Верхний баннер
06:55 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:31, 17 декабря 2014

«Инфраструктура утилизации нефтесодержащих отходов на территории Пермского края, я считаю, идеальная», - Ильдар Гайнулин

В программе «Дневной разворот» продолжили говорить об утилизации нефтяных отходов. Недавно у нас в гостях был Алексей Мальцев, который рассказал о своем конфликте с компаниями, которые занимаются утилизацией. В этой программы «Эхо» общалось с экспертом  - Ильдаром Гайнулиным, директором Научно технического центра экологических технологий. Ведущий - Артем Жаворонков.

- Ильдар, вы давно занимаетесь этими вопросами, но за пределами Пермского края.

«Инфраструктура утилизации нефтесодержащих отходов на территории Пермского края, я считаю, идеальная», - Ильдар Гайнулин
«Инфраструктура утилизации нефтесодержащих отходов на территории Пермского края, я считаю, идеальная», - Ильдар Гайнулин
- Мы занимаемся утилизацией нефтесодержащих отходов на территории ХМАО и Тюменской области.

- В Прикамье бизнес-интересов у вас нет?

- Нет. Мы прекрасно понимаем какая сейчас обстановка на территории Пермского края с утилизацией нефтесодержащих отходов.  Инфраструктура утилизации нефтесодержащих отходов на территории Пермского края, я считаю, идеальная. Тут есть 12 полигонов по утилизации жидких и твердых отходов. Есть пилотная технология - микробиологическая риамедиация, которая позволяет утилизировать и твердые, и жидкие отходы. На территории Прикамья около 5-6 компания, которые занимаются утилизацией.

- Расскажите, что такое утилизация, на чем она строится.

- Сроятся обвалованные карты - котлованы. Туда сливаются НСЖ, происходит отстой, появляется нефтяная пленка, которая снимается сверху и передается в переработку. Добавляются микробы, опил. Микробы разлагают нефть. Эта технология разработана

институтом НИПИ-Нефть Пермь в 98-м году. Технологии очень эффективные. Алексей Мальцев говорил о том, что технологий у нас нет. Это совершенно неверно.

Я могу вам привести пример того, что происходит в Нижневартовске. Там самое большое месторождение в России. Добыча - порядка 22 млн тонн в год. только на одном месторождении, где только один полигон по утилизации отходов. На территории всего Пермского края добывается 15 млн тонн, и у нас 12 полигонов.

- Наверное, существуют проблемы с получением лицензий такими полигонами? Многие не будут рады такому соседству. Полигоны формируют в открытом поле?

- Нет. Есть определенные нормы, которых придерживаются компании. Площадки находятся вблизи районов нефтедобычи - не далее 30 - 50 км.

- На территории других субъектов такого нет? С чем это связано? Мы любим экологию или такова ответственность бизнеса на территории края?

- Эта технология утилизации отходов рождена в Перми. Нас приводят в пример другим субъектам. Такого больше нет нигде.

- У нас хорошо по сравнению с другими. А достаточно ли этого, чтобы закрывать потребности по утилизации?

- Конечно. У нас есть конкурентская среда среди компаний, занимающихся утилизацией.

- Когда речь идет об отходах нефтепроизводства, мы часто рисуем себе картинку - разлив нефти в Мексиканском заливе, птицы в нефти. Утилизация выглядит примерно также?

- Нет. Полигон оборудован печами для сжигания отходов. Ямы обвалованы. Они герметичны.

- Каков срок службы полигонов?

- Наши технологии подразумевают обезвреживания отходов от первого до пятого класса опасности. Нефтесодержащие отходы к третьему классу. Когда мы доводим их до пятого класса опасности, их можно использовать, например, в отсыпке дорог. В ХМАО их так и используют.

- Откуда берутся отходы? Я понимаю, что твердые нефтесодержащие отходы появляются, когда бурят скважину. А жидкие?

- При капитальном ремонте скважин идут определенные промывочные жидкости, буровые растворы.

- Срок жизни полигона.

- Площадка может эксплуатироваться и 10, и 30 лет.

- А срок утилизации одной партии отходов?

- От шести до двенадцати месяцев.

- Мне всегда казалось, что выгоднее всего захоронение нефтеотходов. Оказалось, что это не так. Почему нефтяные компании выбирают именно ваш способ утилизации? Они штрафов боятся?

- Нет. На территории Тюменской области компании не применяют нашей технологии, они о ней только мечтают. Они обратились ко мне. Мы ведем там ликвидацию нефтяных амбаров...

- Нефтяные амбары - это тоже способ утилизации?

- Это захоронение отходов. Технологии 80-х годов. В амбаре делают несколько "разрезающих" из песка, армируется лесом, потом это все закапывается землей, песком, сверху укладывается торф и сажаются деревья. На территории Пермского края все амбары уже рекультивированы. Это дает нам огромный плюс. Мы сейчас проводим опытно-промышленные испытания на территории Тюменской области по применению нашей пермской технологии. Заказчиком разработки этой технологии была компания "Природа-Пермь". В Тюмени немного другие погодные условия.

- А для этих микробов нужны особые условия?

- Там немного холоднее и микробы могут не сработать, поэтому мы сейчас делаем опытные испытания.

- Почему компаниям выгодна такая утилизация?

- Экономически захоронение и утилизация нефтяных отходов примерно одинаково затратно. Но мы обезвреживаем отходы, а не хороним их. Плюс - еще их можно использовать с прибылью.

- А если вообще не утилизировать, просто закопать?

- Это невозможно. У нас есть Росприроднадзор, который за этим следит. Отходы невозможно скрыть.

- Много отходов, если сравнивать с объемами добычи?

- У нас порядка 30 - 50 тысяч тонн в год.

- 12 полигонов достаточно для этого объема?

- Конечно. Все технологии соблюдаются.

- Прямо обязательно соблюдаются?

- Компании постоянно проверяют. После статей Мальцева была внеплановая прокурорская проверка. Она не выявила нарушений, о которых говорилось в статьях. Никакой экологической катастрофы нет. Отходы передаются на баланс компаний, которые имеют лицензии и технологии переработки. У нас около шести компаний.

- Площадки принадлежат компаниям?

- Как правило, проводят экологические экспертизы, делают проекты и получают участки в аренду.

- Как вы оцениваете рынок утилизации нефтяных отходов? Это нарождающийся вид бизнеса?

- Утилизацией занимаются лет 20. Это бизнес для тех, кому нужны не только деньги, но и важна экология. Тут не получишь баснословных прибылей, как может показаться.

- Сколько стоит утилизация одной тонны отходов?

- Это зависит от того, где это происходит. На территории ХМАО, например, климат суровее, и утилизация стоит намного дороже, чем у нас.

- А в цифрах?

- У нас тонна загрязненного грунта - около двух тысяч рублей.

- Умножаем на 30 тысяч, о которых вы говорили, получаем около 60 млн. Это тот самый объем рынка. Цифра внушительная.

- Не надо забывать о том, что есть себестоимость утилизации. В нашей компании работает около 120 человек, работу которых надо оплачивать. Это не сверхдоходный бизнес.

- Есть убеждение в том, что этот бизнес очень коррумпирован. Для того, чтобы получить разрешение на открытие новой площадки, нужно преодолеть немало бюрократических трудностей.

- Я так не считаю. Для получения лицензии в первую очередь надо иметь какой-то земельный участок, который будет соответствовать всем нормам. Нужна экологическая экспертиза полигона. Эксперты, как правило, из другого региона. Делается геологическое исследование площадки.

- Не каждый участок подойдет?

- Не каждый. Должны быть выдержаны определенные нормативы. Например, расстояние от жилья не менее одного километра и т.д.

- Получается, еще не факт, что получив участок и оборудовав его под полигон, вы получите лицензию?

- Да, это так.

- И тут возникает хорошая почва для коррупции.

- Я не сталкивался с ситуациями, когда выдержаны все нормативы и требования, а лицензию не дали.

- Лицензия не на деятельность, а на эксплуатацию определенного полигона? Нельзя получить лицензию и настроить полигонов? Каждый полигон лицензируется?

- Лицензия дается на осуществление деятельности на территории определенного федерального округа РФ.

- Сколько по стране планируется построить полигонов, аналогичных пермским?

- Тематика развивается. Компании, занимающиеся нефтедобычей, при эксплуатации нового месторождения начинают строить полигон в рамках месторождения.

- А почему сами нефтяные компании не занимаются утилизацией?

- Это непрофильная деятельность. Зачем им этим заниматься, если есть специальные компании? Это надо держать технику, штат людей, экологов.

- Снижение цены на нефть как-то повлияло на ваш бизнес, на стоимость ваших услуг?

- Буквально недели три назад я получил письмо от одной их компаний с просьбой снизить цену на 15%. Но у нас своя экономика и мы не можем пойти на такое снижение.

- Утилизация - это благо, возможность сохранить природу, как бы страшно не выглядел полигон. Вы часто сталкиваетесь с непониманием, когда люди думают, что вы засоряете природу?

- Да, конечно, сталкиваемся. Например, жители ближайших поселений часто проявляют беспокойство. Но мы же, прежде чем построить полигон, проводим работу с населением, публичные слушания. Это же рабочие места, мы платим налоги.

- Сам полигон - это место высокой опасности? Может произойти экологическая авария?

- Если соблюдать все технологии, это не опасно.

- А какие могут быть риски? Пожар?

- Не помню, чтобы был пожар на каком-нибудь полигоне.

 


Обсуждение
5236
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.