Верхний баннер
12:40 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Биография

02.08.2014 | 22:00
"Важно, чтобы мы брались за то, что сегодня кажется нереальным", - Михаил Соколовский

- Сейчас, оборачиваясь назад, скажите, есть такое ощущение, что когда-то вы сделали верный шаг, что был в вашей жизни перекресток, на котором вы выбрали правильное направление?

 

- Наверное, направление не работу именно в Пермь. Я родился в Ленинграде, окончил ленинградский военно-механический институт с красным дипломом. Я мог выбрать три варианта - куда поехать. Екатеринбург, Пермь или Усть-катав. Я выбрал Пермь, потому что я тогда уже был женат, мы были тут на преддипломной практике на заводе Ленина. Он тогда еще назывался "Завод №172. Тогда нам дали комнату 10х12 метров в одном из бараком для проживания на месяц - на время практики. Мы посчитали, что в Перми нам дали жилье лучше, чем в Свердловске. Потом, когда мы уже приехали работать, нам дали ту же самую комнату. Там у нас родился ребенок. Он у нас там в чемодане лежал.

 

- Вы заметили, что у нас отношение к Екатеринбургу как к более старшему, маститому сопернику, дескать, убежали, вырвались. К Санкт-Петербургу  у нас совсем другое отношение. Туда стремится наша молодежь, особенно творческие люди. Для меня это вечный треугольник. Пермь - Екатеринбург - Санкт-Перетбург. Он, может быть, не очень красивый треугольник, но как-то завязан.

 

- Он, прежде всего, завязан творчески. Питерский балет дал развитие пермскому.

Я совсем недавно услышал, что Екатеринбург называют сокращенно "Ёбург". Странно, что я раньше этого не слышал. Я часто туда езжу на мероприятия, которые проводит Уральское отделение РАН. Так вот, я доволен выбором потому что молодые специалисты нашего выпуска попали на новую работу, которая закончилась созданием первой в СССР твердотопливной стратегической ракеты. Мы делали для нее двигатели третьей и первой ступени. Помогали короловской фирме выпускать документацию на ракету. Никто ведь до нас в Перми ракетами не занимался. Наша молодая кровь, человек 80 было в кб, послужила основой для этих разработок. Мы оказались в нужное время в нужном месте.

Я часто приезжал в Питер - мы работали с Арсеналом и, откровенно говоря, только два-три человека добились творческих результатов, стали руководителями больших крупных предприятий. Я и себя к ним причисляю.

 

- А если отмотать еще раньше. Тот момент, когда вы выбирали себе ВУЗ.

 

- После окончания школы у меня тоже была золотая медаль, был определенный выбор и я захотел в военмех - быть инженером - разработчиком. Я тогда занимался спортом и меня агитировали поступить в летное училище, вплоть до того, что "или клади комсомольский билет или иди в училище".

 

- А время-то какое было! Как не летать-то? Многие ваши товарищи, наверное, мечтали об этом.

 

- Я не мечтал. Я хотел быть инженером. Пришлось привлечь отца, который был партийным работником, чтобы от меня отстали. В военмехе было всего три факультета. Я поступил на конструкторский. У нас в группе было 25 человек. Около 80% - золотые медалисты. Из 25 человек пять были девочки. На одной из них я и женился. Конструкторский факультет - это было то, что я хотел - ракеты. Мы до второго курса не знали кого из нас делают и чем мы будем заниматься. На втором курсе все засекречено. Наши тетради были засекреченными, их собирал староста и сдавал в первый отдел.

 

- А когда распределились в Пермь, тогда было понимание того, чем вы будете заниматься?

 

- Не было. Считалось, что мы поступили в артиллерийское КБ. Но мы попали на новые работы, связанные с Сергеем Павловичем Королевым, которые касались ракетных двигателей. Я был самым молодым.

 

- Получается, вы поступили в институт, не зная толком на кого будете учиться, потом попадаете в КБ, не зная толком чем будете заниматься... У вас хорошая интуиция.

 

- Пожалуй, соглашусь.

 

- Вы автор девять монографий, более трехсот научно-технических публикаций и 170 изобретений. 170 изобретений - это очень много. Это потому что вы работали в новом для нас русле?

 

- 170 - это много, но прошу заметить, я проработал 56 лет. По три изобретения в год - это не много. Первое изобретение было результатом коллективного труда. Это был способ наземных испытаний двигателя с большой степенью расширения сопла. Предприятие у нас творческое. Всего у нас более 1800 изобретений. В основном, они все были секретными.

 

- Насколько прорывные, насколько современные технологии, направления стояли перед вами, когда вы только пришли на КБ?

 

- Когда мы пришли, там ничего не было - абсолютный ноль. Это очень хорошо - когда молодой специалист приходит на предприятие, где все только начинается. Это хороший шанс сделать карьеру. Если ты попадаешь на серийный завод с субординацией, сложившейся иерархией, то все будет совсем по-другому.

 

- Насколько хорошо, прорывно может работать молодой коллектив и насколько те же задачи в состоянии выполнять сложившийся, зрелый коллектив.

 

- Когда мы с женой появились тут, нас пригласил начальник отела на свое сорокалетие. А я подумал, что мы там делать-то будет, со старым таким. (смеются). На самом деле, в старых коллективах есть некая консервативность, субординация - "вперед батьки не лезь", "сначала мне покажи, потом вышестоящему начальству...". В нашем коллективе, я бы не сказал что есть такое. Не знаю, может быть, молодежь так не считает.

 

- На каждом подобном предприятии можно проследить поколенческие волны.

 

- Есть такое. Через год нам будет 60 лет. 2-3 поколения уже есть. Мы приглашаем школьников, показываем свой музей - сейчас это можно показывать.

 

- Есть ощущение, что за плечами гораздо больше, чем впереди?

 

- Такое ощущение может быть. Самое главное, чтобы была новая работа. У нас новая работа постоянно. Новые разработки привлекают молодых, перспективных. Если в глазах огоньки, значит работа в радость.

 

- Ваше предприятие переживало нелегкий период в 90-е. За счет чего выжили, не потеряли людей?

 

- Нас серьезно коснулась эта история, когда "великие ученые" посчитали, что рынок все расставит по своим местам. Это с одной стороны. С другой - директора оборонных предприятий, которые ждали когда снова будет оборонный заказ и не дождались. Для нас главное, что у нас творческий коллектив.  Второе - мы умудрились стать головной организацией по утилизации того, что мы создавали - вооружение ракетных войск стратегического назначения. Брались за одно, другое - наукоемкое, импортозамещающее. Ну а потом пришел Газпром, после развала Советского Союза, Сумское НПО осталось на Украине. Вяхирев стал искать ему замену, объехал предприятия, выпускающие авиадвигатели. По авантюрному предложению Пермтрансгаза, он обратился к "Искре".

 

(перерыв)

 

- Итак, "Газпром" вас спас.

 

- Да, утилизация и "Газпром". Помню, по утилизации даже референдум был. Я тогда сказал Трутневу, что, конечно, все проголосуют против. Но это же бюджет, решение многих проблем. Но он сказал, что референдум объявлен и он от своих слов отказываться не будет.

 

- А были экологические проблемы в реальности?

 

- Мы хотели утилизировать на экологически чистых стендах, на которых степень сгорания - 98%. Что касается "Газпрома", то и он нас спас и мы его - взаимно. Они дали инвестиции на разработку документации, в которой мы ничего не понимали сначала. Я сам съездил в Сумы к генеральному директору и попросил, в порядке технической помощи, документацию на 12 мегаватт. Он запросил миллион долларов. Я говорю - у нас и миллиона рублей-то нет. Хочу сказать, что когда мы, через два года сделали первый 12-мегаваттный агрегат, который сейчас стоит на ординской станции, он сначала не поверил. Спустя некоторое время он признался, что был восхищен тем, что мы сделали за два года то, что они делали 10 - 12 лет.

 

- Почему вы так смогли?

 

- Ум хорошо работает, когда жрать нечего. Или умрешь с голоду, или сделаешь. Коллектив у нас творческий и мы взялись за этот авантюрный проект.

 

- Это понятно, что когда отступать некуда, тогда подвиги и совершаются. Но, все-таки, почему этот шаг, эта рискованная затея стала возможной.

 

- Мы искали полезную для наших мозгов импортозамещающую наукоемкую продукцию. Ну кто мог оказаться заказчиком? - Или нефтяники, или газовики. У газовиков сложилось так, что они стараются заказывать отечественное оборудование, в отличие от нефтяников, которые предпочитают импортное.

 

- Я не один раз слышал отзывы промышленников о качестве подготовки кадров учебными заведениями. Чаще всего обвиняют в том, что готовят не тех, учат не тому, что приходится переучивать.

У вас есть возможность готовить тех и учить тому.

 

- Так сложилось, что я занимался творческой работой еще в институте. Когда создали кафедру в институте, ее возглавил Цирюльников - это наш главный конструктор. Я, уже третий год работая на предприятие, вышел с инициативой - создать лабораторию огневых испытаний. Меня приняли на работу, я стал преподавать в институте после трех лет работы на предприятии. Все, кого мы принимали на работу из других городов, рано или поздно уезжали обратно. Мы стали готовить свои кадры. У нас вначале была кафедра конструирования изделий, возглавлял ее Лавров Лев Николаевич. Когда он умер, ее возглавил я. Это был филиал кафедры при нашем предприятии. Смысл был в том, что их обучают преподаватели - работники нашего предприятия. Лекции читались теми специалистами, которые были наиболее подготовлены, которые умеют говорить. Есть у нас еще один завкафедрой - Иноземцев Александр Александрович, он по авиационным двигателям у нас.

 

- Вы же помните своих товарищей в ленинградском военмехе. Вы видите молодых людей того же возраста спустя десятилетия - в политехе. Я понимаю, что они разные, но, мозги одинаково кипят?

 

- По-моему, они не одинаковые. Мы работали и жили за идею. Даже не спрашивали какая зарплата. Сейчас они более меркантильны. У меня была дача в районе Кунгура, куда я долгие годы ездил на электричке. Мне спустя годы выделили "жигуль" третьей модели. Сейчас студенты ездят на машинах, умеют зарабатывать.

 

- Это говорит человек, который вытащил предприятие висящее на волоске, который договорился с Газпромом. И вы говорите, что не умеете зарабатывать? Да вы просто находились в тех условиях, когда это было необязательным.

 

- Да. И слово "карьера" тогда не имело такого важного значения. Сейчас они другие. Раньше мы каждый год, в первую субботу марта, собирались в Ленинграде. Обсуждали многие вопросы, в том числе и о студентах. Все отмечают, что ситуация меняется.

 

- Вы начинали инженером-конструктором, работали на предприятиях, которые сами создавали. Вы прожили разные периоды отношения общества к инженерам. Сейчас есть уважение, престиж у профессии? Есть пиитет? Инженер - конструктор - круто?

 

- Не могу сказать обо всех, но было очень престижно работать в оборонке. Не могу сказать, что сейчас это непристижно. Отношение восстанавливается.

 

- Политика государства изменилась?

 

- Изменилась форма собственности на ОАО. Это дало больше возможностей. "Газпром",

 например, не хочет работать с госпредприятиями. Они боялись, что если у нас появится хороший госзаказ, мы отодвинем их на второй план, поскольку госзаказ всегда выгоднее. Поэтому мы создали предприятие "Искра - Турбогаз" - общество, через которое шли заказы.

 

- Если говорить о будущем ваших предприятий, оно в какой сфере будет лежать в ближайшие 10 - 20 лет.

 

- Главное направление - защита отечества с использованием наших знаний, нашего опыта. Будем развивать направление ракетных двигателей для обороны, для космической отрасли. Что касается гражданской продукции, то мы востребованы благодаря нашим техническим возможностям, в частности, Газпромом. Важно, чтобы мы брались за то, что сегодня кажется нереальным. Только это позволит двигаться, быть в форме.

 

- Вы удостоены многих государственных и международных программ. Вы почетный гражданин Перми и Пермской области...

 

- Последнее - самое главное.

 

- Это я и хотел услышать. А какие награды вам наиболее дороги?

 

- Первую награду я получил, когда был начальником отдела. Мой отец был счастлив, что я так рано заслужил. Дважды меня выдвигали на звание героя России, но потом сказали - ты на амбразуру грудью не ложился... и рекомендовали орден "За заслуги перед отечеством" III степени. Он вручается лично президентом.  Мне его Путин вручал в 2000 году.

Но самая главная награда - это звание "Почетный гражданин Пермской области", когда еще Игумнов был.


Обсуждение
2544
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.