«Частоты, которые извлекают мои инструменты, благотворно воздействуют на организм и душу», - Вениамин Мясоедов, человек-оркестр
Ведущий: Нина Соловей
Гости: Евгений Тверетинов, художественный руководитель Пермского губернского откестра;
Вениамин Мясоедов, мультиинструменталист, заслуженный артист России, доцент института военных дирижеров Московского военного университета, полковник военно-оркестровой службы.
- Мы сегодня немного отойдем от привычного формата информационной радиостанции – послушаем еще и музыку. А точнее – звучание разных инструментов. Наш герой Вениамин Мясоедов владеет более, чем десятью инструментами. Или их больше?
ВМ: - Их больше, но многие очень похоже.
- Почему родился интерес к игре на нескольких инструментах?
ВМ: - Это не от скуки, это от любви. Эта любовь возникла на Кавказе, когда я был дирижером военного оркестра ракетного соединения, в горах. Тогда я услышал впервые звучание дудука, саламури и других народных инструментов. Наверное, это запало мне в душу, потому что это возвращение к нашим истокам. Здоровая пища, чистый воздух, чистая вода, звучание инструментов обладает терапевтическими свойствами.
- Многие инструменты, на которых вы играете, известны, а какие-то для нас нечто неизвестное, экзотика. Просветить людей, популяризовать инструменты - это тоже ваша задача?
ВМ: - Конечно. Задача любого искусства - дать возможность думать и чувствовать чуть выше нормы. В любом искусстве должна быть информативная страничка которая просвещает нас.
- Евгений Александрович, сколько инструментов звучит в вашем оркестре?
ЕТ: - У нас 35 музыкантов и 35 инструментов, хотя, некоторые группы относятся к одному типу инструментов. На концерте Вениамина Мясоедова будут представлены уникальные иснтрументы. Мы назвали это парадом экзотических инструментов. Это интересно и профессиональным музыкантам.
- 35 инструментов, плюс еще десять будет. Как вы же все вместе будете играть, как проходят репетиции? Или вы будете играть отдельно?
ЕТ: - Оркестр будет в качестве аккомпанемента для этих уникальных инструментов. Это особые краски, колорит. Мы всю программу построили как шоу. Инструменты будут представлять красивые девушки. Это будут самые лучшие девушки Перми.
- Еще до эфира Вениамин Вениаминович поиграл для наших сотрудников и лица многих тут же осветились. Возможно, сейчас осветятся и лица многих наших слушателей. У вас в руках саксофон.
ВМ: - Да. Саксофон - один из самых молодых духовых инструментов. Ему чуть более 1,5 сотен лет. Изобрел его бельгийский мастер Адольф Сакс в 1842 году. Свою жизнь этот инструмент начал не с симфонического оркестра, а с духового. Он появился впервые в военных оркестрах Франции, Англии и Америки. В России саксофон появился в оркестре лейбгвардии Преображенского полка. У него очень интересная судьба. Он был запрещен Сталиным и, как ни странно, Гитлером, он думал, что этот инструмент неарийского происхождения. Но, звук его настолько самобытен, что инструмент утвердил себя в этой жизни и в музыке вообще. Но в состав симфонического оркестра, как штатный инструмент, он так и не вошел и используется в нем только эпизодически.
- Поэтому иногда наш симфонический оркестр приглашает музыкантов нашего губернского оркестра, чтобы те дополнили какое-то произведение.
ВМ: - Конечно. И знаете, какая идея была? Духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Идея создания заключалась в том, чтобы соединить эти группы. Принцип звучания у него - как у деревянного, а выполнен он из металла. Кстати, у меня в руках уникальный саксофон. Это подарок японской фирмы YANAGISAWA. Он полностью серебряный. На нем выгравирована дарственная надпись, которой я очень горжусь.
- И сейчас мы его услышим.
ВМ: - Я немного поимпровизирую. Известная тема Джона Хермана "Hello, Dolly" Мы знаем эту композицию в исполнении Луи Армстронга.
(играет 09:30 - 10:54).
- Ах, как жаль, что у нас нет видео. У нас в студии есть еще несколько инструментов и я надеюсь, что если саксофон - самый молодой инструмент, то его дедушка, по крайней мере, сегодня прозвучит.
(реклама).
- Пока была реклама, референт принес в студию листочки с просьбами радиослушателей сыграть ту или иную мелодию. Нет, нельзя! Нам надо успеть, чтобы поиграл и дедушка саксофона. Сейчас Вениамин Мясоедов держит в руках инструмент, который называется шалюмо. С виду - дудочка.
ВМ: - Это очень древний инструмент. Он годится не только в дедушки. Он родился много веков назад в Египте и только в средние века перекочевал во Францию, где получил название шалюмо от египетского шалмеи. Это предшественник кларнета и ближайший родственник армянского дудука. Я открою маленький секрет - именно этот экземпляр особенный. Он сделан из дерева йохимбе, из которого готовят лекарство "виагра", не дай бог. Лекарство я пробовал. Не помогает. А звучание инструмента делает чудеса. И сегодня вечером тот, кто смеется, ощутит на себе действие этого инструмента. Я исполню фрагмент очень древней восточной мелодии о любви "Вернись".
(Играет 14:15 - 15:06)
ВМ: - На самом деле, частоты, которые извлекает этот инструмент, благотворно воздействуют на организм и на нашу душу, приносят гармонию. С этим инструментом можно проводить музыкальный терапевтический сеанс.
- А вот этот серый инструмент? Я полагаю, это что-то из пластика?
ВМ: - Это дерево. Оно покрашено. Этот инструмент тоже очень древний. Он называется цук- флейта - раздвижная флейта. Она используется эпизодически. Специальный композиций для нее нет. Я включаю ее в некоторые композиции. Есть блюз в память Роланда Кирха, это авторский блюз. Именно этот инструмент завершает всю эту композицию вот таким звуком (15:58)
(смеются)
ЕТ: - Долго готовился?
- Вот такая композиция прозвучала.
ВМ: - Сама композиция исполняется на другом инструменте. Он у меня сейчас в руках. Этот инструмент есть у всех народов. У русских он называется свирель, у украинцев - сопелка, у армян - шве, у грузин - ламори, у молдован - флоер и т.д. Простая трубочка, сделанная из фруктового дерева и просверленные в ней звуковые отверстия.
- А скажите, те инструменты, которые очень древние... кто обучал вас игре на них? Откуда они появились у вас?
ВМ: - Все современные инструменты имеют одну природу, и принцип звукообразования похож. разница в том, что современные инструменты более выверенные, с более широким диапазоном. Диапазон древних инструментов беднее, но зато у них есть большое преимущество - у них естественный, природный звук. Вот послушайте, как звучит эта свирелька.
(играет. 18:42 - 19:26)
Видите, такой, с сипотцой звук, но он очень теплый, сакраментальный, проникающий. Я еще один момент сыграю... На свирелях играли люди, не знающие нот, грамоты. Кто-то сверху на них посыпал и на кого-то больше, на кого-то меньше. Так они создавали и осваивали эти инструменты. Я сыграю короткий фрагмент из композиции - концертной фантазии для сопилки с оркестром. Он показывает, насколько виртуозно можно играть даже на таком древнем инструменте.
(Играет: 20:20 - 20:33)
- Браво! Евгений Александрович, музыкант, который во время одного концерта меняет инструменты, меняет композиции - это ведь тоже, наверное, особый дар, особое мастерство - уметь перестроиться?
ЕТ: - Мой друг очень скромный человек. Я хочу сказать, что мы не случайно открываем концертный сезон приглашением именно его. Владеть таким количеством инструментов - это уникальный талант и профессионализм высокого уровня. И я горжусь тем, что он мой коллега, военный дирижер. Мы вместе учились.
- Спасибо вам за то, что нашли время прийти и подарить нам эту музыку.