Верхний баннер
18:38 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.25 € 99.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:08, 22 января 2015
Автор: Роман Попов

«Политическим НКО тоже будет оказываться помощь, если они будут решать общенациональные задачи», - Дмитрий Сазонов

Тема: поддержка, развитие, деятельность и перспективы НКО. 

Гость: Дмитрий Сазонов, представитель пермского регионального отделения "Опора России"; Ирина Ермакова, председатель общественной организации "Многодетные Пермского края".

Программа: "Дневной разворот"

Дата выхода: 19 января 2015 года

Ведущий: Роман Попов

- Сегодня наши гости еще и в качестве представителей регионального отделения ОНФ. В Москве прошло пленарное заседание общероссийского форума "Государство и гражданское общество. Сотрудничество во имя развития". Совещание было посвящено поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Что такое социально ориентированная НКО?

«Политическим НКО тоже будет оказываться помощь, если они будут решать общенациональные задачи», - Дмитрий Сазонов
«Политическим НКО тоже будет оказываться помощь, если они будут решать общенациональные задачи», - Дмитрий Сазонов
Дмитрий Сазонов: Этот вопрос акцентировался на форуме - что такое социальная ориентированность. Окончательного нормативного понятия так и не существует. Понятно, что определенная сфера деятельности этим понятием определяется. Понятно, что Многодетные - социально ориентированная структура. То же можно сказать о поддержке малозащищенных слоев населения. Что касается других социальных групп, то любая из них может заявить о своих правах. Люди объединяются по тому или иному признаку. Поэтому этот вопрос на форуме прорабатывался.

- Получается, что все НКО социально ориентированы.

Дмитрий Сазонов: В НКО вовлечены более 50 млн граждан России. Это очень много. С другой стороны, отношение в обществе к НКО неоднозначно. Около 40% населения не видит пользы от НКО. Представляете, треть населения в этом задействована, а 40% не видят от этого пользы.

- Тем более, что сама аббревиатура НКО в последнее время очень часто соприкасается со словами "иностранные агенты" и т.д., несмотря на то, все пояснялось, но сам контекст был не очень позитивным.

Дмитрий Сазонов: Ну за это я могу поблагодарить, в том числе, ваших коллег. На самом деле, тут не надо злоупотреблять узкими местами. На второй день был президент и он говорил, что не будет такой узкой ориентации - что будем помогать только социально ориентированным НКО. И политическим НКО тоже будет оказываться помощь, если будут решаться общенациональные задачи. Это совершенствование политической, судебной системы. Уровень доверия предпринисателей судебной системе у нас очень низкий, например. Из этого можно формировать проблемную площадку, которой нужно заниматься.

- Дмитрий, вы представитель всероссийской организации и вам проще - вы можете пересекаться с огромным количеством коллег, взаимодействовать. Ирина у нас принадлежит к абсолютно самостийной организации, которая, как я подозреваю, возникла стихийно, для решения конкретной проблемы. Многодетные Пермского края. Вы достаточно известны и уважаемы в Перми. Мы знаем, чем вы занимаетесь и насколько вы эффективны. Вы просто молодцы и работаете шикарно. И вот вы приезжаете на общероссийский форум, в идеале - таких же как вы. Много вы увидели таких же как вы?

Ирина Ермакова: На форуме было много общественников с горящими глазами. Организаторы отнеслись к отбору участников очень серьезно. таких как я было много, общения было очень интересным.

- Что-то полезное для себя вы там нашли?

Ирина Ермакова:  Во-первых, я познакомилась с коллегами из ОНФ из других регионов. Мы много общались, обсуждали наше будущее, акции, инициативы - это во-вторых. Скорее, я больше отдавала, чем приобретала. Со многими коллегами поделилась опытом. Я слышала о проблемах НКО - у кого-то нет помещения, у кого-то другие проблемы. Когда физические лица принимают решение о создании НКО, они должны понимать, что года два им придется работать без помещения. Чтобы иметь возможность пользоваться бесплатной арендой, нужно сначала доказать свою эффективность.

- Зачем вообще нужны НКО? Давайте объясним людям, которые себе это слабо представляют.

Ирина Ермакова: Мы нужны тогда, когда заканчивается рука государства. Мы поддерживаем не только многодетных. Сейчас к нам стали обращаться семьи, в которых проживают инвалиды. Мы начинаем работать с ними. Если они не могут самостоятельно или с помощью государства решить свои проблемы, есть мы.

Дмитрий Сазонов: Там аккумулируется опыт решения проблем. Люди обычно сталкиваются с типовыми проблемами. Тут проще получить консультацию, на первых порах. Кроме того, существует обратная связь - когда проблемы накапливаются, НКО может вынести их обсуждение на государственный уровень и донести до чиновников, обозначив свою позицию.

Ирина Ермакова: Кстати, мы несколько раз проводили на площадке ОНФ фокус-группы. Это была хорошая практика. К нам приходят депутаты заксобрания, многодетные семьи, чиновники и мы обсуждаем какой-то вопрос все вместе и приходим к тому, что было бы немного его исправить, расширить. В итоге появляются законодательные инициативы, которые становятся законопроектами и законами.

- После фразы Дмитрия создалось ощущение, что НКО  - это когда мы все дружим против чиновников. Но Ирина говорит о другом. Она говорит о том, что все садятся за круглый стол. Ради чего объединяться-то?

Дмитрий Сазонов: Для сотрудничества, в первую очередь. Как только возникает дружба против, сразу пропадает конструктив. Должно звучать не только мнение чиновников, но и мнение социальных групп. Вопросы, касающиеся деятельности НКО обсуждались на региональной общественной палате. Делались выездные заседания на те самые большие земельные участки, которые были предоставлены многодетным в Пермском крае. Это, кстати, самые большие участки для многодетных в России. Там возникало много вопросов: дороги, электроэнергия, инженерная инфраструктура. Самое интересное в том, что такие участки как Общественная палата или ОНФ объединяют всех чиновников, представителей крупных энергосбытовых компаний, которые, по ощущениям, сами друг с другом встретиться не могут.

Ирина Ермакова: Они сами говорят - приглашайте, мы готовы к сотрудничеству.

Дмитрий Сазонов: И они приходят с хорошим настроем, поскольку их там не критикуют, а пытаются найти совместные решения. Такие движения как ОНФ и Общественная палата категорически не стремятся получить функции общественного контроля. Задача в том, чтобы начать диалог.

- Если я правильно понял, НКО - это организация, необходимая для того, чтобы тебя заметили, в первую очередь. Сначала вас замечают, потом вы становитесь равноправным участником диалога и потом проблемы начинают решаться. Это российская история или мы переняли опыт зарубежных стран?

Дмитрий Сазонов: Мы знаем достаточно много подобных организаций в других странах. Наши зарубежные партнеры используют такие инструменты давно. Этот институт зародился там и мы стараемся использовать весь их положительный опыт. Хотя, Новгородское вече было создано намного раньше, чем это было сделано на Западе. Это хороший инструмент. Главное, чтобы он использовался во благо. Есть некоторые нюансы, которые не позволяют говорить о том, что этот инструмент всегда используется во благо общества.

- Если взять группу людей, объединенных общими интересами, что нужно для того, чтобы признать их НКО, помимо юридических формальностей?

Ирина Ермакова: Мало просто иметь общие интересы. Важна совместная цель, мечта. Как многодетные - нас объединила мечта о земле. Люди, создающие НКО должны иметь желание что-то изменить. Если у нас общий интерес к вышиванию, зачем нам создавать НКО. Если же мы захотим организовать выставку, развиваться, нам надо будет создать НКО.

Дмитрий Сазонов: А для того, чтобы вас слышали, должна формироваться референтность - представительность. Должно быть какое-то значимое число голосов людей, которых проблема беспокоит. Это уже способно повлиять на ситуацию при условии сотрудничества во имя развития. Важно желание развиваться дальше.

- Значит, государство обещает помочь таким организациям.

Дмитрий Сазонов: Я бы вернулся к проблемам в сфере НКО и социально-ориентированных организаций, которые необходимо преодолевать сейчас. Одна из них невысокий уровень развития и зрелости наших НКО. Государство готово помогать в этом развитии, выделяя гранты для НКО. Существуют операторы - грантодатели, которые принимают заявки от организаций и выделяется финансирование проектов. Вот качество подготовки самих проектов и заявок в наших НКО сейчас низкое. Есть механизмы совершенствования этих моментов. Например, на форуме было предложено привлечь все региональные общественные палаты. На площадку общественных палат привлечь всех тех, кто получил гранты в регионе. Их многие не знают, не знают даже профессиональные НКО, которые давно работают. Польза и результат, который они приносят, зачастую тоже неизвестны. Они не делают информационного сопровождения своей работы, у них часто нет сайтов. Площадка общественных палат поможет им себя презентовать, сделаться публичными, рассказать о достигнутых результатов.

Также было предложено в этом году провести несколько школ, пригласить экспертов из этих организаций, привести их на площадку региональной общественной палаты, провести им мастер-класс.

Ирина Ермакова: Можно собирать и тех активных граждан, которые только собираются создать НКО, которые созрели для этого. Я, как профессиональный юрист, все эти этапы уже прошла и готова делиться опытом. Из разных муниципалитетов звонят неравнодушные люди с одним и тем же вопросом - как зарегистрировать НКО? И думаю, что новое направление будет у НПК - это что-то вроде ресурсного центра для многодетных родителей, готовых работать в муниципалитетах.

Дмитрий Сазонов: Наверное. не только зарегистрировать, но и в дальнейшем вести их, помогать получать гранты. Все, что касается компетентностного уровня.

Ирина Ермакова: У нас нигде пока не учат на НКО-шников.

Дмитрий Сазонов: Да. Это как раз те шаги, которые были инициированы на этом уровне. Это реальные достижения. Присутствовали различные представители власти - Минтруд, Минсоц, представители Госдумы по вопросам социальной политики. Там была возможность поймать за пуговицу чиновника и получить прямой ответ на прямой вопрос.

- Есть немалая часть наших слушателей, кто при слове "НКО" и при перечислении: "председатель регионального отделения, регионального подразделения российского некоммерческого..." просто начинает хвататься за пистолет. "Чем угодно они готовы заниматься, лишь бы не работать, когда стране нужен уголь!" (смеются). Как развеять, как объяснить, что НКО - это мегаполезная штука.

Дмитрий Сазонов: Я в начале разговора сказал, что треть населения вовлечена в НКО и 40% не видят результатов их деятельности.

Ирина Ермакова: А может, они не нуждаются в услугах НКО?

Дмитрий Сазонов: Может быть. Либо не выстроен диалог относительного того результата, который дают НКО. Но мы сталкиваемся с результатами каждый день, у нас много проектов, которые СМИ поддерживают и пиарят. У нас есть Дедморозим, другие проекты, направленные на защиту интересов определенных групп населения. Где-то это делается с помощью власти. Например, летний отдых детей. Это может делаться и с помощью других инструментов. Вы на общественной палате России обсуждали способы привлечения иных средств для деятельности НКО. Это будет представлено, если к нам приедет школа подготовки заявок. Есть различные стартаперские проекты, например бумстартер есть в интернете, он позволяет привлечь до 3 млн на такую деятельность. Это увеличивает возможность помощи той деятельности, которую ведут НКО. Вопрос в том, где ты это делаешь, в каком секторе - это более или менее социальная проблема.

- Если забить в поисковик что=то там про детей и благотворительность, создается впечатление, что у нас треть населения так или иначе занимается в свободное время помощью детям. Огромное количество НКО.

Дмитрий Сазонов: Сотни тысяч.

- Вроде бы они пасутся на одной и той же поляне. Зачем?

Дмитрий Сазонов: Кто-то осваивает бюджет. На эту проблему нужно открыто смотреть. Есть организации, которые называют грантоежками, успешными грантополучателями. У нас такие есть и они дискредитируют НКО. Проблема заключается в том, что многие научились жить и пользоваться этими средствами, реально не выдавая качественного продукта.

- А кто будет судить и определять их эффективность?

Ирина Ермакова: Общество.

- Ну здравствуйте, приехали. Это самый обтекаемый инструмент.

Дмитрий Сазонов: Мы уже говорили, что предлагаем на площадке региональной общественной палаты заслушивать отчеты о результатах деятельности.

- Вот тут мне становится понятно, кто жюри.

Ирина Ермакова: Они могут выполнять некую экспертную функцию. Они не оператор по распределению средств. Я бы вообще предложила такие презентации проводить до подачи заявки.

- Тогда дайте мне схему. Если общественная палата - не оператор, ОНФ - не оператор, вы - не операторы.

Ирина Ермакова: У нас пять российских операторов грантов.

Дмитрий Сазонов: А здесь функция экспертная и оценочная. Кроме того, стоит задача сделать НКО публичной, вскрыть насколько качественно работают выделенные деньги.

- Кто решает давать деньги или нет?

Ирина Ермакова: Это решают операторы. Я скажу, что от тех, кто в свое время подавал заявку на президентский грант, вопросы возникали одни и те же - они не получили грант, но и не получили объяснения причин. Они просили объяснить в чем проблема, чтобы в дальнейшем учесть ошибки. А чтобы было еще эффективнее, я услышала на круглом столе такое предложение - муниципалитеты должны выходить с ходатайством. Это правильно. Муниципалитет видит, что НКО работает, что есть реальные результаты. Однако нужен механизм того, как это ходатайство будет учитываться при подаче заявки.

Дмитрий Сазонов: Такие инструменты только формируются. Если местная власть заинтересована в проекте решения каких-то социальных задач, было бы логично услышать ее голос и рекомендации. Но если говорить о жюри, то надо говорить о том, чтобы сделать ситуацию прозрачной. Среди те НКО, которые есть сейчас, есть такие, которые просто зарегистрировались, но никогда ничем не занимались. Есть такие, которые ведут активную деятельность по получению грантов, но это никаких результатов не дает. Есть такие, которые вообще не зарегистрировались, но ведут какую-то активную деятельность.

- Что делать с организациями, у которых немного медийного профита в загашнике. Например тем, кто помогает заключенным, ЛГБТ-сообществу...?

Дмитрий Сазонов: Есть организации, занимающиеся экологическими проблемами. Они попадают под давление крупного бизнеса, который не заинтересован, чтобы проблемы с экологической ситуацией стали известными. Им необходима помощь и площадки, например, ОНФ. И мы сделаем так, чтобы проблема стала доступной на всех уровнях. Мы даем возможность коммуникации между человеком, столкнувшимся с проблемой и теми структурами, которые ее точно смогут решить.

 - Представьте себе, что на вашу площадку приходит с презентацией НКО, которое занимается проблемами насилия в тюрьмах. Что-то такое жесткое, очень неприятное к прослушиванию, идущее на грани, чреватое проблемами для тех, кто этим будет заниматься. Как вы будете поступать? Будете ли давать им рекомендации? Или тем, кто, несмотря на запрет гей-пропаганды, говорит о том, что они тоже НКО и помогают ЛГБТ-сообществу? Что будете делать?

Дмитрий Сазонов: У нас есть определенная, воспитанная в нас культурная основа, ценностный объем, в котором мы находимся. Мы, конечно, можем свободно говорить на любые темы. Но принимать, желать очень жесткого нововведения, я думаю, этого не будет. Наше желание поддержать ЛГБТ сообщество, переложив его ценности на детей или на свои ценности, оно очень быстро пропадает.

- Вы говорите, что вы не оператор денег, вы только даете рекомендации. Вот есть НКО, которое по всем правилам зарегистрировано, у них есть цели, задачи и светлая миссия, в которую эти ребята верят.

Ирина Ермакова: Но эта "светлая миссия" не должна противоречить российскому законодательству.

- А оно скорее всего и не противоречит.

Дмитрий Сазонов: Сама система отбора грантополучателей и получения грантов сейчас совершенствуется. Многие представители НКО задают вопросы о системе принятия решений, принципах. Здесь есть определенные объективные и субъективные факторы. Есть количественные показатели, а есть то, насколько это воспринимается общество, насколько соответствует ценностям общества, приоритетами развития. Мы сами не являемся представителями одного из пяти грантодателей, но у всех есть желание посмотреть как это работает. Система принятия решений сейчас не идеальная, она будет совершенствоваться. Задача в том, чтобы те проекты, которые идут, получили свои решения и были поддержаны.


Обсуждение
2834
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.