Верхний баннер
18:16 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Биография

05.10.2014 | 17:22
"Телевидение - это поверхностно. Больше воздействует на эмоции. Ничего глубокого через телевизор не передашь", - Валерий Мазанов, журналист

Ведущий: Роман Попов

Гость: Валерий Мазанов, журналист.

 

- Я помню твои материалы, я помню твои программы, твой авторский стиль. По-моему, ты один из лучших писак в Пермском крае.

"Телевидение - это поверхностно. Больше воздействует на эмоции. Ничего глубокого через телевизор не передашь", - Валерий Мазанов, журналист
"Телевидение - это поверхностно. Больше воздействует на эмоции. Ничего глубокого через телевизор не передашь", - Валерий Мазанов, журналист
- Ни подтвердить, ни опровергнуть это не могу.

- Когда ты начал писать?

- Еще в третьем классе я писал в школьную стенгазету. Я учился в 84 школе. Писал сочинения очень хорошо. Бывало, что из читали перед классом. Когда я задумался о том, куда поступать, из карьерных соображений выбрал военно-политическое училище имени В.И.  Брежнева в Екатеринбурге. Работать политруком казалось здорово - квартира, зарплата.

- Да ты карьерист.

- Конечно. Тогда мне так казалось. Я приехал в это училище, посмотрел на все и через пару дней забрал заявление. Приехал обратно, поступил на филфак. У меня мама тоже закончила филфак в Казани, в свое время. Девчонки, опять же, красивые. До этого мы много переезжали. Питер, Казань, Пермь.

- Получается, что твоим родным городом мог стать любой из этих городов. Ты сам выбрал Пермь?

- Исторически сложилось. Питер я считаю родным, Казань тоже. Я родился в Казани. К Перми я долго не мог привыкнуть, особенно к говору. У меня был тягучий приволжский акцент. Сейчас, наверное, пермский. Теперь Пермь - родной город и я уже никуда не буду переезжать.

- Ты говоришь "исторически сложилось". Годам к 30 у каждого человека нашей профессии набирается три-четыре эпизода, когда можно было сделать выбор в пользу другого места, издания, профессии. У тебя это когда началось?

- В середине 90-х были активные предвыборные кампании. Можно было неплохо заработать. После одной из таких кампаний, мне позвонили из Москвы и предложили поехать, поработать. Тогда у меня был сложный период в жизни. Я подумал, что лучше быть первым парнем на деревне. Многие, кто уехал в Москву, не встроились в этот ритм и вернулись. Пермь - нечто среднее между бурной столицей и совсем уж провинцией. Потом, к 30 годам обрастаешь детьми, знакомствами, связями. Была какая-то профессиональная деятельность. Я понимал, что ничего другого делать уже не смогу.

- В журналистике начало всех начал - это текст. Где бы ты ни работал, начинаешь всегда с текстом. Ты дальше текста смог уйти или все остальное в твоей карьере - это не более, чем развлечение.

- Я именно так и считаю. Хотя и привык вести на Ветте программу, я до сих пор считаю себя пишущим. Работа с текстом - это мое. Я работал в Местном Времени, в Компаньоне, 10 лет был редактором газеты Пятница, а когда буквально 2-3 года проработал на телевидении, все стаи воспринимать меня как телеведущего.

- Сразу становится понятно, почему юная поросль воспринимает профессию журналист как журналист телевизионный. Нормальная история. Другое дело, что когда становишься взрослее, приходит понимание, что телевизор  - что-то вроде игры.

- Надо понимать, что телевидение - это поверхностно. Больше воздействует на эмоции. Как бы ты ни старался, ничего глубокого через телевизор не передашь. Все равно это формат шоу. Поэтому, только большой текст, над которым ты работаешь, переживаешь, изучаешь документы. Для меня это то, чем можно гордиться. За мою историю есть 4-5 текстов, которыми можно гордиться.

- Я много общаюсь с людьми из медиа. Всегда интересно узнать о новых тенденциях. Твой подход к настоящей журналистике - это демонстрация олдскульного подхода.

- Ну а какой у меня еще может быть подход в 45 лет.

- Сейчас длинные тексты не востребованы. 3 - 4,5 тысячи знаков - это предел, 2-3 фотки, инфографика - вот что нам надо.

- Мне нравится определение Иванова "Пиксельное мышление". Современный человек не способен воспринять большую картинку, он готов воспринимать ее фрагментами. Это грустно. Ко всему прочему, я еще и со студентами много общаюсь.

- А со студентами где общаешься?

- В свое время, в начале 90-х, после армии, когда я уже женился. Тогда был демографический провал и брали в армию всех подряд. После первого курса мы все дружно отправились в армию. Вернулся из армии, женился. Надо было подрабатывать. работал в пожарке на заводе Ленина. Работал год, второй. Валерий Дементьев, ныне покойный, работал тогда редактором Молодой гвардии. Мы учились с ним в одной школе и были шапочно знакомы. Там же работал Дима Овсов. Мы были с ним просто друзьями, вместе учились на первом курсе, в армии служили. А Они с Дементьевым были тесно знакомы еще по пионерско - комсомольской юности.

Вот они и говорят - чего ты сидишь в своей пожарке, брагу пьешь с работягами. Филфак, писать умеешь, вперед! Ну, вперед, так вперед. Очень скоро я убедился, что в деньгах не проигрываю. Это был 90-й год. Тогда я и присел в журналистику. Потом были всякие расколы и раздраи. В 92-м году появилась газета "Местное время". Та значительная часть была из коллектива "Молодой гвардии", в том числе и я. К третьему курсу так получилось, что я обнаружил себя замредактора областной газеты. Это был вызов, который я в дальнейшем не одолел. Работа и учеба на филфаке - это были две вселенные, которые не пересекались. Я приходил на учебу и не понимал, что я тут делаю. Не доучившись год, я ушел с пятого курса. При этом остались связи с университетом, с кафедрой журналистики. Владимир Абашев, время от времени, меня приглашает. Я являюсь членом государственной экзаменационной комиссии, иногда что-то читаю студентам. Как-то зашел разговор о том что я, с формальными 10 классами образования. Владимир Васильевич говорит, - так иди, доучись и досдай. Ну а почему нет? Так получилось, что я одновременно сейчас студен третьего курса заочного отделения журналистики. (смеются)

- А как ты поступал на журналистику, на заочку.

- Когда я согласился доучиться, казалось все просто - год не доучился...  когда мы стали все оформлять, выяснилось, что по истечении 20 лет меня на 4 курс уже не восстановить, только на первый. Многие предметы те же самые, но называются по-другому и надо идти и пересдавать это. Пришлось идти, читать учебники, писать рефераты.

- Итак, сейчас ты студент третьего курса...

- Еще даже не перешел. У меня хвосты остались. Философия та же самая...

- Ты индивидуально приходишь сдавать?

- Ну да, поскольку у меня такая ситуация, разработали индивидуальный план-график. Сейчас он где-то на утверждении. Я встречаюсь с преподавателями. Кто-то ставит оценки, понимая, что это формальность, кто-то подходит к этому принципиально и приходится сдавать по нескольку раз.

- А не задевает то, что тебе 45 лет, а ты студент?

- Знаешь, нет. Где-то весело, а главное - это полезно и интересно, повышается общая эрудиция.

- Тезис "учиться, учиться и еще раз учиться" - он 100% удачный.

- Ну да. Может быть, с моей занятостью, с моим ритмом эти курсы растянутся до пенсии и диплом я получу вместе с пенсионным удостоверением.

- Правда, что каждый журналист мечтает стать писателем?

- Нет, никакой я не писатель и вряд ли уже буду. Были попытки создать что-то, эти файлы я храню, но понимаю, что это скорее графоманство. Может быть, оно вылежится, переделается, но дело даже не в этом. Сейчас все писатели. Надо наизнанку вывернуться, чтобы быть замеченным.

- У меня есть любимый автор, не помню как его зовут. Читаю его на liveJournal. Дядька живет в Израиле, работает ювелиром. Насколько я понимаю, у него довольно успешный бизнес. Но он настоящий писатель, удивительный сказочник. У него есть своя вселенная, со своими демиургами, героями, злодеями. Он сочинял сказки для своих детей, потом это все попало в Живой Журнал, получило большую популярность. В бумажном виде я его произведений не видел, но он писал, что для него самого признанием его мастерства является то, что какой-то из российских театров решил сделать постановку по его записям. Ему не надо большего, он не зарабатывает на этом деньги. А ты говоришь, что надо наизнанку вывернуться.

- Я тоже знаю одного писателя, он "Слава С" подписывается. Его даже издали. Блестящий русский язык... Я о чем: если ты собираешься писать для кайфа, для драйва, то мне его хватает и без того. Если цель - войти в историю и заработать денег, что редко сочетается, надо этому всего себя отдать. Я ЖЖ закрыл. У меня просто не хватает на это сил. Я сейчас перерабатываю гигантские объемы текстов. К вечеру уже как выжатый лимон.

- А может, зря из пожарки ушел? Хлестал бы брагу с работягами, тебя бы перло и ты бы писал, но явно не журналистские тексты.

- Если бы я не ушел из Молодой гвардии, то мы бы с Андрияшкиным сейчас бизнес вертели. Если бы пошел в замполиты, может быть, уже был бы генералом. Всякое могло быть. Жизнь повернулась так, как повернулась. Работа интересная, денежки водятся, дети не голодают, четверо пацанов....

- Ты говорил, что у тебя несколько текстов, за которые тебе не стыдно. Что их объединяет, помимо того, что тебе за них не стыдно?

- Наверное, они прожиты. Это не просто отработка какой-то темы, что составляет нашу профессиональную деятельность. Они на стыке журналистики, публицистики, писательства. Судя по отзывам... как мне один друг сказал: "Ты такое написал, я две ночи не мог уснуть". Это получился текст, которые не живет день - неделю, как газетная публикация, он живет дольше.

- Не смотря на то, что ты журналист, редактор, у тебя на это занимает львиную долю времени, гордишься ты тем, что создал как писатель.

- Ну не как писатель...

- Для меня журналистский текст от писательского отличается тем, что писательский текст пережит. Вот и все.

- Хорошо, я писатель, который написал пять текстов в одну - две полосу и этим я войду в местную историю. (смеется)

- Ты можешь отличить хороший текст от плохого?

- Если бы я не умел, наверное меня бы уволили. Но какой-то методики у меня нет.

- Как быстро? Ирина Колущинская говорит, что она это делает слету. Секунда - и все.

- Ну правильно. Все-таки 5-6 лет меня чему-то учили на филфаке. Я не пошел бы на филфак, если бы у меня ощущения русского языка, литературы не было бы. Я сейчас редактор журнала "компаньон magazine" и всем авторам без исключения я говорю, что первый критерий - текст должен быть интересным. Если не цепляет, если неинтересно - до свидания.

- То есть, интересно не то,  чем ты пишешь, а то, как ты это делаешь.

- Конечно. Я могу писать о фонарном столбе, но интересно. Писать можно о чем угодно.

- А как в таком случае научиться писать?

- Сейчас меня проклянут все мои друзья - преподаватели журфака, но я скажу, что научиться этому нельзя. И когда случаются встречи со студентами, я говорю - идите и пишите. Если это ваше, это будет замечено, понято, откорректировано. Если вы на 2-3 курсе поймете, что это не ваше, то вовремя смените свои жизненные планы.

- Мой критерий в работе с молодыми ребятами таков: я прошу написать 10 - 12 строк очень сухого текста. Мне как раз совсем не интересно, как человек чувствует, думает. Мне надо посмотреть насколько он работает с шаблоном. Если он работает по шаблону, я понимаю, что пройдет несколько лет и он может стать хорошим писакой.

- Да-да-да. И первое, что надо в себе сломать - это "мне кажется", "я так вижу", "я думаю". К этому придешь лет через 20.

- Вот тут интересная коллизия. Я, например, считаю, что научить писать можно. Но я о новостном шаблоне. Но вот как перейти, где понять, что всему ремесленному ты научился, а вот творчество - это не твое, я не знаю. Ты говоришь, на 1-2 курсе, а мне кажется, что сложно и иногда поздно.

- Но мы понимаем, что если человек пошел туда, у него есть какие-то стартовые движки, желание писать. Бывает- недоучился, бывает - переоценил.

- Есть темы, по которым ты можешь работать и по которым не можешь?

- Нет. Что значит "не моя тема"? Если ты профессиональный журналист, ремесленник, 100 компаньон magazineстрок на любую тему ты обязан выдать. Со временем, конечно, возможно, что ты становишься специалистом в какой-то сфере, но профессионал всегда может написать на любую необходимую тему на твердую 4+.

- Вспоминаю подход к созданию одного из лучших изданий России "Спорт Экспресс". Его главный редактор подчеркивал: мне не нужны спортивные корреспонденты. Мне нужны журналисты, а специфике мы их обучим. Получилось издание, которое читается вне зависимости от тематики. Назови свой личный список пермских журналистов, которых надо читать.

- Федотова Светлана, Юлия Баталина, жаль, что перестал писать Игорь Лобанов, Запольских Вячеслав.... всё.

- А из юной поросли, кто 2-3 года в профессии? Или ты их просто не читаешь?

- Скорее, не читаю. У нас есть такая поганая история, что когда человек начинает писать, его задвигают на какие-то редакторские должности. Со мной так произошло, Леша Лучников  - нынешний редактор Пропермь. Сейчас он редко пишет, а начинал хорошо, красиво. Понятно, что у нас кадровый голод и не получается держать хороших журналистов на журналистских должностях.

- Я думаю, что когда ты работаешь в эфире, с собеседниками, очень важно много читать, держать себя в читабельном тонусе. Тогда ты будешь интересен.  Мне кажется, что когда ты пишешь, это втройне важно.

- Без сомнения.

- Что ты сейчас читаешь?

- Понятно, что читаю новости, интернет. Сейчас перечитываю "Игру Эндера" Орсона Скотта. Это не какая-том глубокая литература, но вот, 4-ю часть дочитываю.

- А дай совет, что, по твоему мнению, надо обязательно прочитать каждому.

-  Я могу назвать книги, которые меня "пробили" за последнее время. Хорошие книги мне подбрасывает Юлия Баталина. "Террор"  Дэна Симмонса. Меня совершенно пробило сочетание технических тонкостей и эскимосской мистики. 


Обсуждение
7829
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.