Верхний баннер
17:24 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Пятнашки

10.08.2014 | 00:00
"Всегда интересно создавать в тех жанрах и формах, которые забыты", - Валерий Грунер

Гость: Валерий Грунер, композитор

 

- О чем мы будем говорить?

 

- О наболевшем. Хотел бы начать с того, что два года назад я выпустил подарочную книгу "Сказки дядюшки Гру" для взрослого чтения, рассказанные веселым друзьям в обществе черного кота - толкового слушателя и любезного собеседника". Книга стала победителем нескольких конкурсов -   XV городского конкурса социально значимых проектов "Город - это мы", посвященного 290-летию города Перми, в связи с чем я провел целую серию презентаций. И еще одна очень серьезная победа - победитель конкурса на лучшее печатное издание Пермского края 2013 года "Читаем пермское", где было представлено 770 изданий профессиональных авторов. Это необычное издание, в котором совмещены 4 вида искусства - литературы, музыки, графики и театра. Синтез получился благодаря тому, что в создании участвовал художник Александр Шульц из Донецкой области, из города Шахтерска.

Помимо роскошной галереи иллюстраций, к книге прилагается диск, где в исполнении автора представлены музыкально-сценические номера. Между упомянутыми видами искусства стираются грани, поэтому получилась не книга и мегапроект.

 

- Как вы пришли к этому. Что было вначале, что потом?

 

- Все идет от музыки. Я занимаюсь творчеством более 20 лет. Иногда обращаюсь к вокалу и очень редко попадается текст, который меня бы устраивал в плане попадания в музыкальные темы. И тогда я начал создавать свои тексты. У меня появилось несколько произведений, начиная с романсов и заканчивая более масштабных сочинений. Одно из низ - "Последний корабль", где и либретто и весь текст был написан мною. Это концерт-драма для симфонического оркестра, хора, чтеца, сценического действия, солирующего рояля и так далее. Это было озвучено на международном фестивале в 2007 году. Он прошел в трех этапах - это три концерта - оперный театр, где был симфонический диалог с Эохимом Грунером - мэтром мирового уровня, который приезжал сюда и мы делали своеобразный симфонический диалог. Потом был камерный концерт в органном зале и, наконец, киноконцерт, который происходил в кинотеатре "Премьер". Стремление к синтезу у меня было изначально. Неожиданно литература стала во главе угла.

 

- Почему вы выбрали форму сказки? Сейчас это не очень популярно. Это что-то из 80-х, когда писали что-то остро-социальное, вперемежку с фельетоном.

 

- Я подметил, что образовалась некая ниша. Всегда интересно создавать в тех жанрах и формах, которые забыты. Это не в чистом виде сказка. Это симбиоз новеллы-притчи-сказки с гротесковым уклоном. Даже о драме написано с сарказмом, юмором. Кстати, произведение "Притча о лжи", которое заключает эту книгу, я когда-то написал как сюжет для оперы. Это был 1980 год. Она попала в нашу нынешнюю ситуацию в десятку. Она полностью предсказывает то, что сейчас происходит на Украине. та речь идет о подмене ценностей.

 

- О подмене ценностей говорил еще Сократ. Это довольно несложно предсказать.

 

- Дело не в этом. Подмена ценностей при Сократе и сегодня - это разные ценности. Сейчас это верх циничности. Все рубиконы пройдены. Тогда было менее жестоко. Сейчас в руках человечества находится такой потенциал оружия, что это опаснее во сто крат.

 

- Итак, вернемся к книге. Сначала была музыка, потом появились тексты, потом тексты стали превалировать, они появились в форме сказки, потом сказки стали облекаться в какую-то общую драматургию.

 

- Внутри находятся 4 книги, как четыре части симфонии. Она написана в сонатно-симфоническом цикле.

 

- Сонатно-симфонический цикл - это?

 

- Это наличие нескольких частей в большом произведении. Циклическая форма. Есть здесь еще полифония. Несколько заявленных линий переходят от сказки к сказке и в конце они смыкаются, образуя некую полифонию. У меня неотделимо музыкальное мышление от литературного.

 

- А кто герои вашего произведения?

 

- Люди, с которыми мы здороваемся каждый день. Туда попали многие из друзей. Они узнаваемы и даже имена у некоторых совпадают. Все ситуации, которые есть там, были на самом деле в реальности.

 

- Для кого эта книга? Кто ее должен читать?

 

- Когда я ее писал, предполагалось, что она для взрослых. Но как оказалось, ее с интересом читают и подростки. Накопленный опыт позволяет и им входить в этом мир. Может быть не полно, но все-таки. Как, например, "Маленький принц". Чтобы полно осмыслить это произведение, надо быть взрослым человеком, который имеет определенный опыт.

 

- Ваша книга из двух частей. Есть приложение с нотной грамотой. Нужно ли понимать нотную грамоту, чтобы читать книгу.

 

- Нет. Это театрально-музыкальная тема в нотах и она для тех, кто знаком с нотной грамотой. Для людей, которые ее не знают, это древняя рукопись. Видите, она и оформлена так, как будто найдена на пыльной полке библиотеки.

 

- С таким древне-греческим названием "Похмелье".

 

- В книге Александр Шульц, с которым мы три года работали над этим произведением, весь проект сделали сами... Я сам все финансировал. Лишь некоторые друзья захотели мне немного помочь финансово. Один из таких людей - Алексей Алексеевич Муравлев, который захотел стать не просто свидетелем создания этого произведения, но и материально поучаствовать. Я был очень удивлен. Человеку сегодня 90 лет. Что поражает в нем - он обладает такой любознательностью, которая не свойственна молодым. А ведь он создал более 200 композиций у фильмам. Это фильмы, на которых выросло не одно поколение. Я учился на композиторском отделении в Гнесинке в его классе. Он воспитал шесть человек из Перми и Пермской области. Он приезжает к нам каждый год. В свои 90 лет он не просто пишет сложную музыку, но и сам действующий пианист. Он играет на очень высоком уровне. Он принадлежит к знаменитому музыкальному семейству. В его лице мы обрели не только наставника, но и друга. В связи с тем, что в этом году ему исполнилось 90 лет, мы задумали провести на пермской земле фестиваль "Живая легенда". Это фестиваль, который идет как серия авторских концертов, творческих встреч и мастер-классов, посвященных 90-летию композитора в рамках фестивального цикла "Экология культурного пространства". 

 

- Давайте сейчас мы выясним, почему нотный сборник называется "Похмелье", а после рекламы вы расскажете про фестиваль.

 

- Цикл "Гришкин дом" касается влияния быта на сознание человека. Среди этого беспредела невозможно заниматься творчеством. Похмелье здесь имеет еще и символическое значение, поскольку мы, как в похмелье, медленно-медленно пробуждаемся, куда-то движемся, но на самом деле находимся не в стадии пробуждения а в состоянии похмелья. Сделано жанрово, броско, хлестко.

 

- Для исполнения на любом инструменте?

 

- Нет. Здесь есть как обычные инструменты, так и необычные. Рояль. Здесь я одновременно играл и пел. С другой стороны здесь участвует спичечный коробок - музыкальный инструмент, который я изобрел. Это не трясение спичками. Когда на нем играешь, он звучит наподобие кастаньет.

 

(перерыв)

 

- Одним из участников создания вашей книги стал знаменитейший человек Алексей Алексеевич Муравлев.

 

- Он первым указан на благодарственной странице. Он автор музыки к известнейшим фильмам, на которых выросло не одно поколение. "Тучи над Борском". Кто не знает песни "Виновата ли я", до сих пор бытующей в народе? Она считается народной. "Волшебная лампа Аладдина", "Дом с мезонином", "Белый пудель"... около двухсот фильмов. Это история кинематографа. Он по праву открывает список на благодарственной странице, поскольку первым решил стать попечителем проекта "своего ученика и друга Валерия Грунера" - так здесь написано.

 

- Этому замечательному человеку вы посвящаете фестиваль. Подробнее о фестивале.

 

- Мы живем в эпоху толерантности по отношению ко всему новому. Культ новизны у нас. Возникают звезды - однодневки, новые художественные направления. С помощью PR - технологий сейчас можно придать вес любому музыкальному явлению, что мы сейчас наблюдаем в нашем городе. К сожалению, коммерческий фактор проникает и в сферу классического искусства, что создает барьеры для желающих приобщиться к высокому искусству.

 

- По мне - классическая музыка - это то, что уже написано и признано классикой. Как туда проникает коммерческий фактор?

 

- Подчас идут не на композиторов, а на исполнителей. Сам создатель уходит на второй план.

 

- Так как я классический потребитель с такого рода подходом, объясните, почему это плохо?  Почему плохо то, что я иду на MusicAeterna Теодора Курентзиса, почему это плохо?

 

- Во-первых потому, что вы еще не успели толком познакомиться с первоисточником. В отношении к Курентзису я не буду ничего говорить. Ну вот я смотрел "Зимний путь" недавно...

 

- Я тоже смотрел.

 

- И я не смог досидеть до конца. Мне ужасно мешала игра, в которой собрался весь негатив, который только возможен. Не знаю, может быть, он скопился в душе самого Курентзиса, но на самом деле он не имеет никакого отношения к Шуберту. Кроме того, мешала инструментовка, которая сделана не в традициях Шуберта. Некое наносное там есть. Какие-то ксилофоны, рупор. Это некая новизна, но она дурно пахнет.

 

- Когда я приходил на "Зимний путь", три четверти зала явно не были неофитами. Они прекрасно знакомы с музыкой Шуберта. Они понимали, что пришли на игру и нормально приняли ее правила. Разве нет?

 

- Сомневаюсь, что 3/4 зала знает Шуберта. Тут  PR - технологии делают свое дело. Сейчас едят все. Лишь бы платили деньги. Сейчас гораздо проще продать то, к чему подготовлен слушатель с помощью PR-а.

Я организую этот фестиваль с Игорем Онуфриевым. Вы знаете протоиерея Игоря Онуфриева. Это композитор и священник, очень известный и уважаемый в городе человек. Автором проекта также является Петр Александрович Куличкин, кандидат культурологии. Мы решили провести такой фестиваль. Мы будем привлекать людей, которые заслуженно имеют определенное воздействие на культуру. Мы решили показать красоту трудиций, что рано выбрасывать на свалку то, что было, вопреки шумихе, экстремизму. По свойственной мне дурной привычке, я решил сделать симбиоз - не просто концерт А.А. Муравлева, а, поскольку он является кинокомпозитором, сделать симбиоз  - неделя с его музыкой в кинотеатре "Премьер". Мы сможем снова посмотреть эти фильмы. Потом семинар А.А. Муравлева для пермских музыкантов по вопросу взаимодействия кино и музыки. Авторский концерт Муравлева в органном зале. Творческая встреча с Муравлевым в ПГНИУ. Мы нацелены на то, чтобы и молодежь познакомилась со всем этим. Потом серия мастер-классов в Пермской академии искусства и культуры. И заключит все это творческий клуб "Третий берег", где соберется публика музыкантов, представителей власти, бизнесменов, где можно будет подвести итоги, найти патнеров, показать новые сочинения. Вот такой спектр мероприятий задуман. 

 

- А где базовая площадка фестиваля?

 

- Скорее всего, будем использовать несколько помещений. Может быть, включая и свои квартиры. Мы не можем выйти за определенный уровень бюджета. Я так уже делал. Был "Грунер-фестиваль", где вся офисная работа проходила в собственный квартирах. У нас убдет очень хороший партнер - это генеральный директор "Прокси". Он согласился разделить с нами эту ношу по организации фестиваля.

 

- Я так понимаю, что вы ваш фестиваль проводите и в пику большому количеству фестивалей, накрывших нас в последние годы. Ваш фестиваль отличается, потому что вы предлагаете обратить взгляд на традиции. А зрители у вас будут?

 

- Да. Многие тоскуют по высокому, хорошему. Муравлев - как оазис высокого, традиционного. Это как свежее дыхание в культурной жизни Пермского края.

 

- Кто должен прийти на фестиваль? Сколько вашему слушателю лет, какой бэк-граунд в голове, какое образование.

 

- Спектр широкий. О подростков, до зрелых людей, но акцент делается на студенчество. А.А. Муравлев очень известен. Он выпустил несколько дисков. Он создает много детских произведений, которые применяются в детских музыкальных школах. Это сборники детских произведений.

Сейчас мы готовим такой сборник, с иллюстрациями Александра Шульца, со стихами одного из моих учеников-композиторов, поэта Льва Горбунова.

 

- Я смотрю, этот сборник создается уже с подключением Михаила Козлова.

 

- Да, Михаил Козлов - это родоначальник пермской композиторской школы. Он начал создавать композиторскую школу в Перми в 1976 году и я один из первых его учеников. После того, как мы закончили Гнесинку, мы стали создавать школу с Игорем Ануфриевым и Михаилом Козловым. Это отдельная страничка, о котором можно было поговорить. Козлов - это подвижник, который без всяких денег занимался с нами композицией серьезно, профессионально. Сумел меня за 2,5 года подготовить к поступлению в Академию имени Гнесиных. Причем до этого никто не учился там. Было страшно соперничать, но при поступлении единственную пятерку поставили мне и я попал на второй курс сразу.

Так что, получилось так, что в Перми было целое композиторское движение благодаря Михаилу Козлову.

 

- Сколько вас  - источников композиторской школы?

 

- Михаил Козлов, я, Игорь Ануфриев, позже появились Лев горбунов, Никита Широков.

 

- Что отличает пермскую композиторскую школу от других российских школ?

 

- Пермская школа всегда отличалась ярким мелодизмом, почвенностью, гармонией. Она стремилась к тому, чтобы вместе с экспериментом и поиском оставалось художественное осмысление. В связи с этим была мощная опора на фольклор. Мы с Игорем Ануфриевым ездили в 1981 году в экспедицию и привезли потрясающий старообрядческий фольклор. Кое что из этого я использую до сих пор.

 

- Кто же придет на следующую программу "Пятнашки"?

 

- Жохов Анатолий Владимирович, которого я предполагаю для участия в фестивале в качестве ведущего.

Ольга Выгузова, хор "Млада".

Игорь Ануфриев.


Обсуждение
2576
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.