Верхний баннер
10:48 | | 13 ИЮНЯ 2021

$ 71.68 € 87.33

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

12.11.2013 | 12:05
"Не надо делать за детей что-либо. Пусть они совершают ошибки, ломают игрушки… Надо рядышком сесть, принести отвертку" - Валентина Былинкина

По России идёт новая волна «утечки мозгов». Все эксперты твердят о необходимости инновационного прорыва и о том, что необходимо перестать быть сырьевым придатком Запада.

 

В студию «Эха» мы пригласили руководителя НОУ «Центр инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями» Валентину Былинкину. Говорили о воспитании инновационного мышления пермских школьников, которым как раз и занимается её центр. А также - о роли физики в судьбе человека.

 

 

Потерялись здесь – нашлись там

 

- Насколько актуально сегодня говорить о воспитании инновационного мышления?

 

- Очень актуально. Если мы внимательно следим за тем, как развивается наша промышленность, какие задачи перед нами ставятся, то понимаем, что как раз инновационности в полном понимании этого слова у нас не хватает.

 

Вся беда в том, что те специалисты, которые сегодня должны внедрять инновационные технологии, развивать их, создавать новые продукты, воспитывались и обучались в других условиях, где про инновационность ничего не говорили.

 

- Вы имеете в виду советскую систему образования. Она не была заточена на инновации?

 

- Об этом сейчас можно сколько угодно спорить и говорить. В ней были свои плюсы, советская система давала очень хорошее фундаментальное образование, которое позволяло дальше продвигаться, и были созданы такие условия, что инженер-конструктор, инженер-исследователь, физики-прикладники были наиболее востребованными специалистами. Я помню то время, когда быть физиком-теоретиком было просто модно. Это был бум молодых вундеркиндов, которые… Сегодня мы и потеряли очень многих из них (как раз поколение 80-х), они уехали за границу. Потому что, с одной стороны, они воспитывались в рафинированных условиях, для них было все создано. Они занимались только фундаментальными исследованиями. А когда это все рухнуло и перешло на рыночные формы взаимодействия, не умея продавать себя, свои открытия и изобретения, они потерялись здесь, но оказались очень востребованы там.

 

- А как так? Объясните этот парадокс. Они не умеют продавать себя и здесь себя не находят, а вот в эпицентре капитализма, в Силиконовой долине оказываются востребованы.

 

- Потому что там создана такая система. Там есть люди, которые умеют их покупать и продавать.

 

 

 

Из физиков в миллиардеры

 

- Как вы оцениваете сегодняшний потенциал? Тех мальчиков и девочек, которые приходят заниматься к вам в центр.

 

- К нам приходят очень хорошие ребятки, в основном мальчики, девочек у нас мало. Это очень умные, способные дети, которые перед собой ставят достаточно амбициозные цели. Но проблема в том, что у них не хватает базовых знаний по математике, по физике.

 

К нам сегодня приехали ребята для подготовки к Олимпиаде по физике, 9 класс, они приезжают еженедельно. Оказалось, что у 9-классников в 7-8 классах не было физики. И чтобы подготовить их к Олимпиаде по физике, мы просто посадили их за лабораторные работы, где в рамках выполнения каких-то исследовательских заданий они осваивают азы, которые должны были уже знать.

 

- Как такое может быть? Просто не было учителя?

 

- Не хватает преподавателей. Я могу сказать, что физики – самые востребованные люди.

 

Вот спросите, кем являются по первой своей профессии руководители многих банков, миллионеры, миллиардеры? Это физики.

 

- В индустрии или школе?

 

- Вообще в обществе. Вот спросите, кем являются по первой своей профессии руководители многих банков, миллионеры, миллиардеры? Это физики. Тот же Ходорковский – это физик, математик. Те, кто обучается физике, обладают особым мышлением. Там изначально формируются исследовательские навыки, умение ставить исследовательские задачи, строить план проведения исследования, анализировать результаты. И для физика нет отрицательного результата, любой результат вполне может обернуться Нобелевской премией лет через 20. Физики не боятся экспериментировать, рисковать.

 

- Это и есть инновационное мышление, о котором мы говорим. А есть точка невозврата, после которой ребенка этому уже не научить? Вы говорите, в 7-8 классе у них был провал. Можно ли с любого момента начинать человеку прививать такие особенности мышления? Или есть какие-то критические возрасты?

 

- Я бы не сказала. Есть критическое состояние ума, духа и эмоций. Если подросток к 15-16 годам не утратил желания к исследовательской деятельности, обучению, даже если его ничему не научили, но у него хорошие волевые качества, он может сесть и все освоить.

 

Мальчик решил, что хочет стать физиком, наблюдая за небом из колодца, в котором он сидел, в очередной раз убежав из дома. Вот что его там, как говорится, озарило?

 

У меня есть пример в жизни, когда мальчик до 7 класса ничего не делал, даже вел несколько асоциальный образ жизни. Но в 7 классе он решил, что хочет стать физиком, математиком, наблюдая за небом из колодца, в котором он сидел, убежав в очередной раз из дома. Вот что его там, как говорится, озарило? И к 9 классу он выровнялся, в 10-11 классах стал очень сильным олимпиадником, ездил и представлял нашу область на всероссийских Олимпиадах.

 

Источник фото - группа "Парка научных развлечений" Вконтакте

 

Здесь все упирается в интерес ребенка, в мотивы. Если они сформированы, у ребенка есть желание что-то открывать, делать, изобретать своими руками, создавать что-то новое, то, даже если его ничему не учили, он в определенное время придет и начнет делать. Главное, чтобы были условия и то место, куда бы он мог прийти и начать работать.

 

 

Дети должны мечтать и фантазировать

 

- В Китае прошел первый конгресс по научной фантастике. Дело в том, что китайцы великолепно могут копировать чужие изделия, собирать по готовой схеме. Но у них ничего не получается изобретать. И вот самые продвинутые китайцы поехали в Apple, Microsoft, чтобы выяснить, в чем секрет этой инновационности. Оказалось, что многие из тех, кто создает сегодня наше постиндустриальное общество, воспитывались на научной фантастике, которая в Китае до недавнего времени была под запретом. Как вы оцениваете роль научной фантастики в формировании видения будущего у ребенка?

 

- Очень хорошо оцениваю, на все 300%! Когда я еще работала в школе, во всех математических классах мы обязательно читали научно-фантастические рассказы. Мы их обсуждали, потому что полет мысли фантаста позволяет и детям не ставить границы своих возможностей. Идет обоснование того, что это, насколько это вообще возможно.

 

Но, что еще очень важно для сегодняшних исследователей, часто нам не хватает общечеловеческих ценностей, которые заложены в основу наших изобретений. Если мы во главу ставим только деньги и собственную наживу, это не принесет ничего хорошего. Мы создадим только бомбу, очередное орудие убийства. А если мы хотим создать нечто, что позволило бы человеку прорваться, продвинуться во Вселенной, найти братьев по разуму - это вообще интересно. Всегда должна быть общечеловеческая ценностная мотивация в любых изобретениях и действиях.

 

Когда я еще работала в школе, во всех математических классах мы обязательно читали научно-фантастические рассказы. Потому что полет мысли фантаста позволяет и детям не ставить границы своих возможностей.

 

- Вот вы кого читали? На ком выросли?

 

- Ой, я выросла на Беляеве, Жюль Верне, очень любила Генриха Альтова. У меня полное собрание сочинений американской фантастики. Вообще перечислять можно до бесконечности, у нас огромный шкаф с рассказами, романами.

 

Это очень важно, дети должны мечтать и фантазировать. У меня младший сын, когда прочитал «Властелин колец», сказал, что книга намного интереснее, чем фильм. Почему? В фильме они получили уже готовые образы. А когда они читают книгу, то формируют собственные образы и ассоциации.

 

Кстати, были проведены исследования, насколько сбылись идеи фантастов, которые были заложены в их произведениях. У Жюль Верна - свыше 80%. А самое большое количество – это наш Беляев. Самое большое количество его идей было воплощено в жизнь.

 

 

 

Нетривиальный ТРИЗ и другие 

 

- Видимо, потому что он был не столько литератором-фантастом, сколько инженером-интуитом. Кстати, таким образом мы переходим к следующей теме – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которой вы занимаетесь с детьми. С какого возраста?

 

- Вообще, у нас в Перми есть очень хорошая школа ТРИЗформатики. Ее ведет Михаил Александрович Плаксин, преподаватель Высшей школы экономики и нашего классического университета. У него создан учебник, основанный на ТРИЗ, он проводит ежегодные Олимпиады по ТРИЗформатике. Детей с 6-7 лет обучают логике, изобретательским приемам, умению работать с большими объемами информации. Все это методически пристроено и очень интересно. Для детей это важно на этом этапе – работать с большими объемами информации, анализировать их, уметь получать нужную информацию.

 

Есть очень хорошая поговорка: знание нескольких принципов освобождает нас от знания многих фактов.

 

- Как вообще можно научить изобретать?

 

- Есть очень хорошая поговорка: знание нескольких принципов освобождает нас от знания многих фактов. Существуют тренды и законы развития технических систем. Кстати, их открыл, изучив патентный фонд, в котором находилось 100 тысяч патентов, Генрих Альтшуллер, он же фантаст Генрих Альтов. Изучив патенты, он увидел, что существует буквально несколько законов, которым подчиняется процесс изобретения, существуют правила, и он их сформулировал. Это не та передача, в которой можно все это рассказать. Но мы в нашем центре проводим курсы обучения ТРИЗу, введения в ТРИЗ. Если кому-то интересно, приходите.

 

 

- Или «погуглите» - Генрих Альтшуллер, «Формулы талантливого мышления». Кроме этого, чем вы еще занимаетесь с детьми в вашем центре?

 

- Одна из главных задач, которой мы посвящаем большое время - это работа над развитием интеллектуальных способностей детей, над формированием интереса, чтобы дети осознанно выбирали инженерно-технические специальности. Мы их подготавливаем, чтобы они могли обучаться на тех кафедрах, факультетах, которые готовят специалистов для нашей компании. В пермском национальном исследовательском технологичном университете и в пермском государственном национальном исследовательском университете.

 

Супертворческих изобретателей надо немного, один-два, три-четыре максимум. Если все будут сумасшедшими изобретателями, то мы погрузимся в хаос. 

 

- То есть у вас прикладные задачи в формировании кадрового потенциала.

 

- Я бы сказала, в первую очередь интеллектуального.

 

- Если смотреть широко, вы просто формируете некую интеллектуальную элиту региона, может быть, даже на уровне страны.

 

- Честно говоря, интеллектуальную элиту можно и развивать. Супертворческих изобретателей надо немного, один-два, три-четыре максимум. Если все будут сумасшедшими изобретателями, то мы погрузимся в хаос. Нужно очень много специалистов, которые умеют работать по определенным задачам, которые перед ними стоят, и получать конечный результат. Мы часто сталкиваемся в жизни, что есть изобретатели. Их очень много, они суперодаренные, у них суперидеи, но они не могут довести их до логического конца.

 

- А почему?

 

- Вот очень часто проблема заключается в том, что они имеют очень узкоспециализированную подготовку.

 

Второе - это волевые человеческие качества, свойства личности. Я гениальный и одаренный. Раз уж я такой умный, пусть ко мне все приходят, я уж там осчастливлю их своими изобретениями, пусть мне дадут денег. То есть это такая инфантильная позиция – пусть мне создадут условия, я тогда еще подумаю, сделать или нет что-то для вас. Сейчас такая позиция никому не нужна. Наоборот, нужны специалисты, которые приходят, говорят: «Давайте ваши задачи, я их решу, реализую, получу конечный результат, и дальше будем разговаривать». Вот мы сейчас такую организацию деятельности изобретателей, студентов, производства, инвесторов пытаемся выстроить.

 

- Вы создаете систему, как та, о которой мы говорили в самом начале программы, когда есть некий центр генерации идей, и вокруг него есть индустрия превращения этих идей в конкретные продукты и технологии.

 

- Да, те продукты, в которые хотят вкладывать деньги инвесторы и которые находят своего конечного пользователя.

 

 

 

Дайте ребёнку отвёртку!

 

- Давайте непосредственно о методах, с которыми вы знакомите детей или с помощью которых вы прививаете любовь к науке.

 

- Самое главное – это у нас робототехника. Самым старшим у нас 10-12 лет, самым маленьким 6. Они еще не умеют читать, писать, но у нас есть методические материалы, где все есть в рисунках. Система программирования для лего-роботов – это иконочки, картиночки, с помощью которых они программируют. Для нас самое главное, чтобы ребенок научился собирать, на интуитивном уровне понимать, какие бывают передачи, что такое рычаг, механизм и так далее. Постепенно усложняем процесс, и они начинают работать с железными роботами, тетриксами, переходим на более сложное программирование C++, программирование микроконтроллеров и так далее.

 

Не надо делать за детей что-либо. Пусть они совершают ошибки, ломают игрушки… Надо рядышком сесть, принести отвертку.

 

- Ребенок, с одной стороны, работает непосредственно с физическими деталями, как это бывает, когда он играет в конструктор Lego. С другой стороны, работает за компьютером. Своего робота он наделяет каким-то функционалом.

 

- Да, дети не просто создают механическую систему, они учатся управлять ей. На интуитивном уровне, когда они будут в 14-15 лет делать и создавать какие-то серьезные проекты, уже не будут тратить время на мелочи, когда нужно снова объяснять, зачем, почему, как и так далее.

 

- Очень много зависит и от школы, и от семьи тоже. Что бы вы порекомендовали родителям, чтобы в их ребенке максимально раскрылся творческий потенциал?

 

- Есть очень хорошая поговорка, что воспитание ребенка нужно начинать с воспитания его мамы. До того, как он вообще появился на свет. Любите своих детей! Мы наблюдаем за теми родителями, которые приходят к нам. Там, где родители заинтересованы в развитии своих детей, вкладываются в них, помогают, поддерживают... Не надо делать за детей что-либо. Пусть они совершают ошибки, ломают игрушки…

 

Источник фото - группа "Парка научных развлечений" Вконтакте

 

- Когда ребенок через полчаса новую машинку разбирает на составные части, это он ее не портит, он развивает свое инженерное мышление?

 

- Он ее изучает, ему интересно, как это все устроено, почему там все это двигается. И надо, может быть, рядышком с ним сесть и тоже разобрать, объяснить, где, что и как. Принести отвертку, а не молоток, сделать это так, чтобы машинку можно было собрать обратно. Положить ему нужные инструменты в нужный момент. И когда он это все разобрал, нужно предложить: «Давай соберем». Пусть получится не такая, но другая машина.

 

- Лишние детали останутся.

 

- А что мы можем сделать еще? Обязательно надо заниматься с ребенком, очень много читать. У детей должно развиваться творческое воображение. И не ругать его за то, что ничего не получается и за то, что задают вопросы. Пусть они будут почемучками. В конце концов, можно сказать: «Мне сейчас некогда ответить тебе на вопрос, но есть такая-то книжка, давай я тебе ее дам, там все написано». В принципе, мы можем честно сказать, и дети нас всегда простят: «Я честно не знаю, не училась этому. Давай сходим в библиотеку, обратимся к учителю, сосед-изобретатель, может быть, что-то посоветует».

 

- А в интернет не рекомендуете ходить?

 

- В интернет – да. Хотя мы одними из первых вошли в проект по программам школьных взаимодействий, по интернету-проекта «Гармония», нас учили работать с интернетом, учили, как использовать эту информационную базу, как ее наполнять и так далее. Для нас самое главное – не запрещать, а сформировать у детей правильное критическое мышление, чтобы они не просто копировали. Это уже - только родители.

 

- Вы упомянули, что ребенку нужно подсунуть необходимые инструменты. Это опять же то, о чем уже возникала речь в нашей беседе: для формирования инновационного подхода необходима правильная среда.

 

- Важно сказать, что мы работаем при очень хорошей поддержке Министерства образования Пермского края. Вообще, та материально-техническая база, которая есть у нас, была бы невозможна без поддержки «Пермской приборостроительной компании» и Министерства образования. Такие небольшие центры, технопарки невозможны без производства, потому что все ломается. Дети, естественно, ломают, я уже говорила, что пускай изучают. Все это нужно поддерживать в рабочем состоянии, требуются специалисты. Естественно, это требует определенных затрат, это некая часть нашей деятельности.

 

У нас есть лаборатория по физике, некоторые приборы выполнены в том историческом формате, в котором были созданы, чтобы дети знали и понимали, как это было сделано. Есть более современные приборы, где они проводят свои лабораторные работы, и мы потом уже их дополняем датчиками, компьютерным моделированием, переходим на более серьезный уровень.

 

Вы даже представить себе не можете, какой визг и восторг стоял в классе, когда учителя соревновались в робототехнике, и когда у них что-то получалось!

 

Понятно, что лаборатория и академия робототехники, где мы идем от изучения простых роботов до создания собственных - это соревновательная база. Плюс музей науки и техники, где мы читаем лекции, рассказываем детям о развитии науки и техники в Пермском крае, у нас разработан лекторий. Автор этого лектория – Юрий Константинович Николаев, наш знаменитый краевед. Разработано 15 лекций об истоках зарождения научной мысли в Пермском крае, очень интересные. Парк научных развлечений – дети могут там все потрогать, туда можно приходить с родителями, учителями, все очень интересно работает.

 

Что еще мы делаем? Приезжают на экскурсии ребята с самых дальних территорий Пермского края, например, из Березников сегодня у нас, из Пермского района группа. Они идут сначала на производство, потом проводят лабораторные работы по заявкам преподавателей вместе с нашим специалистом. Потом идут в парк научных развлечений, в музей науки и техники, лекцию послушают и уезжают. Получается целый образовательный день, где они встречаются с интересными людьми.

 

- Подобный образовательный день любой учитель физики (и не только) может организовать для своих детей, просто с вами связавшись. Как часто вообще бывают такие учебные группы?

 

- Каждый день! В каникулы бывают по 2-3 группы. У нас очень хорошо работает заочно-инженерная школа аэрокосмического факультета, Наталья Анатольевна Санина приводит к нам ребят, порядка 20-30 человек, которые занимаются у нас со всего края. Это и Оса, и Барда, и Чернушка. Детям очень интересно. Потом они приезжают и рассказывают своим учителям. Потом приезжают к нам учителя.

 

Вчера у нас был практический образовательный семинар по робототехнике для учителей школ, было 15 человек. Мы рассказали методику проведения занятий, что такое исследовательский проект в робототехнике, какими они могут быть. Потом провели соревнования между учителями. Так вы даже представить себе не можете, какой визг и восторг стоял в классе, когда они соревновались и когда у них что-то получалось!

 

 

Нет негативных свойств личности

 

- Вы говорили, что основополагающие принципы работы с детьми - формирование и удержание интереса, развитие интеллекта и свойств личности. Какие это свойства, как вы их формируете?

 

- Смотрите, свойства личности даны человеку от природы, мы ничего с ними сделать не можем. С годами они только усугубляются. Если человек в детстве жалеет конфетку для кого-то, то в старости будет чеки копить и вам выставлять по счету. Но это не значит, что он нехороший человек, из него бы получился прекрасный финансовый директор или бухгалтер!

 

Источник фото - группа "Парка научных развлечений" Вконтакте

 

У нас ребята работают в проектных группах. Понятно, что они делятся по функционалу, каждый выполняет определенные задачи. Кто-то сидит, думает (ему не мешают, это очень важно), как составить конструкцию. Кто-то сидит, программирует – он ни с кем не будет общаться, ему тоже никто не мешает. А третий не сидит на месте, но он обязательно везде пробежится, посмотрит, кто, что делает, договорится, скажет, как быстро и что нужно сделать.

 

- Организатор.

 

- Конечно! Они делятся по ролям, и каждый на своем месте, и это единая команда. В принципе, мы все работаем в командах. В ней нужны все – и молчаливые, и те, кто не может сидеть, и те, кто много болтает. Они тоже нужны, потому что они выступают. Мы говорим, что нет негативных свойств личности. Их нужно интерпретировать таким образом, чтобы они стали достоинствами этого человека.

 

 НОУ «Центр инновационного развития человеческого потенциала и управления знаниями» находится на Чернышевского-28. Телефоны: 241-41-59 (робототехника), 2-400-901 (специалисты, которые занимаются физикой и фотоникой).

 

"Парк научных развлечений" и Музей науки и техники находятся на 25 октября 64. Телефон 288-38-64.


Обсуждение
2258
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.