Верхний баннер
11:54 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Социум

19.04.2014 | 22:00
"В Перми о творческих индустриях стали говорить недавно", - Анастасия Рицкова, студентка отделения культурологии педагогического университета

- Два события привлекли наше внимание на прошлой неделе. Первое событие – это заседание совета по культуре при губернаторе Пермского края, на котором обсуждался новый законопроект о культуре Пермского края. Второе событие – это мероприятие со странным названием «Гагарин-маркет». Что общего между этими двумя событиями? На совете по культуре были озвучены две основные позиции по тому, как относиться к культуре. Первая позиция – культура – это некая государственная отрасль (библиотеки, музеи и т.д.) Вторая – культура как некий инструмент общественного развития и под культурой понимается более широкое поле деятельности, включая бизнес, которое так или иначе с культурой согласуется. Большие, уважаемые люди собирались, обсуждали, какие-то данные приводились. Все понятно, да?

- То есть, культура – это театры и библиотеки или нечто большее.

- Упрощенно можно сказать и так. И буквально через несколько дней, в пустующем магазине «Модные люди» во второй раз, первый раз это было в бывшем кинотеатре «Искра», во второй раз некие молодые люди организуют действие, которое с трудом поддается определению – что это было. На протяжении двух дней в этом помещении проводится мастер-класс, читаются лекции, продаются какие-то предметы, в основном hand make, какие-то там обсуждаются винтаж, варится кофе, какао и чай в большом количестве. Люди приходят и уходят, что-то покупают. Есть входной билет. 150 рублей нужно платить. И происходит нечто, что к культуре отношения не имеет, с одной стороны, с другой стороны, происходит по абсолютно частной инициативе. И вот как раз это второе событие – пример культуры в расширительном значении. И чтобы сегодня поговорить об этом, мы пригласили интересную девушку, Анастасию Рицкову, которая как раз занимается темой под названием «Креативные индустрии».

– Здравствуйте.

- Итак, начнем. Когда мы обсуждаем культурную революцию, ее последствия, мы помним, что там много говорилось о креативном классе, креативных индустриях, что это перспективно и прочее. Однако, слово еще не вошло в широкий обиход. Что такое «творческие индустрии»?

– Все-таки не креативные, а творческие. Это определение, которое дало правительство Великобритании в 98 году. Не буду углубляться и давить терминологией, думаю, что не стоит, но если говорить упрощенно, то это творческий бизнес, творческие идеи, на которых можно зарабатывать деньги, получить самоудовлетворение. Самое важное – это то, что в основе лежит творческая идея.

- Примеры.

– Ну, допустим, мне кажется, что весь дизайнерский бизнес, неважно, промышленный дизайн или графический дизайн – это пример творческой индустрии. Магазин Пиотровский – это тоже пример творческой индустрии. Можно даже ресторанный бизнес, смотря с каким подходом они подходят к клиентам, какое у них меню и какую они идеологию преследуют, тоже можно назвать творческой индустрией. На самом деле, к творческим индустриям относится 13 секторов. Они охватывают довольно вообще большой круг.

 - Ну и компьютерные игры…

-  И компьютерные игры тоже относятся.

- Вообще, программное обеспечение. Искусство. Исполнительские, например. Кончерты – это пример творческой индустрии?

– Да.

- Они же зарабатывают деньги и зарабатывают при этом на творчестве.

- У меня вопрос. Настя, скажите, пожалуйста, вот в 1911 году был такой Генри Форд. Он выдыинул идею собирать автомобили на конвейере.

- Новаторская идея.

- Новаторская. Она творческая?

– Безусловно.

- А вот я бы не согласился.

- Тогда у нас все грани стираются.

– Я бы опровергла.

- Хорошо, давайте сперва мнение Насти

– Не помню у кого читала, но о креативных индустриях на Западе говорят достаточно давно и один из исследователей приводил пример, как такое может быть сделано на коленке. Творческие индустрии и вот как раз про Генри Форда был пример о том, как он первым изобрел, придумал вот этот вот конвейер. И он отмечал, что потом японские заводя в технологиях позже использовали эту модель. Она у них немного переработалась, они добавили какие-то свои новаторские идеи и преуспели.

- Настя, но ведь после того, как Форд придумал это, это широко растиражировалось и воспринимается как клише. Все-таки, креативная индустрия – это идея, которая позволяет зарабатывать деньги.

- Понимаете, тогда у нас, действительно, все грани стираются, и происходит просто умножение понятий. Есть, например, такой термин, как, извините за пошлость, инновационная экономика. Поглощается ли тогда, при таком определении, понятие «креативные технологии» понятием «инновационные технологии» или этим, как его, венчурным сектором в экономике? Все-таки тут водораздел, мне кажется, лежит, мне кажется, опять-таки в термине «культура». То есть творчество, с точки зрения не просто продуцирования идей технологических, а норм и ценностей.

- Отлично! Настя, что скажете по этому поводу?

– Ну я соглашусь с тем, что конечно нужно разделять бизнес, который зарабатывает непосредственно на технологиях, именно технологический бизнес…

- Купил лицензию, купил патент и гонишь.

– Да, это нужно различать.

- А второе?

– А второе – это бизнес, который, может быть, как-то и относится к культуре, я согласна.

- А второе – это бизнес, в основе которого лежит идея и эту идею каждый раз надо обновлять.

- Эта идея в ценностной сфере лежит какой-то.

- То есть и не книжная, для того, чтобы заработать деньги, а книжная с большой миссией, например, как Пиотровский, двигать ту литературу, которая, в принципе, нигде не доступна, которая рассчитана на преподавателей ВУЗов, на активных людей, на любителей альтернативной литературы и прочее. Вот это ты имеешь в виду?

- Да. Или, например, я устраиваю какое-нибудь театральное мероприятие, которое некий переворот мировоззренческий, может… Грубо говоря, я красных человечков сажаю на крышу, пытаясь устроить разрыв шаблона пермскому обывателю. Креативная индустрия?

– Красные человечки – не индустрия.

- Потому что денежек не зарабатываю. Я сейчас хочу просто определить понятие с другой стороны. Что за идеи? Мы говорим, чтобы, все-таки, от конвейерных технологий нам отойти. Чтобы это понятие не растворялось. Грубо говоря, это производство идей в понимании ценностей каких-то новых, но еще при этом на них зарабатываем денежку. Ну, например, если бы на просмотр красных человечков сходились бы люди и при этом платили бы деньги, вот это тогда бы полностью подошло под наше.

- Да, частный музей современного искусства, которых на самом деле, достаточно…

– Музей советского наива…

-   Галерея…

 - Музей советского наива, например.

- Он, по-моему, бесплатный, поэтому в индустрию его вряд ли записать.

- А мог бы быть вполне платным.

- Для того, чтобы это было понятно, Анастасия, вы же были на этом самом «Гагарин-маркете»?

– На «Гагарин-маркете» была, да.

- В двух словах, что это такое было?

– Это была площадка. Туда приглашали людей, которые продавали свои продукты, не только пермских, но и московских. В основном продавали вещи, связанные с дизайнерской одеждой, с украшениями, делали, кстати, стрижки. У нас есть группа ребят, называются они «Борис и бритва», которые открыли мужское общество, где можно постричься, подстричь бороды и похожая компания, но московская, правда, приезжала. Продавали какие-то бабочки, варили кофе и была организована площадка для мастер-класса. Там же можно было посидеть с друзьями, поиграть в настольные игры. Это было бесплатно.

- То есть антикафе такое

– Антикафе.

- Вмонтировано туда.

– Да. Было все достаточно удобно и возможно, как мне показалось, достаточно небольшим пермским начинающим кампаниям типа «Юникстора» или ребят , я не помню как они называются, но они вырезают таблички для свадеб. Такие красивые. Это была своеобразная реклама, возможность о себе заявить. Клиент, на которого они рассчитывали, все непосредственные их потребители там были.

- Собрались люди, которых можно отнести к микробизнесу, индивидуальные предприниматели, в массе своей. Неважно, формально оформленные или неформально оформленные. Свободные художники, которые собираются зарабатывать на своих идеях, на своих талантах, на своих способностях.

- Отлично. Вот это в качестве творческой индустрии подходит?

- Художественное творчество.

- Не обязательно. Хорошо. А те, кто сочиняет компьютерные игры к художественному творчеству, вроде бы, не относятся. Тоже не будет отрицать творчество. Или вообще софт делают компьютерный.

– Компьютерные игры – как не творчество. Это же все отрисовывается. Это же работается с графическими программами. Это все творчество.

- Чуть шире, чем просто художество.

– Да. Но относить творческую индустрию только к художественному творчеству – это не совсем…

- Конечно. Шире.

- А вот в компьютерных играх что творческое?

- Да.

- Придумать идею игры.

– Разработать.

- Персонажей. Нарисовать.

- А программирование?

– Программирование - тоже творчество, мне кажется, безусловно.

- Как раз программирование и есть инструмент творчества. Для того, чтобы эта игра заработала, я так своим дилетантским образованием могу это…

- Пару командных строк надо написать, я думаю.

- Да уж не пару, я подозреваю. Дело серьезнее (смеются).

- Хорошо, Настя, сколько людей посетили этот самый «Гагарин-маркет»?

– Я только что созванивалась с кофейней «Cup by cuр», которая там продавала кофе, они сказали, что по их подсчетам у них купили напитки около 600 человек, но они мне сказали, что было намного больше. То есть точно о тысяче мы можем. Была тысяча и более, до полутора, я думаю, за выходные.

- Что интересно, это событие широко не рекламировалось. Я, во всяком случае, на традиционных рекламных носителях – в эфире, телеэфире, в газетах, я лично не видел. Как эти люди все нашли? Нюхом, что ли, почуяли?

– Нет. Во-первых нужно сказать, что ориентирован «Гагарин-Маркет» на определенного покупателя, на определенную аудиторию – на молодых людей я думаю что до 35 лет. Лично у меня там было огромное количество знакомых. Лично мне кажется, что это сарафанное радио. Не помню откуда я узнала, что «Гагаррин-маркет» будет в выходные.

- Частный фестиваль такой.

– Частный фестивальчик. На самом деле, реклама была. Я точно помню, что по радио где-то говорили…

- В сетях.

– В сетях – разумеется. Меня вообще бесконечно спамили приглашениями о том, что «Гагарин-Маркет» будет. Многие делали себе репосты на стенку. Я думаю, что та аудитория, на которую они рассчитывали, она вся пришла к ним. Ну как вся… Те люди, которые могут что-то купить.

- Итак, вот этот самый «Гагарин-маркет» - это явный индикатор того, что у нас есть какое-то количество людей, которые занимаются этими самыми творческими индустриями и есть определенный слой потребителей этих творческих индустрий.

А теперь, Настя, предлагаю непосредственно перейти к вашему исследованию. Ы исследовали эти самые творческие индустрии с социологической точки зрения. Шире, чем просто единичный случай одного небольшого частного то ли фестивальчика, то ли магазинчика. Так или не так?

– Ну да. Я бы сказала, что я еще исследую и веду подготовку, поэтому еще выводы у меня окончательно не сделаны и не все интервью еще интерпретированы… ну я уже немного заскочила вперед…

- Нормально, нормально.

– Провожу исследования (смеется).

- Методы, люди, их количество. Что делаете?

– Во-первых, проштудировала достаточное количество литературы, посмотрела, точнее – еще смотрю, потому что я поняла, что достаточно много европейских документов, европейский опыт, чтобы понимать, как это происходит у них. Потом, смотрела связанно с тем, что у нас достаточно жесткая централизация, все, что происходит в Москве, потому что Москва о творческих индустриях говорит давно. У нас об этом говорить стали недавно и в том году мы проводили исследования, связанные с креативным классом. Креативщики, которые, как мне казалось.. я основывалась на теории Ричарда Флорида, которых я опрашивала, по его индикаторам они себя не осознавали как креативный класс. Сейчас же я собрала порядка около 10 – 12 интервью, еще несколько интервью у меня есть на следующей неделе, это как раз уже ребята, которые уже открыли какой-то свой творческий бизнес, они уже вполне говорят о себе как о творческой индустрии, как о представителях креативного класса.

- То есть они себя уже маркировали, отнесли к какой-то группе людей.

- Ну что, значит, социальное явление состоялось.

- Ой, коллеги… Несколько лет назад разговор у меня состоялся с одним студентом. Стоял он весь из себя такой креативный и говорил мне, что вот невостребованы креативные люди в Перми. Это, говорит, и есть моя сильная сторона. Я у него спрашиваю, примерчик приведи, пожалуйста. А он мне и говорит человеческим голосом: « Видел я недавно по телевизору, - неплохое начало, да, для креативного человека, - видел я недавно по телевизору идею мыла ручной работы. Мыльная основа стоит три копейки, продается это все за совершенно бешеные деньги». Я, говорит, пошел в ЦУМ, чтобы мне там площадь какую-нибудь выделили. Площадь ему там не выделили, а, значит, отправили куда подальше. После этого захожу, говорит, через месяц, а там такое дело уже работает. Украли идею!

- И что? К чему ты это?

- Не являются ли люди, осознающие себя креэйторами… нет ли угрозы того, что самооценка людей немножко отличается от реального положения вещей?

- Иначе говоря, вы опрашивали людей, которые реально занимаются?

- У них успехи какие-то есть финансовые? Кто были люди, с которыми вы беседовали?

– Конечно. Безусловно. В первую очередь я поговорила с ребятами из аптеки Бартминского, это магазин Пиотровский сейчас. Систерс-бар – это бывший арбузный сахар, с образовательным проектом Море. Вчера разговаривала с магазином Юникстор…

- Можно даже не обязательно называть…

– Они все достаточно успешные, получают прибыль. Но есть такой момент – когда мы говорим о прибыли, они говорят, что денег хватает для того, чтобы оплатить аренду, заплатить своим работникам… Это, кстати, важно, потому что они расширились до того, чтобы нанимать работников. Магазин Юникстор – они открыли еще один магазин. И…

- Так. А с кем еще беседовали? Кроме вот этих каких-то магазинов. Креативные, творческие индустрии где еще есть?

– С дизайнерами, например, с архитекторами, с художниками я разговаривала.

- Компьютерщики были?

– Компьютерщики еще будут.

- На подходе, да? То есть, это все люди, которые ведут какой-то реальный бизнес. Это не те, которые думают и мечтают. Хорошо. Ну и что объединяет всех этих людей?

– Мне кажется, в первую очередь, это их подход к бизнесу. То есть, бизнес не ради того, чтобы зарабатывать деньги, а бизнес ради того, чтобы развивать город, развивать людей, помогать как-то людям, направлять их на определенный путь. Они все говорят о какой-то своей идеологии. Они говорят, что конечно очень важно, что мы получаем деньги, но даже если этого дохода не хватает зачастую – это не повод для того, чтобы мы сворачивались.

- Вот-вот-вот! Это то, о чем ты говорил, Константин. То есть, идея, впереди ценность продукта.

- Да нет. Здесь, скорее всего, несколько другой момент. Мотивация у этих людей, в первую очередь – самореализация через идею. Они таким образом свою самооценку повышают. «Мы не деньги пришли зарабатывать, мы что-то новое несем».  Кстати, именно так деньги и зарабатывыаются. Те, кто тупо хочет заработать денег, по-моему, мало что у таких людей получается.

- Одно отличие. Дальше. Чем они отличаются от обычных предпринимателей?

- Выпендрежники они все. Хипстеры.

– Ну вообще, от обычного предпринимателя… Много ведь чем занимаются. Они стараются, даже если бизнес не совсем творческий, какую-то творческую идею туда внести. Даже подход к оформлению своего пространства. Практически все они задумываются о том, какие мероприятия необходимо проводить на своей базе. Это тоже очень важно.

- Вот то упомянутое уже такое явление, как антикафе. Это тоже пример той самой творческой индустрии или нет? Идея есть. Дополнительная социальная нагрузка есть – если кафе приглашает познакомиться с кошками, так оно еще и занимается их пристройством в добрые руки. Так? При все том, это уже в само название заложено – мы не обычное кафе, где люди платят за еду, тут люди платят за время, проведенное там, получая чай-кофе бесплатно. Идея такая. Вот это есть?

– Да.

- Есть.

- Настя, меня два вопроса интересуют: Первый – насколько эти технологии у нас в городе развиваются? Что препятствует и что способствует их развитию? И второй вопрос – а каково культурное значение всех вот этих мероприятий. Как они меняют людей в городе Перми?

Перерыв

– Я бы сослалась на европейский опыт. В Великобритании творческие индустрии госудаство поддерживает. У них это закреплено на государственном уровне и они обеспечивают практически 80% рабочих мест и вообще огромный денежный потенциал Великобритании и Европы в целом. Америка тоже говорит о том, что творческая индустрия приносит очень большую прибыль.

Во-первых, поддержка государства – это, все-таки, определенно точно. Кстати, может быть последствия культурного проекта, новаторская политика в Перми как-то подтолкнула к тому, чтобы люди начали проявлять какие-то инициативы.

- Сазу хочу сказать – поддержка государства в каком плане? Государство денег дает?

– В Великобритании – да.

- А у нас?

- Подождите, если у них прибыль, зачем государство дает деньги?

– Подождите. То есть государство дает деньги, поддерживает. Если вам нужно снять какое-то помещение, вам, наверное, помогут.

- В плане стартового.

– Да, в плане стартового.

- То есть, какие-то бизнес-инкубаторы, бизнес-ульи, площадки. Скорее всего, это не прямая финансовая помощь. Создание каких-то условий. Может быть, обучение.

– Да.

- Так, продолжаем…

– Способствуют развитию. Вообще, мне кажется, самосознание людей, образование… Мне кажется, что большинство креативного бизнеса создается молодыми людьми, возможно, даже студенческого возраста. Это очень важно. В студентах закладывают какие-то профессиональные навыки, желание как-то самореализоваться. И вообще, какой-то, может быть, современный город задает темп для преобразования, для каких-то новых идей. Городу хочется по-другому выглядеть, людям хочется нечто нового там, где можно расслабиться, где можно новому научиться, удивиться.

- Можно ли сказать, что, жив в этой культурной среде, человек сам, под ее влиянием, тоже становится немножко креативным.

– Мне кажется, что да. Разумеется.

- Ну вот когда мы говорим отличие пермских творческих индустрий от московских и, тем более, зарубежных, да? Анастасия как-то уже сказала, что по интервью в большинстве случаев так получается, что зарабатывают не так чтобы много. Почему? Я тоже читал эти работы. Британский совет по культуре говорит, что если в банковский сфере, в недвижимости прирост 4%, то творческая сфера дает 8% в год. Самый бурно развивающийся сектор экономики. У нас-то почему пока такого не происходит?

– Ну понимаете, во-первых, у нас традиционно остается понимание культуры как музей, театр, библиотека, то есть, ничего новаторского…

- Для большинства

– Для большинства, да. Мне кажется, что это так. Во всяком случае так оставалось до ближайшего времени. Даже те же музеи, мы сейчас видим, даже художественная галерея – они сейчас развиваются, уходят вперед, придумывают какие-то новые проекты и пытаются как-то изменить себя внутри.

- Вот как раз давайте мы выходим на тему, как творческие индустрии влияют на социум. Как социолог социологу. 

– Самое важное для развития городов – это люди.

- Да, приток людей, воспроизводство людей

– Мне кажется, в первую очередь для Перми большое значение носит то, что молодые специалисты отсюда не уезжают, а может быть даже приезжают, возвращаются.

- Есть такие примеры?

– У меня есть несколько интервьюируемых, которые учились или работали в Москве. Они специально возвращаются в Пермь, чтобы именно здесь открыть что-то свое новое.

- Почему?

– Возможно, потому что тут проще, чем в столице это сделать. И они все говорят, что город хочется развивать. Хотят как-то влиять на город, на людей.

- То есть они еще и такие патриоты.

- Да нет. Они культурными героями хотят стать. Это нормально.

- Это хорошо.

- Патриотизм в таком варианте мне очень нравится.

- Хорошо, то есть, миграционные потоки меняются.

– Да, и это очень важно. Второе – это создание рабочих мест. Если творческая индустрия, творческий кластер дает достаточное количество рабочих мест, с  хорошей зарплатой, возможностью самореализации, гибким графиком и прочими важными условиями, что важно для креативщиков.

- В Перми или в целом?

– И в Перми, и в целом. Я бы не сказала, что в Перми это в масштабном плане, глобальном. Они еще у нас очень маленькие, новорожденные. Они только появились и делают первые шаги. Но, мне кажется, когда ты открылся и даешь рабочие места пяти специалистам, это очень важно.

- Причем, пять рабочих мест не на тупую, однообразную работу…

– Да, где ты можешь развиваться.

- Маленькая компьютерная фирма, маленькое рекламное агентство.

- Все-таки, коллеги, самое существенное последствие развития такой индустрии – это уменьшение доли гопников в среде городского населения.

- Как это влияет на изменение поведения самих горожан?

– Все проводимые мероприятия нацелены на развитие. Я довольно часто хожу на мероприятия и каждый раз вижу все больше новых лиц.

- Кто эти лица, откуда они?

– В основном это студенты и люди до 35 лет. Хотя, недавно было одно философское мероприятие, где было много довольно взрослых людей. Приходили даже лекторы из госуниверситета.

- А что это было за мероприятие?

– Это в аптеке Бартминского проводилось.

- Там часто приглашают ученых выступать, что для книжного магазина – стратегия интересная и не самая традиционная.

– Они определяют себя не как простой книжный магазин.

- Ну да. Это явление, которое выходит за привычные рамки. Магазины, лаборатории. Итак, привлекают все большее количество людей. Ну и что эти люди оттуда выносят? Какие новые ценности?

– Если судить по мне, то мне кажется, что я очень сильно выросла за последние несколько лет. В первую очередь – это тяга к знаниям, к качественному самообразованию, к профессиональной ориентации. Я пришла к тому, что мне тоже хочется открыть что-то свое, полезное.

- Такое воспитание инициативы. Положительный пример.

– Ну да.

- У тебя, вместо тупого выбора между большой корпорацией и бюджетным учреждением открывается какой-то третий путь.

- Есть и негативные последствия – если такой человек придет в большую корпорацию, он там не выживет. Креативный тип поведения в больших корпорациях не приветствуется.

– Но есть корпорации, связанные с компьютерными технологиями. Та же корпорация Google. У них все устроено так, чтобы креативный человек чувствовал себя комфортно.

- То есть, они меняют и корпорации.

- Ты знаешь, бывая в крупных корпорациях я сталкивался с таким явлением: бегают работники корпорации по коридору. Все в дресс-коде, как положено. И тут, вдруг, из-за угла выплывает некий такой человек см видом сумасшедшего компьюторщика…

- Так он программист.

- Да, он программист, но он же внутри корпорации. (смеются) Островок свободы. Я помню, как одна крупная Пермская корпорация – флагман индустрии всероссийского масштаба с международными филиалами, долго решала, разрешать ли ходить сотрудникам на работе в тапочках или нет. Это показывает, что, все-таки, эти жесткие корпоративные рамки размываются.

Хорошо, продолжаем. Вот люди образовываются, становятся более знающими, инициативными. Какое они оказывают влияние на существующие культурные институции?

-Например, Олег?

- Например, появление креативных индустрий сказывается на работе музеев, библиотек, театров?

– Они в последнее время активно сотрудничают с творческими индустриями. Появляется много проектов даже от государственных музеев, для разных категорий потребителей. Музеи ставят перед собой задачу выходить на новый, европейский уровень – когда это не просто музей, а целый культурный институт, куда ты приходишь не только за знаниями, а еще и отдохнуть… отпраздновать день рождения.

-Тут, наверное, рад наших радиослушателей возмутится, особенно те, кто помнит сплетни про первого секретаря Ленинградского обкома Романова, о котором ходили слухи, что свадьбу своей дочери он праздновал в Эрмитаже и там перебили екатерининский сервиз, к чертовой матери. Так что, про дни рождения в музее.

– Кстати, свадьбы тоже проводятся в музеях, регистрации. Все очень регламентировано и аккуратно.

- В конце концов, ночь в музее же проводится. Не будем же мы отрицать, что ночи в музее меняют имидж музея?

– Если вернуться к другим культурным институциям – библиотекам, музеям… вы же видите, как они меняются в корне. Они меняют и свой внешний облик, меняют свои репертуары, подход к потребителю. В Перми это произошло совсем недавно.

- Еще вот такое соображение: Насколько широк рынок для этих индустрий? Давайте нарисуем портрет потребителя этих услуг. Это молодые люди, студенты, которые отличаются тем, что обладают досугом. Они не очень замордованы на работе. У них есть деньги, чтобы приобретать hand-made – штучки.  

- Не совсем так. У этих услуг гораздо более широкий круг потребителей. Многие серьезные компании нуждаются в нестандартном, неформальном подходе к рекламе, например.

 - На да. Это работает не только на какой-то узкий круг хипстеров. Я согласен с тем, что креативные индустрии не нужны человеку, который занят монотонной работой, который предпочитает проводить время в рамках своего микрорайона, который выстроил свою жизнь: работа – квартира, дача. Но в целом, думаю, что четверть, треть так или иначе сюда могут быть втянуты.

- Настя, вы поняли какая глава в вашем исследовании будет следующей? Запишите.

– Обязательно. Я, кстати, согласна насчет крупных корпораций. Дизайн – это же не только реклама. Бывает промышленный дизайн. Это огромные творческие индустрии. В Британии в 2011 году провели подсчет. Там были огромные суммы которые принесли творческие индустрии. И половина этой суммы вышла на дизайн.

- А что касается компьютерных программ – это же вообще…

- У меня есть старая идея – оформить мой родной политех, фасад, в стиле стим-панка. Чтобы рычаги какие-то двигались, шестеренки крутились, поршни ходили, а на крыше стояли два стальных шара и между ними молния проскакивала. Понимаете степень нереализуемости этого проекта?

- Но если креативные индустрии будут разваваться, рамки возможностей расширятся, если они увидят и поймут, что это привлечет дополнительных студентов…

 - И давайте перейдем к самой последней теме: Что нужно сделать в Перми, чтобы креативные индустрии процветали и стали более серьезным сегментом нашей жизни?

– Они, безусловно, будут развиваться. Вопрос скорее в степени развития, насколько быстро они будут развиваться. Здесь очень важна поддержка со стороны государства.

- В чем.

– Ну вот те же старт-апы, про которые мы говорим, может быть на начальных порах, почему бы не помочь таким бизнесам, таким молодым людям . Вообще-то я думаю, что в материальном плане вопрос не стоит. Они же сами должны приносить доход.

- Ну да, если с ложечки кормить, сам никогда не научится.

- И мы начали с того, что это тот сектор, который без государства развивается.

- Да, и это очень важно. Государство – это дело такое. Все преподаватели согласятся, что сейчас в образовании полный дурдом. Дурацкие стандарты. Один преподаватель хорошо сказал: а кто хотел, чтобы государство уделяло больше внимания образованию? Вот и дождались. Уделило. Так что, лучше, может быть, как-то без него. А частные инвесторы помогают?

– Тем, с кем я разговаривала – нет.

- Пока еще себя не настолько зарекомендовали. Хотя в некоторых сегментах речь уже идет о серьезом бизнесе.

Осталось буквально несколько минут. Мы начали с совета по культуре при губернаторе.  С двух концепций этого закона. Может быть было бы логично закончить тем, что если концепция будет развернута в сторону более широкого понятия – когда минкульт определит для себя, что все креативные индустрии – это зона их ответственности, может это и будет то самое внимание со стороны государства, которое поспособствует.

- Маленькое уточнение: когда государство поймет, что это зона, в которую ему лезть ни в коем случае нельзя.

- Помогать, но не контролировать.


Обсуждение
1838
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.