Верхний баннер
10:26 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Пятнашки

19.05.2014 | 22:00
"Ехать за 300 километров, напиться там и ничего не увидеть – это глупо", - Евгений Пугин, директор центра экологического туризма "Зеленый Ветер"

- Сегодня мы говорим о туризме. Это всеобъемлющее слово. Можно говорить о туризме, выезжая на 2 недели в Хургаду и выезжая на 2 дня на сплав. Мы все больше о сплавах – о внутреннем туризме.

- Мы занимаемся внутренним туризмом. Он сейчас развивается и рассматривается приоритетным президентом и правительством на ближайшие годы – чтобы путешествовали по регионам России, чтобы приезжали иностранцы. Иностранцы сейчас боятся ехать в Россию.

- Если говорить о Пермском крае – мы готовы к внутреннему туризму?

- Пермский край – сложная территория. Мы долгое время были закрыты, очень много тут происходило разных событий – это и ссыльные, что наложило отпечаток на менталитет. Неразвитая инфраструктура. Если посмотреть на здание аэропорта или ЖД-вокзала, становится понятно, что мы пока не готовы принимать здесь гостей.

Летом к нам итак едут. Наш край очень богат реками – около 30 000 малых рек. Некоторые текут с горного хребта – они в весенние праздники категорийные. Остальные для так называемого «матрасного сплава».

- То есть мы – территория матрасного сплава?

- Можно и так сказать. У нас много рек, по которым можно сплавляться с комфортом, без специальной подготовки.

- Я не сплавщик, не турист и не спортсмен, но у меня, как и у любого жителя Пермского края, периодически появляется такое желание. А почему бы нет? У каждого из нас есть знакомые экстремалы, туристы.  Допустим, рано или поздно мне захотелось начать. С чего начать?

- Во-первых, можно обратиться в турфирму, которая занимается организацией туризма. Позвонить, прирйти, купить путевку и поехать.

- Купить путевку для того, чтобы отправиться в свой-же регион на сплав?

- Это один вариант. Другой – найти компанию друзей, взять в прокат снаряжение, если нет своего, заказать себе автобус и поехать на ту же речку.

- И что я там увижу?

- Вы увидите красивые скалы, в июле вы увидите там достаточно народа, вы увидите тайгу, лес, перекаты, воду, вы сможете купаться в реке, пить воду из чистых рек…

- А еще я увижу горы мусора, который оставили люди, которые сплавлялись до меня.

- К сожалению, это имеет место. В последнее время выбираться на речки стало популярным. Люди оставляют после себя немалое количество мусора, который скапливается как раз вокруг красивых мест. Например, на реке красивая скала и все хотят сделать стоянку возле этой скалы. К концу сезона в красивом месте собирается немалое количество мусора. Это пластик, банки, стекло и т.д.

- Есть такое классическое правило у автомобилистов, которые ездят на дальние расстояния – если едешь по незнакомой трассе и хочешь встать на постой, останавливайся там, где стоят дальнобойщики. Это прикормленное место, нормальная еда, есть вода. Перекладывая на туристическую тему: если хочешь встать на незагаженную мусором стоянку, вставай подальше от красивых мест.

- Ест логика в твоих словах.

- Что делать?

- Нужно забирать с собой мусор. Мне всегда было непонятно, когда человек тащит с собой в горы банку тушенки, которая весит 250 грамм, не забирает ее обратно, когда она ничего не весит и не занимает места, если ее сплющить.

Второй вариант – организовывать осенью экологические десанты из волонтеров, что мы и делаем. У нас есть некоммерческий проект по очистке малых рек и природы – «Чистый Пермский край» называется. Он существует с 2009 года. За это время состоялось порядка 20 мероприятий. Мы организуем для ребят тур, куда включен автобус, снаряжение, медикаменты, страховка, 3-х разовое питание, инструменты. Они готовы по 6-8 часов в день собирать этот мусор. Мусор вывозится КамАЗами оттуда.

Собрать можно всегда, но проблема не в этом, а в нашем экосознании. Она гораздо глубже, чем кажется. Надо больше пропагандировать, работать с детишками, подростками, чтобы они в будущем так не делали.

 - Что в голове у человека, который отправляется на сплав? Определенно – получить удовольствие, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Что в его голове в тот момент, когда он начинает выбрасывать мусор? Очевидно, желание двигаться дальше без лишнего багажа. Скорее всего никто не хочет специально гадить на природе. Просто у нас нет привычки самим убирать за собой.

- Да. В городе за нами уберут. А на природе любой брошенный фантик портит вид места. Это привычка и низкое экосознание.

- Если известна эта проблема, значит известно порядка 80 – 90% мест, вокруг которых будет лежать мусор. Может быть, организованно поставить там большие баки под мусор?

- Это нереально, т.к. этот большой бак потом оттуда никак не вывезешь. Там нет дорог для транспорта. Если говорить о Каменном городе, Ветлане – туда можно подъехать и поставить баки, но они обязательно должны регулярно вывозиться. Люди подплывают туда, куда машина не доедет, поэтому нужно, чтобы они с собой все вывозили. А если мы хотим, чтобы осенью все убирали волонтеры, это должно финансироваться.

- В Астрахани есть автомобильный пляж. Я там бывал. Это такой пляж, куда пешком никто не найдет. Астрахань расположена в уникальном месте. там Волка распадается на огромное количество рукавов, на каждом из которых можно устраивать такой пляж.  Там и есть пляжи - коммерческие предприятия. Ты приезжаешь, платишь деньги, получаешь бирку и место для автомобиля, несколько мешков под мусор, мангал и т.д. Когда ты уезжаешь, ты сдаешь бирку, человек быстро проверяет сохранность и порядок на том месте, где ты находился и отпускает.

Я понимаю, что на сплаве организованные группы примерно так и поступают.

- С реками, на сплаве сложнее.  Там нет точных, определенных стоянок, где можно вести контроль. Нам остается воспитывать своих детей, чтобы лет через 20 картина изменилась. Нынешнее поколение уже не исправишь.

(перерыв)

- Евгений напомнил о каменном городе. Он легкодоступен, как ни странно. Это место недалеко от больших дорог. Там много всего уникального. Изучать и изучать.

Каждые выходные там сотни туристов.

- Мы однажды подсчитали - более 500 человек за выходные.

- Даже если никто из них не мусорит, но каждый хотя бы раз ухватился хотя бы за одно дерево. Место быстро меняется.

Мировая история знает огромное количество таких примером. Знает, как буквально за несколько лет уничтожались исторические памятники. Я даже не говорю сейчас о памятниках природы. На глазах у людей уничтожались исторические памятники, которые были найдены, отреставрированы. Уничтожались они только потому, что там ходили огромные толпы людей.

Вспомните нашего медведя, который стоит перед гостиницей Урал. Вспомните его отшлифованный нос - сотни людей стирают сплав слой за слоем.

Так вот, в мире практикуются запреты на посещение памятников природы. Вводится запрет, затем команда ученых проводит там изыскания, затем принимается решение, позволяющее сохранить это место и уже в рамках решения туда пускаются туристы на определенных условиях и с определенными строгими ограничениями, как в любом музее.

Прежде, чем наши власти найдут возможность сделать это в каменном городе, он будет уничтожен - это факт.

- Согласен.

- Вы говорите, что мы должны воспитывать поколение, которое будет через 20 лет. У Каменного города нет 20 лет.

 

- Согласен. Этот объект лучше закрыть и начать исследования. Там можно найти что угодно. Это дно Пермского моря, с интересным рельефом. Туда можно приезжать не только на выходные. Можно делать тур одного дня - он  в 200 километрах от города. Там только 2 километра пешком прошагать. Для этого не обязательно обращаться в туристические компанию. Поэтому уникальность этого места начинает исчезать. там кедры растут прямо на корнях, и все это вырывается, вокруг Каменног города вырубаются деревья - для костров. Там песчаник. Начинается эрозия. Мы действительно можем это место потерять.

- Если вернуться к сплавам - у нас есть большое количество уникальных, красивых мест, которые мы точно так же можем закрыть, запретить останавливаться, разводить костры. Я знаю, как это выглядит на практике - если человек хочет разжечь костер, он его разжигает. На каждый километр лесничего не поставишь.  Но не следует ли начинать с введения определенного набора правил?

- Если говорить о местах, куда есть доступность, такие меры предпринимать можно. В труднодоступных местах контроль невозможен. Кто эти правила будет соблюдать? У нас принято считать, что все общее и никто никому не может запрещать. Были примеры конфликтов под Екатеринбургом, в Оленьих ручьях. Там группа заходила, с них просили деньги. Они платить отказались. Возможно, надо вырабатывать и отрабатывать общие правила поведения.

(перерыв)

- Давайте теперь отложим тему мусора и чистоты. Она «цепляет» всех нас. Достаточно просто выйти в парк культуры и отдыха – можно далеко не ехать.

А не знаю как сейчас обстоят дела, но раньше, как я помню, туризм и алкоголь были неразлучны. Трехдневная щетина, запах перегара, расстроенная гитара, свитер в катушках – образ туриста. Как сейчас дела обстоят?

- Ситуация изменилась. Раньше собиралась группа мужиков, взяли с собой спиртяги и поехали на сплав. Сейчас сплав более экологичен. Люди хотят насладиться красотой природы, люде меньше пьют.

- Сочетание туризм – алкоголь мне казалось естественным. С другой стороны, мне кажется нормальным, если группа туристов вообще не берет с собой алкоголь. Ехать на природу со спиртом – нормально. На брать алкоголь – тоже нормально. Скажите, алкоголь – он несет какую-то технологичную функцию на сплаве?

- Нет. Мне понятно, о чем ты. Но опыт показывает, что сейчас люди все меньше и меньше пью на природе. Напиться можно и в городе. Ехать за 300 километров, напиться там и ничего не увидеть – это глупо.

- Есть люди, которые уверяют, что алкоголь в туристических запасах необходим. Обязательна ли фляжка спирта в рюкзаке опытного туриста?

- Совсем не обязательно. Если употреблять его для согрева – это миф. Он греет несколько первых минут. Можно обойтись без этого.

- Как сочетается отсутствие алкоголя в багаже туристов и их поведение на сплаве? Насколько безалкогольные группы комфортнее на сплаве, экологичнее? Это сопоставимые вещи?

 - Это сопоставимо и в трезвой компании все проходит экологичнее, культурнее и приятнее.

Последние 3 года у нас есть тематические сплавы – музыкальный, семейный, пиратский, танцевальный сплав. На стоянке оборудован туалет, лагерь. Вечером концерт, детская анимация, конкурсы, соревнования. Подходят трезвые родители и говорили, что это здорово придумано. Приезжает много иногородних. Люди после этого начинают дружить семьями, общаться после сплава. Кто-то договаривается о последующих совместных сплавах. На детский сплав мы вообще не рекомендуем брать алкоголь. Если сплав без детей, употребление рекомендуется сократить до разумных пределов.

Еще когда человек приезжает в офис за путевкой, мы рекомендуем ему те или иные вещи.

 - Насколько часто встречи с жителями мест, мимо которых проходит маршрут, носят конфликтный характер?

 - Нечасто. Давно такого не встречал.

- Люди привыкли к тому, что по их рекам плывут чужие?

 - Да, привыкли.

 - Получается, что даже «местные» смирились с тем, что туризм в Пермском крае есть.

Давайте о безопасности. Помните, печально известный порог на Вильве. Он возник в месте, где его никто не ждал. Там погибли люди. Безопасность на сплаве – важнейшая штука.

- Я бы поставил ее на первое место. Это важно и для самостоятельных туристов и для организованных групп. Покупать тур в организованной группе – это довериться профессионалам. Каждый участник такой группы застрахован. С группой идет повар, который приготовит качественную еду, идет тот, кто способен оказать медицинскую помощь, выделяется комфортабельный транспорт и т.д. Каждый пункт проработан. У нас была ситуация, когда на Усьве тоже изменили русло и не предупредили. Мы за несколько дней отправили туда человека, который сплавал и все увидел заранее.

- Насколько я знаю, в случаях каких-то изменений, как на Вильве, должны ставиться специальные знаки на берегу.

- Да. Туда должны были заранее выехать сотрудники МЧС и всех предупредить, отправить информацию по турфирмам. Если возвращаться к алкоголю – не нужно по незнакомым участкам плавать пьяным. Было много ситуаций, которые должны были научить всех. Утонувшие на Усьве были нетрезвыми, без жилетов, что и привело к трагедии.

- Если группа неорганизованная, есть последовательность действий, которые необходимо выполнить из соображений собственной безопасности.

(перерыв)

- Самое простое, что я могу сделать – это купить тур с профессиональными гидами. Но, представим себе ситуацию – мы собираемся семьями, с друзьями самостоятельно сплавиться. Что мы должны сделать?

- В последние 2 года такие вопросы к нам поступают от людей, собравшихся на тур. Мы всегда подсказываем.

Во-первых, у них должно быть качественное снаряжение – целый катамаран, двухслойные палатки. Необходимо соблюдать противоклещевые мероприятия – осматриваться каждый час, надевать правильную одежду, пользоваться спреями. Следующее: неважно куда вы идете – перед выходом необходимо зарегистрироваться в краевой группе спасения, чтобы они, в случае чего, знали куда идти и где вас искать. Следующее  - в группе обязательно должна быть аптечка для первой помощи. Надо постараться быть на связи, если есть такая возможность. Обязательно продумать на чем вы будете готовить и из чего готовить.

- Ну и мешочки для мосора.

- Это само собой.

- Люди, которые были на сплаве очень давно или пошли впервые. Вы бы рекомендовали начать с какого месяца, с какой реки?

- Лучше начать с летнего сплава – июнь – июль по Усьве, Чусовой.

- Чусовая в июле такая медленная, вальяжная, чем-то похожа на Каму. Но это же неинтересно. Не драйвово.

- Это интересно. Каждая река по-своему интересна. У нас почти все реки спокойные. Есть перекаты, есть плесы.

- Я видел фотографию: огромный плот, а на нем куча народу – с гармошкой, рюкзаками… там разве что стульчики с шатрами не стояли. Это же нивелирует саму идею сплава. Или я ошибаюсь?

- Можно сплавляться и там. Могут сцепиться 3-4 катамарана и плыть. Они могут о чем-то поговорить, песни спеть, поиграть, а потом расцепиться и пойти дальше отдельно. Такое бывает.

- Каково будущее сплавного туризма, внутреннего туризма. Каковы перспективы.

- Туризм в любом случае будет развиваться. Как – покажет время. Сейчас понятно, что туризм становится цивилизованнее. С приходом интернета люди получают возможность видеть, как это происходит в других регионах. Им это нравится.

Но какие-то вещи необходимо регламентировать уже сейчас, чтобы через 5 лет не было последствий – ободранный Каменный город и т.п.

- На каком уровне регламентировать?

- На уровне законодательной власти – министерства спорта. Сейчас пишется новая программа, где должны быть регламентирующие положения.

- Внутренний туризм может быть коммерческим. Или : «Мой край, за что здесь платить?».

- Он может быть коммерческим. Я в этом уверен. Если сравнить издержки на поход в организованной группе и самостоятельный, то первый вариант зачастую обходится дешевле. Собираясь самостоятельно, мы тратим время на сборы, мы не можем гарантировать, что у нас все получится как надо и т.д.

- Можно ли рассматривать туризм в организованных группах как школу, после которой можно будет отправляться в самостоятельный тур?

- Конечно можно.

- Вам осталось выбрать трех – четырех людей, одного из которых мы пригласим в следующую программу.

- Андрей Хусид, Константин Завалин, Эльза Овсянникова.


Обсуждение
2337
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.