Верхний баннер
07:55 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 14 ИЮНЯ 2021

$ 71.68 € 87.33

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

02.09.2013 | 22:00
Марина Сорокина: "Родитель – главный буксир, который тащит развитие своего ребенка"
Теги: школы, дети

Марина Сорокина: 5-6 класс – дети не хотят учиться, на уроке их не усадить, они все болтают, потому что им надо общаться. Не секрет, что в школах лучших учителей отбирают на старшие классы и начальное звено. А учителей, которым не досталось часов, они могут быть назначены на среднее звено. Каких бы вы ни присоединили учителей, тренеров, секций, все равно родитель – главный буксир, который тащит развитие своего ребенка. В этом возрасте, 11-12 лет, нельзя прекращать разговаривать с ребенком на самые сложные темы: «Что ты думаешь об этом фильме? Об этом спектакле? Что ты видишь в этой картине? Как ты думаешь, можно было поступить по-другому в этой ситуации?» Товарищи родители, не бойтесь даже не по поводу их детских ситуаций высказывать свое отношение, а спрашивайте их мнение по поводу ваших взрослых ситуаций. У ребенка должна быть возможность почувствовать себя взрослым, и кто, как не родитель, должен дать ему эту возможность?


- Что такое сегодня для семьи начало учебного года? Судя по своим детским воспоминаниям, 1 сентября всегда было праздником со слезами на глазах. Заканчивалась летняя вольница, надо было впрягаться в какой-то режим. Я понимаю, что для моих родителей это время тоже было временем достаточно серьезного стресса.

- Мне кажется, 1 сентября, безусловно, вносит коренные изменения в жизнь семьи. Если вам помнится, что вы ждали 1 сентября со слезами на глазах, то мои дети с огромной радостью бегут в школу, потому что все друзья встретились. Для родителей, мне кажется, это один из лучших дней в году, потому что цветы, первоклассник на фото остается, что-то такое в их жизни начинается. Жизнь коренным образом меняется потому, что вносит сразу плюсы и минусы. Плюсы – ваша жизнь и жизнь ребенка наполняется содержанием, каждый день нужно к чему-то готовиться. Хорошо, если еще и вдохновением наполняется. Второе, можно к минусам отнести – в вашу жизнь возвращается режим. Вы уже не сможете без него обходиться. Хорошо, если у вас ребенок маленький, то вы это понимаете, что режим надо соблюдать, чтобы нервная система ребенка выдержала. Третье – все школьные требования, форма, вторая обувь, ребенок сопротивляется, а вам нужно как-то объяснить, что, дорогой, это требования. И главный плюс – в вашу жизнь возвращается ежедневная система. Хорошо, если вы этой системе рады, осознаете ее, и ваш ребенок тоже каждый день должен слышать от вас вопрос «что сегодня в школе было хорошего и интересного?» Это первый вопрос, который родитель, придя с работы, должен задавать ребенку.

- А должен ли он задавать вопрос: «Ну, что ты сегодня получил?»

- А это он и так задает без нашего спроса с вами, понимаете? (смеется)

- Хорошо это или плохо? Я недавно сама задалась вопросом – надо ли ребенка настраивать на получение именно хороших отметок? Вот я его отправляю в школу, он у меня в третий класс пошел, какая должна быть мотивация? На что мне его нацеливать, какие макрозадачи ставить?

- Смотрите, если мы будем равнодушны к оценкам, это не есть хорошо. Тогда ребенок тоже будет равнодушен. Если мы просто спрашиваем каждый день, какие оценки, пожурим за двойки-тройки, спокойно скажем «хорошо», если четверка-пятерка – это второй вариант. А третий вариант – если мы твердо верим, что у него все хорошо. Мы ждем этих хороших оценок, и тогда для самого ребенка будет нормальное существование в школе, что я сам по себе хороший, мои успехи – это норма, и поэтому он будет с радостью вам об этом сообщать, не будет никогда скрывать плохих оценок, потому что это не будет то, что вы ждете. Вы будете всегда ждать хороших оценок.

- Оценки – это не единственное, на что нужно нацеливать ребенка. Какие ему нужно ставить макрозадачи на учебный год?

- Хорошо, если перед ребенком ставится жизненный успех. Причем он должен пониматься и родителем, и ребенком из разных составляющих, в том числе, ты должен стать хорошим человеком. Твоя личность должна вырасти, по моим понятиям, в очень хорошего человека. Кроме того, что ты там достигнешь, работа у тебя будет хорошая. Если с самого начала рассматривать траекторию успешного развития ребенка, если она у вас как у родителя станет темой ваших размышлений, если вы начнете вместе в семье над этим думать, ребенок начнет в этом участвовать. Вы будете думать, каких педагогов присоединить, чтобы ваш ребенок все большие и лучшие вершины в этой жизни занимал. Это будет нормальный путь, потому что по нынешним временам, безусловно, траектория развития должна идти вверх. Взлетную полосу ребенку создаете вы, родители, чтобы у него выросли крылья за спиной, это только ваше искусство. Вы можете их обрезать своим недоверием, сомнением, а можете, наоборот, этим крыльям дать размах.

- Мы в предварительной беседе обсудили, что на самом деле для каждого звена в начальной, средней школе, старшеклассников существуют свои нюансы в начале учебного года, на которые следует обратить особое внимание. Сейчас мы по всем этим особенностям пробежимся. Начнем с малышей. Какие самые серьезные проблемы, связанные с вхождением в школьную жизнь, вам встречаются? Что с этим можно сделать?

- Вы уже упомянули, что я работаю в центре современного образования. Абсолютно все возраста со своими проблемами у нас бывают за год. Если говорить, какие сложности ждут родителя и ребенка в первом классе, нужно вернуться хотя бы на год-два назад. Когда ребенку 6 лет, в этот момент родители начинают думать, готов ли он в школе, заботиться этим вопросом.

- Родитель сдает его, как правило, в воскресную школу при гимназии, которая ему кажется оптимальной.

- Это стандартный путь. Более правильный был бы такой – найти специалиста, психолога или нейропсихолога, который бы посмотрел все функции ребенка, психологические, физиологические, нервной системы, чтобы дать ответ на вопрос, насколько ребенок готов к школе интеллектуально и физиологически. Мы физиологическую сторону недооцениваем. Эта сторона может повлиять на скорость чтения, иногда дети не читают только потому, что определенный участок мозга, который должен запустить этот процесс, не созрел. Должен созреть к 6 годам, а не созрел. Развитие ребенка было таковым до 6 лет, что не было возможности созреть, и вам нейропсихолог увидит и скажет эту причину. Многие вещи в развитии ребенка влияют на то, что он безграмотно пишет, путает и зеркалит буквы, съезжает со строчки, что ребенок гиперактивен. Еще много можно назвать признаков, которые помешают ребенку учиться, и увидеть их нужно, когда ему 5-6 лет. Привести ребенка на диагностику…

- Не того, который уже дает поводы для подозрений – например, у него сложности в той же самой воскресной школе. Вообще любого ребенка, потому что они могут как раз в 5-6 лет непрофессиональным взглядом не распознаваться.

- Или толковаться по-другому. Иногда нам кажется, что ребенок плохо себя ведет, потому что устал или просто у него плохой характер.

- Или он манипулирует родителями.

- И нам кажется – это пройдет, это случайность. Все эти вещи влияют на учебную деятельность. Чем раньше родитель об этом задумается, тем меньше проблем у него будет в первом классе, потому что родители готовы отдать сообразительного ребенка уже в 6 лет в школу. Они считают, что ему уже нечего делать в садике – уже соображает, быстро считает, давно пора в школу. А психолог вам скажет: «Дорогие родители, конечно, интеллектуально вам пора. Но нервная система вашего ребенка после первой же четверти придет в такое истощение из-за того режима, который ребенок должен выносить в школе, поэтому подумайте много-много раз».

- У нас уже начинается первый, а то и второй, и третий класс. Начинаются проблемы с поведением, нас вызывают на приватные беседы к учителям, а то и к директору, рассказывают, как наши дети бесятся, носятся, орут, как они невнимательны на уроках, неаккуратны. Что со всем этим делать? Вести воспитательные беседы с ребенком?

- Бесполезно.

- Говорить о том, что тебе уже столько лет, 5-6-7-8-9…

- «Ты из такой хорошей семьи!» Смотрите, ребенок, который все время вертится на стуле, вертится не потому, что его плохо воспитали, а потому, что поток крови, который идет у него в организме, ему нужно запустить быстрее. Он у него действительно не так быстро, как нужно в его организме, действует. Ребенок всегда будет хотеть бегать, вертеться на стуле, поступление кислорода в мозг зависит от этого. Мы тоже эту причину не всегда видим и догадываемся. Первое, родителям, идем к нейропсихологу. Он проводит диагностику и дает вам картину, как развивается ваш ребенок, в чем причины такого поведения. Затем, скорее всего, будут назначены занятия, они называются в нашем центре «Умное движение». Нейропсихологии работают во многих центрах Перми. Не могу говорить про других, просто знаю, что наши на самом деле приносят много пользы, родители очень довольны изменениями. Пройти эти занятия, если нужно повторить, то повторить их, но если у ребенка есть такого рода проблемы, не обойтись без решения родителей, без подключения специалиста.

- Который решит эту проблему на уровне физиологии.

- Эти проблемы нужно решать где-то с 5-6 до 10 лет. В 10 лет мозг ребенка уже не будет таким динамичным и пластичным. А пока он еще в динамике, можно повлиять еще упражнениями на ковре. Ничего другого ребенку назначено не будет, просто занятия, которые представляют движения на ковре.

- Такие темы, как выстраивание отношений с учителями – можете что-то порекомендовать? Вообще как родитель должен себя вести, общаясь с первым учителем, должен ли он активно вмешиваться в жизнь класса или, наоборот, сохранять дистанцию, давая учителю простор для свободы?

- Я думаю, все больше родителей, которые хотят занять это пространство, влиять даже на решение учителя. Что бы я посоветовала? С доверием и уважением отнестись к учителю, даже если вам кажется что-то неправильно сказанным или сделанным. Второе. Самое опасное в жизни вашего ребенка, если вы когда-либо позволите себе отрицательную фразу в адрес его учителя. Вы просто настолько рискуете допустить цинизм в отношении ребенка к учителям, который проявится в будущем, поэтому, уважаемые родители, никогда ни одного плохого слова, даже намека, о том, что учитель в чем-то не прав.

- Что бы вы про себя про него не думали.

- Вы можете это обсуждать в семье, выпустить пар за чаем, когда сидите с мужем. Но никогда при ребенке ничего плохого в адрес учителя. Все, что касается плохого, недоразумений, конфликтов, я думаю, самый оптимальный путь – это доверительная беседа. Вы всегда можете пойти на разговор, и это лучше, чем если вы будете носить это в себе до конца года. Я думаю, любой учитель пойдет на разговор, если вы правильно и уважительно его выстроите. Не с претензиями придете, а просто – давайте нацелимся на такой-то вопрос, такую-то ситуацию, которая произошла с моим ребенком. Это будет лучше всего.

- Перейдем к среднему звену, пятым-восьмым классам, которые традиционно считаются самым провальным возрастом в школьном образовании. Я вчера была на линейке, видела потухшие во многом глаза. Ребята стояли, понимают, что весь пафос 1 сентября уже видели много раз, что он недорого стоит, все то же самое. Что можно посоветовать?

- Начну с того, что есть международные исследования детей возраста начальной школы и среднего звена. И по ним наши российские дети занимают беспрекословные первые места, когда им 10 лет, это 4 класс, и 98 место, когда им 14-15 лет. То есть за 4 года дети резко падают и в интеллектуальных изменениях показывают какие-то низкие результаты. Что происходит? Мне кажется, что родители и дети активно развиваются, и интерес к учебе на очень высокой ноте в начальной школе. Как только мы переходим в среднее звено, родители думают: «Но ведь он уже большой, зачем мне-то развиваться?»

- «Я его уже выпустил в плавание».

- «У него все, разные учителя, он вполне себе взрослый товарищ». А дети думают, что вроде бы темп развивающих игр для меня закончился. И самое главное, для ребенка в этот момент совсем не учеба важна. Она не на первом плане. То общение, которое резко вспыхивает для ребенка-подростка, занимает его целиком. Для него не существует ничего в этот момент – ни учителя, ни школа, ни учеба, ни оценки, ни родители. Только подростки, только их мнение, как она смотрит на него, как он одет, как выглядит – эти мысли занимают его целиком. Дальше, как следствие, теряется интерес к учебе. У наших детей не просто падает интерес к учебной деятельности, а они просто перестают хотеть учиться, вот что страшно. Они занимаются совсем другим. Получается, 5-6 класс – дети не хотят учиться, на уроке их не усадить, они все болтают, потому что им надо общаться. Не секрет, что в школах лучших учителей отбирают на старшие классы и начальное звено. А учителей, которым не досталось часов, они могут быть назначены на среднее звено. И получается, что среднее звено все время звучит: «Ну, оно у них не очень, вот старшее у них хорошее, можно к ним пойти». Поэтому что может сделать родитель? Тот процесс развития, который происходит постоянно – это дело родителя. Каких бы вы ни присоединили учителей, тренеров, секций, все равно родитель – главный буксир, который тащит развитие своего ребенка. В этом возрасте, 11-12 лет, нельзя прекращать разговаривать с ребенком на самые сложные темы: «Что ты думаешь об этом фильме? Об этом спектакле? Что ты видишь в этой картине? Как ты думаешь, можно было поступить по-другому в этой ситуации?» Товарищи родители, не бойтесь даже не по поводу их детских ситуаций высказывать свое отношение, а спрашивайте их мнение по поводу ваших взрослых ситуаций. У ребенка должна быть возможность почувствовать себя взрослым, и кто, как не родитель, должен дать ему эту возможность? Совет, если родитель спрашивает, это для ребенка большая награда. Мы же знаете, как обычно делаем? Если написать четыре столбика, как я разговариваю с ребенком, первый будет «за что ругал», второй «за что хвалил», третий «какие назидательные я ему дал советы», а четвертый «о чем спросил совета». Вы понимаете, в каком столбике сколько будет пунктов? Ругал – много, хвалил – меньше, назидательных пунктов будет за день штук 20, а советов – если даже будет один, и то изредка. Нужно отношение в этих столбиках резко изменить, и в сторону похвалы, и в сторону совета с ребенком на равных.

- А все-таки как правильно давать ребенку настрой именно на учебу? Несмотря на огромное количество противодействующих факторов.

- Я бы включилась в процесс в среднем звене. Не «сделали-нет, подготовил-нет», а «давай вместе сядем с энциклопедиями, интересная тема, в интернет зайдем, твой доклад будет лучше». Этот вкус быть лучшим в среднем звене поддержать у ребенка и попытаться его воспитать, все время вместе включаться в процесс. Просто наблюдать, как будет угасать интерес, бесполезно.

- Поднимем непростую и объемную тему – начало учебного года в старших классах, когда грядут бесконечные аттестации, надо уже снова начинать работать на просчитанный результат, профессиональное самоопределение. С какими сложностями, задачами к вам приходят родители старшеклассников?

- Безусловно, у них выбор – самое главное. Какое ЕГЭ выбрать? В какой вуз подавать документы? Какую в этом городе выбрать инстанцию, которая хорошо подготовит – курсов достаточно много, и каждая школа дает свои курсы и так далее? И знаете, какая еще сложность – как выдержать этот год? Он очень сложный и физически, и психологически.

- Мы говорим уже про 11-е классы.

- 9-е тоже попадают примерно в тот же ракурс, потому что у них очень непростые экзамены. Очень сложная ситуация, в которой оказывается ребенок, и родителю как никогда нужно понять, что только помогать. Не требовать: «Дорогой, я жду от тебя результата, ты должен выдать мне!» А прежде всего: «Чем я могу помочь тебе, дорогой? Скажи, я все для тебя сделаю». В том числе, и правильно кормить нужными продуктами, и следить, чтобы было много свежего воздуха, справиться со всей этой нагрузкой, и верить, что все будет хорошо, а не задавать небесные планки, результат в 100 баллов и так далее.

- А вообще подготовка к итоговой аттестации должна быть центром Вселенной для семьи? Может быть, не надо такой большой акцент на этом ставить, а жить другими вещами, в том числе?

- Совсем отказаться от этого вы не сможете, потому что путевка в жизнь у нас приравнена к путевке в вуз. А путевка в вуз приравнена, так или иначе, к хорошим результатам ЕГЭ. Другое дело, вокруг этого не стоит устраивать ажиотажа и истерики.

- Вопрос по ICQ: «Когда ученика 10 класса пытаются вывести из школы по той или иной причине, говорят, если вы не будете платить за дополнительное обучение, ваш ребенок не сможет сдать ЕГЭ, что вы скажете? Я забрал дочек из школы, перевел в колледж, положительный результат не заставил себя ждать».

- Без вопросов, это незаконно. Никто без вашего согласия не сможет вас исключить. Требование денег от вас – это мы уже на какие-то границы нравственности переходим. Я думаю, тут нужно отстаивать свое право, не исполнять это требование. Но тут есть другой вопрос – в школе, где вам и ребенку плохо, иногда проще уйти, потому что есть школы, где хорошо и комфортно, что мы с вами и слышим. Ребенка перевели, положительный результат не заставил себя ждать.

- То есть нужно взвесить все за и против, понять, что отступление может быть не отступлением, а выбором наиболее правильного и естественного пути.

- Может быть, вам судьба подкидывает вариант, что из этой атмосферы уйти в более для вас приемлемую.

- Если мы говорим о профессиональной ориентации старшеклассников, они начинают заниматься более профессиональным самоопределением, начиная с 9-10, большинство в 11 классе, какие тут могут быть рекомендации для них и родителей?

- Я думаю, тут тоже надо посоветовать обратиться к специалистам, их появляется в последнее время все больше и больше. Своего сына я, перед тем, как поступить в вуз, отдала на профдиагностику в наш центр, и мы получили исчерпывающую характеристику, что ребенку свойственно, какие качества несвойственны, какие профессии лучше выбрать, а на какие просто запрет, туда даже лучше не ходить. К нашему счастью, предположения оказались правильными, это был большой набор творческих плюс экономическое. В этом ракурсе мы спокойно выбрали, и я очень рада, что отправила ребенка на профдиагностику. Больше вам скажу, есть дети, которые приходят на профдиагностику и слышат запрет – в эту профессию вам нельзя.

- Одна из самых болезненных тем – это ЕГЭ и определение профиля в старших классах. Что тут можно посоветовать для того, чтобы выстраивание образовательной траектории было оптимальным и более эффективным для ребенка, кроме того, что нужно сходить к специалисту, определить, чем тебе стоит, чем не стоит заниматься?

- Безусловно, каждый ребенок в 11 классе решает, куда пойдет, какой набор экзаменов ему нужно сдавать. По одному набору можно попасть в один вуз, по другому в другой. Хорошо, что сейчас есть возможность вариантов, что если один набор, тебя примерно пять вузов могут ждать с этим набором. Когда вы определитесь, дальше я бы сказала, нужно стратегически просчитать свои действия. Первое – сумма баллов, которую ты должен предоставить в вуз, можно ее набрать, умно к этому подойти. Например, по физике и математике высокий балл набрать крайне трудно, потому что средний по России очень низкий. А вот, например, по русскому и английскому набрать не так трудно. В сумме он вам принесет очень большой рывок вперед. Поэтому, даже если у вас все хорошо с русским языком, я рекомендую каждой семье русским заниматься дополнительно, потому что этот шанс надо использовать. В сумме очень большой кусок баллов будет, например, для русского языка. Стоит на бесплатное тестирование прийти и проверить, что представляют из себя твои знания по русскому языку, это можно уже сейчас. Например, в сентябре буквально приглашаю всех на бесплатное тестирование по русскому языку. Второе – ребенок должен понимать, подходит ли ему эта профессия. Я бы посоветовала родителям не бояться самим провести профдиагностику ребенка при помощи близких друзей. Напишите 10 фамилий ваших друзей, которые работают в разных профессиях. Пусть один будет врач, другой менеджер и так далее. Договоритесь, что один день ребенок проведет на работе у них, чтобы погрузиться в эту профессию.

- Представления ребенка о той или иной профессии в основном являются фантазиями на тему. Когда он приходит на реальное производство, то сталкивается со многими неожиданными для него вещами.

- Совершенно верно. Если вы этого не попробовали, то очень трудно представить, чем вы будете в дальнейшем заниматься.

- А если наоборот, он попадет в какую-то среду, почувствует себя настолько органично, что скажет: «Все, это мое, я хочу этим заниматься всю жизнь».

- Согласна с вами. Ставьте перед собой большие цели. Я наблюдаю, выпускники, которые замахиваются на самые большие цели, там и находятся. Кто хотел в МГИМО, он в МГИМО, понимаете? А кто остался на посредственных мечтаниях, на них сейчас и находится. Поэтому не бойтесь, ставьте высокие цели и двигайтесь к ним. Кроме того, нужно найти хорошего тренера, который готовит вас к ЕГЭ, как к олимпийской сборной готовят только лучшие тренеры. Более того, вы не просто дополнительно готовитесь к ЕГЭ, вообще расширяется ваш дополнительный кругозор, если вы в руках умелого педагога. Те методики, которые изобретают педагоги, они всегда ищут методику, которая оставит материал в памяти ребенка навсегда.

- Получается, наша школа не способна подготовить ребенка на должном уровне, из ваших слов это следует. Родитель обязательно должен тратиться на то, чтобы куда-то ребенка тащить, подтягивать, чтобы поставленный результат был достигнут.

- Я бы немножко скорректировала. Безусловно, я не говорю, что школа не может подготовить. В Перми есть ряд очень сильных школ, результаты которых очень высокие. Второе – почему ребенок готовится дополнительно? Представьте, что вы водите ребенка на фигурное катание, и у вас скоро соревнование. Можно ходить на две тренировки в неделю и выступить на соревнованиях. А можно взять еще одну с супертренером, и вы на соревнованиях выступите лучше, потому что вы приложили дополнительные силы. Вы хотели успеха! То же самое на ЕГЭ – я могу на среднем темпе и уровне, потому что сидят дети среднего уровня в классе, подготовиться со школьным учителем на свои 75. Это, кстати, приравнивается к пятерке. Я хочу больше, я найду преподавателя, который сделает какой-то рывок, сдам на 95, понимаете? Всегда все относительно. Призываю родителей не бояться вкладывать деньги и средства в образование своих детей, не упрекать в этом, потому что вы именно тот родитель, который по фигурному катанию выбрал одну дополнительную тренировку, и ваш ребенок выступил на соревнованиях лучше других.

- Получается, что сейчас идет смена парадигмы. Огромное количество родителей пересматривает семейный бюджет в пользу образования детей, рассматривает образование как область для своих серьезных семейных инвестиций.

- Я с вами согласна, меняется взгляд родителя на то, сколько вложить денег в образование ребенка. Каждый родитель рассматривает ребенка как свой капитал, свой вклад в будущее. Вы, родители, это тоже капитал ребенка. Какой у ребенка капитал изначальный, так ребенок потом и в жизни себя проявит, реализует, потому что у одних был очень достойный надежный капитал в виде родителей, не в денежном вложении, а в вере в ребенка.

- Энергия, сила, время – все, что на родителя тратится. Здесь мы подходим еще к одной теме, это индивидуальные образовательные маршруты. Сейчас это направление становится все более популярным. Я знаю, у вас примеры людей, которые целенаправленно приходят и простраивают со специалистами образовательные маршруты для своего ребенка на год. Расскажите об этом чуть подробнее.

- Расскажу на примере одной мамы, которая у нас своих детей образовывала. Есть мама, которая приходит и говорит: «Я хочу посоветоваться со специалистами, какую траекторию развития моего ребенка мы с вами выбираем». Мы с ней садимся, смотрим тетрадки ребенка, успехи, проверяем его на диагностики, мышление, внимание, скорость, с которой он считает и читает, потом говорим, каких результатов надо достичь в этом году и какие специалисты нам могут помочь. Безусловно, если есть проблемы, а у ребенка есть проблемы и немалые, и похвально, что мама это понимает, она планирует себе будущее без проблем. Она старшего ребенка у нас выучила, мы из таких проблем его вытащили на очень хороший результат, и сейчас он студент вуза, успешно учится и, самое главное, хочет учиться. А начинали мы с ними в третьем классе, когда ребенок не просто не хотел учиться, он даже ничего не слышал, что учитель ему говорил. Мы его сначала не могли за стол усадить. И сейчас с младшим мама к нам пришла и сказала: «Выстраиваем траекторию образования». Пожалуйста, это конкретный подход, который может выбрать любой родитель.

- Но возникает вопрос, а могу ли я самостоятельно, почитав литературу, ознакомившись с методиками, найдя в интернете все соответствующие тесты по профориентации, сама выстроить для своих детей такую образовательную траекторию? Я же знаю их лучше, чем какие-то чужие люди.

- Безусловно, выстроить может только мама вместе с папой, потому что никто, кроме вас, не заинтересован в выборе траектории развития. Но без специалистов вам тут не обойтись. Первая причина – для любого ребенка мама есть мама. Как бы вы не начали, с каким бы рвением, все равно ребенок воспринимает вас не как преподавателя, через 10 минут он скажет: «Мама, пойдем чай пить». Другая личность, другой стиль отношений должен быть, чтобы ребенок быстрее двигался и воспринимал это правильно. Кроме того, я считаю, по нынешним временам не просто не стыдно пользоваться специалистами, а я бы даже сказала, это самое разумное. Их теперь много, в образовательной сфере тоже. Если вы ими пользуетесь, это говорит о вашей образованности и информированности.

- А как отличить хорошего специалиста от шарлатана, кто просто спекулирует на теме образования?

- Конечно, по глазам это не отличить. Я думаю, в образовании есть один верный способ – мнение людей, которые уже были у этого специалиста. Если вам говорят, что вот эти курсы очень надежные, а эти не знаю кто надежно подготовился, то смело полагайтесь на мнение других людей.

- На сарафанное радио.

- Безусловно, это очень хорошее название. Это самый надежный источник, никогда вам плохого не посоветует.

- Я вас прошу как человека, заряженного на успех и результат, в конце разговора дать установку нашим слушателям, которые сегодня в этом учебном году сдают своих детей первый раз на занятия. Что вы им самое главное посоветуете, чего вообще не надо забывать, держать в голове в течение учебного года?

- Сначала в голове надо держать одну фразу – на первом месте здоровье ребенка, на втором хорошие отношения с ним и только на третьем учеба. Этот приоритет никогда не надо путать и выводить учебу на первое место. Всегда помним, как мы любим его, как мы верим в него, как он себя чувствует. Учебу мы, дорогие товарищи, всегда можем поправить. А если потерять оттенок любви, это потом уже не поправить. Поэтому сидите с ребенком обнявшись, читайте ему вслух, говорите, что у него было интересного, и рассказывайте о себе.

- Независимо, в первый он класс пойдет или в одиннадцатый.

- И независимо от того, какие оценки он сегодня получил.


Обсуждение
1683
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.