Верхний баннер
04:26 | СРЕДА | 17 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.07 € 99.93

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:17, 12 ноября 2014

«Идёт четвёртая волна нефтяных дел. Нефтяные компании получают миллиардные штрафы», - Антон Удальёв, руководитель пермского УФАС

Что происходит с ценниками на наших заправках с учетом того, что стоимость нефти падает? Есть ли здесь какая-то зависимость? Что предпринимает УФАС и что ждать в ближайшее время? Об этом, а также о росте цен на продукты говорили с Антоном Удальёвым, исполняющим обязанности руководителя УФАС по Пермскому краю. Ведущий: Артём Жаворонков.

 

- Целый ряд изданий опубликовал информацию о том, что ФАС подозревает нефтяные компании в манипуляции ценами на топливо. Мы смеем подозревать, что в этом отношении действительно не все так чисто. Прав ли я?

- Ситуация непростая. Крупнооптовый рынок топлива должен быть прозрачным, потому что топливо продается на бирже, и мы отталкиваемся от того, какие цены существуют на бирже. Самое интересное в том, что манипулирование ценами на бирже и приводит к тому, что повышаются цены в рознице. Выяснили, что в определенный период времени «Башнефть», «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» заключали "секундные сделки" - это когда за очень короткий промежуток времени заключается много сделок по продаже и покупке бензина. Покупают друг у друга. Когда совершается достаточное количество таких сделок, на следующем уровне торгов возникает высокий спрос на бензин, и торги проходят на повышении. Отсюда крупнооптовый рынок и предлагает стоимость, которую мы видим. Вот такая взаимосвязь.

- Получается, что падающая цена на нефть никак не влияет на ценники. Цены растут.

- Цены растут. Не надо забывать о ряде других факторов, которые свершились на протяжение десяти месяцев этого года. На заводе «Роснефти» произошел взрыв, и завод был приостановлен. У нас есть экспортные обязательства по поставкам бензина, поэтому возник дефицит на внутреннем рынке и повышение стоимости бензина. То есть существуют и объективные факторы повышения цен на бензин. Но, как показывает практика, в рознице повышение происходит в рамках инфляции, в рамках той стоимости, которую устанавливают крупнооптовые компании. 

Повышение стоимости в пределах инфляции - это нормально. Но по факту, за последние десять месяцев повышение стоимости бензина больше, чем показатели инфляции.

- По некоторым позициям я видел данные - от 20 до 25% повышение стоимости в разных регионах. Какова динамика в Перми?

- В Перми ситуация спокойнее. 95-й - подорожал на 7,7% с начала года. Инфляция - 6,3%. Самым высоким стало подорожание 92-го бензина - 10%. На дизельное топливо цена не повысилась. Были даже периоды, когда цена снижалась.

Нефтяные компании получают огромные штрафы - счет идет на миллиарды. Нефтяным компаниям этого не надо. Но УФАС - очень гибкая структура, существуют предупреждения. Я думаю, нефтяные компании пойдут на снижение цен, и мы договоримся.

- Если буду приняты решения о том, что антимонопольное законодательство было нарушено, можем ли мы надеяться на снижение цен на бензин?

- У нас за определенный промежуток времени было возбуждено огромное количество дел и территориальным управлением, и центральным аппаратом УФАС. Сейчас идет четвертая волна нефтяных дел. Нефтяные компании получают огромные штрафы - счет идет на миллиарды. Сегодня, в случае установления фактов нарушения, штрафы будут не меньше, и нефтяным компаниям этого не надо. Но УФАС - очень гибкая структура, существую предупреждения. Я думаю, нефтяные компании пойдут на снижение цен, и мы договоримся.

- Нефтяные компании часто ведут себя хитро. Если поступает распоряжение от надзорных органов, они меняют структуру. С помощью присадок делают из одного бензина другой, что позволяет сохранять высокие цены, как это было с бензином "экто" на пермских заправках. Не берусь рассуждать о качестве, но... Вы обращаете внимание на подобные манипуляции?

- У нас уже было такое дело, когда хотели установить на заправках исключительно бензин "экто", но нарушение было устранено добровольно.

- Я могу назвать с десяток  заправок, где есть только "экто".

- В этом случае где-то рядом есть заправка, до которой не составляет труда доехать, и там есть регулярный бензин.

- В Пермском крае параллельно с центральным аппаратом какие-то дела сейчас ведутся?

- В связи с резким повышением цен на бензин, нами были запрошены документы как у поставщика, так и у производителя бензина. Сейчас мы ждем документы. Будет устанавливаться последовательность изменения цен на бирже и у поставщиков. Надо понимать, что компании согласовывают свою торговую политику с центральным аппаратом УФАС, и мы сейчас будем проверять соблюдение этой торговой политики на территории пермского края.  В зависимости от результатов проверки будем принимать решение.

- А как согласовывается торговая политика? Они приносят бумаги с ценами, которые будут устанавливаться в Прикамье?

- У производителя есть дочерние структуры, которым отпускается большая часть продукции, есть независимые покупатели. Торговая политика существует для того, чтобы определить взаимоотношения производителя с независимыми покупателями. Если условия соблюдаются, значит, организация действует добросовестно и законно. Это мы сейчас и будем проверять.

- То есть главное - чтобы не продавали своим дешевле, чем чужим. Но получается странная ситуация: какие бы цены ни были установлены для оптовиков, количество заправок производителя в Пермском крае превышает, наверное, совокупное количество заправок всех остальных продавцов. Это не является поводом для того, чтобы пристальнее следить за производителем?

- Когда вы заезжаете на заправку и видите наименование производителя, не факт, что это не франшиза. Это может быть ИП. У нас огромное количество независимых АЗС в Перми. По краю - да, производитель занимает лидирующие позиции по количеству заправок.

- Что касается «Газпромнефти», «Башнефти», «Роснефти». Ходили слухи, что они пытались зайти на пермский рынок со своими розничными сетями, но сделать этого не смогли из-за серьезного лобби «ЛУКОЙЛа» в Пермском крае. Это так?

- К нам таких обращений не было - это раз. Во-вторых, я на ваш вопрос отвечу вопросом. Предположим, вы – «ЛУКОЙЛ», а я – «Роснефть». Кому выгоднее продавать бензин в Пермском крае?

- «ЛУКОЙЛу».

- Конечно.

- При этом цены у нас выше, чем в Кировской области, в которой тот же самый «ЛУКОЙЛ», но не производится бензин.

- Нет, цены везде одинаковые, и сей факт был признан законным соответствующим арбитражным судом в нескольких инстанциях. Мы в свое время возбуждали дело по этому факту. Нас опередила кировская УФАС. Судом было признано, что цены установлены законно. Мы говорили о том, что в Кировскую область везти бензин дальше, однако установление для всех единой цены суд признал законной. Просто стоимость транспортировки разбросана на все регионы одинаково.

- Я нигде не нашел информации о том, сколько в цене, которая установлена на наших заправках, всяческих налоговых вычетов, отчислений, акцизов...

- В цене одного литра бензина заложено 60% того, что идет государству.

Сегодня все наши нефтяные компании ведут ценовую политику под мечом, который над ними держит УФАС. Поверьте, необоснованного повышения цен не происходит. 

- Мы гордо можем сказать, что платим эти 60% на содержание дорожного фонда... Мне пишут, что цены на бензин в Самарской области все-таки ниже, чем у нас. Мы проверялись по отношению к этому региону?

- Этот факт я не готов комментировать сейчас, мы не проверяли, и я не готов сказать, откуда им поставляется бензин. В случае совершения биржевых сделок, компании могут покупать бензин друг у друга, в зависимости от ценового дефицита и региона расположения.

- В любом случае, есть соображения по поводу того, что цена на нефть у нас должна быть снижена под влиянием мировых цен?

- Рынок нефти и рынок нефтепродуктов - это два разных рынка. В стоимость бензина закладывается та стоимость, которая изначально была запланирована.

- Есть фотографии ценников из Америки, где сравниваются цены до падения стоимости нефти и после. Они меняются. У нас цена на нефть растет - дорожает бензин, цена на нефть падает - бензин всё равно дорожает! Я не помню, чтобы за последние 8 лет цены на наших заправках ползли вниз, и каждый раз меня пытаются убедить в том, что все справедливо. Неужели есть такие серьезные препятствия тому, чтобы развенчать миф об ангелоподобности наших нефтяных компаний?

- Моя позиция зависит от того, что я знаю, и от результатов судебных разбирательств. На сегодня все наши нефтяные компании ведут ценовую политику под мечом, который над ними держит УФАС. Поверьте, необоснованного повышения цен не происходит. Когда нам показывают, что при реализации дизельного топлива они еще и убытки несут, меня это удивляет. Потом оказалось, что убытки связаны с тем, что есть какое-то развитие, в которое предприятия вкладываются.

- Когда мы сможем ощутить последствия решений по возбужденным делам?

- Я могу только в теории рассказать, исходя из предыдущей практики. Первый вариант - это добровольное снижение цен, в случае признания нарушений. Это самый благоприятный вариант. Второй вариант - долгое и сложное расследование дел. Если будет признана их вина, они будут вынуждены снизить цены, выполняя предписания, плюс - штрафы заплатят. Третий вариант - оспаривание предписаний. Это год - два. И самый неблагоприятный вариант - это признание факта нарушений, выдача предписаний и их отмена судом.

- Как выглядит контроль со стороны УФАС нефтяных компаний? Сколько раз в год они имеют право повышать цены?

- Мы проводим еженедельный мониторинг. Нам предоставляется информация от оптовых поставщиков. Авиатопливо тоже проверяем. Если мы видим повышения цен, мы запрашиваем информацию о причинах повышения. Потом анализируется информация и дается оценка. Многие любят говорить, что УФАС не возбуждает дела, не проводит расследования. Знаете, практика нашего взаимодействия в судах показывает, что нужно очень осторожно подходить к причинам повышения цен. Мы будем уделять серьезное внимание всему, чтобы не получилось так - выявили нарушение, приняли решение, а потом суд это решение отменил. Надо учесть и интересы потребителей, и интересы производителей.

- Теперь давайте поговорим о другом. Все взбудоражены взлетом цен на гречку. Как на это отреагировала УФАС?

- Вопрос особенно сложный. Все потребители говорят, что в этом виновата торговая сеть или магазин. Мы проводим мониторинг, и я могу сказать, что торговые сети проводят политику сдерживания цен на продукты. Повышение происходит у оптовых поставщиков.

- А что с ними?

- Где-то есть признаки спекулирования ценами. Оно нами предотвращается, и можно видеть, что на основные продукты питания цены не растут. Проблема с гречневой крупой в том, что (а я это знаю из открытых источников) был плохой урожай в Алтайском крае, который является основным поставщиком крупы. Кроме того, недостаточно оперативно действуют те, у кого должны были остаться запасы крупы с прошлого года. Отсутствует желание открывать свои закрома. Тут сложно задавать вопросы пермскому управлению УФАС, потому что проблема не на территории Пермского края. Мы видим входящие цены, и вопросы повышения не могут возникнуть к нашим продавцам.

Заниматься ценами нам и правительству в рамках ситуации с санкциями приходится в ручном режиме. Я переживаю за продукты, которые носят сезонный характер. Непонятно, что будет происходить с тем, что производится на территории Пермского края. Ведь у нас почти нет специальных хранилищ.

- Я знаю, что от одной из торговых сетей в ваш адрес поступило уведомление о повышении цен, в связи с чем вы решили работать совместно с алтайским УФАС. Вы будете обмениваться информацией о дельте цены?

- Не только мы. Сейчас у многих теруправлений есть вопросы к алтайскому УФАС. Вопрос может быть вынесен вообще на федеральный уровень.

- Стоит ли нам в ближайшее время ожидать повышения цен на другие продукты?

- Вопрос тяжелый. Заниматься им нам и нашему правительству в рамках ситуации с санкциями приходится в ручном режиме. Я переживаю за продукты, которые носят сезонный характер. Непонятно, что будет происходить с картофелем и с тем, что вообще производилось на территории Пермского края. У нас почти нет специальных хранилищ.

- Если раньше картошка гнила, но всегда можно было обойтись польской, то сейчас неизвестно как быть?

- Все верно. Есть переживания.

- И в соседних регионах такая же ситуация?

- Вполне возможно, что где-то полегче. Вы поймите, что стоимость одного склада для хранения картофеля - порядка 120 млн рублей. Где нашим производителям найти такие деньги?


Обсуждение
3063
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.