Верхний баннер
06:53 | ПЯТНИЦА | 25 ИЮНЯ 2021

$ 72.33 € 86.33

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

07.07.2014 | 22:00
"Подготовить к ЕГЭ можно тупо натаскиванием", - Людмила Серикова

Гость:  Людмила Серикова, директор гимназии №31

 

- Я правильно понимаю, что школы у нас уже отстрелялись с выпускными и даже, наверное, учебными кампаниями? Сейчас вы уже в той стадии, когда все ясно и понятно?

 

- Общая волна понятна. По выпуску все было уже завершено. Единственное, сейчас есть дополнительное по итоговым экзаменам – тот, кто по каким-то причинам, болезни, еще очень сложным и серьезным причинам не принял участия в аттестации. А по кампании набора она идет весь июль и август.

 

- Просто у меня возникло такое ощущение потому, что у меня-то в школе, куда ребенок поступил, первые классы уже сформированы и собрание состоялось, я так посчитал, видимо, и кампания закончилась. Как тогда получается? Официально до конца августа могут появляться дети в классах?

 

- Да конечно. Реально по документам так и есть. Единственное, что школы повышенного статуса, в данном случае гимназии или лицеи, школы, реализующие программу повышенного уровня, конечно, могут набрать уже свои классы. Возможно, у вас так и есть, если собрания были проведены. У меня обстоит дело в моей 31 гимназии – мы точно так же провели первое собрание в апреле. Но это не значит, что мы сейчас по микрорайону детей не принимаем. Если таковые имеются, то мы на места, оставленные для закрепленных по территориальному признаку детей, можем принимать и оформлять. Я думаю, что точно так же продолжается во всех школах независимо от статуса.

 

- Я недавно услышал трагикомичную историю про то, как секретариат и преподавательский состав в начале лета ведет розыск детей, потому что документально они приписаны к этому учебному заведению, а на самом деле неизвестно где. А если их не найти? Они могут быть в другом городе, уже поступили! А если от них не получить доказательств, что они уже где-то там, то получается, что документально они здесь. Действительно есть такая проблема – дети по микрорайону приписаны, значит, мы вынуждены ждать с открытыми дверями до упора?

 

- Нет, у меня нет информации, что это прямо так дословно воспринимается на местах. Есть определенные по списочно, примерное количество. Мы понимаем, что у каждого родителя есть право выбрать образовательное учреждение самостоятельно, поэтому примерное количество, которое закреплено на территории, такие данные имеются. Но до 1 июля мы сохраняли эти места и затем уже объявляли их на свободный доступ. Это возможно. Но я думаю, бывают случаи, когда индивидуально еще кто-то подходит. Таких данных, что кто-то ходит и разыскивает по квартирам и так далее – я думаю, это несколько утрированная информация. Хотя по закону об образовании мы обязаны предоставить образование всему населению и всем детям данного возраста. Поэтому, я думаю, учет не со стороны образовательного учреждения, а со стороны каких-то органов ведется.

 

- У вас гимназия и в то же время на Парковом – микрорайон вокруг нее дает хоть и небольшой, но постоянный приток детей. В эти несколько домов все равно всегда могут приехать люди с детьми, и эти дети имеют право идти в нашу гимназию, а вы обязаны их принять. Вместе с тем вы гимназия, и у вас специфический стандарт образования. Как удается выстраивать отношения с высоты своего стандарта с детьми, которые не хотят или не могут ему соответствовать, а тем не менее, должны у вас учиться?

 

- Да, наверное, это самая тревожная тема. Это некие ножницы для учреждений, которые реализуют программы только повышенного уровня. Хорошо, если даже в той же гимназии хотя бы один класс в параллели идет в программе общеобразовательного уровня. Но редко, потому что на нас тоже смотрят на уровне со школами статусными. Поэтому сохранить свое лицо, если ты будешь открывать классы общеобразовательного набора на каждой параллели, будет сложнее. Как лично мы решаем эту проблему? Мы решаем ее не очень с большими издержками или репрессивными мерами. Мы родителям рассказываем при первых встречах об уровне программ, которые мы даем детям, специфику учебного плана и организации учебного процесса. Таким образом, родитель тоже принимает решение. Поверьте, родитель сегодня становится умнее и умнее. Больше всего, конечно, надо заниматься просветительской работой, чтобы родитель мог выбрать. Не каждый идет на установку «гимназия, и только». Я уверена, что сегодня любая школа может иметь свое лицо и набором внеурочной деятельности, и набором разных форм организации клубной деятельности, разных социальных практик и проб. Согласитесь, это тот широкий спектр, который поможет родителям больше определить в развитии его ребенка. Если это в другой или нашей школе будет интересно этому родителю, он придет. Поэтому мне кажется, что решается все естественным путем правильного и грамотного информирования родителя. При этом не только о первом классе, куда он поступает – он поступает на 9-11 лет. Хорошо, если родитель видит всю перспективу дальнейшего пути ребенка на долгосрочный период.

 

- Обрисуйте минусы гимназии или любого другого образовательного учреждения с повышенной нагрузкой. Плюсы мы все знаем, а минусы? Например, я столкнулся с первым же минусом как родитель на собрании, когда нам вежливо сказали: «Ребята, а продленок у нас нет. Поймите, мы не можем, у нас все загружено». Это при том, что я особенно и не рассчитывал, но в голове тут же метнулось: «Вот так вот…» Если хотите комфортное время пребывания, то не спецшкола, не лицей. Я так полагаю, многие образовательные учреждения идут по такому пути.

 

- Я не могу говорить за всех, мы все разные, в том числе и гимназии в Перми. Продленный режим, режим полного дня – он  для большинства учреждений что общеобразовательных, что повышенного уровня доступен. Эта форма действительно используется. О каких бы я минусах сказала? Скорее всего, мы все равно стараемся ребенка загрузить интеллектуально в ущерб той же эмоциональной, творческой, или спортивной, физической форме. Надо понимать, что это крен в интеллектуальную сферу. Это одна из самых крупных проблем, хотя все совершенно разные. О нашей гимназии я могу сказать, что мы занимаемся и интеллектуальной деятельностью, проектно-исследовательской, олимпиадной, вместе с тем создали и поддерживаем творческие коллективы. Например, у нас есть даже два образцовых коллектива – театр песни и танцевально-спортивный клуб. Согласитесь, что это тоже интересно. Сказать, что это есть у всех – нет, у каждого есть свое лицо. Спортивное у нас точно так же, с положительной динамикой идет деятельность. Мы на уровне района уже три года лидируем в области массовых спортивных мероприятий, олимпийских игр на школьном уровне.

 

- Вам там хорошо, у вас стадион.

 

- И стадион, и парковая зона. Поэтому каждая гимназия отличается своим содержанием, поэтому даже сейчас не надо идти на какую-то вывеску. Надо узнать историю, традиции, коллектив, ценности, которые каждое образовательное учреждение (так по-старому, скоро мы все будем организациями) несет. Я думаю, даже то единение кадров и учительских дух сильнее, вот этим надо выбирать.

 

- Очень много, я слышал, родители придают значение некой специализации того или иного образовательного коллектива. С одной стороны, сложились определенные стереотипы, мы их знаем, это хорошие стереотипы. Французская – 22-я и так далее, мы знаем. С другой стороны, есть статус хороших школ. Я помню это ощущение статуса хороших школ, еще когда учился в 92-й, а вы когда еще там работали. Специализации особой нет, хотя кто-то мог сказать – гуманитарная, кто-то – краеведческая. Но в целом все сходились – хорошая школа. Сейчас мне почему-то кажется, что статус хорошей школы постепенно стали отбирать себе гимназии, не спецшкола с тем-то и тем-то, а именно гимназия – хорошая добротная школа.

 

- Но ведь это хорошо. Это своеобразный бренд на все времена, постоянный. Можно на себя напиарить, что школа может чисто информационными технологиями занимается, я не говорю плохо о коллегах, это бренд сегодняшнего дня. А бренд «хорошая школа» - это бренд на века. Возможно, это и есть хорошее отношение к ребенку, дружеская профессиональная среда в коллективе. Что касается нашей гимназии, наверное, мы самая молодая, нам 3 года, мы перешли в этот статус из статуса школы с углубленным изучением предметов. Вот она, профильность, и те предметы, которые мы выделяли тогда еще. Это было в начале 2000-х, когда мы этот статус еще получили, взяв туда набор – математика, языки, химия, биология, история. А до этого с 1990-х годов мы первые открыли профильные классы, о чем мы говорили. Но самое интересное, когда я пришла в эту школу, это была 31-я школа в 2000 году, я нашла материал 1991 года, проект многопрофильной школы-гимназии №31. Представляете? Мне только через 20 лет посчастливилось перевести школу, чисто сложив все традиции, как паззлы, опыт углубленного преподавания, некой профилизации в ту модель добротной хорошей школы.

 

- В данном случае вы статусом добротной и хорошей уже можете гордиться? У вас есть ощущение, что есть, сложилось, стена и сцементировались кирпичики?

 

- Я понимаю, каждый руководитель на этот вопрос ответит утвердительно. Но я не из скромных руководителей, я скажу вполне утвердительно. Я считаю, что мы сложились. Поэтому мне это интересно, сказать, почему, потому что мы активно занимаемся внедрением государственных стандартов основной школы, что самое сложное. Мы первые в этом году пошли менять основную школу, ту косную ткань обычной классной урочной системы, и мы с педагогами провели в режиме инновационного драйва. Мне нравится то, что те стандарты, о которых мы говорим, сложная и тяжелая аббревиатура ФГОС, вовремя данная реальность. Во-первых, с начальной школы мы начали вводить эти стандарты несколько лет, и в 2015 году мы будем переводить основное – 5-9 классы, чуть позже старшую школу. О чем мы говорим? О том, что пора уже говорить о школе как очень динамичной системе, где ученик в центре всего. Это я опять же отриторила, теперь объясню, почему. Нам очень нравится, и мы стали менять у себя саму систему уроков. Это значит, что структура учебной недели и учебного года очень мобильна. Не может быть одного жесткого расписания, оно должно быть динамичным. Это значит, что в течение месяца может быть сгруппировано какое-то количество уроков или предметов под ту тему, которая является центральной и основной. Другие предметы к этому будут подключены на содержательном уровне, вот она, метапредметность.

 

- Смотрите, я могу это понять, когда мы говорим об МХК, литературе и истории. Их можно завязать на временной период. Если про Великую французскую революцию, то это история, литература и МХК. Кода это закончится, в голове все равно останется, может, даже цифры вылетят, даты, фамилии, а всплывает образ.

 

- Это и важно, понимаете? Не отдельные предметы в учебном плане. Не один учитель идет и за закрытыми дверями начинает учить детей. Учат несколько, учит коллектив, все предметы взаимно пересекаются. Если мы вот это не понимаем и не переработаем рабочие программы на содержательном уровне, не поменяем этот ритм учебных часов, дней и уроков, это будет очень сложно. Вот этим мы стали заниматься. Образ, вы правильно говорите, должен появиться. Это сильная система, поэтому она останется и двинет знания вперед. Второй кирпич – деятельностный режим, когда ребенок не учит уроки в пассивном режиме, а через проект, собственное исследование и продукт на выходе. Если он месяц погружается в блок, у него должен быть собственный продукт, который он может предъявить публично, защитить. Это и есть универсальные учебные действия, которыми овладевает ребенок как раз по стандартам второго поколения. Поверьте, это очень интересное поле для учеников и учителя. Почему я сказала, что мы испытали инновационный драйв? Оказывается, это совершенно не умеючи делаем, а когда начинаем делать, погружаемся и чувствуем, что это нам интересно. Что мы сделали далее? Мы изменили систему оценивания. Нельзя при нашей 5-балльной оценочной системе оценить ребенка, его личный результат, достижения.

 

- Особенно если это 9-11 классы, где система моментально превращается в 3-балльную.

 

- Вообще в нашей оценочной школе она давно стала такой, где тройка занимает очень большое пространство, а пятерка – небольшое. Об этом говорят все отечественные монографии и так далее. Поэтому мы ушли на начальном обучении по технологии развивающего обучения безотметочное ведем, только там есть 100-балльная шкала оценивания. В этом году мы ввели ее для основной школы. Мало просто перейти на 10, 100, 5 баллов – это формальные вещи. Главное в другом, ребенок не оценивается за каждый шаг на каждом уроке. Есть констатирующее оценивание, есть формирующее. Это значит, что констатирующее только по ядерным точкам, самым основным в итоге. И не надо его каждый раз поднимать, спрашивать параграф, стихотворение у доски, это уже вчерашний день. Вот это самое важное, что нам надо было сделать в этом году. Но сложно.

 

- А нет ощущения, что учебный процесс в школе будет вырождаться в «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год»? От ядерной точки до ядерной точки мы расслабленно, на халяве…

 

- Вот так думает на начальном этапе большинство, если не включиться в процесс. Но если включиться в него, то поверьте, уходит это неверное понимание оценивания по констатирующим оценкам. Нет, интересна деятельность. Ученик что-то делает и получает оценки не ради отметки, согласитесь! Он входит в деятельность, ему интересен мир познания, общения, проектирования, постижения науки. Согласитесь, вот это даже более захватывающе и ценно, чем получить оценку. Например, как мне всегда помнится мой школьный опыт, мы на одном из предметов, не буду называть, он был любимым, был интересный преподаватель – он спрашивал раз в месяц, потом по списку спрашивал следующих, и мы могли понять, на каком уроке через 5-6 спросят нас. Просто так же постепенно эта оценка появлялась через какой-то промежуток времени. Согласитесь, это не та система, когда мы учимся от сессии до сессии. Вот тот формат – это как раз от сессии до сессии, когда я слишком эмоционально отвечала, а потом три недели не занималась, тупо сидела, зная, что меня не спросят.

 

- В перерыве я вам озвучил мысль. Инновационный процесс обучения, о котором вы говорите, великолепен в том случае, когда я в него втянут как ученик. Я в него втянут, я ваш, школа моя, мы вместе навсегда. Но если по каким-то причинам я из него выпал, происходящее вокруг мне будет просто непонятно.

 

- Может быть, какое-то время, потом все равно идет втягивание. Я соглашусь, что у каждого есть какой-то свой уровень, эмоциональный, интеллектуальный и так далее. как раз для этого должен появиться учитель как мастер, а не как назидатель. Он должен увидеть (слово «должен» в этом контексте очень громко звучит), смог бы увидеть каждого и поработать на его уровень, его притязания. А профессиональный стандарт учителя, такой документ появился совсем недавно, как раз и говорит о системе адаптивной школы – школа практически под каждого ребенка. А то, что мы с вами обсуждали, говорит о том, что именно повышение мотивации и научить ребенка учиться – это и есть залог или база, которая заложена в новых стандартах, на которые мы постепенно переходим каждой школой. Я хочу сказать, что мы работаем не самостийно, под научным руководством, мы выбрали активный институт развивающего образования Москвы, потому что мы уже 14 лет работали по программам развивающего обучения. Поэтому мы очень крепко завязались, этих специалистов и консультантов привозим сюда, вывозим туда своих коллег, стали проводить, и это тоже в этом году мы делали, учимся сами, открыто рассказываем коллегам. Мы провели 4 стажировочных площадки для преподавателей, завучей, директоров школ города и края. В общении с коллегами мы отдаем то, что сами приобретаем и идем по пути, собираем и обрабатываем. Мы открыты, интересны, входим на сегодняшний день с открытым институтом в рамки федеральной площадки по ФГОС основной школы, моделированию подростковой школы.

 

- Но рано или поздно все это будет заканчиваться, потому что на выходе надо сдавать ЕГЭ, который при безумном интересе к обучению в школе требует абсолютно другого подхода – сидеть, учить, зубрить, часть А, В, С, нервничать, сдавать, поступать в вуз… Как вы планируете увязать школу как Хогвартс и школу как учебное заведение, в котором нужно показать хороший балл?

 

- Это еще одни ножницы, но это не значит, что лет через 5 они останутся такой же проблемой. Сегодня противоречивость существует. Увы, потому что пока единственным результатом на выходе является результат итоговой аттестации 11-классников. Пока это неувязка процедуры единого экзамена со стандартом, который мы запускаем. Честно говоря, на старшей школе стандарт будет запущен только к 2020 году, представляете? Вот здесь ножницы будут сведены на нет, нивелировано это противоречие. Как можно сейчас вполне нормально двигаться? Не надо зацикливаться, что у школы единственный показатель – ЕГЭ. Я это реально говорю, обсуждала с директорами в течение года. У всех разные позиции. Кто-то считает, что ему надо выстроить всю школу, чтобы сдали ЕГЭ. А я говорю: «Не надо. Эта задача есть, но она не единственная». Почему, я объясню. Если я сейчас заточу на то, чтобы у меня только сдавали ЕГЭ, это будет неверно, потому что я полностью провалю детство ребенка, его развитие и весь остальной период. Мы прекрасно понимаем, что подготовить к ЕГЭ можно тупо натаскиванием за 3 месяца и за 2 года, если говорить о содержательном вкладывании в голову и подготовке.

 

- Понятно. То есть у вас учатся до 10 класса, а готовятся к ЕГЭ в 10-11?

 

- Нет, не понимайте так утрированно, Роман. Я понимаю, что вы сейчас можете передергивать, но это не так. Я объяснила, почему я не считаю, что это единственная задача. Это одна из задач, поэтому мы не увлекаемся тем, что только готовим к ЕГЭ. Мы делаем это на каждом уровне образования, решаем свои задачи. То, что предыдущие говорили – мы говорили о развитии. Развитие ребенка в соответствии с возрастом - его никто не отменял, это первая задача. А выпустить ребенка как личность, ориентированную на какую-то дальнейшую судьбу, развитие и так далее – это тоже сверхзадача. Что касается ЕГЭ, это задача определенного этапа. Здесь нужно максимально сработать на программное содержание, максимально подобрать учителей, и они у нас на сегодняшний день есть, которые хорошо готовят к ЕГЭ, организовать процедуру подготовки к ЕГЭ. Всё.

 

- Школа – это школа, а экзамен – один из этапов.

 

- Еще раз говорю, это мое мнение, и я аргументировала. Для меня именно так. Мы это, так поняв года 3-4 назад, стали успешно выпускать 11-классников без всяких «неудов», не аттестаций при экзаменах, наш балл постоянно повышается. Почему я уверена и сегодня, что это так? Ребенок выходит из школы, проучившись 11 лет, идет, и у него в электронной базе при поступлении в вуз смотрят только 3-4 предмета с цифрами. Что это, все его 11 лет? Это ведь неправильно, он  ведь имеет еще огромный багаж. Его аттестат как таковой не смотрится, средний балл сейчас не учитывается. В этом году мы не вписывали в аттестат лективные курсы, интересные линии, которые были простроены на 8-9-11, практики, которые были запущены в школе. Это-то куда ушло? Получается, что, увы, пока единственный результат – он вот эти три цифры принесет. Но ведь это не значит, что мы выпустили его только ради этого! Поэтому я рассматриваю шире. Я считаю, что нужно делать портфолио. Однозначно ученик должен выходить, у него должно быть свое портфолио, может быть, он уже реализовал 3-4 проекта, имеет предпринимательские выкладки. Это он должен принести, у него будет в вузе стартовая площадка не с баллами, а с багажом, с портфолио, которое он будет дальше укреплять и совершенствовать. Школа может дать больше. Я считаю, что система ЕГЭ будет несколько развиваться.

 

- Я вспоминаю довольно популярный комикс про двух белок. Та, что постарше, показывает на колесо и говорит: «Когда-то, сынок, это будет твое». Если учебное заведение затачивает людей на сдачу ЕГЭ, то предполагает, что дальше человек поступает в вуз, который будет его затачивать на хорошую сдачу экзаменов, которые будут предполагать, что он пойдет на хорошую работу, которая тоже его…

 

- И он живет все время в будущем, непонятно каким днем. А сегодня?

 

- Я сегодня в своем колесе хочу побыть. Да, мне это нравится. Это очень интересно, это соотносится с моим представлением об идеальной школе. Как будут они у вас воплощены, надеюсь…

 

- Воплощаются.

 

- Последний момент. Школа – это не только с сентября по июнь, это всегда открытые двери, всегда открытые площадки. Чем занимаетесь летом?

 

- Точно так же работаем. Здесь кипит жизнь весь июнь. Сейчас в июле стало немножко тихо, потому что нам надо заняться хозяйственной деятельностью, а июнь был очень кипучим. Мы провели лагерей по нескольким направлениям – 6 штук. Первый был для маленьких детей, это был обычный лагерь досуга и отдыха, традиция лагеря существует 30 лет. Это для самых маленьких. Дальше, так как у нас есть языковой центр, он 3 года работает в five-o-clock, мы сотрудничаем с языковыми центрами Европы, был лагерь, отряд «British Holidays». Здесь были приглашены носители языка из Шотландии и Британии, театрализованный был лагерь. Дальше был отдельно спортивный отряд «Олимпиец», дальше «Малахитовая шкатулка» скаутское направление, обратите внимание, насколько здесь и экология, и краеведение, и природа были пересечены, мне вообще нравится делать все на пересечении. Был бизнес-лагерь «Перспектива», его, кстати, открыли наши коллеги, молодых учителей с каждым годом все больше. Отсюда есть проблема, когда уходят в декрет, я думаю, ее решает каждый, которая решается на приобретение молодых кадров. У нас коллеги поработали разных предметов. Совсем вчера, можно сказать, вернулись ребята из палаточного лагеря «Диво», которые сначала были в Кунгурском районе, а потом в Горнозаводском на промывке золота и металлов.


Обсуждение
1551
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.