Верхний баннер
20:08 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

01.07.2014 | 12:05
"В дошкольном образовании мы не готовим детей к счету, письму. Сейчас стандарт нацелен на абсолютно другие направления, ориентиры, приоритеты", - Лариса Калинчикова

- У нас сегодня будет просветительская программа, вы будете рассказывать, объяснять и пояснять, что у нас происходит с детскими садами, к чему готовиться родителям. Сейчас в действие входят федеральные образовательные стандарты, которые касаются именно дошкольного образования. Кроме того, сейчас министерством образования и науки Российской Федерации рекомендована новая форма договора, который будет заключаться с родителями, это коррелирует, насколько я понимаю, с новым законом об образовании, который у нас действует с сентября. Еще одна история – это сейчас, в частности, в Пермском крае действуют федеральные стажировочные площадки. Это все звенья одной цепи или разные процессы, Лариса Николаевна?

 

Лариса Калинчикова: Конечно, звенья. Вы правильно сказали, что качество именно дошкольного образования становится одной из важных составляющих. Если мы обратимся к 273-му закону об образовании в Российской Федерации, который вступил в силу 1 сентября 2013 года, то дошкольное образование становится общим образованием. Это не отдельная единица, не ступень, как было в старом законе, это составляющая часть общего образования. Конечно, все эксперты и специалисты сводятся к тому мнению, что изначально, если мы не заложили в дошкольном образовании те ключевые компетенции, уже очень трудно в школе чего-то достичь и преодолеть. Поэтому дошкольное образование становится просто приоритетным.

 

- Получается, что оно будет больше готовить ребенка к школе, нежели раньше?

 

Лариса Калинчикова: Нет, к школе мы детей не готовим. В дошкольном образовании мы не готовим детей к счету, письму, сейчас стандарт нацелен на абсолютно другие направления, ориентиры, приоритеты. Сейчас самым главным в дошкольном образовании становится ребенок, это и объект, и субъект. Но опять-таки развитие одного ребенка, не в целом ребенок есть, а именно развитие его потребностей, интересов, склонностей, особенностей. Вокруг этого движется стандарт. Педагоги в дошкольном образовании должны это учитывать.

 

- Мы говорим об индивидуализации образования в детском саду. Это тот тренд, о котором мы говорим постоянно, но за счет чего система готова обеспечить эту самую индивидуализацию? Когда у нас сваривают по несколько кроватей в ряд, при нехватке детских садов в группах до 30 человек – как это происходит?

 

- Конечно, процессы идут очень сложные и неоднозначные, многому нужно учиться и многое нужно разрабатывать. Один из механизмов поиска путей – стажировочная площадка, которую мы выиграли. В ноябре 2013 года министерство образования и науки Пермского края подало заявку на конкурсный отбор и выиграло федеральную стажировочную площадку. Мы привлекли федеральные деньги в Пермский край.

 

- В какой сумме?

 

Лариса Калинчикова: Около 40 млн, это значительная сумма. Плюс к этому мы можем вести свою федеральную стажировочную площадку, в которую входят 20 дошкольных образовательных организаций, которые разрабатывают каждая свой аспект стандарта. Эти 20 учреждений выбрали каждая свой аспект в стандарте. Что нужно? Кто-то работает с родителями. Кто-то работает по индивидуальному отбору. Кто-то с потребностями детей, кто-то с развивающей средой. Каждое образовательное учреждение нарабатывает свой инновационный опыт. Эти площадки очень ценные. Кроме того, это не только повышение квалификации учителей, не только инновационные процессы, но и одно из условий федеральной стажировочной площадки – обучение других субъектов Российской Федерации в Пермском крае. Причем наша стажировочная площадка пользуется неимоверным успехом, это ХМАО, это Кировская область, Карелия, Свердловская, Волгоградская, Новгородская области.

 

- Если я вас правильно понимаю, в Пермском крае сейчас существует 20 садов, которые являются экспериментальной базой и обучают новым федеральным образовательным стандартам воспитателей из других регионов. Сколько уже примерно народу прошло через наши детские сады в режиме стажировки?

 

Лариса Калинчикова: Во-первых, у нас запланировано до конца 2014 года, что мы должны обучить более 1,5 тысяч человек.

 

- В 20 детских садах 1,5 тысячи воспитателей?

 

Вера Пупырева: Да, это точно. И руководителей.

 

Лариса Калинчикова: Причем наши стажировочные площадки уникальны тем, что мы не просто приглашаем на круглые столы и семинары. У нас тоже новая интересная форма – мы приглашаем на стажировку. У нас стажировка в наших образовательных организациях.

 

- Они работают с нашими детьми.

 

Лариса Калинчикова: И с родителями. Важное направление федерального образовательного стандарта – сотрудничество родителей с родителями, детьми и организациями.

 

- Раз уж мы об этом заговорили, хочу обратиться к Вере Геннадьевне. Вы возглавляете один из двух детских садов Перми, который получил этот статус.

 

Вера Пупырева: Активно вошли в этот процесс.

 

- Вообще детский сад – на самом деле это всегда было консервативное учреждение. Маленький ребенок всегда нуждается в особых условиях, чтобы не было никаких потрясений, никаких серьезных перемен. Насколько вообще целесообразно экспериментировать на дошкольниках?

 

Вера Пупырева: Я бы сделала акцент не на экспериментировании, а на обогащении опыта детей. Понятно, что когда мы говорим об очень интересном и новом формате стажировки, где предполагается, где включаются настоящие дети, родители, педагоги, это очень ценный опыт для всех, который позволяет ребенку выйти за границы какого-то привычного видения. Это то, что сегодня очень важно сформировать, как раз у детей дошкольного возраста, и стандарт уделяет этому серьезное внимание. Содержания и формы образовательной деятельности должны очень корректно, вдумчиво обновляться с точки зрения того, что мир постоянно находится в изменениях, мы каждый день сталкиваемся с какими-то новыми явлениями. Для ребенка, который видит новых людей, он воспринимает это как некую социальную норму, хотя я соглашусь, что нам как организаторам нужно думать, и мы это продумываем, как минимизировать те риски, которые существуют. Действительно это маленькие дети, и появление множества, даже если это группа 15 человек, и мы приглашаем их не в одну группу сразу поработать…

 

- Группа стажеров.

 

Вера Пупырева: Понятно, что это индивидуализированный формат для того, чтобы было комфортно детям прежде всего. В нашем детском саду тема развития открытого, социального и культурного пространства для нас достаточно понятная и знакомая, мы считаем и очень благодарны родителям, которые нас в этом поддерживают, что нельзя замыкаться в пространстве детского сада. Мы даем ребенку образ мира, а дать его только в детском саду невозможно.

 

- Вера Геннадьевна, откуда конкретно к вам едут люди и чему они у вас учатся?

 

Вера Пупырева: Мы провели две стажировки. Одна из них была для руководителей образовательных учреждений Перми и Пермского края. Совсем недавно совместно с институтом развития образования Пермского края мы провели первый вебинар для наших коллег из Ханты-Мансийска. Понятно, что в рамках плана, который утвержден министерством образования и науки Пермского края, мы готовимся дальше сотрудничать и принимать наших коллег. Откуда они будут, это покажут заявки, те группы, которые формирует институт развития образования Пермского края на 2014-2015 учебные годы. Те вопросы, которые мы выбрали для работы с нашими коллегами – это вопросы, связанные с технологизацией. Стандарт и современные технологии реализации стандарта – это очень актуальная тема, многослойная, неоднозначная по многим позициям. Вопрос эффективных технологий развития детей, педагогов, если говорить о стандарте, то всех участников образовательных отношений, в том числе родителей – это очень актуальный вопрос.

 

- Сразу же представляются компьютерные технологии и программы.

 

Вера Пупырева: Нет, мы говорим не только о компьютерных технологиях. Мы говорим об эффективных технологиях развития, и акценты мы сделали на том, что для нас близко, в чем у нас уже есть определенный опыт, на чем мы можем искать адекватные позиции с точки зрения реализации стандарта. Это технологии, которые направлены на личностное развитие детей, и прежде всего это наша любимая технология Марии Монтессори. Прежде всего мы сконцентрировались на двух аспектах, и мы рады, что коллегам они тоже оказались интересны. Это технология развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста и технология развития детей как креативных лидеров в современном мире.

 

- А что такое «эмоциональный интеллект»?

 

Вера Пупырева: Это способность человека правильно воспринимать чувства, реакции, отношения и на основе этого адекватного восприятия находить самые конструктивные и эффективные способы взаимодействия с людьми и миром.

 

- Это психологическая подготовка детей.

 

Вера Пупырева: В определенном смысле это личностная, даже не будем узко говорить о психологическом аспекте, личностный – более широкий формат. Поэтому сегодня эти слова есть прямо в тексте стандарта.

 

- «Креативное лидерство» тоже есть в тексте стандарта?

 

Вера Пупырева: Подразумевается, когда мы говорим, что у ребенка на выходе, о чем говорила Лариса Николаевна, нет только того, к чему привыкли родители, что они очень требуют от детского сада…

 

- Читать, писать, фигуры различать.

 

Вера Пупырева: Конечно, это все здорово и классно, но образование, и очень здорово, что стандарт это фиксирует, это формирование ценностей, ребенка как личности, индивидуальности, гражданина. Для того, чтобы сформировать определенное ценностное пространство, очень важно сформировать эту позицию в ребенке. Понятно, что это важно и во всех взрослых, которые его окружают. Это позиция деятеля, которая подразумевается, когда мы говорим о креативном лидере. Лидер собственной жизни, человек, который может действительно быть активным и решать те задачи, которые хочется решать.

 

- Я думаю, многие слушатели слушают наш разговор и думают: «Это прекрасно». 20 детских садов на весь Пермский край. Из таких же продвинутых пермских детских садов, из других регионов приезжают, из этого формируется некая элитарная верхушка, где все креативные лидеры, эмоциональные, интеллектуальные. А что же остальные? На что рассчитывать родителям, когда он приводит ребенка в обычный детский сад? Может ли он рассчитывать на то, что там тоже качественное образование, что что-то качественно изменится?

 

Лариса Калинчикова: Я думаю, что да. Именно эта элита, 20 образовательных организаций, начинает распространять свой инновационный опыт, что важно для Пермского края. Пермский край всегда отличался именно инновациями в развитии образования. Остальные учреждения подтягиваются, ищут свои подходы в этом стандарте, и я думаю, этот процесс будет неизбежен. Мне бы хотелось остановиться еще несколько слов на стандарте, более понятным родителям, на что еще обращает внимание стандарт. Самое основное, что должен вынести ребенок из дошкольного образования – интерес и желание познавать. Он должен как можно дольше оставаться почемучкой. Из стандарта совсем ушло понятие «учебное занятие», у нас есть игра, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, у нас есть только развитие. Поэтому это то, что прежде всего должны понять остальные образовательные организации, потом идти и следовать этому, а потом нарабатывать собственный опыт. И еще один момент по итогам дошкольного образования – нет никакой оценки достижений, ни считать, ни писать. Самое главное, чтобы ребенок развивал свои индивидуальные способности и смог социализироваться. Это два самых важных момента.

 

- На самом деле очень тяжело перестраиваться. А как же в школу-то поступить? Хочется ведь поступить в хорошую, туда берут только тех, кто умеет читать и писать. Мы поговорили о том, сколько всего хорошего несет федеральный стандарт, но любые изменения всегда стоят денег. Вы сказали, что на федеральную стажировочную площадку вы привлекли 40 млн федеральных рублей. Это, конечно же, прекрасно. Но каким образом они отразятся на среднестатистическом семейном бюджете?

 

Лариса Калинчикова: Никак не отразятся. Все содержание детских садов складывается из трех составляющих. Это региональный норматив, деньги перечисляются из края на фонд оплаты труда. Это учебные расходы, игры, игрушки, средства обучения. Это первое направление. Второе – муниципальный норматив, который складывается из коммунальных услуг, содержания здания и хозяйственно-бытового обслуживания. Родительская плата взимается только за присмотр и уход ребенка, это только часть. Компенсация родительской платы составляет около 20%, это всего лишь 20% от содержания ребенка за присмотр и уход.

 

- Условно говоря, 1 тысяча рублей, которую мы платим, так и останется. И она является 20% от платы.

 

Лариса Калинчикова: Да. Это на первого ребенка, точно так же на второго ребенка остается не более 50%, на третьего ребенка не более 70%. И конечно, не взимается плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Остается все как и было.

 

- Как вы тогда прокомментируете слухи, что скоро все дошкольное образование подорожает и будет стоить примерно одинаково что частное, что государственное?

 

Лариса Калинчикова: Это от отсутствия компетентности, только и всего. Здесь ничего не меняется. Тем более, в соответствии с 273-м законом об образовании в Российской Федерации частные сады и школы финансируются за счет края. Мы предоставляем субсидию тем организациям, которые имеют лицензию. Поэтому родители, требуйте от своих частных детских садов, чтобы они получили лицензию на образовательную услугу и обращались в министерство образования и науки за субсидиями.

 

- В таком случае в частном детском саду можно будет сократить плату до той же самой 1 тысячи рублей. тем не менее, насколько мне известно, поступил от министерства образования и науки Российской Федерации поступил новый рекомендованный проект договора с родителями, где уже в самом договоре прописан блок дополнительных образовательных услуг. Вообще эта тема достаточно болезненна в дошкольном образовании. Детским садам то открывают, то закрывают вольницу, то говорят «зарабатывайте себе деньги», то начинают за это хлопать по рукам. Так или иначе, как у нас будут обстоять дела с платностью, за что надо будет, за что не надо будет платить?

 

Вера Пупырева: Это на самом деле очень серьезная работа, которую предстоит серьезно проделать коллективам детских садов. Естественно, здесь очень важна позиция самих родителей. По всем нормативным документам это право родителя – воспользоваться предложениями в отношении дополнительных платных услуг. Это та новая тема, которая требует серьезной совместной работы. Естественно, раздел этот есть в типовой рекомендованной форме договора. Но понятно, что для того, чтобы он был наполнен правильно, важно посмотреть, что детский сад может в рамках своей новой образовательной программы реализовать с точки зрения требований стандарта. Они очень серьезно изменились и по большому счету расширились. Понятно, что цена вопроса будет очень индивидуальной и ориентированной на индивидуальные потребности и запросы семьи. Стандарт очень интересно говорит о том, что родители являются еще больше, чем было в предыдущих нормативных документах, участниками непосредственной образовательной деятельности. Понятно, что здесь очень важна активность и вдумчивая позиция самих родителей, в том числе того, что они готовы как заказчики дополнительно к тому, что обеспечивается бюджетными гарантиями, предоставлять для своего ребенка. Здесь все индивидуально.

 

- Насколько сады готовы к  такому подходу? Я подозреваю, что основная часть семей вообще не будет претендовать на какие бы то ни было платные услуги. У нас действует принцип минимизации расходов на детское образование, чем меньше можно платить, тем радостнее платим меньше.

 

Вера Пупырева: Сегодня все детские сады находятся в ситуации, когда все ищут свои пути, нарабатывают первые шаги в части реализации государственного стандарта и всех позиций, которые связаны с ведением нового договора с родителями. Я думаю, если образовательные организации найдут интересные предложения, которые будут доступными по стоимости и значимыми с точки зрения развития самого ребенка, то родитель задумается. Скажем, если немножко пофилософствовать, то включение этого раздела следует расценивать именно с точки зрения формирования позиции, что я могу это сделать, если захочу. Это будет постепенное изменение и позиции самих родителей, и уход от чистого потребления. Я соглашусь, чем меньше я могу заплатить, тем больше может заплатить государство, это распространенная позиция, она вполне объяснима, для нее есть объективные определенные причины. С другой стороны, сама форма договора, этот раздел, мышление родителя немножко и мягко начинает разворачиваться в сторону, что если я как потребитель хочу чего-то еще, у меня есть на это право.

 

- Мы сейчас поем дифирамбы новому федеральному образовательному стандарту, какой он замечательный и прогрессивный. Но ведь все, что дается в рамках стандарта, должно быть бесплатно.

 

Вера Пупырева: Я думаю, эта фраза немножко от лукавого. Что значит «бесплатно»? Лариса Николаевна все прекрасно разложила.

 

- За счет государства.

 

Вера Пупырева: А что такое «за счет государства»? Это наши налоги. Это наши общие средства, которые приходят в опосредованной форме уже затем.

 

- Если мы говорим об интересах конкретной семьи, по большому счету за государственный счет семья получает великолепную образовательную программу. Есть ли что-то за пределами стандарта, что может быть интересно родителю как заказчику услуги?

 

Лариса Калинчикова: Есть! Очень много за пределами стандарта того, что не укладывается в рамки. Мы сейчас и не перечислим все вещи, но есть.

 

- Хотя бы что можно было бы родителям просить, ожидать, заказывать у детских садов?

 

Лариса Калинчикова: Еще раз повторю за Верой Геннадьевной, это индивидуально. Чисто каждая образовательная организация будет готовить свою программу. Какую они выберут программу, что они будут готовить, являться ключевым в развитии ребенка, то и можно. Это могут быть дополнительные занятия по художественному искусству, игра на инструментах, чего нет в стандарте, но что может предложить образовательная организация. Форм, видов очень много, это разнообразие. Еще важно, чтобы родители не относились к этому как потребители. Они участники этого образовательного пространства, они должны быть в диалоге с образовательной организацией, это очень важно. Мы очень редко можем видеть диалог родителей, а именно стандарт говорит о том, что мы должны выстраивать этот диалог.


Обсуждение
1967
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.