Верхний баннер
20:44 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Пятнашки

07.09.2014 | 19:36
"Предметом моей гордости является то, что мы не бюджетная организация. У нас нет никакого госзадания", - Елена Старостина

Гость: Елена Старостина, директор "Дома актера", общественный заместитель председателя пермского регионального отделения СТД РФ, актриса пермского академического Театра-Театра.

 

- Вы уже были у нас однажды. Рассказывайте, что вас волнует сегодня?

- Увлечений у меня много, кроме основной профессии. Я уже больше 30 лет в родном театре. Кроме того, мое любимое детище - это Дома актера. Благотворительный проект Театральная неотложка. Сегодня хотелось бы поговорить про работу Дома актера.

- Что такое Дом актера?

Елена Старостина
Елена Старостина

- Это площадка для малых театральных проектов, экспериментов. Мы открыли двери нашего Дома в 12-м году. Это небольшая сценическая площадка с залом на 80 мест. Детские и взрослые спектакли, которые не имеют своей труппы. Это площадка для тех, кто хотел бы представить свое творчество в малом формате - артисты, режиссеры, студенты. Когда мы открылись, оказалось, что в Перми мало не привязанных к театрам театральных проектов. Мы спровоцировали несколько симпатичных спектаклей. Я считаю, что наша миссия и заключается в том, чтобы предоставить площадку людям, которым трудно найти место, чтобы показать свой театральный проект. Мы не берем с них денег. Пока. Дом актера создан для пермского профессионального сообщества.

С пермской Академией искусств мы заключили договор о том, что их выпускники показывают свои работы у нас, поскольку у них нет своей площадки. К нам приходят и любители, которые хотят заявить о себе в профессиональном сообществе.

- Дом актера - это ступень или тупик на пути театральной эволюции?

- Это индивидуально. Если ты хочешь шагнуть дальше, почему нет. Будет неправильно сказать, что мы баем какую-то возможность старта людям, которые хотят пойти дальше. Но, если люди сами воспринимают свое выступление на нашей площадке как ступень, почему бы нет?

- 80 зрителей - это много? Мало? Достаточно?

- С коммерческой точки зрения - это очень мало. Особенно обидно, что если ты хочешь пригласить кого-то извне, им не выгодно к нам ехать.

- По-моему, У-моста немногим больше.

- У них мест больше. Кроме того, они очень известны и стоимость их билетов гораздо больше. И оно того стоит.

- Наверное, если вы пригласите грандов, вы запросто можете взвинтить стоимость билетов.

- Конечно, на грандов всегда пойдут. Но стоимость известных театральных коллективов за гранью возможности не только нашей площадки, но и многих площадок Перми.

- Получается, что Дом актера остается экспериментальной площадкой.

- Нам бы очень этого хотелось. На эксперимент всегда найдется зритель. Театральное искусство в Перми может двигаться не только в пространстве.

- А вы цензурируете то, что происходит на площадке. отбираете коллективы по принципу "хороший - плохой"? Ведь если этого не делать, провал неминуем. С другой стороны, если перегнуть палку, провал неминуем. (смеются).

- Конечно. Но, таких предложений не очень много. Мы занимаемся тем, что продюссируем, проталкиваем тех, кто может делать что-то новое. Если вы думаете, что мы не знаем какой ногой отпихнуться от эксперимента, то это не так. Мы, конечно, стараемся, чтобы это не было очень уж... Хотя, были на нашей площадке экспериментальные спектакли студентов нашей академии, и знаете, при том, что сама я в них участвовать, наверное, не смогла бы, мне они очень понравились. Мне эксперименты нравятся больше, чем усредненное любительство, сделанное для того, чтобы понравиться публике. Прямой, отчаянный эксперимент, на который придет 15 зрителей, мне интереснее.

- Приведите примеры. Я же в этом мало что понимаю.

- Эксперименты разные бывают. Вот вчера был инженерный театр АХЕ. Они очень известны. Я, к сожалению, не смогла попасть на их спектакль, но уже сегодня слышала очень хорошие отзывы. Я люблю движение. Театр, как и все другое, должен меняться, портиться, становиться лучше. Без крайностей не будет никакого развития в искусстве. Для того, чтобы выйти на другие уровни, нужно ошибаться, выходить на, на первый взгляд бессмысленные эксперименты, которые, казалось бы, никому не нужны.

- Мне, как зрителю, например, очень нравится, когда театр начинает обо мне думать. не заставляет меня думать о себе, как было раньше, когда предполагалось, что если я зритель, я обязан думать, вникать, иначе я плохой зритель. Например, когда оперный показал Кёр. Потрясающий спектакль, современная пластика, балет, очень современая музыка, но при всем при этом, режиссер очень любовно отнесся ко мне, как к зрителю, заботясь о том, чтобы мне был понятен ряд посылов, который до меня хотели донести.

- Понимание - это не единственный способ общения со зрителями.

- Многослойность никто не отменял, но бывает так, что я чувствую себя в театре лишним.

- Театр разный. Какой-то театр хочет, чтобы зритель его понял. Другой заботится о чем-то другом. Кто-то ходит в театр как в кино. В кино же вы тоже никак не участвуете. Вы можете выключить телевизор, уйти из кинотеатра, но ничего при этом не изменится. Мне нравится высказывание одной зрительницы об Андрее Могучем - "Смотришь, ничего особенного. Ни просто, ни сложно, местами скучно, где-то поинтереснее. А потом, вдруг, происходит что-то, что из меня потоком эмоции, я начинаю рыдать и приходит понимание". Это понимание не за счет того, что ей пытались это донести в понятной форме, объяснить. Оно было достигнуто режиссером через что-то другое, через что он достиг эмоций зрителя. Достучаться можно не до всех. И те, кого не пробило, может сказать, что это не его театр, что о нем не думают. У всех разные уровни восприятия. У меня есть хороший друг. Над ним очень смеялся один наш искусствовед. Он говорил, - "Понимаешь, все твое восприятие живописи заканчивается на Шишкине. Дальше тебе непонятно, что это за кубики-квадратики." Кто-то любит раннего Пикассо. Но позднего Пикассо обычному человеку невозможно понять.

- А для кого-то искусство закончилось на рафаэлитах...

- И прекрасно наполняет его душу, жизнь. (смеются) И мы не можем сказать, что все, что было после рафаэлитов никому не нужно и его надо уничтожить. В театре также. В современном искусстве сейчас много споров о том, как отличить настоящее от подделки. Кто-то может прийти на посредственный спектакль, но там откроется его душа и он скажет - вооот искусство.

- Как можно с этим спорить? Аналогичный монолог я слышал от моего знакомого таксиста месяцев 8 назад. Он любитель классической музыки. А в его понимании классическая музыка - это диск "Romantic collection". Он рассказывал, что у него есть самая разная подборка, и конечно же Стас Михайлов, к которому он относится презрительно, но понимает, что есть те, кто захочет его послушать. И то, что мы сейчас говорили о театре он говорил о музыке - "А ведь кого-то же не пробивает классика. А Михайлов пробьет". (смеются)

- В душу человеческую искусство может зайти разными путями. Поэтому, возвращаясь к тому, что творится вокруг оперного театра, хочу сказать, что такие споры должны быть, но нельзя брать на себя ответственность утверждать, что это быть должно, а этого не надо. Слишком велика вероятность ошибки.

- Мне кажется, что эта ваша мысль должна быть как-то забита в подкорку наших чиновников. Возможность влиять на театральную, культурную, репертуарную политику в последнее время была дана чиновникам по всей стране. Еще недавно ее не было. Эта возможность должна быть настолько горячей, для чиновников, чтобы они боялись к ней прикоснуться. Им дана возможность прикоснуться к сфере, в которую они вошли только благодаря должности, не будучи людьми из этой сферы. У них есть возможность влиять, помогать, развивать. Таких примеров немного. Дягилев - в граните. Он был тем, кто имел возможность что-то делать для искусства. А сколько таких людей в истории, но рангом пониже! Но возможность указывать часто приводит к тому, что люди, которые могут делать искусство, его ломают.

- Я была молодой актрисой в советское время. Я помню, когда в Польше началось то, что связано с Лехом Валенсой, нам говорили - уберите польские бутылки со стола. Кто их там различал? Вот до чего доходило. Казалось бы, это осталось так далеко, что не вернется никогда. Однако видите, все может быть. Надо сказать, что при близком рассмотрении, видно, что там есть люди, которые прекрасно разбираются во всем. Гладнев, например, совсем не со стороны. Он из театра. Все дело в том, что в их решениях слишком много политики. Театр должен быть вне политики.

- Согласитесь, что есть люди, на которых можно повлиять - выслать бумагу, затребовать репертуар, взять красную ручку и вычеркнуть. А есть люди, которым сложно указывать. Я с трудом представляю, что Федотову могут сказать - пришлите ваш репертуар, я его поправлю. Или покойный Евгений Панфилов - гениальный независимый человек.

- Я вообще не представляю, что это можно сказать кому-то из наших руководителей. А повлиять можно на любой бюджетный театр. Способы влияния есть разные.

- У меня перед глазами "Новый компаньон". Я читаю про оперный театр. Они получили из минкульта новые установки. Согласно документу, госзадание сокращается до постановки одной оперы, одного балета, одного детского спектакля в год. Оговаривается процент российских и зарубежных авторов в репертуаре. Сокращается финансирование. Оговаривается, кто должен дирижировать симфоническим оркестром... Что это?

- Это сложный до невозможности вопрос. Государственное задание государство дает государственному театру. Но разве можно указывать, например, каких авторов ставить? Это...

- Мне тоже так казалось.

- Давайте будем думать, что это ошибка газеты. Мне совсем не хочется в это верить.

- Давайте будем думать. Я думаю, что Юлия Баталина, автор этого материала, будет рада ошибиться. Но, к сожалению, это не совсем так.

- Предметом моей гордости является то, что мы не бюджетная организация. У нас нет никакого госзадания, кроме того, что мы сотрудничаем с министерством по конкретным проектам - это "Театральная весна", "Соленые уши", "Соломенная шляпка". На эти проекты нам министерство дает деньги. Во всем остальном мы на самоокупаемости. Мы смогли поднять площадку, на которой за половину 2013 года был сыгран 121 спектакль, а за первую половину 14-го уже 140. Более 8 тысяч зрителей к нам пришли. Появились таки проекты, как "Губерния театральная" - очень нужный проект, к нам приезжают Кудымкар, Чайковский, Березники, Лысьва. У нас появился фестиваль "Монофест" - большое спасибо вашему радио и Нине Соловей. "Театральная азбука" - детская студия, которая работает у нас уже второй год. При наличии помещения и какого-то количества энтузиастов, какое-то время можно работать даже без бюджетной поддержки.

- Помещение - ключевой момент, конечно.

- Да, разумеется. У нас почти все, кто был без сцены, не выжили. Туки-туки вот до сих пор арендуют помещение. Когда мы пришли со своим Домом актера, оказалось, что все кончились. И мы очень боимся, что до 2017 года, когда у нас заканчивается срок безвозмездной аренды, мы не успеем все это заново раскрутить.

- Мы совсем недавно "отбили" Дом журналиста. Ребята с той стороны делали вид, что ничего такого не произошло, но...

- Но у вас-то аудитория, конечно.

- Вы обращайтесь, если что.

- У нас стоит задача - до 17 года стать таким брендом, который уже нельзя будет закрыть. У меня большая надежда на государственные органы. Только они нам могут помочь. Мы подарили им театр в центре города совершенно бесплатно и я надеюсь, что это будет оценено. Мы - открытая площадка и к нам тянутся как зрители, так и театральные деятели.

Что касается "Театральной неотложки, то она базируется в Доме актера. Она обросла своим репертуаром. У нас уже 5-6 спектаклей, которые мы возим в детские дома, больницы и коррекционные школы. Мы взяли на себя большие обязательства и показываем 80 спектаклей в год для таких детей. Очень много людей разделяют с нами желание приехать к детям, у которых нет возможности увидеть большую сцену и, возможно, никогда в жизни такой возможности не будет. Многие дети впервые видят спектакль, многие в последний раз.

Кода "Неотложка" получила премию московского журнала "Театрал" у нас выступала заместитель главного врача детского онкоцентра. Она сказала такую вещь, которую, казалось бы, мы и так все понимаем и которую я повторяю чиновникам, когда они предлагают сделать эти спектакли как можно более дешевыми, - то, что дети видят впервые или в последний раз, не должно быть позорным. Мы очень благодарны "Роднику Прикамья". Они уже не первый год дают нам газель бесплатно, сами ее содержат. Благодарны мы и министерству, которые тянут нас, хотя мы давно уже не инновационный проект.

- У нас несколько секунд. Кого мы услышим на следующей неделе?

- Позовите Татьяну Тихоновец. Она вам так расскажет про театр!


Обсуждение
2985
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.