«Последний день Помпеи», эскиз. Художник Карл Брюллов. Картон, масло. XIX в.
В 79 году н.э. произошла страшная катастрофа – античный город Помпеи был полностью разрушен из-за извержения вулкана Везувия. Спустя столетия в 18 веке город был заново открыт, став достоянием публики. В 1827 году раскопки Помпеи посещает художник Карл Брюллов, живший в то время в Италии. Увиденное потрясло мастера, тогда и зародился замысел нового масштабного полотна, которое современники художника впоследствии назвали одной из лучших картин 19 столетия.
Тщательная подготовка к написанию эпического полотна заняла у художника больше 5 лет: Брюллов знакомился со свидетельствами очевидцев катастрофы, ездил на раскопки в Помпеи, изучал предметы быта, одежды и украшений в итальянских музеях. Находясь в Помпеи, Брюллов сделал множество набросков и зарисовок для будущей картины. В 1827-1828 годах им был создан эскиз, который сегодня можно видеть в экспозиции Пермской художественной галереи. Примечательно, что это один из первых набросков к картине. Работа совсем небольшая – 20 на 30 см, писана масляными красками на картоне. В пермское собрание поступила в 1986 году от частного коллекционера. В этом эскизе выявлен общий замысел композиции будущей картины, намечен ряд групп, которые потом войдут в произведение.
Окончательный вариант картины размером 4,5 на 6,5 метров был закончен Брюлловым лишь в 1833 году и был с восторгом принят публикой Рима, а затем Парижа и Петербурга. За этот живописный шедевр император Николай I удостоил Брюллова личной аудиенции и наградил лавровым венком, после чего мастера стали называть «великим Карлом». Само грандиозное полотно сегодня можно увидеть в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге.
Меня зовут Анна Букатова. Будем культурными людьми.