Верхний баннер
13:16 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 14 ИЮНЯ 2021

$ 71.68 € 87.33

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

28.10.2013 | 22:00
В построении развивающей, предметно-пространственной среды для детей Пермь ушла очень далеко

В Перми завершился конкурс «Современный воспитатель», где участвовали более 40 детских садов Перми и около 70 воспитателей. О нем говорили с Любовью Половодовой, заместителем председателя жюри этого конкурса.


- Любовь Серафимовна, мне посчастливилось быть на финале этого мероприятия. Хотя половине из 8 финалистов я бы спокойно доверила воспитание своего ребенка, все же вопросов осталось больше, чем ответов. Насколько вообще современны современные воспитатели?

- По-разному. Но в это время Россия – страна, движущаяся вперед в социально-экономическом развитии. Понятно, что образование не отстает. Вышедшие федеральные новые требования к дошкольным образовательным учреждениям заставляют воспитателей быть современными. Поэтому те воспитатели, которые участвуют в конкурсе, настраивались на то, что должны быть современными в плане и отношений с детьми, и с родителями, и организации той среды, в которой воспитывался ребенок.

Для воспитателей непростыми были задания, которые связаны с формулировкой конкретных предложений для родителей по решению проблемных ситуаций.

- У нас получается три составляющих – отношения с ребенком, с его семьей и формирование среды. По большому счету, каждое из заданий конкурса отражает какой-то из реальных вопросов, которые сегодня стоят перед воспитателями в детском саду. Какие, на ваш взгляд, были самые серьезные, сложные для них?

- Для воспитателей непростыми были задания, которые связаны с формулировкой конкретных предложений для родителей по решению каких-то актуальных проблемных ситуаций, возникающих у родителей в процессе воспитания ребенка. Наверное, не все воспитатели смогли очень быстро среагировать, со смекалкой и оригинально ответить на детские вопросы. Хотя дети все время задают такие вопросы.

- Например, была озвучена проблема: мама хочет очень активно продвигать свою девочку в эстетическом развитии. Девочка занимается английским, ходит на балет, мама еще просит подобрать профессионального преподавателя живописи. Насколько современный воспитатель должен погружаться в жизнь семьи ребенка? Где проходит эта грань: это меня касается, я об этом ребенке забочусь, беспокоюсь, а это уже не мое дело, пускай сами решают?

- Эту грань задают федеральные государственные требования к структуре самой программы и условиям ее реализации, а также принятые федеральные государственные требования дошкольного образования. Оба документа требуют непосредственного взаимодействия педагогов и родителей в целях реализации образовательной программы и ее освоения ребенком. Что касается кружков, это дополнительное образование. Родители здесь могут изъявлять свои интересы. Все-таки современный родитель хочет, чтобы ребенок был продвинутым, мог себя как-то реализовать.

- Насколько воспитатель вправе что-то рекомендовать родителю, высказывать свою позицию: не перегружена ли ваша девочка, не слишком ли много ваш мальчик проводит времени за компьютером? Насколько его это вообще касается?

- Это его касается в той части, в которой он организует процесс у себя в группе. Есть жесткие требования СанПиН, которые регламентируют непосредственно образовательную деятельность ребенка. Переходить за эти рамки нельзя. Воспитатель, понимает, что если ребенка перегрузить, «и швец и жнец и на трубе игрец», то завтра он будет просто больной и не сможет осваивать программу.

- Еще могут быть этические моменты, когда воспитатель узнает о каких-то сложностях в семье ребенка. Насколько он имеет право и должен вообще вмешиваться в то, чтобы ребенку помочь? Какие-то конфликтные ситуации, проблемы, связанные с асоциальностью родителей?

- Дело в том, что у воспитателя несколько профессиональных ролей, помимо профессиональных функций. Одна из ролей – материнская. Ребенок, приходя в группу, где он живет 10-12 часов, не чужой человек для воспитателя. Это очень часто родной ребенок. Безусловно, нужно здесь соблюдать золотую середину, понимать, что воспитатель может выступить каким-то мудрым советчиком, где-то защитником прав ребенка. Если насилие происходит в семье, это сегодня тоже одна из задач воспитателя, ограждать ребенка и сообщать о таких фактах.

- Ограждать только путем сообщения. А с родителями он может работу проводить?

- Безусловно, в зависимости от того, какая это семья. Воспитатель так просто не идет в любую семью. Это работа целого педагогического коллектива, прежде всего руководителя. Заключая договор с родителем, руководитель определяет его права и обязанности.

Родитель – первый и главный человек, который отвечает за образование своего ребенка. К сожалению, этого в договор не вносят, и поэтому родитель не чувствует ответственности за освоение ребенком образовательной программы.

- Обязанности родителя, я же читала и сама подписывала такие договоры, заключаются в том, чтобы своевременно платить, своевременно приводить, беречь имущество детского сада. Никаких обязанностей по воспитанию моего ребенка у меня перед детским садом нет.

- К сожалению, сегодня масса договоров в большинстве детских садов так и составлена. Но нормативная российская база давно ушла от этого. Есть закон «Об образовании», Семейный кодекс, Конституция – я беру все выше и выше. Они все-таки должны учитываться руководителями, и при составлении договоров мы должны понимать, что родитель – первый и главный человек, который отвечает за образование своего ребенка. Это записано во всех федеральных документах. К сожалению, этого в договор не вносят, и поэтому родитель не чувствует ответственности за освоение ребенком образовательной программы.

Воспитателю бывает трудно переключиться на неординарных креативных детей. У него появляются некие штампы.

- Вернемся снова к воспитателям. В конкурсе был этап детских вопросов. Вы говорите, что они обычные, но меня они удивили. Почему грецкий орех внутри неудобный? Давайте весь мир покрасим в желтый цвет, и будет очень красиво. Как вы думаете, это был шуточный конкурс, или он вскрыл какие-то проблемы коммуникации воспитателей с детьми?

- Да, конечно, воспитатель, работая с ребенком долгое время, штампует свое взаимодействие. Педагогическая техника, все-таки, немножко устоялась. Как в любой другой профессии, это приносит результаты. Поэтому воспитателю бывает трудно переключиться на креативных детей. Дети действительно на многое способны, неординарны, поэтому могут ставить воспитателя в затруднительную ситуацию. Причем, это же нормальные вопросы для нормальных детей, которые не задрессированы, не запуганы. У обычного воспитателя это живые, любознательные, задающие разные вопросы дети. Поэтому конкурс был нелегкий, нужно было проявить смекалку.

- На ваш взгляд, кто главный заказчик у воспитателя и детского сада вообще? Это семья или государство?

- Здесь трудно разделить, потому что образование всегда ориентируется на заказ государства, а семья – это часть нашего общества. На сегодня тенденция свидетельствует о том, что полноправными заказчиками являются как родители, так и государство.

Полисубъектность, равноценное участие родителя, воспитателя, специалиста, вообще всей группы работников детского сада – очень важная вещь. На одного воспитателя нельзя полагаться.

- Мы в последнее время очень много говорим о качестве дошкольного образования, оно многих не устраивает. Каким должно быть это качество, насколько мы далеки от идеала?

- Наверное, не будем сравнивать с какими-то другими системами образования, а будем говорить о своей. Мы можем только проследить ее динамику. Сегодня она другая, в отличие от 5-летней давности, потому что вышли федеральные государственные требования, которые просто сверху заставили ввести некие инновации в дошкольные образовательные организации.
Дошкольное образование впервые стало уровнем образования в системе российского образования, впервые ему присвоен этот высокий статус. Раньше об этом на федеральном уровне и не говорили, потому что не было уровня дошкольного образования.
Педагогам реализовать современные федеральные требования и будущий стандарт, наверное, не всегда просто. Чтобы реализовать непростые документы, непростые требования к образовательной программе, условиям ее реализации, нужно все-таки, иметь высокую компетенцию. Ему должны помогать специалисты. Без психолога, грамотного, квалифицированного, на сегодняшний день не реализовать стандарта. Полисубъектность, равноценное участие родителя, воспитателя, специалиста, вообще всей группы работников детского сада – очень важная вещь. На одного воспитателя нельзя полагаться, у него свои функции.

- Можно говорить, наблюдая за тем, как развиваются детские сады непосредственно в Перми, что у нас полисубъектность уже формируется?

- Конечно. У нас был реализован очень интересный проект на протяжении последних трех лет по освоению федеральных государственных требований по инициативе департамента образования Перми – ресурсный центр, на базе которого были сетевые площадки, детские сады, где отрабатывались все инновации, связанные с федеральными государственными требованиями. В ноябре состоится ярмарка, где будут представлены методические продукты. Впервые снимаются фильмы об организации совместной деятельности, обучению ребенка самостоятельности в игровой, исследовательской и других видах деятельности. В построении такой среды – развивающей, предметно-пространственной, в которой ребенок мог бы стать субъектом деятельности, Пермь ушла очень далеко.


Стандарты меняются, а ребенок остается. Он обязан выйти из детского сада с ощущением, что он хороший, умный.

- Вы работаете в гуманитарно-педагогическом университете. Какую установку вы даете своим студентам, выпускникам на работу в детском саду? На что вы их настраиваете?

- Самое главное – ребенок, сохранение его здоровья интеллектуального, физического, эмоционального, личностного. Может быть, стандарты-то все-таки меняются, а ребенок остается. Он обязан выйти из детского сада с ощущением, что он хороший, умный, и поэтому главная задача детского сада, несмотря на то, что воспитатель сейчас поставлен в жесткие рамки стандарта – так работать  с детьми, чтобы они вышли в школу уверенными в себе, любящими себя, не боялись школы. Это и есть качество образования, как в свое время говорила доктор педагогических наук Лариса Алексеевна Парамонова. Когда ребенку хорошо в детском саду, когда он его любит - это и есть хорошо работающий детский сад.

- Приходилось встречать такую позицию, что наиболее яркие, креативные, нестандартные воспитатели в детском саду имеют непрофильное базовое образование, приходят из каких-то совершенно иных сфер. Воспринимает ли это ваш вуз как свой собственный вызов?

- В какой-то мере да.

- И как на него отвечаете?

- Думаем, как отвечать. Вуз изменил статус, он теперь гуманитарно-педагогический. Но вуз не выпускает воспитателя. Мы выпускаем методистов, преподавателей колледжей, педагогических училищ, хотя, на заочном отделении у нас учатся и воспитатели. Хотелось бы, чтобы воспитатели, используя технологии, понимали, для чего они их используют. Когда мы сталкиваемся со специалистами начальной школы, которые пришли в детский сад, или филологами, у них часто не бывает технологической готовности.

- Но у них глаза горят, они что-то придумывают…

- Да, чаще всего у них бывает какая-то раскрепощенность, свобода.

- Ваша самая главная задача – не закрепощать студентов, чтобы они потом не закрепощали детей?

- Да нет, они не закрепощенный народ. Просто год от года все-таки все меньше студентов, успешно освоивших программу, идет в детский сад.

Сегодня конкуренция уже и внутри детского сада, конкурентная среда появилась везде.

- У меня всегда возникает вопрос – а что мотивирует людей на участие в конкурсе? Вот 70 заявилось, а несколько сотен человек по всему городу продолжают делать свою работу.

- Очень радует ситуация, что год от года конкурс все-таки наращивает профессиональные обороты. Мне кажется, воспитателю просто хочется реализоваться, причем в той деятельности, в которой он – профессионал. Очень важно, когда воспитатель стремится показать, что он профи.

- Самореализация ведь заключается в том, что ты общаешься с детьми, наблюдаешь их успехи, общаешься с родителями, они искренне говорят, как они тобой дорожат. Зачем кому-то что-то доказывать?

- Сегодня конкуренция уже и внутри детского сада, конкурентная среда появилась везде. Они же зарабатывают дополнительные баллы за участие в разных конкурсах, которые их стимулируют конкурировать со своими коллегами.

- Если мы говорим о конкурсе и его участниках, это такая элита профессии, лучшие из лучших, 8 человек, которые соревновались в финале. Насколько велик разрыв между теми, кто участвует в конкурсе, показывает какие-то свои инновационные лаборатории, нестандартные формы занятий, и теми, кто просто работает каждый день.

- Он невелик. Вообще воспитатели – народ не публичный, даже в отличие от учителей. Поэтому тревожность, отсутствие стрессоустойчивости многим не позволяет выходить на уровень конкурса. Даже воспитатели, которые вышли на конкурс, могут по-другому говорить и показывать себя, потому что они не в своей среде. А в своей они мастера.

- Как нам сделать так, чтобы эти ценности, о которых мы говорим – креативность, открытость, умение работать с технологиями, с семьей, отвечать на запросы – чтобы это было не только в рамках конкурса, а чтобы в каждом детском саду у нас были такие хорошие современные воспитатели?

- А вы знаете, каждый детский сад, разрабатывая свою образовательную программу и  планы методического сопровождения педагогической деятельности, все эти задачи в совокупности решает. Они уже заложены в саму образовательную программу, в план ее реализации, поэтому и взаимодействие с семьями, и освоение образовательных технологий, и построение развивающей предметно-пространственной среды – это задача каждого детского сада и каждого воспитателя.

- Очень много молодых лиц участвовало в конкурсе, причем среди тех, кто не дошел до финала. Каков должен быть баланс, на ваш взгляд, между молодежью до 25 лет и воспитателями более зрелыми?

- Наверное, как всегда – 50, 20, 30. 30 – это зрелые, 20 – молодые, а 50 – народ, который уже близок к пенсионному возрасту, мастера в хорошем плане, которые могут показать, как эффективно можно работать с детьми.

Конкурсант-мужчина, который был у нас, сказал, что он белая ворона, но он уже адаптировался и вопреки этой ситуации старается быть мастером.

- Спрошу про гендерный баланс. В этом году мы уже можем говорить о нем, хотя он был очень неравномерным, но все-таки в детский сад приходят мужчины. Как вы оцениваете этот пока слабенький, но тренд?

- С восторгом, потому что в группе есть мальчики. Присутствие в группе мужчины позволяет им адаптироваться к социальной роли, женской-мужской.

- Когда мужчина идет в детский сад, такой усатый нянь, насколько ему бывает тяжело преодолевать непонимание социума?

- Их настолько мало, что сложно обобщать. Конкурсант, который был у нас, сказал, что он белая ворона, но он уже адаптировался и вопреки этой ситуации старается быть мастером.

- Заканчивая разговор о конкурсе, что бы вы назвали его главным итогом?

- Наверное, то, что воспитатели почувствовали себя успешными. Конкурс непростой, он позволяет рассмотреть разные аспекты профессиональной деятельности. Нужно уметь себя проявить на высоте и в работе с детьми, и презентуя среду, и во взаимодействии с коллегами, и в беседе с жюри. Очень непростой конкурс, поэтому я думаю, что самое главное, что мы видели эмоции наших участников.

- Это мы сейчас говорим о результате для участников. А, например, для города?

- А для города это механизм педагогического развития, один из важнейших. Конкурс популярен среди педагогов, такого конкурса вообще-то в России не было.

- Долго он существует?

- 5 или 6 лет.

- Говорите «не было». То есть в других регионах уже появились аналоги?

- Такого многоэтапного, серьезного, в то же время позволяющего показать не только профессиональную, но и личностную необычность, индивидуальность воспитателя - вряд ли.

- Конкурс задает некие стандарты, верхнюю планку, по которой всех равняют. Эта планка формируется только на основании нормативных документов или есть некий образ современного пермского воспитателя?

- Здесь и то, и другое. Есть этапы конкурса, которые выявляют уровень образования воспитателя в соответствии с современными требованиями. Есть конкурсы, которые выявляют его индивидуальность. В то же время мы понимаем, что если воспитатель качественно реализует пермские программы, например, permyachok.ru, обучение детей правилам безопасного поведения, то он может презентовать это. Это действительно пермская образовательная программа для детей. Воспитатель имеет возможность вариантов выбора презентации себя. Поэтому здесь можно сказать, что конкурс, который сочетает в себе и профессиональное мастерство, и индивидуальную неповторимость, и личностную самореализацию, это очень важно.


Обсуждение
1160
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.