

 

М. Горбунова: Я думаю, что она ненамеренно это делала, потому что она периодически говорила, что ей тяжело работать, и мы обращались к заведующей, заведующая говорила, что найдет второго воспитателя, но не смогла, потому что никто не шел.

 

Ю. Балабанова: То есть,  вообще, в принципе, стоит острая кадровая проблема в садах, то есть работать некому?

 

Т. Грищукова: Ну, квалифицированных кадров нет.

 

Ю. Балабанова: Вопрос квалификации поголовного количества людей, что можно сказать о квалификации?

 

Т. Грищукова: Ну, на сегодняшний день видно, для этого даже не нужно изучать нормативно-правовую базу, открываем любую газету и видим, что приглашаются в детские сады для работы воспитателем люди, которые имеют собственных детей, как минимум, иметь специальное образование – это не обязательно, хотя бы просто имеют опыт общения с детьми. Я не уверена, что это уровень квалифицированного работника дошкольного образования.  

 

Ю. Балабанова: Так, вот у нас вопрос нехватки кадров, вопрос квалификации, но, мне кажется, когда мы говорим о качестве и о том, что родители хотели бы видеть какое-то определенное качество, а они его не видят, мы, в первую очередь, должны говорить о каких-то стандартах. То есть, когда я привожу ребенка, причем, эта проблема актуальна не только для государственных садиков, в муниципальном саду говорят, вам у нас не нравится, идите в частный, а в частных приходят родители и ничего не меняется, они выкладывают денег больше, но они не понимают, по каким стандартам там содержатся их дети, что они могут требовать, чего не могут. Потому что в договорах, как правило,  прописаны общие вещи и, так называемый, паспорт услуги, если мы говорим о муниципальных садах, то муниципальный, если мы говорим о частных, то частный, он радетелю даже не предоставляется. То есть, родитель, он вот этой номенклатуры, он даже не видит. Или, все-таки, есть возможность где-то это посмотреть, получить, понять? Что ему гарантирует государство и администрация детского сада?

 

М. Горбунова: Да, должно ли быть двое воспитателей на группе?

 

Ю. Балабанова:  Сколько детей на воспитателя, какое должно быть меню? Разнообразие продуктов, какой должен быть набор игрушек, развивающих материалов? Татьяна, вы прорабатывали этот  вопрос?

 

Т. Грищукова: Да, этот вопрос ко мне, сижу, соображаю, потому что вы перечислили такой спектр вопросов, которые, естественно, не содержатся в одном документе на данный момент, он разбросан по различным нормам, требованиям.

 

Ю. Балабанова: Но, вы говорили, что в нормативке вы находили муниципальный паспорт услуги?

 

Т. Грищукова: Есть, есть паспорт дошкольной образовательной услуги, он прописывает процесс предоставления услуги в детском саду, расписывает, в какой-то части, что конкретно родитель может требовать, он, конечно, не все содержит, калории, СанПиНы, требования совершенно другого уровня…

 

Ю. Балабанова:  Надо в другой части нормативных документов искать?

 

Т. Грищукова: Да, я думаю, что все-таки, если отвечать на ваш вопрос, в первую очередь, это задача руководителя донести до родителей, как выглядит продуктовая корзинка в детском саду, как выглядит нагрузка воспитателя, на что можно посмотреть в нормативном смысле и где это прописано. Это работа руководителя учреждения с родителями, с потребителями услуги. В данном случае, с родителями.  

 

Ю. Балабанова: Я знаю, что все сады сейчас обязаны вывешивать на своих сайтах устав, программу, как вы считаете, я не нашла вот этого паспорта услуги на сайтах детских садов, должны ли сады вывешивать подробно такую информацию на сайтах?

 

Т. Грищукова: Безусловно, должны, все-таки, это какой никакой документ, к нему есть некоторые претензии, он не очень полный, в некоторых местах спорный, но это документ, на который они опираются в своей деятельности, это минимальный пакет, который предоставляет учреждение, поэтому, этот паспорт услуги, допустим, если проводить аналогию с государственными услугами, они вывешивают административные регламенты, что конкретно по этой услуге должен получить потребитель. Так и здесь.  Это должно быть размещено в отрытой сети, как минимум на сайте www.permedu.ru, конечно.

 

Ю. Балабанова: Наш городской образовательный портал, где очень подробно расписаны все шаги по регистрации, по попаданию детей в детский сад, а дальше, как говорится, тишина. Никаких других документов, которые бы регулировали уже пребывание ребенка в детском саду, на этом портале на сегодняшний день нет. И еще одна важная проблема, которая всплыла благодаря вашему круглому столу, около 40% детских садов в Пермском крае сегодня работают без лицензии.

 

Т. Грищукова: Это да. Это большая проблема нашего города, цифра была озвучена инспекцией по надзору и контролю в сфере образования, представители которой были у нас на круглом столе, они отметили, что именно те сады, которые имеют лицензии проверяются этой инспекцией на качество предоставления услуги, на качество вообще, все, что остается за кадром, они фактически ни кем не проверяются.  

 

Ю. Балабанова:  Получается, что в  двух случаях из пяти…  Кстати, это касается и муниципальных, и частных садов, когда мы говорим  о 40% без лицензии?

 

Т. Грищукова: Муниципальные садики в первую очередь, а платные коммерческие садики, те, которые имеют лицензию, они безусловно входят в этот контроль и надзор этой инспекции, а все остальные, тут большой вопрос, потому что есть садики, которые вообще работают, не афишируя себя, и это большая проблема. 

 

Ю. Балабанова:  То есть, когда мы говорим о 40%, мы говорим о муниципальных садах за вычетом какого-то количества коммерческих садов, которые вообще никаким образом себя не светят?

 

Т. Грищукова: Да.

 

Ю. Балабанова: Хорошо. И эта проблема, она носит чисто бюрократический  характер или мы сталкиваемся с какими-то серьезными рисками и можем наблюдать последствия работы без лицензии. Можете провести какую-то параллель между отсутствием лицензии и качеством, которое вы наблюдали, по крайней мере, по результатам анкетирования родителей.

 

Т. Грищукова: Результаты анкетирования – вещь очень внутренняя, и, если бы, они выкладывались в открытую среду, было бы очень здорово, но, насколько я понимаю, это внутреннее, ведомственное, которое собирается собственно внутрь департамента образования, и такое же анкетирование проводит инспекция, о которой мы сказали выше.  Опять же, внутри ведомства, хотя они в своем отчете пишут, что удовлетворены родители качеством либо не удовлетворены качеством обслуживания в детских сада, там у них в процентном соотношении это все есть. Поэтому, мне сложно ответить, как это влияет. Думаю, единственное, что может показать, влияет отсутствие лицензии или нет – это надзорные органы, которые проверяют детские сады. Если, в детских садах начнут повально вспыхивать какие-то катаклизмы, пожары и так далее, тогда, конечно, это будет говорить, вот вам и результат.

 

Ю. Балабанова: Хорошо, тогда давайте мы сейчас будем связываться со специалистом, который, может быть, более предметно сможет ответить на эти вопросы, особенно, которые касаются лицензирования. Напоминаю, у нас на связи сейчас будет Вера Васильевна Спаданейко, это начальник сектора дошкольного образования я департамента образования администрации Перми. Вера Васильевна, здравствуйте, вот мы сейчас… Во-первых, удалось ли вам послушать наш эфир? 

 

Вера Спаданейко: К сожалению, не удалось. Даже расстроилась по этому поводу. Но, тем не менее, попробую включиться в эфир.

 

Ю. Балабанова: Мы сейчас говорили о том, что результаты круглого стола, который прошел в аналитическом центре «Грани», показал, что у 40% детских садов нет лицензии на осуществление образовательной деятельности. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию, насколько велики риски, чем это может грозить?

 

В. Спаданейко:  Да, действительно, такая проблема у нас существует в городе Перми, но, я хочу, чтобы жители, родители, были немножко оптимистичны. И сказать, что департамент образования, администрация Перми в этом направлении не работают, было бы неправильно. На сегодняшний день у нас половина, 55% образовательных учреждений, эксплуатируются более 40 лет, в связи с чем, требования, которые предъявляет Роспотребнадзор, санопедемные нормы, они им соответствуют. На содержание заведений ежегодно городом выделаются достаточно большие средства, за 2007 – 2012 годы было направлено бюджетное финансирование более 1,5 миллиардов рублей. В результате более 90 лицензий были продлены. Если детский сад не ремонтировался на протяжении 40 лет, мы их не можем закрыть все разом, потому как, это будет тоже и социальный взрыв, закрыть даже 1 учреждение, распределить 200 детей по другим садам, это проблема, но, тем не менее, мы все для этого делаем. В 2012 году было отремонтировано и введено в состояние 35 дошкольных учреждений и проведено 3 обследования зданий, они готовятся к восстановлению и принятию новых дошкольников. На 2013 год запланировано 8 зданий на капительный ремонт,  на этой выделяется 370 миллионов рублей. Сделан капительный ремонт 10 закрытых ранее зданий, на это дополнительно выделен еще 1 миллиард рублей. Так что, мы пытаемся поддерживать нормативное состояние.

 

Ю. Балабанова: Я правильно понимаю, что отсутствие лицензии оно, в первую очередь связано с состоянием самих зданий, и никаким образом не связано с содержанием образования, с состоянием кадров?

 

В. Спаданейко: Не всегда это связано, а может, напрямую и не связано, потому что лицензию не могут получить учреждения, потому что они на сегодняшний день не соответствуют современным требованиям, проемы не соответствуют современным требованиям, нет аварийных выходов со второго этажа, здания, которые построены 40 лет назад. Для того, чтобы это построить, эвакуационный выход и проемы, требуется закрытие учреждения.

 

Ю. Балабанова: Хорошо, с другой стороны, что мы можем сказать родителям, которые не получают никакой гарантии на дошкольное образование. Как сейчас сказала Татьяна Грищукова, представитель центра «Грани», получается, что надзорные органы не обследуют сады, у которых нет лицензии. То есть, какие-то возможные нарушения даже не могут быть выявлены.   

 

В. Спаданейко: Ну, какие нарушения не могут быть выявлены? Департамент образования следит за этими учреждениями, мы ежегодно проводим мониторинг дошкольных образовательных учреждений. Выстраиваем их по направлениям.

 

Ю. Балабанова: Я правильно понимаю, что результаты мониторинга в том рейтинге дошкольных учреждений, который вывешен на городском образовательном портале?

 

В. Спаданейко: В данном мониторинге оценивается качество услуг.

 

Ю. Балабанова: А по каким параметрам оценивается качество? И где вывешивается?

 

В Спаданейко: Регулярность получения услуги дошкольного образования, уровень усвоения общеобразовательной программы, в том числе создание условий для усвоения программы, оснащенность . Эти все параметры руководители должны освоить.

 

Ю. Балабанова: Вера Васильевна, а где вывешиваются результаты? Вот, мы видели результаты рейтингования, и они немного отличаются от того, что вы сказали. А то, что вы сейчас озвучили, где можно посмотреть эти результаты или это чисто внутренняя информация?

 

В. Спаданейко: Рейтинг вывешивается на портале.

 

Ю. Балабанова: Рейтинг, мы знаем. Что касается ваших мониторингов, которые вы сейчас упомянули. Где можно посмотреть  эти результаты? Хотелось бы узнать, есть ли у нас в Пермском крае какой-то средство обратной связи, чтобы родители не собирали круглые столы, не выходили на СМИ, а напрямую обращались к руководству садов и к тем, кто стоит над этим руководством.

 

В. Спаданейко: Обратная связь должна существовать и она существует в образовательных учреждениях для тех родителей, которые хотят эту обратную связь получить. Ежемесячно в дошкольных учреждениях проводятся родительские собрания, на которых обсуждают итоги образовательной деятельности дошкольников, обсуждают проблемы детского сада, в случае, если есть жалобы, недоразумения, родители могут обращаться в районных отдел образования.

 

Ю. Балабанова:  Каким образом они могут обращаться? Они должны записываться на прием к специалистам в индивидуальном порядке?

 

В. Спаданейко: Достаточно позвонить, можно в рабочие часы позвонить. Допустим, мне очень часто звонят родители с разными проблемами, которые возникают в дошкольном учреждении и мы в оперативном порядке с руководителями решаем эти проблемы.

 

Ю. Балабанова:  С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?

 

В. Спаданейко: Родители обращаются чаще всего с режимом работы дошкольного учреждения, организацией питания, организацией прогулок, режимом дня.

 

Ю. Балабанова: Если выясняется, например, что воспитатель работает одна в 2 смены, она физически не может детей дважды выводить на прогулку или вообще этого не делает, ориентируясь на погодные условия, как вы, как департамент можете на это повлиять?

 

В. Спаданейко: Я думаю, что вот это частная проблема, что воспитатель работает в 2 смены, в большинстве случаев, сейчас сам воспитатель заинтересован работать в 2 смены,  потому что от этого зависит его заработная плата.

 

Ю. Балабанова: У нас распространена ситуация, когда один воспитатель целый день с детьми и это – нормально.

 

В. Спаданейко: Нет, это не нормально. Потому что, насколько я знаю, сейчас во многих учреждениях даже нет мест, чтобы устроиться на работу. Это, наверное, единичный случай, о котором вы говорите. Департамент образования напрямую помочь не может, хотя у нас есть банк данных,  есть вакансии, но, в основном, это проблема руководителя.

 

Ю. Балабанова: Мая Горбунова, инициатор круглого стола, мать троих детей, хочет прокомментировать немного ситуацию.

 

М. Горбунова: Вера Васильевна, добрый день. У меня двое детей хотят в один сад, третий – в другой. Мы говорили с родителями нашего района, это не единичный случай. Знаете, у нас в саду не хватает 9 воспитателей. Очень много, где в группах работает воспитатель один. Как минимум, я знаю случаев 15.

 

В. Спаданейко:  Это общие фразы, конкретно нам назовите учреждения. Насколько я знаю, хотя я напрямую не занимаюсь данной проблемой, департамент образования приглашает руководителей учреждений, у которых существует данная проблема, и мы вместе стараемся выйти из этой ситуации, подключаем образовательные учреждения, которые готовят работников дошкольного образования и первое педагогическое училище, и институт педагогический наш, факультет, который готовит к дошкольной педагогики.

 

М. Горбунова: Вера Васильевна, я обращалась к Людмиле Анатольевне, она сказала, что возьмет на контроль, но уже прошло несколько месяцев, ничего не изменилось в принципе.

 

Ю. Балабанова: Мы договорились, в рамках эфира не называть конкретные сады, это было бы немного некорректно, тыкать пальцем. Мы просто называем конкретные проблемы, которые существуют и  родители о них говорят,  и в рамках круглого стола они поднимались. Ну, хорошо…

 

В. Спаданейко: Могу согласиться, что кадровая проблема действительно существует, но это в некоторых детских садах, могу даже назвать. Это зависит, все-таки, от руководителя учреждения. Потому что, если руководитель правильно руководит учреждением, и формирует фонд заработной платы, никто никуда из его  дошкольного учреждения не уходит. Но это уже другая тема.

 

Т. Грищукова: Вера Васильевна, вопрос: я бы хотела вернуться немножко, чуть раньше отмотать, что мы говорили про обращение родителей с жалобами или предложениями, в паспорте услуги указан такой механизм обращений как жалобная книга, книга жалоб и предложений,  как она работает? Если я оставляю там какие-то отзывы или родитель…

 

Ю. Балабанова: Где ее можно взять?

 

Т. Грищукова: Понятно, что она должна размещаться в детском саду, выставляться по первому требованию, это понятно, кто ее читает? Кто получает информацию, кто работает с жалобами, как работает этот механизм, мы не очень это понимаем?  

 

В. Спаданейко: Если вы обратились с жалобой к руководителю образовательного учреждения, он обязан в установленный срок рассмотреть вашу жалобу и довести до вашего сведения или в письменной или в устной форме, как вы этого захотели.

 

Ю. Балабанова: Форму жалобы в какой форме мы можем подавать?

 

В. Спаданейко: Вы можете жаловаться устно, можете – письменно.

 

Ю. Балабанова:  А вот конкретный такой инструмент, книга жалоб и предложений, которую мы могли наблюдать в любом магазине, в детских садах она тоже должна быть, насколько я понимаю. Работает ли кто-то с этой книгой, которая представляет собой некоторый физический предмет?

 

В. Спаданейко: С ней должны работать руководители, а если идет проверка, допустим  документации или делопроизводства, тогда, в рамках этой проверки, будет изучаться и эта книга.

 

Т. Грищукова: А кто будет?

 

Ю. Балабанова:  И как часто?

 

В. Спаданейко: Ну, во-первых, это департамент образования по плану департамента образования.

 

Ю. Балабанова: А с какой частотой они проводятся, раз в год, раз в полгода, раз в месяц?

 

В. Спаданейко: Ну, вы понимаете, 142 учреждения, естественно, что ежегодно проверить каждое учреждение невозможно, но порядка 10 – 15 ежегодно проверяем.

 

Ю. Балабанова:  То есть, раз в несколько лет эту книгу, возможно, кто-то прочитает.

 

В. Спаданейко: Ну, во-первых, это зона ответственности руководителя. Допустим, если вы заявили какую-то жалобу, вы уже потребуете ответ. Есть или нет ответ на ваш вопрос. 

 

Т. Грищукова: Получается тогда, что если у меня жалоба, которую может решить руководитель, то я могу пользоваться либо устным замечанием, либо жалобной книгой. Если у меня вопросы, которые лежат в сфере более сложной…

 

Ю. Балабанова:  Руководитель говорит, я ничего не могу сделать.

 

Т. Гривщавикова: То мне нет смысле писать в жалобную книгу?

 

В. Спаданейко: Обращайтесь к нам в департамент образования, будем решать.

 

Т. Гривщавикова: В этом случае жалобная книга не нужна, она как бы и не работает?

 

В. Спаданейко: Ну, я не знаю, думаю, в любом учреждении эта желобная книга работает.

 

Ю. Балабанова: Спасибо. Вера Васильевна, еще один вопрос, который мы с вами предварительно обсуждали, насколько мне известно, в единичных садах нашей страны введены, так называемые, международные стандарты системы менеджмента качества, в Перми, например, такой садик есть, он один, сегодня в рейтинге он занимает первое место по уровню подготовки кадров. Как вы оцениваете перспективы распространения такого опыта? Не просто мониторинга качества раз в несколько лет, а именно сознательного и системного управления качеством в детских садах, это что-то из разряда фантастики или мы можем говорить об этом сегодня?

 

В. Спаданейко:  Управление качеством дошкольного образования – это вопрос уже на протяжении многих лет реализуется в дошкольных учреждениях и создана определённая система управления качеством дошкольного образования, на эту тему очень много исследований, защищено диссертаций.

 

Ю. Балабанова: А как она реализуется конкретно в Перми, система управления качеством?

 

В. Спаданейко: Это скоординированная деятельность руководства и управления. Определяется политикой руководителя. Каждый руководитель в своём дошкольном учреждении, он обеспечивает систему качества, выстраивает. На уровне департамента образования, как я уже говорила, ежегодно выстраивается мониторинг дошкольных образовательных учреждений, анализ их результативности, в рамках данных мероприятий оценивается, в том числе, и качество услуг дошкольного образования.

 

Ю. Балабанова:  Я сейчас говорю о международных стандартах, о, так называемых, стандартах ИСО, когда все управление качеством оно подчиняется каким-то жёстким закономерностям, принятым на международном уровне, о международной сертификации, мы можем говорить о каким-то перспективном направлении?

 

В. Спаданейко: Дело все в том, что у нас на сегодняшний день в системе дошкольного образования установлены федеральные государственные требования, общероссийские. Они представляют из себя совокупность трех требований: это к структуре общей образовательной программы,  к структуре реализации этой программы и к результатам освоения этой программы.

 

Ю. Балабанова: Это федеральные стандарты, я поняла.

 

В. Спаданейко: Что касается условий реализации, содержания в детских садах.

 

Ю. Балабанова: Хорошо. Перед круглым столом проводился ситуационный анализ, как я понимаю, его результаты были направлены в ваш департамент. Вы его получили, у вас есть на руках вот этот вот срез проблем, который подготовили специалисты центра «Грани»?

 

В. Спаданейко: Нет, на сегодняшний день не получили.

 

Ю. Балабанова: Тогда вопрос, наверное, насколько он пригодится вам в дальнейшей работе  бессмысленен. Тогда я спрошу по-другому, нужна ли вам какая-то помощь со стороны родительского сообщества не в формате единичных жалоб, а, может быть, в формате какого-то консолидированного мнения. Потому что понятно, что ресурсов всегда на все не хватает. Ни времени, ни кадров, но принимать решения как-то надо, как бы вам могли помочь родители заинтересованные?

 

В. Спаданейко: Я думаю, что вот сейчас, общаясь с вами, я поняла, что действительно надо организовать такое сообщество, которое снизу будет говорить о тех проблемах, которые мы с высоты департамента не замечаем. Хотя, может быть, и они существуют в единичном дошкольном учреждении, это не специфично для всех детских садов, но, тем не менее,   я бы с удовольствием с ними встретилась и пообщалась о тех проблемах, которые они подняли.

 

Ю. Балабанова:  Спасибо вам огромное, за то, что присоединились к нашему эфиру. Это была Вера Васильевна Спаданейко департамент образования города Перми. А мы продолжаем.

 

Т. Грищукова: Юлия, можно сразу небольшую реплику, по поводу того, что сказала Вера Васильевна и вы. По поводу создания некоторого сообщества, в данный момент на федеральном уровне формируются подходы к осуществлению социальной оценки качества учреждений, поэтому данная системы должна заработать. В данном случае независимая оценка со стороны родителей она должна быть запущена

 

Ю. Балабанова: В каком формате это должно происходить, меня всегда интересуют механизмы, чисто физически. Будут ли собраться, будут куда-то звонить или будут собираться в интернете, голосовать? Как вы это видите, Татьяна?

 

Т. Грищукова: Пока это функционально никак не оформлено, но я это представляю себе… там в подходах, некоторых подходах  обозначено, что это будет рейтингование, в дополнение к тому, что уже существует в департаменте, но, все-таки, направлено больше именно на оценку потребительских свойств данного учреждения. Все, что мы видим в рейтинге, который волнует департамент образования, это показатели финансовой успешности. Максимально близкие к оценке эффективности учреждения чисто бюрократические.  

 

Ю. Балабанова:  Та история,  о которой, например, много говорили в связи с закрытием университетов и институтов. То есть, когда  эффективность деятельности оценивается по  максимальному количеству использования площадей, вовлеченных средств.

 

Т. Грищукова: Да, да, в данном случае, видимо, здесь идет речь о том еж, рейтинг, его можно посмотреть, он выложен в открытой среде, показатели, в том числе там же содержатся, можно по ним посмотреть, по каким показателям детский сад выходит на первое, второе или третье место. И, кстати, как на нашем круглом столе руководители детских садов отмечали, что их совершенно не волнует, не беспокоит, на каком месте они находятся.

 

Ю. Балабанова: Почему?

 

Т. Грищукова: Потому что для них важно, те директора, заведующие, которые у нас были, для них как раз важно, как оценивают родители деятельность учреждения, когда они сами ощущают, что все идет правильно.

 

Ю. Балабанова:  То есть, родительская экспертиза важна не только для родителей, но и для поставщиков услуги?

 

Т. Грищукова: Только в этой связке можно понять, в правильную сторону ты двигаешься или нет. Понятно, что есть еще профессиональная оценка и в данном случае инспекция по контролю и надзору она правит, она подправляет, этот вектор дает, но, тем не менее, родители, как потребители услуги, всегда могут правильно подсказать. Этот процесс организовать лучше, ведь каждый из родителей знает, как правильно подойти к ребенку и в данном случае, подскажет.  

 

Ю. Балабанова: Понятно, если сейчас говорим о мониторинге качества, мне бы хотелось пойти дальше, побыть еще чуть-чуть более наглой. Мы говорили  о муниципальном паспорте услуги, было бы замечательно, если бы во всех садах этот необходимый минимум соблюдался, был описан, чтобы каждый родитель  мог беспрепятственно с ним ознакомится, можем ли мы, как вы считаете, как родительское сообщество, вы, как мама, вы, как мама, я, как мама двоих детей, такие же родители, участвовать не только в мониторинге, но и в формировании стандартов качества, то есть, на самом деле выступать заказчиком, формировать какой-то свой запрос к системе образования, способны ли наши родители на это и, во-вторых,  могут ли быть какие-то механизмы для этого

 

М. Горбунова: Я думаю, что сегодня, на сегодняшнем уровне, где находится группа родителей на обсуждении, мы могли бы сформировать вот эти стандарты качества, имея свой опыт общения с детскими садами. Для меня, в первую очередь, это квалификация сотрудников.

 

Ю. Балабанова:  То есть, параметры, которым должен удовлетворять квалифицированный сотрудник, педагог в детском саду?

 

М. Горбунова: Да.

 

Т. Грищукова: Да, я думаю, это реально. Что касается самого процесса, кто будет в этой группе, как будет собираться, как будет проходить вся эта деятельность и в последствии, как она будет реализовываться.

 

Ю. Балабанова: Ну, Татьяна, я так поняла, что центр «Грани» после проведения круглого стола планирует еще ряд мероприятий на эту тему, можете  чуть-чуть рассказать, чтобы родители, которые слушают, может, захотят присоединиться.

 

Т. Грищукова: Думаю, Майе проще об этом рассказать.

 

М. Горбунова: На круглом столе, когда он закончился, мы поговорили с единственным представителем администрации города, Анастасией Зыряновой, она из  управления социальной политики, она сказала, что ждет вопросы от родителей и организует встречу с Алексеем Грибановым и Людмилой Гаджиевой, вот мы сейчас эти вопросы готовим. Думаю, что диалог продолжится. Вот, мне понравилось, что Вера Васильевна сказала, что готова встречаться с родителями, думаю, мы на нее тоже выйдем, пригласим ее на это встречу.

 

Ю. Балабанова:  Думаю, что продвинутый пользователь интернета сразу же представляет себе такую площадку, может быть не форум, может быть что-то еще, где можно было бы задавать вопросы. Я знаю, Татьяна, что вы готовите какую-то  карту. Эта карта, скажем так, проблемных мест дошкольного образования. Что это такое, расскажите о ней. Или карта, это как раз вот такой ситуационный анализ?

 

Т. Грищукова: Да, мы называем это картой проблем. То, что мы обозначили к обсуждению, к дискуссии, карта проблем, которые мы видим, которые мы нашли по итогам обсуждения с родителями, с родительским сообществом, мы обозначили их в виде проблемных зон, это была наша карта. То, что мы видим нашим вкладом, то, что мы видим по итогам на коротком расстоянии сделать, мы бы хотели сделать такую памятку для родителей, которые сейчас будут вступать в процесс выбора дошкольного учреждения, сейчас как раз будет происходить распределение детских садов, весна, горячая пора,  я думаю, что было бы очень логично дать родителям инструмент, чтобы родители понимали, по каким правилам, что они должны потребовать от администрации, когда выбирают детский сад. Если это не лицензированный детский сад, тогда я буду требовать, чтобы мне дали лицензированный детский садик, если это лицензированный, не упакованный штат сотрудников, то я буду просить, чтобы мне дали укомплектованный штат. Что мне нужно потребовать от руководителя администрации, чтобы я была информированным или, как любят теперь говорить в департаменте образования, компетентным родителем.

 

Ю. Балабанова: Вот, смотрите, такие компетентные родители, они, на самом деле, создают огромное количество неврозов для детских садов, и, по сути, создают конкурентную ситуацию, уже сейчас декларируется свобода выбора родителя того детского сада, в который он может пойти. Я давно уже не пристраивала детей в детский сад, не знаю, насколько сейчас эта свобода поддерживается, может, Майя, вы подскажите?

 

М. Горбунова: Вот, на сайте, как он звучит, www.permedu.ru, там, когда заполняешь анкету, чтобы устроить ребенка в детский сад, это можно сделать через интернет, там можно указывать желаемые детские сады.

 

Ю. Балабанова: Хорошо. Нет гарантии, что ты попадешь именно туда. Потому что туда могут желать попасть 50% родителей, а вас перераспределят куда-то в другие сады, но, тем не менее, какое-то подобие конкуренции уже создается. Вот это хорошо или плохо, конкуренция среди детских садов?

 

Т. Грищукова: Я думаю, что это хорошо. Автономные некоммерческие организации, которыми сейчас пребывают большая часть детских садов, это все-таки, более рыночное учреждение, которое, несмотря на то, что получает финансирование от муниципалитета, оно имеет возможность зарабатывать и настраивать свою услугу так, чтобы она была конкурентной на рынке.

 

Ю. Балабанова: Я бы хотела вкратце обсудить те перспективы, хотя я понимаю, что эта тема для отдельной программы, что нам сулит новый закон об образовании, насколько я понимаю, он приводит к еще большей  конкурентной составляющей и развязывает руки родителям.  

 

Т. Грищукова: Думаю, что сейчас общий тренд развития образовательных учреждений, в том числе дошкольных образовательных учреждений, это увеличение их индивидуальной заинтересованности в клиенте. Потому что все федеральные законы, указы, решения президента гласят о том, что нужно конкурировать за потребителя.  

 

М. Горбунова: Мне кажется, что в этом ключе нужно заведующим детских садов дать большую свободу, что ли, потому что, насколько я поняла, заведующие детских садов находятся в состоянии двойного огня: от департамента образования, а снизу от родителей. И они не могут сами решить проблемы и им не помогают.

 

Т. Грищавикова: Да, и вся проблема лежит на руководителях, хотя департамент образования оценивает работу учреждения именно через работу руководителя. На них, конечно, двойной груз. 


Обсуждение
2156
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.