Верхний баннер
12:47 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

26.11.2013 | 12:05
Константин Егоров об университетской конфедерации (стенограмма эфира)

- Тема для нашей встречи достаточно глобальная. 14 ноября трое ректоров трех педагогических вузов – пермского, башкирского, челябинского – вступили в Университетскую конфедерацию. Что это такое, расскажите в двух словах.

 

- Это пока общее название – конфедерация. Как любое объединение, конфедерация имеет цель, задачи достаточно конкретные. Я бы предложил все-таки другую формулировку. Правильно будет говорить о создании сетевого объединения, сетевой формы организации педагогических вузов. На пространстве российском это одна из новых форм взаимодействия в части выстраивания образовательных продуктов и программ.

 

- В «Яндексе» по запросу «Сетевой университет» мне выпало только одно образовательное учреждение – сетевой открытый университет стран СНГ. Есть ли еще примеры такого сетевого образования? Для каких целей оно создается?

 

- Главная цель любого образования – это,  конечно, студент, обучающийся, которому образование должно доставлять радость, максимальные знания, опыт, практикоориентированность. Надо учитывать, что это еще огромные коллективы преподавателей, университетские сообщества, которые живут своими традициями, укладами, начинают складывать свои ресурсы для достижения той конкретной цели, которую мы поставили. 273 федеральный закон об образовании довольно четко прописал эту форму сетевой реализации образовательных программ. Статья 15 говорит о том, что вузы могут создавать такого рода образовательные программы в сетевом взаимодействии.

 

- «Могут», но не «должны». Почему тогда возникает эта потребность объединяться? Жили себе каждый по отдельности, все хорошо, тут раз, надо сеть создавать.

 

- Тут, наверное, много мотивов. Самый главный – мы делаем примерно одну и ту же работу у себя в регионах. Мы посмотрели внимательно на работу друг друга, три вуза с достаточно солидной историей. Такая же история, если говорить о возрасте, примерно сопоставима с нашим возрастом челябинского университета. Чуть помоложе башкирский государственный гуманитарно-педагогический университет. Но у всех настолько колоссальный опыт, который вызывает интерес. Мы находимся сегодня в уникальной ситуации – мы заново друг для друга открываем педагогическое образование регионов.

 

- Нет ли здесь вызывающей внутреннее напряжение у образовательного сообщества темы оптимизации? Вы говорите – мы все делаем примерно одно и то же, почему бы нам не соединиться, чтобы меньше тратить на это ресурсов?

 

- Конечно, мы не ставим такой цели. Не думаю, что закон «Об образовании» предусматривает именно эту задачу – оптимизировать три вуза региональных, сделать один сетевой университет. Тут далеко идущие планы, потому что сетевая форма организации, которая прописана в законе, должна четко предусматривать некие процедурные вещи. Если мы хотим сделать качественным образование сетевой магистратуры, нас интересует ее кадровый потенциал. Если бы мы хотели, чтобы наш уважаемый преподавательско-профессорский состав, который реализует подобного рода магистратуру, мог объединить свои ресурсы, выстроить систему экономических обменов, мы хотели бы, чтобы подобного рода организация проходила и в новых форматах. И в электронных, и в дистанционных формах обучения, мы сегодня начали задавать вопросы в первую очередь друг другу.

 

- Чья вообще была инициатива такого объединения?

 

- Сложно сказать, идеи возникают одновременно. Мы сегодня, три вуза, находимся в ежедневном общении. У нас скайп-совещания, разного рода другое общение, это позволяет говорить о том, что мы каждый день прорабатываем какой-то детальный вопрос.

 

- Понятно, что в такой системе каждый вуз чем-то делится, своими уникальными наработками, кадрами, ресурсами и что-то получает. Наш пермский педагогический университет что будет импортировать и что экспортировать?

 

- Давайте вначале договоримся о том, по каким направлениям мы решили скрестить усилия. Во-первых, конечно, это задания сетевых образовательных программ, в первую очередь речь идет о магистерской подготовке. Мы выделили две магистратуры, которые могут быть интересными и приоритетными для разработки. Все они лежат в направлении педагогического образования либо психолого-педагогического образования.

 

- Это именно пермские магистерские программы.

 

- Именно эти программы мы будем реализовывать совместно с вузами.

 

- То есть они не будут иметь конкретной географической привязки? Это будет неким сетевым продуктом.

 

- Это и будет уникальность взаимодействия. Студент, поступая в пермский педагогический университет на эту форму магистратуры, одновременно получит ресурсы двух других вузов.

 

- А какой диплом он получит?

 

- Конечно, того вуза, в который будет поступать. Но в приложении к диплому, в котором прописываются все эти формы – сетевая, другие формы организации учебного процесса – мы, конечно, будем указывать и эти возможности. Сегодня мы будем простраивать программы в формате учебного плана. Учебный план будет реализовываться модульно – модуль на базе одного вуза, на базе другого, могут быть разные форматы практик. Второе направление, которое мы для себя определяем – конечно, это научное. Единое поле, специфика педагогических вузов – это вузы, которые работают в психолого-педагогическом направлении, и научные изобретения, гуманитарные технологии лежат в этой плоскости. Мы уже договорились о создании совместных научных диссертационных советов, определили ряд направлений, по которым будем предпринимать такие усилия. Мы посмотрели, какие кадровые ресурсы у нас есть, поэтому такие направления сегодня выстроены. Мы договорились до конкретных тем научных исследований, причем эти темы волнуют все три вуза. В основном они тоже лежат в области педагогического образования. Мы договорились о реализации такого интересного направления, как совместные электронные ресурсы.

 

- Вы сейчас перечисляете эти направления. Мы назвали два – магистратура и наука. Переходим к третьему направлению.

 

- Третье направление – это электронные ресурсы. Не так давно в жизнь вузов пришло новое понятие – электронно-библиотечная система. Достаточно много разного рода коммерческих фирм предлагают вузам разного рода продукты. Мой анализ, два года мы реализуем библиотечные продукты и системы, привел меня к пониманию того, что ни одна сторонняя библиотечная система не может удовлетворить специфический запрос педагогического образования. Отрабатывается единая платформа, на которой мы будем создавать подобную библиотеку. Конечный срок – конец декабря, первая часть таких ресурсов уже будет выложена. Наши коллективы имеют огромный объем внутривузовских изданий – учебники, учебные пособия, достаточная доля из них грифованные учебники. Поэтому первый шаг сделан. За ним работа с научными монографиями коллективов. Естественно, такой огромный прирост дает возможности нашим студентам изучать дисциплины по современным учебникам.

 

- Вы упомянули, что у педагогических вузов достаточно специфические потребности. Вы выделили три научных направления, в которых собираетесь двигаться с коллегами. Какие главные вызовы сегодня стоят именно перед педагогическими вузами, на которые вы совместно отвечаете?

 

- Мы четко понимаем и осознаем специфические потребности. К сожалению, министерство образования и науки по-прежнему не видит специфики педагогических вузов. Оно может выделять спефицику вузов военной, спортивной, творческой направленности. Педагогическая профессия в первую очередь творческая.

 

- Что вам нужно и для чего?

 

- Сегодня стоит задача практикоориентированности нашего образования. Мы понимаем, что больше практики нашим студентам неотрывной, связанной с теми технологиями, которые сегодня идут в школе. Это основная задача.

 

- Во все времена студенты проходили и проходят практику в школах. Мне кажется, как раз в педагогических вузах как нигде эта практика реализуется. Какие новые задачи-то перед вами стоят?

 

- Те задачи, которые ставит перед нами наш учитель, министерство образования, формально укладываются в ряд показателей мониторинга эффективности деятельности вузов. Это показатели, связанные с трудоустройством. Очень часто это очень сложная тема, когда нам говорят: «А почему ваши выпускники не доходят до школ?» Мы понимаем, что это системная задача. С одной стороны, региональная отрасль должна быть готова, чтобы принять таких выпускников. С другой стороны, это ведь не продукт, который возобновляется в одночасье. Любой вуз работает на перспективу, некую отдаленную задачу. Мы понимаем, что воспроизводство этих кадров – достаточно сложная задача. Трудоустройство – проблемная зона для всех. В формате трех вузов мы пытаемся найти новые модели, как сделать так, чтобы точечно настроить региональные системы и договориться, по каким направлениям все-таки наши выпускники будут больше востребованы в школах. Когда мы открываем региональные запросы, то видим, какие учителя сегодня больше требуются в школах – английского языка, физики, математики, начальных классов. С другой стороны, мы удовлетворяем эти запросы. Но почему выпускник не идет, очень часто спрашивают вуз. Мы можем такие же вопросы задавать любой отрасли, будь то инженерные кадры или какая-нибудь другая отрасль.

 

- Учителей английского вы выпускаете достаточно, но до школ они не доходят.

 

- В этом есть проблема.

 

- Сетевая форма взаимодействия между педагогическими вузами должна помочь решить эту проблему, найти какие-то пути. Мы перечислили три ключевые направления. У нас еще есть обмен ведущими преподавателями, организация и проведение научных мероприятий, а также спортивных и культурно-массовых. Как это все будет реализовано на практике?

 

- Во всех трех вузах существует программа академической мобильности, как международной, так и внутрироссийской. Вот уже первые поездки начали осуществляться между нашими преподавателями, коллективами преподавателей, и мы это делаем сегодня осознанно. Мы хотим, чтобы наши преподаватели проходили новые форматы переподготовки и повышения квалификации. Мы в своей среде несколько шутим, когда сами готовим кадры, сами же их выращиваем и сами же их повышаем. Очень важно здесь новый тренд, новое направление, чтобы такая переподготовка, повышение могли оцениваться и проходить на стороне. Поэтому открыть возможность для повышения квалификации своего преподавательского состава, причем мы понимаем, что мы работаем с уникальными программами, это педагогика, образование, психолого-педагогические направления, эти вузы как раз дают нам возможность. Более того, в специфике работы с нового календарного года в министерство образования уходят так называемые контрольные цифры подготовки, кадров в вузах. Если раньше нам спускались какие-то контрольные цифры, вы должны в год подготовить не менее 100 педагогов по определенным направлениям работы, сегодня вузы вправе это делать самостоятельно. Но мы идем еще дальше. Все наши вузы активно занимаются переподготовкой учительских кадров. На наших площадках идет повышение квалификации, переподготовка практически всех учителей-предметников. Такая же ситуация у нас в Пермском крае. И мы бы хотели показать различные региональные модели нашим учителям, возможности башкирского региона или челябинского педагогического университета.

 

- А чем различаются эти модели?

 

- Так уже началось складываться, я начал изучать особенности педагогических моделей Челябинской области – абсолютно другие проекты, другая педагогическая основа, другое видение.

 

- В чем они другие? Они сильнее?

 

- Их сложно сопоставлять, потому что у каждого есть свои определенные изюминки. Есть ноу-хау. Если пермские школы идут по пути НОЦов, создания мощных лабораторий, технопарков…

 

- То есть инфраструктура.

 

- Да, инфраструктурные вещи. Силу Челябинской области я вижу в создании новых прорывных так называемых научных развлечений, которые будут понятны и доступны любому школьнику. Это принципиальное отличие. Или это создание электронных девайсов, которые доступны любому школьнику или дошкольнику, чего в Пермском крае пока еще нет. Мы хотели бы показать эти разные векторы направленности.

 

- Башкиры чем сильны?

 

- Я, гуляя по их университету, была очень плотная работа, увидел одно интересное направление – образовательные нанотехнологии. Образовательные, это очень важный аспект – не просто нанолаборатория, которая существует в Башкирском педагогическом университете, а то, как эти продукты могут применяться в образовательной деятельности, как доводить это до понимания учителя и выстраивать методику работы с этим. Мне кажется, это очень удивительно. В той же Челябинской области есть удивительные находки, связанные с образовательной робототехникой. Это все делают студенты физико-математического факультета, которые не просто проводят олимпиады и конкурсы, а еще и методически обучают учителей, как это делать правильно. Я видел глаза этих детей, огромный Дворец творчества юных, где дети защищают свои проекты по робототехнике. Все это мы начинаем перекрещивать, и в ближайшее время в нашем педагогическом университете тоже появится, мы даем примерно год на создание центра образовательной робототехники. Завели такой проект, финансирование под него выделили, сегодня нам челябинские коллеги помогают его отстраивать.

 

- Если рассматривать в категориях экспорта-импорта, что будем отдавать на экспорт и что получать себе?

 

- У нас в вузе уже два года реализуется программа стратегического развития при поддержке федерального и краевого министерства образования. За два года создано очень много продуктов и заделов для того, чтобы мы могли их транспортировать в соседние регионы участникам сетевого соглашения. Конечно, это и библиотечные ресурсы, которые мы создали в рамках нескольких конкурсов учебных изданий. Это три десятка научных проектов, которым мы сегодня предлагаем активно включаться коллегам из соседних регионов на правах творческого научного коллектива. Конечно, это совместное оснащение лабораторий учебных и научно-исследовательских. Могу сказать, что мы очень сильны школой физики вибрационной гидродинамики, это одно из направлений, которое мы готовы развивать совместно в наших научных действиях. Я могу сказать, что наш вуз заинтересован передавать такие наработки, мы уникальны в этой части, этого нет или это меньше представлено в соседних вузах – это тестовые технологии, которые у нас существуют на уровне сертифицированных тестов на общероссийском уровне. Могу сказать, что порядка 30% тестов в вузе – это сертифицированная база. Мы проходили очень длительный период ее становления и развития, сегодня нам есть что показать. На самом деле очень много точек пересечения, что мы готовы передавать нашим коллегам.

 

- А из того, что мы готовы получать взамен, какие ключевые вещи вы бы отметили?

 

- Наверное, сегодня главная задача – совместный диссертационный совет по науке, защите кандидатских, докторских диссертаций. В этой части многие усилия, как раз сейчас идет реформа диссертационных советов, в одиночку нашего университета не приводили нас к положительному результату. Поэтому подобного рода взаимодействие нас усиливает.

 

- А почему именно эти вузы, эти регионы? У нас достаточно много соседей.

 

- Да, буквально рядом Уральский педагогический университет, с которым мы давно взаимодействуем.

 

- Удмуртия, например, у нас рядом.

 

- К сожалению, в Удмуртии не существует педагогического университета как самостоятельного. Есть в Ульяновске, если идти несколько дальше, есть нижегородский.

 

- Есть региональная специфика у этого объединения?

 

- Наверное, все строится на индивидуальном понимании того момента, в котором мы находимся. У трех вузов, которые вошли в это соглашение, достигнуто именно понимание. Ведь задача не формальна, не в том, чтобы подписать соглашение и рассказать, какие мы замечательные. За этим сейчас стоит кропотливая работа команд вузов, начиная с уровня ректоратов, заканчивая факультетами, где мы договариваемся и берем эти обязательства. На самом деле это титаническая работа. Наверное, всегда легче начинать на троих.

 

- Соглашение рассчитано на 5 лет. Мне кажется, по меркам вуза это срок очень небольшой. Почему выбран такой период? Будете ли вы его потом пролонгировать, если что, и на каких условиях?

 

- Я думаю, это рамочное соглашение и оно может подлежать любой пролонгации. К нему сейчас идет множество дополнительных соглашений. Мы затеяли сейчас совместную магистерскую программу по психологии образования. Эта программа будет регулироваться конкретным соглашением, куда будут входить рабочие группы, разработчики и так далее. Я думаю, это рамочное соглашение будет обрастать очень большим объемом работ и документов.


Обсуждение
1740
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.