Верхний баннер
19:33 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Ищем вход

23.09.2007 | 22:00
Нарушения в ходе предвыборной кампании
Ведущий:
Добрый день. У микрофона Анастасия Сечина. За звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. Мы начинаем наш дневной эфир. Я представляю гостей, гостей студии. Это координатор Пермского филиала Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Урал» Виталий Ковин. Здравствуйте, Виталий.

Ковин:
Здравствуйте.

Ведущий:
Очень длинное такое у вас название вашей должности. И это политолог, сотрудник Пермского центра развития политической культуры Мария Иванова.

Иванова:
Добрый день.

Ведущий:
У вас есть еще одно вот в вашем представлении Виталий мне прислал также вас как… представлял как сотрудника еще другого заведения учебного, да?

Иванова:
Да, институт философии права Уральского отделения Российской Академии Наук. Т.е., я вот, помимо еще общественной деятельности, занимаюсь еще и научной деятельностью…

Ведущий:
Понятно.

Иванова:
… как раз в сфере партийных систем.

Ведущий:
Сегодня мы поговорим, ну, вот в очередной раз поговорим о приближающихся выборах. И поговорим больше, наверное, в разрезе нарушений, которые на этих выборах выявляются, поскольку все-таки «ГОЛОС» он занимается мониторингом таких нарушений. Ну, безусловно, коснемся и других, около тем, тем, которые находятся также вот в этой сфере, и которые, безусловно, не коснуться нельзя. У нас есть к вам вопрос. Вопрос очень простой. Вопрос, задаваемый уже, наверное, который мы задавали в «Развороте», но, тем не менее, на который мы снова просим вас ответить. В том числе и для наших гостей, им интересно ваше мнение. Пойдете ли вы, очень простой вопрос, пойдете ли вы на выборы в декабре… какого у нас там?

Ковин:
Второго.

Ведущий:
…второго декабря придете ли вы на избирательный участок? Да, нет. Если да, то почему, если нет то тоже, соответственно, почему? 261-88-67. В течение всего эфира вот ответ на этот простой вопрос мы будем принимать с помощью телефона, который я уже озвучила, и с помощью эфирного ICQ 404581017. Виталий, все-таки сначала хотелось бы немного об организации «ГОЛОС». Звучит вот, у нее название такое Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества, да, верно?

Ковин:
Ну, да. Ассоциация «ГОЛОС», а «ГОЛОС» это изначально создавалось как партнерство, как ассоциация общественных организаций в 2000-м году. Его учредителями выступило несколько уважаемых общественных организаций. Ну, в Москве. В том числе Хельсинская группа, Женский информационный центр, там, сообщество молодых юристов и так далее, так. Т.е., создавалась эта организация в 2000-м году как раз с целью общественного наблюдения, общественного мониторинга за избирательными процессами. Ну, поскольку, как бы, совершенно очевидное достижение, итак сказать, перестроечного, пост перестроечной эпохи, реформ, это создание как бы системы свободных выборов у нас в стране. Но не все так просто и гладко. И поэтому разного рода общественные организации, общественные лидеры решили создать подобного рода организацию, которая бы с их точки зрения отражала интересы, прежде всего, избирателей, а те, так сказать, активных участников борьбы за политическую власть в стране. Вот. И ну, как бы, с точки зрения общества, как бы, наблюдать, следить за тем, все ли в порядке вот в данном избирательном процессе.

Ведущий:
Вот проясните мне практический механизм. Каким образом вы мониторите, насколько, я понимаю, и ход предвыборной гонки? Даже не только предвыборной. С момента начала регистрации кандидатов, вы уже начинаете наблюдать, ведь так? Вы уже начали это делать, если говорить о предстоящих выборах в Госдуму. Механизм каков?

Ковин:
Ну, изначально «ГОЛОС» занимался тем, что в первую очередь мониторил и наблюдал за собственно самой процедурой в день голосования. Т.е., на избирательных участках, вот.

Ведущий:
В качестве наблюдателя.

Ковин:
Да, в качестве наблюдателя, когда позволяло законодательство, когда общественных наблюдателей допускали на избирательные участки. Вот. Но чем дальше, тем больше «ГОЛОС» стал, как бы, понимать, что очень много в выборах решается собственно до дня голосования. И сам избирательный процесс он весьма длительный, там, более трех месяцев занимает. Вот. И многие там нарушения естественно, там, они происходят еще до дня голосования. Поэтому на этих выборах вот, которые состоятся 2 декабря, «ГОЛОС» вышел с программой долгосрочного наблюдения. Вот. Т.е., по специальной методике, разработанной московскими экспертами, вот. Из различных, так сказать, специализирующихся в этой сфере институтов, организаций, в том числе, там, Независимый институт выборов подключен. Значит, создана методика анализа вот хода избирательного процесса. Т.е., фактически по каждому пункту, по каждому разделу заведены параметры, которые мы отслеживаем и фиксируем. Т.е., соблюдается в данной сфере избирательное законодательство или есть какие-то отступления. Методика достаточно сложная. И как бы вот в эфире ее в два слова не объяснишь.

Ведущий:
Понятно. Я думаю, что это все-таки останется вашим внутренним таким руководством, которое, ну… сложно, сложно это…

Ковин:
«ГОЛОС» - открытая организация. И мы готовы предоставлять…

Ведущий:
Я понимаю. Если кто-то захочет, потребует…

Ковин:
… поскольку и сами выборы, да, сами выборы, да, конечно выборы – открытая система. И те, кто в них действует, мы считаем тоже должны соблюдать правила открытости. «ГОЛОС» соблюдает правила открытости. И готов предоставить любую информацию, которая у нее имеется. Мы собираем из открытых источников и в открытые же источники ее и поставляем.

Ведущий:
Зная наших слушателей, можно было бы предположить такой вопрос. Вопрос, вызванный недоверием вообще к тем или иным игрокам на политическом поле. Они могут спросить просто – кто за вами стоит? Но если перефразировать это, то, что является гарантом вашей независимости? Как я, как простой человек, простой избирателей могу быть уверенным, что вот вы на страже конкретного избирателя, а не какой-то политической силы. Гарантия где?

Ковин:
Гарантия? Гарантия в нас, гарантия в тех, кто этим делом занимается. Вот. Конечно, там, определенная доля субъективизма, может быть, и присутствовать. Но есть некие принципы, которыми «ГОЛОС» в своей деятельности руководствуется, да. Вот. Если уж говорить там про какие-то политические гарантии, условно говоря, то «ГОЛОС» это не партийная организация. Вот. В этом году, например, координаторы «ГОЛОСа», а «ГОЛОС» присутствует в 40 регионах, составили и подписали своего рода манифест о деятельности, который как бы закрепляет, что сотрудники «ГОЛОСа» не имеют право…

Ведущий:
Состоять в политических…

Ковин:
Нет, в партиях они могут состоять, но они не имеют право входить ни в какие избирательные штабы политических партий, выступать организаторами или активными участниками политических мероприятий, организованными партиями. Т.е., подход, как бы, такой. Т.е., «ГОЛОС» открыт для сотрудничества со всеми партиями. Он приглашает к сотрудничеству всех партий, он готов сотрудничать со всеми партиями.

Ведущий:
Сотрудничать – что вы имеете в виду?

Ковин:
Сотрудничать в тех, как бы, аспектах, в которых, как бы, мы пересекаемся. Т.е., это, прежде всего, просвещение избирателей, поскольку все факторы среди… действующие лица вот этой предвыборной гонки, я думаю, заинтересованы в том, чтобы избиратели на выборы пришли. И пришли как можно более подготовленными. Т.е., программа просвещения избирателей, вот.

Ведущий:
Ну, а если приходит, например, к вам представитель какой-нибудь политической партии и говорит – вот я так заинтересован в просвещении избирателей, давайте выпустим сейчас вот такие вот буклетики и такие календарики, а на них еще внизу, в уголочке, ну, как партнер программы поместим логотип нашей партии.

Ковин:
Нет, вот именно такой подход, как бы, для «ГОЛОСА» не приемлем. Вот. Тут принцип такой. Либо сотрудничать со всеми, либо напрямую, как бы, вот ни с кем. Т.е., если вот представители партии придут вот с таким предложением, то, соответственно, контрпредложение будет обратиться с таким предложением к другим партиям.

Ведущий:
Собрать всех в кружочек.

Ковин:
Ну, может, всех, не всех, но поставить там лейбочки, значочки и других политических партий .

Ведущий:
Желательно оппонентов.

Ковин:
Ну, я думаю, вряд ли они на это, конечно, пойдут. Вот. Обычно происходит наоборот. Т.е., мы обращаемся к представителям партий. Вот. Ну, кто откликается, тот откликается. Значит, ну, как правило, там, ну, несколько. Т.е., никогда такого не было, чтобы на наши действия, мероприятия там приходили представители только одной партии.

Ведущий:
Ну, вот давайте непосредственно о нарушениях поговорим. Не один год вы наблюдаете. Хотя, вот за ходом, конкретно за предвыборной гонкой вы только с этого года, я вот упустила этот момент, начали наблюдать?

Ковин:
Вот что нужно пояснить. Хотя организация была создана в 200-м году, в Перми, вот, пермское представительство появилось только в 2005-м. и соответственно на предыдущих федеральных выборах в Перми вот такого общественного наблюдения не было, так, оно не было организовано. Т.е., это для нас, как бы, вот впервые. С другой стороны мы наблюдали за ходом избирательного процесса вот в пошлом году, 3 декабря на выборах в краевое Законодательное собрание и на выборах мэра и депутатов города Перми. Вот. Т.е., вот этот опыт наблюдения как бы у нас есть. Он, конечно, небольшой, невеликий. Надо признаться. Вот. Т.е., мы только так сказать учимся, готовимся. Потому что дело это достаточно сложное, серьезное. Вот. И как бы сравнить с ходом предыдущей федеральной избирательной кампании сравнивать достаточно сложно.

Ведущий:
Понятно.

Ковин:
Еще и потому, что законодательство очень сильно изменилось за это время.

Ведущий:
Тем не менее. Вот на основе имеющегося опыта вот можете ли вы сказать, что есть какие-то нарушения, какая-то группа нарушений, которые вы выявляете чаще всего?

Ковин:
Ну, вот из того, что мы, как бы, наблюдали, за 2006-й год, наблюдали мы, прежде всего, за деятельностью участковых избирательных комиссий в день голосования. Так. Вот. Соответственно, в основном большинство нарушений связано с тем, что избирательные комиссии не достаточно четко и скрупулезно соблюдают те процедуры, которые предписаны законодательством по организации выборов, по подсчету голосов, по нахождению, там наблюдателей. Вот. При этом нельзя сказать, что это какие-то сверх грубые там нарушения, которые бы кардинально влияли на конечный результат. Так. Вот. Но достаточно, как бы… Вот понимаете, закон, как бы, написан, да, и требуется соблюдение от А до Я, всех вот положений вот этой процедуры, например, подсчета голосов. Да. Но вместо от А до Я там соблюдается только…

Ведущий:
От И до М.

Ковин:
Ну, как-то вот так вот. Да. Соответственно какие-то вещи выпадают в силу ряда причин, прежде всего, там, ну, например, причин субъективных. Т.е., избирательная комиссия хочет побыстрее подсчитать голоса и уйти домой, да. И, соответственно, поэтому вот там, скажем, вот эта процедура перекладывания бюллетеней из одной стопочки в другую, она, как правило, не соблюдается. Потому что это так сказать удлиняет процесс, ну, иногда на несколько часов.

Ведущий:
Мария, вы участвовали вот конкретно в выборах в качестве непосредственно наблюдателя, например?

Иванова:
Да, безусловно.

Ведущий:
Ну, вот что вы можете сказать? Т.е., те нарушения, о которых говорит Виталий, это нарушения, ну, скажем так, не специальные для того, чтобы подтасовать результаты выборов, а просто или по незнанию, или даже по лени, по спешке? Как вы можете охарактеризовать их?

Иванова:
Ну, на самом деле, в той или иной степени я наблюдаю за процессами выборов с 2003-го года. И примерно с того же времени занимаюсь проблемами мониторинга деятельности политических партий. И нужно сказать, что вообще в целом основной блок нарушений, так или иначе, связан.. они не являются преднамеренными. Они, как правило, происходят по незнанию определенных ситуаций и в связи с отсутствием налаженных форм взаимодействия между политическими актами.

Ведущий:
Ну, а как же устоявшаяся точка зрения о том, что все в нашей стране, все результаты выборов фальсифицируются? Происходит вброс. И потом на подсчете, как хотят, так и воротят, что называется.

Иванова:
Безусловно, в каких-то других регионах страны эта ситуация она на самом деле более острая. Но Пермский край в целом достаточно стабильный регион в этом отношении. Да, я могу сказать, что мы в этом плане вот в сфере подготовленности избирательных комиссий в целом выглядим более…

Ведущий:
В сфере подготовленности избирательных комиссий или в сфере отсутствия вот таких ярко выраженных нарушений связанных с фальсификацией результатов выборов?

Иванова:
Прежде всего, в связи с нарушениями, связанных с фальсификацией выборов в целом более позитивно относительно других регионов. Ну, например, в Башкирии, Татарстане гораздо более острая ситуация в этом отношении.

Ковин:
Т.е., такого, чтобы на избирательном участке там 70-80 процентов проголосовало за какого-то одного кандидата или за какую-то одну партию, ну, там достаточно редкое явление. И оно как-то сразу вызывает соответственно вопросы. Т.е., поскольку ситуация все-таки в Пермском крае она достаточно конкурентная, и выборы показывают. Вот. Все-таки представители от разных там кандидатов, партий они присутствуют на участках и более менее, так сказать, худо или хорошо они этот процесс пытаются отслеживать. Вот. Другое дело, что сейчас как бы технологии эти вот достижения необходимого результата, они как бы сместились собственно на сам избирательный процесс до дня голосования.

Ведущий:
Что вы имеете в виду?

Ковин:
Ну, попытаться просто исключить из борьбы вот противника, своего оппозиционера, там или еще кого-то, вот, на стадии до дня голосования…

Ведущий:
Т.е., не топорное… не вбрасыванием, ни фальсификацией результатов, а другими методами.

Ковин:
Да, топорное, вот, как вы сказали, вбрасывание, оно достаточно редкость стало большой.

Ведущий:
261-88-67. телефон прямого эфира. 404582017 эфирное ICQ. У нас есть к вам вопрос. Но помимо этого какие-то свои реплики вы также можете добавлять. Уважаемые гости, наденьте наушники. Добрый день.

Слушатель:
Алло, здравствуйте.

Ведущий:
Здравствуйте. Говорите.

Слушатель:
Николай. Вот у меня вопрос возник.

Ведущий:
Задавайте.

Слушатель:
Вы помните … (неразборчиво) скандальной историей, когда вот эта женщина, которая руководила избирательной комиссией области, она в судебном порядке наказана за те злодеяния, которые нанесла системе или нет? Ну, по снятию помните? Вот это самое. Это ж кино было целое.

Ведущий:
По снятию кого?

Слушатель:
Ну, вот смотрите, того, одного, сего. Я помню, Окунев там был. Т.е., либо кто поставят. И так часть других кандидатов. Вот она наказана в судебном порядке за это?

Ведущий:
Вы имеете…

Слушатель:
А? Вот эта женщина, которая, с прической с высокой.

Ведущий:
Понятно. Слушатель : Ну, которая председатель избирательной комиссии была.

Ведущий:
Понятно, понятно. Вы имеете в виду выборы в Зак.собрание Пермского края?

Слушатель:
Конечно, конечно, в Зак.собрание когда было.

Ведущий:
Все.

Слушатель:
И в первую очередь я считаю, что надо наказать по полной программе тех кто, это напутал.

Ведущий:
Николай, скажите, все-таки сейчас ответ по этому поводу прозвучит. А вы ответьте на наш вопрос. Вы на выборы придете 2 декабря?

Слушатель:
О, я хожу каждый раз, к сожалению. Я приучен видать с детства.

Ведущий:
Хорошо, понятно. Т.е., это уже привычка такая?

Слушатель:
Да, привычка, потому что идешь, как это обязанность вроде бы.

Ведущий:
Ну, неплохая привычка, я так думаю. Спасибо за звонок. Виталий. Понятно, т.е., о чем идет речь. Да, выборы в Зак.собрание Пермского края, было много всего.

Ковин:
Да, насколько я понял, речь шла о фигуре Татьяны Викторовны Бородиной, которая была председателем временной избирательной комиссии. И стала председателем краевой избирательной комиссии. Но вот тот вопрос, связанный со снятием конкретных кандидатов, он ведь не к ней, собственно, адресован напрямую. Насколько я помню ситуацию, все эти снятия, в том числе, вот там фамилия Окунева прозвучала, они происходили на уровне территориальных избирательных комиссий. И соответственно снятые кандидаты, они потом оспаривали эти решения в судах. Вот. Кто-то успешно оспорил это решение. Тот же Окунев, соответственно, был восстановлен в статусе кандидата, и потом на выборах победил. Так. Вот, ну, т.е., можно сказать, что суд здесь восстановил.

Ведущий:
А вот здесь с юридической точки зрения вот какой вопрос. Избиратель является заинтересованным лицом, чтобы вот в каких-то подобных аналогичным случаях подавать заявление в суд? Или только кандидат может это сделать? Чтобы оспаривать, ну, например, свое снятие.

Ковин:
Нет, ну, снятие касается кандидата. Соответственно, он по этому поводу заявление в суд и подает.

Ведущий:
Я понимаю. Избиратель может в суд подавать?

Ковин:
Избиратель может подавать, во-первых, жалобу в избирательные комиссии по поводу нарушения его избирательных прав. И такие как бы прецеденты есть, и комиссия должна на них реагировать. Причем, жалобы как индивидуальные, так и коллективные поступали и поступают в комиссию. Вот. И может, в принципе, напрямую обратиться и в судебный орган, если считает, что его нарушены права, как избирателя. Т.е. законодательство это позволяет.

Иванова:
Безусловно, нужно еще также добавить, что избиратель может оспаривать определенные нормы в законодательстве через судебную систему.

Ведущий:
Что вы имеете в виду?

Иванова:
Ну, определенные нормы законодательства, которые считают несправедливыми или затрагивающими в той или иной степени его избирательные права.

Ковин:
Ну, например, через конституционный суд, в том числе.

Ведущий:
Ну, сами представляете в нашей ситуации запустить вот ту машину, которая касается каких-то отдельных принятых уже законодательных актов, ну, я не знаю, было бы, мне кажется, утопично рассчитывать на успех.

Ковин:
В нынешней ситуации - да. Но опять же во многом от выборов от результатов выборов зависит будущие возможности изменения избирательного законодательства это еще один из поводов прийти на выборы. И проголосовать так, чтобы будущая Государственная Дума могла более учесть интересы избирателей в следующие 4 года.

Ведущий:
Мы уходим на федеральные новости. После продолжим.

Ведущий:
Я напоминаю, кто у нас в гостях. Это координатор Пермского филиала… Можно, я сокращу вашу…

Ковин:
Да, конечно.

Ведущий:
Координатор Пермского филиала фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Урал» Виталий Ковин. Добрый день еще раз, Виталий. И это политолог сотрудник Пермского центра развития политической культуры Мария Иванова. Нарушения в ходе предвыборной кампании, нарушения в ходе выборов – это основная тема эфира. Но помимо этого говорим и о других вещах, которые связаны с выборами. 261-88-67 – телефон прямого эфира, если возникнут вопросы к нашим гостям, 404581017 эфирное ICQ для тех же целей. Ну, и вам мы вопрос задаем. Придете ли вы избирательный участок 2 декабря? Да, нет, почему? У нас есть телефонный звонок. Добрый день, говорите.

Ведущий:
Здравствуйте, как ваше имя?

Слушатель:
Матвей меня зовут.

Ведущий:
Да, Матвей. У вас вопрос или вы хотите высказать точку зрения?

Слушатель:
Реплика.

Ведущий:
Реплика.

Слушатель:
Мне кажется дело не столько в нарушениях, сколько в отсутствии гражданского общества в принципе, которое не пришло в себя после шока от выборов Бориса Николаевича Ельцина. Выбирали надежду, а оказалось алкаш хронический на троне.

Ведущий:
Т.е., вы связываете отсутствие гражданского общества с разочарованием?

Слушатель:
Да я не связываю. Цифры показывают. Ведь, ну, наверно, где-то, ???????? (неразборчиво) в других странах, где столь низкий процент явки на выборы.

Ведущий:
Хорошо. Матвей, точка зрения ясна. Вы придете на выборы на избирательный участок?

Слушатель:
Естественно.

Ведущий:
А почему?

Слушатель:
Ну, как? Это единственная возможность что-то, ну, проявить гражданскую позицию.

Ведущий:
Ну, а вы воспринимаете это, как возможность при этом что-то поменять?

Слушатель:
Нет.

Ведущий:
Понятно. Спасибо за звонок. Ну, вот, кстати, хотелось бы комментарии по нескольким частям. Вопрос первый. Отсутствие гражданского общества как следствие разочарования. Т.е., выбрали что-то, да выбрали не то. Разочаровались. И собственно, все. Низкая явка. Есть ли в каких-то других странах такая же низкая явка, как у нас? И третий комментарий . Вот такая позиция – я приду на выборы, чтоб проявить свою гражданскую позицию. Но при этом я не считаю, что смогу что-то изменить. Вот по этим трем блокам комментарии, уважаемые гости.

Иванова:
Ну, на самом деле вот вопрос, который связан с низкой явкой на выборах, на самом деле вообще в мире в целом тенденция по снижению явки сейчас наблюдается. Она наблюдается уже последние 15-20 лет. В большинстве развитых стран и в большинстве развивающихся стран.

Ведущий:
А динамика серьезная по снижению?

Иванова:
Ну, она не столь серьезна, но она стабильна.

Ведущий:
Стабильна вниз.

Иванова:
Стабильна вниз. Да, т.е. это общая проблема.

Ведущий:
А есть где-то, где идет вверх, в каких-то странах в отдельных? Тенденции на повышение явки нет вообще?

Ковин:
Ну, может быть, отчасти, это вот в странах молодой демократии.

Ведущий:
Ну, да, вот, я поэтому…

Ковин:
Да, вот в восточно-европейских, там, где идет жесткая конкурентная борьба. Вот. На грани фола. И там, естественно, избиратели, они как бы вот втянуты активно, да, вот это все муссируется, там митинги, шествия, демонстрации, и т.д., там, как бы, естественно, и явка на выборы высока. Ну, не знаю, боюсь ошибиться, но мне кажется, вот через неделю ведь состоятся выборы на Украине, 30-го числа. Мне кажется, там явка будет достаточно серьезная, учитывая вот всю предысторию, как эти выборы назначались.

Ведущий:
Ну, а что касается падения явки, что говорят по этому поводу социологи, политологи, в чем причина?

Иванова:
Причина, безусловно, она заключается в разочаровании населения в политических процессах, в политике вообще. И возможности политиков принимать решения по определенным вопросам и разрешать какие-то социальные проблемы.

Ведущий:
Что имеется в виду? Т.е., то же самое разочарование. Я проголосовал, а вышло не то, чего хотел?

Иванова:
Да, безусловно.

Ведущий:
Понятно.

Ковин:
И еще я хотел обратить внимание, что, ну, если мы сравниваем с Западной Европой, да, классический пример, вот, выборов, там, свободной демократии, та же наиболее высокая явка по выборам, как правило, муниципальных. Вот. А самая низкая явка, например, на выборы в Европарламент.

Ведущий:
И о чем это говорит?

Ковин:
А это говорит о том, что люди, прежде всего, выбирают, им интересны выборы тех людей, да, которые могут непосредственно могут решить их проблемы, да. Т.е., это вот органы муниципального самоуправления. Вот. А то, что касается, так сказать, государства со стороны в целом там, вот…

Ведущий:
Воспринимается, как политические игры, которые их не касаются.

Ковин:
Ну, да, т.е., они на это меньше. Т.е., естественно, вес голоса здесь сокращается избирателя, да. Вот. И, как бы, уверенность в том, что от твоего выбора что-то зависит, тоже снижается.

Ведущий:
Ну, вот, Виталий, смотрите, мы говорим о проблеме снижения явки избирателей в европейских странах где демократия уже не год и не два. И при этом вы упомянули страны с молодой демократией, где есть все-таки какая-то тенденция и где есть активность избирателей. У нас… Мы то ведь тоже не со старой демократией страна. Мы тоже с молодой демократией страна. Но, тем не менее. Тем не менее вот то самое разочарование уже наступило. Или я не права?

Иванова:
Дело в том, что как раз в странах, так называемой, новой демократии, это страны восточной Европы, там, безусловно, наблюдался пик явки в начале 90-х годов, в конце 80-х – начале 90-х, когда проходили первые выборы перед самым демократическим транзитом. Сейчас там на самом деле это уже несколько явка припадает на выборах. Это первый момент. Второй момент. В России немножко иная ситуация вот именно в плане выбора избирателей. На какие выборы приходить и на какие выборы голосовать. У нас самая низкая явка на муниципальных и региональных выборах. На выборах в Государственную Думу и на выборах президента у нас явка значительно выше.

Ведущий:
Опять же, почему?

Иванова:
В связи с тем, что избиратель, безусловно, отдает приоритет, именно этому уровню выборов.

Ведущий:
А почему? Т.е., ну, вот понятно объяснение – мои проблемы, я считаю, что муниципальный уровень власти может их решить. Откуда предпочтение именно вот этому федеральному уровню власти? Человек считает, что, скажем так, проблемы имеют решение, которые находятся в… как это сказать, в корне, что ли? Т.е. надо менять кардинально. Или в чем? В чем вот эта причина?

Иванова:
Ну, на самом деле, российский избиратель, безусловно, раз он приходит на федеральные выборы, в основном, считает, что тем самым считает, что основной уровень принятия решений находится именно на федеральном уровне. Именно там принимаются те решения, которые в состоянии повлиять на его собственную жизнь, а не на уровне региона и не на уровне, соответственно, муниципалитета.

Ковин:
Здесь, по крайней мере, как бы два момента. Это первый – традиция. Вот. Уверенность в том, что за все отвечает Москва, Кремль, там, царь батюшка или президент.

Ведущий:
Центризм.

Ковин:
Да, безусловно. А с другой стороны, то, о чем говорили в последнее время очень много наши власти о выстраивании некой вертикали, вот, власти, ну, народ это принял и в это поверил. Если выстроена вертикаль, соответственно, где все решения принимаются? На самом верху. А потом спускаются вниз. Поэтому местные органы власти, они не воспринимаются как нечто такое самостоятельное, что может решить их проблемы. В любом случае будут ждать сверху решений, чего поступит. Возможно, так.

Иванова:
И здесь есть еще, безусловно, один прагматический момент. Основной уровень финансовых средств он, так или иначе, у нас в российской федерации сфокусирован, да, и сосредоточен на уровне федерального центра, а не на муниципальном уровне. По большому счету муниципалитетам остаются остатки практически.

Ведущий:
Ну, и остается уповать на тот уровень, который, что ли, удастся пролоббировать, например, для какого-то региона. Так. Вот вы согласны с тем, что гражданского общества нет?

Ковин:
Нет, не согласен.

Ведущий:
Развивайте мысль. Здесь, как мне кажется, может быть несколько позиций. Его еще нет. Оно было, просуществовало очень недолгое время и уже успело умереть. Или оно уже есть, ну, и, дальше вот…

Ковин:
Оно есть. Оно постепенн6о развивается. Как сказать? Как количественно, так и качественно. Может быть, не так быстро и активно, как всем бы хотелось. Вот. И… другое дело, что вот, как бы, в классическом понимании гражданского общества, ну, сравнивая опять же с Западом, как сообщество самостоятельных свободных индивидов, объединенных, там, в группы и т.д., вот, отстаивающих свои интересы, вот в этом плане, в этом плане пока вот до этого уровня наше гражданское общество еще не поднялось. Кстати, вот вы знаете, кто самые активные лоббисты, например, в законодательных органах власти, ну, в тех же самых Соединенных Штатах, на уровнях Штатов. Вот, как правило, это профсоюзы врачей, учителей, это вот такие гражданские объединения, сообщества. Т.е., не какие-то там, ну, не знаю, крупные бизнесмены, экономисты, а именно вот подобного рода гражданские сообщества наиболее активно влияют на процесс… законодательный процесс. Вот до этого уровня, т.е., до гражданского участия такого активного в законодательном процессе наше общество, действительно, пока не доросло. Но, я думаю, что это перспектива, и весьма близкая.

Ведущий:
Ну, а как процесс становления гражданского общества связать с падением явки все-таки? Казалось бы, если мы в процессе становления, то она должна или не падать, по крайне мере, или расти там. Нет? Я не права?

Ковин:
Мне кажется, что эти процессы, они напрямую не взаимосвязаны. Вот. Тем более, что в целом, как бы, в мире происходит некоторое такое разочарование от парламентской демократии, да. Вот сейчас более интересны другие формы гражданского участия, гражданской активности. Вот. Т.е., не через, так сказать, выборы, не через избрание депутатов.

Ведущий:
Ага.

Ковин:
Да, т.е., ну, прямые формы участия. Вот.

Ведущий:
Слово Вике Муромцевой. На «Эхе» местные новости. После мы вернемся.

Ведущий:
Мы продолжаем. 261-88-67 телефон прямого эфира, если пожелаете им воспользоваться. 404581017 эфирное ICQ. Ваши вопросы, реплики, комментарии – все это принимается в течение девяти минут. Добрый день. Ушел звоночек. Ну, что же, наберите еще раз номер телефона. 261-88-67. Вот сейчас вы можете ли как-то спрогнозировать ход ближайшей предвыборной кампании, предвыборной гонки? Чего ожидаете? Может быть, чего опасаетесь? К чему готовитесь? Какие нарушения готовитесь фиксировать? Есть мысли по этому поводу?

Ковин:
Мысли, конечно, есть. Другое дело, что трудно спрогнозировать, потому что опять же очень много будет решаться вот на самом высшем уровне. Вот. Ну, вот в этом пресловутом Кремле.

Ведущий:
Что имеете в виду?

Ковин:
Ну, условно говоря, одна из версий, которая существует, что выборы пройдут достаточно свободно, спокойно, вернее, там, никого снимать не будут особо и давить не будут. Да, вот. По другой версии, там, по предположениям, что, наоборот, все может быть достаточно жестко зачищено.

Ведущий:
Т.е., пока непонятно, какую линию поведения выберет верх.

Ковин:
В том-то и проблема, и беда, вот, понимаете, т.е., вот как-то вот туда смотрят очень многие и ждут. Как же вот он, наконец, отреагирует и примет какие-либо решение, да. Как себя вести вот в этой ситуации? Вот это как-то кардинально не нравится. И поэтому остается, ну, просто смотреть, наблюдать, работать и фиксировать. Потому что там не заглянешь ведь туда им внутрь. Чего там делается?

Ведущий:
В голову.

Ковин:
Да, в голову.

Ведущий:
Понятно. 261-88-67. телефонный звонок все-таки принимаем. Добрый день.

Слушатель:
Меня зовут Алексей.

Ведущий:
Да, Алексей.

Слушатель:
Я хотел бы отметить очень низкую, ну, работу, что ли Центризбиркома. Мне кажется, ну, мое мнение, что они в период между выборами должны обучать население, подавать программы партий, которые вот в списке, чтобы люди знали, за кого голосовать. Ведь сейчас, я думаю, что ни у кого возможности нет посмотреть, что представляет из себя партия. Люди голосуют просто, абы за кого. Т.е. не зная. А ведь Ленин, помните, говорил, нужно учиться демократии. Т.е., каждая кухарка должна учиться управлять государством, да, т.е., учиться. Мы же не учимся. Центризбирком старается, мне кажется, он только помогает, как бы, обмануть что ли вот этого, будем говорить, избирателя. И совсем не доносит информацию о партиях. Более того, старается сократить эти партии, не предоставляя, т.е., возможности человеку выбрать, за кого проголосовать. Хотя, конечно, он должен это сам делать. Это его гражданская что ли, ну, обязанность.

Ведущий:
Скажите, пожалуйста, Алексей…

Слушатель:
Поэтому пока мы не научимся что ли выбирать из списка, из перечня.

Ведущий:
Алексей, я вас услышала, услышьте теперь и меня. Алло.

Слушатель:
Да, да.

Ведущий:
Вы здесь. Вот у нас просто не так много времени. Ответьте все-таки на вопрос. Вы 2 декабря на избирательный участок придете или нет?

Слушатель:
Да, я приду.

Ведущий:
Придете. Почему?

Слушатель:
Я приду, но я голосовать будут против всех.

Ведущий:
Ну, понятно.

Слушатель:
Так как ни одна партия не предоставляет, т.е., не имеет концепции, замысла. Они идут все в старом, ну, как бы, в русле что ли. Вот.

Ведущий:
Ну, не против всех, а испортить бюллетень.

Слушатель:
Да.

Ведущий:
Понятно. Алексей, спасибо. Вот по поводу работы ЦИК вообще. Мы хотели проанонсировать, да. У вас есть ряд проектов, направленных на просвещение избирателей. А обязанности ли то ЦИКа? Просвещать.

Ковин:
Вообще, у избирательных комиссий есть обязанность информировать избирателей вот об избирательном процессе, об изменении избирательного законодательства, т.е., просвещать избирателей.

Ведущий:
А о программах партий?

Ковин:
Конечно, такая обязанность есть. Информировать и просвещать о программах партий это, прежде всего, забота самих партий.

Ведущий:
Тут еще другой вопрос. О чем информировать и просвещать, если у партий нет программы?

Ковин:
Да, это вопрос к партиям, во-первых. Вот. Избирательные комиссии, они… В их ведении, естественно, находятся там какие-то организационные моменты, связанные с партиями, вот. Там они финансы проверяют, там организацию и так далее. Вот. Но вот слушатель он в своем вопросе и ответе вот всю вот парадоксальность этой ситуации как-то и продемонстрировал. Да. на ваш вопрос он ответил, что буду голосовать против всех, хотя такой графы в бюллетене уже нет.

Ведущий:
Ну, понятно.

Ковин:
Т.е., это говорит опять вот не о достаточности просвещенности, информированности наших избирателей. Потому что за эти вот два-три года избирательное законодательство очень сильно поменялось. И партийное законодательством очень сильно поменялось. Естественно, что граждане, которые за этим, ну, как бы, специально не следят, они часто бывают вне ведении. Вот. И поэтому одна из наши задач, если возвращаться к «ГОЛОСу», это как раз вот просвещение избирателей. Т.е., накануне выборов мы запускаем программу. Т.е., мы будем проводить серию акций.

Ведущий:
Ну, завтра у вас уже пройдет первая акция.

Ковин:
Да, завтра у нас вот такая первая уличная акция пройдет, где мы будем раздавать… Это она называется «Выставка избирательного законодательства в веселых картинках для взрослых и детей».

Ведущий:
Просто о сложном.

Ковин:
Да, просто о сложном. Т.е., такие веселые картинки, действительно, которые демонстрируют те или иные изменения в избирательном законодательстве. Я думаю, что это интересно, вот, для наших избирателей будет. Да, и дискуссионные клубы будем проводить.

Ведущий:
Мне очень все-таки хочется задать вопрос. Вот просвещение, информирование избирателя - все понятно. Здесь первично-то что? Казалось бы, что избиратель он сам должен каким-то образом эту информацию, если он заинтересован в этом процессе, он сам ту информацию ищет источники, из которых ему ту информацию получать, получает ее, достает и так далее. По идее ведь так?

Ковин:
Да, избиратель, если он этим интересуется, он должен быть активным. И, как бы, в плане получения информации сейчас о партиях, вот, не знаю, там, кандидатах, о деятельности избирательных комиссий, как бы, большой проблемы нет. Есть некие закулисные вещи, как бы, внутрипартийные, там, вот, где информацию достаточно сложно получить, вот, о том, там, на знаю, программах, что они предлагают, представляют, каких кандидатов выдвигают, эта информация достаточно открыта. Вот. И больших проблем не существует.

Ведущий:
Последний вопрос. Мне бы хотелось, чтоб вы на него каждый коротко очень ответили. Избиратель меняется? Становится ли он более требовательным, более вдумчивым? Или как и прежде голосует сердце? Виталлий. Ну, хорошо, Мария.

Иванова:
Безусловно, все-таки ситуация сохраняется. Избиратель в Российской Федерации в большей степени продолжает голосовать сердцем. Ориентируется, в основном, на какие-то свои личные мотивационные моменты внутри себя, безусловно, да.

Ведущий:
На интуицию.

Иванова:
Да, на интуицию. Ну, на самом деле, на мой взгляд это не является такой уж существенной проблемой, поскольку все-таки каждый гражданин в большей степени заинтересован решении своих личных проблем, решении проблем, связанных со своей собственной жизнью, нежели каком-то специфическом разбирательстве вот в рамках, которое связано с избирательным процессом. Т.е., это, на самом деле, достаточно нормальная ситуация.

Ведущий:
Виталий.

Ковин:
Я считаю, что избиратели разные. Избиратель избирателю рознь.

Ведущий:
Это нормально.

Ковин:
Конечно. И чем больше это разнообразие будет сохраняться и развиваться, т.е., нужно целенаправленно работать на различные группы избирателей.

Ведущий:
Ну, мне осталось только проанонсировать, мы говорили про это в новостях. Не проанонсировать, а еще раз напомнить, что функционирует горячая линия «Прозрачные выборы». Если вы видите какое-то нарушение выборного, предвыборного законодательства, вы можете сообщать о нем по телефону 8-800 пять троек 50. и расшифровку этого эфира читайте завтра на нашем сайте www.echoperm.ru. У микрофона была Анастасия Сечина. До свидания.

Обсуждение
99565
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.