Верхний баннер
16:56 | ЧЕТВЕРГ | 24 ИЮНЯ 2021

$ 72.33 € 86.33

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

07.04.2013 | 15:00
Победитель конкурса "Учитель года-2012" на "Эхе Перми"

Добрый день, это программа «Внеклассное чтение». У микрофона Юлия Балабанова. Сегодня у нас достаточно представительный набор гостей. Поводом для нашего разговора стал конкурс «Учитель года-2012», который буквально на днях завершился в Пермском крае. Сегодня я хочу представить тех, кто в нем участвовал, работал в составе жюри. Во-первых, это наш самый главный победитель, человек, который стал абсолютным чемпионом, получил премию губернатора  Наталья Ахмадуллаевна Трушева, учитель химии. Лицея №8. Здравствуйте.

 

Наталья Трушева: Здравствуйте.

 

Во-вторых, хочу представить председателя жюри, который возглавляет жюри уже 24 года, Владимир Иванович Кочуровский. Добрый вечер, Владимир Иванович.

 

Владимир Кочуровский: Добрый день.

 

Владимир Иванович почетный гражданин Пермского края, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России, академик Российской академии естествознания. И третий гость нашей студии, человек, который в прошлом году стал лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года-2012», в этом году входил в состав жюри конкурса в Пермском крае, учитель географии Ирина Александровна Баскевич. Добрый день.

 

Ирина Баскевич: Здравствуйте.

 

Давайте сначала поговорим о том, как прошел конкурс в этом году. Были ли, отличая, особенности. Какие новые тенденции в школьном и не только школьном образовании вы смогли отметить. Владимир Иванович.

 

Владимир Кочуровский: Прежде всего, хочу сказать, что конкурс «Учитель года» в нашем крае прошел очень интересную, богатую историю. На протяжении этих лет конкурс получил достаточно серьезное развитие по масштабам, качественному уровню, если первые годы конкурсанты в основном демонстрировали репродукцию каких-то наиболее значимых методов обучения, появившихся технологий. То в настоящее время здесь демонстрируется творчество, креативность конкурсантов. Совершенно иной уровень реализации всех задач, связанных с организацией и проведением процесса обучения. Надо сказать, что последние годы конкурсанты очень активно используют компьютерную технику.

 

Я так понимаю, что они должны это делать. По последним стандартам компьютеризация образования – вещь необходимая.

 

Владимир Кочуровский: Да, но как используется это оборудование. Дело в том, что, прежде всего, техника позволила несколько уменьшить традиционную рутинную работу учителя.  Сейчас, используя различного рода презентации, есть возможность оптимизировать процесс обучения. Дело в том, что временные рамки очень ограничены. Чтобы достичь высоко эффекта,  самое главное, что сегодня отличает урок – это высокий уровень познавательный активности учащихся.

 

Наталья Ахмадуллаевна, скажите, вы в первый раз участвовали в конкурсе?

 

Наталья Трушева: В этом конкурсе в первый раз.

 

А в каких вы еще участвовали?

 

Наталья Трушева: На самом деле, для учителей Пермского края есть большое поле для реализации себя, для проверки своих способностей, как профессионала. Достаточно много было разных конкурсов на уровне города, края.

 

«Учитель года» Пермского каря – это самый солидный?

 

Наталья Трушева: Да.

 

Насколько я понимаю, вы должны не только провести какие-то открытые уроки, но и какое-то подобие классного часа.  Пообщаться с детьми. Самое интересное, что я увидела, это защита управленческого проекта. То есть, у нас все учителя, мало того, что они должны быть носителями предметных знаний, они должны быть и менеджерами  самих себя.

 

Наталья Трушева: На самом деле, управленческий проект был в номинации лидер в образовании. Для директоров и замдиректоров.  А у нас было испытание «Круглый стол образовательных политиков». В котором мы участвовали.

 

Что для вас стало самым сложным испытанием? По поводу чего вы больше всего переживали?

 

Наталья Трушева: Самые большие переживания были связаны с мероприятием «Разговор с учащимися» мне казалось, что здесь может быть самое непредсказуемое развитие событий. Дети разные, современные.

 

Вы их видели первый раз, какого возраста они были?

 

Наталья Трушева: Естественно, первый раз. Это были учащиеся 9-о класса. Несмотря на мои опасения все сложилось благодаря детям.

 

А какая была тема?

 

Наталья Трушева: Мы говорили по понимании. О том, что нужно сделать для того, чтобы тебя поняли.

 

Несколько провокационный вопрос к членам жюри. Что помогло и нашей сегодняшней гостье,  и другим победителям достичь этого успеха. Что вас подкупило, что явилось признаком несомненного профессионализма.

 

Владимир Кочуровский: Хочу сказать, что на этом конкурсе мы, прежде всего, имели возможность почувствовать уникальное проявления личностных и профессиональных качеств каждого педагога. Вообще, конкурсы подобные как раз позволили не только членам жюри, но всей общественности Пермского края посмотреть на современного, творчески работающего педагога. Это очень важно. Конкурс – это одна из форм, где можно показать свои лучше качества, которые необходимы. Это умение осуществлять очень эффективное общение с учащимися. Проявлять гуманистические чувства к каждому ученику без исключения. Здесь особенно важно проявлять эти чувства, поскольку встреча с совершенно неизвестными учениками. Хочу сказать, что ученики тех образовательных учреждений, где проходят этапы конкурса – это настолько уважительно относящиеся к конкурсантам личности, они именно помогают конкурсантам раскрыться.

 

То есть, какие-то тепличные были условия?

 

Владимир Кочуровский: Не сказать, что тепличные. Это создавало хороший настрой. Не было никаких причин, для того, чтобы чрезмерно волноваться.

 

Любой конкурс задет некие стандарты. Критерий оценки человека, который в нем участвует, это как раз те самые стандарты, которые сейчас важны в образовании?

 

Ирина Баскевич: Сначала, хотела бы добавить, что эксперты видят участников конкурса не только на очных мероприятиях, а есть заочный тур, в котором принимает участие большое число педагогов.  В данном случае 48 педагогов Пермского края принимали участие на первом этапе. Я, как эксперт, заметила Наталью Ахмадуллаевну еще на заочном этапе. Потому что в портфолио была видна ее работы с детьми. Конференции, проекты, которые она делает. Помогает, сопровождает детей. А что касается стандартов, я  побывала сначала на городском, потом на краевом, потом на всероссийском конкурсе. У меня достаточно сложное отношение к конкурсу, я не до конца разобралась в том, что касается стандартов. С одной стороны, конкурс, это инновационная среда. В принципе, педагогов, которых туда отбирают, отбирают, в том числе, и по критерию соответствия опыта проектам, развивающимся в крае. Наличие в нем инноваций. С другой стороны, человек может работать в этом направлении, при этом может не иметь своего яркого и уникального подхода. С другой стороны, когда ты находишься сам как участник в конкурсе, ты не успеваешь отсматривать других конкурсантов, твое развитие в первую очередь идёт от того, как ты выстраиваешь свою деятельность в рамках конкурса и отсматриваешь потом. Это для каждого учителя тренинг, испытание самого себя на прочность.

 

Насколько конкурс может быть инструментом объективной оценки профессионализма?

 

Ирина Баскевич: Смотря, что мы будем понимать под профессионализмом. Это к сложности среды конкурса. С одной стороны, есть учителя, которые прекрасно проводят уроки, они учат детей искать ответы на вопросы. Но эти педагоги не стремиться свой опыт передавать другим участникам процесса. При этом, что более важно, иметь идею и просто хорошо учить детей? Это риторический вопрос. Каждый решает его для себя.

 

Давайте спросим у участников нашей программы. Что более важно уметь  реализовывать идею, или быть качественной рабочей лошадкой?

 

Владимир Кочуровский:  Дело в том, что мы подошли к такому этапу, когда образовательная репродуктивная система образования исчерпала себя.  Необходимо перейти на креативную образовательную систему. А здесь только в сочетании можно решить эту задачу. Надо сказать, что конкурс как раз позволяет высветить наиболее успешные варианты реализации этой задачи. Затем появляется возможность распространять это на все образовательное пространство Пермского края. В этом еще одна ценная особенность конкурса.

 

Наталья Трушева: Мне кажется, что каждый учитель сам свою стезю выбирает, кто-то генератор идей, а кто-то их реализует. Нельзя сказать, что этот учитель хороший, а этот плохой. Хорошо, когда в коллективе есть и тот и другой тип учителей.

 

Вы сами говорите, что в процессе конкурса учитель не успевает посмотреть на то, что делают другие. Как происходит этот обмен уникальным опытом. В рамках или после конкурса, какие существуют для этого механизмы?

 

Ирина Баскевич: Здесь играет роль личное общение. Часть мероприятий в рамках российского конкурса, когда уже демонстрировались мастер-классы, ты уже смотришь. Потом, когда ты представляешь свои идеи, то находятся единомышленники, люди, которые сидят в зале. Общение строится уже после конкурса таким образом, что уже потом находят тебя, хочешь общаться ты. С теми, кто тебя удивил.

 

Все равно конкурс остается конкурсом. Насколько сильны конкурентные чувства?

 

Наталья Трушева: Может быть, я такой человек, у меня никакого соперничества не возникало. Тем более, если человеку нужна моя поддержка словом, делом. Мне хотелось эту поддержку оказать. Особенно мы сдружились с конкурсантами, с кем участвовали на городе. Мы такой дружной командой представляли наш город на каре

 

Ирина Баскевич: Здесь дух соревновательности не главное в конкурсе. Человек идет на конкурс для того, чтобы поделиться, представить что-то,  что его волнует поднять важный вопрос. Который волнует его и его учащихся. Есть люди, которые проходят на конкурсе как яркое событие. С этими людьми ты хочешь общаться.  Это желание донести идею, метод, результат.

 

Но есть и определенная материальная составляющая конкурса. Мне самой было интересно разобраться в мотивации учителей, которые идут на конкурс. Все-таки при достаточно скромных зарплатах премии от 30 до 50 тысяч в номинациях и 300 тысяч как гран-при, это хороший стимул для учителя. Или я ошибаюсь?

 

Наталья Трушева: Хороший, согласимся.

 

Что двигает учителем, когда он подает заявку? Профессиональное честолюбие, желание получить опыт или это материальный вопрос?

 

Наталья Трушева: В положении ни городского, ни краевого конкурсов сумма главного приза указана не была. О том, что главный приз 300 тысяч, я узнала накануне, перед главными испытаниями. Мне так сказали. Для меня не было принципиально, а какой там главный приз.

 

Владимир Кочуровский:  Я все-таки сторонник того, что такое количество  педагогов участвует в конкурсе, потому что, достигая каких-то вершин в применении авангардных технологий обучения, добиваясь успеха, появляется желание продемонстрировать это, сопоставить с деятельностью коллег. Увидеть, что  ты идешь в верном направлении. После конкурса материал используется очень активно. Он используется нашим центром образования. Материал, который связан с конкурсом, используется на различный курсах повышения квалификации. Это работает активно, стимулирует к следующему конкурсу.

 

Я бы хотела спросить вас, Наталья Ахмадуллаевна, ваши ученики, ваши коллеги, как относятся к вашему участия, к вашей победе. Я так понимаю, что у учителя подготовка к конкурсу занимает очень много времени. Как это вписывается в ваш рабой график.

 

Наталья Трушева: Мне повезло и с коллегами и с учениками. Действительно, много времени уходит на подготовку. Но мои ученики всегда меня поддерживали. Мои коллеги,  несмотря на свою занятость, свои проблемы, морально, слово и делом, готовы были методическую помощь оказать. Некоторые из них заменяли меня.

 

Ирина Александровна, по вашему опыту, как много сил и времени занимает  участие в конкурсах. Насколько это оправдано?

 

Ирина Баскевич: Много занимает времени но, если у тебя есть внутренняя потребность, к развитию, если ты увлечен, то конкурс – это необходимая ступень, которую надо пройти. У меня конкурс занял много времени. Но я  практически не отрывалась от своих ребят. Потому что мы готовились к конкурсным мероприятиям вместе. Ребята являются такими генераторами идей. Все, что я собиралась представить на конкурсе, все проходило через них. Конкурс, он, вроде бы, занимает время, отрывает тебя от непосредственно уроков, но он не отрывает тебя от детей.

 

Хотела бы вас попросить сравнить конкурс прошлого года и этого. Какие новшества, какие требования современности к учителю?

 

Ирина Баскевич: Думаю, что ценности  и взгляды, которыми обладает учитель, это не проходящие ценности. Они остаются прежними. Внутренняя потребность в развитии, она двигала людей и в советской школе. Желание быть единомышленником, сопровождать требования своих учащихся. Это то же, что было раньше. Поскольку вокруг нас меняется мир, направление деятельности, которое двигает учитель, меняется. Мы сегодня можем говорить о синтезе наук.

 

Так называемой метапредметности?

 

Ирина Баскевич: Не только метапредметность. Синтез химии и физики, биологии и физики. Например, журнал Forbes подвел итог, выбрал 10 наиболее востребованных профессий будущего, которые будут востребованы через 25 – 30 лет. Среди них инженер биогенной инженерии, специалист по вопросам Африки.

 

То есть, он должен быть абсолютно универсальным?

 

Ирина Баскевич: Да. Одной из специальностей будущего, кстати, назван универсальный солдат. Это свойство вести переговоры, побуждать к миру противоборствующие стороны. Как в этом случае должен дальше развиваться учитель? Он должен быть универсалом. У него должна быт внутренняя потребность, во-вторых, это должна быть увлеченная личность. Учитель не должен учить учащихся воспроизводить реальность, а учит моделировать, создавать образы, действительность, которых еще нет. Вот это учитель будущего.

 

Владимир Кочуровский: Хочу сказать, что сегодня порог класса должен переступать учитель совершенно другой формации с точки зрения умения развивать виды мышления у своих школьников. Мы все больше подходим к тому, что наша жизнь востребует человека совершенно другого после окончания школы. Учитель должен об том всегда помнить. Конкурсы выводят учительство на совершенно новую ступень реализации всего комплекса задач.

 

Помимо конкурсов, какие еще есть возможности у современных учителей для достижения того, о чем вы говорите. Серьезного повышения совей квалификации, для самообразования. Потому что сейчас все общество обернулось в сторону учителя, смотрит на него с надеждой, ожиданием, а какие ресурсы оно ему для этого дает?

 

Владимир Кочуровский: Во-первых, существует система квалификации. Она модернизируется. Самое главное, что в эту систему приходят многие победители конкурсов учитель года. Это прекрасные методисты. Система конкурсов учитель года выращивает ярких управленцев. Наш министр образования Кассина Раиса Алексеевна так же участвовала в конкурсе учитель года, как учитель еще.  Многие пришли как раз к руководству образовательными учреждениями. Они становятся не только достаточно эффективными  менеджерами, но и формируют педагогический коллектив.

 

Не секрет, что сегодня российская сфера образования переживает период тектонических сдвигов. С одной стороны это спорные, вызвавшие большие волнения закон об образовании, внедренные 2 года назад новые федерально-образовательные стандарты. Возникает ощущение, что сфера образования становится достаточно часто инструментом для манипуляций. В том числе и политических. Не говоря о том, что постоянно меняются правила игры. Как учителю сохранить здравый рассудок? Представление о том, что он должен делать, что является критерием его профессионализма в такой нестабильной ситуации. Как вам живется в такой обстановке?

 

Наталья Трушина:  Неплохо живется. На самом деле, учитель зрелый человек, понимающий. Наверняка и каждый, и я, в том числе, к любой ситуации отношусь критически, пытаюсь ее осмыслить. Что она дает мне, как учителю, что дает моим ученикам. Когда рефлексия произошла, намечаешь для себя пути.

 

Какие бы вы важные, ключевые вехи в этих переменах, связанных с образованием, отметили для себя. Что они действительно оказали серьезное влияние на вашу профессиональную деятельность, стали точкой перемен?

 

Наталья Трушева: По моим  ощущениям, у учителя сейчас больше свободы.  Чем было 10 - 15 лет назад. Я 19 лет работаю. Есть больше возможностей для выбора, у нас есть возможность выбирать учебники. Технологии, тот инструмент, с которым ты будешь работать.

 

Вы работаете со средним звеном, со средним и со старшим, до вас еще федеральные образовательные стандарты не добрались. Они вводятся с 2011 года вместе с нынешними второклассниками. Вы ожидаете перемен, когда до вас дойдут нынешние второклассники.

 

Ирина Баскевич: Мы уже знакомы с предстоящими изменениями, я позитивно к ним отношусь. Мне кажется, я уже работаю в этих новых стандартах.

 

В чем позитивность вами ощущается?

 

Наталья Трушина: Это возможность творчества, открытость к детям. Некая свобода.

 

Ирина Баскевич: Мне кажется, что новые стандарты и вообще переориентация современного образования происходит главным образом вот в чем: сегодня подходы к образованию меняют роль родителя, учащегося в образовательном процессе. Если раньше, допустим, родитель приводил ребенка в школу, мог дальше не вмешиваться в процесс образования своего ребенка. Школа доучивала до 9 класса.

 

Многие родители до сих пор считают, что это хорошо, что это должно быть образцом.

 

Ирина Баскевич: Да, но сегодня, когда ситуация вокруг меняется, даже спектр специальностей востребованных меняется год от года. Очень сложно определить ту нишу, в которой их ребенок найдет свое место в будущем. Роль родителей меняется. Они становятся активными участниками образовательного процесса. Во-первых, родителей приглашают участвовать в наблюдательных советах школы. А это совершенно другой взгляд на школу. Можно посмотреть на это с позиции распоряжения деньгами и так далее. Но на самом деле это большие возможности участия родителей в новом развитии школы. В становлении нового образовательного процесса. Еще один важный момент, на мой взгляд, заключается в том, что родители и учащиеся могут теперь рассматривать школу не с позиции получаемых знаний, а как площадку, то место, где ребенку позволят найти его призвание.

 

Вы на самом деле верите, что современная школа может стать такой площадкой. Где мало того, что ребёнок будет раскрывать свой природный потенциал, он еще и сможет находить свое призвание?

 

Ирина Баскевич: Верю.

 

Насколько сейчас выполнима эта задача? Какое количество школ являются такой площадкой?

 

Ирина Баскевич: Думаю, если говорить о процентном соотношении, надо сразу же ставить рамки. Их может ставить сам учитель себе, своим учащимся, родителям своих учащихся. Я могу сказать, что в нашей совместной деятельности с детьми, мы это уже делаем. У нас родители являются активными участниками процесса. Допустим, у ребенка возникает любой вопрос, почему трава зеленая, почему море соленое, а школа обычно идет по такому пути, мы сейчас это не изучаем. Мы будем изучать это позже или в рамках другого предмета, химии, физики. Но постепенно загоняя ребенка в рамки учебного плана, мы теряем горящие глаза и увлечённость.  Только учителя, на мой взгляд, а не от программы зависит, потерять увлеченность ребенка или сохранить и преумножить. Те  исследования, которые мы с ребятами проводим, они не только помогают найти ответы на свои вопросы, но еще и почувствовать увлечённость любимым делом, исследованием. С чем я шла на конкурс – с таким очень интересным наблюдением – когда ребенок отвечает на свой вопрос, у него возникает внутренняя потребность к проведению изменений вокруг себя, к проведению социальных преобразований. Он хочет сделать мир лучше. На мой взгляд, ничего не ограничивает сегодня учителя в том, чтобы сопровождать детей в такой деятельности. Насколько школа поддерживает, это вопрос к образовательным учреждениям.

 

Я тоже подумала, один учитель мало чего может сделать, если мы говорим о воспитании универсальной личности. С другой стороны, все участвующие в конкурсе учителя – предметники. Не один раз слышала, что ребенок выбирает своей профессией тот предмет, который ему преподавал такой открытый, увлечённый, влюбленный в свое дело учитель. Совершенно не опираясь на свои природные склонности. Может у него были природные склонности к лингвистике, но со словистом ему не повезло, зато был прекрасный учитель химии.   И он стал химиком. Как с этим быть?

 

Наталья Трушева: Вы знаете, у нас в городе реализуется очень хороший проект «Основная школа – пространство выбора». Наш лицей – участник этого проекта. В его рамках дети 5, 6, 7 классов, во-первых не на всех предметах, а на тех, которые пока может обеспечить школа, могут выбрать поток для обучения. Разную направленность, соотнеся со своими интересами. Скажем, предмет природоведение в 5-м классе дети могут изучать с позиций химика-экспериментатора, с позиций химика, биолога, с точки зрения, если им интересен туризм, они могут пойти в таком направлении. Кроме того, в  рамках этого проекта реализуются курсы по выбору как раз непредметного содержания. Они краткосрочные. Порядка 8 часов. Ребенок в течение четверти может пройти несколько курсов. Например, как сварить мыло.

 

Это какой-то мастер-класс получается?

 

Наталья Трушева: Нет. Мастер-класс, это когда какие-то идеи может быть показывают. А здесь ребенок – непосредственный участник процесса.

 

Этот проект, он реализуется в городе Перми и там участвует ряд школ?

 

Наталья Трушева: Да.

 

Вы как раз сделали подводку к еще одному вопросу, мы говорим о краевом конкурсе, и среди участников и среди победителей, есть очень много учителей из территорий Пермского карая. Скажите, по вашему ощущению, учителя в Перми и за пределами Перми, насколько они находятся в разных условиях?

 

Владимир Кочуровский: Учителя субрегионов нашего края и города Перми, если  оценивать с точки зрения материального потенциала они практически сегодня находятся в одинаковых условиях. В крае сделано много, чтобы в любом районе и Перми были созданы удовлетворяющие условия.

 

И компьютеры там стоят.

 

Владимир Кочуровский: Все есть, конкурсанты демонстрируют условия на территории того же Коми-Пермяцкого округа, из сельских районов. Нытвенского, Сивенского, и других. На уровне том же, что демонстрируют учителя города Перми. Но, кто-то добивается более высоких результатов. Кто-то находит изюминку.  Что касается уровня возможностей, они достаточно богаты, главное, чтобы это реализовывалось в полной мере.

 

Уровень возможностей идентичен, а уровень профессионального мастерства, чувствуется какая-то разница?

 

Владимир Кочуровский: Чувствуется, что есть победители, все-таки. Мы из 48 участников заочного этапа отобрали только 10 конкурсантов. Для финального этапа отобрали 3 конкурсанта. Здесь выигрывает тот, кто раньше других и дальше других смотрит. В плане идей, их реализации. У нас предыдущие годы побеждали конкурсанты не из Перми, из Чайковского, из Березников, из Соликамска. Нельзя сказать, что здесь  все время побеждают конкурсанты только из Перми.

 

Вы говорите, что конкурс становится такой коммуникационной площадкой, где учителя могут показать свой собственный профессиональный курс. Есть ли у нас в городе или в каре постоянно действующее активное учительское сообщество, которое могло бы своими силами решать те задачи, которые стоят перед каждым профессионалом в отрасли?

 

Ирина Баскевич: Если отнестись к тем участникам, которые проходят непосредственно  через конкурс «Учитель года», то здесь действует прекрасная ассоциация «ЛУЧ» лучших учителей. Она занимается поддержкой и передачей опыта лучших учителей на край. За его пределы. Когда заканчивается конкурс эта работа, этот груз ответственности, они не заканчиваются. Потому что теперь начинается тот этап, когда ты передаешь.

 

Какие есть еще варианты объединения учителей на общей коммуникационной площадке.   

 

Наталья Трушева: Есть университетские округа при разных ВУЗах, они объединяют и ВУЗовских преподавателей и преподавателей школ Перми. Здесь в рамках этих округов идет серьезная работа. Она позволяет учителю развиваться. Преподавателям ВУЗов передавать свой опыт. Плюс здесь активно задействованы ученики. 
Они могут быть задействованы в разного рода конкурсах. Не обязательно быть супер интеллектуалом, потому что очень важно, чтобы ребенок был задействован в той или иной инициативе. 

 

Владимир Кочуровский: В крае существует многоуровневая система методических учебных объединений. На которых происходят эти встречи, обмениваются опытом, делятся проблемами. Это широкая сеть, которая работает систематически в крае.

 

 

 

 


Обсуждение
1581
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.