Верхний баннер
12:30 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Погружение

21.04.2013 | 22:00
Погружение: постскриптум. Фильм "Легенда №17"
Теги: кино

- Как же у вас просто всё. Я так не могу...
- Ну, можете или не можете – это ж вам решать.

 

В прошлый раз фильм «Легенда №17» (6+) стала для нас поводом для того, чтобы посмотреть ленту «Чудо» с Куртом Расселом и послушать песни про «мужество отчаянных парней».

Сегодня разбираем кинокартину Никиты Лебедева непосредственно. Фильм повествует о легендарном хоккеисте Валерии Харламове (Данила Козловский). Впрочем, нет, скорее, даже не о нём, а о легенде о хоккеисте. Как и ожидалось, историческая точность была принесена в жертву сюжету. История - скомпилирована и переупакована. В итоге «Легенда №17» – это фильм не столько про советский хоккей, не столько про Харламова и Тарасова (Олег Меньшиков), не столько про Суперсесию СССР – Канада, не столько про «совковую» номенклатуру. Это фильм про команду, про Учителя с большой буквы, про преодоление, победу и обретение внутренней свободы.

 

Не ходите!

- Наш хоккей уважают во всём мире!
- Не уважают, а боятся...

На протяжении всего фильма я пребывала в полнейшем недоумении насчёт того, что же буду писать в обзоре. Мне-то хотелось написать просто: «Да отличный фильм, сходите и посмотрите». Вот только под конец всё-таки получилось как в анекдоте про Чапаева: хороший фильм, но есть один нюанс. И речь не об исторических несоответствиях, их я даже не буду перечислять, тут уж личное дело каждого – прощать такие несоответствия художественному кинематографу или не прощать.

Меня более всего смутил всё же финал и та самая легендарная суперсерия СССР – Канада. Тут явный перебор в красках, и он несколько смазывает общее впечатление. Инфернальный Тарасов, дирижирующий командой на игре Суперсерии удалённо, из двора собственного дома. Лубочный канадский тренер, настраивающий команду в перерыве: это - не просто матч, это - война. Карикатурные канадцы... И не так важно, что именно такими они и были в реальности – лохматыми бизонами, жующими жвачку – всё равно гипербола вышла. Для тех, кто не понял сравнения с буйволами, режиссёр рифмует хоккей с корридой, вставляя поперёк матча кадры из испанского Энсьерро. И от этих лобовых метафор становится совсем уж неловко.

Надо сказать, что хвалебных отзывов на «Легенду» значительно больше, чем критических. Но в последних критики награждают фильм уж очень суровыми и хлёсткими эпитетами: «лубочный байопик», «сахарная фактура», «неряшливый по отношению к бессмертному наследию продукт», «претенциозная попытка создания новой российской спортивной драмы», «лакокрасочная поделка», «госпропаганда»... Я лично не присоединяюсь ко всем этим оценкам, но вы – знайте об их существовании.

 

Идём в кино!

Кончилось время этих сталинистов, кончилось!
Ну, насчёт Сталина ты там, в Спорткомитете не говори...

 

Одно из сравнений, которое встречается в рецензиях на фильм – сравнение с кинокартиной «Властелин колец». Маг и чародей со своей волшебной палочкой-прутиком – это, конечно, Тарасов. Кольцо-искуситель – это фотография канадской команды, на которой написана сумма в миллион долларов, предложенная Харламову за переход к канадцам. Выписанный без полутонов звероподобный образ канадских хоккеистов – это гоблины. Понятно, что отсылы к толкиновским персонажам притянуты за уши, но тому есть причина. «Властелин колец» - это повествование о добре и зле без полутонов. «Легенда №17» также прямолинейно сводит неоднозначных личностей к простейшим архетипам рыцарей и злодеев.

Впрочем, лично я в этом упрощении не усматриваю ничего дурного. А как без идеализации? На протяжении всей истории человечества идеалы именно так и творились - стиркой с отбеливателем, вымарыванием, выпячиванием достоинств, за которые возможно прощение мелких и крупных грехов. Без таких вот, искусственных, мифических, гладких, подчас почти мраморных образов не очень-то и понятно, как вообще маячки расставлять и ориентиры намечать. Я, конечно, не о фальсификации истории, которая и вредна, и опасна, пусть ровно также неизбежна. Я о создании Героев, без которых человечеству невмоготу.

Пожалуй, вы можете спросить: отчего герой советский? Пожалуй, сами себе можете ответить: потому что в наше время героев дефицит / потому что это попытка романтизировать советское прошлое (нужное подчеркнуть, зависит от политической и идеологической ориентации). Ну а я вас тогда поздравлю с чудесным новым штампиком в сознании.

Нас в 2013 году ждёт, как минимум, ещё два отечественных фильма, основанных на советском прошлом: «Сталинград» Бондарчука и «Гагарин» Пархоменко. Давайте попробуем в этом кинематографическом поиске цементного материала зачеркнуть четыре буквы «СССР» и заменить их любым словосочетанием, означающим обширную территорию от Норвегии до Северной Кореи. Давайте просто откажемся от поиска идеологических подтекстов и поймём одну простую вещь: в нашем времени (нашем – то есть совпадающем с моментом текущей жизни) героя найти невозможно в принципе.

В текущей жизни герои просто ещё не осознанны («Лицом к лицу лица не увидать», как водится). Они  все - потенциальные, они - пока не котируются. Уж слишком свеженькие, временем не проверенные, как молодое вино – на любителя. Словом, героя всегда лепят из пластилина прошлого, припорошённого пылью времени, когда очертания уже не столь отчётливы. А наше прошлое – извините, так совпало - это СССР.

 

Погружение: постскриптум

Конечно, сказать стоит и об уровне фильма в целом, без разбора содержательных характеристик. «Старательный по отношению к западным лекалам» (выдержка из критического отзыва «Интерфакса») - это правда. Но я бы такую характеристику применила без негативных коннотаций. Всё-таки мы давно ждали от современного российского кино именно такого уровня смотрибельности и качества. Высококлассная съёмка, простроенная драматургия, яркие сценарные находки, крепкие актерские работы. В общем, возвращаясь к началу поветствования: «Да отличный фильм, сходите и посмотрите».

 

Полное ярких впечатлений время ждёт вас в кинотеатре «Кристалл IMAX». «Кристалл IMAX» - это больше, чем кинотеатр. В шести его кинозалах – смотрите кино, в уникальном зале IMAX ощутите эффект полного погружения благодаря высококлассному звуку и высококачественному изображению на огромном экране. В уютном «Leroy Cafe» - читайте любимые книги и встречайтесь с друзьями, в новом караоке-клубе «Браво» - пойте любимые песни, а, насытившись пищей духовной, дайте разрядку телу в боулинг-клубе «Кристалла». В пятницу продолжим «Погружение». Слушайте программу в 10:55, 14:55 и 19:55.  У микрофона была Анастасия Сечина, увидимся в кино.


Обсуждение
2306
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.