Верхний баннер
06:44 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Социум

06.10.2014 | 18:51
"Профессия учителя и университетского преподавателя на всех уровнях очень высоко ценится в Бангладеш", - Ашок Кумар Шаха

Ведущий: Олег Лысенко

Гость: Ашок Кумар Шаха, PhD, доцент департамента психологии Даккского университета, Бангладеш;

Александр Вихман, заместитель директора института психологии по работе с магистрантами и аспирантами, доцент,

кандидат психологических наук.

 

- Как принято обращаться человеку в Бангладеш во время беседы?

 

Кумар Шаха: - Мистер.

 

- Мистер Шаха, вам огромное спасибо за то, что согласились принять участие в нашей программе. Вы занимаетесь психологией и преподаете в университете. Какова цель вашего визита в Пермь.

 

"Профессия учителя и университетского преподавателя на всех уровнях очень высоко ценится в Бангладеш", - Ашок Кумар Шаха
"Профессия учителя и университетского преподавателя на всех уровнях очень высоко ценится в Бангладеш", - Ашок Кумар Шаха
Кумар Шаха: - Для меня большая честь быть здесь. Год назад мы с коллегами из Пермского педагогического университета начали программу сотрудничества между психологическими факультетами наших университетов. Это хороший шанс поделиться теми эмпирическими исследованиями, которые мы проводим и поделиться закономерностями, которые мы, благодаря этим исследованиям, открываем. Этот визит необходим, потому что это площадка, которая необходима для понимания специфики исследования в той или иной стране и чтобы наше сотрудничество не было абстракцией и приняло некие конкретные формы.

 

- Ваша страна как-то не на слуху у нас. Мне бы очень хотелось расспросить вас о стране, о ее специфике, но мы не успеем все осветить, поэтому, давайте остановимся на двух аспектах - на высшей школе и гуманитарных исследованиях. Скажите, как устроено высшее образование в Бангладеш.

 

Кумар Шаха: - Спасибо за интерес к Бангладеш. Наша система образования совмещает западный стиль и восточные традиции. Мы долгое время были английской колонией, многое в системе высшего образования перенято от Запада и в то же время это сочетается с восточными традициями. Есть учреждения, где преподавание ведется на английском языке, есть такие, где на бенгальском, есть заведения, где обучение ведется на разных языках. У нас 4 уровня образования. Первые 4 года - степень бакалавра, еще год - степень магистра со специализацией. Если учатся еще 2 года получают степень магистра философии. После этого они могут поступить в то, что у нас называется аспирантурой и получить степень PHD.

 

Александр Вихман: - Это британская система. Для нас это определенный шаблон, по которому мы можем понять, насколько мы, реформируя нашу систему образования, можем встроиться в европейскую систему. Мы видим, что у нас есть проблемы, которые нам мешают. Ну вот мы целую неделю обсуждали, каким образом мы можем сотрудничать.

 

- Правильно я понимаю, что и бенгальский и английский являются государственными языками?

 

Кумар Шаха: - Официальный язык бенгальский. Основная часть населения на английском не разговаривает.

 

- Это мне кажется очень интересным и дает определенное преимущество, когда в некоторых вузах идет преподавание на английском. Нам это тоже не помешало бы и дало бы больший доступ к мировым знаниям.

 

В России сейчас достаточно болезненный вопрос связан с социальным статусом преподавателей вузов. За последние десять лет проходили реформы, упали доходы преподавателей, высшее образование, в целом, находится в неком смятении. В вашей стране каков статус преподавателя, каков уровень его доходов по сравнению со средним?

 

Кумар Шаха: - Профессия учителя и университетского преподавателя на всех уровнях очень высоко ценится в Бангладеш. Они обладают высоким социальным статусом и пользуются уважением населения. Многие выпускники хотят остаться в университете в качестве преподавателей. Профессия университетского преподавателя соответствует зарплате чиновника среднего уровня. Тем не менее, многим преподавателям зарплаты не хватает. В соседней Индии зарплата в три раза выше и многие считают, что для учителей должна быть отдельная тарифная сетка и правительство это поддерживает. Важно учитывать, что университетский преподаватель по закону не имеет права получать дополнительный доход - подрабатывать по совместительству и доход от преподавания - это единственный доход. Хотя зарплата и равняется зарплате чиновника среднего уровня, по абсолютным показателям она не очень высока. Каждый преподаватель должен каждый год подтверждать свою квалификацию. Кроме того, собираются анкеты с отзывами студентов и других преподавателей, которые имеют прямое влияние на карьеру.

 

Александр Вихман: - Для индокитайского региона, где сейчас идет бурное развитие образования, характерна очень большая конкуренция среди преподавателей высшего образования. Если ты преподаватель университета - ты не случайный человек. Все работают, хотят работать и дорожат своим местом.

 

- Бангладеш - это очень молодая страна. Большинство населения можно отнести к молодежи. Какой процент выпускников школ поступает в вузы? У нас эти цифры почти сравнялись.

 

Кумар Шаха: - Ответ на этот вопрос сильно зависит от того, в какого рода образовательное учреждение поступает человек. Относительно легко поступить в большое количество государственных колледжей, разбросанных по стране. Сложнее поступить в один из централизованных государственных университетов. Поскольку образовательная среда в Бангладеш очень конкурентная, средний конкурс составляет 25 - 30 человек на место. Если человек поступает в университет, он старается всеми силами удержаться, поэтому процент поступающих на магистратуру близок к 100. Процент студентов-магистров, которые устраиваются на работу, высок. Опять же, важно, какого рода работу они находят. Очень высок процент тех, кто желает устроиться на государственную службу, поскольку, хотя зарплата как у преподавателя университета, но высокие возможности воспользоваться коррупциногенностью в стране и заработать на этом. Выбор №2 - оставаться в преподавательской сфере и выбор №3 - уходить в частные компании.

 

- Приятно сознавать, что некоторые невеселые вещи у нас похожи. Наша молодежь тоже стремится на государственные дожности.

 

Кумар Шаха: - Все большее количество молодых людей стараются получить образование за рубежом. При этом выбирают как восточные, так и западные страны.

 

- Скажите, сейчас в Бангладеш какие исследования в гуманитарной сфере наиболее популярны, перспективны, модны?

 

Кумар Шаха: - Это можно рассматривать с двух сторон. Если со стороны проблем, которые исследования призваны решить, то таких проблем множество - это и наркотики, и безработица, семейное насилие, насилие на улице и даже некоторые явления, которые характерны только для этой страны - это когда мужчины где-нибудь в общественных местах начинают распускать руки, а женщины, в силу традиций, не имеют права никак не это реагировать и должны смиренно себя вести. они никому этого не рассказывают и накапливается депрессия. Страна становится западной и этот переход тоже не всегда протекает гладко, что тоже требует решения.

 

Если смотреть не со стороны проблематики, в со стороны содержания самих исследований, то распространена семейная психология, психометрика - создание психологических тестов, организационная психология, закономерности принятия решения в группе и т.д.

 

Среди еще двух основных проблем, которые необходимо решать в ближайшее время - это детски труд и высокий уровень неграмотности.

 

- Основные проблемы - социальные, но при этом всегда интересен вопрос - кто финансирует науку, именно эмпирические исследования? Кто доминирует в финансировании - государство или какие-то частные фирмы и фонды?

 

Кумар Шаха: - Можно говорить о двух основных группах источников. В первой группе можно получить немножко меньше - это правительственные организации, прежде всего, министерства науки, образования и комитет по исследовательским грантам для вузов. Эти три организации являются грантодающими. Кроме того, если преподаватель занимается наукой, какой-то узкой тематикой, он всегда имеет возможность обратиться в министерство и попросить профинансировать его индивидуально, за рамками грантов. Второй источник финансирования, где можно получить немножко больше - это разного рода зарубежные организации, которые функционируют на территории Бангладеш. К ним относится Всемирный банк, огромное количество НКО, которые утверждаются на территории страны для решения различных проблем.

 

- Если говорить о пермских преподавателях, то грантами пользуются далеко не все и сами гранты не являются существенной статьей дохода в преподавательском сообществе.

 

Могут ли гранты составлять существенную часть дохода научных работников и преподавателей.?

 

Кумар Шаха: - Грантовые деньги небольшие. Зарплаты составляют ничтожную часть грантов. Гранты скорее оседают в карманах тех людей, которые помогают проводить исследования, например, студентов, которые ходят и проводят опросы. Что касается самих организаторов и руководителей, то они скорее делают это для повышения собственного статуса и из соображения внутренней мотивации. Пожалуй, ученый может надеяться на некоторый гонорар, если его нанимают зарубежные некоммерческие организации для проведения каких-то исследований.

 

- Правильно я понимаю, что частный бизнес развитие науки в Бангладеш не финансирует?

 

Кумар Шаха: - Бизнес не выделяет деньги на науку в Бангладеш. Более того, если говорить о точных науках, то в этих сферах еще можно надеяться на какие-то вливания из-за рубежа. В остальных сферах никакого финансирования со стороны бизнеса нет.

 

Я знаю, что между Россией и Бангладеш недавно был заключен договор о строительстве атомной электростанции, которая поможет решить наши проблемы с электроэнергией.

 

- Как вам понравилась Пермь и Росси в целом?

 

Кумар Шаха: - Прежде всего, выражаю признательность Российской федерации, за то, что в далеком 1971 году правительство вашей страны помогло Бангладеш в противостоянии с Пакистаном и помогло обрести независимость. Это не просто вежливость. Люди до сих пор помнят и испытывают чувство благодарности россиянам. Я поражен темпами развития, которые увидел в стране. При этом, видно много социальных и научных проблем, многие из которых похожи на те, с которыми мы сталкиваемся в Бангладеш. Мне комфортно в Перми. Неделю я провел в обществе пермских психологов, исследователей и сложилось впечатление что некоторые исследование, которые тут проводят, основаны на других парадигмах и философских предпосылках, поэтому их трудно понять. Но они оставляют впечатление глубоких и хорошо продуманных.

 

В будущем очень важно доводить результаты исследований до глобальной общественности, публикуя их на английском языке. Язык - это препятствие номер один для развития сотрудничества.

 

- Скажите об итогах вашего визита. Добились ли вы того, чего хотели?

 

Кумар Шаха: - Прежде всего впечатлил уровень интереса ко мне как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Не только ко мне лично, но и к стране. Вичит был очень насыщенным Я немного попреподавал - отвел несколько занятий. Возможностей сотрудничества между нашими странам, вузами очень много. Мы запланировали совместные публикации на английском языке. Среди наиболее вероятных дальнейших шагов для сотрудничества, мы обсуждали пока кратковременные обмены учеными. Также планируются совместные заявки на гранты. 

 


Обсуждение
2773
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.