Верхний баннер
11:06 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Погружение

16.06.2013 | 22:00
Погружение: постскриптум. Фильм "Судная ночь"
Теги: кино

Погружение в фильм «Судная ночь» (18+) совершаем сегодня. Совместное производства США и Франции, фильм Джеймса ДеМонако, оригинальное название которого можно перевести как «Чистка» В главных ролях – Итан Хоук и Лина Хиди, за тёмным каре которой не сразу признаешь белокурую гадюку Серсею Ланнистер.

Выбирая между зрелищной кинокартиной «Иллюзия обмана» и отнесённым к жанру «ужасов» фильмом «Судная ночь», я склонилась ко второму варианту исключительно из-за нетривиального сюжета. Именно он – секрет успеха ленты, которая, имея весьма скромный по голливудским меркам бюджет, окупилась уже более чем вдесятеро.

В фильме показано относительно недалёкое будущее, в котором живёт и процветает «возрождённая нация», почти поборовшая преступность. Всё это благодаря единственной ночи в году – Судной ночи, официально санкционированной правительством. В эти 12 часов любой человек может отправить на тот свет кого угодно и не боятся за это наказания. В Судную ночь дозволено всё.

Осторожно: спойлеры!

 

Не ходите!
Если вы хотите действительно посмотреть фильм ужасов. Классическим ужастиком здесь отдают разве что клише, наполняющие ленту до предела. Вздрогнуть пару раз за полтора часа – согласитесь, слабовато для «хоррора». Фильм нестрашный чуть менее чем совсем и  предсказуемый в больше части поворотов сюжета. Не говоря уж про полный набор шаблонов и глупостей.

Отец возлюбленной запрещает вам встречаться? Застрели его в Судную ночь, это сильно укрепит союз с любимой! Прячешься в подвале от банды безбашенных убийц-психопатов? Включи фонарик, будет веселей! Осталась наедине с бездомным афроамериканцем, у которого бог весть что на уме? Броди по дому, рыдай и игнорируй любые попытки близких найти тебя, так интересней! 

Антропологические изыскания режиссёра, посвящённые природе человеческого насилия, быстро иссякают. Тема – бездонная и крайне интересная, но не допускающая простых ответов, а в трактовке ДеМонако вызывающая куда больше вопросов. И если снижение преступности до рекордного уровня ещё можно объяснить феноменом Судной ночи, то совершенно непонятно, каким боком в её достижения был записан экономический рост.

 

Идём в кино!

- Успокойся, всё будет хорошо!
- Посмотри, что ты творишь! Теперь уже никогда не будет хорошо...

Несмотря на это, лента успешно выдерживает экзамен на другой жанр - триллер. Режиссёру удаётся держать зрителя в напряжении до финальных кадров, подвоха продолжаешь ждать даже тогда, когда по экрану ползут строчки титров.

Джеймс ДеМонако рисует псевдо-идеальное общество, густо смазанное елеем. 364 дня в году в этом обществе нет места даже бытовой грубости – ведь она вернётся к тебе смертельным бумерангом на 365 день. В центре повествования – классическая семья, старательно изображающая счастье. В ней каждый одинок по своему, и потому жена не выпускает из рук бокал вина, дочь не вынимает из ушей наушников, а сын прячется в потайном уголке, играя с пупсом-терминатором. Что до отца семейства, то он в Судную ночь собрался было подбить циферки, дабы получить бонус за успехи на ниве установки систем безопасности, но – не тут-то было.

Что толку от этих систем, если парень Зоуи вполне может пробраться в дом до того, как будут включены все её навороты. Если раненный охотниками Судной ночи бродяга окажется в стенах крепости Сандинов – его туда пустит мальчишка, увлечённый идеями гуманизма, равенства и братства чуть больше, чем того требует «возрождённая нация».  Если богатенькие мальчики явятся под окна дома с тараном и требованием выдать их добычу – «грязную бездомную свинью». И Сэндины решают выдать, ради того, чтобы обезопасить и сохранить семью, только сразу становится ясно: когда бродяга окажется в руках высокообразованных головорезов, семья, какой бы ни была, умрёт навсегда. И Сэндины решают обороняться, неровно и неловко мутируя из домохозяйки и менеджера в охотников на собственных убийц.

Отдельной похвалы в этом фильме заслуживает убийственная самоирония, насмешка над идеей великой нации, для которой жизнь отдельного человеческого существа – допустимая плата за спокойствие миллионов.

 

Погружение: постскриптум

«Судная ночь» - одна из вариаций на тему «тварь ли я дрожащая или право имею». Фильм о цене человеческой жизни и о том, может ли она быть разменной монетой, когда речь идёт о «всеобщем благе». О социальном неравенстве и о том, как далеко способен зайти человек, защищая самое дорогое. Наконец, о природе человеческого насилия – действительно ли двуногие питают к нему особую слабость? Тому, в конце концов, есть исторические свидетельства, но нет адекватного объяснения. Не ждите его и от «Судной ночи». Он не ставит себе целью ответы, он лишь задаёт вопросы.

 


Обсуждение
2110
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.