Верхний баннер
08:55 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Пятнашки

07.06.2014 | 22:00
"Любой сохранившийся ламповый приемник представляет собой ценность", - Кокорин Владимир, коллекционер

- Давайте начнем с истории ламповых радиоприемников. Я из более позднего поколения и не видел таких.

- Вы правильно сказали. Нынешнее поколение может и не понять что это за агрегат и для чего он предназначен. Вел лампового радио был недолог, по сравнению с другими антикварными предметами. Первые ламповые приемники появились в конце 20-х годов прошлого века, а последние партии были выпущены в конце 80-х годов.

- В середине 80-х на них уже не было спроса?

- Был переходный период, когда были и ламповые и транзисторные. Ламповому радио России выпала нелегкая судьба. Было время, когда всему населению было приказано сдать все ламповые приемники, чтобы не было возможности слушать немецкую пропаганду.

- Но их потом вернули?

- Их куда-то складировали. Часть их сломали, часть куда-то дели. После войны часть их вернули.

- В довоенные годы для простой советской семьи радиоприемник был довольно дорог?

- Наличие приемника в доме, в те годы, считалось признаком достатка. Хотя, разброс цен был – в зависимости от класса. Для села выпускались приемники, которые работали от батареек – не везде было электричество. Если сравнивать Россию с Европой, то войны обусловили отставание России в плане радиотехнологий. Чтобы как-то наверстать, не стали «изобретать велосипед», мы обратились к Америке. Они нам поставляли и автомобили, и приемники. За основу первых наших приемников были взяты американские прототипы – это 6Н-1, СВД-9.

- Как они выглядели? Большие коробки?

- Корпус делали из дерева ценных пород.

- Их делали произведениями искусства? Есть примеры, когда утилитарные вещи делают произведениями искусства.

- Их делали по американским образцам. Это фирма RCA – их корпорация. На лицевой панели были ручки громкости, настройки волны. Была возможность принимать на средних, коротких, длинных волнах. КВ разделялись еще на КВ-1, КВ-2, КВ-3. На лицевой стороне был динамик и шкала, где были указаны все диапазоны, сначала в мегагерцах, а потом просто указывались названия городов. В каждом городе были свои программы, свои радиоведущие.

Перед войной к нам Присоединилась Литва. У них были свои радиозаводы, у которых было немецкое направление, немецкая основа. Там отличался и дизайн и технические решения. Технология та же самая, что и в Америке, отличия были в деталях.

- Объясните, что такое радиолампа? Я видел лампы в старых телевизорах. Зачем они были в радиоприемниках?

- Лампа – это вакуумный электроприбор, который служит либо для преобразования, либо лоя усиления сигнала. Сигнал, который попадал на вход, был очень слабенький. Усилитель высокой частоты поднимал его насколько мог. Потом переходило в промежуточную частоту и в низкую, которая воспринимается человеческим ухом. Лампы и выполняли роль этих преобразователей.

Потом многие заводы стали выпускать приемники, стали появляться наши разработки. Был открыт минский завод, который в 40-м году выпустил свой первый радиоприемник. За основу они взяли польский Электрид. После войны у них уже пошли свои разработки.

- Первые собственные разработки появились после войны. До этого мы все копировали?

- Не все, конечно. Что-то делали и сами. Но внешний вид, схематическое решение бралось с американских образцов.

- Свои наработки – кто? Где? Много ли у нас было предприятий?

- Зачинщиками считались прибалтийские радиозаводы – это ВЭФ, рижский завод, Эстония, минский завод стоял особняком.

- Они при институтах существовали?

- Нет. Они были самостоятельными. Они же выпускали и военную продукцию.

- У нас звонок. Как вас зовут?

(Слушатель) – Меня зовут Лидия. У меня есть радиоприемник «Мир». Он очень красивый. Мы всей семьей сидели перед этим приемником, как сейчас сидят перед телевизором, и слушали. Он ловил буквально все. И вот сейчас он у меня стоит – ни уму, ни сердцу. Вот куда бы его и как?

- Спасибо. Мы еще поговорим об этом. Наверное не все приемники можно считать раритетами. Многие модели выпускались массово, правильно я понимаю?

- Да, выпускались массово. Когда пошли транзисторы, микросхемы, габариты приемников стали уменьшаться и те люди, у кого были ламповые приемники, оставляли их как память. А новое поколение уже просто выбрасывало старые приемники, имея на руках более современные модели.

- Вы считаете, что не стоило их выбрасывать? Что с ними делать-то.

- Не стоило. Век ламповых приемников очень короток.

- Они все сейчас представляют собой исторический интерес.

- Конечно. Некоторые модели мы вживую уже не увидим.

- У нас еще один звонок. Игорь, здравствуйте.

(Слушатель) - У меня пара вопросов. Довоенные  радиостанции РРУ, РРС у вас есть в коллекции?

- Радиостанциями я не занимаюсь, но у меня есть знакомые, контакты тех, кто этой техникой занимается.

- То есть в природе они существуют, в коллекциях, где их можно посмотреть?

- Есть, конечно. Можно в интернете посмотреть. Там есть сайт, например, «Радиостанции красной армии»

- Я так понимаю, что Игорь хочет живьем посмотреть. В каких-то музеях, у частников, может быть, есть.

- Про музеи не знаю. У частников наверное есть.  Я могу дать контакты.

- Давайте вернемся к истории.

- Во время войны многие заводы с Запада России эвакуировали на Восток – в Иркутск, Бердск… В войну было не до радиоприемников, выпускали радиостанции.

- 5 лет вообще выпали?

- Вообще не выпускали приемники.  А которые были, те положили на склад.

(перерыв)

- Расскажите про послевоенный период.

- После войны восстановили наработки, которые были до войны и продолжали совершенствовать.

- Достигли каких-то высот?

- До 60-х годов заводам разрешалось разрабатывать дизайн, и они соревновались в этом. Потом ввели ГОСТы, унифицировали все и приемники потеряли свою индивидуальность. Например, был такой радиоприемник «Байкал» ,  «Рассвет», «Маяк» - сразу видно, что корпусами они почти не отличались.

- А кому в голову взбрела дурацкая идея унифицировать?

- Может быть, это сделали, чтобы все было проще. Чтобы поставщикам было легче выполнять заказы.

- У нас звонок. Как вас зовут?

(Слушатель) – Николай. У меня был приемник «Урал – 47»… или 49. Уже забыл. Потерял его в 75-м году. До сих пор помню, что было отличное звучание. То ли динамики качественные, толи деревянный корпус…  Бархатный звук.

- Современные приемники не способны такой звук воспроизвести?

(Слушатель) -  Современные – как кастрюли какие-то. Даже дорогая аппаратура не воспроизводит такого приятного звука. И еще, Бердский завод до сих пор продолжает по индивидуальным заказам выпускать ламповые приемники по бешеным ценам.

- Спасибо. Действительно по качеству звучания ламповые приемники превосходят современные?

- Это бесспорно. Звук у них был мягкий, близкий к естественным. В современных приемниках звук металлический, звенящий, нет плавного перехода от высоких частот к низким. Если их долго слушать на высокой громкости, заболит голова.

- Правда ли, что Бердский завод выпускает ламповые приемники и сейчас.

- Сейчас, если есть деньги, можно «заказать любую музыку».

- Для этого надо понимать, что такое качество лампового приемника. Возможно их настроить на прием Fm-формата?

- В той схеме, в которой они выпускались, Fm – диапазона не было. Позже, в 80-х годах, появился УКВ диапазон. Но радиоумельцы и раньше сами как-то переделывали входные контуры под УКВ. Но тогда немногие радиостанции вели трансляцию в этом диапазоне. Кроме того, УКВ передаются на небольшое расстояние.

- Я точно знаю, что люди, любящие качественную музыку, предпочитают виниловые пластинки компакт-дискам, прочей цифровой музыке, потому что ничто не может с винилом по качеству звука. Если мы сегодня придем к тому, что ламповые приемники воспроизводят более качественный звук Fm – формата, мы можем возродить и востребованность таких приемников.

- Все связано с комплектующими. Сейчас некоторые заводу еще выпускают лампы, но не в таких объемах. Потом, требуется качественная древесина. Сейчас же все унифицировано. Все делается не вручную.

(перерыв)

- У нас звонок. Здравствуйте, Александр Иванович.

(слушатель) – У меня вопрос. Очень стараюсь по-доброму относиться к старой технике. У меня есть приемник начала 50-х . Называется «VEF- Аккорд». По-моему три КВ, СВ, ДВ и вставочка для звукоприема. Этот приемник в свое время считался серьезной машиной? И второй вопрос сразу: Еще у меня есть приемник по-моему 60-х годов. Называется «Беларусь». Более современная машина – пять КВ, УКВ, все-все-все и проигрыватель. Хотелось бы знать мнение специалиста по поводу этих двух аппаратов.

- По поводу «VEF- Аккорд» я уже говорил, что такие изготавливались в Риге. Это массовый приемник второго класса. Он выпускался как приемник и как радиола. Звук у него приличный. Их немого осталось. У этих приемников есть еще такая особенность – если он хранится в неподходящих условиях, шкала начинает осыпаться.

- Антикварной ценности он сегодня не представляет.

- Почему. Любой сохранившийся ламповый приемник представляет собой ценность. Нет у нас пунктов, которые принимали бы и реставрировали такие вещи.

По приемнику «Беларусь» - тут надо определиться. Были «Беларусь – 101», «Беларусь – 103», 105, 110. Они выпускались в виде радиолы, в виде просто приемников. Это приемники на пальчиковых лампах. Их выпускали одними их последних. Минский радиозавод выпускал хорошую продукцию. Приемник «Дружба» получил золотую медаль на радиовыставке за границей.

- С чего началось ваше увлечение этой темой?

- Началось с радиоприемника «Урал-49». Самый распространенный на Урале радиоприемник. Его выпускали на радиозаводе в Сарапуле. В войну они выпускали радиостанции. Сейчас там выпускают автомобильные приемники. У нас в семье был приемник «Урал-49». Зеленый глазок, шкала, мягкий звук… Отец вечерами отслушивал «Голос Америки», «ВВС». Тогда их глушили, но можно было отстроиться. Наши ставили «глушилки» и  «Голос Америки», «ВВС» работали на частотах, которых в наших приемниках не было. Радиоумельцы перематывали катушки, расширяли диапазон приема и можно было поймать. А потом стали их глушить и был постоянный фон, сквозь который, все-таки, можно было расслышать вражьи голоса. Впоследствии, в конце 60-х – середине 70-х было массовое увлечение – радиохулиганство. На средних частотах делалась приставка на лампе 6П-3С. Схемка расходилась по рукам. Она подключалась к приемнику и он превращался в передатчик. На средних волнах можно было выйти в эфир. Связывались друг с другом, гоняли записи. Beatles. Раньше же все это было дефицитом. 

Радиотехнический надзор отслеживал, вылавливал. Это был незаконный выход в эфир. Наказывали, конфисковывали всю аппаратуру. Если несовершеннолетний, родители платили штраф. Если совершеннолетний, могли и в тюрьму посадить.

Ну вот, мне попался такой приемник и я его купил. Потом попался «Балтика» рижского завода. Он был у сестры моей мамы. Потом попался другого дизайна. Так и пошло. У меня и жизнь связана с радио. В 60-годы повально увлекались радио, были кружки радиотехники.

- Сколько у вас экземпляров в коллекции?

- Если считать нормально укомплектованные, то 320 штук.

- Ого! Они же все немаленькие.

- Помещение – это проблема. Когда приемников было немного, они стояли в квартире. Когда их стало больше, встал вопрос о помещении, чтобы их нормально разместить. Раньше я жил на 10-м этаже и на чердаке огородил помещение и расставил там. Я считаю, что цель всего этого собирательства – показать коллекцию людям, а не собирать как Плюшкин. Чтобы люди могли прийти, вспомнить молодость, привести детей.

- Но сейчас в широком доступе вашу коллекцию не увидеть?

- Нет. Надо помещение. Мы с Татьяной Востриковой разговаривали об этом. У них у самих сейчас дефицит площадей. У них многие экспонаты из-за этого не выставлены.

- Это проблема многих. Из тех трех сотен есть какие-то ваши особенно любимые? Это только советские приемники?

- Да, упор делаю на советскую радиотехнику.

- Примерно какой процент всех выпускавшихся у нас моделей у вас представлен?

- Процентов 70 у меня есть. Очень мало довоенных. Их выпускали мало. Экземпляров послевоенного периода много.

- А редкие, необычные?

- Есть редкие. Собирательство от коллекционирования отличается тем, что коллекция – это полная линейка каких-то технических предметов. Так как у меня продукция разных заводов и не все модели, я буду считать, что у меня собрание предметов. Целью было собрать все приемники Минского радиозавода. У меня есть почти все его модели. Нет приемника «Спартак» и нескольких послевоенных. Остальные все есть.

- Как вы узнавали какие линейки выпускались?

- Когда не было интернета, было тяжело. Сейчас, через интернет, коллекционеры обмениваются приемниками, информацией. Многие приемники еще попадают в неисправном состоянии, с плохим внешним видом…

- А как к вам попадают радиоприемники?

- Я по работе часто езжу в командировки, везде спрашиваю.

- А с запчастями как?

- Друг у друга узнаем. Иногда на металлорынке можно что-то найти. Можно в интернете заказать.

- Сегодня много фантастических фильмов, где есть такие эпизоды – современная техника выходит из строя и они обращаются к какой-то старой технике, которая лежала где-то в подвале… Ламповые приемники проще восстановить?

- Сейчас у техники совершенно другой уровень. Ламповый прием цифру не примет. На коротких волнах можно поймать Китай, Северную Корею. Остальные уходят на Fm. Сейчас еще уходят на цифру. Для ламповых приемников в эфире скоро будет тишина.

- Еще один звонок. Как вас зовут?

(слушатель) – Валентин. Был такой радиохулиган – Старый карась. Он жутко матерился, но у него была замечательная музыка. Был радиохулиган, выходивший под названием «Пермская волна». Он записывал передачу на пленку и в течение часа выдавал почти профессиональный эфир. Зная, что его пеленгуют, он прятал в какой-то баньке старенькой свою установку, а сам издалека наблюдал. Его долго не могли поймать, но все же поймали. Ему было лет 27 и «впаяли» ему года три. Припомнили ему, что он в 17 лет границу СССР хотел перейти. Сложили все и дали ему. Так вот эти радиохулиганы выступали с такими заявлениями: «Дайте нам маленький диапазон и мы будем гонять исключительно музыку, никакой политики.  Молодежь будет слушать нас, а не пытаться поймать «вражьи голоса». Но даже на это не пошли.

- Они были прозорливее. Именно музыкальные радиостанции сейчас захватили эфир и им принадлежит пальма первенства. Возвращаемся к вашей коллекции, хотелось бы узнать об экземплярах, которые попали к вам необычно.

- Один редкий приемник, СВД-9, его выпускал Александровский радиозавод. Мне приходилось ездить по деревням, в связи с основной работой. Я зашел к председателю в контору, чтобы согласовать отвод площадей. Мне сказали, что его нет и предложили зайти к нему домой. Мы с ним стоим, разговариваем, а у него там что-то типа курятника, я смотрю, силуэт какой-то знакомый, весь обгажен. Я спросил, что это такое. Он говорит – да не знаю, какая-то тумбочка. А эти приемники были такие, действительно, вытянутые кверху, из дерева, консольные. Он его вынес, я смотрю – ничего себе, приемник. Все на месте. Я его спрашиваю – ты знаешь что это? Он – да откуда я знаю. Это еще от деда. Сижу на нем.  Ну я у него этот приемник взял, почистил. Он сейчас в коллекции. Рабочий.

Второй случай  - я шел по улице и увидел возле мусорного бачка приемник. Все проходят, внимания не обращают, потому что не знают что это такое. Я посмотрел – приемник «Маршал». Его выпускал Ленинградский завод. Этим приемником награждали полководцев за особые заслуги. Вот он «Маршал» и назывался. Редкий приемник. Наградной. Хорошо, что его не бросили в бачок, а поставили рядом.

Ну а остальные  - или так предлагают, или нахожу в интернете.

- Объявления в интернете подают те, кто понимает что такое ламповый приемник, что это ценность.

- Кто-то – да. Но чаще люди просто выбрасывают их на свалку.

- Были и автомобильные приемники? Они выпускались в СССР?

- Были. Тоже ламповые. Выпускались. Их начали ставить на «Победу», на первые «Москвичи».  Там были миниатюрные лампы, которые работали от бортовой сети. Есть люди, которые именно эти приемники коллекционируют.

- А в Союзе их много выпускали?

- Тогда автомобилей немного выпускали, поэтому и приемники массово не выпускались. Их и в продаже не было. Видимо, они устанавливались на машины сразу, на заводе.

- Мы говорили про момент унификации. Сколько времени заводы выпускали абсолютно разные приемники?

- Десятилетие. Правда, долго сопротивлялись прибалты. Они держали свой стиль. Они сразу отличались. На остальной территории работали по госту.

- Какие приемники были самыми дорогими, считались элитными?

- Есть высшего класса приемники, 1-го, 2-го, 3-го. Есть массовые приемнички четвертого класса – карболитовый корпус, не дерево, два диапазона – СВ и ДВ. Третий класс – там, кроме СВ и ДВ были КВ диапазоны, деревянный корпус. Второй класс – это как ВЭФ-«Аккорд». Они и по размерам были побольше и звук был получше. Первый класс – там побольше каскадов усиления, хороший прием, отстройка. Например, приемник «Мир». Высший класс – это предел. Это представители ВЭФ-овского завода. Например, «Эстония – 001». Ноли означали высший класс.


Обсуждение
9847
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.