Верхний баннер
17:35 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Биография

12.04.2015 | 17:00
«Когда за бортом остаются свои, коренные артисты, это тоже как-то не очень радует, понимаете?» - Александр Сумишевский, артист пермской эстрады

Гость: Александр Сумишевский, артист пермской эстрады, артист пародийного жанра

Программа: «Биография»

Дата выхода: 12 апреля 2015 года

Ведущий: Артем Жаворонков

- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Как всегда по воскресеньям, на «Эхе Перми» программа «Биография». И сегодня у нас в гостях Александр Сумишевский - известный пермский актер, шоумен.

Александр Сумишевский: Обзывайте, да…

- Как еще можно вас?..

Александр Сумишевский: Пародист. Руководитель Театра пародии

- Пародист. Руководитель Театра пародии.

Александр Сумишевский: Маленького такого театрика. Три человека всего.

- Но вас часто задействуют в различных корпоративных мероприятиях. Вы постоянные участники новогодних елок, я знаю. Имеется в виду, не у каких-то организаций, а новогодние представления, например, вы даете?

Александр Сумишевский: Бывают разные и бывает по-всякому. Но вот сейчас все реже и реже и все тише и тише. Наша корпоративная работа сворачивается к нулю. Поэтому, вообще, надо сказать, что я отошел уже от этого пародийного жанра, он мне немножечко поднадоел. Да и его стало многовато уже, на телевидении несколько программ этих пародийных, поэтому эксклюзивности в этом жанре нет, некой тайны. Пародистов сейчас очень много.

- Но это в российском масштабе. На пермском рынке их не так много.

Александр Сумишевский: Я бы сказал, их нет. Потому что мы иногда путаем жанр пародии с травести-жанром ресторанным, когда мужики переодеваются в женское платье и под чужую фонограмму бегают, прыгают. То, что делает Саша Песков. Но он это делает, конечно, профессионально и очень круто. У него это получается просто вот с лету.

- Так просто – Саша Песков – потому что вы знакомы?

Александр Сумишевский: Знакомы, довольно-таки отдаленно. Потому что, в свое время, когда пришла перестройка, я уехал работать в Крым в Евпаторию. А Саша оказался без работы, и его Виктор Руденко пригласил в коллектив «Контраст», и там он начал делать первые свои пародийные зарисовки. И очень недурно он это все делал. В Москве потом это ему все оформили очень профессионально. Потому что в его жанре, где нет пародийного текста, делать пародию очень сложно. То есть, мы скажем так: настоящие крутые пародисты скрываемся за автором. Автор пишет историю, какой-то анекдот там в этой пародии, зритель смеется по этому поводу, а у Пескова этого счастья нет, он должен делать пародию, как говорится, на голом месте, на оригинале. И с помощью неких пластических приемов – вот таких своих ужимок, и ему это удавалось. Я думаю, что и удается, он до сих пор работает. Стал поменьше, пардон, на телевидении появляться. Было время, когда его было очень много.

- У нас телевидение поменялось по формату сейчас.

Александр Сумишевский: Многое поменялось, да. И, вообще, что касается пародии, то, если так вокруг посмотреть, мы вообще с вами живем в довольно таки пародийном мире.

- Ну, это уже философия. Мы к этому немножко подойдем. К вашей профессиональной деятельности. К тем людям, с которыми вам приходилось работать и общаться. У вас ведь весьма солидный багаж, как бы сегодня сказали, контактов.  При этом вы были вхожи в круги, которые сегодня считаются просто фантастическими для обывателей. Но программа-то у нас «Биография», поэтому давайте с самого начала. Вы коренной пермяк. Точнее, житель Пермского края. Родом вы из Красновишерска, и я знаю, что весьма любопытное место, в котором вы жили в Красновишерске. Пользуясь случаем, продекларирую программу, которую мы когда-то выпускали на телеканале «Рифей» с вашим приятелем Вячеславом Дегтярниковым, как раз с вами мы общались на тему вашей колыбели. Давайте с этого начнем.

Александр Сумишевский: Ну, у меня о Красновишерске самые теплые воспоминания, потому что это моя родина. Город моего детства, моей юности, город моей первой любви, моих первых попыток в творчестве. Это город моих друзей и товарищей. Это город очень интернациональный, потому что он образовался в те самые времена, когда народ наш этапами шел на север, строил большую промышленность. Бумзавод там строили. И совсем недавно я случайно наткнулся в интернете, что… Мне отец никогда не говорил, за что он сидел, за что он получил срок. Но вот он, оказывается, занесен в эту самую книгу памяти репрессированных коммунистическим режимом. Он в этой книге есть. У него была статья, он был приговорен к 10 годам как польский шпион.

- Корни у вас польские?

Александр Сумишевский: Да. Корни польские. Мама у меня из-под Курска. Я такой интернациональный мальчик получился. Жена у меня коми-пермячка, дети мои русские. Так что мы тоже по интернационалу идем на все сто. Сейчас, когда я приезжаю в Красновишерск, конечно, я немножечко опечален, потому что градообразующие предприятия – бумзавод, он уже разрушен, распилен на металлолом. Почему-то прииск «Уралалмаз» алмазы не добывает, золото не моет. Лесопромышленный комплекс отдан под какие-то странные пилорамы. То есть какая-то не очень веселая ситуация, но, с другой стороны, народ по-прежнему остался там очень душевным, очень теплым, отзывчивым, терпеливым.

- Парадокс. Ведь говорят, что люди на севере, наоборот, весьма угрюмые, закрытые.

Александр Сумишевский: Ну мы угрюмые, я тоже довольно-таки угрюмый человек. Меня рассмешить не очень просто. Но нам не хватает солнца, наверное, здесь на Урале. Это же все биология, химия. Мы же ничто иное, как биологическая фабрика. Если нам не хватает солнышка, ну что нам смеяться-то? Нам хочется, чтобы было его больше. Я заезжаю в Красновишерск. Стараюсь почаще, потому что там у меня двоюродные сестры остались, друзья остались. У меня там есть небольшой свой проект с самодеятельностью местной – фестиваль артистов самодеятельной эстрады. Раз в год я его провожу. Он очень популярен там, на Севере. Он уже стал межмуниципальным, то есть вот этот северный куст приезжает к нам туда в гости, и из года в год мы собираемся, у нас битком залы. Это мое такое…

- Хобби?

Александр Сумишевский: Свое, личное хобби. Оно совершенно такое бесплатное, без всяких тендеров-шмендеров, без конкурсов. Мы просто однажды с друзьями собрались. И я говорю, ребята, давайте вот что-то такое придумаем. У нас рядом с ветеранами красновишерской эстрады очень много молодежи.

- А сколько дней? Это однодневное мероприятие?

Александр Сумишевский: Идет пару дней, но готовятся целый год к нему артисты. Там у нас, как правило, вокалистов очень много, танцоров чуть-чуть поменьше, артистов оригинального жанра тоже не очень много. Куплетисты есть. Ну вот стараемся проводить такие вот эстрадные концерты. Так как я по своей природе эстрадник, то мне это очень близко.

- Но, все-таки, возвращаясь к вашим школьным, может быть, дошкольным годам. Как вы можете характеризовать среду, в которой вы росли? Ведь это почва, на которой формируется человек. Каково было ваше окружение? Почему, в конечном итоге, именно к этой профессии привело ваше существование в том мире, в котором вы тогда находились?

Александр Сумишевский: Ну, окружение было…. Я вырос во дворе, среди дворовых пацанов и девочек.

- Дрались?

Александр Сумишевский: Были такие эпизоды. Ну это дракой-то назвать нельзя. Ну да, какие-то конфликты были. Чисто на каком-то таком бытовом уровне. Но у нас, мне кажется, прежде всего, дружба была главным качеством у всех ребят на улице Островского. У нас там такие ребята! Мы, во-первых, не знали, что такое татарин, что такое еврей. Мы как-то даже не разбирались в этом и не желали это узнать. Нам казалось, что мы все русские, мы все вишерские.

А как я пришел на сцену? Довольно-таки странным образом. Во-первых, я был очень затюканным мальчиком. Я был троечником, не успевающим, потому что мама меня вырастила одна. Тумака мне никто не мог дать. Если бы был рядом отец, то я, может быть, как-то по-другому учился. Наверное, получше. Поэтому я не очень хорошо учился в школе, хотя самые теплые воспоминания остались, прежде всего о своей классной учительнице. Она до сих пор жива-здорова. Дай бог им здоровья, такая педагогическая семья у нас есть, Селяниных. Поэтому я экстерном закончил школу, и с седьмого класса я пошел…

- Экстерном? Сдали все заранее?

Александр Сумишевский: Ну нет, я после 7 класса взял и ушел из школы. То есть можно было уже поступить в ПТУ. Я поступил в ПТУ на слесаря-водопроводчика. Сантехника, как сейчас говорят. Меду прочим, эта профессия мне сейчас…

- Пригождается?

Александр Сумишевский: Да, пригождается. Мы с Машей дом строим за городом. И да, многое пришлось вспомнить. И я с большим удовольствием этим сейчас занимаюсь в свободное от творчества время. И после занятий как-то к нам в группу подошел… Я уже сейчас не помню, кто руководил у нас вот этим свободным временем… Общественник. И говорит: «Если есть кто-то желающие в драматический коллектив прийти, пожалуйста, приходите». А мы, естественно, как все пацаны, дурака на переменах валяли, друг друга смешили кто как мог. И говорят: «Есть такой – Сума», потому что фамилия Сумишевский. И я пришел. Валентина Григорьевна Турова, она тоже сосланная была. Она актриса из Москвы. Она сразу меня взяла. Я, вообще, начал работать, как клоун – с клоунад. И у меня это неплохо получалось. Она говорила: «Саша, тебе надо в цирковое училище поступать обязательно. Надо ехать в Москву». Но для меня, провинциального мальчика, в 16-17 лет поехать в училище в то время в Москву, это было проблемно. Хотя, я думаю, если бы поехал, может быть, что-то случилось, повернулось по-другому, и я работал бы в цирке. Мы потом там стали работать цирковые клоунады, мы стали работать эстрадные всякие миниатюры. К цирку, кстати, мы можем вернуться, потому что таким вообще фантастическим образом мне позвонили из Москвы и сказали: «А вот, у нас юбилей цирка, приезжайте. Надо бы нам вот…».

- Это когда было? Недавно совсем?

Александр Сумишевский: Это было год назад, да. Было, по-моему, девяносто пять лет Российскому цирку. «Нам нужен шпрехшталмейстер». А я говорю: »Что у вас нет там?». Нет, говорят, нам нужен вот такой, стилизованный.

- Кто такой шпрехшталмейстер?

Александр Сумишевский: Это такой конферансье на эстраде. Шпрехшталмейстер – это такой, который выходит и зычно объявляет: «Акробаты-вольтижеры!». Вот такой посыл под купол, туда. Вот такой вот. Я, к большому удивлению, побывал в цирке на Цветном, походил по закулисью, посмотрел. Был рядом с кабинетом Никулина.

- Музей, по-моему, сейчас?

Александр Сумишевский: Да. Музей там есть. Вот такие какие-то трансформации со мной стали происходить последнее время. Вот и что меня закинуло сюда с Вишеры. Ну вот так как-то оно все. А потом приехал дяденька из ансамбля Лицмана, старшина. К директору заходит, говорит: «У вас есть люди призывного возраста, умеющие танцевать, петь, читать?» Он говорит: «Есть. Вот у нас Саша. Ему через полгода в армию». Я ему пару реприз показал, что-то там прочитал, пропел и он говорит: «Хорошо! Все, мы тебя берем».

- Я прошу прошения, это все было веянием души? Параллельно мальчишки в футбол на улице гоняли, а вам надо было какой-то ритм выбирать, ходить на репетиции.

Александр Сумишевский: Да. Я тебе сейчас скажу. Сейчас-то я понимаю, что со мной случилось. Потому что в школе я был таким затюканным, как бы вот, не знающий где себя применить и как себя проявить. А в ПТУ в коллективе драматическом я вдруг понял, что я что-то, оказывается, умею. Я чего-то могу так сделать, чего не могут сделать другие. Понимаешь? Это чувство во мне как-бы просыпалось, и я понял, что я не самый последний мальчик в городе Красновишерске, и меня тянуло, репетиции и, потом… Ты знаешь, ты сидишь в студии и не знаешь, что такое аплодисменты.

- К сожалению.

Александр Сумишевский: А это такой наркотик. Это вот, кому дано это первый раз испытать аплодисменты – шум зала в 300-400-500 человек. Это все. Ты уже попадаешь, и, значит, тебе зритель авансирует – говорит, что ты умеешь, давай двигай дальше, мы одобряем. И поэтому, все – я подсел. И я понял, что я это могу, умею, мне это нравилось.

- Но, в какой-то момент времени, приходится выбирать, по какому направлению двигаться: драматическое, основательное искусство или эстрада. Помните тот момент, когда вы с дорогой определились? Или так сложилось само собой, исторически, помимо вашего желания.

Александр Сумишевский: Да, помню. Я думал, что я уже окончательно эстрадный человек, когда служил у Лицмана. Потому что…

- Давайте в двух словах, кто такой Лицман? Потому что не все знают.

Александр Сумишевский: Владимир Иванович Лицман, дирижер, которого сейчас с нами нет. При внутренних войсках при нашем гарнизоне здесь в Перми был оркестр полковой, гарнизонный, а при этом оркестре был небольшой эстрадный ансамбль. То есть оркестр играл разводы, творческие вечера, концерты, а ансамбль разъезжал по точкам, где находились вот эти самые военнослужащие, которые охраняли незаконопослушную публику. Вот, а мы их обслуживали концертами. Ну…

- А саму незаконопослушную?

Александр Сумишевский: И публика этих поселков тоже приходила. А саму публику, которая сидела? Нет, это мы уже позже стали обслуживать. Это тоже был такой опыт. Мы по лагерям немного работали. Там тоже своеобразные зрители. Тоже там интересно. Так. И что…  Я потерял мысль….

- Мы с вами говорили, когда началась, когда появилась эта развилка?

Александр Сумишевский: Развилка появилась, когда директор вызывает меня после армии, когда я вернулся в Дом культуры Красновишерский. Директор меня вызывает и говорит: «Саша, посмотри, в “Звезде” вышло объявление, что в Перми открывается институт культуры. Есть желание поступить?». Я говорю: «Конечно». «Вот давай поступай, мы тебя сделаем стипендиатом завода. Поступай, учись. Вернешься – будешь руководить здесь коллективом». Потому что Валентина Григорьевна к тому времени вернулась в Москву, квартира за ней там сохранилась. Вот я поехал, я поступил сюда.

- Один из первых студентов Института культуры, получается, Александр Сумишевский?

Александр Сумишевский: Да, я поступал на первый самый курс. Мы поступали к Бобылеву, а набирал нас Виктор Афанасьевич Ильев. Значит, на первом курсе, когда я впервые выступил в Студенческой весне, ко мне подошел Иван Тимофеевич Бобылев и говорит: «Саша, вы, конечно, эстрадный артист, этого уже не отнять, но вы учитесь...». Он, почему-то, боялся или думал, что я вот-вот сорвусь, из института уйду. «Но вы учитесь, потому что основы  профессии все равно надо знать». Надо изучать и сцендвижение, и речь, что такое режиссура. Это все мне пригодилось, естественно. Вот тут и был первый выбор, и я сказал: «Да, точно. Я хочу на эстраду».

- Но рынок эстрады, как бы сегодня сказали, в советское время был не особенно богат.

Александр Сумишевский: Да. Он был очень скукожен, очень.

- И как вы себя тогда представляли в качестве профессиональной реализации? Помимо того, чтобы заниматься творчеством, нужно было что-то есть, пить, на хлеб лучше что-то намазывать.

Александр Сумишевский: Ну как… Я неплохо уже подрабатывал, будучи студентом. Я нормально работал, как бы сейчас говорят, халтурил.

- А что делал, если не секрет?

Александр Сумишевский: Я готовил пародии. Мне, значит, попался посмертный диск Виктора Чистякова. Это такой был знаменитый пародист питерский из театра Комиссаржевской – Виктор Чистяков.

- Который трагически погиб, по-моему, в авиакатастрофе?

Александр Сумишевский: Да, погиб. Судьба его вела туда. Он проспал на этот самолет. Уже все сидели в самолете, потом кто-то позвонил диспетчеру и сказал, что все-таки… А он был очень популярен. Он был знаменитый артист. И только потому, что все ждали Чистякова, дали добро, чтобы самолет стоял и ждал его. И он все-таки догнал это самолет. Трап опять вернули, он вошел туда и, вот, надо же…вот, такая странная какая-то смерть. Я этот диск Виктора Чистякова синхронно с ним перепел. То есть я включал пластинку и как попугай перепевал его все пародии. Мне в ДК все сказали: «Ты один в один, как будто бы Чистяков». Нескромно, конечно, сказано...

Но вот я все, что делал Виктор, я это делал. Потом я понял, что надо писать какие-то свои тексты, и я стал уже что-то там уже с текстами делать на потребу дня. Я сделал пародийный концерт по заявкам студентов, и этот номер имел успех на Студенческой весне. Вот и все. И так я перешел, плавно как-то перешел на эстраду. А так как я уже работал во дворцах в Перми, то ансамбль «Контраст», был такой у нас. Это ребята из Гремячинска поехали в Сочи, взяли там диплом, и Владимир Михайлович Матвеев переманил их сюда. Виктор Руденко был руководителем. Он меня заметил в одном из концертов, и, когда я уже после института вернулся в Красновишерск, а надо было отработать два гола, то они там с Лисовенко такую сделали штучку – меня обменяли, как разведчика, на баяниста. То есть они отправили вместо меня в Дом культуры баяниста, а меня вернули в филармонию.

- В Пермь?

Александр Сумишевский: Да, в Пермь. И таким способом я оказался в Перми в этом ансамбле. А ансамбль на то время…  Вообще надо сказать, что в то время филармония очень культивировала свои таланты. Она их воспитывала, она их орошала, она их удобряла, она их окучивала.

- Подрезала, подпирала?

Александр Сумишевский: Подрезала, подпирала, помогала очень. И это очень чувствовалось. Потому что из Перми коллектив был знаком с главным режиссером киноконцертного зала «Россия» - Валерий Жак, который к нам сюда приезжал, готовил программу. В творческом составе у Жака был Леонид Якубович, который писал тексты.

- Вам?

Александр Сумишевский: Да, и в том числе и мне. Вот так как-то само собой мы познакомились, и, так сказать, коллектив был на хорошем счету в Москве. Мы каждый год приезжали в столицу в Дом актера с творческим отчетом. И вся вот эта эстрадная знать приезжала в Москву и смотрела пермский коллектив «Контраст», который мало был известен, конечно, в России, потому что у нас не было эфиров. В то время это тоже была проблема №1.

- На «Голубые огоньки» вас не звали? Я думаю, на пермские...

Александр Сумишевский: Почему? Мы были…

- Здесь-то были, а вот на московских?

Александр Сумишевский: Да. Ну вот там надо было заслужить это, и я думаю, что у нас бы все получилось, если бы, да кабы, чего-нибудь там вот. Как обычно, чего-то не хватает.

- А чего, по-вашему, не хватило?

Александр Сумишевский: А я не знаю. Может быть, не хватило смелости какой-то, потому что мы же провинциальные люди такие… Может быть, сейчас молодежь более какая-то такая нахрапистая, энергичная. А мы ведь очень скромные были ребята.

- Застенчивые?

Александр Сумишевский: Застенчивые, да.  Если там нам никто ничего не разрешает, не говорит, мы вперед колесницы и не бежали.

- Продолжается программа «Биография». На «Эхе Перми» Александр Сумишевский – известный пермский  актер, конферансье, человек, который в разное время работал в разных коллективах, но всегда практически в одном жанре – эстрады. По поводу монетизации не совсем понятно. Всегда мне казалось, что творческие люди умеют монетизировать свой продукт, причем советского времени. У вас не было тех проблем, с которыми столкнулись промышленники, когда был тот рубеж 90-х годов. Вы всегда подшабашивали,  вы всегда могли там, я не знаю, как это называется – чес новогодний или еще что-то в этом роде. Ваш труд всегда востребован. Мне бабушка говорила: «Учись играть на баяне – это тебе всегда пригодится».

Александр Сумишевский: Правильно бабушка говорила. Да. Я тоже один год проучился в музыкальной школе, а потом закончил – и жалел всю жизнь, и до сих пор жалею, что у меня не хватает музыкального образования. Ну как вот… Вот правильно Бари Алибасов в свое время сказал, что к творчеству-то мы как бы вроде все способные и талантливые, а умение продать… Вот этой-то продажной наглости у нас-то и нет. Мы не умеем это делать. Не умеем. Раньше как-то более-менее этим занималось филармония. Там был отдел продаж, который занимался гастролями. А сейчас многие артисты предоставлены сами себе и, если нет такого администратора-прохиндея, который…

- Продюсер это называется.

Александр Сумишевский: Продюсер, такой продюсер-прохиндей, который знает всех, многих знает, обаять может, просчитать, организовать. Это тоже талант своеобразный. Просто так вот не сделать.

- Кстати, по поводу вашей афганской истории. Это ведь достаточно, наверное, уникальный случай для Перми. Я не многих знаю артистов, которые ездили туда. Вы ведь выступать ездили перед ограниченным контингентом?

Александр Сумишевский: Туда очень много ездил Володя Данихин. Он часто там был. А меня позвали туда сразу после конкурса, потому что сработал эффект нового лица. Вдруг появился новый артист. У меня даже маленький эфир был у Николаева – такая нарезка была из конкурса. И мы поехали в Афганистан.

- Это в каком году?

Александр Сумишевский: Ой, господи помилуй, когда ж это было? Это было в 85-м, наверное. До перестройки это было, в 84-м. В 83-м я стал лауреатом конкурса, и вот я…

- Какого?

Александр Сумишевский: А это был Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Один из последних конкурсов.

- Но это ведь престижная площадка? Всегда была престижной. Она не была разве этим самым профессиональным лифтом с этажа под названием Пермь на этаж под названием Москва?

Александр Сумишевский: Это лифт был очень мощный, очень хороший.

- А почему все-таки здесь вы все-таки остались? И творческую свою жизнь связали с родным регионом?

Александр Сумишевский: А вот к вопросу о том, когда выбирать… Я выбрал семью. Мне казалось, что остаться в Москве, предать пермяков… После конкурса ко мне Виктор подошел и говорит: «Сань, надо в Пермь все-таки, как ты думаешь? В Пермь ведь поедешь ты, наверняка в Пермь вернешься?». А у нас с Машей только-только завязалась семья. И оставаться в Москве, бросать ее здесь? И тут было что-то не устроено. Может быть, я сейчас как-то перед тобой оправдываюсь, но это было как раз так. И потом в то время я не чувствовал оторванность от столицы – мы в Москве бывали по полгода. Коллектив «Контраст» постоянно сидел в Москве. То есть мы могли вернуться в Пермь, через две недели опять улететь в Москву. Мы из «Росконцерта» на год вперед получали график работы своей. И уже в промежутки в этом графике вставляли свою работу здесь, в Пермской области. Так что я вполне был московским артистом. У меня только в штампе печать была, что я пермяк. Это потом, когда пришла перестройка, москвичи все остались в Москве, а провинциалы все в Перми. Кто успел зацепиться за столицу, тем повезло, и они, естественно, молодцы. Ну так у них сложилось. А кто остался здесь… Зато у меня есть семья, у меня есть дети.

- Им повезло – а повезло ли им? По большому счету, ведь многие растеряли, потерялись в большом городе.

Александр Сумишевский: Ну да. Как смотреть? Это ведь палка о двух концах, даже о шести и даже больше. Там жесткая сейчас атмосфера. То есть все на выживании. Хотя мне все время говорили, кто талантлив, тот даже не думает про это. Это я сейчас про себя. Мы как-то с «Аппетитом» выезжали в Москву в уже послеперестроечные дела, и к нам Регина подходила.

- Дубовицкая?

Александр Сумишевский: Да. Говорит: «Саш, переезжайте в Москву». И Новикова Клара говорит: «Сань, ну что вы с «Аппетитом» здесь в Перми? Переезжайте в Москву». Я говорю: «Ну как мы переедем? У нас тут семьи, у нас тут жены, у нас тут друзья, контакты». «Да все останется, если ты будешь на канале. Вот ты будешь в «Аншлаге», или там в «Дуршлаге» или не важно где, лишь бы светится. И у тебя все то же останется, но ты будешь московская – мАсковская ты будешь звезда». Но мы не решились на это – и Сережа Фофанов, и Слава Миронов говорят: да ну, что, в столицу, где там?..

- Ваши коллеги по «Аппетиту»? Он ведь жив до сих пор, этот ваш коллектив.

Александр Сумишевский: Ну да, жив, ну мы как-то уже…. Вот я тебе скажу, у меня есть некоторая усталость от этого жанра, я уже не хочу им заниматься. Я бы сейчас что-то другое делал, я очень много сейчас пою Вертинского и Козина пою. Вот мы недавно… Меня Лапшин позвал. Первого апреля у него выставка была «12 стульев».

- Юрий Лапшин? Известный пермский художник?

Александр Сумишевский: Да. Ну, я говорю: «Юрий Николаевич, есть такое предложение: давай, там что-то буду мурлыкать, а люди будут ходить, смотреть картины». «Давай». И вот мы такую сделали штучку-дрючку. Не знаю, что из этого получилось, но вроде бы неплохие отзывы. Хочется уже от пародийного жанра уйти. Уже хочется чего-то другого. Хочется выйти на сцену, может быть, на драматическую. У меня был опыт, я хотел войти в театр «У моста», и мы с Федотовым начали там что-то работать, и я выходил на сцену. И вроде ничего там, неплохо у меня получалось в этом «Калека с острова Инишман». Но я понял, что я и…

- А кого вы играли в «Калеке»?

Александр Сумишевский: Я играл там вот этого Пустозвона. Да…вот. Ну, как говорится, но не случилось.

- Это не приносило вам морального удовлетворения?

Александр Сумишевский: Нет. Мне приносило, мне как бы все было по кайфу. Меня там кое-что не устраивало. Например, надо было к 11:00 приходить, а вечером спектакль. Я до вечера уже никакой, а мне же не 18 лет уже. И потом, все-таки я свободный человек. Если у меня есть какой-то стороннее предложение, и когда театр говорит, нет, мы тебя не отпускаем, ты нам нужен здесь – то тогда вот встречаются два противоречия.

- Конфликт интересов?

Александр Сумишевский: Да. Не сложилось. Конечно, жаль. Ну может быть, я где-нибудь еще заявлюсь в другом месте.

- Но вот мы говорим о нынешнем существовании «Аппетита» и вроде как бы о вашей усталости. Но как он создавался, как он появился на творческой карте Перми?

Александр Сумишевский: Он появился на фоне популярности пародийного жанра, когда «Контраст» уже распался. Коллектив Виктора Руденко ушел в отдельное плавание, а музыканты остались – они образовали такой коллектив «Аппетит». Потом я вернулся из Евпатории, и они говорят: «Давай, будешь вести концерт». И, так как я пришел, естественно, я говорю: «Давайте все-таки в пародийном жанре работать». А все сомневались – мы не можем, как мы будем делать пародии? Но ничего, у нас и Миронов Слава делает пародии неплохо, и Сережа Фофанов, и Ия Шабердина, иногда мы ее с собой берем, она тоже у нас работает. А теперь как-то уже чего-то хочется другого. Так что мы есть, но мы в подполье. Вот так.

- А, кстати, ваш крымский период? Ведь несколько лет вы работали там?

Александр Сумишевский: Я полтора года проработал там в Евпатории. Ну…

- Это просто шабашка была, у вас появилась возможность погреться на солнышке, поработать полтора года? Или это был какой-то целенаправленный шаг?

Александр Сумишевский: Нет. Все произошло очень просто. Тут, когда я вернулся после конкурса уже и стал работать здесь в Москве, и мы работали с «Контрастом», меня «Москонцерт» часто стал вытаскивать одного. Понятно, если я уезжаю, то как бы оголяется «Контраст», они без конферансье остаются и без моего пародийного номера. Он большой был – 15 минут шел номер, что для эстрады это очень много. А благодаря тому, что номер строился на трансформации актерской, он смотрелся очень легко. Я там играл роль эстрадного режиссера. Выходил на сцену и говорил: «Так, все это туфта, что сейчас происходило, все это не концерт. Давайте, будем делать другой концерт. Я режиссер. Так, давайте, музыканты вот, их не светите – весь свет на меня, потому что я буду вам всем рассказывать, кто сейчас выйдет. Сейчас выйдет Штоколов». Он так тихонечко выходит и начинает: «Гори, гори …» и потом я говорил: «А потом после Штоколова выходит Лев Лещенко», кусочек из Лещенко, а потом, после Лещенко… Вот такая была шинковка… Потом была Нани Брегвадзе, потом Леонтьев. Вот такая была как бы пародийная репетиция предстоящего концерта. Номер очень классно шел. Мне, кстати, ребята говорят: «Давайте его…»

- Реанимируем?

Александр Сумишевский: Стряхнем с него моль, перепишем его на потребу сегодняшнего дня. Но не знаю, надо ли это делать?

- А почему бы и нет?

Александр Сумишевский: А черт его знает.

- Вот, кстати, ваше творческое наследие?.. Можно вообще говорить применительно к тому, что вы делали, делаете и, наверное, по желанию не будете или будете делать в дальнейшем – творческое наследие? Есть и у кого это запакетировано, заархивировано? Есть люди, которые могли бы сказать: «О, вот, это собственно, то самое»?

- Я не очень понимаю, о чем ты спрашиваешь. Что это такое?

Александр Сумишевский: Вы же были автором. Вы не просто исполнитель. Пародийные номера они ставятся, они отрабатываются. Они не просто демонстрируются на сцене как прямой эфир на радио и забываются после этого. Но даже уже сейчас фиксируются, расшифровываются и кладутся на сайт. Где у вас это наследие? Есть ли у вас дома папочка, в которой лежат ваши номера записанные? Или у ваших друзей у кого-то? Может быть, у кого-то видео-фото? Понятно, что не так много. В то время телевидение было…

Александр Сумишевский: У меня есть какие-то там нарезки, есть видео. Ну я храню там у себя, у меня в хранилище на жестком диске. Там что-то хранится. А, что касается патента, то я никогда ничего не оформлял. Раньше, да, заполняли там какие-то рапортички, сейчас никто это не заполняет. А наследие… Какое наследие? Два сына вон растут, вот и все наследие. Как-то меня звали в институт, там Виктор Афанасьевич Ильев предлагал: «Давай эстрадную группу соберем». Но я как-то не могу оскорблять себя зарплатой в шесть тысяч. То есть приходить и вот за эти деньги… Это же ответственность большая: если ты ведешь студентов, то ты отвечаешь головой за них, за их будущее, за их профессию.

- Как же…

Александр Сумишевский: То есть там надо жить. То есть с утра до ночи с ними надо быть.

- А передавать опыт?

Александр Сумишевский: Ну, не знаю. Как-то вот не очень хочется передавать опыт.

- Фестивальная жизнь Перми.  Она в разное время была разной степени насыщенности, но все равно, у нас это как-то в крови, наверное. Здесь и не только. В краевом центре сейчас, в областном центре ранее, и по многим таким областным, районным, городам, городишкам и селам. Все время что-то где-то бурлило и происходило. Лично у меня, когда я оказался здесь в Перми, было такое впечатление, что здесь жизнь эта постоянная. Был апогей – «Белые ночи». Вы здесь, пермские… «Белые ночи» – это ведь, причем еще много варягов в части культуры.

Александр Сумишевский: Ну да.

- Как вы выстраивали взаимодействие, было ли оно? Опыт ли это? Положительный, отрицательный? И опыт этого периода в вашей жизни?

Александр Сумишевский:  Ну «Белые ночи» - я не помню… Чье вообще это?

- Это… Из тех, кто остался в Перми: Мильграм, Гурфинкель, Гельман.

Александр Сумишевский: Вот я могу всем им сказать, что «Белые ночи» и в Красновишерске были, я помню. У нас в 50-е годы, июнь. Да. И никто не кричал, что это наше открытие.

- Такой же многоформатный фестиваль?

Александр Сумишевский: Да, нет, все было скромней, конечно, в те годы. Но был такой праздник, «Белые ночи». Черт его знает. Как-то какое-то двойственное у меня отношение к этому. Конечно, хорошо, когда приезжают гости. Конечно, интересно. Конечно, ты для себя что-то открываешь и чувствуешь, что вот да, ты сегодня в центре, все к тебе приехали. Но, с другой стороны, когда вот так за бортом остаются свои, коренные артисты, то это тоже как-то не очень радует, понимаете? Вот в последние «Белые ночи» - или какие они были, как они назывались?

- «Белые ночи». Да, последние были.

Александр Сумишевский: У меня печальный был опыт. Да, я выступил там, но как все это… Позвонили, сказали: «Давайте, покажем пермскую эстраду». Мне нужно минут сорок. «Ну, нет, вам только даем пять минут». Ну что это такое? Тогда не проводите. Что я могу показать за пять минут, понимаешь? И как-то все это... Черт его знает. Хорошо, с одной стороны, что у нас вот есть Теодор, мы можем гордиться, да, но, с другой стороны, плохо, что у нас практически нет своих музыкантов, артистов - мы их не выращиваем. Где вот эта молодежь? Где она?

- В Москве на «Камеди клаб», в «Реальных пацанах».

Александр Сумишевский: Где? Куда она вся? Да исчезла…  А почему вот этот плакат висел, «Найди себя здесь»? Почему? Они не могли найти себя здесь?

- А вы не испытываете гордости за тех ребят? Ведь не многие регионы России могут похвастаться поставщиком такого количества талантливых людей в Москву. Посмотрите, те, кто делает сериалы на ТНТ, востребованные шоу, программы. Такие, как «Камеди клаб», «Камеди вуман» и так далее. «Реальные пацаны» – целый феномен.

Александр Сумишевский: Да. Я там даже акушера сыграл в «Реальных пацанах». Я переполнен гордостью – ребята сделали себя сами. Согласись?

- Да.

Александр Сумишевский: Им никто не помогал. Они на свой страх и риск уехали туда. И Жанна Кадникова, и Пермякова, и Саша Смирнов. Уехали, и я с большим удовольствием их там в коридорах Останкино увидел. Было так приятно, что пермяки наши там. Ну так это же хорошо.

- Вы же общаетесь, вы же знакомы со всеми?

Александр Сумишевский: Да.

- Но при этом они же ведь… Если Жанна и Света Пермякова они же с профессиональным, вроде же, образованием.

Александр Сумишевский: Наша школа, Пермский институт культуры.

- Да. То очень многие там просто hand made, КВНщики. Они по сравнению с вами не имели профессиональной подготовки.

Александр Сумишевский: Ну почему же? Да нет, нет. КВНовский юмор – это же другой юмор, но он тоже имеет место и право существовать. Нормально все.

- Это вам не конкуренты? Ни по жанру, ни…

Александр Сумишевский: Нет. Там ребята играют себя. Там как бы все строится немножечко по-другому. Но все равно, там и пишутся тексты и сценарии. Они и над образом работают. Там все в порядке. Я с большим удовольствием КВН сморю. Нормально. У нас еще и детский КВН есть.

- Слава богу, что есть.

Александр Сумишевский: Вот. Так что…

- Хотелось бы вернуться к вам. Уже вот опять немножко, отходя от творчества, но рядом с творчеством связанный вопрос. Есть такое разделение, скажем у чиновников: public life и private life. Частная жизнь, в которую они стараются никого не пускать, и публичная жизнь, их деятельность какая-то. У вас есть ощущение разделения или ваше творчество, то, чем вы занимались с профессиональной точки зрения, неразрывно связано, сплетено, соединено с жизнью личной? Ваша супруга, она имеет отношение к творчеству?

Александр Сумишевский: Ну да. Мы вместе учились с Машей все четыре года. Она тоже…

- Но не работали вместе?

Александр Сумишевский: Нет. Она после института уехала в Кудымкар в драматический театр, а я поступил в филармонию и катался.

- Она в творческой профессии нашла себя, ваша супруга?

Александр Сумишевский: Да, в творческой. Она сейчас работает на «Т7» в продюсерском центре. У нее творческая работа.

- Творческая работа, безусловно. Хотя и с элементом административного.

Александр Сумишевский: Ну да. В свое время работала в банке. Но, все равно, мне кажется, что творческий человек в любой работе будет проявляться.

- По поводу этого сочленения личной жизни и профессиональной. Приходя домой, смывая грим, вы – что? Берете газету, включаете телевизор, наливаете чашку любимого чая? Или вы все еще живете в образе? Как это все выглядит? Интересно, подноготная своеобразная.

Александр Сумишевский: Не знаю. Никогда не задумывался по этому поводу. Сцена есть сцена, а дом есть дом.

- А вот с друзьями если собираетесь? Есть ведь, наверное, много друзей, которые не имеют отношение к профессии творческой? Или вот в этой части уже все контакты только с единомышленниками? Нет у вас там друзей сантехников?

Александр Сумишевский: У меня есть друг бывший министр. Нет, мы встречаемся. Как правило, у меня друзья, конечно, вишерские. Все-таки в Перми у меня не так уж много друзей осталось. Во-первых, мы со всем курсом дружим. У нас на удивление такой дружный курс студенческий оказался, что мы постоянно встречаемся. А так, что я после концертов? Я отдыхаю, строю дом.

- Баню?

Александр Сумишевский: Да, баню. Баня уже готова, мы год паримся. Так что…Мы с Машей две такие парные души, мы любим баньку. Я вырос в Красновишерске, у нас район такой был, назывался он «Лагерь» - там действительно лагерь был в свое время, зона. И вот у нас была баня. Там были домики финские, и ни у кого не было бань своих, частных. И мы все ходили в баню. Поэтому я к венику привык. Наверное, лет так с 12-13 я уже знал, что такое парная. Я без бани не могу вообще.

- Еще какие есть увлечение у Александра Сумишевского?

Александр Сумишевский: Я уже сказал тебе, что я люблю очень строительным делом сейчас заниматься.

- Но это хобби последнего времени.

Александр Сумишевский: Баня, оформление…

- А, например, рыбалка, грибы, ягоды?

Александр Сумишевский: Грибы я люблю. Рыбалку нет, рыбалку не люблю – там комары кусают.

- Последний вопрос, наверное, заканчивается наше эфирное время. Я так понимаю, что на пенсию вы не собираетесь? Вообще, слово пенсия к людям творческим не применимо? Заслуженного отдыха как такового здесь нет.

Александр Сумишевский: А говорят, что скоро уже нельзя будет работать пенсионерам.

- Не слышал ничего подобного. По части творческих профессий, как минимум.

Александр Сумишевский: Я уже на пенсии.

- В бухгалтерии нельзя сидеть вам будет, это точно.

Александр Сумишевский: А халтурить втихаря можно будет?

- Эти проекты, вот, например… Я вот реально был очень удивлен, потому что к творчеству и наследию творческому, как бы к нему не относились другие люди, например, к Наговицыну отношусь очень уважительно. Знаю, что у него очень много поклонников, и что вы были с ним знакомы.

Александр Сумишевский: Да. Сереже я делал его первый-первый концерт в ДК Солдатова. Жизнь идет вперед, все меняется. И сегодня нечему жаловаться. Все в порядке. Вот вчера звонок – зовут в Сочи. Пожалуйста, приезжайте в Сочи, будет международный фестиваль. Там какая-то премия, сейчас не могу вспомнить, как она называется. Про цирковое искусство. И вот там будет гала-концерт. У них тоже есть планы меня задействовать как шпрехшталмейстера.

- Согласитесь?

Александр Сумишевский: Наверное, соглашусь. Поеду – а что нет-то? И в Москву слетать можно – там костюм пошьют.

- С отливом?

Александр Сумишевский: Тексты посмотрим, поучим.

- Спасибо большое! Александр Сумишевский - известный пермский актер, конферансье, шпрехшталмейстер. Большое вам спасибо, что вы нашли время. Очень рад был с вами вновь пообщаться.

Александр Сумишевский: Спасибо, Артем.

- До свидания, дорогие радиослушатели!

Александр Сумишевский: Всего доброго!


Обсуждение
6360
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.