Верхний баннер
17:14 | ЧЕТВЕРГ | 24 ИЮНЯ 2021

$ 72.33 € 86.33

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

10.08.2013 | 22:00
Первая пермская школа дизайна "Точка"

Перед тем, как я начну вас спрашивать о прошлом и настоящем школы дизайна, давайте начнем разбираться по существу. Чем вы отличаетесь от обычного учреждения среднего профессионального образования? Они тоже совмещают общеобразовательные предметы и какую-то профессиональную подготовку.

Анна Деменева: На этот вопрос, наверное, нужно отвечать в контексте закона «Об образовании», который дает возможность каждому образовательному учреждению, а дальше это будут образовательные организации, реализовывать сразу несколько образовательных программ. Проект, связанный с уникальными школами – это проект ухода именно от статусности учреждений, гимназий, лицеев, которая дается на определенный период, подтверждается, переход к работе по образовательным программам, которые не всегда совпадают с уровнем образования, а могут сразу же реализовывать полномочия на двух уровнях. Наша школа стремится к тому, что помимо общего среднего образования, мы будем еще включаться в реализацию программ начального профобразования на старшей ступени.

У вас получается такой гибрид с сузами.

Анна Деменева: И новый закон «Об образовании» позволяет это делать. В нашей лицензии уже есть право на реализацию программ начального профобразования. Наверное, впервые в России такой случай.

Не будем забывать о еще одной ступени – высшее образование. Когда я готовилась к этой программе, у меня был небольшой разговор со своим знакомым, который тоже в теме. Он говорит: «Честно говоря, я не понимаю, зачем начинать к таким специальностям в школе, когда есть вузы». Могут ли дети, получается, выпускники, проучившись в школе дизайна на базе общеобразовательной школы, уже не продолжать обучение в вузе, а сразу работать по специальности?

Анна Деменева: Скажу так, может быть, неправильно, но для меня важно, чтобы для ребенка в школе было создано пространство различных проб. Конечно, не все дети будут дизайнерами, и мы эту задачу не ставим, и город перед нами эту задачу тоже не ставит. Наша задача, чтобы ребенок себя попробовал в том или ином виде деятельности. Все, что связано с дизайном – это увлекательная история, которую можно не на словах, а в реальной каждодневной жизни почувствовать пользу от знания дизайна. Дизайн как наука – это область знаний, которая интегрирует различные сферы жизни, начиная от знаний по физике, химии, заканчивая психологией, более тонкими вещами. Каждый из детей, кто к этому прикоснется, получит свою жизненную историю, а не то что именно будет владеть профессией. С другой стороны, для тех детей, которые нацелены на дизайнерское образование, это будет хороший старт, потому что будет портфолио, уже знакомство с профессиональной средой, возможность конкурировать уже при получении бюджетного места в вуз.

Как я понимаю, это выстраивание социально-партнерской сети, когда школа начинает взаимодействовать с индустрией. Никита – как раз представитель той самой индустрии. Скажите, для вас в чем интерес того самого школьного проекта? Как вы туда попали, что вы там для себя видите?

Никита Семенов: Очень радует, что в нашем городе стартовал такой уникальный проект, наверное, для всей России. Поэтому пермское, российское и, возможно, даже всемирное дизайн-сообщество заинтересовано в поддержке этого проекта. Идеологом всей этой программы был Эркен Кагаров, бывший директор пермского центра развития дизайна. Также он соучредитель московской компании «Иммодизайн». Сейчас он работает арт-директором студии Лебедева. Мы являемся его помощниками в Перми, потому что все равно вся идеология идет от него. С нами представители крупнейших дизайн-компаний Перми, все, с кем мы общаемся, всегда рады помочь, чем могут.

Давайте сразу же осветим политический вопрос, про который мы говорили, что он неизбежно встанет. В Перми к деятельности пермского центра развития дизайна, в частности, и Эркена Кагарова, в большей степени Артемия Лебедева очень неоднозначное отношение. Как вы собираетесь работать с этим негативным бэкграундом или вообще не обращаете на него внимания и делаете свое дело?

Анна Деменева: Здесь главное – не уходить в крайности, потому что перед Эркеном Кагаровым, когда он приехал в наш город, была очень серьезная задача в кратчайшие сроки продемонстрировать то, что могло бы пойти на пользу городу. Конечно, прежде всего были затронуты сферы, связанные с визуальным дизайном, арт-дизайном. Я бы хотела в наш разговор привнести и другой политический контекст. Недавно в Екатеринбурге прошел «Иннопром», были рассмотрены вопросы развития промышленного дизайна.

«Иннопром» - крупнейшая региональная выставка-форум, посвященная промышленности.

Анна Деменева: Медведев очень четко поставил задачу по развитию промышленного дизайна в России, потому что это очень мощный потенциал для развития и промышленности страны. Нам важно, чтобы мы дали возможность детям проявлять себя в контексте очень широких возможностей дизайна, от дизайна и визуальной коммуникации и заканчивая вопросами промышленного дизайна, конструрирования, промышленных наработок.

В этих сложных вопросах с кем вы собираетесь взаимодействовать? Одно дело студия Артемия Лебедева, не сочтите за рекламу, которая специализируется на граничащих с эпатажем объектах. Другое дело промышленный дизайн, который по большому счету для Перми действительно актуален. Кто с вами работает в этом направлении?

Анна Деменева: Из знаменательных, значимых фигур я бы хотела отметить сотрудничество с Александром Матвеевым. Это один из первых дизайнеров в Перми, человек, который уехал в Москву, сейчас на «Иннопроме» вошел в 10 лучших дизайнеров России. Он очень активно работает с нами, помогает формировать образовательную программу. Мы готовим совместные проекты на следующий год, визиты Александра на определенные периоды времени в школу. Также в школу пришли молодые ребята, которые работали промышленными дизайнерами и в России, и за рубежом. Я бы хотела отметить наше сотрудничество с Александром Подгайцем, который получил хорошее образование, он кандидат физматнаук и имеет опыт работ в зарубежных вузах и на предприятиях. Ребята, с которыми мы сотрудничаем – это выпускники политехнического университета, в частности, ребята, которые получили тоже техническое образование. Никита – аспирант политехнического университета, причем сложной прикладной специальности…

Кандидатскую пишете?

Никита Семенов: Да, пишу потихоньку.

По какой теме?

Никита Семенов: Она связана с оптическим волокном, далеко от дизайна.

Анна Деменева: Тем не менее, Никита и компания GD – одна из успешнейших дизайнерских студий России. Недавно был конкурс на разработку фирменного стиля политехнического музея в Москве. Ребята выдержали огромную конкуренцию среди 70 участников, вошли в топ-7 компаний, которым была предоставлена возможность участвовать в разработке стиля.

Там, по-моему, две пермских компании.

Анна Деменева: GD и «Витамин».

Вообще пермский дизайн заявляет о себе. Вы перечислили некоторые имена, которые значатся в этой школе дизайна как мастера, преподаватели. В каком формате будет происходить их общение с детьми? Кого и как вы набираете в эти классы?

Анна Деменева: Когда мы моделировали нашу образовательную программу, хотелось уйти от тех крайностей, которые были традиционно в художественном образовании. Не секрет, что интерес к художественному образованию у родителей и детей пошел на убыль. Это главное, что мы бы не хотели делать. Понятно, что нужно, чтобы дети получали качественное образование. Но программы должны быть очень гибкие, модульные, они не должны быть долгосрочными. Когда школа искусств на 7 лет, и там изучают один музыкальный инструмент или одну художественную технику, то к подростковому возрасту всякий интерес у ребенка к художественному образованию теряется. Для нас-то было важно, чтобы у детей была вариативная образовательная программа, чтобы они имели возможность выбирать и общение с интересными людьми, избыточные мастер-классы должны быть, чтобы были различные спецкурсы, чтобы была представлена вся палитра возможностей дизайна – арт-дизайна, веб-дизайна…

Не будет такого, что сегодня мы все изучаем промышленный дизайн, завтра дизайн одежды, а ребенок в каждый момент времени может выбрать то, к чему у него лежит душа?

Анна Деменева: Да, мы настроены на то, чтобы сделать максимально гибкой под интересы ребенка образовательную программу, чтобы ребенок максимально к разному прикоснулся в школе.

Вы набираете один седьмой и один десятый класс.

Анна Деменева: Два седьмых, один десятый.

Какие-то есть процедуры отбора детей?

Анна Деменева: Да, мы предусмотрели процедуры отбора, связанные с тем, что есть дополнительные возможности для детей. Хотелось бы, чтобы они максимально были реализованы. Прежде всего мы смотрим на мотивацию ребенка. Можно несколько раз пройти вступительные испытания, доработать свою математику, подтянуть английский язык, это два таких академических предмета, которые мы просматриваем. Но это все можно преодолеть, если есть мотивация. Плюс к этому ребята участвуют в творческом испытании. Дизайнеры проводили собеседование на основе небольших творческих работ.

Никита, что вы делали с детьми?

Никита Семенов: Процедура была позаимствована из высшей школы графического дизайна в Москве. Это несколько заданий на творческое мышление. Например, дается два графических образа, их нужно объединить общей идеей. Здесь оценивается не столько аккуратность или как человек рисует, сколько его мышление, подходит ли оно именно для дизайнера.

Большой у вас был конкурс?

Анна Деменева: Разные классы по-разному. Седьмой класс мы набрали в основном детей, которые учились в 43 школе. Пришло порядка 20 детей по конкурсу. Но, конечно, конкурс был, прямо скажу. Очень сложно взять ответственность и учить дизайну, когда мы понимаем, что там серьезные проблемы по математике. В десятые классы конкурс порядка двух человек на место. Мы еще проводим дополнительные испытания, я уже говорила, что несколько раз есть возможность у ребенка пройти экзамены по математике и английскому языку, в том числе 20 августа мы оставили еще несколько вакантных мест, чтобы детям, которые были не совсем успешны, в начале лета дать возможность пересдать экзамен.

Мы поговорили о том, в каком формате будут идти занятия. Но, помимо преподавателей, каких-то спецкурсов, важна образовательная среда. Эту среду мы тоже упомянули, я как раз хочу обратиться к профессионалу, чтобы он пояснил, из чего и каким образом складывается эта среда.

Никита Семенов: Вообще территория школы довольно-таки большая, и с ней можно творить сейчас что угодно. Начали мы с проекта интерьера, его уже сделал пермский архитектор Дмитрий Меркушев. Реализована первая часть, это холл в школе. Я думаю, кто хочет, может прийти на экскурсию, посмотреть, как это выглядит вживую. Это уже не просто картинки, а реализованный проект

Сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в школьных холлах? Хотя бы в двух словах опишите.

Анна Деменева: Нетрадиционные цвета – терракотовый, горчичный, цвет слоновой кости.

Никита Семенов: Это цвета, они органично вписываются в среду. Там нет ничего фантастического, что бы мешало образовательному процессу. Просто приятный аккуратный интерьер, без излишеств, которые обычно делаются в других заведениях. Также у нас сделан фирменный стиль, школа может представлять себя с помощью него. Разработан знак, который оценен дизайн-сообществом.

Как она называется?

Анна Деменева: Пермская школа дизайна «Точка».

Никита Семенов: Название придумал также Эркен Кагаров. У нас был мозговой штурм, но все-таки мы пришли к этому названию.

Анна Деменева: Точка – это начало формы.

Никита Семенов: Можно так сказать, все получается и выходит из точки. В дальнейшем также планируется реализовать дизайн-проект по интерьерам на всех остальных этажах. Также территория вокруг школы будет модифицироваться, из нее можно будет сделать, допустим, парк из арт-объектов. Все-таки у нас в городе это направление развито гораздо сильнее, чем в других городах. Можем и на территории школы что-то сделать. Сайт сделаем, конечно, обязательно.

Получается, это такая среда, в которой ребенок находится пассивно. Когда я говорила о среде, может быть, в первую очередь имела в виду оборудование, с которым дети будут работать.

Никита Семенов: Конечно, самое главное отличие этой школы от близких к ней – наличие профессионального оборудования. В школе будут развиваться различные практические направления, в план заложена покупка оборудования. Знаю, что в этом году суммы меньше, чем в следующем. В следующем году вообще будет поле, где можно развернуться. В этом году мы делаем профессиональную фотостудию с качественным оборудованием и типографию на базе шелкотрафаретного оборудования.

Дети смогут сами снимать, проявлять, печатать и делать какие-то принты на ткани.

Никита Семенов: Все это они смогут сделать под руководством профессионалов.

Как еще, кроме того, что непосредственно ваша студия участвует в жизни школы, вы привлекаете профессиональное сообщество? Они приходят к вам преподавать. Предполагаются ли какие-то выходы наружу, в поле?

Анна Деменева: Мы очень серьезно задумываемся, чтобы образование вывести именно за рамки школы. Важно, чтобы дети встречались с интересными людьми, приняли участие в изучении культуры как Пермского края, промышленной культуры, это обязательно будут экспедиции, экскурсии. Также мы огромную ставку делаем на сотрудничество с пермскими предприятиями. Сейчас мы вышли на переговоры с Торгово-промышленной палатой Пермского края, рядом отдельных предприятий. Наша задача, чтобы дети участвовали именно в производственном цикле, создавали вещи, которые, возможно, хотя бы в какой-то части будут произведены уже пермскими предприятиями.

Дети будут работать на предприятиях?

Анна Деменева: Для предприятий.

Какой-то пример?

Анна Деменева: Сейчас у одного из предприятий есть задумка по созданию тротуарной плитки, которая была бы несколько иной, нежели существующая. Мы начали обсуждать возможность участия в этом детей нашей школы.

Они будут разрабатывать эскизы.

Анна Деменева: Да, и прорабатывать эргономику, более сложные вещи, а не только внешние.

А на уровне сопротивления материалов. Тоже это все будет просчитываться?

Никита Семенов: Проконсультировать мы сможем. Надо создать такие проекты для детей, чтобы они потом действительно реализовывались. Неинтересно нарисовать красиво, объяснить, а потом это никому не нужно. Основная задача – использовать эти наработки в дальнейшем производстве.

Анна Деменева: Я скажу еще, что как руководитель школы тоже заинтересована, чтобы дети вместе со взрослыми разрабатывали интерьеры, у нас детский сад есть, чтобы участвовали в создании ландшафтного дизайна.

Подшефный детский сад, имеете в виду?

Анна Деменева: Нет, структурное подразделение. Интерьера, сайта – я думаю, мы найдем практические области.

Смотрите, довольно бурная жизнь развивается на базе школы, которая до этого ничем не выделялась из ряда других муниципальных школ. Стоит в Мотовилихе, в Городских горках. Мне эта история кажется немножко похожей на сказку про Золушку. Была себе такая ничем не примечательная школа в Мотовилихе, и вот она, раз, и становится площадкой для реализации самых прогрессивных дизайнерских идей. Как такое случилось с вами?

Анна Деменева: Мне кажется, наша школа была примечательной. Несколько фактов. Школе в этом году 50 лет. Это одна из тех школ, которую Кабалевский развивал как школу, в которой музыкальное образование давалось для детей из рабочих семей. Наша школа создавалась именно как школа искусства. Это одно из первых автономных учреждений города, в числе первых мы вышли на эту дорогу. Школа всегда была как центр художественно-эстетического образования. Кстати, еще одна история – то, что это первый холдинг, где детский сад и школа стали одним образовательным учреждением. Это 1990-е годы. Сейчас нам действительно повезло, что мы вошли в проект, становимся пермской школой дизайна.

Как это случилось? Благодаря всемогущему департаменту вы были выбраны? Расскажите.

Анна Деменева: Я в эту историю вошла, когда была уже придумана школа дизайна. Я лидерство все-таки оставляю за Людмилой Анатольевной Гаджиевой, потому что это была именно ее политическая воля, чтобы открыть школы, которые будут отличаться своеобразным наполнением. Сначала к нему подключилась Ирина Филичкина, потом Эркен Кагаров поддержал. Я пришла в департамент образования работать, как раз меня позвали на разработку программ по созданию уникальных школ в Перми. Мы разрабатывали несколько программ, вместе с начальником отдела Ириной Игоревной Кузьминой, конечно, душой тяготели именно к школе дизайна. Это красиво, интересно, я видела, что это огромный образовательный потенциал. Наш мир сейчас уже, не словами мы друг с другом общаемся, а зрительными элементами, очень много человек через глаза воспринимает. Школа дизайна, казалось, это так интересно, так будет увлекательно! Так сложилась судьба моя, что меня сюда определили руководителем. Конечно, я сразу согласилась. Были определенные вещи, которые нужно было преодолеть. Я считаю, когда мы заявляемся на такой проект, как школа дизайна, мы должны давать качество на уровне самых лучших школ Перми. Это была серьезная задача.

Качество не только профессионального, но и основного образования.

Анна Деменева: Это должно быть неоспоримо. Если мы беремся за что-то более сложное, мы должны делать лучше то, что делают другие. За два года у нас очень хорошая динамика подготовки детей к итоговой аттестации. В этом году мы поставили для себя задачу войти в топ-10 школ Перми. Многие относились к этому как к моему чудачеству, это казалось невероятным. Мы очень много трудились с ребятами и практически по всем предметам вошли в 10 школ по результатам сдачи ЕГЭ выпускниками. Мы немножко недотянули математику, но это еще впереди. И физика у нас тоже за порогом 10 школ, но это первые 20 школ города по всем предметам ЕГЭ.

Вы ставите себе такую планку, чтобы у вас образование было на уровне, получается, ведущих пермских гимназий, как они сейчас есть. Какие еще перед вами вызовы стоят? Насколько вообще тяжело школе далась эта трансформация?

Анна Деменева: Я считаю, сейчас все идет очень быстрым темпом, потмоу что есть интересный проект, он объединяет удивительных людей, которые хотят что-то в жизни сделать. Пришли замечательные учителя…

Непосредственно на этот проект, предметники.

Анна Деменева: …которым тоже интересно в жизни сделать свою школу. Нам всем около 40 лет, мы по сути, каждый в своей школе был достаточно успешен. Но создание новой школы, которой нет ни в городе, ни в России – это огромный человеческий вызов, и мы все это очень остро ощущаем, что мы задействованы как профессионалы по-полному. Мы должны сделать то, что еще не сделано.

У меня, может быть, будет неприятная ассоциация. То, что вы говорите, напомнило мне ситуацию с появлением в Перми арт-объектов, массированной атаки со стороны дизайнеров, художников современного искусства. Они все тоже приходили с желанием делать на пустом месте что-то новое, прогрессивное, чего никогда не было: «Пермь – культурная столица Европы, ура, вперед!» Все-таки вы начали делать это не на пустом месте. Я как раз спросила, как школа №43 вошла в новую реальность?

Анна Деменева: Мы совершенно в другом контексте, чем арт-программа, потому что мы в системе образования, где очень много стандартов, через которые не перепрыгнешь. Здесь нужен очень серьезный профессиональный бэкграунд, чтобы сделать, с одной стороны, хорошо, а с другой, нам не перейти через возможности каждого ученика. Нам надо каждого внутренне подготовить, чтобы ребенок пришел в школу дизайна. Нам не перейти через учителя, который привык работать по определенной программе, по учебнику.

Случаются на этой почве конфликты нового и старого?

Анна Деменева: Я жду, должны быть конфликты, но творческие. У нас есть дискуссии на педсовете, как можно дизайн совместить с программой по биологии, с подготовкой…

А что, можно?

Анна Деменева: Я думаю, есть общий контекст, который выводит нас вообще к сфере культуры. Образование – это часть культуры, и дизайн – это часть культуры. Здесь важно не перегнуть палку и не уйти в абстракцию, а важно качественно делать дело в сфере образования и вносить возможности, связанные с реализацией ребенка в интересном увлекательном проекте.

Никита Семенов: Хочу добавить, речь идет не о современном искусстве, это не такая опасная тема. Речь идет о дизайне, а это более прикладное знание.

Объясните мне как профессионал, как можно дизайнерские идеи сопрячь с общеобразовательными предметами?

Никита Семенов: Например, между дизайном и математикой очень много взаимосвязи, потому что дизайн строится на базе основных геометрических фигур, математики их изучают. Можно проследить некую закономерность.

Вы хотите сказать, что учитель математики будет эту закономерность прослеживать на уроке математики? Ваши учителя готовы к этому?

Анна Деменева: Во всяком случае, дизайнер актуализирует те знания, которые ребенок получит на уроке математики, для практической, интересной и увлекательной…

А кроме математики, есть еще какие-то параллели?

Анна Деменева: Можно, я еще скажу свое наблюдение? Дизайнеры к нам приходят, я всегда начинаю спрашивать: «Как вы учились в школе?» Что я поняла – все лучшие дизайнеры были отличниками. У них действительно есть знание в технической области, математической, и есть желание творчески это все преобразовывать. Это Матвеев, Георгий Коняев, Никита тоже уникальный для меня человек, что он математику сочетает с художественным чутьем. Это одно из достоинств профессии, что в ней можно многое.

Никита Семенов: Дизайн не ограничивается визуальной коммуникацией, на самом деле в нем много направлений. Средовой дизайн, уже упоминали промышленный дизайн, дизайн одежды, графический дизайн, который единственный в России хоть как-то развит. Но это, конечно, сомнительно. Так вот, именно в промышленном дизайне нужна база по многим предметам, которые изучают в школе, естественнонаучные предметы. И дальше это уже сопрягается с какими-то гуманитарными предметами.

Хотелось бы поговорить, кого вы вообще хотите получить на выходе. Вы сказали, что совершенно не рассчитываете, что все ваши выпускники будут дизайнерами. А какой образовательный продукт вы должны поставить обществу по итогам обучения?

Анна Деменева: Главная задача, которую я для себя ставлю, чтобы мы выпустили ученика, которому интересно учиться в школе, дальше и всю жизнь. Человека, который сохранил интерес к своему развитию. Он не просто формально готовится к ЕГЭ, а действительно стремится жить с интересом. Вот это важно, потому что сейчас очень много формального. Эту формальность образования, конечно, надо преодолевать. Главное, если мы сохраним интерес, ребенок осознанно будет с интересом учиться.

Кроме того, что они будут принимать участие в разработке каких-то дизайнерских проектов в интересах пермских предприятий, предполагаются ли какие-то стажировки в школах дизайна российского уровня, зарубежные стажировки, обсуждали ли вы такие планы?

Анна Деменева: Да, мы рассматривали образовательный туризм и понимали, что это должен быть некий бонус для детей, которые максимально себя реализуют и уже профессионально связывают свою жизнь с дизайном, что бонусом в реализации образовательной программы будет образовательный туризм как на российские конференции, есть очень интересные детские конференции у Роскосмома, есть арт-события, важные для дизайнеров, и зарубежные дизайнерские школы.

Есть у вас уже контакты с вашими зарубежными коллегами?

Анна Деменева: Мы очень активно работаем, Эркен Кагаров вышел на переговоры с британской высшей школой дизайна, чтобы мы уже сделали совместное событие, может быть, какую-то образовательную программу запустили. Надо хотя бы выпустить, чтобы говорить на равных, нужно иметь тоже определенный результат. Хотя наш внутренний девиз – мы должны расти вместе со всеми, с другими вузами. Мы вышли на сотрудничество с итальянским посольством, обсуждаем. Центр итальянской культуры обсуждается в педагогическом университете, мы будем частью этого проекта, потому что итальянский дизайн тоже один из самых ярких в мире. Но пока что выстраиваем сотрудничество именно с интересными российскими дизайнерами.

Никита, для вас какой результат вашей работы в совместных проектах со школой дизайна «Точка» будет значимым?

Никита Семенов: Хотелось, чтобы школьники, выпускаясь, становились студентами. Думаю, основная масса проникнется идеями дизайна и будет продолжать обучение в вузах. Мы, например, говорили только про мастер-классы, но также будет основная база, которая поможет поступить школьнику в вуз. В базу входят основные предметы для тех, кто работает с дизайном, даже с искусством – живопись, композиция…

Анна Деменева: Основы рисунка, живопись и композиция, плюс очерки по истории и теории дизайна. Мы придумали с ребятами курс исследовательского дизайна, это задачник с практики ребят для школьников. Дети будут решать то, с чем в жизни сталкиваются.

То есть какие-то кейсы.

Анна Деменева: Да, помимо этого, разные уровни программы. Мы сейчас аккредитуемся как центр приема международного экзамена по английскому языку. Я уже говорила, что у детей будет возможность получить диплом начального профобразования в сфере дизайна по желанию. И, конечно, будет творческое портфолио, выполненное на современном оборудовании при помощи ведущих дизайнеров.

По большому счету с этим портфолио они смогут поступать не только в пермские вузы, а в российские, может быть, даже куда-то за рубеж.

Анна Деменева: Мы должны создать условия, а что возьмет ребенок, это уже по желанию.

Никита Семенов: Мы надеемся, что на выходе получится всесторонне развитая личность, которая сможет применить свои знания в любой области. Из дизайнеров получаются хорошие бизнесмены, что сейчас очень модно. И на производстве, как уже обсуждали, они тоже находят себе место.

Хотела обсудить еще такую тему – за эфиром вы упомянули, что часть оборудования сделана своими руками, такой hand-made. Можете рассказать чуть подробнее, что, как и почему?

Никита Семенов: Здесь такая сложная история. Просто некоторое оборудование, на котором можно работать руками, не найти в продаже. Это узкоспециализированные приспособления, которые сами дизайнеры делают для себя, например, оборудование для шелкографии. Если мы все-таки говорим о небольших тиражах, такое оборудование можно сделать своими руками. Мы даже можем, если постараемся, провести мастер-класс, как можно сделать оборудование своими руками и на нем потом еще и делать различные предметы.

Анна Деменева: Вообще с оборудованием отдельная история. Оно должно быть безопасным, мы с этой точки зрения все просматриваем. Если это резаки, то они должны резать только тогда, когда доступ ребенка уже невозможен. Еще ситуация, что вся школьная инфраструктура должна быть несколько иной, формировать ребенка именно творчески. Это современная тенденция школьного пространства – это открытое пространство информационных коммуникаций, все должно меняться.

Как оно должно воплощаться? Когда между классами нет стен, например?

Анна Деменева: В этом году я побывала в отпуске в школе, в которой училась моя бабушка, и там уже были модульные системы образования. Это значит, классы соединялись, разъединялись на отдельные уроки. Если праздник, все классы были вместе, это был актовый зал. Эта культура была.

Это такой дизайн от бедности (смеется).

Анна Деменева: Нет, это хорошее использование пространства. Когда есть лекционные уроки, их можно объединять, когда идут практические занятия. Сейчас в Финляндии активно школы строятся, где есть пространство, в котором каждый ученик находит свое место. Это не обязательно стул или парта, это диван, напольный пуф, более сложная, организационная, гибкая.

И все дети с планшетами. Каким образом у вас происходит информатизация в школе, на каком уровне, чтобы это соответствовало вашим задачам?

Анна Деменева: Первое, что мы поставили задачу, обновить программное обеспечение, мы закупаем разные графические редакторы. Причем есть бесплатные редакторы, которые можно тоже взять. Следующий шаг – просматриваем, чтобы у каждого был свой персональный компьютер. Здесь тоже нужно найти середину. Для нас важно, чтобы ребенок держал в руках карандаш и рисовал так, как не рисует никто в мире. С другой стороны, чтобы у него компьютер стал органичным инструментом его жизни.

Но при этом, чтобы компьютер не решал за него большую часть творческих задач.

Анна Деменева: Потому что российский дизайн – это дизайн, в том числе, связанный с тем, как люди рисуют.

Логичный вопрос про дальнейшие планы вашего развития. Вы собираетесь развивать образовательные программы, российские и международные контакты – что еще у вас запланировано? Будете ли вы расширять число классов, например?

Анна Деменева: Да, на три года у нас идет ежегодный набор в седьмые-десятые классы. Мы предлагаем, чтобы дети всего города приходили и занимались.

Не являясь учеником школы №43, ребенок какого возраста?

Анна Деменева: Любого. Может посещать наши лекции, мастер-классы, мы выкладываем материалы на нашем сайте, стараемся в СМИ информировать, когда приходят в школу интересные люди. Мы думаем о том, чтобы развивать систему допобразования, краткосрочные курсы давать для всех желающих детей. Возможно, это будет участие в творческих проектах. Я очень настроена на то, что наши дети будут помогать другим и свои способности…

То есть это какие-то социальные проекты?

Анна Деменева: Да, чтобы дети участвовали в социальных проектах и, понимая, что им город дает немного больше, чем другим детям, старались бы тоже быть полезными. Я думаю, мы придем к тому, что будем вести курсы и для взрослых, постепенно мы будем систему гибких вариативных программ наращивать. Конечно, нам важно развиваться как учреждению, развивать инфраструктуру. И здесь такая определенная игра, я говорю: «Дети, если вы будете хорошо учиться, то мы получим фаблаб». Это уникальная лаборатория полного цикла. Можно прийти со своей идеей и полностью с помощью 3D-принтера, станков с автоматизированными системами воплотить все. Таких фаблабов всего несколько в мире, но мы о таком мечтаем.

Дети говорят: «Да! Мы будем хорошо учиться!»

Анна Деменева: У них такая мотивация, чтобы сделать хорошо свое дело. Дальше мы думаем о том, чтобы расширять нашу школу, нам нужны производственные мастерские, пространство для экспонирования, общих встреч.

Никита, а вы как видите развитие школы дизайна «Точка»?

Никита Семенов: Мы с Анной Анатольевной очень часто общаемся по поводу будущего, у нас общий взгляд, так что я поддерживаю то, что она сказала.

Как вы думаете, существование этой школы дизайна сможет обеспечить какой-то прорыв для городской среды и, может быть, подхватить упавшее знамя ПЦРД?

Никита Семенов: Я думаю, все это возможно. Я надеюсь вообще, что школа станет неким образцом, мы первопроходцы в этой области. Подобные проекты будут реализованы в других городах.

Анна Деменева: Еще одной из задач я вижу образовательные программы для самого дизайн-сообщества Перми. Всегда должен быть взаимный интерес и партнерство в сотрудничестве. Когда приезжает Александр Матвеев, это интересно не только детям, но и самим ребятам, потому что он имеет колоссальный опыт и очень компетентен в области дизайна. Общение всегда строится неформально, мы очень много беседуем и проводим время. Когда приезжает Владимир Чайка, я считаю, это вообще откровение. Это легенда российского дизайна, он дважды бывал в нашей школе и всегда вдохновляет ребят, ставит очень серьезную планку для каждого. Если он приехал, это колоссальная ответственность.

И дети понимают эту ответственность?

Анна Деменева: Во всяком случае, взрослые понимают, что если приехал Чайка, то мы должны работать на уровне.

А Артемий Лебедев приезжал в вашу школу?

Анна Деменева: Нет.

Вы не поддерживаете с ним отношения?

Анна Деменева: Мы поддерживаем отношения с Эркеном Кагаровым. Это человек, который может найти середину.


Обсуждение
2623
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.