Верхний баннер
05:55 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Погружение

19.11.2014 | 14:05
Погружение в «Песни в пустоту» рок-музыки 1990-х: «Новые дворники, сторожа и кочегары»

Сегодня совершаем «Погружение» в книгу «Песни в пустоту». Это документальная журналистика о российской рок-музыке 1990-х – точнее, о тех ее героях, про которых книг в основном еще не писали. Авторы – два известных музыкальных критика, Александр Горбачев и Илья Зинин.

Книга писалась, с перерывами, около 8 лет. Авторы на свой страх и риск выбрали музыкантов, не собиравших стадионы и мало интересовавших масс-медиа, но популярных в подполье и по “сарафанному радио, в  провинциальных городах и самодостаточных питерских клубах. Герои «Песен в пустоту» – это эксцентричный лидер группы «Химера» Эдик Старков, трогательный хипповый бард Веня Дркин, знаменитый ныне рок-поэт Леха Никонов, панки-интеллектуалы Борис Усов и группа «Соломенные еноты», лидеры московской индастриал-волны «Собаки табака» и хардкорщик Андрей Машнин. Кто-то из них доселе известен, кто-то почти забыт. Некоторые были похоронены в 1990-х, некоторые "вышли наверх и разбрелись кто куда". Набор героев выглядит разномастным (казалось бы, что общего у «Собак табака» с Дркиным?), но два базовых сходства уловить можно. Во-первых, это контркультурность, порой нарочитая, порой естественная; во-вторых, каждый из музыкантов по-своему пытался противостоять наступившей в 1990-х тотальной дезориентации, которая сменила вектор борьбы за свободу 1980-х.

Структура «Песен в пустоту» - это вербатим, документальная пьеса плюс авторские отступления - по абзацу-два, как бы перехватывая друг у друга микрофон, о клубах и музыкантах говорят люди, среди которых изредка попадаются персоны первых рядов рок-музыки девяностых – отец-основатель группы «АукцЫон» Леонид Федоров, бывший виолончелист «Аквариума» и создатель клуба «Там-Там» Сева Гаккель, саунд-продюсер Андрей Алякринский… Голоса ушедших звучат фрагментами старых интервью, а Зинин и Горбачев вплетают анализ творчества героев в контекст эпохи авторскими вставками.

Фрагменты удачно подогнаны друг к другу, и мы следим с разных ракурсов за безумной эпической дракой на концерте «Соломенных енотов», расцвете и закрытии эпатажной телепередачи «Дрёма», метаниях Вени Дркина перед безуспешной попыткой штурма Москвы. Впрочем, даже это вторично по сравнению с музыкой – авторам удалось добиваться от своих собеседников очень интересных образов и характеристик каждого из героев. При этом, они не забывают сбивать пафос, чтобы Эдик Старков из «Химеры» не превращался безоговорочно в русского Курта Кобейна, а «Еноты» не затмевали собой гремевшую тогда «Гражданскую оборону».

Авторы и издатели позиционируют «Песни в пустоту» как заполнение некого пробела в истории рок-музыки 1990-х, как дань справедливости. Это им определенно удалось - портреты получились сочными и выпуклыми. Самые сильные и любопытные главы – про тех, кто действительно не становился героем книг, то есть самая середка. Несколько хуже выглядят первая и последняя, необходимые для композиции, но куда более вторичные - про зарождение музыкальных клубов в 1990-х и «Последние танки в Париже» с Лехой Никоновым – но эти явления и так не обделены вниманием. И, конечно, читать книгу можно с любой из 7 глав. Если подводить черту под этими портретами ярких и талантливых маргиналов в рок-музыке 1990-х, то это будет фраза «Осознанное поражение – уже победа».


Обсуждение
3643
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.