Верхний баннер
15:13 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дальний свет

28.05.2015 | 17:40
«Лучше ехать 40 в час и приехать, чем ехать 140 в час и не приехать», - Андрей Тарасов, инструктор по контравайрийному вождению
Теги: дороги, ДТП

«Лучше ехать 40 в час и приехать, чем ехать 140 в час и не приехать», - Андрей Тарасов, инструктор по контравайрийному вождению
«Лучше ехать 40 в час и приехать, чем ехать 140 в час и не приехать», - Андрей Тарасов, инструктор по контравайрийному вождению

Тема: влияние состояния дорог на статистику ДТП

Гости: Андрей Тарасов, автоэксперт, инструктор по контраварийному вождению

Программа: «Дальний свет»

Дата выхода: 27 мая 2015 года

Ведущие: Анастасия Вяткина

- Добрый день! В эфире программа «Дальний свет», у микрофона Анастасия Вяткина. В гостях – Андрей Тарасов, наш друг большой, автоэксперт, инструктор по контраварийному вождению. Мы решили сегодня с Андреем обсудить тему ДТП из-за плохих дорог. Имеет ли место на самом деле ДТП из-за плохих дорог или это просто сопутствующие факторы? Или вообще все можно предотвратить в нашей жизни? Андрей, как считаете?

Андрей Тарасов: Есть такое мнение, что не менее 95% ДТП можно было предотвратить. Очень много наших водителей находят причины везде, кроме как в себе. Находятся какие-то плохие дороги, дорожные условия, погодные и прочее, не обращая внимания на себя – правильно ли я езжу, правильно ли я выбираю скорость. То есть я считаю, что очень многое зависит от самого водителя, а не от внешних условий.

- На самом деле прихожу к выводу, что многие водители зачастую путают или подменяют понятие ДТП – ущерб машине, травма какая-то людская или просто наехал на ямку, пробил колесо. И то, и другое, действительно, ДТП, но очень не хотелось бы эти понятия путать.

Андрей Тарасов: Я думаю, что здесь проблема более ментальная и более социальная, потому что вот эта история, когда люди не хотят нести ответственность, она вообще связана с нашей жизнью, а в автомобильном вождении она более концентрировано проявляется. Очень часто вот это нежелание признать свои ошибки, признать, что где-то недоучился, недосмотрел, я был отвлечен, это все мешает признать, что нужно быть более внимательным. Сев в автомобиль, мы попадаем в более агрессивную среду. Это очень интересное и нужное дело – водить автомобиль, но, тем не менее, это совершенно другая среда. Попав в нее, надо понимать, что и скорость твоя иная, и, самое главное, ответственность выше. Потому что не только машина повреждается, если будет ДТП с какими-то последствиями, я буду обузой для своих близких – зачем это делать, если можно было предусмотреть. Поэтому здесь очень важно такое личное ответственное отношение к себе, к своей жизни и к своим близким.

- Сейчас в интернете очень популярна фраза: «Включил зажигание – включи мозг». Проблема внимательности. До эфира специально поинтересовалась в нашей пермской ГАИ, как часто становится именно плохая дорога основной причиной аварий? И ответ был для меня неожиданным – она не становится основной причиной, она становится сопутствующей. А в основной формулировке водитель не справляется с управлением.

Андрей Тарасов: Либо не выбрал безопасную скорость, не учел дорожные условия, выехал на встречку…

- И проблема плохих дорог становится сопутствующей, и что самое удивительное – гораздо большая часть вот этих сопутствующих причин даже не плохие дороги, а отсутствие внимания. Конкретный пример – рекламные щиты. Водитель действительно на них очень много отвлекается. И ситуация может произойти таким образом: едет дама на своем красивом автомобиле, увидела щит 6 на 3 метра, там скидки на шубы 70%, бац, кого-то не пропустила, не заметила… И вот нет ни шубы, ни бампера. Отсутствие внимательности. И таких аварий по подсчетам пермской ГАИ действительно больше, а остальные дорожные дефекты, например, становятся менее сопутствующими.

Андрей Тарасов: Я хотел бы обратить внимание, что важная составляющая водителя – умение смотреть и видеть то, что видишь. И здесь на самом деле не очень сложные правила поведения. Есть определенная система осмотра дороги, всех зеркал, причем правого тоже – потому что многие спрашивают, зачем смотреть в правое, если я еду в правом ряду. Но если у меня есть привычка обсматривать все зеркала один раз за 6-8 секунд, как рекомендуют нам различные школы обучения, то тогда у меня есть представление, что где происходит. Взять себе за правило этот способ использовать, и вы будете больше видеть то, что происходит на дороге, а не вокруг нее.

- В зеркала-то я смотрю назад, а ямы у меня впереди.

Андрей Тарасов: Есть такое понятие – большая картинка. Надо видеть максимально далеко вперед. То есть чем дальше смотрю на горизонт, если есть такая возможность, то там я замечаю какие-то торможения, которые делают водители, значит, там может быть открытая яма или другие проблемы на дороге, и чем дальше я буду видеть, тем лучше. Здесь можно такой совет дать… Вот когда мы читаем какую-нибудь книгу, детектив интересный, где есть сюжетная линия, где мы пытаемся разгадать, кто плохой, а кто хороший, кто враг, а кто нет. Здесь такая же история. Водитель попадает в систему, где он должен угадывать, что будет происходить, на шаг, на полшага, на два шага вперед. Когда я еду в таком тонусе наблюдения, в тонусе поиска опасности, что там кто-то может выйти неожиданно, там кто-то стал тормозить, там аварийка зажглась. Когда я нахожусь в поиске этих опасностей, тогда я защищаю себя ото всех проблем. Когда же я еду, как многие водители, беспечно слушая музыку, общаясь со спутницей или спутником, полулежа в кресле, тогда, конечно, будет неожиданным то, что происходит – или какая-то яма, или знак в привычном месте сменили, или что-то еще. Получается, всех поставил в более сложные условия, а сам к ним не подготовился.  Ведь когда холодно, мы же надеваем теплую одежду, мы же не ходим в шортах, когда на улице +5. Так и здесь, сел за руль – попал в другую среду. Надо понимать, что получив водительское удостоверение, вы сделали только первый шажочек в этот мир. Здесь очень многому можно научится самому, читая интернет, и пытаясь это дело искать. Не думать, что я вот езжу, и само придет. Оно может очень долго приходить, и иногда с тяжелыми травмами по пути.

- В автошколе у нас как-то учат адекватно реагировать на всевозможные дорожные препятствия?

Андрей Тарасов: Автошкола будет готовить, опираясь на требования экзаменаторов. То есть если система экзаменов начинает смотреть не только на поворотник, который включают или не включают водители, а начинает оценивать уровень внимания, тогда автошкола будет готовить. У меня есть такие примеры, занимаясь с теми, кто закончил автошколу, я вижу, что поворотник включается всегда: надо и не надо, в любом месте, потому что это требуют на экзамене. Это не плохо. Но если бы там еще требовали смотреть далеко, оценивать ситуацию, смотреть в зеркала и прочее. Если будут тестировать именно внимательность, тогда автошкола будет к этому готовить. Я думаю, здесь момент экзаменационного действия более важен, чем система автошкол.

- То есть если у нас в школах научат все это предупреждать и быть внимательным, то мы как раз придем к первому варианту – можно предотвратить.

Андрей Тарасов: Опять же, автошкола действует в рамках существующей ситуации. В экзамене нет оценки внимательности, и если нет более жестких требований, где ты переезжаешь два перекрестка, один разворот и все, тогда тебя к этому подготовят. И тут есть интересные наблюдения. Автошколы могут готовить очень хорошо, но это будет личное дело инструктора или директора одной автошколы. Системы такой, к сожалению, пока еще не существует. Почему-то считается, что получил права – и все. Поэтому если говорить о каких-то системных вещах, то я бы изменил саму систему экзамена. Не сколько там на площадке они делают разворотов, поворотов, подъем в гору и так далее. Это важный момент, но если он выезжает на перекресток и его не осматривает предварительно… Есть очень простое правило: поворачивая направо на перекрестке, сделай взгляд налево, направо, налево, потому что слева идет опасность для тебя. В некоторых странах типа Норвегии это проверяется на экзамене, инструктор смотрит, сколько раз и куда ты посмотрел. Это определенная планка, которая позволяет тебе быть более готовым. Поэтому здесь все упирается в личное дело водителя, потом что это ему в первую очередь нужно быть безопасным, ему нужно доехать домой живым и здоровым и не поломать ничего. Ну и, конечно, систему оценки этого водителя, как он будет на экзамен выходить. Только так это можно пытаться менять. А на самом деле, если я сел за руль, то я должен учитывать все происходящее. Тут не на кого сваливать, за все отвечаю только я.

- В автошколе не очень ямы объезжают, а если уже повышать квалификацию, то есть шанс, что там можно научиться адекватно и грамотно это делать.

Андрей Тарасов: Понимаете, у нас такая вещь социальная, почему-то нет стремления учиться дальше. Не в смысле идти к кому-то учиться, а в смысле самому себя совершенствовать. Есть люди, которые по жизни нацелены на то, чтобы быть лучше, но их не очень много почему-то. А вот это вот, что я получил права, проехал два раза и я уже молодец. А это ведь только начало. И здесь, слава Богу, есть много информации, чтобы научиться.

- А что мне делать, если впереди меня ни одна машина не ехала, я не видела, тормозят они там или не тормозят. Еду на среднегородской или среднетрассовой скорости, и вдруг я понимаю, что вот уже передо мной яма, и, возможно, я не успею ее объехать, а убивать подвеску не хочется, а сзади меня еще одна машина. Что делать в такой ситуации? Пытаться объезжать или убивать подвеску?

Андрей Тарасов: По поводу объезжать или не объезжать. Тут очень интересная вещь, в любой стране они очень схожие. Маневрирование у нас запрещено и опасно, потому что если … Есть такое правило: не вижу – не еду.

- У нас звонок. Здравствуйте!

- Здравствуйте, меня зовут Александр. Мне кажется, что 30% аварий, конечно, из-за плохих дорог. И вот Андрей Тарасов говорит, что мы поздно замечаем эти ямы – ям не должно быть на дороге. Если на дороге есть ямы, то это уже не дорога.

Андрей Тарасов: Судя по вашим словам, у нас много чего не должно быть. У нас не должно быть туманов, дождей, но это есть, у нас есть некая данность, в которой мы живем.

- Вот давайте пообсуждаем. Я в воскресенье улетел с трассы. Я на мотоцикле был. Я ехал по своей полосе, никого не трогал, скорость была порядка 80 км за городом. Ехал и при въезде в гору на повороте большая яма, мне либо под машину нужно было ложиться – уходить в соседний ряд, либо уходить на обочину.

Андрей Тарасов: А вы эту яму раньше не видели?

- Нет. Она вот в гору поднимаешься – и сразу передо мной большая яма на всю полосу. И там нельзя на двух колесах на повороте по яме проехать, там только прямо можно. Так вот, я выбрал прямо – уйти с трассы. Я перевернулся, ушибы получил, ладно хоть ноги и руки целы. Я записал на видео все, но к кому-то обратиться, то скажут же, что надо было тихо ехать. Ну сколько тихо? Ну, давайте за городом 20 км ехать!

- Александр, а раньше этой ямы там не было?

- Едешь в другом городе, в другом регионе, откуда знать, была там эта яма или не была.  Когда-то она там появилась, не только же передо мной за 15 минут.

Андрей Тарасов: Понятно, что есть 3-5%, которые можно посмотреть. Безусловно, нет 100% гарантии. Но, тем не менее, история, которую сейчас рассказывали – если бы эту яму видели на машине, я опираюсь на опыт вождения именно автомобиля.

- Давайте еще один звонок примем. Здравствуйте!

- Здравствуйте. Я вас сейчас слушал. Чем хуже дороги – тем меньше аварий. Будут плохие дороги, то аварий вообще не будет. Поэтому не надо ремонтировать. Будем ездить, как в первобытнообщинном строе и аварий не будет, все люди будут целы.

- Спасибо вам!

Андрей Тарасов: Да, чем лучше дорога, тем чаще там бывают аварии.

- Действительно, когда дорога гладкая и красивая, то по ней все начинают, откровенно говоря, шпарить, от этого и проблема. У нас еще один звонок. Здравствуйте!

- Здравствуйте. Меня зовут Василий, город Пермь. Мое мнение такое, что большинство аварий происходит из-за плохих дорог. Возьмем пример, дорога в сторону Кунгура, это просто стыдно должно быть иметь такую федеральную дорогу.

- Вы имеете в виду дорогу, где идет ремонт сейчас.

- Ремонт ведется, там все нормально, но когда его не было, и дальше, где еще нет новой дороги, там безопасно ездить просто невозможно, потому что дорога двухполосная, она связывает Пермь и Екатеринбург, то есть трафик там очень серьезный. И когда я еду к себе на дачу, понятно, что я не могу ехать 40 км за какой-то фурой, и приходится совершать порой опасные маневры.

Андрей Тарасов: А почему вы не можете ехать 40 км за фурой?

- Зачем мне тратить свою жизнь за рулем.

Андрей Тарасов: То есть у вас такая чаша весов, или опасный обгон или…

- Другой пример – Пермь-Березники, каждый подъем там идет расширение дороги, тихоходы уходят вправо, легковые автомобили их обгоняют. Проблем никаких нет. То есть когда я еду в Березники у меня не возникает опасных ситуаций, когда надо обогнать длинный грузовик, то есть я просто дожидаюсь вот этого подъема и спокойно его объезжаю.

Андрей Тарасов: Я понимаю, о чем вы говорите, но здесь тоже надо иметь терпение, потому что ставя себя в рискованную ситуацию, рискуя своей жизнью и жизнью своих близких – это более опасно, чем ехать 40 км за фурой и терпеть.

- Трассу Пермь-Екатеринбург, я думаю, дочинят к 2017 году.

Андрей Тарасов: Все-таки если возвращаться к этому вопросу, тут надо смотреть, опыт, когда мы едем 40 км за час за фурой – не так это часто бывает, поэтому потерпели-потерпели, нашли место и обогнали. Потому что ценность моих близких важнее, чем это расстояние. Конечно, хочется, бывает, обогнать, но надо терпеть.

- У нас еще звонок. Здравствуйте!

- Здравствуйте. Меня зовут Олег. Не могу остаться равнодушным к теме вашей передачи. Мне довелось неделю попользоваться услугами такси в Пекине. Насколько они ездят безобразно – это ужас. Но за эту неделю, которую я там пробыл, я увидел одну-единственную аварию, одна машина догнала другую, и стояли разбирались по бамперам. Вернулся домой, живу в Закамске, ехал со стороны кольца в Закамске до кольца в Сосновом бору, в те времена уже и дорога разделительная, и по две полосы в каждую сторону – так вот, на этом отрезке насчитал 4 аварии.

- Скажите, а аварии – примерно на глаз поняли, в чем причина?

- В моем понимании, там кто-то кого-то подрезал, кто-то с управлением не справился, потому что вижу, что сошлись, и какие-то свои разборки, характер не могу сказать. Но я понимаю, что это из-за нашей безалаберности.

Андрей Тарасов: То есть это проблема водителя, он виноват, что попадает в аварию.

- В моем понимании – да.

- Спасибо вам за ваше мнение, до свидания! А я хотела поговорить о колее. Это действительно проблема, и при попадании в колею чувствуешь себя крайне некомфортно, быстро пытаешься поймать машину, которая начинает по этой колее вилять. И вот ул. Якутская – сейчас там перекладывают асфальт, но она была одним из тех мест, где действительно проблема колеи чувствовалась особенно остро. И, на мой взгляд, все вот эти 4 аварии, про которые наш слушатель только что рассказывал, могли произойти как раз из-за этого. Как себя вести в колее?

Андрей Тарасов: Это опять же упирается в технику вождения. Первое – в колее ехать не надо, если можно ехать не в колее, то надо ехать не в колее. Особенно, если у нас идет дождь, где скапливается вода, и может быть такой элемент, как аквапланирование.  Если попали в колею, то не дергайте рулем. Одна из больших проблем – это излишне размашистые движения рулем. Не координация руля и газа, большие повороты, они могут показать не очень большие, но этого уже достаточно, чтобы вас оттуда выкинуло. То есть держим руль строго прямо, снижаем скорость, потому что чем ниже скорость, тем лучше вы будете успевать реагировать. Чем скорость будет выше, тем сложнее вам будет.

- Если я еду по трассе, где мне встретилась серьезная колея, по которой я спокойно ехать не могу, еду я на трассе 90-100 км/ч. До какого предела нужно скорость снизить?

Андрей Тарасов: 50-60 км/ч. Тут все упирается в то, о чем мы сегодня говорили – постоянные чаши весов. Либо наше желание ехать быстрее, показать себя, либо терпеливо вынести этот момент и поехать дальше. Эта колея не бывает вечной. Да, надо потерпеть, потом поехать, и вы догоните свое время. Тем более когда мы едем по трассе, здесь не бывает каких-то локальных побед, здесь ты выехал и едешь 2-3 дня по трассе, и вот когда ты доехал живой и здоровый, тогда это победа. А не обгон на каком-то участке, широком или узком. Здесь как в жизни, ты ведь живешь не один день, ты живешь, надеясь жить долго. Колея бывает очень опасна, поэтому когда я в нее попадаю – я снижаю скорость до 30-60 км/ч. Мы в тумане или снегу едем же медленно. Тут есть момент некой бесшабашности, безалаберности. Когда я вижу перед собой снегопад, гололед, я более остро ощущаю опасность. А тут я еду и еду, и ничего страшного. Чуть дерну рулем, кого-то пытаешься обогнать или объехать, и машина может из этой колеи выкинуть, поэтому очень важно быть ответственным перед самим собой.

- Итоги голосования говорят о том, что пермские водители единогласно решили: 100% вины за ДТП – это плохие дороги. Может, наши дорожники примут во внимание и что-то изменят.

Андрей Тарасов: Это проблема социальная и ментальная, потому что легче всего свалить на кого-то. Тем более дорожники этот повод дают. Я не люблю плохие дороги, но когда мы пытаемся найти причину не в себе, а в дороге, инспекции, в окружающих водителях – они все такие плохие, а я хороший... Потому что я, когда слышу, что вот такой-сякой, обогнал, подрезал… Так смотри в зеркала, учитывай, что ты попал в другую среду! Видишь тонированную машину – держись от нее подальше. Видишь, большой грузовик едет – он тебя может просто не видеть, поэтому уйди из его мертвой зоны, и тогда ты будешь в безопасности. Попасть в какую-то проблему легко, когда ты не думаешь о себе и своих близких. Типа я выехал, и меня все должны слушать. Нет, на дороге все равны.

- Я вот подумала, что автомобилистам проще переносить проблемы дорог, у нас все-таки 4 колеса. Есть понимание, что для двухколесных ребят проблема действительно большая, потому что у них нет 4-х точек опоры.

Андрей Тарасов: Надо позвать кого-то из них. Вообще я их уважаю, потому что 2 колеса – это сложнее, чем 4. На самом деле, на мотоциклах ездят сильные люди. Слышу отзывы тех, кто ездит часто: разметка очень скользкая, песок более скользкий. То есть система выживания на мотоцикле более сложная. Надо кого-то пригласить, чтоб он давал советы, там же тоже есть начинающие мотоциклисты.

- Позовем. Я думаю, вот эти 100% нам наголосовали как раз мотоциклисты, потому что им действительно тяжелее, чем нам. Какие советы вы еще можете нам дать, чтоб плохие дороги не стали для нас проблемой, помимо того, что включать голову?

Андрей Тарасов: Сейчас, для тех, кто желает ездить лучше, быть лучше в качестве водителя, много есть информации в интернете на различных порталах автошкол, где есть определенные и вполне простые советы. Как смотреть, с какой системой смотреть, как часто, как далеко. Есть таблицы Шульте, которые публикуются периодически, можно проверить внимание, это очень простая таблица, с которой ты можешь оценить, насколько ты внимателен. Там понимаешь, что когда у тебя есть система осмотра, то ты лучше видишь, а когда системы нет, то ты попадаешь в ситуацию хаоса и не успеваешь заметить. Все-таки думаю, что нужно включить голову и стараться быть лучше в любом деле, которое ты делаешь. Тем более, за рулем цена ошибки очень высокая. Если ты будешь ездить беспечно, ты получил права и молодец, то это заканчивается историями «не справился с управлением»…

- Зачастую виновата колея, когда человек на скорости не понимает опасности этой колеи, начинает из нее выезжать и чрезмерно крутит руль, его уносит, заматывает. Особенно, если это ледяная колея зимой. Есть еще такая проблема, я на трассе с ней сталкиваюсь очень часто, и мне не совсем понятно, кто виноват. Узкая обкрошенная бровка. Когда ее цепляешь колесом, ты понимаешь, что автомобиль тоже может потерять управление, особенно если это на большой скорости происходит.

Андрей Тарасов: Снижайте скорость.

- Все равно снижайте скорость? То есть ездите по трассам 40 км/ч?

Андрей Тарасов: По ситуации, иногда и скорость 100км/ч бывает нормальной. Важно понимать, где ты находишься, в каком месте. Если это ровная широкая дорога с хорошей ровной обочиной, то 90-120 км/ч. Плохая дорога, колейность, ямы… Такие были участки в сторону Кирова, где не разогнаться, где ямы, поэтому когда это знаешь, то надо учитывать. Здесь дело не в самой цифре скорости, а в самой ситуации. Потому что лучше ехать 40 и приехать, чем ехать 140 и не приехать.

- На мой взгляд, снижать скорость точно нужно в тех участках, где идет сейчас реконструкция, это Шоссе космонавтов. Я там бываю раз в неделю и замечаю, что если редко бываешь, то ландшафт меняется, каждый раз какие-то повороты. А вот с завтрашнего дня вообще закрывают, движение только по одной стороне, встречные потоки не будут разделены. Такая же ситуация на улице Якутской, встречные потоки тоже не разделены. Снижаем скорость?

Андрей Тарасов: Чем меньше скорость, тем больше времени для реакции. Поэтому снижайте скорость, будьте внимательны и удачи вам на дорогах!


Обсуждение
2524
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.