Верхний баннер
10:41 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:23, 06 декабря 2014
Автор: Владимир Соколов

«Безопасность обеспечена только на официально открытых ледовых переправах», - Юрий Губин

О безопасном поведении зимой на воде и на льду, о ледовых переправах в Прикамье говорили с Юрием Губиным, заместителем начальника ГИМС МЧС России по Пермскому краю. Ведущий - Владимир Соколов.

- Сегодня мы поговорим о безопасности на воде и на льду. Скажите, у вас работы больше зимой или летом?

- Работы много в любое время года. В каждом сезоне свои проблемы. Больше людей гибнет летом, при купании. Зимой, к сожалению, люди на воде тоже гибнут. В период с 31 октября по сегодняшний день зафиксировано уже 12 происшествий, в которых 9 человек погибли. Один ребенок не найден до сих порт. Это все в Пермском крае.

- А когда стал появляться лед?

- В этом году октябрь преподнес сюрпризы. Лед сформировался на озерах, малых реках, заливах, после чего днем температура стала пониматься выше нуля. Лед подтаял. Тем более что на любом водоеме лед неоднороден. Люди просто не сориентировались.

- Сейчас установилась постоянная минусовая температура, на водоемах сформировался лед, на лед пошли рыбаки, поехали машины. Если человек еден на машине и ему надо переправиться. Сколько у нас уже открыто и сколько всего планируется открыть переправ?

- Планируется открыть 19. Сейчас открыта только одна. В ближайшие дни будет открыта переправа Оханск - Югокамск - самая популярная переправа. Надо заметить, что безопасность людей на официально открытых переправах полностью обеспечена.

 - Безопасность обеспечена после того, как официально объявлено, что ехать можно?

- Ледовые переправы освидетельствует государственная инспекция. Если мы ее допускаем к эксплуатации, значит, безопасность там полностью обеспечена.

- Прежде, чем вы это сделали, водитель физически может заехать на лед? Там есть охрана?

- У переправы есть конкретный владелец, который отвечает за безопасность во время ее подготовки. Там должна быть охрана.

- А кто владелец?

- Владельцем может быть или частное лицо, или администрация муниципального образования. В зависимости от места, где переправа оборудуется. В любом случае, она оборудуется по распоряжению главы района, на территории которого находится. Когда переправу оборудуют, выставляются посты, шлагбаумы. Проехать невозможно.

- Но до того как начали оборудовать, там просто стоит табличка с предупреждением. Водитель может заехать и поехать на другой берег. Если он проваливается, за это кто-то отвечает?

- Дело в том, что местная власть ставит таблички, и они правильно делают. Но обычно они не ограничиваются только этим. Кроме табличек там оборудуются искусственные преграды, чтобы не допустить выезд на лед. Но люди выезжают на лед не только для того, чтобы пересечь водоем. Человек может просто на рыбалку поехать. Подъехал туда, куда считает нужным, насверливает лунки и сидит в пяти метрах от автомобиля.

- А может много лунок насверлить...

- Мы всегда предупреждаем, что если даже вы не на автотранспорте... Рыбаки, как правило, собираются в традиционных местах. По краю их более 40. Опытные рыбаки знают, и мы всегда предупреждаем, что опасно на маленькой площади делать много лунок. Лед становится менее прочным.

- По ICQ спрашивают, когда откроют переправу в Верхнечусовских городках.

- Все зависит от погоды. Подготовительные работы ведутся уже почти на всех переправах. По опыту, переправы начинают действовать или во второй половине декабря или после январских праздников. Частные переправы, как правило, начинают работать раньше. Но главный фактор - это погода.

- Как показывает практика, несмотря на все предупреждения, люди все равно выходят, выезжают на лед с риском для своей жизни. Предположим, человек выходит на лед в непроверенном месте. Что его должно насторожить, что может быть признаком опасности?

- Первое - желательно выходить там, где люди уже ходят, где протоптаны тропинки...

- Если нет никого и никаких следов.

- Опасен лед зеленоватого цвета. Если лед занесен снегом, можно проверить пешней - это черенок лопаты с металлической пикой на конце. Проверять надо ни в коем случае не перед собой. Сбоку - ударами по льду. Если лед проламывается, надо срочно  вернуться. Характерный треск льда говорит о том, что его надо срочно покинуть. Необходимо иметь при себе страховку - это веревка длинной от 12 до 20 метров. На одном конце петля, на другом - груз. Петлю надеваем на себя. Это для того, чтобы можно было бросить веревку спасателям.

- Идем дальше. Вышел на лед и провалился. Никого нет. Сколько человек живет в холодной воде и что ему делать?

- Если температура +2.. +1, человек проживет не более 10 минут.

- Что можно сделать за 10 минут для своего спасения?

- Первое - попробовать сохранить самообладание. Повернуться спиной к кромке льда, выбросить руки на лед и попробовать забросить одну ногу на лед. Если удалось, нужно перевернуться и откатиться от места провала. Потом, желательно ползком, передвигаться к берегу той же дорогой, которой пришел.

- Мокрый, продрогший. Пытаться согреться, наверное, не смысла. Надо бежать к жилью, к дороге?

- Не совсем так. Прежде всего, какая бы погода ни была, как бы это ни было тяжело, снять с себя всю одежду, выжать и снова надеть. Даже если она твердеет, пока выжимаешь. В мокрой одежде переохлаждение человека продолжается, даже если он бежит. Теплоемкость воды высокая и тепло тела расходуется на то, чтобы согреть воду, которая осталась в одежде.

- В этом году уже были несчастные случаи. Спасался кто-нибудь самостоятельно?

- Буквально в прошлые выходные в Ильинском районе автомобиль «Нива» с двумя людьми внутри. Выехали на лед, провалились. Им повезло, что лед провалился быстро, и они не успели заехать на большую глубину. Они даже смогли самостоятельно автомобиль спасти. Но весной этого года был и несчастный возле Юго-Камска. Это произошло после того, как владелец переправы закрыл ее в связи с тем, что дальнейшая эксплуатация была опасна. Мы это, кстати, отслеживаем, составляем акт закрытия переправы. При этом владелец, перед снятием охраны, должен сделать все, чтобы сделать невозможным въезда на нее автомобилей после закрытия.

Так вот, семья решила, что им необходимо переправиться на другой берег. К счастью, они высадили детей. И поехали. Не по переправе, а рядом, т.к. на переправе было уже невозможно ехать. Ее завалили, чтобы не ездили. Автомобиль ушел под воду. Люди не найдены до сих пор. Там течение.

- Что может насторожить тех, кто заехал на лед на автомобиле?

- Здесь определить невозможно. Просто нельзя выезжать на лед. Был случай в Соликамском районе - на лед выехал грузовой автомобиль. Ехал до определенного места, потом понял или не понял куда дальше ехать. Остановился, вышел посмотреть, куда дальше ехать, обернулся, а автомобиля уже нет. Вместе с пассажиром. Поэтому, если на автомобиле, то определить невозможно.

Есть порядок преодоления даже оборудованной переправы: ремень безопасности отстегивается, приоткрываются двери, чтобы легче было выскочить.

- Если течение и человека затащило под лед?

- Никаких шансов у него нет. Снизу лед не пробить, даже если он толщиной 4-5 см. Не было случаев, чтобы люди спаслись из-подо льда.

- Рыбаки. Чуть ли не каждый год они дрейфуют на льдинах. Как рыбачить так, чтобы не уплыть на льдинах?

- Рыбалка - это прекрасное времяпрепровождение. Самому иногда приходится бывать на рыбалке. Рыбаки - люди особые. Особенность в том, что при беседах каждый из них имеет свои критерии оценки опасности. Каждый скажет, что сосед, который провалился, недалекий, мягко говоря. Спроси любого - рискует он или нет. Каждый скажет, что лично он - нет. А вот все остальные - недалекие люди. Такой у них подход.

- Тем не менее, они все-таки плывут и проваливаются.

- Опасно, когда лед толщиной менее 10 см и люди начинают садиться кучами. У одного клюнуло - все бегут бурить лунки вокруг, собираются в группу, что тоже опасно.

- КамГЭС. Там постоянно рыбачат. С моста кажется, что многие сидят на самой кромке льда, за которой открытая вода.

- Правильно вы об этом месте вспомнили. Это особое место. Там запрещено находиться по всем правилам. Сама КамГЭС - это стратегически важный объект, и находиться там запрещено. Вода там никогда не замерзает полностью, потому что постоянно идет сброс воды. По закону 200 метров от плотины - это особо охраняемая зона. Зона, запрещенная для зимней рыбалки - 2 км. Кроме ГЭС, рядом есть другие гидротехнические сооружения, где находиться нельзя. Там нарушается все на свете.

Людей наказывают, постоянно проходят рейды. Мы выезжаем очень часто.

Сами рыбаки говорят, что каждые выходные там кто-то проваливается. И, тем не менее, люди идут к кромке как можно ближе.

- Предположим, льдина откололась, поплыли. Насколько я знаю, раньше услуги по спасению таких людей была бесплатной, а потом, вроде бы, хотели сделать это платным.

- Кстати, у КамГЭС льдина отрывалась и уплывали. Спасение сейчас бесплатно.

- Что эти пловцам грозит после спасения? Штрафы?

- Штраф от одной до двух тысяч. Это в компетенции органов местного самоуправления.

- Почему они там сидят? Это очень состоятельные люди?

- Это люди особые. Это замечательные люди, но с ними очень сложно разговаривать. Каждый из них считает, что ничего страшного не происходит.

- Есть у нас такая же процедура, как с переправами, разрешающая официально рыбачить на льду в специальных местах?

- На водоеме разрешено рыбачить везде, где не запрещено. Оценка толщины льда на совести самого гражданина.

- У нас есть сайт, на котором можно увидеть, где какая толщина льда, где открыли переправу?

- Это можно посмотреть на сайте ГУ МЧС России по Пермскому краю, можно позвонить к нам в инспекцию и задать вопрос. Толщину льда мы проверяем постоянно. Весной чаще, при постоянных температурах реже, но информация у нас всегда достоверная. Нужно также помнить, что весной толщина льда не влияет на безопасность. Лед меняет свою структуру, становится игольчатым и очень хрупким. Это уже не монолит, а просто скопище отдельных кристаллов-игл, которые могут рассыпаться, но выглядят как лед.

- В Осе есть переправа к селу Монастырка. Летом туда ходит паром, а зимой ездят по льду. Эта переправа оборудована, разрешена?

- До сегодняшнего дня эта переправа никогда не была оборудована. Это проблемное место. Расстояние там 3,1 км. Частники не хотят ее брать. У органов местного самоуправления, наверное, нет мест.

- Наверное, три с лишним километра - это очень дорого?

- Я не могу точно сказать, сколько это стоит. Это и зарплата персоналу, и техника, которая должна дежурить, охрана. Нужно подготовить к эксплуатации. Это как переправа на Оханск. Владелец выкладывает ее досками, затем заливает дополнительно. Поэтому там одна из самых лучших в крае переправ. Доски вмерзают в лед и действуют как арматура, повышая прочность льда. Подготовка переправы - это много ресурсов. Есть переправы, которые организуют для технических нужд, для конкретного объема перевозок.

- Пассажироперевозки разрешены по таким переправам. Может, например, зимой ходить автобус Пермь - Оханск?

- Нет, это запрещено.

- По любой ледовой переправе запрещено?

- У нас в крае такие не оборудуются. Если автобус пойдет, он должен высадить пассажиров перед переправой. О рейсовых и речи не идет. Даже если толщина льда вполне позволяет проехать автобусу, владелец рисковать не хочет и не разрешает движение рейсовых автобусов. Это его ответственность и запретить - его право.

- Где еще есть переправы вроде осинской, где люди ездят из года в год, и за них никто не отвечает?

- Есть небольшие переправы, но такая большая, проблемная осталась у нас одна.

- Если там человек провалится или автомобиль, за это никто не отвечает?

- За безопасность на водных объектах отвечают органы местного самоуправления. В Осинском районе были провалы под лед автотранспорта. К счастью, без жертв.


Обсуждение
3989
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.